<< Предыдущая

стр. 3
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

отношениях со странами-кредиторами, международными организациями
и должниками России;
• формирование эффективной системы защиты внешнеэкономических ин-
тересов Российской Федерации (валютный, экспортный, таможенный
контроль и др.).
В сложившихся условиях и новой геополитической обстановке текущая
внешнеэкономическая политика России на современном этапе нацелена на реше-
ние следующих первоочередных задач:
• стабилизацию экспорта сырьевых товаров, а в дальнейшем и увеличение
его как основы прироста валютных поступлений для модернизации на-
родного хозяйства;
• накопление ресурсов для перехода к активной инвестиционной политике
и структурной перестройке экспортного потенциала, поддержание долж-
ного уровня платежеспособности, особенно по коммерческим кредитам и
долгосрочным государственным обязательствам зарубежным коммерчес-
ким банкам;
Глава 58. Формирование открытой экономики России 759

• привлечение в страну дополнительных валютных и инвестиционных ре-
сурсов для развертывания структурной перестройки экономики, развития
экспортных возможностей;
• осуществление активной торгово-политической поддержки российских
экономических интересов на потенциальных рынках и экспорта продук-
ции перерабатывающих производств;
• обеспечение умеренного протекционизма по отношению к вновь создава-
емым импортозамещающим производствам, особенно в ходе реализации
госпрограммы конверсии.
Мировой опыт использования ВЭС для преодоления отставания от стран-
лидеров дает два основных направления развития ВЭП. Первое предполагает пре-
имущественную ориентацию на экспорт, второе — на замещение импорта. Перво-
му направлению следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой
войны — западноевропейские страны, Япония, а за ними — новые индустриаль-
ные государства. Второе направление выбрали в последние два десятилетия неко-
торые латиноамериканские страны. Наиболее действенной и эффективной стра-
тегией интеграции России в мировую экономику является сочетание структурной
перестройки экономики с ее ориентацией на активный рост экспорта. Как показы-
вает мировой опыт, основой эффективной ВЭД и залогом экономической безо-
пасности страны в условиях движения к открытой экономике является развитие
экспортного потенциала и всемерное содействие национальным экспортерам.

Внешнеторговая Внешнеторговая политика — это совокупность це-
политика лей, средств и методов, применяемых государством
для развития торговых отношений с другими стра-
нами. Внешнеторговая политика включает определение географической и товар-
ной структуры экспорта и импорта, а также систему их государственного регули-
рования.
Для выработки внешнеторговой политики и конкретных мер по ее реализа-
ции в переходной экономике следует принять во внимание следующие обстоятель-
ства. С развалом СССР Россия утратила многие хозяйственные связи с бывшими
союзными республиками. Став преемницей СССР на международной арене, Рос-
сия приобрела больше обязанностей по внешней задолженности, бремя которой
основательно затрудняет ее экономические отношения с кредиторами. Что каса-
ется долгов России, то со стороны ряда зарубежных стран их возврат в валютной
или товарной форме является проблематичным.
Тем не менее осуществление рыночных реформ и либерализация внешнеэко-
номической деятельности, при всей их противоречивости и незавершенности,
позволили внешней торговле не только быстрее других секторов народного хозяй-
ства выходить из кризиса, но и вытягивать из него отрасли экономики, ориенти-
рующиеся на экспорт, а также возмещать на внутреннем рынке глубокий спад в
АПК и легкой промышленности.
Внешняя торговля постепенно становится стабилизирующим фактором и
стимулом подъема экономики России. Внешняя торговля на фоне спада по дру-
гим важнейшим показателям социально-экономического развития страны быст-
рее вышла на положительную динамику роста, увеличив свой оборот с 95,3 млрд.
долл. в 1991 г. до 115 млрд. долл. в 1999 г. Восстановление объемов внешней тор-
говли России идет в основном благодаря росту экспорта сырьевых товаров. Устой-
чиво растет положительное сальдо торгового баланса с 6,4 млрд. долл. в 1991 г. до
34,9 млрд. долл. в 1999 г. Финансовые поступления от взимания пошлин, налогов
и акцизов от экспортно-импортных операций составляют почти четверть доход-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
760

ной части федерального бюджета, а положительное сальдо торгового баланса за
1991—1999 гг. является главным источником валютных резервов. К важнейшим
целям внешнеторговой политики РФ следует отнести:
1) целенаправленное содействие структурной перестройке экономики стра-
ны;
2) изменение характера участия РФ в мировой экономике как по линии то-
варной специализации, так и в отношении договорно-правовых и политических
условий;
3) обеспечение экономической безопасности РФ.
Достижение этих целей предполагает:
• формирование обновленной структуры экспорта под влиянием происхо-
дящих структурных сдвигов в экономике страны, в первую очередь за счет
значительного повышения в нем удельного веса и объема продукции пе-
рерабатывающей промышленности, а также через развитие ориентирован-
ной на экспорт сферы услуг;
• выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для
российского экспорта секторов, ниш на мировом рынке, последующая
концентрация основных усилий на закреплении и развитии рыночного
успеха на избранных направлениях в сочетании с активным развитием
научно-технического сотрудничества, углублением производственной ко-
операции с зарубежными партнерами;
• достижение наиболее благоприятного торгового режима в отношениях с
внешнеэкономическими партнерами, снятие любых дискриминационных
ограничений на торговлю с РФ, недопущение возникновения новых огра-
ничений;
• обеспечение доступа российских предприятий на мировые рынки капита-
ла, машин и оборудования, технологий и информации, минерально-сы-
рьевых ресурсов, а также к глобальным транспортным коммуникациям в
качестве экспортеров и импортеров. Отметим, что здесь очень важную
роль должна сыграть продуманная политическая, финансовая и инфор-
мационная государственная поддержка процессов продвижения российс-
,,; , ких товаров и услуг на рынки с наиболее высокой степенью монополиза-
ции (рынки, сверхзащищенные протекционистскими мерами зарубежных
государств);
• долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимо-
отношениях как со странами и международными организациями-креди-
торами, так и с должниками РФ;
• создание эффективной системы защиты внешнеэкономических интере-
сов РФ путем совершенствования, а в ряде случаев — расширения экс-
портного, валютного, таможенного контроля, и, при необходимости, дру-
гих форм контроля внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время российская внешняя торговля еще не характеризуется
рациональной организацией международного товарообмена, когда экспорт спо-
собствует развитию производительных сил страны за счет расширения реализа-
ции отечественной продукции за пределами насыщенного внутреннего рынка, а
импорт не заменяет, а дополняет внутреннее национальное производство. Ак-
тивность торгового баланса есть скорее стихийный результат либерализации и
приватизации внешних экономических связей в условиях разрушения единого
экономического пространства бывшего СССР и общего расстройства российс-
кой экономики. Рост экспорта во многом определялся резким снижением пла-
тежеспособного спроса на внутреннем рынке, а также все еще значительным
Глава 58. Формирование открытой экономики России 761


отставанием внутренних цен от мировых по широкому кругу товаров. Расшире-
ние импорта носит в определенной мере вынужденный характер из-за неспо-
собности промышленности насытить внутренний рынок достаточным количе-
ством ширпотреба и продукции производственного назначения, способных со-
ставить конкуренцию по качеству и ассортименту товарам иностранного
происхождения. Поэтому увеличение внешнеторгового оборота происходит в
основном за счет экстенсивных факторов и не имеет под собой прочной долго-
временной основы.
Следует также отметить, что из-за растущих трудностей сбыта на внутреннем
рынке (свертывание производства у партнеров-потребителей, обострение пробле-
мы неплатежей, падение покупательной способности населения) вывоз продук-
ции за границу в ряде случаев превратился для российских производителей в един-
ственный источник их выживания и существования. Лишенные возможности про-
дать товар внутри страны, они любыми путями и способами пытаются сбыть его
за рубеж, часто на рискованных условиях и по бросовым ценам, лишь бы получить
хоть что-то, чтобы удержаться на плаву. При такой вынужденной ориентации на
экспортные поставки многие отрасли национального производства, которые рань-
ше развивались самостоятельно, теперь оказались в опасной зависимости от вне-
шних факторов, международной конъюнктуры и интересов иностранных заказчи-
ков и покупателей.
В соответствии с особенностями внутреннего спроса складывается и струк-
тура российского импорта. Под воздействием свертывания производства и капи-
таловложений снижается доля инвестиционных товаров и промышленного сырья.
Их место все чаще занимают закупки зарубежной потребительской продукции.
Лишь в результате кризиса 1998 года были созданы условия для интенсивного им-
портозамещения продукцией отечественных производителей, завоевывания утра-
ченных секторов рынка.
Преобладание топливно-сырьевых товаров в российском экспорте являет-
ся отражением реальных и наиболее значимых в настоящее время конкурент-
ных преимуществ России в международном разделении труда. Однако это не
снимает вопрос о необходимости расширения и улучшения структуры российс-
кого экспорта прежде всего за счет повышения доли машинотехнической про-
дукции и готовых изделий. Поскольку именно по этим товарным позициям су-
ществует наиболее острая конкуренция на мировом рынке, необходимо найти
свою нишу, опираясь на преимущества, которыми располагает Россия (собствен-
ная топливно-сырьевая база, относительная дешевизна и достаточная квалифи-
кация рабочей силы и ИТР, научно-технические достижения в ряде отраслей и
т.д.). Ограниченность финансовых ресурсов диктует необходимость сосредото-
чить усилия и средства на расширении экспортного потенциала оборонных от-
раслей. Необходимо также сосредоточить усилия на восстановлении позиций
российского машинотехнического экспорта в страны СНГ и развивающиеся
государства.
Девальвация национальной валюты, которая произошла в августе 1998 г., в
долгосрочной перспективе может оказать благоприятное влияние на изменение
структуры экспорта России. Наряду с государственной поддержкой отечествен-
ных товаропроизводителей девальвация должна стимулировать экспорт про-
мышленной и наукоемкой продукции из России, что в перспективе должно
привести к увеличению вывоза готовых изделий и диверсифицировать структу-
ру экспорта.
В России сохраняется значительный экспортный потенциал во многих от-
раслях экономики.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
762

В частности, российская электроэнергетика имеет огромный экспортный по-
тенциал. В начале нынешнего тысячелетия экспорт электроэнергии можно увели-
чить с 20 до 40 млрд. кВт-ч, соответственно ежегодные валютные поступления могут
возрасти до 1,5 млрд. долл.
Экспортный потенциал алмазно-бриллиантового комплекса России в конце
90-х годов оценивался в 1,5 млрд. долл.
Значительными потенциальными экспортнвгми возможностями обладают на-
укоемкие отрасли России, и прежде всего аэрокосмическая промышленность, связь
и телекоммуникации, которые могли бы ежегодно приносить государственной каз-
не 1,5—2 млрд. долл. При проведении политики стимулирования отечественных
товаропроизводителей, а также активизации процесса конверсии оборонных отрас-
лей промышленности объем российского экспорта мог бы увеличиться в первом
десятилетии нового тысячелетия примерно в 2 раза.

Опыт большинства зарубежных стран — промышленно развитых и развива-
ющихся — свидетельствует о чрезвычайной важности государственной поддержки
развития экспорта и деятельности национальных экспортеров. Практически все
зарубежные государства, включая США, страны ЕС и Японию, осуществляют це-
левые программы всемерного содействия экспортерам путем создания для них бла-
гоприятных торгово-политических и экономических условий. В России только еще
формируется подобный подход. Правительство РФ одобрило в начале 1996 г. дол-
госрочную федеральную программу развития экспорта. Главной задачей програм-
мы является формирование благоприятных экономических, организационных,
правовых и иных условий для развития российского экспорта и повышения его
эффективности, а также механизмов предоставления государственной, финансо-
вой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломати-
ческой и других видов помощи отечественным экспортерам. Программа направ-
лена на формирование новой, более эффективной модели участия России в меж-
дународном разделении труда и рассчитана на 10 лет.
При разработке перспективной внешнеэкономической политики следует по-
новому сформулировать импортную политику. По мере углубления рыночных ре-
форм традиционное значение импорта как средства сведения народнохозяйствен-
ных дефицитов будет неизбежно уменьшаться, а его роль как мощного конкурен-
тообразующего и антимонопольного фактора — увеличиваться. Подход к импорту
должен быть дифференцированным в зависимости от народнохозяйственной и со-
циальной значимости того или иного товара. В соответствии с общепринятой меж-
дународной практикой государству следует регулировать импорт в основном кос-
венными методами, ограничивая ввоз только той продукции, которая может на-
нести ущерб рентабельному или перспективному национальному производству.
Однако протекционизм должен быть умеренным, соотносящимся с ценами на
внутреннем рынке (важно не допускать их искусственного завышения) и с реаль-
ным положением дел в производстве, чтобы не превратиться в систему поощре-
ния монополистов и отсталых отечественных производителей. Необходим курс на
развитие рентабельных импортозамещающих и жизненно важных производств по
товарам, которые Россия может и должна производить сама в достаточных коли-
чествах (например, зерновые и основные продукты питания, медикаменты, тех-
нологическое оборудование и т.п.), на закупку которых уже много лет расходуется
значительная часть валютных поступлений.
На сегодняшний день в России действует весьма сложная и недостаточно эф-
фективная система государственного регулирования внешней торговли. Это свя-
зано с тем, что государство учитывает в первую очередь сложившуюся коммерчес-
кую практику, которая пока еще далека от цивилизованных отношений, а также
различного рода международные соглашения.
Глава 58. Формирование открытой экономики России 763

Государственное В настоящее время регулирование внешней торгов-
регулирование ли осуществляется на базе ряда важнейших законо-
внешнеторговой дательных актов. В 1993 г. в России были приняты
деятельности Закон «О таможенном тарифе РФ» и «Таможенный
кодекс РФ», в 1995 г. — Федеральный закон «О госу-
дарственном регулировании внешнеторговой деятельности», и в 1998 г. — Феде-
ральный закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Феде-
рации при осуществлении внешней торговли товарами».
Принятые нормативные документы установили основные принципы осуще-
ствления и регулирования внешнеторговой деятельности:
• единство внешнеторговой политики как составной части внешней поли-
тики РФ;
• единство системы государственного регулирования внешнеторговой дея-
тельности и контроля за ее осуществлением;
• единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реа-
лизации государственных задач обеспечения национальной безопаснос-
ти, политических, экономических и военных интересов, а также выпол-
нения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия
массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
• единство таможенной территории РФ;
• приоритет экономических мер государственного регулирования внешне-
торговой деятельности;
• равенство участников внешнеторговой деятельности, отсутствие дискри-
минации во взаимоотношениях между ними;
• защита государством прав и законных интересов участников внешнетор-
говой деятельности;
• исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во
внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и эконо-
мике РФ.
Разработка предложений по государственной внешнеторговой деятельности
РФ, ее регулированию со стороны участников, заключению международных дого-
воров РФ в области внешнеторговых связей осуществляется тем федеральным ор-
ганом исполнительной власти, на который Правительством РФ непосредственно
возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности.
До середины 1997 г. функцию такого органа выполняло Министерство внеш-

<< Предыдущая

стр. 3
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>