<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

неэкономических связей, которое позднее было объединено с Министерством тор-
говли РФ. В настоящее время все функции в сфере внутренней и внешней торговли
перешли в ведение Министерства экономического развития и торговли РФ.
Помимо данного Министерства весьма важную функцию в рамках системы ре-
гулирования внешнеэкономической деятельности в стране выполняет Государствен-
ный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ).
В настоящее время государственное регулирование внешней торговли осу-
ществляется с помощью широкого круга мер, подразделяемых на тарифные и не-
тарифные методы, число которых постоянно растет. Объясняется это прежде все-
го тем, что по мере расширения ВЭС России требуются все новые инструменты
оптимизации ее участия в международной специализации, ограждения националь-
ной экономики от. негативного влияния внешних факторов (циклических спадов,
чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.д.),
содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рын-
ке. Последовательной реорганизации подверглась таможенно-тарифная система
страны. Из чисто символической структуры, перераспределяющей средства меж-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
764

ду отдельными статьями государственного бюджета, тариф превратился в важный
инструмент внешнеторговой политики. В настоящее время таможенный тариф яв-
ляется основной мерой тарифного регулирования и представляет собой свод ста-
вок таможенных пошлин (таможенных тарифов), применяемых при перемещении
товаров через границу РФ и систематизированных в соответствии с Товарной но-
менклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура опре-
деляется Правительством РФ по принятым в международной практике системам
классификации товаров. Таможенный тариф применяется как при ввозе товаров
на территорию РФ, так и при вывозе их из России. Соответственно имеются им-
портный и экспортный таможенные тарифы. Таможенный тариф выполняет функ-
ции налога, взимаемого при пересечении товара через границу, регулятора струк-
туры и объема внешнеторгового оборота, а также источника поступления финан-
совых средств в государственный бюджет.
В соответствии с Законом «О таможенном тарифе» таможенные пошлины под-
разделяются на два вида:
• сезонные, предусмотренные для оперативного регулирования экспорта и
импорта. Период их действия не может превышать шести месяцев в году.
• особые, предназначенные для защиты интересов РФ. Такого вида ставки
таможенных пошлин применяются временно и могут быть:
а) специальными, применяемыми в качестве защитной меры при импорте то-
варов в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб рос-
сийским изготовителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а
также в качестве ответной меры на дискриминационные и другие действия, ущем-
ляющие интересы РФ;
б) антидемпинговыми, применяемыми при импорте товаров по ценам, более
низким, чем их цена в стране, откуда поступает импорт; в случае угрозы нанесения
российским изготовителям подобных товаров материального ущерба либо препят-
ствования организации или расширению отечественного производства в РФ;
в) компенсационными, применяемыми при импорте товаров, при вывозе или
производстве которых использовались субсидии, и если такой ввоз на территорию
России наносит или угрожает нанести материальный ущерб изготовителям подоб-
ных товаров либо мешает организации или расширению отечественного производ-
ства.
В последние годы в мировой практике происходит смещение в сторону ис-
пользования нетарифных мер, что характерно и для России.
Большинство современных мер регулирования внешней торговли России от-
носится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане оказа-
ния влияния на структуру, объем и географическое направление импорта и экс-
порта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование
включает широкий круг инструментов современной торговой политики, которые
можно разделить на две группы. К первой относятся внешнеторговые меры, на-
правленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отрас-
лей национального производства: лицензирование и контингентирование импор-
та, компенсационные сборы, системы минимальных импортных цен и т.д.
Вторая группа включает меры, формально не направленные на ограничение
внешней торговли и относящиеся больше к административному регулированию,
действие которого тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формально-
сти, технические и экологические стандарты и нормы, санитарные и ветеринар-
ные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.п.
К числу наиболее распространенных нетарифных инструментов регулирова-
ния импорта, а иногда и экспорта относятся контингенты (квоты) и лицензии.
Практически все промышленно развитые и развивающиеся страны применяют эти
нетарифные меры. В России в 1992 г. установлен определенный порядок квотиро-
Глава 58. Формирование открытой экономики России 765


вания и лицензирования, который распространяется на все хозяйственные субъек-
ты независимо от форм собственности Постановлением Правительства РФ «О ли-
цензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на тер-
ритории Российской Федерации».
Квотирование представляет собой меру государственного регулирования МЭО,
вводимую соответствующими государственными органами, по ограничению экс-
порта, импорта и производства определенных товаров посредством установления их
количественной абсолютной или относительной величины (квоты) на конкретный
период. Такую меру вводят с целью выполнения имеющихся соглашений и обяза-
тельств страны, соблюдения интересов своего государства, собственных производи-
телей и потребителей. В объеме выделенных квот экспорт и импорт товаров осуще-
ствляется по лицензиям, т.е. по разрешениям. Лицензирование, как и квотирование,
является мерой регулирования ВТД, предусматривающей выдачу государственны-
ми органами разрешения на осуществление экспортных или импортных операций с
товарами в рамках соответственно экспортных или импортных квот. Лицензии бы-
вают, как правило, разовыми и генеральными. Разовая лицензия предусматривает
разрешение на разовый вывоз или ввоз через границу России по одной сделке опре-
деленного вида товара определенному лицу с указанием срока перемещения, объе-
ма, стоимости, страны происхождения товара, а в ряде случаев и таможни деклари-
рования этого товара. Генеральная лицензия дает право на ввоз или вывоз через гра-
ницу России товара определенного вида (или нескольких видов одной подгруппы
товарной номенклатуры ВЭД) указанному лицу. Действие этого права распростра-
няется, как правило, на один календарный год.

В государствах с федеративным устройством, к ко-
Региональные
торым относится Россия, многое зависит от пра-
аспекты внешне-
вильного и оптимального распределения полномо-
экономической
чий в области формирования и реализации ВЭП
политики
между центральными и региональными властями
при безусловном единстве и целостности этой политики. На федеральном уровне
в России решаются следующие основные задачи ВЭП: формирование концепции
и стратегии развития ВЭС и основных принципов ВЭП РФ; защита экономичес-
ких и других интересов России, субъектов РФ, российских юридических и физи-
ческих лиц, обеспечение им необходимых конкурентных возможностей на миро-
вом и отечественном рынках; таможенная политика, правовое регулирование и
другие вопросы таможенного дела; валютное регулирование и валютный контроль,
регулирование платежно-расчетных отношений с иностранными государствами;
установление общего размера государственных кредитов и иной экономической
помощи иностранным государствам, предоставление им займов и помощи; зак-
лючение международных договоров о государственных займах и кредитах, полу-
чаемых Россией; установление лимита внешнего государственного долга России и
разработка платежного баланса России.
Наиболее сложным вопросом является вопрос о международной право-
субъектности регионов России.
Степень самостоятельности субъекта федерации и объем внешней компетен-
ции определяются Конституцией и общим законодательством федеративного го-
сударства. Конституция Российской Федерации признает, что в совместном веде-
нии Российской Федерации и ее субъектов находится «координация международ-
ных внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации...»
Законом РФ «О государственном регулировании внешнеэкономической дея-
тельности» определены не только полномочия центра в реализации ВЭП, выделе-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
766

на также сфера совместного ведения федерации и ее субъектов, определены дос-
таточно широкие полномочия субъектов федерации в области внешнеэкономи-
ческой деятельности. В настоящее время в области сотрудничества между феде-
ральными и региональными властями сложились следующие направления их вза-
имодействия: координация ВЭС субъектов РФ; получение кредитов и ссуд под
гарантии субъектов РФ, их использование и пополнение; привлечение и опреде-
ление порядка инвестирования зарубежных средств; формирование и реализация
региональных и межрегиональных программ ВЭД.
Деятельность субъектов федерации по реализации ВЭП базируется в соот-
ветствии с законом на праве субъектов РФ в рамках федеральных законов прини-
мать свои нормативные акты и положения, которые конкретизируют федераль-
ные законы с учетом местных условий и экономических интересов регионов, воз-
можности участвовать в распределении доходов от ВЭД, а также праве субъектов
РФ предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые
гарантии зарегистрированным на их территории участникам ВЭД, включая пред-
приятия с иностранными инвестициями.
Распределение компетенции в сфере ВЭС также нашло отражение в двусто-
ронних договорах о разграничении полномочий и предметов ведения, подписан-
ных РФ более чем с 40 субъектами федерации из 89.
Российские субъекты подключаются к деятельности региональных органи-
заций сотрудничества, в которых участвует Россия. Это — Черноморское эконо-
мическое сотрудничество, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет го-
сударств Балтийского моря.
Важной и все более весомой составляющей международных программ являются
связи субъектов федерации с регионами и правительствами стран СНГ и их структура-
ми. Эффективно действует межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение»,
объединяющая 12 российских и казахстанских областей. Республики Дагестан и Татар-
стан заключили с Казахстаном соглашения о принципах торгово-экономического, на-
учно-технического и культурного сотрудничества. Аналогичные документы подписаны
Башкортостаном, Республикой Саха (Якутия), Новосибирской областью.
Анализ партнерских связей регионов России с прибалтийскими республика-
ми показывает, что эти связи также достаточно активны. Круг партнеров Латвии,
Литвы и Эстонии в торгово-экономической области включает Москву, Санкт-Пе-
тербург, Московскую, Ленинградскую, Калининградскую, Псковскую, Нижего-
родскую, Свердловскую, Томскую, Тюменскую, Челябинскую области, Республи-
ки Карелию, Марий Эл, Чувашию, Саха (Якутия).
Однако в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют нормативные
документы, регулирующие в полном объеме внешние связи субъектов РФ, что зас-
тавляет их в свою очередь полагаться на двусторонние договоры, в которых в общей
форме сформулированы пределы исключительной компетенции субъектов во вне-
шних связях. Такая ситуация неизбежно создает дисбаланс в международных отно-
шениях, ставит их в зависимость от трактовки национально-территориальных
субъектов, создает противоречивое нормативное регулирование внешнеэкономи-
ческой деятельности. На новом этапе преобразований упорядочение внешнеэконо-
мической деятельности регионов должно осуществляться в рамках общенациональ-
ных приоритетов развития международных экономических отношений.

Переходные формы К переходным формам внешнеэкономической дея-
внешнеэкономичес- тельности следует отнести совместные предприятия.
кой деятельности Это субъекты хозяйствования, организованные и
действующие с участием иностранного капитала
Глава 58. Формирование открытой экономики России 767

(инвестиций), в том числе в странах с развитой рыночной экономикой. В услови-
ях стран с переходной экономикой их отличает прежде всего особый льготный
режим, устанавливаемый для зарубежных партнеров. Такие предприятия могут
быть созданы посредством: их учреждения, то есть одновременного предоставле-
ния паев российским и зарубежным партнерами во вновь создаваемом предприя-
тии; покупки иностранным инвестором (инвесторами) своей доли участия, или
пая, в уже действующем российском предприятии; покупки целого предприятия
иностранным участником (участниками).
Основное значение совместного предпринимательства в том, что страна, ис-
пользующая совместные предприятия, получает передовые зарубежные техноло-
гии, технику, а также опыт и навыки управления для организации конкурентоспо-
собных современных производств. Важное значение имеют также возможности
выхода на рынки государств, чьи фирмы участвуют в процессе совместного пред-
принимательства, с новым ассортиментом товаров, прежде всего — продукции
обрабатывающей промышленности.
К августу 1998 г. на территории России действовало более 15 тысяч совместных
предприятий различного профиля, при этом доля их в общем объеме российского
товарооборота составляла лишь около 8 процентов. Это весьма скромные показа-
тели по сравнению с теми результатами, которых ожидали от внедрения этой
формы внешнеэкономической деятельности на рубеже 80—90-х гг. Кроме того,
лишь малая часть их была учреждена в сфере материального производства, при-
чем среди последних преобладали предприятия топливно-сырьевого сектора. По-
давляющая же часть совместных предприятий была занята торгово-посредничес-
кой деятельностью.
Финансово-экономический кризис 1998 г. в полной мере продемонстрировал
всю слабость сложившейся в России структуры совместного предпринимательства.
Среди малых предприятий, разорившихся по итогам 1998 г. (свыше 11% от общего
их числа в стране) и окончивших год с убытками, значительная часть приходится на
совместные предприятия; объявили о своем разорении и закрытии многие торгово-
посреднические структуры.
К переходным формам внешнеэкономической деятельности можно отнести
также свободные экономические зоны (один из вариантов — зоны свободного пред-
принимательства). Это — специально определенные законом территории, на ко-
торых создается льготный по сравнению с основной территорией страны налого-
вый режим, а также облегченный таможенный режим для ввоза и вывоза товаров
и капиталов. Обычно подобные зоны организуются в приграничных районах или
на прилегающих к крупным международным аэропортам территориях, в морских
или крупных речных портах и на прилегающих к ним территориях, что облегчает
условия транспортировки грузов.
Свободные экономические зоны действуют и в промышленно развитых стра-
нах, однако особое их значение для государств с переходной экономикой в том,
что на территории последних создаются особо привлекательные для иностранных
инвесторов условия учреждения предприятий, получения прибыли и распоряже-
ния ею. В современной России практическая работа по созданию таких зон в го-
роде-порту Находка Приморского края, городе Выборге Ленинградской области,
подмосковном Зеленограде и других началась в 1990 г.. Однако со временем стало
очевидно, что отдача и от этой формы внешнеэкономических связей оказалась
крайне незначительной.
Среди причин малоэффективное™ свободных экономических зон в России
можно выделить следующие: продолжающееся состояние общеэкономической и
политической нестабильности в стране; правовая неурегулированность таких воп-
росов, как права иностранных инвесторов и условия распределения получаемой
на территории зоны прибыли; отсутствие реальной связи между развитием отдель-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
768

ных зон и общими процессами, проходящими в российской экономике; исполь-
зование свободных экономических зон в качестве средства решения спорных воп-
росов, возникающих между федеральным центром и субъектами федерации, что
ведет к еще большему обострению кризиса федеративных отношений в России и
усилению социально-политической напряженности.
В результате на сегодняшний день большинство* проектов оказались факти-
чески «замороженными».
Таким образом, преимущества переходных форм внешнеэкономической дея-
тельности, доказавших свою эффективность в других странах, в сложившейся си-
туации для России не используются в полной мере.

Экономическая Экономическая безопасность является важнейшей
безопасность качественной характеристикой экономической си-
стемы. Экономическая безопасность — это совокуп-
ность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной эконо-
мики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному совершенство-
ванию. Экономическая безопасность определяет способность экономики
постоянно поддерживать последовательную реализацию национально-государ-
ственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нор-
мальные условия жизнедеятельности населения.
Экономическая безопасность охватывает различные аспекты хозяйство-
вания: финансовую, внешнеэкономическую, продовольственную, отраслевую,
региональную составляющие и т.д. Внешнеэкономическая безопасность стра-
ны реализуется при проведении независимой внешнеторговой политики, на-
правленной на формирование национального хозяйства, интегрированного в
мировую экономику и устойчивого к воздействию неблагоприятных внешних
факторов. Основой для реализации внешнеэкономической безопасности явля-
ется высокая конкурентоспособность отечественной продукции на мировом

<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>