<< Предыдущая

стр. 5
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

рынке.
Различаются внешние и внутренние факторы экономической безопасности
страны. Среди внешних факторов в переходной экономике России выделяют:
опасность превращения России в нетто-экспортера природных ресурсов; лавино-
образное нарастание импортной зависимости; рост внешней задолженности; утеч-
ку капитала; неблагоприятный инвестиционный климат.
Анализ основных внешнеэкономических угроз показывает, что они явля-
ются вторичными по отношению к внутренним факторам экономической безо-
пасности. Нарастание неблагоприятных факторов экономической безопасности
происходит в переходной экономике России по следующим направлениям: сни-
жение технологического уровня производства; спад производства; ухудшение
структуры отечественного производства и его деиндустриализация; кризис ин-
вестиционной сферы; разрушение научно-технического потенциала; нарастание
социальной напряженности; информационная незащищенность; криминализа-
ция экономики.
Следует также различать конкретные угрозы экономической безопасности
страны. К ним могут относиться: резкое падение цен на важные экспортные това-
ры или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию; введе-
ние эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группой государств, пред-
ставляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для России; вы-
сокая степень зависимости экономики от поставок отдельных видов продукции
(например тех или иных продовольственных товаров) из одной страны или груп-
пы стран; высокая степень финансовой зависимости от иностранных государств,
Глава 58. Формирование открытой экономики России 769

которая давала бы кредиторам возможность навязывать России выгодную только
им экономическую политику, и т. д.
Анализ показывает, что серьезную проблему для России представляют соче-
тание внутренних угроз с нарастающими внешними. Истоки основных внешних
угроз, таких, как возрастание внешней задолжности до 150 млрд. долл., усилива-
ющаяся сырьевая ориентация экспорта — 90% экспорта составляют товары топ-
ливно-сырьевой группы, снижение на 80% объемов внешнеторгового оборота со
странами ближнего зарубежья, обусловлены не только низкой эффективностью
национальной экономики, слабой конкуренцией обрабатывающих отраслей, но и
являются результатом внешних факторов. Недоучет внешнего фактора, несвоев-
ременность реагирования на возникающие угрозы чреваты серьезными послед-
ствиями не только для внешнеэкономической безопасности, но и для всей эконо-
мики России.
Негативное воздействие на состояние дел во внешнеэкономической деятель-
ности РФ перечисленных факторов усиливается несовершенством финансовой,
организационной и информационной поддержки российского экспорта со сторо-
ны государства, а также сохраняющейся нерациональной структурой импорта.
В Указе Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 г. «О Государственной страте-
гии экономической безопасности Российской Федерации» среди представляющих
угрозу экономической безопасности факторов отмечались: завоевание иностранны-
ми фирмами внутреннего рынка РФ по многим видам ТНП; приобретение иност-
ранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной
продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков; рост внешнего долга РФ и
связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
В этом же документе указывалось на возрастание неравномерности социаль-
но-экономического развития регионов страны, что, в свою очередь, ведет к сниже-
нию экспортно-импортного потенциала страны в процессе ее вхождения в мирохо-
зяйственные связи. В то же время следует подчеркнуть, что на внешний рынок за
годы реформ вышло огромное число негосударственных экспортеров (по некото-
рым оценкам, до полумиллиона субъектов рыночных отношений). Произошло это
под влиянием объективно существующих различий в уровне социально-экономи-
ческого развития регионов, в силу разрушения значительной части производствен-
но-технологических связей между предприятиями отдельных регионов РФ, а также
в связи с непрерывным увеличением разрыва в уровне производства национального
дохода на душу населения между отдельными субъектами РФ. В результате их не-
квалифицированных, а подчас и недобросовестных действий была серьезно подо-
рвана репутация российских экспортеров на Мировом рынке. Последствия этого не
заставили себя долго ждать: существенно возрос экспорт сырьевых товаров в рамках
бартерных операций, что привело к еще большему снижению цен на стратегичес-
кие товары, лавинообразно увеличился бесконтрольный вывоз российских това-
ров, повлекший за собой потерю РФ валютных средств (по независимым оцен-
кам, 3—4 млрд. долларов ежемесячно).
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержден-
ной Указом Президента РФ № 1300 от 17 декабря 1997 г. в развитие вышеупомянуто-
го документа, также говорится об опасности формирования в РФ экономической
модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продо-
вольствия и предметов потребления.
Для оценки экономической безопасности государства используются как ка-
чественные, так и количественные параметры. Экономика страны является само-
приспосабливающейся системой, поэтому пороговые показатели носят подвиж-
ный характер. Важны не только сами экономические показатели, но и их динами-
ка. Именно динамика отражает изменение близости показателей к пороговым
значениям, показывая, в каком направлении происходит развитие системы. Мо-
ниторинг и анализ динамики могут способствовать прогнозированию направле-
ний возникновения кризиса.
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
770

Для анализа уровня экономической безопасности целесообразно использо-
вать трехуровневую систему показателей. Первый уровень служит ориентиром при
проведении экономической политики для достижения экономического роста. Эти
показатели наиболее важны для экономики страны, но их достижение ориентиро-
вано на долгосрочную перспективу.
Второй уровень показателей экономической безопасности — критериальные
величины, при которых экономическая система может существовать в условиях
спада. Ухудшение реальных показателей по сравнению с показателями второго
уровня может привести к дальнейшему усилению кризиса. Примерами качествен-
ных изменений могут служить: девальвация национальной валюты, изменение ус-
ловий обслуживания рынка государственных заимствований, изменение режима
внешней торговли, налоговая реформа и т.п. Именно показатели второго уровня
целесообразно использовать для анализа экономической безопасности в переход-
ной экономике.
Третьим уровнем экономической безопасности являются показатели, дости-
жение которых может привести экономическую систему к серьезному структур-
ному кризису. Использование этих показателей наряду с показателями экономи-
ческой безопасности второго уровня помогло бы спрогнозировать кризис обслу-
живания долга и разрушение финансовой системы страны летом—осенью 1998 г.
Данные показатели являются актуальными для российской экономики, посколь-
ку они помогают определить наиболее слабый элемент экономической системы,
ведущий к катастрофе.
Уровень внешнеэкономической безопасности России при ее интеграции комп-
лексно может быть охарактеризован следующим набором показателей:
1. Индекс «условий торговли», т.е. соотношения экспортных и импортных цен
в международной торговле, показывающий, во что обходится национальной эко-
номике изменение мировых цен на экспортируемые и импортируемые товары,
больше или меньше отечественных ресурсов приходится расходовать на оплату
единицы импорта, т.е. сумму потерь или выигрышей при сложившейся структуре
товарооборота.
2. Масштабы иностранной конкуренции на внутреннем рынке, т.е. доля импорта
в потреблении, взятая в потоварном и пофирменном (только по крупнейшим фир-
мам) разрезах, особенно по той продукции, для производства которой страна рас-
полагает достаточным потенциалом.
3. Мера техникоемкости внешнеторгового оборота, т.е. удельный вес машин и
оборудования, лицензий, лизинга (долгосрочная аренда машин и оборудования)
и пр. в экспорте и импорте.
4. Степень диверсификации внешних рынков сбыта и источников импортных
ресурсов, т.е. страновая и фирменная структура экспорта и импорта.
5. Коэффициент обслуживания внешнего долга, т.е. отношение величины вып-
лат для его погашения к объему выручки от экспорта за тот или иной год.
6. Отношение величины золотовалютных резервов к объему импорта или сумме
выплат в погашение внешнего долга за какой-либо год.
Ухудшение каждого из этих показателей свидетельствует в конечном итоге о
сужении возможностей для осуществления воспроизводства, обеспечения эконо-
мического роста. Непринятие надлежащих мер к блокированию внешних угроз
может привести к таким нежелательным последствиям, как дальнейший эконо-
мический спад, сокращение занятости, снижение эффективности национального
производства.
Внешнеэкономическая безопасность в условиях открытой экономики требу-
ет, чтобы участие страны в мирохозяйственных связях создавало наиболее благо-
Глава 58. Формирование открытой экономики России 771

приятные условия для развития национального производства, а также чтобы на-
циональная экономика в наименьшей степени ощущала неблагоприятное разви-
тие событий в мире как в экономической, так и в политической областях.
Либерализация внешней торговли предполагает не только создание условий
для более широкого присутствия на отечественных рынках зарубежной продук-
ции, но и последовательную защиту интересов отечественных производителей на
внешнем рынке. Речь идет в первую очередь об устранении дискриминационных
ограничений на ввоз российской продукции в развитые страны Запада, о недопу-
стимости навязывания решений, реализация которых прямо или косвенно нане-
сет экономическим интересам страны ущерб, о налаживании действительно взаи-
мовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, о взаимосогласованном с
зарубежными партнерами продвижении на мировые рынки высокотехнологичной
отечественной продукции (аэрокосмическая, оборонная промышленность, услу-
ги по созданию программного обеспечения, систем связи и т.п.). Последнее на-
прямую связано с необходимостью создания более благоприятного политико-эко-
номического климата для углубленной международной интеграции российской
экономики, в том числе и через расширение рынков сбыта российской продук-
ции.
Линия на последовательную либерализацию внешнеэкономических связей
и большую открытость отнюдь не должна сопровождаться отказом от нетариф-
ного регулирования экспорта и импорта (квотирование, лицензирование и т.д.),
а также от установления контроля и пределов вывоза капитала. Как правило,
эти инструменты используются при необходимости странами с рыночной эко-
номикой. Причем мировая практика показала, что в кризисных ситуациях имен-
но административные меры дают наиболее быстрый и полный эффект. Вме-
сте с тем по мере преодоления кризиса акцент в регулировании должен сме-
щаться в сторону тарифных и налоговых регуляторов — ввозных ставок и
вывозных пошлин, внутренних налогов на импорт (акциз, налог на добавлен-
ную стоимость).
Важная роль по-прежнему отводится мерам валютного регулирования в со-
четании с формированием действенной системы валютного контроля и надзора за
соблюдением законодательства РФ о внешнеэкономической деятельности. Сохра-
няет свою актуальность задача по обеспечению сбалансированности кредитно-
финансовой политики, поэтапному сокращению зависимости РФ от внешних кре-
дитных заимствований и укреплению ее позиций в международных финансово-
экономических организациях.
Политика открытия экономики предполагает отказ от крайнего протекцио-
низма. Однако защита отраслей и производств, перспективных в плане формиро-
вания новой модели включения России в мировое хозяйство, необходима.
Основные термины
Открытая экономика
Внешнеэкономические отношения
Либерализация внешнеэкономических отношений
Экономическая безопасность
Уровень экономической безопасности
Внешнеэкономическая политика
Внешнеторговая политика
Государственная поддержка экспорта
Таможенный тариф
Нетарифные инструменты
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
772

Совместные предприятия
Региональный аспект внешнеэкономической политики
Международная торговля товарами и услугами
Международная миграция рабочей силы
Международная миграция (движение) капиталов
.
Дискриминационная политика в торговле
Переходные формы внешнеэкономической деятельности

<< Предыдущая

стр. 5
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ