стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Глава 59
Роль обменного курса в переходных экономиках

Функции обменного В странах с переходной экономикой содержание и
курса в переходной направление валютной политики претерпевают су-
экономике щественные изменения. В централизованно-плани-
руемой экономике при господстве монополии госу-
дарства на внешнеэкономическую деятельность исключалась возможность кон-
вертируемости национальной валюты, существовал жесткий валютный контроль
над всеми экспортно-импортными операциями, включая контроль за распределе-
нием валютных ресурсов, обязательную сдачу валютной выручки экспортерами
по установленным обменным курсам. При этом использовались неодинаковые об-
менные курсы для различных видов внешнеэкономической деятельности (суще-
ствовала так называемая система множественных обменных курсов (МОК), что
ставило в неравные экономические условия различные группы экспортеров и им-
портеров. Официальный курс национальной валюты был сильно завышен и не-
редко в 4—7 раз превышал курс «черного» валютного рынка. Все это при отсут-
ствии легальных валютных рынков препятствовало эффективному распределению
ограниченных валютных резервов, приводило к ухудшению баланса текущих опе-
раций. В этих условиях проблемы платежного баланса решались с помощью жест-
ких внешнеторговых ограничений (в первую очередь это касалось импорта) и об-
ращением к внешним займам по линии государства. Количественное ограниче-
ние импорта, административное распределение импортных лицензий наряду с
государственным регулированием цен приводило к разрыву связи между внутрен-
ними и мировыми ценами, к потере сравнительных преимуществ, к изоляции оте-
чественных производителей от конкуренции со стороны внешнего мира.
Переход к рынку с целью достичь наибольшей эффективности экономичес-
кой системы в целом позволяет по-новому оценить роль обменного курса в кар-
динально меняющейся экономической среде. «Освобождение» цен, начавшийся
процесс либерализации импортных режимов и снижение государственного конт-
роля над экспортом (к 1995 г. были ликвидированы экспортные квоты практичес-
ки во всех странах Центральной и Восточной Европы, а также в Азербайджане,
Казахстане, Молдове, России, Украине), отмена государственных заказов, станов-
ление национальных кредитно-денежных систем объективно сделали обменный
курс одним из основных приоритетов макроэкономической политики.
Либерализация внешней торговли, переход от количественных ограничений
к тарифам, постепенное сокращение внешнеторговых ограничений возлагают на
обменный курс несравненно большую ответственность за выравнивание платеж-
ного баланса, и в первую очередь баланса текущих операций, нежели это было
при административно-командной системе. Адекватный обменный курс призван в
максимальной степени смягчить последствия сокращения внешнеторговых огра-
ничений. Так, например, реальная девальвация или обесценение национальной
валюты, делая более дорогими импортные товары, облегчают отход от количе-
ственных ограничений на импорт, снижают их протекционистский эффект.
Равновесный обменный курс, уравновешивающий спрос и предложение на
валютном рынке,"выполняет еще одну очень важную функцию, свойственную ис-
ключительно переходной экономике: он призван устранить искажения в структу-
ре относительных цен, доставшихся в наследство от административно-командной
системы, ценообразование в которой, основываясь на нормативных принципах,
практически не принимало в расчет рыночные механизмы — цены не сообщали
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
774

экономическим агентам необходимой информации о рынке и в силу этого не мог-
ли служить стимулами высокоэффективного производства. В условиях свободной
внешней торговли, получая возможность покупать и продавать товары по миро-
вым ценам, внутренние производители и потребители товаров, выступающих
объектами международной торговли (tradable goods), неизбежно «подстраивают»
свое производство под существующий уровень мировых цен, выражаемый в наци-
ональной валюте через обменный курс (Pt = Р* х е, где Pt — цена товаров, высту-
пающих объектами международной торговли, Р* — мировой уровень цен, е — но-
минальный обменный курс). Ценовые импульсы затем передаются производите-
лям товаров, не являющихся объектом международной торговли, цены на которые
прямо или косвенно зависят от цен на товары—объекты международной торгов-
ли. Таким образом, страна с большей или меньшей скоростью импортирует миро-
вую структуру относительных цен.
От выбранной системы обменного курса во многом зависит конкурентоспособ-
ность страны на мировых рынках. Так, если страна сталкивается с реальным удоро-
жанием своей валюты, в первую очередь вследствие быстрого роста внутренних цен,
девальвация может быть весьма действенным средством восстановления конкурен-
тоспособности. Нужно четко представлять, в силу каких причин произошло паде-
ние конкурентоспособности и, как следствие, ухудшение баланса текущих опера-
ций. В случае роста дефицита госбюджета, финансируемого главным образом за счет
денежной эмиссии, девальвация окажется успешной: она будет способствовать вос-
становлению возросшего реального обменного курса и упавшей конкурентоспособ-
ности. Однако вопрос заключается в том, насколько девальвировать валюту — на
большую или меньшую величину по сравнению с темпом роста цен, так как скорость
реакции на экономические потрясения различна на валютных и товарных рынках.
В том случае, когда страна сталкивается с ухудшением условий торговли, к
девальвации следует подходить с большей осторожностью. Если страна сильно
зависит от импорта, значительно увеличатся издержки производства отечествен-
ных товаров, использующих импортное сырье, что приведет к дальнейшему росту
внутренних цен, реальному удорожанию валюты, падению конкурентоспособнос-
ти и ухудшению баланса текущих операций. В этом случае проблема восстановле-
ния конкурентоспособности должна решаться за счет внутренних факторов (струк-
турной перестройки экономики, пересмотра инвестиционной политики и т.п.) и
ее восстановление потребует более длительного периода.
Стабильность или, по крайней мере, предсказуемость обменного курса, под-
крепленные соответствующей бюджетно-налоговой и кредитно-денежной поли-
тикой призваны обеспечить устойчивость национальной валюты и доверие к ней.
Это особенно важно для стран с переходной экономикой, во многих из которых (в
первую очередь в бывших республиках СССР) процесс создания национальных
кредитно-финансовых систем (в том числе валютных рынков) и введение соб-
ственных денежных единиц начались лишь в начале 90-х годов.
Обменный курс, его динамика наряду с соответствующей законодательной
базой непосредственно влияют на направление и характер международных пото-
ков капитала. Оттого, существует ли жесткий валютный контроль за потоками ка-
питала, конвертируема ли национальная валюта и в какой степени, каковы воз-
можности репатриации прибылей иностранных компаний из принимающей стра-
ны, будут зависеть размеры прямых и портфельных инвестиций в страны с
переходной экономикой.
В странах с переходной экономикой обменный курс может играть существен-
ную роль в борьбе с инфляцией. Исторически обменный курс служил важным
инструментом поддержания стабильных цен. В период Золотого стандарта он
Глава 59. Роль обменного курса в переходных экономиках 775


играл первостепенную роль в предотвращении инфляции (экономический рост,
сопровождаемый возникновением дефицита баланс текущих операций приводи-
ли к оттоку золота из страны в условиях фиксированного обменного курса, а сле-
довательно, к уменьшению денежной массы, размер которой определялся исклю-
чительно запасами золота в стране). Именно обменный курс рассматривается в
качестве главного фактора, остановившего гиперинфляцию в Европе после Пер-
вой мировой войны.
В странах с переходной экономикой сложилась довольно парадоксальная си-
туация, при которой внутренние цены ориентированы на обменный курс (а не на-
оборот, как в промышленно развитых странах). Использование обменного курса как
номинального якоря в борьбе с высокой инфляцией может, при определенных ус-
ловиях, выступать одним из действенных средств процесса стабилизации. В этой
связи в странах с переходной экономикой в период борьбы с высокой инфляцией
вполне обосновано использование опыта некоторых стран Латиноамериканского
региона, таких как Аргентина, Чили, Бразилия, а также опыта Израиля, использо-
вавших в 70—80-е гг. в качестве номинального якоря в борьбе с гиперинфляцией и
высокой инфляцией обменный курс. Опыт этих стран свидетельствует о том, что
стабилизация на базе обменного курса может быть успешной лишь в том случае, если
она сопровождается жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой полити-
кой, пользуется доверием со стороны основной массы населения.

Выбор системы обменного курса какой-либо стра-
Выбор системы
ной определяется, в первую очередь, показателями
обменного курса
экономического развития, состоянием платежного
баланса, степенью открытости экономики, уровнем конкурентоспособности, ве-
личиной резервов иностранной валюты, степенью зависимости экономики от
внешней торговли, общественно-политическим климатом в обществе, состояни-
ем национальной денежной системы, природой и особенностями экономических
потрясений, с которыми сталкивается страна.
Успех валютной политики зависит от того, насколько тесно она скоордини-
рована с другими направлениями макроэкономической политики. Если выбран-
ная стратегия в отношении обменного курса не отвечает реально складывающей-
ся экономической ситуации, она может усугубить переживаемые страной эконо-
мические потрясения. Об этом в равной мере свидетельствует и опыт промыш-
ленно развитых и развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой.
Вполне очевидно, что если страна с закрытой экономикой сохраняет, например,
за собой право на большой дефицит госбюджета, то стратегия поддержания фик-
сированного обменного курса нереалистична, ибо она в кратчайшие сроки приве-
дет к оттоку официальных резервов из страны.
В странах с переходной экономикой проблема выбора системы обменного
курса после распада административно-командных систем осложнялась рядом осо-
бых обстоятельств: по сути, перед странами стояла задача выбора совершенно но-
вой системы обменного курса, у этих стран полностью отсутствовал опыт конвер-
тируемости валюты, во многих вновь образовавшихся государствах попросту еще
не было полноценной национальной валюты, шел процесс становления валют-
ных рынков.
Несмотря на то, что в настоящее время страны с переходной экономикой де-
монстрируют все разнообразие систем обменного курса — от жестко фиксирован-
ных валютных курсов в Латвии и валютного совета в Эстонии, Литве и Болгарии,
«ползущей привязки» в Венгрии, валютного коридора в Польше до «управляемого
плавания» в России и «свободно плавающего» обменного курса в Молдове — тем
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
776

не менее с известной долей условности можно проследить закономерность эво-
люции систем обменного курса в большинстве из этих стран.
На первых этапах реформирования экономики в начале 90-х годов сохраня-
лась система множественных обменных курсов, хотя все страны провели значи-
тельные девальвации своих валют, а некоторые из них ввели плавающий обмен-
ный курс для ряда экспортно-импортных сделок-. Однако, сохранение системы
множественных обменных курсов, ставившей в крайне тяжелое положение экс-
портеров, приводило к сокрытию значительной части экспортной выручки, и сле-
довательно, к уменьшению поступлений валютных резервов, активизации «чер-
ных» или «параллельных» валютных рынков. Отказ от системы множественных
обменных курсов, унификация обменного курса происходила быстрее в странах
более последовательно осуществлявших рыночные реформы. В самом начале 90-х
годов от системы множественных обменных курсов отказались Чехия, Польша,
Венгрия, в 1992—1993 гг. — Россия, Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Молдова,
Киргизия.
Одновременно с отказом от системы множественных обменных курсов стра-
ны с переходной экономикой вводили внутреннюю конвертируемость валюты, что
означало возможность для резидентов приобретать и держать некоторые виды ак-
тивов (например валюту и банковские депозиты) в иностранной валюте. Это пра-
во, однако, не всегда распространялось на предприятия, которые должны были
полностью сдавать всю экспортную выручку. За введением внутренней конверти-
руемости прослеживалось стремление побудить резидентов продавать или депо-
нировать имеющуюся у них наличность в валюте, направляя таким образом ва-
лютные ресурсы в банковскую сферу, а также желание интегрировать «черные»
рынки в официальную экономическую структуру. Ряд стран, таких как Польша,
Чехия, Болгария, Эстония, ввели внутреннюю конвертируемость валюты одновре-
менно с либерализацией цен, другие страны, такие как Венгрия, Румыния, Рос-
сия, Латвия, Киргизия, Молдова, вводили внутреннюю конвертируемость посте-
пенно по мере накопления официальных валютных резервов. Внутренняя конвер-
тируемость давала определенные преимущества этим странам, в частности, она
послужила импульсом к развитию внутреннего товарного и валютного рынков,
расширила доступ к импорту, способствовала созданию конкурентной среды. В то
же время в тех странах, где отсутствовала здравая макроэкономическая политика,
внутренняя конвертируемость усиливала «долларизацию» экономики, бегство от
национальной валюты, обостряя проблемы инфляции, приводила к падению спро-
са на товары отечественного производства, затрудняла эффективный контроль за
вывозом капитала. Поэтому в это время в большинстве стран сохранялись ограни-
чения на внешнюю торговлю (как тарифные, так и не тарифные), о ov» .;•».'.»'
Сейчас обменный курс унифицирован в большинстве государств с переход-
ной экономикой, однако в некоторых из них, таких как Белоруссия, Узбекистан,
Туркмения, Таджикистан, до сих пор сохраняется система множественных обмен-
ных курсов и остается жесткий валютный контроль: ограничен доступ на валют-
ные рынки, обязательна сдача определенной части валютной выручки по завы-
шенному официальному обменному курсу. Так, например, в Узбекистане обяза-
тельной является сдача 30% экспортной выручки по официальному обменному
курсу, уровень которого завышен приблизительно на 80%. В этих странах сохра-
няется государственный контроль над ценами и значительные внешнеторговые
ограничения, искажена внутренняя структура относительных цен. В том же Узбе-
кистане существуют 10—15%-ные экспортные пошлины на большинство потре-
бительских товаров и товаров промежуточного назначения, экспортные квоты на
важнейшие экспортные товары (в первую очередь, государство контролирует экс-
Глава 59. Роль обменного курса в переходных экономиках 777


порт хлопка), рационируются ограниченные валютные средства среди импорте-
ров, доминирует система государственных заказов (система госзаказа распростра-
няется в Узбекистане приблизительно на половину производства хлопка и зерна,
закупочные цены на которые значительно ниже мировых цен).
Отказ от системы множественных обменных курсов, унификация обменного
курса и введение внутренней конвертируемости валюты параллельно с либерали-
зацией внешней торговли позволили ликвидировать «черный» валютный рынок,
избежать значительного недополучения экспортной выручки, обеспечить равный
доступ экономических агентов на валютные рынки, устранить взяточничество и
коррупцию, порождаемые системой множественных обменных курсов с ее «спе-
циальными премиями» для отдельных групп экспортеров и импортеров, реально
приблизить уровень внутренних цен к их мировому уровню.
В большинстве стран с переходной экономикой на смену множественным
обменным курсам пришел свободно плавающий обменный курс. Подобный вы-
бор был сделан большинством государств бывшего СССР (исключая Эстонию) и
странами Восточной и Центральной Европы (исключая Чехию, Венгрию, Польшу,
Словакию и Хорватию). Он предопределялся рядом общих моментов: прежде все-
го низким уровнем валютных резервов у центральных банков (в некоторых стра-
нах показатель достаточности иностранных валютных резервов находился на уров-
не нескольких дней покрытия импорта, притом, что этот показатель считается при-
емлемым на уровне не менее 2,5—3-месячного покрытия импорта), что делало
невозможным введение фиксированного обменного курса. Кроме того, развал руб-
левой зоны, введение собственных валют и становление вновь образованных цен-
тральных банков в ряде государств, не завоевавших еще доверия со стороны эко-
номических агентов, а также политическая нестабильность в условиях высо-
кой инфляции делали очень большой вероятность массированных валютных
спекуляций в случае введения фиксированного обменного курса. При отсутствии
последовательных программ стабилизации на первых этапах осуществления ры-
ночных реформ политика невмешательства Центрального банка в деятельность ва-
лютных рынков была вполне оправданной. Следует также иметь в виду, что плава-
ющий обменный курс гораздо лучше «амортизирует» внешние «шоки», с которы-
ми столкнулись бывшие социалистические страны (ухудшение условий торговли,
реальное удорожание валюты, падение конкурентоспособности, уменьшение объе-
мов внешней торговли). В условиях же стран с переходной экономикой, когда су-
ществует запрет на движение капитала и потоки капитала практически не оказы-
вают воздействия на валютные рынки, именно показатели конкурентоспособнос-
ти и состояние баланса текущих операций являются ориентирами при выборе
политики обменного курса. Слабость региональной интеграции после развала
СССР и СЭВа, отсутствие полноценных финансовых рынков, трудность в опре-
делении равновесного уровня реального обменного курса (при котором одновре-
менно достигается внутреннее и внешнее равновесие в экономике), что крайне
важно для определения исходного уровня номинального обменного курса при пе-
реходе к фиксированному обменному курсу, также выступали доводом в пользу
плавающих обменных курсов.
Однако вскоре стали очевидными и недостатки избранной стратегии. На пер-
вых этапах осуществления экономических реформ в большинстве стран с пере-
ходной экономикой сохранялся огромный бюджетный дефицит, финансируемый
главным образом за счет денежной эмиссии. Целевое бюджетное кредитование ос-
тавалось основным инструментом кредитно-денежной политики, происходил
резкий рост издержек производства в связи с либерализацией цен и развалом эко-
номических связей. Все это объясняет быстрый темп роста цен, переросший в ряде

стр. 1
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>