<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

межгосударственных властей — на законодательные, исполнительные и судебные
органы интеграционного сообщества с жестко очерченными функциями.
В последние годы некогда развивавшийся в считанном количестве регионов
мира интеграционный процесс охватил уже практически все континенты и субкон-
тиненты и привел к образованию многочисленных региональных и субрегиональ-
ных торгово-экономических блоков, большая часть которых провозглашает в каче-
стве конечной цели своей деятельности именно выход на интеграционную стадию
Глава 61. Глобализация мирового хозяйства. Международная экономическая 801
интеграция. Проблемы развития СНГ

экономического сотрудничества. Можно сказать, что современное мировое эконо-
мическое пространство все больше превращается в определенном аспекте в терри-
торию, фактически «поделенную» на межгосударственные интеграционные группи-
ровки, число которых постоянно возрастает. К настоящему времени в мире с разной
степенью эффективности действуют около 90 региональных (субрегиональных) тор-
говых и экономических соглашений и договоренностей. Далеко не за всеми из них
стоят прочные, устоявшиеся межгосударственные объединения; в ряде случаев (это
особенно относится к союзам, провозглашенным некоторыми африканскими и ла-
тиноамериканскими странами) интеграционное сотрудничество не продвинулось
дальше бумаги, на которой написан соответствующий договор. Например, по дан-
ным Всемирного банка, лишь 23 межгосударственных объединения являются по-
настоящему интеграционными по характеру реального сотрудничества между вхо-
дящими в них странами. Тем не менее, можно сказать, что интеграция на регио-
нальном и субрегиональном уровне становится доминирующей тенденцией
развития международных экономических отношений, характеризуется многообра-
зием форм и углублением сотрудничества в ранее возникших основных группиров-
ках. К этому объективно побуждает нарастающая конкурентная борьба за рынки
сбыта и источники сырья, делающая необходимой кооперацию вначале материаль-
но-финансовых, а затем и производственных усилий государств-соседей, что по-
зволяет экономить на таможенных сборах, дополнительных издержках производ-
ства и обращения, а также выступать единой силой против конкурентов на ми-
ровом рынке.
На новые рубежи вышел Европейский союз, представляющий сейчас своего
рода эталон развития экономической интеграции. В настоящее время 12 из входя-
щих в состав ЕС 15 государств Западной, Северной и Центральной Европы образо-
вали экономический и валютный союз (так называемую «зону евро»), предполагаю-
щий, помимо прочего, проведение скоординированной международной экономи-
ческой политики; остальные 3 страны — участницы ЕС (Великобритания, Дания и
Швеция) по различным причинам не вошли пока в «зону евро». Важнейшая роль в
этой конструкции отводится именно валютной составляющей. Введенная с 1 янва-
ря 1999 года новая единая европейская валюта — евро должна постепенно полнос-
тью заменить в обращении французские и бельгийские франки, итальянские лиры
и германские марки, австрийские шиллинги и испанские песеты и стать полноцен-
ным платежным средством на территории Евросоюза.
Переход этот должен занять несколько лет и завершиться в начале 2002 года
выпуском в обращение евро в виде банкнот и звонкой монеты. Начал свою деятель-
ность единый Центральный Европейский банк с резиденцией во Франкфурте-на-
Майне (Германия), который должен стать эмиссионным центром всего Евросоюза;
центральные банки государств — членов ЕС станут его филиалами. За всем этим, по
мнению ряда экспертов и специалистов, уже просматриваются реальные контуры
будущей западноевропейской политической конфедерации.
В середине 90-х годов начали действовать два крупных объединения на Аме-
риканском континенте — Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА),
объединившая три страны — США, Канаду и Мексику, и торговый пакт «Меркосур»
в Южной Америке в составе Аргентины, Бразилии и Уругвая (впоследствии к нему
присоединился Парагвай), имеющий конечной целью образование полноценной
зоны свободной торговли, а впоследствии — таможенного союза. В декабре 1999 года
страны—участницы «Меркосур» обнародовали меры по постепенному введению
единой валюты. Активизировали взаимное сотрудничество и страны — участницы
«Андского пакта» (Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили и Эквадор).
Одновременно масштабные процессы транстихоокеанского экономического
сотрудничества зарождаются в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где образо-
вана организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества
(АТЭС). Созданная в 1989 году, эта группировка объединяет в настоящее время 21
государство, имеющее выход к Тихому океану (отсюда название). В их числе — США,
КНР, Япония, Россия и др. К настоящему времени страны — члены АТЭС в сово-
купности производят до 57 процентов всей мировой продукции, во многом опреде-
ляя, таким образом, состояние экономического климата на планете. Кроме того, в
1994 году ими принята так называемая Богорская декларация о либерализации вза-
имной торговли к 2020 году. К этому времени предполагается завершить создание
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
802

крупнейшей в мире зоны свободной торговли по обоим берегам Тихого океана, ко-
торая бы охватывала системой договоров и соглашений не менее 50 процентов всего
мирового товарооборота.
Непосредственно в Азии в крупный политический и экономический конгло-
мерат превратилась Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в количестве
десяти государств — Брунея, Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Синга-
пура, Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Мьянмы (бывшая Бирма). Многие из стран этой
группировки вплоть до кризиса 1997—1998 гг. демонстрировали чуть ли не самые
высокие в мире среднегодовые темпы экономического роста. Долгое время ограни-
чиваясь лишь организацией разовых мероприятий по облегчению взаимных торго-
во-экономических контактов, в последнее время страны-участницы серьезно про-
двинулись в выработке долгосрочной модели интеграционного развития в регионе,
в качестве которой определено построение «общего рынка Восточной Азии». Учас-
тники ежегодного саммита АСЕАН, состоявшегося в ноябре 1999 года в столице
Филиппин Маниле, высказались за постепенное и последовательное создание в ре-
гионе таможенного союза, общего рынка и введение «единой азиатской валюты»
наподобие евро.
С 1995 года предпринимаются попытки оживить высказывавшиеся еще в 80-е
годы идеи региональной интеграции в Южной Азии. Длительные переговоры увен-
чались подписанием в Дели принципиального соглашения о создании Южноазиат-
ской зоны свободной торговли, участниками которой согласились стать Индия, Па-
кистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал и Мальдивские острова. Страны-участни-
цы договорились начать взаимное введение ряда таможенных льгот в рамках
преференциального торгового соглашения. В то же время развитию интеграцион-
ного сотрудничества в полной мере в Южной Азии препятствуют напряженные по-
литические отношения между Индией и Пакистаном.
На Африканском континенте наиболее успешные примеры развития стабиль-
ных межгосударственных отношений, позволяющих добиться существенного уве-
личения объемов взаимной торговли, демонстрируют Преференциальная торговая
зона для Восточной и Южной Африки (ПТЗ) и Конфедерация по координации раз-
вития стран Южной Африки (САДКК).
На Среднем Востоке в 1981 году был создан и функционирует Совет по со-
трудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), включающий в
себя Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмира-
ты (ОАЭ) и Оман и называемый иногда «нефтяной шестеркой». Большинство из вхо-
дящих в него стран являются одновременно членами Организации стран — экспор-
теров нефти (ОПЕК), но, в отличие от этого картеля, участники «шестерки» прово-
дят довольно эффективную скоординированную политику не только по организации
добычи и сбыта нефти, но и по созданию в регионе производственной и социальной
инфраструктуры, которая бы способствовала формированию будущего единого про-
изводственного пространства.
Наконец, в непосредственной близости от границ России в 1992 году было
объявлено о создании Организации экономического сотрудничества и развития цен-
тральноазиатских государств (ОЭС—ЭКО). Инициаторами его выступили Иран,
Пакистан и Турция. По замыслу учредителей, действовавших в первое время
весьма активно, в будущем предполагалось создание «Центральноазиатского об-
щего рынка», который, помимо трех указанных государств, включал бы Азер-
байджан, Казахстан и среднеазиатские страны (бывшие республики СССР), вхо-
дящие в СНГ.
В ходе развития межгосударственной экономической интеграции стороны
учитывают национальные, этнические, культурно-исторические, религиозные
особенности народов участвующих в этом процессе стран, взаимные государствен-
ные интересы, политические и экономические права, стараются максимально ис-
пользовать преимущества каждой из участвующих в интеграционном объедине-
нии национальных экономик с целью постепенного создания интернациональ-
ной хозяйственной общности, состоящей из подлинно равноправных партнеров.
В этом — основная особенность международной экономической интеграции как
формы развития современного мирового хозяйства.
Глава 61. Глобализация мирового хозяйства. Международная экономическая gQ3
интеграция. Проблемы развития СНГ

В целом же и глобализация мирового хозяйства, и международная экономи-
ческая интеграция являются различными, дополняющими друг друга сторонами
единого процесса продолжающейся интернационализации международной хозяй-
ственной жизни. Активное включение в процессы глобализации экономики в це-
лом и интеграционные процессы в своем регионе становится в наши дни неотъем-
лемым условием хозяйственного прогресса для любого государства, любой нацио-
нальной экономики независимо от ее масштабов.

С развалом Советского Союза, последовавшим
Проблемы
вскоре после прекращения деятельности СЭВ, Рос-
развития
сия встала перед необходимостью коренного пере-
Содружества
смотра в самые сжатые сроки всей системы своих
Независимых
внешнеэкономических отношений. Принимая во
Государств (СНГ)
внимание тот высокий уровень взаимных хозяй-
ственных связей, который сложился между субъектами хозяйствования ставших
теперь независимыми стран СНГ, и степень их взаимозависимости, Российская
Федерация рассматривала экономическую интеграцию со своими ближайшими со-
седями в качестве важнейшего направления всей своей внешней и экономичес-
кой политики. Можно предположить, что с аналогичных позиций оценивали сло-
жившуюся ситуацию и другие бывшие союзные республики СССР, подписавшие
в декабре 1991 года Договор о создании Содружества Независимых Государств и
провозгласившие для себя в качестве задачи особой важности формирование но-
вой системы экономических взаимоотношений, которая бы соединила в себе пре-
имущества единого экономического пространства, сформированного за столетия
совместного развития, единых кооперационно-технологических комплексов и
одновременно новые экономические принципы взаимодействия (рыночный ха-
рактер взаимоотношений, эквивалентность обмена и т.п.).
Основными факторами, обусловливающими развитие интеграции между
странами СНГ, помимо перечисленных выше, являются:
• возможность совместного использования созданного ранее и не растра-
ченного еще общего производственно-технологического и научно-техни-
ческого потенциала, оказавшегося разделенным на национально обособ-
ленные части;
• гарантии взаимного доступа к источникам важнейших видов сырья, воз-
можность совместных действий, в том числе в финансовой области, по их
разведке, разработке и организации рационального использования;
• экономически взаимовыгодное использование транспортной инфраструк-
туры (морских портов, магистральных коммуникаций и т.д.), прежде все-
го — той ее части, которая необходима для выхода на внешние рынки;
• наличие значительных резервов и возможностей кооперационных поста-
вок исходного сырья, материалов, деталей и запасных частей для сохране-
ния и развития обрабатывающих отраслей промышленности;
• высокий потенциал и эффект совместного выхода на рынки третьих стран,
а также координация усилий по защите от дискриминационных действий
со стороны этих стран и транснациональных компаний на внешних рын-
ках.
Кроме того, дополнительным объективным и одновременно субъективным фак-
тором в пользу углубления интеграции в рамках СНГ послужила и продолжает в
настоящее время служить заинтересованность властных структур стран Содруже-
ства в получении надежных гарантий от ставших в ряде случаев реальными вне-
шних угроз обретенной государственной независимости в виде различных форм
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
804

экономической, культурной, политической и даже военной экспансии со сторо-
ны третьих стран и их группировок.
Вследствие всего этого с осени 1994 г. началось постепенное практическое
оживление интеграционных процессов, которому способствовали:
— учреждение 21 октября 1994 г. Межгосударственного экономического комите-
та (МЭК) — постоянно действующего исполнительно-распорядительного межпра-
вительственного органа стран Содружества с определенными контрольными функ-
циями;
— заключение в январе 1995 г. Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможен-
ного союза, декларировавшего отмену тарифных ограничений и упразднение внут-
реннего таможенного контроля (включая снятие таможенных постов на границах
между этими республиками), с последующей ликвидацией внутренних таможенных
границ. Как отмечается в основных документах этой организации, Таможенный
союз «открыт для присоединения любого государства СНГ, признающего его прин-
ципы и готового взять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из при-
нятых документов»;
— проведение в Белоруссии летом 1995 г. референдума по углублению интег-
рации с Россией;
— принятие Указа Президента России от 14 сентября 1995 г. об утверждении
Стратегического курса РФ по отношению к государствам — участникам СНГ, в ко-
тором восстановление многогранных связей и форм интеграции, взаимовыгодное
экономическое сотрудничество признаны важными приоритетами внутренней и
внешней политики России.
Данные события частично способствовали созданию недостающих элементов
правовой базы восстановления экономического сотрудничества, с учетом новых ре-
алий и на новой, взаимовыгодной и взаимоэквивалентной основе.
Реальное развитие сотрудничества стран СНГ, развитие интеграционных про-
цессов стран Содружества в силу ряда причин происходило и происходит проти-
воречиво и сложно. Формируются национальные модели экономического разви-
тия, новая государственность — все это объективно не может не усложнять интег-
рационные процессы.
Общая черта всех государств, образовавшихся после распада СССР — масш-
табный спад производства. Так, падение производимого ВВП в среднем по СНГ за
1991 — 1995 гг. достигло почти 50%. По итогам 1995 г. масштабы производства не пре-
вышали уровня начала 70-х годов и оно обеспечивало потребности населения и хо-
зяйства на уровне, близком к критическому. Во всех без исключения республиках
СНГ наблюдалось устойчивое ослабление инвестиционной активности; сокраще-
ние инвестиций в основные фонды в среднем по Содружеству в этот период соста-
вило около 65%. Все это, разумеется, ограничило реальные возможности оживле-
ния экономик входящих в СНГ стран.
Кризисные явления в экономиках стран СНГ были вызваны в значительной
мере нарушением хозяйственных связей между бывшими республиками СССР.
Расчеты показывают, что общий экономический спад в странах СНГ примерно
на треть обусловлен разрывом этих связей. В целом согласно официальной ста-
тистике за 1991 — 1995 гг. товарооборот в рамках СНГ в стоимостном выражении
уменьшился на 60%. Одновременно доля взаимной торговли республик Содруже-
ства в общем их товарообороте неуклонно снижалась: до 53% в 1992 г., 40% в 1994 г.
и 35% в 1995 г.
Тем не менее, во многом благодаря отмеченным выше факторам, в 1995 г. уда-
лось остановить абсолютный спад объемов торговли России с республиками СНГ,
стоимостный объем этой торговли стал расти. Эта тенденция укрепилась в 1996 г.,
что характерно и для большинства других стран Содружества. Например, взаимный
товарооборот по сравнению с 1995 г. увеличился более чем на 25%. Возросла эконо-
мическая взаимозависимость стран — участниц Содружества. Так, по итогам 1996 г.
республики СНГ обеспечивали более 50% импортных потребностей Российской Фе-
дерации в зерне, подсолнечном масле, белом сахаре, напитках, хлопке, черных ме-
таллах, трубах.
Глава 61. Глобализация мирового хозяйства. Международная экономическая gQ5
интеграция. Проблемы развития СНГ

В 1996 году начался новый этап и в совершенствовании сотрудничества рес-
публик СНГ. По форме и срокам он совпал со вторым этапом в становлении Тамо-
женного союза, рассматриваемого странами — участницами СНГ как применение
новых, «продвинутых» форм интеграции.
В марте 1996 года к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана при-
соединилась Киргизия, а с января 1999 года в нем в качестве полноправного члена
участвует Таджикистан. Страны — участницы Таможенного «союза пяти» подписа-
ли специальное Соглашение об углублении интеграции в экономической и гумани-
тарной областях. Согласно этому соглашению создаются дополнительные коорди-
нирующие организационные структуры на пятисторонней основе, решается вопрос
о расширении торгово-экономических связей на основе последовательной либера-
лизации обмена факторами производства. Осенью 2000 г. на базе Таможенного со-
юза образовано Евразийское экономическое сообщество.
Одновременно в апреле 1996 года Россия и Белоруссия вышли на еще более
высокую ступень интеграционного сотрудничества — Сообщество двух госу-
дарств. Соглашением о Сообществе предусматривалась максимальная степень
взаимодействия экономик двух стран в рамках СНГ и Таможенного союза, были

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>