<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

созданы двусторонние исполнительные и представительно-консультационные
органы.
В то же время в рамках СНГ получила развитие еще одна экономическая груп-
пировка, ставящая своей целью «активизацию всестороннего взаимного сотрудни-
чества» не в ущерб отношениям с другими членами СНГ. О создании такого объеди-
нения объявили Казахстан, Киргизия и Узбекистан, провозгласившие в феврале
1994 года начало деятельности Центральноазиатского союза (ЦАС), с 1998 г. преоб-
разованного в Центральноазиатское экономическое сообщество.
Укрепление взаимодействия между партнерами по СНГ на различных уровнях
экономической деятельности, некоторое оживление взаимного сотрудничества, на-
метившееся в период 1994—1996 годов, способствовали определенной стабилиза-
ции общеэкономического положения государств Содружества. Так, в 1997 г. в боль-
шинстве стран СНГ удалось приостановить действие кризисных явлений: намети-
лась тенденция к сокращению объемов ВВП, объем промышленного производства
в целом по Содружеству вырос на 3 процента по сравнению с 1996 г.
Однако в дальнейшем позитивный потенциал наращивания интеграционного
сотрудничества в рамках СНГ во многом оказался исчерпанным. Это касается даже
такой наиболее развитой его формы, как Таможенный союз. Дело в том, что одно-
временно с закладыванием правовой базы его функционирования не были решены
вопросы: определения условий использования общей валюты — российского (быв-
шего советского) рубля или какой-либо новой, коллективной валюты как универ-
сального платежного средства; унифицированного перехода к мировым ценам во
взаимной торговле; погашения или реструктуризации взаимной задолженности;
совместной таможенной охраны внешних границ. Подолгу не решаются многие ба-
зовые вопросы, делающие взаимную торговлю стран — членов Таможенного союза
(ныне — ЕвразЭС) по-настоящему свободной. Так, лишь на заседании Межгосудар-
ственного совета Таможенного союза 26 октября 1999 года в Москве стороны обяза-
лись, наконец, согласовывать базовые параметры внешнеторговой и таможенной по-
литики, без чего, как нам известно, любой таможенный союз превращается в декла-
ративное образование. Принято также решение о взимании НДС по месту
назначения товара, что позволит, наконец, избегать двойного налогообложения при
проведении взаимных торговых операций.
В течение 1999 г. членами ВТО стали Грузия, а также входящая в Таможенный
«союз пяти» Киргизия. С точки зрения как России, так и других партнеров по
СНГ, этот факт означает появление еще большей разобщенности в торгово-эко-
номической политике внутри Содружества, фактическое введение новыми чле-
нами ВТО различных таможенных режимов по отношению к странам, провозг-
лашенным их приоритетными партнерами, и к остальному миру — в пользу пос-
леднего.
Без обязательного выполнения вышеперечисленных условий функционирова-
ние интеграционного объединения на стадии таможенного союза попросту невоз-
можно. Наконец, что очень важно, продолжает действовать в качестве принципи-
альной позиции отказ большинства стран — членов как ЕвразЭС, так и всего СНГ
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
806

— от создания на добровольной основе каких-либо органов с наднациональными
координирующими функциями. Это, как мы уже знаем из мировой интеграцион-
ной практики, делает малоосуществимой какую-либо реальную координацию внут-
ренней экономической политики республик Содружества, а вместе с ней — и воз-
можности создания предпосылок дальнейшего развития интеграции.
В результате российского августовского кризиса по итогам 1998 г. удельный
вес государств СНГ в общем объеме российского .товарооборота снизился до 22,3%,
достигнув, таким образом, минимальных значений за последние 6 лет.
В 1999 г., хотя непосредственный эффект действия российского кризиса на
экономику стран-соседей прошел, это не оказало никакого позитивного влияния
на состояние торгово-экономического сотрудничества. Оценочный объем товаро-
оборота России со странами СНГ в 1999 г. (с учетом официально не регистрируемой
торговли) снизился по сравнению с 1998 г. на 22%, в том числе российский экспорт
в страны Содружества уменьшился на 19%, а российский импорт из этих стран — на
25 процентов. В результате доля государств Содружества в товарообороте России
составляет менее 20%.
До сих пор, как констатировали участники состоявшихся в январе и июне
2000 г. заседаний Совета глав государств СНГ, не действует зона свободной торговли
стран Содружества.
К середине 2001 г. только 8 из 12 государств — членов СНГ (Армения, Белорус-
сия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан и Украина) рати-
фицировали Договор о создании зоны свободной торговли стран Содружества, под-
писанный еще в апреле 1994 г. В то же время Азербайджан, Грузия и Россия до сих
пор не приступили к процессу ратификации.
Отсутствие реального прогресса в деятельности зоны свободной торговли
объясняется, в частности, тем, что до сих пор не отработаны экономические меха-
низмы взаимной компенсации потерь сторон от отмены налогов и пошлин на по-
ставляемую продукцию. К настоящему времени достигнута договоренность о воз-
можности так называемых «изъятий» из режима свободной торговли — то есть вы-
делении особой группы товаров и услуг, на которые по согласованию сторон в
течение определенного периода не распространяются условия свободной торговли.
В то же время можно констатировать, что без реализации в полной мере Со-
глашения о зоне свободной торговли невозможно и практическое осуществление
положений, лежащих в основе провозглашенного ЕвразЭС.
Развитие российско-белорусского сотрудничества. В апреле—мае 1997 г. были
подписаны Договор и Устав Союза России и Белоруссии. Тем самым был сделан сле-
дующий шаг к социально-экономическому и политическому сближению двух со-
седних стран и братских народов.
По мнению специалистов, российские предприятия и высокоразвитая обра-
батывающая промышленность Белоруссии имеют хорошие возможности для разви-
тия кооперационных связей в производстве:
• радиоэлектронной продукции;
• вычислительной техники;
• специального технологического оборудования для производства печатных
плат и микроэлектроники;
• систем управления промышленными роботами и др.
В настоящее время до 20% оборонного заказа России размещается на пред-
приятиях Белоруссии, около 80% тракторного парка сельскохозяйственных пред-
приятий России обеспечивается поставками белорусских партнеров. Качественное
совершенствование экономических отношений с этим ближайшим партнером Рос-
сии позволило бы еще больше «оживить» многие производства перерабатывающей
промышленности нашей страны.
Исключительно важна для обеих стран и геополитическая составляющая меж-
государственных отношений. В настоящее время через Белоруссию проходит до
70% российского экспорта в страны ЕС, что составляет почти 30% всего россий-
ского экспорта. Наконец, на территории Белоруссии находятся важнейшие во-
енные объекты, построенные еще во времена единого государства, а западная
граница Белоруссии является одновременно и первой линией совместной обо-
роны, в том числе противовоздушной, общей территории Союза России и Бело-
руссии.
Глава 61. Глобализация мирового хозяйства. Международная экономическая QQ7
интеграция. Проблемы развития СНГ
В конце 1999 г. в сотрудничестве двух стран был сделан следующий шаг. Со-
гласно Договору о создании Союзного государства России и Белоруссии, подписанно-
му президентами и ратифицированному национальными парламентами обеих стран
в декабре 1999 г., предполагаются, в частности:
• поэтапная валютная интеграция на основе введения к 2005 г. единой денеж-
ной единицы (валюты) и одновременного формирования единого эмиссионного
центра;
• постепенный переход к единой налоговой политике — от унификации и
сближения в 2000 г. налоговых законодательств двух стран до принятия в 2002 г. об-
щего Налогового кодекса Союзного государства;
• формирование в течение 2000—2001 гг. на основе унифицированной норма-
тивно-правовой базы общего рынка ценных бумаг и его инфраструктуры;
• унифицирование до 2002 г. торговых режимов в отношении третьих стран и
международных организаций, а к 2005 г. — принятие унифицированных норматив-
но-правовых актов России и Белоруссии.
Несмотря на определенные позитивные моменты, в целом выделяются следу-
ющие причины продолжающегося снижения взаимного товарооборота стран СНГ:
• широкое распространение и нежелание отказываться от бартерных форм
взаиморасчетов в торговле, достигающих, по некоторым оценкам, от 70
до 80%;
• рецидивы затратного подхода к торговле, сопряженные с применением в
расчетах внутренних цен, существенно отличающихся от международных;
• отсутствие роста (а во многих государствах — и продолжение сокраще-
ния) платежеспособного спроса большинства населения;
• остающиеся правила двойного налогообложения и многочисленные тамо-
женные сборы при экспорте продукции на рынки стран Содружества;
• отсутствие необходимой информации о состоянии рынков стран — участ-
ниц СНГ;
• крайне незначительное использование национальных валют в обслужива-
нии взаимного товарооборота;
• рост внешней задолженности стран — участниц Содружества, побуждаю-
щий к ориентации на экономические отношения с государствами, могу-
щими выступить источниками получения свободно конвертируемой ва-
люты;
• стремление к одностороннему вступлению в члены ВТО в надежде полу-
чить более выгодные условия продвижения собственных товаров на рын-
ки третьих стран.
Углубление интеграционных процессов в рамках всего СНГ требует решения
ряда вопросов.
• Необходима взаимная координация деятельности заинтересованных госу-
дарств по регулированию текущих экономических и социальных процес-
сов и проведению преобразований, проходящих в национальных хозяй-
ствах стран СНГ.
• Страны СНГ способны помочь друг другу в восстановлении промышлен-
ного потенциала. С этой целью страны Содружества могли бы приступить
к выработке единой промышленной политики, включающей, помимо про-
чего, взаимопомощь и развитие на взаимовыгодной основе кооперацион-
ных отношений в реальном секторе экономики, в том числе создание со-
вместных финансово-промышленных групп и совместных (транснацио-
нальных) экономических объединений.
• Требует устранения перекос, то есть преобладание сырьевой составляющей
в структуре российского экспорта в республики СНГ. В последние годы
доля энергоресурсов в стоимости российского экспорта в страны Содру-
Часть III. Теоретические основы национальной экономики
808

жества не опускается ниже 53%; одновременно доля машин, оборудова-
ния и транспортных средств опустилась ниже 18%, тем самым лишь не-
намного превышая аналогичную величину в структуре российского экс-
порта в целом. Понятная объективная заинтересованность ближайших
партнеров в гарантированных поставках российских товаров топливно-сы-
рьевой группы на будущее вполне может и должна быть увязана с расши-
рением экспорта нашей готовой продукции, прежде всего — машинотех-
нического назначения.
• Дальнейшее продвижение сотрудничества невозможно без окончательно-
го разрешения проблемы накопившегося внешнего долга партнеров по
СНГ России. Так, к началу 2000 г. только задолженность за поставки из
РФ энергоносителей, включая электроэнергию, превысила 2,5 млрд. дол-
ларов.
• Необходима, наконец, активизация процесса формирования дееспособ-
ных исполнительных органов СНГ, без которых, как показала мировая
практика интеграционного сотрудничества, невозможно эффективное уп-
равление межгосударственным экономическим сближением. Процесс этот
до сих пор не завершен; в ходе встречи глав государств Содружества, со-
стоявшейся в январе 2000 г. в Москве, удалось лишь утвердить положение
об Экономическом совете СНГ, который должен заменить МЭК. До сих
пор не обладает реальными полномочиями в организации сотрудничества
Исполнительный комитет — Секретариат СНГ. Заинтересованным стра-
нам Содружества предстоит решить вопрос о постепенном придании этим
органам определенных наднациональных управленческих и реальных кон-
трольных функций.
Основные термины
Мировое хозяйство
Международное разделение труда
Глобализация мировой экономики
Транснациональные корпорации
Международная экономическая интеграция
Мировой интеграционный процесс
Интеграционные группировки (объединения)
Европейский союз
Содружество Независимых Государств
Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС)
Зона свободной торговли СНГ

<< Предыдущая

стр. 3
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ