стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Приложения


1. История экономических учений
(краткий очерк)

История экономических учений — это отражение эволюции теоретических
взглядов на основные закономерности экономической жизни. «Китайской стены»
между различными направлениями учений нет: описание и анализ экономической
реальности нередко служат авторам экономических концепций основой для выра-
ботки рекомендаций по их реформированию или даже коренному преобразованию —
все дело в соотношении в том или ином учении анализа и нормативной модели.
Становление экономической теории. Ни древний мир, ни эпоха феодализма
не знали сколько-нибудь структурированных экономических учений.
., • • Зачатки экономической теории можно найти у древнегреческого философа
Аристотеля (IV в. до н.э.). Он различает экономику — учение о богатстве в нату-
ральной форме — и хрематистику — учение о денежном богатстве. Натуральное,
вещественное богатство одобряется, ибо служит удовлетворению потребностей че-
ловека. К экономике относится и мелкая торговля, имеющая целью приобретение
нужных для жизни благ. Хрематистика охватывает торговлю ради наживы и рос-
товщичество, которые осуждаются. Деньги, первоначально с необходимостью воз-
никающие из меновой торговли, превращаются в самоцель и становятся злом.
На протяжении многих последующих веков Аристотель пользовался неоспо-
римым авторитетом. Его экономические воззрения разделялись столпами христи-
анской церкви. На них опирался видный мыслитель средневековья Фома Аквинс-
кий (XIII в. н.э.). Но в признании пользы товарно-денежных отношений он пошел
дальше Аристотеля: торговая прибыль допускается, если она служит источником
средств существования для торгующего, является оплатой его труда по улучше-
нию товара перед продажей или же используется на богоугодные цели. По суще-
ству, оправдывается и ссудный процент: предоставляя деньги взаймы, кредитор
лишается возможности получать доход, используя их другим, одобряемым спосо-
бом. Фома Аквинский развивает учение канонистов (толкователей канонов като-
лицизма) о справедливой цене. Справедливая цена должна, с одной стороны, от-
ражать затраты на производство товара, а с другой — обеспечивать продавцу при-
личествующий его сословию образ жизни.
На заре капиталистического хозяйствования формируется концепция меркан-
тилизма. Подлинным богатством объявляются деньги (золото и серебро). Произ-
водство — только предпосылка для создания богатства, а непосредственным ис-
точником богатства служит сфера обращения, где товары превращаются в деньги.
Внутренняя торговля лишь перемещает золото из одних рук в другие, увеличить
же богатство страны может внешняя торговля, обеспечивая приток денег из-за
рубежа. Идеи меркантилизма получили наибольшее развитие в Англии. В XVI в.
господствовал монетарный меркантилизм (меркантилизм денежного баланса). Его
приверженцы — У. Стаффорд и другие — требовали от правительства запрета на
вывоз золота и серебра за границу, т.е. отказа от импорта. В XVII в. на смену моне-
тарному приходит меркантилизм торгового баланса (наиболее яркий представи-
тель — Т. Мен): импорт допускается, но экспорт должен быть больше, причем эк-
спортировать следует не сырье, а готовые изделия. В России идеи меркантилизма
развивал И. Посошков (начало XVIII в.).
Все зачаточные экономические концепции носили преимущественно норма-
тивный характер.
Приложения
810

Физиократизм. Первая целостная экономиеская теория сложилась во Фран-
ции в середине XVIII в. Основатель школы физиократов — Ф. Кенэ. В противовес
меркантилистам физиократы утверждали, что торговля только перемещает богат-
ство, создается же оно в производстве, но только там, где сама природа увеличива-
ет количество вещества (отсюда название учения: по-фечески физиократия —
власть природы). Поэтому единственный производительный класс — земледель-
цы, промышленники — бесплодный класс, лишь изменяющий форму богатства и
воспроизводящий свои затраты, но прибыли не создающий, а землевладельцы су-
ществуют за счет ренты, взимаемой с земледельцев. Работа Кенэ «Экономическая
таблица» — первая макроэкономическая модель, отражающая перемещение това-
ров и денег между тремя классами общества таким образом, что оказывается воз-
можным циклическое повторение производства в неизменных масштабах при со-
хранении прежних позиций каждого класса. Из теоретических посылок вытекала
практическая программа Кенэ: поскольку весь чистый доход достается землевла-
дельцам, на них должны быть возложены все налоги.
Учение физиократов далее развил А.Р. Ъорго. Единый у Кенэ класс про-
мышленников он подразделяет на предпринимателей и наемных рабочих. Это
деление не извечно — оно явилось следствием экономности и трудолюбия
одних и расточительности и лености других. Тюрго признает существование
торговой и промышленной прибыли, но рассматривает ее как вычет из доходов
земледельцев. Величина процента на капитал обусловлена размером земельной
ренты: деньги, вложенные в промышленные или торговые предприятия, долж-
ны приносить такой же доход, как земля, которая могла быть на эти деньги куп-
лена.
Физиократы настаивали на невмешательстве государства в экономику. Ими
провозглашен лозунг экономического либерализма: «Laissez faire, laissez passer»
(«Позволяйте делать что хотят, позволяйте идти куда хотят»).
Английская классическая школа. Основоположник школы — А. Смит, опубли-
ковавший в 1776 г. «Исследование о причинах и природе богатства народов». Кон-
цепция А. Смита базируется на трудовой теории стоимости (ценности), зачатки
которой наблюдаются у меркантилиста У. Петти и физиократа П. Буагильбера.
В отличие от физиократов А. Смит утверждает, что богатство создается в любой
отрасли материального производства, ибо его источник — труд. Условием роста
богатства является рост производительности труда. Поскольку Смит писал до ма-
шинной революции, он связывает повышение производительности прежде всего
с углублением общественного разделения труда.
Смит отвергает попытки выведения меновой ценности (стоимости) товара из
его потребительной ценности. Источник и мера меновой ценности — труд и толь-
ко труд. Рынок учитывает не индивидуальные затраты труда данного производи-
теля, а общественно необходимые, под которыми Смит понимает средние при дан-
ном состоянии производства затраты.
При объяснении экономических явлений Смит исходит из того, что человек
по природе эгоист. Рынок — то место, где сталкивается множество эгоистических
побуждений и стихийно образуется общее благо вследствие взаимоограничиваю-
щих действий отдельных субъектов, каждый из которых стремится к своей выго-
де. Экономические отношения людей не определяются общественным договором,
а складываются спонтанно, независимо от воли хозяйствующих субъектов. Вооб-
ще рынку в концепции Смита придается важнейшее значение: «невидимая рука
рынка» — регулятор всей хозяйственной жизни.
Смит впервые ввел в экономическую теорию категории валового и чистого
дохода.
/. История экономических учений 811


Взгляды Смита не лишены противоречий. Отступая от трудовой теории сто-
имости, он допускает, что труд является единственным фактором, определяющим
меновую ценность, только в примитивных обществах, в современных же условиях
капитал и земельная собственность вносят свой вклад в образование меновой цен-
ности.
Гораздо последовательнее трактует меновую ценность Д. Рикардо, чей глав-
ный труд «Начала политической экономии и налогового обложения» вышел в свет
в 1817 г. Рикардо четко разграничивает вещественное содержание богатства и его
меновую ценность: рост производительности труда увеличивает физический объем
богатства, но не его меновую ценность. Капитал и земля меновой ценности не
создают, следовательно, прибыль капиталиста и земельная рента суть вычеты из
созданного трудом рабочих. Общественно необходимые затраты труда Рикардо
толкует не как средние, а как наименее производительные, но нужные обществу.
С этих позиций он объясняет земельную ренту: цена сельскохозяйственных про-
дуктов определяется затратами труда на худших по плодородию землях, значит, на
относительно лучших фермеры получают некоторый дополнительный доход, ко-
торый и изымается у них в виде ренты владельцами земли.
По Рикардо, прибыль капиталиста обусловлена тем, что рабочий вынужден
продавать свой труд по цене, обеспечивающей лишь прожиточный минимум. Если
оплата труда существенно на некоторый срок превысит данный минимум, это при-
ведет к увеличению числа детей в семье и, в конечном счете, — к избыточному
предложению рабочих рук и падению заработной платы, Рикардо по существу
является автором так называемого «железного» закона заработной платы. Отри-
цая возможность повышения заработной платы по мере развития капиталисти-
ческого производства, Рикардо столь же пессимистически смотрит на перспекти-
вы роста прибылей капиталистов: неизбежный переход к обработке все худших
сельскохозяйственных угодий ведет к удорожанию продуктов питания, следова-
тельно — к неизбежному же росту оплаты труда и потому к падению доли меновой
ценности, достающейся предпринимателям.
Рикардо рассматривает деньги прежде всего как средство обращения. Если
увеличить количество денег в обращении при неизменности предлагаемой к про-
даже товарной массы, цены возрастут, т.е. каждая денежная единица обесценится.
Так Рикардо приходит к количественной теории денег — к выведению ценности
денег из их количества, распространяя закономерности бумажно-денежного об-
ращения на золотые и серебряные деньги.
Уже современники отмечали, что выводы из рикардианской теории трудовой
ценности противоречат реальности: если прибыль создается только живым тру-
дом, норма прибыли должна быть ниже в тех отраслях, где в капитале велика доля
вещественной его части, чего на самом деле нет.
Эволюция классической школы. Французский последователь А. Смита
Ж.Б. Сэй развивает далее встречающееся у Смита толкование ценности как ре-
зультата действия трех факторов: труда, капитала и земли. С этих позиций зара-
ботная плата, прибыль капиталиста и земельная рента — издержки производ-
ства, т.е. меновая ценность товара равна издержкам на его изготовление. Наи-
большее воздействие на дальнейшее развитие экономической науки оказала
сэевская теория рынка. Поскольку в торговле товары обмениваются на товары
(деньги — только посредник в обмене), общий кризис сбыта невозможен (могут
иметь место только частные диспропорции), каждый товаропроизводитель за-
интересован в процветании всех других как потенциальных покупателей, им-
порт благоприятствует экспорту, а те слои, которые только потребляют, ничего
не производя, разоряют страну.
g12 Приложения

Английский ученик А. Смита Т.Р. Мальтус в противовес Сэю доказывает, что
для реализации прибыли необходимы наряду с капиталистами и рабочими «тре-
тьи лица», которые только покупают, ничего не продавая. Рабочие, продавая свой
труд, на полученную сумму могут купить лишь ценность, созданную их трудом;
капиталисты, продавая товары друг другу, выручить прибыль не могут, ибо то, что
выигрывают как продавцы, они теряют как покупатели. Широкую известность
Мальтус приобрел провозглашенным им «законом народонаселения»: главная при-
чина бедности не в плохом правлении и не в неравномерном распределении бо-
гатства, а в том, что рост народонаселения неизбежно обгоняет рост производства
продовольствия (население растет в геометрической прогрессии, удваиваясь не
менее чем за 25 лет, тогда как количество продуктов пропитания увеличивается в
арифметической прогрессии).
Ученики Рикардо пытались устранить противоречие между трудовой теорией
ценности и признанием единой для разных отраслей нормы прибыли, пересмат-
ривая понимание труда как создателя ценности. Джеймс Милль утверждает, что не
только живой, но и овеществленный труд создает ценность. Д.Р. Мак-Куллох
объявляет трудом и действия сил природы. Н.У. Сениор толкует труд как частный
случай воздержания: рабочий, вкладывая свой труд, воздерживается от покоя и
досуга, а капиталист, вкладывая свои деньги в производство, воздерживается от их
применения, доставляющего удовольствие сегодня. Джон Стюарт Милль, трактуя
трудовую теорию ценности как теорию издержек производства, пытается сочетать
ее с концепцией меновой ценности как точки равновесия спроса и предложения:
предложение, по Дж. Ст. Миллю, определяется издержками производства.
Антикапиталистические концепции. Если А. Смит и Д. Рикардо видели в ка-
питализме «естественный порядок», то некоторые последователи трудовой теории
ценности делали из нее антикапиталистические выводы. Английские социалис-
ты-рикардианцы У. Томпсон, Т. Годскин, Д. Грей, Дж. Ф. Брей провозглашали: по-
скольку ценность, т.е. богатство, создается трудом, капитал не имеет никаких прав
на ее присвоение. Они ратовали за общество, построенное на коллективной соб-
ственности при сохранении рыночных отношений.
В первой половине XIX в. учение Рикардо послужило основой для близких
социалистическим концепций П.Ж. Прудона (Франция) и К.И. Родбертуса-Яге-
цова (Германия). Прудон связывает нетрудовые доходы одних и бедность других с
неправильной организацией обмена. На смену рыночной цене должна прийти ус-
танавливаемая экспертами конституированная или пропорциональная ценность,
отражающая трудовые затраты с учетом пропорционального распределения труда
между различными отраслями производства. Основу экономики должно состав-
лять мелкое товарное производство. Товаропроизводители будут обмениваться
продукцией через народный банк, который выступает как определитель пропор-
циональной ценности благ. По Родбертусу, частная собственность постепенно,
через ряд реформ, должна перейти в руки государства, что приведет к исчезнове-
нию прибыли и земельной ренты.
Сторонником трудовой теории ценности был и английский социалист Р. Оуэн,
утверждавший, что при капитализме положения этой теории не реализуются, ибо
трудовая оценка искажается деньгами. Частная собственность и принцип личной за-
интересованности уже изжили себя, и в основу нового общества следует положить
кооперативную собственность работников на средства производства, общий труд и
равенство в правах и обязанностях. Конкурируя с частными предприятиями, коо-
перативы, как более эффективные, в конечном счете вытеснят их.
С иных позиций критикует капитализм французский мыслитель К.А. Сен-
Симон. Главным пороком капиталистического общества он считает анархию про-
/. История экономических учений 813


изводства. В обществе индустриалов, которое необходимо построить, сохранится
частная собственность, но владельцы предприятий должны будут подчинить про-
изводство централизованно разрабатываемому народнохозяйственному плану и
лично участвовать в труде.
Другой французский критик капитализма, Ш. Фурье, видит эксплуатацию
рабочих в их обмане как покупателей. Бедностью основной массы покупателей
он объясняет экономические кризисы. Фурье предсказывает, что конкуренция
приведет к монополии и капитализм превратится в торговый феодализм. Разум-
ное общество, которое надлежит построить, должно представлять собой ряд са-
моуправляющихся небольших общин (фаланг), ведущих в основном натураль-
ное хозяйство (между общинами допускается только обмен излишками). В фа-
ланге нет частной собственности и порабощающей человека пожизненной
специализации работников, работы подбираются в соответствии со склоннос-
тями человека, причем даже в течение рабочего дня осуществляется перемена
труда, на смену конкуренции приходит соревнование, от которого выигрывают
все.
Очевидно, что во всех концепциях критиков капитализма главенствует нор-
мативный подход.
Экономическое учение марксизма. Экономическая теория, разработанная
К. Марксом при непосредственном участии его соратника Ф. Энгельса, генети-
чески связана с английской классической школой. Маркс исходит из рикардиан-
ского понимания трудовой теории ценности, но в своем трехтомном труде «Капи-
тал» вносит в анализ принципиально новые моменты. Главный из них — теория
прибавочной ценности (в русской экономической литературе советского периода
утвердился перевод «теория прибавочной стоимости»). По Марксу, капиталист по-
купает не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Ценность (стоимость)
рабочей силы определяется затратами на ее воспроизводство: на питание, одежду,
приобретение квалификации, содержание детей, которые должны будут заменить
физически выбывающую рабочую силу родителей, и т.п. Разницу между ценнос-
тью рабочей силы и ценностью, которую она может создать, Маркс именует при-
бавочной ценностью. Таким образом, прибыль капиталиста возникает без нару-
шения эквивалентного обмена на рынке труда.
Маркс вводит деление капитала на постоянный (инвестированный в сред-
ства производства) и переменный (вложенный в рабочую силу). В ходе техничес-
кого прогресса органическое строение капитала (отношение постоянного капита-
ла к переменному) повышается, спрос на рабочие руки растет медленнее, чем ка-
питал, что порождает массовую безработицу и делает неизбежным обнищание
рабочего класса.
Поскольку прибыль создается только трудом, отраслевые различия в органи-
ческом строении капитала приводят к различиям нормы прибыли. Капиталы уст-
ремляются в отрасли с низким органическим строением капитала. Усилившаяся
там конкуренция вызывает падение рыночных цен товаров; напротив, в отраслях,
которые капитал покидает, цены растут. Межотраслевое переливание капиталов
приводит к тому, что товары продаются не по их ценности (стоимости), а по ценам
производства, обеспечивающим в любой отрасли среднюю норму прибыли. Так
Маркс пытается решить оказавшуюся непосильной для английской классической
школы задачу согласования трудовой теории ценности с фактически наблюдае-
мым равенством нормы прибыли в отраслях с разной долей затрат на труд в соста-
ве капитала.
Развивая рикардианскую теорию земельной ренты, Маркс доказывает суще-
ствование наряду с дифференциальной рентой, обусловленной различиями в пло-
Приложения
814

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>