<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


дородии и местоположении участков, еще и абсолютной ренты, порождаемой мо-
нопольной собственностью на землю как объект хозяйства.
Маркс строит модель общественного воспроизводства (циклически повторя-
ющегося процесса производства всех благ), в которой представлены необходимые
соотношения между производством средств производства и производством пред-
метов потребления. Он утверждает, что в силу анархии производства при капита-
лизме неизбежны периодические экономические кризисы.
В марксистской теории большую роль играет закон концентрации капитала
и производства, согласно которому по мере развития капитализма мелким и сред-
ним предприятиям не остается места в хозяйстве. Из этого закона выводится и
неизбежность грядущей замены крупной частной собственности единой общена-
родной собственностью, т.е. переход к коммунизму. Коммунистическое общество
пройдет в своем развитии две стадии. На первой — вследствие недостаточного раз-
вития производства и неготовности масс к безвозмездному труду на общее бла-
го — необходимо распределение по труду (по Энгельсу, должно учитываться толь-
ко количество труда, но не его квалификация: поскольку обучение профессии бу-
дет осуществляться за счет общества, плоды его должны доставаться обществу, а
не самому работнику). На второй стадии, когда гигантски вырастут производи-
тельные силы, а труд станет жизненной потребностью человека, распределение по
труду сменится распределением благ по потребностям.
Историческая школа. Сложившаяся в Германии в середине XIX в., эта школа
опиралась на взгляды Ф. Листа, утверждавшего, что каждая нация имеет свой путь
экономического развития и потому не может быть какой-либо универсальной эко-
номической теории. Если английская классическая школа рассматривала суще-
ствующее капиталистическое хозяйство как единственно нормальное, естествен-
ное, то Лист провозглашал необходимость исторического подхода к экономике.
Лист и его последователи отрицали доктрину экономического либерализма и тре-
бовали государственного покровительства отечественным производителям.
В. Рошер, разделяя теорию факторов производства, доказывал, что в ходе ис-
торического развития решающая роль переходила от земли к труду, а от него к
капиталу. Б. Гильдебранд предложил трехфазную схему экономической эволюции:
натуральное хозяйство — денежное — кредитное. К. Книс, ссылаясь на неповторя-
емость экономических ситуаций, вообще отрицал существование экономических
законов; задачу исследователей он видел не в построении теорий, а в описании и
моральной оценке конкретных явлений хозяйственной жизни.
В 1870-е годы сформировалась так называемая молодая историческая школа
(лидеры — К. Бюхер, Г. Шмоллер, Л. Брентано). Для нее характерно стремление к
истолкованию экономических процессов и ситуаций как результата воздействия
психологических, этических, религиозных и иных внеэкономических факторов.
Но представители этой школы сыграли определенную роль не только в развитии
методологии экономических исследований. Бюхер одним из первых подметил все
возрастающее значение ссудного капитала, из чего он сделал вывод о «процент-
ном рабстве», в которое попадают в равной степени предприниматели, землевла-
дельцы, торговцы и рабочие (впоследствии эта идея была подхвачена национал-
социалистами, придавшими ей антисемитскую направленность). Брентано дока-
зывал, что низкая оплата труда невыгодна в конечном счете и самим предпри-
нимателям, ибо она препятствует замене ручного труда машинным и тем самым —
удешевлению товаров и повышению их конкурентоспособности. В отличие от
Шмоллера, выступавшего за запрет профсоюзов, Брентано видел в них противо-
вес предпринимателям, корыстно использующим то, что рабочие не могут отло-
жить продажу своего труда в ожидании лучших цен. Брентано, доживший до эпо-
/. История экономических учений 815

хи монополий, — один из создателей теории преодоления кризисов на основе пла-
номерного регулирования производства картелями.
Идеи исторической школы оказали большое влияние на формирование взгля-
дов всемирно известных социологов В. Зомбарта и М. Вебера.
Институционализм. Новое направление зародилось на рубеже XIX и XX вв. в
США. Т. Веблен и его последователи отвергли господствовавшее со времен
А. Смита представление, что вся хозяйственная деятельность обусловлена исклю-
чительно стремлением ее субъектов к наибольшей личной выгоде. Они считали,
что огромную роль в функционировании экономики играют социальные институ-
ты — комплексы норм поведения, закрепленные (большей частью) в правовых
установлениях и реализуемые через общественные учреждения, либо организаци-
онно не оформленные (обычаи, традиции). Институционалисты акцентируют вни-
мание на коллективных действиях, осуществляемых в рамках таких институтов,
как профсоюзы, политические партии, объединения предпринимателей и т. п.
Веблен критиковал традиционный подход к экономике как к равновесной систе-
ме и поиск условий статического равновесия; в его понимании, экономика — на-
ука о динамических процессах.
Появление институционализма было воспринято современниками как мето-
дологический переворот в экономической науке.
Отражая изменения, произошедшие в хозяйстве развитых стран к концу века,
Веблен вводит в анализ хозяйственных отношений наряду с капиталистами и ра-
бочими социальную группу — инженерно-технических работников. Если ранее
капиталист был организатором производства, то теперь владельцы капитала — дей-
ствующие лица финансовой сферы, их капитал воплощен не в средствах произ-
водства, а в ценных бумагах, реально же управление производством осуществляют
технические специалисты. Интересы этих социальных групп различны, что ведет
к конфликту между бизнесом и индустрией. По Веблену, из-за господства моно-
полий, вздувающих цены и ограничивающих объемы производства, модель совре-
менной экономики не может быть построена на основе спроса и предложения.
С монополиями Веблен связывает гипертрофию кредита и кредитную инфляцию,
следствием чего становятся экономические кризисы. Выход из противоречий
он видит в передаче власти над экономикой инженерно-техническим работникам,
установлении технократии, чего можно добиться всеобщей стачкой специа-
листов.
Д. Коммонс уделял основное внимание правовым институтам. Поскольку уча-
стниками сделок все чаще выступают не индивидуумы, а их объединения, дости-
жение компромисса между ними все труднее и требуется вмешательство государ-
ства как арбитра и как силы, понуждающей стороны к выполнению взятых обяза-
тельств. В конечном счете на смену существующему порядку придет адми-
нистративный капитализм.
Другой ученик Веблена, У. Митчелл, вошел в историю науки как исследова-
тель экономических циклов. Митчелл придавал особое значение асинхронности
(опережениям и запаздываниям) взаимосвязанных хозяйственных явлений. Им
создана система прогнозирования конъюнктуры («экономический барометр»).
Зарождение экономико-математического направления. Впервые попытку при-
менить математические методы для анализа экономических процессов предпри-
нял во Франции в конце 30-х годов XIX в. А. О. Курно. Он рассматривал спрос как
непрерывную функцию цены, что позволяло использовать аппарат дифференци-
ального исчисления для нахождения максимума валового дохода от продаж.
Курно ввел понятие «эластичность спроса по цене» и показал, что данное свой-
ство специфично для разных групп товаров.
Приложения
816

В отличие от профессора математики Курно, строившего абстрактные моде-
ли, немецкий помещик (тоже математик по образованию) И.Г. Ъонен обрабаты-
вал конкретные данные о своем хозяйстве. В этом отношении он выступает как
предшественник эконометрики. Тюнен считается основоположником теории раз-
мещения производства. Тюнен — автор ряда методологических подходов, оценен-
ных лишь много лет спустя. В частности, он пытался построить теорию распреде-
ления доходов по факторам производства, последовательно меняя величину одно-
го фактора при неизменности других.
Как и труды Курно и Тюнена, не нашла отклика у современников работа не-
мецкого исследователя Г. Госсена «Развитие законов человеческого общения и вы-
текающих из них правил человеческой деятельности». В центре внимания Госсена
— потребительские оценки как основа спроса и выбор между благами. Им сфор-
мулированы положения, получившие впоследствии широкую известность как «за-
коны Госсена». Поскольку удовлетворение от какого-либо блага уменьшается с по-
треблением каждой последующей единицы этого блага, оценка полезности как
ценности зависит от количества блага. При ограниченности благ полезность ком-
бинации разных благ максимальна, когда последние потребленные их единицы
имеют равную полезность. Своим утверждениям Госсен дает математическую ин-
терпретацию, причем зависимость между полезностью и количеством благ рас-
сматривается как линейная. Концепция Госсена была фактически «переоткрыта»
основоположниками австрийской школы почти двадцать лет спустя по выходе в
свет книги Госсена.
Австрийская школа. В начале 70-х годов XIX в. К. Менгером были заложены
основы маржинализма, или теории предельной полезности (сам Менгер термина
«полезность» избегал). Суть этой теории: ценность (стоимость) какого-либо бла-
га — субъективная оценка потребителя; она зависит от важности удовлетворяе-
мой потребности и полезности последней (предельной) потребляемой единицы
данного блага.
Если традиционно считалось, что ценность конечной продукции зависит от
ценности расходуемых на ее производство материалов, орудий труда и т. п., то, по
Менгеру, ценность произведенной конечной продукции определяется ценностью
всего, что пошло на ее изготовление. Менгер ввел в научный оборот ряд категорий
и идей, получивших развитие в трудах экономистов XX в. Им разработано поло-
жение о субституции (взаимозаменяемости) производственных факторов, из чего
позднее выросла концепция производственных функций, высказана идея комп-
лементарности (взаимозависимости ценности) производительных благ, сформу-
лированы категории «цена спроса» и «цена предложения», включено в анализ по-
будительных мотивов обмена понятие ликвидности.
Ученик Менгера Э. Бем-Баверк рассматривает как полезность не только удов-
летворение потребности, но и избавление от тягот (экономию сил, сокращение
издержек и т. п.). Он вводит понятие «субституционной предельной полезности»:
ценность какого-либо блага для субъекта определяется предельной полезностью
тех благ, от которых он отказывается ради данного блага.
Концепция австрийской школы нашла наиболее полное воплощение в рабо-
тах Ф. Визера. Визер вводит в анализ ценности понятие упущенной выгоды. Он
сформулировал «закон издержек производства» (впоследствии получивший назва-
ние «закона Визера»): ценность производительного блага, которое может исполь-
зоваться для изготовления разных изделий, определяется ценностью изделия с
наименьшей предельной полезностью. Визер считается основоположником тео-
рии вменения, согласно которой земля, капитал и труд комплементарны, они не
создают дохода друг без друга. Проблема распределения полученного дохода меж-
/. История экономических учений 817


ду факторами производства — не выявление причинно-следственных связей. Речь
идет только о том, какую часть произведенного дохода можно отнести на счет дан-
ного фактора, «вменить» ему.
По некоторым вопросам среди создателей австрийской школы не было един-
ства. Так, Менгер и Визер были сторонниками ординалистского подхода — они счи-
тали, что полезности не поддаются измерению, а могут быть только ранжирова-
ны; Бем-Баверк отстаивал кардиналистский подход — возможность количествен-
ного исчисления полезности благ.
Одновременно с Менгером, но независимо от него, важнейшие положения
маржинализма сформулировал английский ученый У.С. Джевонс. В отличие от ав-
стрийской школы Джевонс широко использовал математический аппарат. Он ввел
наряду с категорией полезности категории бесполезности и антиполезности, ис-
пользовав их для анализа процесса труда: когда антиполезность труда и полезность
продукта труда уравновешиваются, процесс производства прекращается.
Воздействие идей австрийской школы на развитие экономической науки
было столь велико, что современники говорили о «маржиналистской революции».
Лозаннская школа. Представитель этой школы Л. Вальрас первым разработал
замкнутую математическую модель общего экономического равновесия. В ее ос-
нову было положено деление всех участвующих в производстве на владельцев про-
изводительных услуг и предпринимателей, приводящих эти услуги в действие, а
затем продающих произведенные товары. По Вальрасу, экономическое равнове-
сие социально выгодно населению, но единого критерия этой выгодности он не
формулирует. Поскольку Вальрас рассматривал ценность как полезность, его счи-
тают одним из создателей маржиналистской теории.
Вальрасовская модель равновесия была впоследствии преобразована В. Па-
рето. Он отвергает понятия ценности и полезности благ, заменяя их понятием
«предпочтение», имеющим только порядковый смысл. Для анализа предпочтений
им используются предложенные английским экономистом Ф. Эджуортом «кри-
вые безразличия». Парето сформулировал четкий критерий равновесия (получив-
ший впоследствии название «оптимум Парето»): социальный оптимум — это по-
ложение, в котором нельзя путем производства и обмена товаров и услуг повысить
благосостояние хотя бы одного субъекта без ущерба для благосостояния какого-
либо другого субъекта. На основании статистических данных Парето доказывал
устойчивость зависимости между величиной дохода и долей получающих его лиц
в населении («закон Парето»).
Кембриджская школа. Лидер этой сформировавшейся в конце XIX в. школы
А. Маршалл пытался синтезировать положения английской классической школы
и маржинализма, заложив тем самым основы неоклассического направления. Ры-
ночное равновесие он рассматривает как равенство цен предложения и спроса.
Если цены предложения определяются издержками производства, то цены спро-
са — предельной полезностью товара. Таким образом, теория Рикардо и его пос-
ледователей применима к предложению, а теория маржиналистов — к спросу.
Предложенная Маршаллом модель принципиально отлична от модели Вальраса.
По Вальрасу, цена — независимая переменная, а предложение товаров зависит от
цены, так что равновесие достигается движением цен; по Маршаллу, предложение
обусловлено не ценой, а издержками, и равновесие осуществляется через измене-
ние объема выпуска (в современной экономической теории эти подходы имену-
ются соответственно «модель корректировки цен» и «модель корректировки вы-
пуска»). Маршалл связывает динамику издержек с изменением масштаба произ-
водства. В сельском хозяйстве рост производства обусловливается опережающим
ростом издержек, т.е. здесь действует закон падающей отдачи. В промышленности
Приложения
818

в краткосрочном периоде действует тот же закон, а в долгосрочном — рост масш-
табов производства сопровождается снижением издержек на единицу продукции,
т.е. проявляется закон повышающейся отдачи. Маршалл внес большой вклад в
анализ эластичности спроса, разработав для этой цели математический инстру-
ментарий.
Ученик Маршалла А.С. Пигу — создатель «теории благосостояния». Частная
деятельность обществу может приносить как выгоды, так и издержки. Благососто-
яние зависит и от величины национального дохода, и от равномерности его рас-
пределения. Поэтому необходимо государственное вмешательство в экономику
через механизм налогов, субсидий и трансфертов бедным из государственного
бюджета, а там, где возможно появление монополий, нужен государственный кон-
троль над ценами и производством.
Американская школа. Положения, во многом близкие Маршаллу, развивал
Д.Б. Кларк. Он утверждал, что в хозяйственной сфере в любую историческую эпо-
ху действуют три универсальных закона. Закон предельной производительности
вытекает из концепции предельной полезности, в которую Кларк вносит ряд кор-
рективов. Во-первых, экономическую оценку полезности благ дают не индивиду-
умы, а социальные группы (классы покупателей), причем каждый класс регулиру-
ет цены значимых для него товаров. Во-вторых, любой товар — это набор полез-
ностей, и цена отражает совокупность его предельных полезностей. Закон
специфической производительности отражает то, что каждый фактор производ-
ства вносит свой вклад в ценность продукта. Владельцу соответствующего факто-
ра и должен доставаться специфический вклад этого фактора. По Кларку, капитал
приносит процент, капитальные блага — ренту, предпринимательская деятель-
ность — предпринимательскую прибыль, труд — заработную плату. Закон убыва-
ющей производительности — не просто иная формулировка закона падающей от-
дачи; Кларк толкует его в духе маржинализма, доказывая, что «вознаграждение»
каждого фактора сводится к величине его предельного продукта.
Кларк подразделяет экономическую теорию на статику и динамику. Стати-
ка — это некая абстракция, необходимая, тем не менее, для выявления основных
закономерностей. Некоторые категории существуют только в динамике, напри-
мер предпринимательский доход, который Кларк толкует как премию за новатор-
ство.
Первые теории монополий. Попытку теоретического осмысления того нового,
что принесли в экономическую жизнь монополии, первыми предприняли после-
дователи Маркса.
Объектом внимания немецкого экономиста Р. Гильфердинга стали монопо-
лии в банковском деле. Капитал этих монополий, вложенный в промышленность,
он именует финансовым капиталом. Подчиняя себе промышленное производство,
банковские монополии открывают дорогу к замене свободной конкуренции пла-
номерной организацией экономики сначала в масштабах страны, а затем, с разви-
тием международных монополистических объединений, и во всемирном масшта-
бе. Общество вступает в эпоху «организованного капитализма».
Австрийский социал-демократ К. Каутский, акцентируя внимание на про-
мышленных монополиях, создал теорию перерастания капитализма в ультраим-
периализм: монополии, сложившиеся в отдельных странах, сольются в единый
всемирный картель, что будет означать устранение конкуренции, замену анархии
производства плановым ведением хозяйства при сохранении частной собственно-
сти.
В.И. Ленин трактует финансовый капитал как сросшийся капитал банковс-
ких и промышленных монополий. Это срастание находит выражение и в личной
/. История экономических учений 819

унии воротил банковского и промышленного бизнеса, в образовании финансовой

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>