<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

для планового руководства хозяйством государственным органам требуется вся
полнота информации, а это нереально. Но даже при наличии информации ско-
рость реакции на изменения хозяйственной ситуации "в централизованно управ-
ляемой экономике чрезвычайно низка. Государственный аппарат заботится не об
экономике, а об интересах власти. Так, регулирование денежной эмиссии имеет
целью, прежде всего, пополнение государственного бюджета, что неизбежно ве-
дет к инфляции. Хайек выдвигает концепцию «частных денег»: экономика только
выиграет от отмены государственной монополии на эмиссию денег и предостав-
ления прав на эмиссию коммерческим банкам.
Мизес и Хайек отстаивали преимущества рыночного хозяйства в условиях
существования в СССР социалистической системы, добившейся серьезных про-
изводственных успехов. Мизес доказывал, что советская экономика, будучи не-
эффективной по существу, не разваливается лишь потому, что следует структуре
производства развитых рыночных стран. Социалистическая система хозяйства
возможна только как имитирующая система, ибо вне капиталистического окру-
жения она лишается всяких ориентиров. Хайек подчеркивает, что государствен-
ное управление хозяйством подавляет индивидуальную инициативу и потому вред-
но не только экономически, но и политически. Любое усиление правительствен-
ного воздействия на экономику — дорога к рабству.
Фрайбургской школой, сформировавшейся вокруг В. Ойкена на пороге 30-х
годов, разработана концепция ордолиберализма (от латинского ordo — порядок).
Экономическая роль государства не отрицается, но ограничивается установлени-
ем правил хозяйственной жизни и контролем за их соблюдением.
Посткейнсианство. С середины 1960-х годов начался пересмотр кейнсианца-
ми ряда положений своего учителя. Посткейнсианство — не единая теория, а об-
щее название нескольких существенно отличающихся друг от друга концепций.
Капецкианское посткейнсианство использовало идеи долго работавшего в Ве-
ликобритании польского экономиста М. Калецкого, создавшего еще до Кейнса
свою теорию спроса. В отличие от кейнсовской она была разработана применительно
к условиям несовершенной конкуренции. С позиций ортодоксального кейнсианства
нельзя было объяснить сложившуюся во многих странах ситуацию — застой произ-
водства и высокую безработицу при инфляции. Английский экономист К. Коу-
линг, назвавший это явление стагфляцией, видит ее причину в господстве монопо-
лий. Политика монополий приводит к снижению доли рабочих в национальном
доходе, что влечет за собой снижение потребительского спроса. Рост же прибылей
монополий не сопровождается соответствующим ростом инвестиций.
Монетарное посткейнсианство получило распространение главным образом
в США. У его истоков стояли Р. Клауэр, А. Лейонхуфвуд, П. Девидсон и др. Сто-
ронники этого направления критикуют своих предшественников — кейнсианцев
за недооценку роли денег. В основе современной экономики лежат денежные кон-
тракты на срок, что делает ее принципиально неравновесной. У денег — нулевая
эластичность по спросу и близкая к нулю эластичность замещения по цене. Из
этого вытекает возможность устойчивого неравновесия при неполной занятости.
Неорикардианское посткейнсианство базируется на идеях британского эконо-
миста П. Сраффы. Его сторонники пытаются синтезировать идеи Рикардо и Кей-
нса. Концепция Кейнса применима к краткосрочному анализу эффективного
спроса, а долгосрочное равновесие в экономике понимается, по Рикардо, как со-
стояние, при котором во всех отраслях существуют равная норма прибыли и еди-
/. История экономических учений 825

ный уровень заработной платы. Эти средние величины формируются независимо
от того, каковы объемы производства и занятости, каково соотношение между со-
вокупным предложением и совокупным спросом.
Новое кейнсианство сформировалось в США. Б. Гринвальд, Д. Стиглиц,
Д. Акерлоф исходят из определяющей роли монополий, но монополизацию пони-
мают в духе теории монополистической конкуренции. Рабочий, получивший на
определенном предприятии специфическую квалификацию, выступает как моно-
полист, а нанимающая его фирма — как монопсонист. Предприниматель при спа-
де не спешит увольнять квалифицированных рабочих или снижать им заработную
плату, так как это может привести к еще большему падению доходов фирмы.
В концепции новых кейнсианцев важное место занимают издержки, связанные с
получением и распространением информации. При небольших колебаниях спро-
са фирмы не меняют цены, ибо пересмотр цен связан с издержками на информи-
рование покупателей. Такая жесткость цен, суммируясь в масштабах общества, от-
рицательно сказывается на спросе и занятости.
Чикагская школа. Создатель этой школы М. Фридмен — лидер современных
монетаристов. Монетаристы доказывают, что государственное вмешательство по
кейнсианским рецептам может дать кратковременный эффект, но в долгосрочной
перспективе оно вредно, так как блокирует действие рыночных регуляторов. Эко-
номическая роль государства должна ограничиваться управлением денежным об-
ращением. Эмиссия денег должна соответствовать долгосрочной тенденции роста
валового внутреннего продукта, но ни в коем случае не подстраиваться под теку-
щую конъюнктуру (это положение получило название «денежного правила Фрид-
мена»). В нарушениях нормального денежного обращения монетаристы видят при-
чины кризисов.
Монетаристы считают все учение Кейнса ошибочным. Опровергается кейн-
сианский тезис об инфляции как стимуле роста занятости. В противовес утверж-
дению Кейнса о понижении предельной склонности к потреблению с ростом до-
хода Фридмен доказывает устойчивость доли дохода, образующей потребительс-
кий спрос.
От монетаризма отпочковалась школа рациональных ожиданий (лидер —
Р. Лукас). При достаточной информированности субъектов вероятностное распре-
деление их ожиданий соответствует объективному распределению событий под
влиянием случайных воздействий. Располагая той же информацией, что и госу-
дарственные органы, хозяйствующие субъекты предвидят последствия готовящих-
ся правительством экономических акций и могут их своевременно нейтрализо-
вать. Таким образом, государственное регулирование экономики не может дос-
тичь своих целей. Некоторые экономисты делают другой вывод: эффективны
только «шоковые» воздействия.
Институционально-социологическое направление. После Второй мировой вой-
ны возродился интерес к идеям институционализма. Для различных институцио-
налистских теорий общими были методологические принципы: междисциплинар-
ный подход, историзм, анализ общественно-экономических противоречий.
В США Г. Минз, А. Берли, Д.М. Кларк создали различные варианты теории
трансформаций капитализма. Эта трансформация связывалась с «демократизаци-
ей капитала» в условиях господства акционерной формы собственности и с «рево-
люцией управляющих» — переходом реального управления производством от соб-
ственников к менеджерам.
Дж.К. Гэлбрейт выдвинул близкую этим концепциям теорию технократичес-
кого детерминизма. В современной экономике рыночная система представлена
мелкими фирмами. Крупные корпорации образуют планирующую систему. Власть
Приложения
826

в них принадлежит техноструктуре — группе ведущих специалистов. Цели техно-
структуры — не прибыль, а рост фирмы и максимальная независимость от рыноч-
ной конъюнктуры.
Французский экономист Ф. Перру разработал теорию доминирования и гар-
монического роста. В основе современной экономики лежит неравенство, прояв-
ляющееся, в частности, в наличии доминирующих и подчиненных хозяйственных
предприятий и целых отраслей. Вокруг доминирующих единиц возникает дефор-
мированное, поляризованное пространство, где уже нет совершенной конкурен-
ции. Развитие производства идет неравномерно: быстрорастущие отрасли («отрас-
ли-моторы») создают «эффект увлечения» сопряженных отраслей, образуя вокруг
полюса рост зоны развития. Перру — один из создателей системы индикативного
планирования. Из своей теории он вывел принципы государственного регулиро-
вания: ориентацию на неравномерный рост; активное преобразование отраслевой
структуры; избирательное, а не глобальное воздействие на экономику.
Неоинституционализм. Это направление сложилось в конце 70-х — начале
80-х годов, хотя истоки его — в работах довоенного периода английского эконо-
миста Р. Коуза.
Коуз ввел понятие трансакционных издержек. Любая фирма растет до тех пор,
пока издержки внутрифирменного управления не превысят издержки совершения
рыночных сделок. Неоинституционалисты включают в трансакционные издерж-
ки также затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации.
Д. Стиглер (США) доказывает, что, так как затраты на получение достаточной ин-
формации велики, поведение экономических субъектов, как правило, не опти-
мально.
Американский экономист А. Алчиан — создатель концепции прав собствен-
ности. Для общества собственность — это правила, регулирующие отношения
между хозяйствующими субъектами, а для отдельного субъекта — это пучки пра-
вомочий на принятие решений по поводу ресурсов. Чем больше набор правомо-
чий, связанных с данным ресурсом, тем выше его ценность. Для эффективной ра-
боты рынка необходимо четкое определение (спецификация) прав собственнос-
ти, но, так как спецификация не бесплатна, она обычно неполна.
Неоинституционалисты разграничивают общедоступную, государственную и час-
тную собственность и проводят их сравнительный анализ.
Ведущее место в неоинституционализме занимает концепция эволюционной
экономики. Она базируется в значительной степени на положениях, выдвинутых
в свое время выдающимся экономистом XX в. Й. Шумпетером. Существенный
вклад в развитие этой теории внес американский экономист Д. Норт. Развитие эко-
номики рассматривается как процесс, аналогичный ходу биологической эволю-
ции по Дарвину. Основным объектом в эволюционной экономике является попу-
ляция фирм, подверженных естественному отбору. В анализе используются такие
категории, как наследственность, изменчивость, мутации, правила рождения и ги-
бели объектов и т.п.
Теория социального рыночного хозяйства. После разгрома гитлеровского рей-
ха, в котором осуществлялся государственный диктат хозяйственной деятельно-
сти, новую жизнь, но уже под другим именем и в несколько модернизирован-
ном виде, обрела концепция ордолиберализма. Наибольший вклад в разработку
теории социального рыночного хозяйства внесли В. Репке, Л. Эрхард, А. Рюс-
тов. Свободное рыночное хозяйство само порождает опасные для него послед-
ствия: из свободной конкуренции вырастают монополии, развитие производ-
ства сопровождается углублением разрыва в доходах разных социальных групп,
что грозит политическими потрясениями. Поэтому государственное вмешатель-
/. История экономических учений 827


ство признается не только допустимым, но и необходимым для нормального
функционирования рыночного хозяйства. Во-первых, государство должно не до-
пускать образования монополий или, по меньшей мере, осуществлять контроль
над ними. Во-вторых, оно должно осуществлять некоторое перераспределение
доходов в пользу малоимущих через налоги и бюджетное финансирование со-
циальных программ.
В 70-е годы концепция социального рыночного хозяйства претерпела неко-
торые изменения. Допустимые границы государственного вмешательства расши-
рены: признается целесообразность регулирования цен на экономически и соци-
ально важные товары, не исключаются прямые государственные инвестиции в те
отрасли, от которых зависит общий подъем производства и конкурентоспособ-
ность отечественных товаров.
Теория социального рыночного хозяйства лежит в основе экономической
политики властей ФРГ и ряда других стран.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ