<< Предыдущая

стр. 6
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

29.17. А идеи материализуются в такой степени, какой силой воли и новизны они наделены.
29.18. Самым объективным является то, что Бесконечные Источники Любви, Разума и Жизни постоянно подпитывает всё материальное, даже неживое, накачивая их всеми необходимыми видами энергии-смысла.
29.19. Но начало процессу самоорганизации будет положено, когда равномерная структура «поля плодородия» будет «знать», что для этого делать.
29.20. А это произойдёт, когда она станет пронизываться всем полем критериев.
29.21. Только при таком процессе включения в «поле плодородия» критериев возникают условия для протекания автоматических процессов природного синтеза.
29.22. Критерии в начале выступают как бы в роли центров кристаллизации. Они организуют некое поле притяжения, специфика которого зависит от вида критерия.
29.23. Как я иногда говорю, духовность – это такое положительное действие, которое создаёт для простого и недуховного человека силы притяжения к истинно духовному.
29.24. И не столько мы сами заставляем себя переосмысливать и изменяться к лучшему в своей жизни, сколько автомат Природы почти самостоятельно предлагает нам новые смыслы и притягивает нас ко всё более и более высокому.
29.25. Человек сравнительно недавно – около ста лет назад – смог осознать в себе душу как некий нематериальный орган своего организма, хотя со времён Аристотеля прошло немало времени.
29.26. До этого душа представлялась в виде субстанции, в которой концентрировался жизненный потенциал. В средние века считали, что душа находится в крови.
29.27. В более поздние времена отождествили с психикой вообще.
29.28. Если человек – высшая материальная форма Жизни, то высшим органом в нём следует признать душу, выполняющую свою, высшую, обобщённую функцию. Ибо душа является проводником и высших, Духовных, критериев.
29.29. Конечно, для физика, основывающего свои наблюдения только на основе материальных подтверждений в осязаемой форме, сложно принять подобную объективизацию виртуального органа. Хотя подобные аналогии в мире физики и математики существуют.
29.30. Более того, вся математическая наука, на которой стоят самые фундаментальные науки, построена на сплошной виртуальности.
29.31. Ещё А. Ухтомский указывал, что с точки зрения физиологии Человека необходимо функциональные системы человеческого организма приравнять материальному органу по статусу.
29.32. В сложившихся обстоятельствах обязаны ли мы выделить орган, пусть виртуальный, который отвечал бы за снабжение человека критериями Природы и передачи их в сознание?
29.33. С одной стороны, он должен быть независимым от сознания и желаний человека, а, с другой стороны, он должен реагировать на деяния Человека и оценивать их, не в сильной степени навязывая коррекцию поступков.
29.34. Последнее требуется для того, чтобы Человек не мог потерять свободу своего выбора, если критерии им вырабатываются самостоятельно. Выработка критериев Человеком самостоятельно есть основа его творчества.
29.35. Таким виртуальным органом из всего известного может быть только душа. Во всяком случае она ближе всего по смыслу, согласно которому обеспечивается контакт нашего сознания с Высшим.
29.36. Она обладает голосами вины, совести, прямым каналом информации, соединяющим её с сердцем.
29.37. В теории идентификации существует понятие так называемой ненаблюдаемости, когда не существует способов измерения координат состояния части системы. Они не могут быть определены явно.
29.38. Психология выделяет и оперирует с большими подсистемами, наделёнными относительной целостностью и явно не наблюдаемыми: подсознательным, бессознательным, коллективным бессознательным и так далее. Душа поэтому не может быть исключением.
29.39. Почему же тогда душа может представляться и светлой, и чёрной, если мы говорим лишь о её чистой, неизменяемой части, связанной с проводимостью критериев Природы и Любви?
29.40. Думаю, что почти всё, связанное с системными частями организма, можно представить состоящими из двух половин.
29.41. Первая – это неизменяемый каркас, матрица или монада, передаваемая корневой, наследственной программой генетики.
29.42. Это природная рацио-составляющая организма, функционирующая вполне определённым образом. Это программа в какой-то мере, как говорят, конституциональная.
29.43. Вторая – это полностью видоизменяемая со временем часть, тело, оболочка, среда, подвергаемые изменчивости за счёт работы иррацио-составляющей программ организма и самой среды.
29.44. Подобный принцип нашёл своё отражение даже в поведении Человека, в том, как он следует выбору в соответствии с критериями, которые принял для себя или же, наоборот, отверг.
29.45. Поэтому поведение человека имеет разное качество, как положительное, так и отрицательное.
29.46. Именно поэтому вторая половина души может формироваться самим человеком в силу каких-либо негативных обстоятельств в негативном свете.
29.47. Иногда внутренние манипуляции человека с его критериями видны невооружённым взглядом по тому, как он меняет своё поведение и перестраивает свои суждения вслед за изменением ситуации, с потерей интереса или вообще прекращает свою деятельность.
29.48. К сожалению, психология привела себя к такому тупику, что слишком мало учитывала системность мира, которая не может быть определена из внутренних психологических постулатов.
29.49. Наоборот, чтобы выйти из создавшегося тупикового положения, этой науке необходимо перешагнуть свои границы.
29.50. Оказалось, что многие психотехники и психотехнологии прошлого и настоящего направлены на поиски, так называемых, комплексов – негативных структур психики, с которыми осуществляется основная работа психолога.
29.51. Это своеобразный «остаточный принцип» от нормы, который только подтверждает отражение психологией следование за нарушениями.
29.52. Позитивность устойчивых виртуальных образований сознания, психики, души привлекала мало внимания исследователей, ибо психология ограничила себя моделями мира примитивного плана.
29.53. Как во Вселенной совершенно объективно существуют чёрные дыры, наблюдаемые физиками лишь опосредованно, так и многие виртуальные объекты психологии и сознания тоже можно «увидеть» при помощи непрямых измерений.
29.54. Для Человека мир физических форм, феноменальный, и мир внутренних форм, виртуальный, или ментальный, равнозначны.
29.55. Ибо существует сильная прямая и обратная зависимость между ними, выражающаяся в замкнутой обратной связи организма, его частей, подсистем, независимо от того, физически или не физически мы можем представить их себе.
29.56. Оказалось, что Человек пока ещё не освободился от того, чтобы не наделять ограничениями собственных мыслимых представлений окружающий мир.
30. РАЗВИТИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ. СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Мы так много придаём значения мелочам и так близко к ним подходим, что за их частоколом и мнимой величиной совершенно теряем природные значения гигантских размеров.

30.1. В словаре практического психолога конца двадцатого века вообще нет понятия жизненного критерия. Это меня удивляет, забавляет и вводит в грусть.
30.2. Может быть, слепота в отношении определяющего значения критериев произошла у психологов потому, что критерии сильно связаны с нашими желаниями. А уследить за всеми желаниями как бы невозможно. Оправдание налицо.
30.3. Ибо как доминанта, мотив, воля даже инстинкт маскируют критерий, точно так же это делает и желание. Но желание более многозначно, нежели доминанта.
30.4. Новое желание может изменить критерий вплоть до обратного. Например, человек, находясь в одном из состояний сознания, вполне осознанно даёт себе слово, что в определённых конкретных других жизненных ситуациях не будет выполнять вполне определённого действия.
30.5. То есть он неосознанно подчиняет себя некоторому выбранному критерию, который тоже им не осознаётся.
30.6. Но приходит эта ситуация, а человек в силу какой-либо причины оказывается в другом состоянии сознания – в изменённом.
30.7. Сдвиг состояния сознания и определяет изменение человеческих желаний и критериев поведения.
30.8. Желание маскирует свою суть, заключающуюся в критерии.
30.9. Человек, находясь в другом, изменённом относительно первого, состоянии сознания, легко может нарушить данное себе и другим слово.
30.10. Отсюда проистекает его нетвёрдость, безволие, распущенность, предательство.
30.11. В психологии долгое время считается, что осознаваемой причиной, лежащей в основе выбора действий и поступков личности, является мотив. Мотиву приписывается то, чего он не может.
30.12. На самом деле мотив – это всё-таки импульс побуждения к деятельности. И вряд ли что-то более.
30.13. Мотив может длиться некоторое время без затухания, но быть основой деятельности в процессе сложной самоорганизации – это не его прерогатива. Он – всего лишь часть функции самоорганизации.
30.14. В корне неверно связывать мотивы лишь с кругом деятельности, направленной на удовлетворение потребностей личности.
30.15. Мотив может возникнуть от неосознаваемого виртуального органа – души, от действия критерия, абсолютно не связанного ни с какой деятельностью.
30.16. Мотив может возникнуть даже беспричинно, то есть какое-то действие или какая-то мысль в таком случае являются немотивированными. Это как бы давно известно, но к абсурду привыкли.
30.17. Многие теории психологии и физиологии подошли вплотную к открытию первенства в определении развития Жизни за критериальным уровнем в самоуправлении любым живым объектом.
30.18. Теория функциональных систем П. Анохина, физиология активности Бернштейна, теория когнитивного соответствия, теория поля К. Левина и некоторые другие подчёркивали системность организмов, их самоорганизацию.
30.19. По теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера негативное побудительное состояние – диссонанс – есть следствие недостаточного оправдания выбора.
30.20. Чем же человеческое сознание может оправдать выбор? Оправдать может многим, ибо разум есть инструмент – куда его направил, в том направлении он и работает.
30.21. Однако, жизненный выбор не относится по своему статусу к проблеме оправдания, ибо он – не наказание.
30.22. Оправдание выбора может иметь основания, если результат произведённого выбора известен и несущественен или негативен.
30.23. Мы же говорим о том, что существует возможность спрогнозировать результат заранее с определённой степенью надёжности, избрав всего лишь соответствующий критерий для будущего процесса решения.
30.24. Выбор есть решение особой задачи по удовлетворению критерия выбора.
30.25. А «диссонанс», отклонение, рассогласование оказывается необходимым и достаточным условием для получения управляющего сигнала в системе самоорганизации.
30.26. Значит ли это, что выбор, если он всё же тяжёл для Человека, должен быть «оправдан»?
30.27. Без сомнения это так, но в Природе это «оправдание» происходит лишь свыше и только свыше, только критериально через смыслы, пока ещё не все понятные Человеку.
30.28. Критериальный уровень есть уровень более высокий, чем уровень смысла, более внутренний, более скрытый.
30.29. Человек оперирует в своих доказательствах только смыслами. Критериальный уровень пока ещё не осмыслен.
30.30. Это однозначно говорит о том, что любое оправдание выбора есть прерогатива не столько Человека, сколько того, что находится выше его.
30.31. Знание критериев переводит человеческую задачу выбора с поведенческого уровня на уровень выбора самого критерия.
30.32. Выбор критериев автоматически включает задачу осознания Высших Критериев Жизни, знания нашей души.
30.33. Поэтому психология становится системной тогда, когда её знания наполняются действием критериев Природы и Человека.
30.34. Проявление критериальных возможностей человека, то есть осознанное или неосознанное оперирование критериями, созданными как Природой, так и самим Человеком, зависит и от его способностей, и от развитости среды проживания.
30.35. Способности Человека можно отождествить с его внутренними побудительными силами.
30.36. Из всех побудительных сил и мотивов способности выделяются своей мощностью воздействия на всю его внутреннюю сферу.
30.37. Какая-либо способность даётся Человеку независимо от его выбора или желания.
30.38. К возникновению способности ни мотивация, ни доминанта не имеют никакого отношения. И то, и другое лишь проявляют её. Они – следующий этап её обрамления.
30.39. Со способностью Человек рождается и с нею же умирает, если в течение его жизни не происходит его деградация.
30.40. Любую внутреннюю способность я рассматриваю как своеобразную личность, точнее субличность.
30.41. Субличность – это замкнутая на себя, высокой степени целостности структура личности, которая устойчиво может существовать длительное время.
30.42. Внутренний побудительный мотив способности проявляется в сознании Человека всегда. Различна лишь его мощность, которая зависит от степени страстности человека.
30.43. Но какой бы ни была страстность, способность требует реализации. Вот почему неразвитие способности есть убийство внутри себя человека, личности.
30.44. Многие патологии в сознании, в психике или в поведении людей возникают именно от подобного убийства способности в своей личности.
30.45. Способности людей требуют от них саморазвития, постоянного внимания, напряжённых усилий, времени и забот. Способности – это ребёнок, дитя каждого.
30.46. Неразвитая способность в начале – это неразвитый ребёнок, капризный, своенравный, который потом, с течением времени, без внимания со стороны человека может стать его убийцей.
30.47. Другими словами, способность обладает своей и только своей доминантой, которая может подавить все остальные доминанты на очень длительное время, иногда навсегда.
30.48. Системная психология поэтому относит потребности к реализованным способностям, или к инстинктам, получающих быстрое удовлетворение.
30.49. Потребности, какого бы уровня они не были, не могут обеспечить саморазвитие уровня самоорганизации.
30.50. Последнее достигается только при участии сознательной компоненты Жизни в осознании Высших Критериев, спускающихся в сознание.
30.51. Поэтому при адаптации к тягостным временам в обществе, когда реализация способности человека во внешнем жизненном пространстве угнетена, а людям, другими словами, «надо было сидеть тихо», они находили себя во зле, агрессии.
30.52. Природа агрессии лежит, прежде всего, в запрете на развитие способности и в запрете на поиск.
30.53. Ибо развитие Жизни заложено в ней самой в её основах, а блокирование развития является фактически убийством Жизни.
30.54. Неожиданная блокировка развития Жизни в её различных проявлениях в Человеке ли, в растении ли, в отдельной клетке ли приводит к негативному стрессу со всеми вытекающими отсюда последствиями.
30.55. Развитие же требует от Человека перейти на уровень эмоционально сильных положительных переживаний и поддерживать их.
30.56. А это лучше всего достигается в духовной жизни отдельного человека, ибо она является более общим пространством существования.
30.57. Переживания хотя и носят внутренний характер, но реализуются во внешней среде проживания, ибо направлены от человека к Богу его самосовершенствованием во всех своих аспектах.
31. ДОМИНАНТА ЦЕЛОСТНОСТИ
Если бы человек захотел стать всесильным, он бы начал с Любви. Он бы стал думать о том, что нужно сделать, чтобы затопить мир Любовью.

31.1. Доминанта помогает Человеку поддерживать в себе высокий уровень напряжения, а для некоторых людей уровень положительного или отрицательного стресса, чтобы внутренние процессы в организме и процессы жизни вокруг него, в его жизненном пространстве, шли при выполнении соответствующего критерия.
31.2. Отличие моего подхода, например, от подхода Курта Гольдштейна (организмическая теория личности) состоит в том, что он не показывает, каким образом, самоактуализируясь, достигает своей цели Человек, а фактически, организм, по выравниванию своей психической энергии в среднем.
31.3. Открытость, разомкнутость, системы личности в организмической теории личности не есть открытость критериальная, то есть реальная.
31.4. Это всего лишь открытость влияния на Человека, которое Человек стремится выровнять, в одних случаях снизить, в других повысить. Но как выровнять действие критерия?
31.5. Традиционная психология в своём многообразии, в основном, рассматривает личность лишь как психологический субъект, функционирующий в психологической среде (или, по-другому, в жизненном пространстве), отрывая личность от процессов, происходящих за рамками психологической среды.
31.6. Абсурден принцип психологии, согласно которому за организм Человека принимается лишь его психологическая часть, да и то «фактически» реализуемая в феноменальном мире.
31.7. Ни о какой системной открытости тут не может быть и речи. Это – изолированная система, в которой процессы в их развитии обязательно рано или поздно зайдут в тупик.
31.8. Попытки внести коррективы в теории личности или в общие теории психологии, которые бы учитывали целостность как реальность, не увенчались успехом. Да иначе и быть не могло.
31.9. Одна из главных причин неудач состояла в том, что, как правило, психологические теории создавались и обосновывались на многочисленных случаях психических отклонений и применялись в основном для лечения заболеваний.
31.10. Спору нет, крайности в поведении людей всегда более ярки и репрезентабельны. Однако, увлечение подобным направлением привело к тому, что психология традиционная стала трактоваться в основном как поведенческая.
31.11. Целью психических процессов в организме стала считаться расплывчатые в понятийном выражении самоактуализация и самореализация личности.
31.12. Некоторые психологи, такие как А. Маслоу и целое направление психологов, развивающих когнитивную психологию, предприняли серьёзную попытку восстановить справедливость и представить психику Человека как некий целостный объект, изначально наделённый сугубо положительными свойствами.
31.13. К сожалению, понятие целостности личности или психики в психологической науке до сих пор не было сформулировано корректно.
31.14. И потому любые попытки придать даже гуманистической психологии законченный вид не удались.
31.15. И хотя гуманистическая психология оказалась наиболее близкой из многих направлений психологии к первичной сути этой науки, она не оказала прорывного действия.
31.16. В основном же, психология как наука во многом стала наукой не о психике Человека, а о его сознании и его поведении.
31.17. Причём в подавляющем большинстве работ и направлений под объектом исследований в психологии понималось лишь малоосознанное или совсем неосознанное человеческое поведение.
31.18. Психология в своём развитии завела себя в тупик, сознательно сузив свои претензии до слишком малого объёма исследований, из которого уже ничего нового было извлечь невозможно.
31.19. Ярким примером тому может служить теория поля К. Левина, в которой им самим и его последователями были предприняты попытки с помощью математизации и структурализации решить проблему выхода за пределы замкнутого пространства традиционной психологии.
31.20. Даже когнитивная психология оказалась в том же самом тупике с невысоким результатом развития. Ибо как понимание системности, так и модель мира, на котором она основывалась, оказались некорректными.
31.21. Ключевыми понятиями, точнее, категориями философского плана, в развитии психологии будут являться, по-видимому, в ближайшем будущем понятия целостности, системы и критерия.
31.22. О критериях мы уже много говорили и ещё будем неоднократно возвращаться.
31.23. В понятии системы мы подчеркнули принципиальную важность, причину, по какой система становится системой – именно потому, что она не может существовать без своего критерия.
31.24. Понятие же целостности пока что было определено недостаточно. Причиной этого может служить оправдание, что оно тесно связано с философской парадигмой представлений о мире, о Жизни, о Человеке.
31.25. Мною принята почти восточная парадигма Мироздания и Жизни с некоторыми отличиями, где понятие целостности личности либо может совсем игнорироваться, либо отсутствует.
31.26. Причиной подобного является принятие основного принципа существования Жизни и Человека, в частности, как космического явления со всеми вытекающими отсюда тесными связями.
31.27. Поэтому говорить о целостности Человека можно только очень условно, каждый раз подчёркивая специально степень условности.
31.28. Самым, может быть, сильным определением целостности было бы определение её как способности к выполнению заданной функции.
31.29. Однако, трудность заключается в том, что многообразие функций, выполняемых человеческим организмом, так велико, что представить всё поле его функций не представляется возможным.
31.30. Аналогично и детерминистского понятия организма Человека в силу тех же причин предложить нельзя.
31.31. Ибо к структуре организма необходимо будет отнести и непроявленные в материальном мире его тонкоматериальные структуры и поля.
31.32. Как смена доминант в Человеке отражает смену критериев его поведения и мышления, так она определяет и смену процессов в его организме. Этот факт бесспорный, подтверждённый физиологами.
31.33. Можно говорить о жизненном пространстве Человека, как это делает в своей теории поля К. Левин, с позиций личности.
31.34. Можно же с позиций критериальности Природы, понимая, как среда проживания стимулирует человека, оперировать критериальным полем.
31.35. Но где критериальное поле, как и любое поле, начинается в жизни каждого человека? И где оно заканчивается?
31.36. Что включает Человек в своё жизненное пространство? Ведь понятие жизненного пространства меняется со сменой этапов человеческого развития и со сменой теорий о Человеке.
31.37. Жизненное пространство включает в себя два понятия – жизненность, или жизнь, и пространство – и их соединяющее, общее и критериальное, именно то, что делает просто пространство жизненным.
31.38. Некоторым людям трудно понять, почему к двум, чтобы получить из них третье, необходимо прибавить ещё и четвёртое?
31.39. Так и в теории К. Левина проще всего имплицировать локомоцию – указать путь от и до. Но объяснить, почему именно этот, а не другой, путь осуществляется, невозможно. Ибо сама импликация «если..., то...» как логическая операция скрыла в своей сути работу её критерия.
31.40. Поэтому недостаток многих теорий и понятий состоит в их сильной статичности, в отсутствии развивающих тенденций, как подчёркивается в психологической теории поля.
31.41. Введение динамических характеристик в теории оказалось незаконченным именно потому, что динамика всегда предполагает соответствующие модели, начало которым положено в дифференциальном исчислении.
31.42. Применение таких моделей рано или поздно в силу их сути выводит исследователя за пределы своего начального пространства, или начального множества.
31.43. Принцип разомкнутости систем поэтому и выполняется в системах, что он является естественным отражением самой природной систематики.
31.44. Это характерно и для такого понятия, как целостность. Ибо под целостностью можно понимать степень удовлетворения некоему функциональному критерию системы.
31.45. Понятие целостности Человека как понятия, отделённого от представления остального организма, некорректно, ибо оно должно объективно отражать не статичное и изолированное положение, а динамичное и связанное со средой.
31.46. Значит, целостность должна определяться во взаимосвязи, в динамике изменений.
31.47. Но этого же требует и каждое понятие психологии, ибо оно может быть корректно определено только во множестве взаимосвязей, в сложной смысловой структуре пространства своего существования.
31.48. Целостность системы не может характеризоваться изоляцией системы, как то было в прежних представлениях.
31.49. Ибо такое состояние совершенно не отвечает полноте выполнения функций самой системой. Это абсурдно.
31.50. Целостность напрямую связывается с жизнестойкостью, выживаемостью системы и более всего может характеризоваться выполнением условий, диктуемых Глобальным Критерием и критериальным деревом системы.
31.51. Как и понятие адекватности, так и понятие целостности характеризуется своей степенью.
31.52. Чаще всего понятие адекватности не точно отвечает сущностным представлениям явления, ибо оно всё-таки характеризует частично закрытость системы, а частично её адаптивность.
31.53. Поэтому в открытых системах чаще всего необходимо говорить о конгруэнтности, то есть о соответствии с учётом влияния и среды, и других субъектов.
31.54. Нарушение целостности проявляется в психике довольно просто, например, в причине агрессии при стрессе.
31.55. Психика отражает степень целостности своими состояниями и состояниями всего организма. И реагирует на изменение целостности по-своему – состояниями.
31.56. Часто необходимо говорить и об уровне целостности, ибо ограничения её явно просматриваются в иерархичности и функциональности органа или системы.
31.57. Субъективизм и объективизм в исследованиях во многом зависят от истории вопроса.
31.58. Они тоже имеют свою историческую степень, границу, которая может отодвигаться в любую сторону в зависимости от степени и уровня проработанности вопроса в анализе.
31.59. Однако, уже сегодня можно предположить, что целостность как функциональное явление организма будет притягивать всё больше внимание психологов.
31.60. Ибо в Природе существует глобальное доминантное направление восстановления любого нарушения в организме в сторону его большей целостности.
32. ТАЙНА ДОМИНАНТЫ ОТКРЫТА
Когда человек добирается до открытия и понимает это, он, конечно, может быть доволен собой. Однако, ему хочется подняться ещё выше, и это спасает его от гибели.

32.1. Доминанта была одной из нерасшифрованных тайн науки. Доминанта – магнит, который притягивает. Притягивает и учёных, и сознание любого человека, заставляя их удивляться силе, существующей помимо воли Человека.
32.2. А. Ухтомский писал в своих письмах, что доминанта даёт Человеку и его сознанию «то маховое колесо – руководящую идею, основную гипотезу, – которое избавляет мысль от толчков и пестроты и содействует сцеплению фактов в единый опыт».
32.3. На мой взгляд всё обстоит как раз наоборот: идея вызывает доминанту.
32.4. Исследования физиологов показали, что принцип доминанты физиологичен – это общий способ действия нервной системы.
32.5. Он – физиологическая основа акта внимания и предметного мышления.
32.6. Физиологи заявляют, что доминанта подвижна и устойчива. Угасая, она опускается в глубины сознания, где сохраняется неопределённо долгое время.
32.7. Доминанта показывает направление действия воли, путь, к которому стягивается содержимое в сознании, физиологии, психике, органике, всё, обеспечивающее это действие.
32.8. А. Ухтомский заявлял: «Доминанта есть не теория и даже не гипотеза, но преподносимый из опыта принцип очень широкого применения, эмпирический закон, вроде закона тяготения, который, может быть, сам по себе и не интересен, но который достаточно назойлив, чтобы было возможно с ним не считаться».
32.9. Он же заявлял, что доминанта есть форма причинности, которая «держит в своей власти всё поле душевной жизни человека».
32.10. В этом месте мне хочется закричать: «Эврика! Ура!» Ведь доминанта фактически есть овеществлённый критерий крупного размера, уровневое воздействие свыше.
32.11. Критерий – это не плоскостной смысл, окутанный переживаниями, вниманием, индивидуальным психическим содержанием среди равных объектов психики. Это не просто жизненное пространство или жизненное поле.
32.12. На самом деле любое понятие, употребляемое нами, любым человеком, любые суждения, отношения – это следы пережитых им доминант.
32.13. Я уточняю: доминанта соединяет сознание и психику, физиологию и биологию!
32.14. Во что облекается критерий в нашем сознании?
32.15. Ведь какой-нибудь критерий нашего организма и нашего сознания, если его попытаться представить – это всего лишь математическое выражение, которое требует от организма своей минимизации или максимизации во времени.
32.16. Критерий преобразуется в видимую, хорошо осязаемую по своему напору доминанту, обладающую не обычным магнетизмом, а скрытым, не обычным притяжением, а высшим.
32.17. Так критерий становится обладателем и повелителем всех функциональных принадлежностей в организме для решения задачи оптимизации – минимизации или максимизации – выделения, концентрации, «материализации» того, что мы называем смыслом.
32.18. Такая материализация критерия в смысл происходит в тонкоматериальном поле сознания в таком виде, что смысл становится доступен сознанию.
32.19. Доминанта всегда содержит ядро будущего смысла и поле притяжения.
32.20. Доминанта – это устойчивая виртуальная система самоорганизации, обладающая смыслом своего уровня, более высокого, чем уровень её проявления.
32.21. Доминанта обладает разной степени силой, или потенциалом, своего поля притяжения.
32.22. Когда поле притяжения велико, это значит, что действие критерия в процессе самоорганизации тоже велико, а смысл только начинает формироваться.
32.23. Доминанта снижает своё действие, когда самоорганизация в ней как в системе добирается до определённого смысла, который сознание уже начинает использовать в своих рацио-программах.
32.24. На самом деле более корректно называть доминанту как критериальную доминанту, ибо при её воздействии доминирует определённый природный критерий.
32.25. Для действующей доминанты всё поле её влияния есть, по сути, «поле плодородия», равномерное или нет, которое может быть представлено разноуровневыми подсистемами организма: физиологическими, нервными, биохимическими, органами, соединительными тканями с их распределёнными структурными образованиями и другими, вплоть до отдельных клеток и их внутренней среды.
32.26. Иными словами, доминанта действует в организме, влияет на организм, перестраивает организм во всех его системах и на всех его уровнях.
32.27. Другое дело, мы можем или не можем оценить её влияние и на какую глубину.
32.28. В нашем подсознании или бессознательном смысловые ассоциации с ядром доминант постоянно движутся, перестраиваются, соединяются в различные новые структуры.
32.29. Эти структуры или прежние доминанты – смыслы – обладают способностью всплывать в проявленное сознание и иногда вновь завладевать им как на своём уровне, так и на более высоких уровнях ассоциативного смысла.
32.30. Это означает, что в сознании, во всех его слоях, идёт невидимая нам работа отбора, синтеза новых доминант.
32.31. Там же формируются более общие, более крупные ассоциации по законам, которые действуют всегда, не останавливаясь ни на минуту.
32.32. Ибо это есть действие критериев как движущих сил в «поле плодородия» из доминант, понятий, ассоциаций, из всего того, что образует смысловое поле личности.
32.33. Фактически доминанта отражает постоянную работу критерия. Она нанизывает на него, как на стержень, всё более знакомое и доступное, что имеет характеристики притяжения, валентности, подобия, совпадения и структурирования. В этом состоит скрытое творчество нашего сознания, точнее его непроявленных уровней.
32.34. Доминанта притягивает впечатления, образы и другие мелкие и крупные элементы сознания, как это делается с элементами клетки в ней самой, когда из фрагментов составляется длинная молекула без видимого вмешательства извне. Либо когда из одной клетки вырастает организм.
32.35. Так, информационный бессмысленный для нашего сознания мусор иррацио-поля превращается в смысловые значения, знаки, имеющие очень важные характеристики – связи с другими явлениями и возможность быть определёнными через эти другие явления.
32.36. Иррацио-поле как некий генератор выбрасывает нечто, что может быть подобрано какой-нибудь доминантой и уложено в каркас нового смысла. А из него уже в будущем может вырасти или тяга к наркотику, или гениальная идея, или что-нибудь другое.
32.37. Фактически через связь доминанты и природного критерия произошло открытие нового уровня в действии физиологии Человека.
32.38. «Овладение физиологическими доминантами» по Ухтомскому, равно как и психологическими, есть постижение всего лишь смысла явления, действия, опыта, который становится воплощением природных естественных постоянно действующих свойств. Лучше всего работа доминанты, критерия Природы показана в инстинктах. Критерий как сторож самоорганизации постоянно включает инстинкт.
32.39. И хотя многих психологов в полученной модели действия доминанты будет интересовать не предсказание поведения, а лечение отклонений от нормы, всё же, возможно, для учёных других наук новые представления с точки зрения системности дадут им пищу для новых исследований.
32.40. На организм Человека со стороны Природы действует дерево критериев. Следовательно, можно с уверенностью говорить, что и действующие на Человека доминанты представляют собой тоже дерево доминант.
32.41. Учитывая, что критерии могут быть рассмотрены как глобальные и локальные, то и общая модель может быть представлена с подробностями в разной степени.
32.42. Она может подстраиваться под базовые, матричные, генетически обусловленные характеристики человека по его поведению на каком-нибудь отрезке.
32.43. Вопрос о креативности Человека – о его творческом потенциале как самостоятельном, независимом от осознанных стимулов свойстве, становится более прояснённым, чем было до того.
32.44. И хотя на сегодня нет прямого измерения действия критериев, опосредованное их влияние через проявление доминантных сил даёт основание полагать, что в системе Человек Природный мы продвинулись ещё немного вперёд.
33. СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЯ ЖИЗНИ
Проживая в мире физическом, мы хотим пощупать свои ощущения и чувства, взвесить их и измерить, представить их в виде хорошо видимых структур. И всё это затем, чтобы научиться управлять собой?

33.1. Самое интересное для меня явление в человеческом организме – это его состояния. Они имеют много общего с кибернетическим пониманием состояний из пространства состояний координат.
33.2. Но они – ещё и трудно уловимые в физическом смысле понятия. Говорят, что состояния организма системны, ибо они затрагивают весь организм.
33.3. Математические представления для подавляющего большинства людей сложны сами по себе, ибо люди, если они не математики, мало владеют аппаратом математических разделов выше некоторого школьного курса.
33.4. Поэтому такие сложные структурные построения в психологии, как в теории поля К. Левина, к сожалению, подчиняют их создателей излишней формализации, что приводит, как правило, к слишком большим потерям смысла и, в конечном итоге, к слабой жизненности теории.
33.5. Мы никуда и никогда не уйдём от физического смысла, несмотря ни на какую, даже самую резкую, критику физического подхода в моделировании действительности, ибо физика, в конце концов, проверяет все наши теории.
33.6. Работа врача-психотерапевта, врача-лечебника или философа проверяются на степень адекватности их методов реальному миру физики.
33.7. И в то же время, физический мир живёт сам по себе, по своим законам и критериям. Более того, мир грубой материи часто самоорганизуется, несмотря ни на какие усилия врача или философа.
33.8. И те, и другие склонны преувеличивать значение своих теорий для человечества. Даже считать их гениальными и необходимыми.
33.9. К сожалению, большинство теорий в наше время не являются ни необходимыми, ни гениальными. Ибо построены они на явлениях отклонения Человека от нормы, в основном, на явлениях патологии и разрушения, в то время как мир в целом и физический мир материи, в частности, повсеместно подчинён законам и критериям синтеза.
33.10. Мы пока слабо отражаем генеральное направление Природы – синтез – и с превеликим трудом карабкаемся по физическому смыслу явлений психики и философии, вводя новые понятия, которые не всегда легко входят в имеющуюся структуру языка. Будем надеяться, что понятие критерия ждёт другая участь.
33.11. Когда мы говорим о полях, то, прежде всего, вспоминаем поля физические: гравитационные, электромагнитные, ядерные, слабые. Ближе всего к тому, о чём я веду разговор, мне кажется, поле гравитационное.
33.12. Именно гравитационное поле даёт нам прекрасные физические представления о концентрации вещества в планетах, звёздах, астероидах и других небесных телах.
33.13. Гравитационное поле замечательно иллюстрирует импульсную, квантовую природу материи и такую характеристику математики и кибернетики, как ненаблюдаемость координат, в так называемых чёрных дырах, из которых свет не выходит и, следовательно, они ненаблюдаемы нами и никакими приборами.
33.14. В психике Человека тоже есть множество «чёрных дыр», которые существуют незаметно до тех пор, пока напряжение в них не перейдёт некую границу.
33.15. И тогда происходит актуализация некоторой проблемы подсознательного характера в доминанту проявленного сознания.
33.16. Смысловые поля, о которых я говорю, – это аналог дискретных, или квантовых, полей типа алгебраических или гравитационных полей Вселенной.
33.17. Каждый человек обладает своим смысловым полем.
33.18. Смысл есть концентрация энергии особого вида – энергии тонкого мира, способной через смысл влиять на энергетическое наполнение объектов грубой материи.
33.19. Смысловое поле можно по-другому назвать смысловым пространством, учитывая наличие координат состояния объектов поля. Объекты – это смыслы. Их координаты – это связи их с другими смыслами.
33.20. Но связи – это ещё и вектора, направленные на другие смыслы с разными знаками, качествами и другими характеристиками.
33.21. Следовательно, системы координат в пространствах смысла одного уровня не являются в общем ортогональными, ибо смыслы в большинстве своём обязательно должны пересекаться между собой, чтобы представлять более насыщенное разным качеством пространство.
33.22. Если же смыслы ортогональны, то они не имеют общих связей и, значит, не пересекаются между собой и тогда можно говорить вообще о разных пространствах смысла как о разных уровнях иерархии смысла.
33.23. Например, о той иерархии, которую я приводил раньше, иллюстрируя уровни языков как элементарный, концептуальный, семантический, смысловой, суггестивный, критериальный и духовный уровень.
33.24. Это влияние осуществляется не вообще везде, а по особым направлениям действия из-за неравномерности свойств и тонкого и грубого мира. Это аналог анизотропии свойств физических пространств.
33.25. Следовательно, анализируя всего лишь смыслы природных пространства, можно говорить о некоторых предпочтительных направлениях развития природных структур, обладающих смыслом, то есть о поляризации природных пространств в соответствии с природными критериями.
33.26. Эта возможность предпочтительных направлений развития появляется, как мы уже понимаем, из-за действия через смысловые характеристики вещей, понятий, мыслей и так далее со стороны природных критериев развития, влияющих на процессы постоянно во времени.
33.27. Люди в своей повседневной практике, в своей жизни привыкли к непрерывным полям, например, к пространству, в котором они проживают. В них находятся какие-то объекты: твёрдые – дома, автомобили, жидкие – озёра, лужи, реки, газообразные – воздух.
33.28. Когда мы говорим о полях смысловых и подчёркиваем их особенность, заключающуюся в концентрации локального смысла, то мы с вами фактически говорим о том же самом физическом поле, о котором мечтают физики в своих физических науках.
33.29. Строгой физической единой теории поля не существует, ибо непреодолимым препятствием на пути её создания служит особое требование к элементам поля, элементарным частицам и более крупным их объединениям.
33.30. Это особое требование заключается в том, что элементы поля и его объекты должны выступать как разные проявления одного и того же, единого, поля.
33.31. После того, как мы уже разобрали действие отдельных критериев и критериального дерева в целом на различные объекты, достаточно просто сделать вывод о том, что поле в единой теории поля никогда не будет единым, а будет представлять собой ни что иное, как иерархическое дерево полей, соответствующее дереву природных критериев, действующих в каждом из пространств и в совокупности.
33.32. Физики хотят невыполнимого в Природе: простоты, в то время как Природа постоянно самоусложняется, восходя по своей непростой иерархии уровней.
33.33. Причем, на каждом уровне самоорганизация идёт по своим критериям, подчиняющимся более высоким.
33.34. Теперь, после сказанного, мир в полевом исполнении можно представить себе в виде нескольких матрёшек, символизирующих несколько или бесконечное количество полей, вложенных друг в друга.
33.35. Поэтому, если говорить всерьёз о единой теории поля, неважно к какой области относя объекты этого поля, то нужно, прежде всего, её квантовый характер соотнести сначала с критериями самоорганизации каждого уровня этого единого поля.
33.36. А потом уже можно говорить и о квантовании как элементарных частиц, так и того, что из их объединения получается в результате.
33.37. Более того, сама же физика наталкивает нас на рассмотрение любого агрегатного состояния вещества как соответствующего поля с соответствующими локальными характеристиками.
33.38. Глобализация мира проявляется в другом, нежели думают физики, аспекте Природы – не в единстве законов преобразования материи на всех уровнях, а в единстве критериального поля, или поля, описывающего Законы законов действия материальных сил.
33.39. Уровни агрегатных состояний диктуют и свойство взаимопроникновения или подчинённости: например, твёрдые тела не проникают друг в друга, в то время как жидкости и газы могут обладать свойством проникновения в твёрдые тела, а твёрдые всегда проникают в жидкость и газ.
33.40. Когда мы говорим о смыслах, то скорее нужно говорить о пространствах, наделённых противоположными природными свойствами, нежели об однородных полях.
33.41. Такие пространства состоят из однородных и неоднородных объектов. Описать противоположность единым образом вряд ли удастся.
33.42. Колоссальные залежи математики до сих пор являют собой невостребованные к практическому применению модели сознания.
33.43. Пока не нашлось человека, который бы связал, казалось бы, абстрактные области математики с качественными и количественными параметрами нашего сознания.
34. ПОЛЯ ПРИРОДЫ
Сознание, конечно же, отличается от тела. Но люди так упрямы и бестолковы, что им сколько ни объясняй разницу между вытянутой рукой и бесконечностью, понять это они не в состоянии.

34.1. О каких же известных на сегодня полях может идти речь в матрёшечном модельном представлении полей Природы, если учесть критериальность реального мира?
34.2. Это, прежде всего физические поля и поля физических объектов, наполненные энергией, сконцентрированной до высоких степеней грубости. Поля, которые начинаются с полей пустоты материи, физического вакуума.
34.3. Мы можем выделить тонкоматериальные поля сознания, или смысловые, наполненные энергией смысла, которые начинаются с полей пустоты смысла, то есть с окружения нас Сознанием Природы, непроявленном для нашего личностного локального сознания.
34.4. Нас окружают аурные поля, наполненные физической или какой другой энергией тонкой материи, которые тоже начинаются с полей пустоты ауры.
34.5. Мы уже выделяли критериальные поля, из которых составляются своеобразные критериальные деревья.
34.6. Мы говорили уже о духовных полях, или о полях духовного Смысла Жизни, о полях Духовной Этики.
34.7. Наверное, нам необходимо сказать и о полях Источников Жизни, Разума, Любви, которые проявляются в нашем сознании весьма и весьма опосредованно.
34.8. Конечно же, я вспомню о состояниях как о полях системного характера, пронизывающих, чаще всего, всю структуру организма.
34.9. Системность состояний – это отражение их системной причины, лежащей в критериальном природном поле, точнее, в изменениях критериального поля организма.
34.10. Если продолжить перечень дальше, то мы дойдём с вами до полей, отражающих распространение страха по всему организму. При этом отметим системную причину страха.
34.11. Если начнём говорить о локальной патологии организма, то придём к мысли о том, что локальное переходит в общеорганизменное так же, как происходит рост любой концентрируемой локальной субстанции в более общем поле среды.

<< Предыдущая

стр. 6
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>