ОГЛАВЛЕНИЕ

Свойства объективных и субъективных пределов судебных решений, вступивших в законную силу, их правильное определение имеют первостепенное значение в реализации главной цели правосудия - защиты нарушенных прав и свобод граждан.
В сегодняшней правовой действительности, характеризующейся всеобщностью судебной зашиты прав и свобод граждан как в области гражданско-правовых, так и публично-правовых интересов, проблема пределов судебных решений самым тесным образом связана с решением вопроса о соотношении функций судебной, законодательной, исполнительной власти.
Дела из публично-правовых отношений, получившие широкое распространение в судебной практике, обнаруживают настоятельную ¦ потребность теоретических разработок и рекомендаций законодателю вопросов о правомочиях судебной власти по воздействию (но не судебному вмешательству) на деятельность исполнительной, законодательной ветвей власти при постановлении судебных решений по этим
делам.
Д.М. Чечот отмечал, что характер административных правоотношений власти и подчинения обуславливает недопустимость широкого судебного усмотрения при разрешении административного спора'.
Весьма непростые вопросы пределов судебного усмотрении обнаруживает многообразная судебная практика по делам об избирательных спорах. Этим уже обеспокоены ученые-процессуалисты".
Законная сила судебного решения о защите прав и интересов неопределенного круга лиц по делам об оспаривании нормативных актов, о защите избирательных прав распространяется на всех субъектов, чьи права и свободы так или иначе затрагиваются этим решением или на правах и интересах которых может отразиться это решение.
Субъективные пределы этих решений, их преюдициальность, имеют существенные особенности по исследуемым делам. Исходя из материально-правовых и процессуальных особенностей дел из публично-правовых отношений, в делах, где предметом защиты являются

п>о.шчные интересы - интересы неопределенного круга лиц - решение суда, должно исполняться немедленно!
Правовые последствия судебных решений по спорам, возникающим из публично-правовых отношений, следует рассмотреть и с точки зрения возмещения морального ущерба, причиненного неправомерными действиями (решениями), нарушающими права и свободы граждан. Специального закона по этой проблеме нет, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ также нет, суды решают эти вопросы неоднозначно. Высказано мнение, что в этих случаях надо исходить из общих положений законодательства. В частности из смысла ст. 38 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ст. 53 Конституции Российской Федерации о праве каждого на возмещение любого вреда, причиненного незаконными действиями органа власти или их должностных лиц'. В этой связи, если жалоба заявителя удовлетворена полностью, не должно быть препятствий и для рассмотрения иска о ьозмещении вреда, причиненного неправомерными действиями.
Полагаю, что требования о возмещении морального или материального вреда суду следует выделить в отдельное производство, о чем вынести соответствующее определение.
Еще Иеринг, характеризуя иски к общей пользе, которые в сегодняшней правовой действительности чаще именуются административными исками, указывал, что вместе с правом обиженного ниспровергается и закон, и борьба за право оказывается в тоже время борьбою за закон.
Он пишет далее, что необходимо не только восстановить нарушенное право, но и решить вопрос о «моральном удовлетворении за беззастенчивое нарушение его права в виде штрафа нарушителя»".
По всем делам, возникающим из публично-правовых отношении, суд. удовлетворяя требования заявителя и признавая незаконными действия, акты, решения органов публичной власти и их должностных лиц, решает вопрос о восстановлении нарушенных прав «в по..ном объеме» (ч. 1 ст. 2397 ГПК, ч. 1 ст. 235 ГПК в ред. ФЗ от 7 ав-г> ста 2000 года).

1 Чечот Д.М. Судебный контроль за административной деятельное" ью
Е* СССР.
" Треушников М.К. Судебная защита избирательных прав в России'' Вестник МГУ. Сер. Право. 2000. № 1. С. 13. 14: Киселева Л.А. Л реф. лис. ... канд. юрид. наук. С. 10.

1 Воронов В.А. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан.'; БВС РФ. 1994. №4. С. И, 12.
" Иеринг. Борьба за право. М., 1991. С. 40.
153
152



ОГЛАВЛЕНИЕ