<< Предыдущая

стр. 6
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Что такое лечение совести? Кто из врачей занимается этим? Церковь? Да и то не признавая достижений человеческого разума. Впрочем, разум человека может оправдать самую страшную войну и ненависть, любую злость и месть, любую дикость, что с успехом зачастую и делает. Оправдывает, потому что пользуется не Высшими Духовными Критериями, а критериями, навязанными, например, корыстью, эгоизмом государства, нации или конфессии. Разум присваивает другого человека, как вещь: родитель - своего ребенка, супруг - супруга, любимый любимого, рабовладелец - раба, властитель - подданных.
Так и болезнь, и наркотик присваивает человека.
Любая помощь другому человеку, и духовная тоже, должна рассматриваться только как сопровождение, когда ведущий постепенно, по мере продвижения вперед, ослабляет связь между собой и подопечным. И наконец, оставляет его одного. Совершенствование - это увеличение степени самостоятельности. «Будьте совершенны, как Отец наш Небесный совершенен».
Метод духовной помощи - это метод, который после овладения им будет применяться человеком самостоятельно, без участия любого другого, кого бы то ни было.
Ментально-духовные заболевания. Эта книга рождалась давно. Лет пятнадцать назад среди моих подопечных стали появляться люди, в большей или меньшей степени привязанные к каким-нибудь болезням, которые в народе иначе чем пороками не называют: курение, переедание, алкоголизм, наркотики, лекарства и другое.
Я же отнес подобные заболевания, проявляющиеся у человека из-за отсутствия у него воли, духовности или из-за недооценки им опасности, к ментально-духовным по первопричине их появления. Мне казалось, что называть их традиционно психическими неправильно, ибо психика в данном случае выступает как следствие и во многом действует автоматически, а пороки и дурные привычки человек зарабатывает, как правило, по собственному желанию, не ища внутри себя сил сдержать свою одержимость. Исключением не является и лекарственная зависимость. Люди сознательно привязываются к предмету порока из-за своей духовной неразвитости.
В чем гарантии метода? Из существующих методов лечения наркомании мало какой выдерживает проверки на надежность. Большинство из них из-за глубокой невежественности и врачей, и больных в вопросах духовности являются катастрофическими в смысле отсроченного разрушения личности чужим критериальным аппаратом сознания: например, любой метод гипнотического внушения, метод Назралиева, методы кодирования.
Существуют ли гарантии в методе духовного сопровождения? Гарантия метода может состоять в том, что человек становится не просто активным в общественной жизни, он уже хорошо понимает, зачем живет на свете и что надо делать, если вдруг какая-нибудь привязанность стала мешать жить, как развить свою волю.
В любом случае, пройдя подготовку, он, если даже и возвращается к прежнему образу жизни, уже точно знает, что в его руках имеется инструмент, с помощью которого он в любой момент может совершенно самостоятельно остановиться в своей привязанности.
56. Самоуправление человека - это знание границ выбора
О чём бы мы ни говорили по отношению к человеку, мы все равно приходим к проблеме самоуправления. Чем сильнее личность человека, тем он более самоуправляем, и наоборот.
Воля определяет потенциал самоуправления, - с этим никто спорить не станет. Но почему же тогда так мало уделяется внимания и развитию воли, и развитию самоуправления при воспитании ребенка?
Господь Бог, или, по-другому, Высший Космический Разум Вселенной, Логос, Абсолют или Метасознание уже много раз входил в непосредственный контакт с нами, жителями Земли, чтобы передать знания о самой великой тайне Сознания Вселенной - об истинных, Божественных Критериях выбора, которыми должны руководствоваться человек, общество, государство и человечество в целом. Ведь выбор для каждого из нас - это и есть начало самоуправления.
Высшие Критерии выбора представлены для нас в Великих Духовных Учениях человечества: в буддизме - основы мироздания, в Учении Моисея - основы общественной морали, в суфизме - относительность существования человека в абсолютности Жизни, в Учении Христа - основы психологии личности, в Учении Мухаммеда - основы психологии семьи.
Проблема выбора стоит перед каждым из нас. Мы выбираем одежду, еду, знания, спутников жизни, род деятельности - условия нашего проживания. Это выбор первого рода.
Но есть выбор второго рода - это выбор образа жизни, веры, выбор самих критериев жизни - Духовных, бездуховных или антидуховных, удобных.
На этом выбор человека заканчивается. Дальше он уже не волен выбирать, и за него выбирает Сознание Жизненного Потока, объединяющее все живое. Это выбор третьего рода, выбор для нас критериев любви или ненависти, выбор предмета влечения и поклонения, отторжения и несовместимости, власти и суггестии.
Но самые высокие Духовные Критерии человеку предоставляет Сознание Вселенной, или, по-другому, Метасознание, Логос, Абсолют, Бог. Там для нас уже нет выбора. Оттуда нас ведут по Великому Пути Совершенствования.
Жить Духовной жизнью. Если мы живем по Духовным Критериям, нам помогает сам Бог. Но поймем правильно - каждый из нас, все мы, вольны выбирать критерии сами. И, как правило, мы выбираем их, исходя из сиюминутных интересов. Критериями для нас могут быть временные цели, чувства, привязанности, привычки, установки и многое другое, даже мелочи, даже зависть и злоба. Слишком часто они далеки от неизменных истин или инвариантов, в соответствии с которыми зародилась и развивается Жизнь.
Иметь своими критериями Духовные Критерии Высшей Этики - это и означает жить Духовной жизнью. Истины, данные нам в Великих Духовных Учениях, иллюстрируют результат действия Духовной Этики. Путь Духовного развития - это Восхождение по Смыслам Жизни. Лишь знания, лишь постоянное расширение смыслового поля, дают нам возможность познать истинно Духовное в человеческих отношениях и в отношениях человека с другими уровнями Сознания Природы.
И если человек руководствуется в своей жизни изобретенными им самим сиюминутными критериями, то его душа страдает. Душа оказывается тем самым местом в целостной структуре организма человека, где встречаются личные и Духовные Критерии. И чем сильнее они отличаются друг от друга, тем сильнее страдает душа человека, тем сильнее звучит в нас голос нашей совести, голос вины. Конечно, на какое-то время можно заглушить эти голоса, но жить так из поколения в поколение будет означать для общества лишь одно - противоречие законам Природы и потому накопление в себе разрушительного потенциала.
Конечно, Природа и Бог застраховались на случай самоуничтожения человечества Земли и будут использовать в своих целях выросший на Земле клеточный материал, распространяя его по всей Вселенной. Так, в случае гибели нашей земной цивилизации не произойдет гибели цивилизации Вселенной. Может быть, именно поэтому для некоторых людей так притягательно зло, ибо в максимуме оно все равно переносит Жизнь на другие планеты. Но такой путь развития человека не решает творческих задач, возложенных на него Природой и Богом. Ведь он призван Богом как творец, как созидатель того, до чего не дошли руки Божьи.
На что настраиваться человеку. Мы хорошо понимаем, что такое ёмкое понятие, как культура, тоже включает в себя не только положительное и высокое. Некоторые культурные традиции народов возникли и продолжают развиваться на базе противопоставления классовых, этнических, национальных, кастовых и сословных отличий. Некоторые виды искусства открыто провозглашают культ агрессии и садизма, превозносят ненависть и разобщенность. Это бездуховное, или, точнее, антидуховное направление массовой и элитарной культуры. Нужно открыто заявлять о недопустимости культивирования в обществе любой национальной идеи. Бог един, и истинная культура есть культура Духовная. Высшей оценкой деятельности человека должна стать оценка его реального вклада в духовную культуру.
Люди, неважно какой национальности и какой веры, на каком бы краю жизни они ни находились, все равно будут делать все возможное и невозможное, чтобы рано или поздно оказаться смертельно страдающими. Даже те, кто не стремится к этому сам, неизбежно окажется в их числе в связи с возрастом, несчастными случаями, болезнями или неудавшимися обстоятельствами. Индульгенции на этот счет не существует, но психика человека так устроена, что она может помогать добиваться поставленных человеком целей, если он живет в соответствии с основными законами Природы, или же она становится для него врагом, если он заглушает голос вины или своей совести. Для нас важно понимание, что все люди в своих страданиях одинаковы, неважно кто перед нами – врач или пациент.
Страдания даны нам, несовершенным, для дальнейшего длительного совершенствования. На данном этапе развития жизни на Земле нет другого способа для Жизненного Потока и Бога вынудить человека стать лучше, потому что человек пока что не понимает, для чего он рожден. Страдания сеют страх у большинства людей.
Притязание человека на материальное и накопление им частной собственности очень часто приводит к тому, что человек теряет свою личностную самостоятельность.
Стремление к накоплению материальных благ, как некая внутренняя сущность, старается подчинить себе человека в его выборе критериев и условий жизни, и если это происходит, в его психике развиваются тяжелые отклонения, душевные и телесные заболевания.
Любому человеку необходимо помнить о самоконтроле за соблюдением правила: в главных своих делах следовать Духовным Критериям и Истинам. Жадность без границ также сеет сильный страх у тех людей, кто не может отдаться накопительству.
Бедному лучше успокоиться и меньше переживать из-за материальных благ, ибо они могут насовсем вытеснить из его личности и из его души все Духовное, и значит, он лишится связи с Богом и от этого не станет более здоровым и более устойчивым. Для слабого человека такие переживания вообще противопоказаны, ибо он совсем может лишиться главного - здоровья. Бедность и слабость страшат многих, но бедный и жадный – это тоже монстр.
Богатому хорошо бы помнить, что если сейчас он не страдает, то это случится с ним рано или поздно. Нередко бывает так, что материальные вещи и материальные отношения полностью вытесняют из сознания и души такого человека всё, что так или иначе связано с Духовным.
Выходом для состоятельного человека может быть следующее: чтобы снять с себя неожиданность, коварство и убийственность неотвратимого страдания, не стать духовным преступником, предлагается отвести удар, ослабить его и рассеять в Космосе, утопив его в Бесконечном Огне Жизненной Энергии.
Для этого человек должен понять, что Бог выбрал его не затем, чтобы он превращал в детскую забаву свое богатство, – богатство больше, чем что-либо другое материальное, обязано работать на совершенствование многих.
Чтобы не сойти с ума от неожиданности страдания, богатый заранее должен прийти к слабым и страдающим, не отворачиваться от них, а помочь им, поделившись десятиной, или другой долей, своего капитала.
Но самое лучшее вложение капитала – это вложение в распространение Духовных Знаний.
57. Как организовать помощь себе
Данный материал относится к методике развития способностей. Естественно возникает вопрос: как пользоваться методиками? Ведь, на первый взгляд, я не показываю негативных состояний, в которые может скатываться человек, и не объясняю, как из них выходить. Делаю я это умышленно. И вот почему.
Очень часто человеку нужен не диагноз его состояния, а направление пути, который выведет на такую дорогу, на которой его болезненное состояние больше не вернется. Поэтому духовное целительство иногда так просто помогает людям. Оно не даёт возможности человеку оступиться и попасть в болото духовных нарушений, которые, в свою очередь, и ведут ко многим заболеваниям, возникающим не иначе, как только при таких нарушениях.
Вы можете начать заниматься так, как сказано в этой. Но если вдруг что-то станет непонятным, можете позвонить или написать мне письмо, и я отвечу Вам. Не стыдитесь делать это. Вы не одиноки.
Что же такое Я. Человек ощущает себя в окружении других людей, вещей, идей и отношений с ними. У него работает аппарат чувств, и чувства выступают как продолжения его самого в пространстве, его окружающим. Например, зрением человек приближает к себе вещи далёкие. Видеть означает помещать модель (или представление, или образ - как хотите) видимой вещи в пространство своего Я - в сознание.
Большинство страданий человека связаны с тем, что он отождествляет изображение вещи в своем сознании с самой вещью.
Почему опасно смотреть в глаза другому человеку или животному? Потому что рискуешь быть подчиненным ими их воле, что осуществляется с помощью зрительного канала. Но подчиниться их воле означает, что человек стал собственностью другого, и последний будет делать с подчиненным все, что захочет.
Взгляд некоторых шизофреников заразителен настолько, что почти мгновенно осуществляется привязка человека к нему. В таком случае подчиненный становится собственностью хозяина так же, как и какая-нибудь неодушевленная вещь.
Подавляющее большинство людей живут внутренней наполненностью. Наполненность возникает от обманчивого ощущения власти над образом или образами различных вещей, людей, животных, идей и так далее. И совсем не от того, что человек действительно управляет ими в объективном мире.
Любовь. Мне прислала письмо одна моя читательница, у которой произошла жизненная трагедия с сыном. Он с раннего детства обострял отношения с людьми до такой степени, что, когда я она писала письмо мне, уже третий раз должен был угодить за решетку по делу, которое было инспирировано обиженными им людьми в отместку за его вызывающее поведение.
Она поведала мне, что когда ему было четыре годика, за то, что он хотел перебежать перед движущимся автомобилем дорогу, она скорее для острастки отшлепала его. Он вырвался из её рук, повернул к ней злое лицо и сказал: «Вот я вырасту большой и напомню тебе, как ты била меня. Я буду резать тебя на куски».
Прошли годы, и своими выкрутасами он стал доводить мать до безумия. Она уговаривала обиженных её сыном людей, следователей и судей, простить его, но ничего не помогало. Он всё снова и снова портил своей наглостью и оскорбительными выходками. Иногда дрался. Он в злобе бросался на семерых и получал от них то, чего ему не хватало. Оскорбленные люди обращались в милицию и наговаривали на него такое, чего не было, чтобы только отомстить ему. Мать изводила себя мыслями, что она не выполнила свое земное предназначение.
Её бедой было то, что она не могла освободиться от ощущения, будто сын - это ее собственность.
Всё плохо. Когда приходят ко мне и говорят, что всё плохо на этом свете и что мы всё равно умрём, и что тоска бесконечна, я отвечаю, что, конечно, это правильно. Но правильно до определённой степени, до границы, где кончается Я этого человека. Он умрет - и его тоска закончится.
Мир будет существовать и совершенствоваться независимо от того, жив он или нет. Это означает, что в мире идут и положительные процессы. И в сумме их больше, они превалируют над негативными. Мы можем, конечно, считать, что эти процессы полностью бессознательны или несознательны, автоматичны, стихийны.
Однако, представляется, что это совсем не так. Но даже если это и так, то было бы хорошо, если бы человек тоже принял бы этот алгоритм и просто автоматически или механически стал бы находить положительный выход из любой ситуации, как бы она ни была тягостна. Находить именно положительный выход, а не тупиковый. Так можно дисциплинировать себя и войти в пространство мира без своей тоски.
Опустошение. Я представил себе Будду, когда он освобождался от привязанностей. И понял, что человек живет тем, что он поместил в свое внутреннее пространство. Будда освобождал его от привязанностей, от образов, от вещей и людей. Он уходил во внутреннюю пустоту.
И всё? Оказывается нет. Внутреннее пространство человека никогда не может оставаться пустым. По мере того, как уходят вещи и люди, оно всё более заполняется распределённым бесконечным образом и чем более пусто оно от людей и вещей, тем более концентрировано этим образом. Что это за такой странный образ?
Это – Абсолют, Бог, Суперсознание или Метасознание. То, во что врастаем мы, каждый из нас. В чем растём и существуем. Что есть Жизнь и Любовь. Некоторые называют это привязанностью. Это Бог, который есть Любовь.
Означает ли это, что любая осознанная привязанность превратилась в эту одну? Похоже, что так. Но что такое привязанность? Неважно, к чему или к кому. Привязанность можно рассматривать как любовь. Ведь что такое любовь, никто не знает и не понимает, но может ощутить по той тяге, которая вдруг просыпается или появляется у него.
Та женщина, о которой шла уже речь, писала: «Мне кажется, что я не люблю людей. Я ненавижу государство и общество за то, что они сделали с моим сыном. Искалечили». На самом деле она любит людей значительно больше и сильнее, чем многие из нас.
Но она так любила сына, настолько была привязана к нему, что это одновременно и сводило её с ума и спасало. И когда она под моим влиянием вдруг осознала, что он уже взрослый и ему самому решать, идти ему в тюрьму или нет, она оказалась опустошённой.
Она поняла, что не нужна тридцатилетнему сыну, и давно уже была не нужна. Она жила собственными представлениями, потому что присвоила право на распоряжение его жизнью. А он сопротивлялся этому и старался выскользнуть из-под её влияния. Выскользнул, но каким болезненным оказался его путь. Как будто он до сих пор находится под угрозой аварии на проезжей части дороги.
Даже наркоман привязан к жизни любовью к наркотику. У него ничего нет другого. Отнимите у него наркотик, и он умирает. Отнимите у человека любовь - последнее, что у него есть, и он, как человек, умирает тоже, становится зверем, если не заполнит себя чем-то другим, положительным.
И главная любовь или привязанность - это жажда жизни. Она оправдывает всё на свете, любое преступление или любую привязанность. Пока мы несовершенны, по замыслу наших Создателей мы будем держаться за жизнь так и даже более извращённо.
Потому что разум, о котором мы так много кричим и ищем его постоянно в себе, нам пока еще неведом. Мы только на пути к нему. Вот это надо хорошо представлять себе и не демонстрировать свое превосходство над Природой, которого нет.
Бог. Означает ли это, что Бог - это всего лишь привязанность? Что или Кто же тогда подсказывает нам, как жить? Духовно или бездуховно. Сознание? И выходит, что Сознание мира всесильно и может быть бездуховным, а духовность - это изобретение человека, чтобы оправдать свою слабость по сравнению с Ним? Или не так? Что-то не сходится в подобных рассуждениях. Что?
Не сходится в том, что мы называем контактом. Контактом с Богом, с Суперсознанием. Почему оно ведёт нас, неразумных, глупых, вообразивших о себе, что они в своей личности - пуп земли? Невольно приходишь к выводу, что Духовность - это высшая разумность. А неразумность человека проявлена в его безумии агрессии.
Разрушения. Человек может терять в жизни одно за другим. И тогда он ведет себя по-разному. Например, в одном случае пространство его Я катастрофически опустошается, и он начинает страдать всё сильнее. И наконец, он теряет главное или все и становится на грань самоубийства. Он потерял материальные вещи и не приобрел тягу к духовному. Не скомпенсировал потерю.
Жажда жизни заставляет людей привязываться к вещам. Чтобы не стать одиноким. Отсюда жадность - от острого чувства одиночества. Страстный человек найдет приложение своей страсти, чтобы ощущать любовь в своей страсти, привязанность. Но любая страсть временна, она существует, пока существует объект. И лишь страсть к бесконечности вечна, ибо она не пропадает и не покидает. Такова страсть к Богу.
И мало кто наполняется силой Духа по мере все больших вещественных потерь.
Поэтому и оценка человека происходит по потерям: если он крепнет от потерь, то он - духовен.
Можно наблюдать, как человек себя разрушает, когда теряет то, что было ему предоставлено другими, и при этом страдания его увеличиваются.
Бесконечность. Как бы получается, что пространство собственного Я не должно быть большим, чтобы не страдать от того, что оно пусто. Но суицид происходит с теми, у кого Я совсем мало и пусто. Значит ли это, что граница Я существует? У властолюбца Я велико. У президента страны огромно. Но и страдания его огромны от потери своей власти.
Где же выход? Выход, как мне видится, в том, чтобы иметь своё Я бесконечно большим, но наполненным Сознанием мира, мыслящим пространством. Контактом. Собеседником. Если удаётся отождествиться с Богом именно так, чтобы он заполнил бесконечность Я и был в любой вещи и объективно, и в представлениях, в модели, то происходят удивительные вещи, и человек начинает повелевать даже неодушевлёнными предметами.
Ибо сознание есть во всём, даже в неживом. Вход в контакт приводит даже к телекинезу, когда возникают физические силы и предмет движется или плавится под действием желания человека.
Выход из социальной катастрофы. Многие люди от природы хорошо настроены на ощущение контакта с Метасознанием, с Богом. Они всегда живут в Океане Жизни. Даже если они очень богаты материально.
Что же тогда означает: «Возлюби врага своего?» Привязанность? Невозможность быть без него? Наркотик - враг. Но любимый враг. Враг показывает или, точнее, отражает идеал себя, своего Я, с точки зрения силы сопротивления. Иметь сильного врага и не сдаться означает быть сильнее его.
Рушится государство, рушится цивилизация… Кажется, что материальный мир гибнет. Спасает возрастание духовности и интереса к необычному. Уменьшение материальной привязанности вызывает автоматическое увеличение тяги к тайному, мистическому, ибо в нем заключена сила исцеляющая и спасение. Развивается парапсихология и церковь. Усиливаются тенденции мистического направления в искусстве, в культуре. Если это наблюдается, то народ, попавший в социальную катастрофу, силён. Его дух увеличивается от потерь. Он сам себя спасёт.
Если дух при материальных катастрофах не увеличивается, народ обречен. Зеркало духа - мистика. Проявление духа - воля. Реализация воли - в действии.
Власть и рабство. Любая власть - это присвоение права распоряжаться. Рабство - это добровольное и полное подчинение. Власть присваивает раба. Мы все в той или иной степени рабы. Мы присвоены обществом или семьей, государством или Жизненным Потоком. Но не до конца. Часть свободы нам оставлена как пространство нашего собственного Я.
Все духовные революции происходят против рабства, против присвоения человека человеком. Против того, что называлось эксплуатацией.
Есть ли граница присвоения друг друга, влияния друг на друга? Этот вопрос сложен, потому что человек никогда не станет абсолютно свободным от присвоения его кем-то или чем-то.
Как работать с собственным полем Я. Тренировки несут организму или органу возможность повысить свой КПД. То есть с минимальными потерями делать ту же работу. Знание ограничений, за которыми находится разрушение, - это тоже результат тренировок.
Как правило, у человека его поле присвоения - его Я - конечно. Оно ограничено некоей линией, переход за которую для человека нежелателен, ибо там, за границей, находится враждебное для него пространство, из которого на него постоянно осуществляются атаки разрушительных сил. Или поползновения к подчинению.
В своем поле человек имеет множество центров состояний, соответствующих неким реальным объектам или переживаниям. Человек с помощью своего внимания может отождествляться с любым таким своим центром состояний, приобретая соответствующее состояние для всего себя. Помещая себя в него.
Войти в модель тоски означает поместить всего себя в центр поля тоски. Сидя же в нем, трудно увидеть что-то другое, ибо приходится в любую сторону смотреть только через толщу тоски.
Но ведь в том же пространстве личности имеется еще хотя бы один объект радости. И если у человека находится сила и мудрость понять, что из состояния тоски достаточно просто выйти как из точки, если переместить центр луча внимания в центр состояния радости, то человек самоуправляемым. И он может жить в полной радости и не терять самообладание даже в самые черные для себя дни.
Человеку сложно объяснить, что когда он сидит погруженным в состояние тоски, то это не означает, что вся вселенская бесконечность заполнена тоской, что тоской заполнена всего лишь бесконечно малая точка. Он не поймёт этого до тех пор, пока сам ни найдёт в себе силы и ни выйдет из этого состояния хотя бы один раз.
В связи с этим в жизни человека приобретает громадное значение его опыт по изменению своих внутренних состояний, связанных с его личностными особенностями.
58. Человек будущего и человек настоящего
Самое неизменное. Однажды я вдруг понял потрясшую меня вещь: мы все являемся людьми будущего, мы все пришли оттуда, из совершенства, потому что в нас есть все необходимое для совершенной жизни в будущем. А тяжело нам потому, что мы не можем смириться с существующей вокруг нас убогостью бытия. Вот откуда идет призыв к смирению!
И тогда, как мне показалось, я смог ответить на вопросы, которые всегда интересовали меня: «Что делать человеку, разуверившемуся в мире живых? Чем ему помочь?» И оказалось, что найти нить связи с Богом не так уж и сложно. Нужно всего лишь понять, что каждый из людей включает в себя не одну личность, а множество, и чтобы разобраться в том, кто я, каждому нужно организовать Зеркало, в котором бы он не только видел себя самого в единственном числе, но и получал через него ответы на самые сложные вопросы. Потому что жизнь без такого сказочного Зеркала - это пока что, в основном, вопросы, на которые нет ответов.
В этой книге мне как раз и хотелось бы сконцентрировать внимание моих читателей на таком волшебном Зеркале.
И вот еще поразившее меня: одной из наших внутренних личностей является сам Бог. Мне открылся смысл заповеди Христа: «Бог внутри нас».
И человек, живя в мире тяжести и страданий, адаптируясь к ним внешне, никогда не адаптируется внутренне. Парадокс, заставивший меня поверить, что каждый человек всё-таки может иногда становиться Богом, если захочет и если сможет понять, Что есть Бог…
Это был ключ к так называемой социальной реабилитации человека при его выходе из тяжелейшего кризиса или неизлечимого заболевания.
Мое личное открытие. Сначала я предположил, что мы, и наука в том числе, глядя со своих позиций, то есть из подвалов Природы, на бесконечность Жизни, что-то видим совершенно искаженно, а чего-то, наверное очень многого, совсем не видим.
Потом меня очень сильно озадачили наблюдения за проявлениями так называемой диссоциации личности, расщепления одной личности на многие. Психиатры давно поставили диагноз в таком случае - у человека шизофрения.
Потом я принял к сведению факты о внезапном перерождении отдельных личностей, когда они по той или иной причине впадали в трансовое состояние.
Потом меня озадачило многоголосье в сознании, которое Р. Ассаджиоли назвал субличностями. Стали встречаться люди, которые могли одновременно делать разное, могли проживать сразу несколько жизней, реализуя в них совершенно разные способности.
Потом я двумя словами сформулировал понятие отсутствия счастья: однообразие и боль. И предположил, что разнообразие уводит человека от несчастья. Но куда? Ведет ли к счастью? Я видел, что бестолковых в их хаотическом разнообразии не так уж и мало, но счастливых среди них долго отыскать не удавалось, а когда удалось, то они оказались не совсем нормальные. В них была заложена внутренняя психическая неадекватность, которая компенсировалась извне, явной помощью и безграничной терпимостью окружающих их других людей.
Потом я стал встречать людей, все более одиноких и несчастных, получать множество писем от них, когда мои книги разошлись по свету. Я предлагал психотехнологию развития субличностей для тех, кто жил в суженном сознании, кто в своем одиночестве страдал от страха, депрессии, суицидальных кризисов, не понимая, что даю толчок совершенно другому представлению о человеке.
И вдруг я понял!…
Я понял, что совершил открытие. Пусть своеобразное, пусть открытие в понимании, но это, тем не менее, было совершенно новое для меня освещение Жизни. Передо мной оказался Человек Будущего - Homo Futuris. Меня осенило, что наши заболевания есть ни что иное как проявление несвободы Человека Будущего в сегодняшней жизни. Идущей не от личности, идущей от глухого несовершенства общества. От несовершенства общественных отношений. Оставалось понять, что же требовалось делать человеку, чтобы несовершенство общественных отношений не влияло катастрофически на его внутренний мир.
Формулировка открытия. И я сформулировал:
Личность человека - это много скрытых от прямого взгляда личностей, по-другому, субличностей, то есть это – полиличность, в которой каждая субличность является точно такой же равноправной и свободной, как и любая другая, как и та, которая проявляется в обществе.
Человек так устроен, что его сознание наделяет личностными свойствами всё, что он видит. Каждый наш орган для нас - личность. Каждая мысль - личность. Каждое желание - личность.
Человек устроен так, что в разных обстоятельствах он может предстать совершенно разным. Некоторые используют это генеральное свойство человеческой натуры для того, чтобы преодолевать жизненные препятствия, другие для того, чтобы спрятаться от них, третьи для того, чтобы испугаться и заболеть.
Человек реализует в материальном мире свою душу через способности, которые в нём заложены Природой для будущего.
Способность - это и есть Субличность.
Что же или кого же тогда видим мы перед собой в теле каждого? Видим то, что сотворило с ним его личностное сознание и его воля, когда они стали использовать для строительства личности подручные материалы - желания, мысли, устремления, страсти, критерии, клетки, органы, любовь, тоску, общество, то есть всё, что Природа подарила человеческому миру.
Разочарование. И вдруг… В который раз это «вдруг» натолкнуло меня на мысли, теперь уже несколько остудившие мою прыть.
Человек гармоничный - разве это не одно и тоже? Такой, у которого и тело, и душа, и мысли развиты прекрасно, как заповедовал А. Чехов? Он может писать стихи и музицировать, воспитывать детей и строить дом, выращивать сад и открывать новое в науке. Разве это не о нем я говорю? Значит, я повторяю то, что известно тысячи лет как идеал, как недостижимый образ, к которому некоторые стремились всю свою жизнь и не достигли?
Еще никто не может похвастаться, что он гармоничен. Потому что гармония - это совершенство, а совершенство не может быть законченным.
Оно не может быть статичным. Оно существует только в росте, в движении, в динамике.
Другое, которое останавливает. Я же обращаю внимание на иное. Конечно, спору нет, и тело, и разум, и душа важны. И умение делать многое тоже важно. Но разговор сейчас идет о личности, о том, как и кем человек ощущает себя в разных жизненных обстоятельствах. Я говорю о нестатичности, о динамике, о постоянном изменении, о смене типа личности, если обстоятельства требуют от человека этого, чтобы выжить, чтобы приспособиться к экстремальным условиям.
Я хочу, чтобы мы понимали, что наделение какой-нибудь части человеческого организма личностными свойствами не есть преувеличение или искажение нашего восприятия. Это естественно. Что любая часть нашего организма, которая сама представляет из себя некое целостное образование, является своеобразной личностью со своим поведением и своим сознанием. Таковыми предстают перед нами все органы тела, само тело, клетки.
Да, личностями являются и желания, и мысли, и проявления воли, и совесть, и, конечно, целостность.
Но целостность нарушается не только болезнями. Она подвержена изменению из-за влияния на нее реальных качественных соотношений, или степеней развития, или включения способностей человека в данный момент времени.
Возражения. Кто-то, испугавшись такого моего заявления, вдруг закричит:
- Ты твердишь нам, что истинная личность человека - это существо с тысячами лиц! Но это уже было!
И наверное он будет прав. Потому что я, действительно считаю, что у человека тысяча лиц, и какое из них появится следующим, зависит от обстоятельств. И это, – я признаю, – уже тоже было.
Этот кто-то закричит мне опять:
- Ты создаешь бессовестное существо, для которого не будет ничего святого на свете!
Я отвечу:
- Во-первых, я раскрепощаю, прежде всего, его совесть, которая сейчас сидит в темнице. Там же находится и душа. Поэтому она у нас постоянно рыдает от страданий, от боли, от несправедливости.
Он станет торопить меня:
- А что во-вторых?
- А во-вторых, - скажу я, - Человек, которого мы видим сегодня, страшен своей жестокостью в жизни как с собой, так и с другими. Он убивает постоянно: на Земле не стихают войны! Потому что он внутри себя убийца с раннего детства, когда школа и родители учили его убивать в себе благие порывы, способности, чтобы приспособить его к убогости окружающей жизни. Потом армия доконала его, если он мужчина. А если это женщина, то она готовилась стать рабой и становилась ею.
Он скажет:
- Ты слишком обобщаешь.
- Нет, я не обобщаю. Семья, общество, государство стремятся слепить из нас послушных кукол, марионеток, чтобы, подергав за веревочки, можно было нас направлять туда, где находятся их корпоративные интересы.
Общество. Я понял, чем может быть и чем должен быть человек, чтобы жить в Счастье. Человек внутри себя должен быть обществом себе подобных. Оркестром. Органом и синтезатором, играющим талантливую симфонию Бога. И тогда он не будет одинок.
Он должен быть целостным. Но целостным так, как задумала Природа, когда его создавала, то есть через сознание и через Высшие Критерии Жизни - через Критерии Духовной Этики.
Раньше я, говоря о требованиях Жизненного Потока, предъявляемых им к человеку, заявлял о том, что Поток заставляет нас все больше и больше следовать критериям Игры с Выигрышем для Всех. И призрачность наступления эры такой Игры вызывала усмешку у многих. Ведь «своя рубашка ближе к телу». И никакие мои рассуждения о глобальности, о тесноте жизни на Земле не могли перевесить мнение местных патриотов, для которых любой человек, живущий вне территории, обнесенной их забором, - враг.
Человек-оркестр, человек-общество обязан жить в своем внутреннем мире по критерию Игры с Выигрышем для Всех!
А как живем мы? Если в молодости не смогли пробиться в поэты, значит, нужно всю жизнь убивать поэта внутри себя, рыдать по ночам, скрывая это и от других, и от себя? Несостоявшийся художник убивает в себе художника, архитектор - архитектора, несостоявшаяся мать убивает мать…
Гонка за призраком под названием «благополучная материальная жизнь» превратила нас в жадных или завистливых, ненавидящих или сладострастных, одним словом, - в рабов однобокости. Ведь для жадного существует только его жадность, для завистника - только зависть, для ненавидящего - ненависть, для сладострастного - страсть.
А что это, если не наркомания чистой воды?
Что такое двойник личности. Мы общаемся не напрямую, а через двойников, которых выращиваем в своем сознании. Это такие модели нашего поведения и представления, которые дают нам возможность почувствовать мир. Но они же могут и закрыть мир от нас, если им так захочется.
Под двойником личности я понимаю нашу внутреннюю субличность, которая становится личностью.
Субличность - это одна сторона личности, превалирующая над всеми остальными.
Личность - это роль, которую играет человек в среде обитания.
Личность многогранна, она имеет качества, которые проявляются явно или скрыто. Она иерархична, в ней все подчинено по иерархии согласно принятым ею критериям.
59. Разве можно из одной личности создать приличное общество?
Свобода. Если всем инстинктам предоставить равную свободу, то очень быстро победа будет за жестокостью. Она подавит всех, как подавляет людей сила растленной власти в государстве, где безнаказанно можно воровать, убивать и насиловать.
Человек есть существо, в котором в равной мере собраны и созидательные, и разрушительные качества.
Сила заставляет человека смириться со своей участью, если сила эта подавит в нем качества независимости.
Большие ограничения в реализации человеком своих способностей вызывают в нём скрытый рост противоречий и внутреннего напряжения. Хорошо, если это способности положительного плана. Тогда еще есть возможность реализовать их при случае. А если это агрессивные наклонности, жестокость? Что тогда? Ведь пока сила подчиняет человека определенным правилам, он не является опасным для общества. А если негативные напряжения освобождаются и выплескиваются в реальный мир, где творят ужас, то наступает падение нравов. И хотя в некоторых случаях из-за соответствующего падения нравственности общества такие разрушители по своему статусу, то есть юридически, не могут быть признаны преступниками, все равно их действия приносят вред самому обществу, заключающийся и в том, что в нем падает численность общества из-за вражды и потери идеалов. Возрастают настроения самоубийства.
После всего только что сказанного возникает вопрос: «В чем же тогда видится свобода для способностей, если эти самые способности могут быть не только положительными, но и негативными?» И действительно, как построить громоотвод для агрессора, чтобы он, разрядившись на ударах по кукле, не бросался с ножом или с пистолетом на людей? И вообще, как победить агрессию?
Игра с Выигрышем для Всех? Прежде всего выскажу крамольную мысль, что агрессия есть свойство защиты, а не нападения. Когда человек чувствует интервенцию в свою душу, то он ощетинивается. Если государство подвергается нападению, оно берется за оружие. Разве правильно призывать того, на кого нападают, разоружаться? Абсурд.
Сила нужна, чтобы поставить в угол зарвавшегося агрессора, покусившегося на чужое. Но в таком случае надо признать, что агрессор, мотивации которого к агрессии лежат не в защите своей чести, опасно болен. Агрессия немотивированная защитой есть болезнь.
Что же такое есть психическая болезнь в более широком смысле? На этот вопрос Жизненный Поток, думаю, мог ответить так: «Всё, что угрожает мне, есть болезнь, которую необходимо давить силой, а не уговорами».
Лозунг, который следует из Духовных Учений: «Высокому - свободу, низкое - в упряжку или в тюрьму!»
Духовные Учения провозглашают свободу всем людям, но не всему из их субличностей. Свободу духовному, но не рабству. Любой агрессор опасен для общества, потому что он несет ограничения свобод Духа Высокого, но духа человека, направленного на убийство других себе подобных.
Но я категорически не согласен с теми, например, с А. Менегетти, которые говорят, что в человеке заложена тяга и к жизни, и к самоубийству. Тяга к самоубийству внушается в том случае, когда общество не видит смысла Жизни вообще.
Когда-то я писал, что может так оказаться, что Космический Разум выключит сразу у всех людей сексуальную тягу и они вымрут сами. Но происходит другое: Космический Разум переключил со смысла Жизни на бессмысленность жизнь многих молодых людей, ибо общество бездуховно и не может им предложить смысл. И те ринулись искать утешение в наркотике.
Человек, не сознающий своего места в Жизни, станет бороться и против хорошего, и против плохого, против Духовного и против бандитизма. Но ему намного легче стать бандитом, чем приобщиться к Духу, потому что упасть легче, чем подняться.
Что это - двойники? Я окунаюсь в свой внутренний мир и слышу диалог своих двойников.
- Да если бы применить гипноз, - говорит первый, - и сказать мне, что теперь я - художник, то я стал бы гениальным живописцем. Вы не верите? Вспомните, сколько таких опытов уже проведено.
- Гипноз разрушает личность, - возражает другой, скептик. - Человек становится сумасшедшим. И ты им станешь.
- Да зачем нужна мне такая личность?! - горячо возражает первый двойник. - Разве можно назвать личностью человека, который старается бестолково перекричать других, чтобы повлиять на свою и на их волю и с ее помощью захватить власть? Лучше я буду сумасшедшим художником, таким, как Сальвадор Дали, чем жить с вами под одной крышей! Зато я буду главным. И во мне прекратится этот бедлам, который устраиваете вы все.
В спор вмешивается третий двойник:
- А почему гипнотизер должен выделить обязательно какого-то художника или писателя? Почему им отдаётся предпочтение? Прежде всего меня нужно поставить на заслуженное мною место.
- А ты кто? - спрашивают третьего.
- Я - Царь-воля! Если меня не будет, то художник, писатель и многие другие сопьются, передерутся, деградируют или поубивают друг друга.
Заболевание - голос неразвитого двойника.
Развитый двойник, отражающий в нашем организме нашу какую-нибудь способность, подчиняется телу целостности и в то же самое время отражается в каком-нибудь состоянии нашего сознания или нашей души.
Нарушение целостности - сигнал организма, который он подаёт состоянием, это голос неразвитого двойника. Особенно, конечно, негативного, ибо это страдания. Но мы ощущаем и позитивные состояния.
Я разделяю состояния сознания и состояния души. Можно говорить о неадекватности поведения человека тому материальному миру, в котором он проживает.
Но можно говорить и об адекватности состояния души тому миру, в котором проживает она. А это мир Души Мировой.
По аналогии можно ввести и состояния психики, которые не будут тождественны состояниям сознания, потому что психическое - это все-таки отражение другого бурного пространства, того скрытого пласта сознания, работу которого нам удаётся подсмотреть лишь иногда по отдельным его проявлениям в материальном мире.
Мои наблюдения говорят о том, что с течением времени практически всё внутреннее психическое пространство человека начинает занимать его душа, почему и возникла, видимо, когда-то словесная связь психики и души. Она разрастается и вместе с нею растут боли души, тоска и печали. Редко когда какой-нибудь осколок внутреннего пространства остается незанятым душой.
Душа рвется наружу, она стремится воплотиться в материи, чтобы когда-нибудь перенести бесконечность жизни в своем пространстве в мир грубый. Ведь то, что мы оставляем за собой, пропитано нашими критериями, за проводимость которых в наше сознание отвечает душа.
Мы спрашиваем себя: что нового в эволюции человека несёт нам будущее? Глядя на человека с его страданиями и заболеваниями, мне кажется, что ответ напрашивается сам собой: многие скрытые возможности будущего сегодня проявляются через заболевания.
И наверное многопрограммная работа нашего сознания заложена была сразу нашими Создателями, но по каким-то причинам развитие в этом направлении затормозилось. Человек не стал устройством, в котором распараллеливается функционирование его систем при выполнении сложных действий.
Хотя некоторые странные способности человека известны и заставляют удивляться: быстрый и сверхбыстрый счет, замедление течения субъективного времени в глубоко экстремальных ситуациях, когда человек оказывается способным вести чрезвычайно ускоренные сознательные действия, которых в обычной жизни он никогда не сможет добиться.
Заболевание - это отражение здоровья человека будущего. Это мое убеждение.
Уже сегодня видно, что более ценен для Жизненного Потока тот человек, который всё делает быстрее других. Поэтому ускорение процессов в живом организме - задача ближайших этапов эволюции.
Рак - ускорение процессов в теле человека. Возможно, что таким образом Природа отрабатывает в человеке быстроту процессов именно через создание какой-то еще другой параллельной системы управления, носителем начальных качеств которой сейчас являются раковые клетки и их соединение.
Шизофрения, диссоциация личности приводит к двойникам человека - общение многоголосное каждого с каждым, которое является внутренне бесконтрольным общением. В то же время нормальный человек контролирует себя тем, что свои внутренние диалоги и действия все время накладывает на мир материальный, мир внешнего общения людей и проверяет этим, что можно говорить, а что не нужно, ибо иначе его сочтут за сумасшедшего. Конечно, во многом это условность, но условность, выросшая на адекватности миру материи.
Развитие способностей аналогично росту организма с его взрослением и расцветом. А если этого нет, то невыросшая и неповзрослевшая когда-то способность навсегда остаётся в детском возрасте.
Жизненный Поток поддерживает позитивные способности, работа которых направлена на созидание и экспансию человечества. Поэтому он со своей стороны настойчиво подсказывает нам о необходимости привлечения внимания и ресурсов к этому факту.
Однако, человек сконцентрирован в материи, зациклен на материи и о тонком мире не хочет слушать до тех пор, пока сам, лично, не столкнется с его каким-нибудь удивительным проявлением. Традиционный ученый таков, что не видит или не хочет видеть, как он сам распределен в тонком мире в виде полиличности.
Что нас ждёт. Исходя из сказанного, хочу поделиться своим убеждением о будущем человека, о том, что уже сегодня можно поставить на службу в «лечении» любого вида наркомании. Прежде всего, он эволюционирует сознанием так, что все больше и больше в нем начинается работа параллельного, одновременного «переваривания» смысловой информации разными частями сознания, как проявленными, так и скрытыми. Эта многомерная структура сознания уже сейчас во многих из нас борется за свое существование. Отсюда и многие болезни в человеческом организме, связанные с несвободой точно так же, как это происходит в обществе.
Означает ли это, что уже сейчас в своей жизни мы обязаны принимать во внимание этот аспект наличия двойников сознания? Без всякого сомнения, да, обязаны. И в этом не только наше физическое здоровье, это позволит нам более глубоко адаптироваться в Метасознании, войти с ним в контакт, управляемый нами самими.
По крайней мере, та ничтожно малая часть случаев, которые мне удалось организовать с людьми, во многом проблемными, позволяет уверенно заявлять, что за этим методом большое будущее. Хотя задача параллельной работы сознания человека мною никогда и не ставилась, люди, обучившие своих бывших неразвитых двойников, после этого уходили от стремления к суициду, от депрессии, апатии, тоски и печали достаточно надежно и меняли свой одномерный и тупиковый анализ жизненных проблем на многомерный, дающий выход из любых ситуаций.
Человек, натренировавший свою способность, начинает их использовать автоматически и параллельно во времени.
Количество, качество и состояние. Душа - проводник критериев Высшей реальности. Но она может быть и проводником для критериев низших слоев. Воля может навязать душе критерии и тогда душа чернеет.
Но душа и оценивает критерии, в соответствии с которыми наше сознание и наша психика строят свои отношения с миром. И если разум, то есть проявленная часть сознания, очень многое старается свести к количественным выражениям, к Рацио-составляющей сознания, то наша психика, оперируя, в основном, ощущениями и чувствами, придает нашим результатам качественное отличие (Иррацио-составляющая сознания).
О том, что мы нужны (каждый нужен, я нужен), поёт нам душа в своей высокой тональности состояния.
Душа плачет, если критерии Природы и критерии, принятые человеком для повседневной жизни, встречаясь в ней, расходятся.
60. Субличности и двойники личности
Причины сумасшествия. Начнем с конца. «Умный начинает с конца, а дурак заканчивает в начале», - гласит английская пословица.
Давайте и мы постараемся понять, что же сводит, в конце концов, с ума? Некоторые, усмехаясь, тут же скажут: любовь! И будут, тем не менее, правы. Разумеется, любовь, - изменённое состояние сознания.
Означает ли это, что любое изменённое состояние сознания является безумием?
Постараемся с этим хоть немного разобраться в ходе повествования. А сейчас скажем, что любовь хоть и относится к изменённым состояниям сознания, но говорить о безумии в отношении ее можно далеко не всегда. Более того, любви, как это мы уже видели выше, всё-таки в нашей жизни явно недостаточно. И судя по многочисленным доказательствам, к ней как раз мы и идём.
Почему я поставил так вопрос: о причинах сумасшествия? Сумасшедших не так уж и много, - заявляют нам психологи и психиатры. Ведь и я тоже изучаю не сумасшествие, а изменённые состояния сознания, которые граничат с этим крайним проявлением психики. Тогда зачем этот вопрос?
Этот вопрос возник у меня, когда я вдруг понял, что сумасшедшим на короткий временной миг может быть любой человек, какая бы устойчивая психика у него ни была.
Сумасшедшая идея вряд ли может посетить человека с нормальной психикой. И именно такие идеи время от времени переворачивают мир. Некоторые люди в такие мгновения совершают убийства.
Человек теряет всего лишь адекватность в мире материи, а его за это называют сумасшедшим. Почему? Правильно ли это? Ведь он всего лишь потерял ориентиры в логике поведения и рассуждения. У него нарушена обратная связь в процессе управления самим собой.
Начало, на котором ничего не заканчивается. В этой книге я постарался ответить на следующее:
отчего становятся психически ненормальными нормальные, казалось бы, люди?
что делать самому человеку, если у него уже обнаружены некоторые психические отклонения?
чем помочь своим родным, тем, кто попал в беду и приобрёл слабую психическую устойчивость и тягу к одиночеству?
Жизнь столкнула меня со многими проявлениями крайностей в людях. Наверное, в этом мне здорово повезло. И почему-то я научился не только определять крайние состояния психики, но и, более того, помогать при них человеку, если только он понимал, что от него требовалось.
А нужно-то, как правило, от него не так и много - стараться понимать, а понимая, не бояться и делать. При таком подходе возможен рост в возможностях, а значит, и освобождение от проблем.
Основа же всему - действие, Путь Духовного развития, то есть Путь Восхождения по Смыслам Жизни. Помните: «Будьте совершенны, как Отец наш Небесный совершенен». Совершенство - это самостоятельность. Конечно, идеал недостижим, но все Духовные Учения призывают нас познавать истины: Смыслы Жизни.
Бывают «чудеса», когда человек, прозрев в смысле, освобождается от своей застарелой болезни в считанные дни, часы или даже минуты.
Так давайте посмотрим, что же сводит нас с ума? Конечно, все причины мы не осветим, но хотя бы показать на нескольких примерах сможем.
Среда проживания. Говоря о ком-то конкретно, прежде всего, зададимся вопросом, как живет этот человек: все ли у него прибрано дома, аккуратен ли он в обещаниях, в ладах ли он со временем, как у него идут дела, какие у него мечты и идеи?
Уже эти несколько вопросов могут подсказать нам, что если он неряха дома, то значит, он и внутри себя такой же. Что обещания он часто не выполняет, а некоторые просто забывает. Что он опаздывает на встречи и путает даты и сроки. Что о своих делах он может говорить долго и жаловаться в разговорах на других людей.
Может оказаться, что мечты у этого человека нет вовсе, а идеи его не учитывают так много, что производят впечатление сказочных. Но очень плохо человеку, если он одинок.
Человек в отношениях со средой проживания раскрывается очень сильно. Если в разговорах и суждениях он может еще спрятаться за маску, то остальное - это дела, действия, которые во многом говорят сами за себя. Как бы хорошо и красиво ни рассуждал о себе человек, но если он совершил подлый поступок, никакие слова его не спасут.
Но есть обратная сторона наших отношений с тем, что нас окружает и что нас наполняет, когда уже среда, как большое и могущественное существо, начинает вдруг требовать от нас такого, что нас выводит из состояния равновесия не только на короткое время, но и надолго - на месяцы или даже годы. Среда своими элементами - теми же людьми - способна сводить с ума даже очень стойких человеческих экземпляров. Она иногда так ограничивает внешнюю свободу человека, что кажущаяся безвыходность ситуации убивает буквально - человек кончает жизнь самоубийством.
Например, не каждый способен пережить нищету, если до того он жил в комфортных условиях. Передо мной проходили такие люди. Не каждый способен вынести позор перед другими, даже если он был оклеветан или несправедливо осужден. На моих глазах разворачивались и такие спектакли, оканчивающиеся смертью. Не каждый способен пережить свой физический недостаток, если он был осмеян. Я сам побывал в шкуре такого.
Тайны. Любовь способна сделать человека больным или, наоборот, здоровым, но не только она это делает - любое разоблачения душевных тайн наносит человеку иногда удар такой силы, что он может долго не оправиться.
Кто-то ведет дневник, описывая на его страницах нюансы собственных переживаний. И вдруг его дневник попадает в чужие руки, и ему кажется, что весь мир узнает о его слабостях и сомнениях. И плохо, если при этом были описаны те люди, к кому попадает дневник. На него может обрушиться настоящий взрыв ненависти этого человека. Это настоящая драма. Я был участником подобной драмы.
Тоска. Самый сильный голос внутри нас при многих негативных событиях - это голос тоски, голос одиночества. Откуда он берется? Почему он обладает таким гигантским влиянием на нашу психику и, вместе с этим, на всю нашу жизнь?
Ответов может быть несколько: тоска - это голос нашего подчинения обстоятельствам. Что-то в жизни мы не можем преодолеть, как бы мы ни хотели.
Тоска - это голос будущего, которого мы боимся. Мы не понимаем своего будущего, хотя оно кричит в наши уши.
Тоска - это голос негативов прошлого, которых в нашем подсознании накопилось предостаточно. Мы не знаем, как эти негативы разрушить.
Тоска - это голос нелюбви матери. Мы начинаем понимать, что нельзя не хотеть рожать и нельзя не воспитывать.
Я научился во многом справляться со своей тоской, потому что я смог указать ей её место, и теперь пользуюсь её подсказками и меняю направление вектора своих устремлений вовремя.
Семья. Кто стелет в вашей семье постель? Вы? Значит, вы больше, чем ваш супруг, печётесь о душе семьи.
Кто в вашей семье иголка, а кто - нитка?
Кто в семье у вас решает ближние задачи, а кто - дальние? Вы спрашиваете, что такое ближние задачи? Это - опека детей, наведение уюта, искрящаяся доброта для своих и чужих. Тогда дальние задачи - это осуществление контактов с внешним миром, чтобы добывать деньги, необходимые для свободной жизни семьи.
Часто в семьях эти задачи даже не разделяются и женщины везут на себе два воза. И мы видим, как в таких женщинах начинают проявляться черты настоящих мужчин. Потому что Природой запрограммировано пока что так, чтобы дальние задачи решались менее связанными домашними делами. Но при этом и характер у человека становится мужской - более рациональный и более прямой.
Ослабевшие от снятия с них ответственности мужчины уходят в безумие - в наркотик, в питие и так далее, - чтобы хотя бы этим извращенным способом почувствовать себя в единстве с Богом и одновременно почувствовать экстремум - край могилы.
Вообще, оказывается, постоянное ощущение смерти даёт человеку так много впечатлений и ощущений новизны, что многие из нас, сами о том не подозревая, не хотят спокойной жизни. Обессмысленное общество внушает желание смерти.
Огонь страсти может нас спалить дотла, а сладость риска - быть самым дорогим подарком от жизни. Я пережил и это.
Неуправляемость. В доме часто можно наблюдать картину, когда кто-то из домашних мучается от того, что ничего не может поделать с другими - настолько он непонимаем. Терпения хватает на какое-то время, а затем начинается агрессия, угрозы, шантаж в принуждении поступить так и не иначе. И если одна из сторон уступит раз и другой, и третий, то жизнь её превратится в пытку.
Так сходят с ума вместе. И постепенно более сильная сторона находит применение своей ненависти у второй стороны, а более слабая находит дополнение своей слабости до некоторой агрессивной силы. Возникает странная гармония, иногда называемая любовью.
Там, где вопрос об управляемости, прежде всего, в семье, стоит остро, всегда реализуется либо яркая маниакальность, либо тёмная депрессия, а чаще всего и то, и другое. Я это тоже знаю.
Ревность. Еще одна из причин, по которой дом превращается в сумасшедший - это, конечно, ревность. Думаю, что распространяться относительно её аспектов нечего - у неё всегда один аспект: подозрительность, быстро перерастающая в откровенную ненависть.
Ревность произрастает там, где истинной любви нет, а есть привязанность и порок родителей. Пробивается ревность там, где царит невежество и низкий культурный уровень, где о Духовной Этике человек не имеет представления.
Дети. Они тоже сами по себе способны свести с ума. Но сейчас мы говорим о случаях близких к суициду, к сожалению. И среди молодежи самоубийств немало. На это нельзя закрывать глаза.
Родители слишком часто заняты своими проблемами, чтобы учиться понимать детей. Отсюда и разрыв, и одиночество. Но сколько самоубийств детей происходит по вине родителей! Стремление сломать и при этом ещё и оскорбить - самая распространенная мера давления на ребенка.
Я благодарю Бога в том, что меня эта нелегкая чаша миновала. Я не был в шкуре сломленного, и потому, наверное, могу что-то рассказать о противоположном. Но сколько наркоманов стали самоубийцами при жизни!
Распущенность. Распущенность - одна из главных форм бесконтрольного собственного поведения. Начинается с простого попустительства, продолжение находит в ложном понимании свободы, а выливается в тяжелейшее психическое заболевание, основой которого является невменяемость.
Распущенность всегда агрессивна, даже воинственна. Остановить человека распущенного может сила, если она только не сломает его. Распущенность всегда преступна, она провоцирует на агрессивный ответ.
Невменяемость одного провоцирует в другом накал страстей. По этому признаку ее часто можно достаточно легко диагностировать. Мы постоянно сталкиваемся с нею.
Страх. Скольких страх свёл с ума, не сосчитать! Он может парализовать человека или сделать из него подонка, мерзость которого потом, всю жизнь, будет преследовать и менять психику незаметно, но быстро.
Страх гнездится везде и во всём, если человек хочет его видеть там. Причина страха редко лежит в самом человеке, она - в Жизненном Потоке. Так Поток оберегает человека от слишком вольной жизни. Потому что человек принадлежит не себе, а Потоку.
Нас обманывают, когда говорят, что мы одиноки. На самом деле нас всегда много. Подтверждением этого служит хотя бы секс и сексуальность как притяжение и полов, и тел. Человек получает иногда удовольствие и слишком дорого за него платит, как ему кажется. В удовольствии он преодолевает страх тем, что становится явно ненормальным. И это сумасшествие нужно не ему, а Потоку, чтобы последний бесконечно продолжался. И цена здесь - драмы и трагедии людей, их самоубийства и короткий век.
Я ощущаю Поток Жизни, протекающий через меня и через других. У него свои задачи и смыслы, познать которые нам дано, и дано понять всю их трагичность для человека - маленького элементика Потока, без которого, однако, он тоже перестанет быть Потоком.
Экстрасенсорика. Сродни распущенности и занятия экзотикой - экстрасенсорикой. Некоторым вдруг может показаться парадоксальным слышать подобное от человека, который отдал многие годы самой экстрасенсорике и её изучению.
Да, я занимался с большим прилежанием искусством исцеления с помощью сверхчувствительности и вызываемой мною энергетичности. Но мои исследования показали, что сверхчувствительность должна быть сверхзащищена.
Иначе же, когда экстрасенс становится таковым только за счёт ослабления своей психической защиты, он записывается в клиенты «жёлтого дома». Много таких? Очень много, так много, что многие даже не подозревают сколько. Сильно внушаемых - около половины населения. Но это мои наблюдения.
Безволие. Некоторые удивятся: «Неужели безволие может быть причиной безумия?» И не поверят мне. А напрасно. Потому что безволие убивает любое действие, возникает невроз или неврозы, за ним - перенос причин в сознании человека с реального носителя на то или на того, что или кто подвернулся под руку. Возникает неразбериха для самого безвольного, да такая, что он теряется и сходит с ума.
Кризисы жизни. Кризисы бывают разные по значимости для человека. Иногда их разрешение затягивается на годы. Иногда кризис почти не виден. Чаще всего человек в кризисе мечется, хотя бы внутренне.
Если в процессе его разрешения переоценка жизни происходит и жизнь более или менее плавно перетекает к новому положительному состоянию гомеостаза - общей устойчивости, - то можно говорить о благотворности влияния кризиса. Если же человек в процессе кризиса терпит поражение, то отражение его может надолго вывести человека из строя.
Неудача задуманного, неуспех дела - основная причина возникновения кризисов жизни. Задумать человек может всё. Но отсутствие возможностей для реализации задуманного сведёт на нет все его усилия, какие бы они ни были гигантские.
Даже ощущение своего внутреннего потенциала, своего таланта, который требует от человека выпустить его из клетки, при большой силе таланта может оказаться губительным для носителя. Разбившиеся попытки реализации приводят, как правило, к безысходности, неверию, апатии.
Самый ценный талант, который не надо реализовывать и инициировать, а который сам является двигателем других талантов, - это талант воли.
Поэтому когда говорится о кризисах жизни, то больше всего подразумевается, что речь идет о недостатке воли.
Наверное, можно долго продолжать перечислять причины, по которым человек медленно или быстро сходит с ума, становится наркоманом. Среди них можно назвать так называемое “зацикливание” на какой-нибудь проблеме - суженное сознание, создающее все предпосылки для повышения чувствительности к внушению не только со стороны людей, но и обстоятельств.
Можно назвать и собственную глупость причиной многих жизненных приключений человека. Имеется место в этом ряду и для мизантропии - не только как человеконенавистничеству, но и как простому отсутствию удивления.
После этого можно задать достаточно актуальный вопрос: «Как выжить в сумасшедшем доме?», которым представляется жизнь многим из нас.
Прочитав такой странный вопрос, некоторые люди могут засомневаться в том, а продолжать ли дальше. И читать перестанут. Другие же продолжат.
61. Психолог-отражатель
Когда-то меня неприятно поразил факт, что психотерапия и во многом психология мало оперируют смыслами. В их ведении были лучшие психотехники, приёмы, методы, но вот манипулировать смыслами они не хотели. И я задался вопросом: почему? Почему наука не отражает бесконечно богатый внутренний мир человека, отдав это на откуп литературе, искусству - культуре, которая часто вообще производит впечатление по-настоящему сумасшедшего дома?
Потом оказалось, что широкие психологические смыслы в науке относились к философии. Так было принято. А у меня было кибернетическое образование, и следовательно, я мог себе позволить соединить психологию и кибернетику. Слава Богу, за рубежом уже несколько лет развивалась кибернетическая психология, так что моя психокибернетика для нашего соотечественника вполне могла сойти за то же самое. И я соединил. Но соединил третьей наукой, которая следовала из Духовных Учений и получил духовную психокиберентику, в которой была отражена критериальная часть жизни.
Моя наука имеет колоссальное практическое применение. Во многих случаях мне приходится быть отражателем-усилителем необходимых качеств в человеке. Иногда мне приходится разворачивать яркие моменты человека, пришедшего ко мне, в обратную сторону. Это не сложно, когда подчёркиваешь положительное, которое у человека присутствует, и он это видит.
Но становится значительно труднее, когда человек не понимает и не принимает необходимость в себе чего-то другого, что отсутствует у него. Если нужное качество существует и не проявляется, - легче. Если же его необходимо воссоздать вновь, то - труднее.
Я и отражатель, и усилитель, и синтезатор. Мне доверяются люди, мне они верят, и не хочется подвести их.
Нет жизни без экстремума. Странные мы все-таки создания - люди! Нас хлебом не корми, а дай возможность загнать себя в экстремальную ситуацию. Почему? Может быть, для тренировки своей личности, которая без крайностей может оказаться и не личностью совсем? А может быть, для определения направления сопротивления среды, чтобы определить максимальное давление ее на нас и преодолеть его? Нет, мы этого, кажется, и не осознаем.
Экстремальная психология не является психологией обобщения, которая давала бы нормальному человеку дополнительный шанс выжить и жить счастливо, скорее, это психология напряжения, переживания которого так приободряют нас.
Что из практики психолога относится к экстремальному? Суицид, шизофрения, агрессия, аффект…
А куда отнести болезненные привязанности, наркоманию? Просто к хроническим заболеваниям? Почему? Они ведь в большинстве случаев считаются пока еще неизлечимыми. А если человек прикован к постели?
Мы предполагаем, что организм человека содержит великое множество пороговых устройств, которые могут менять свой порог в зависимости от обстоятельств жизни - контролируемых самим человеком или не контролируемых. Каков порог нашего гнева, от вспышки которого может сгореть самое лучшее, старательно накопленное до того? Где порог, который отделяет человека от самоубийства, когда душа рвется к прекрасному, а реальный путь к нему оказывается закрытым?
Экстремальная психология - это исследование реакций в ответ на одновременную работу в организме противоречивых начал, разрывающих человека на части. И не обязательно их может быть только два. Каждый, кто хочет большего, становится собственным психологом.
Начала противоречий личности. Лучше всего видно начало возникновения противоречий в сознании, в психике и, вообще, в организме человека из сопоставления хотя бы двух направлений развития в Природе, в соответствие с которыми и работают ее движущие механизмы.
Первое начало, начало Жизненного Потока - это тупость реакции Жизненного Потока, его сглаживание особенностей личности и подчинение себе любой индивидуальности.
Второе начало, начало личности - это постоянное оттачивание индивидуальностью оружия переделывания мира в одной точке.

<< Предыдущая

стр. 6
(из 10 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>