стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ








“Международный билль о правах человека.”

Авторизованный реферат по правоведению







Фамилия,имя,отчество студента :Кряквина Алла Геннадьевна

факультет педагогический, курс 1, студия 5.

Руководитель (преподаватель): _____________________________

Рецензент: _______________________________













МОСКВА 1996 г.

План работы:

1. Историччские предпосылки прав человека.

2. Особенности современной международной практики развития прав человека .

3.Определение и классификация конституционно-правового статуса человека и гражданина.

4. Решение проблем прав человека в России.

5. Права человека в системе общечеловеческих ценностей.

6.Заключение.Выводы.


1. Исторические предпосылки прав человека.


Основой современных демократических теорий о правах человека явились идеи, высказанные еще в XYII-XYIII веках такими философами-просветителями как Дж.Локк (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755),Ж.Ж.Руссо (1712-1778), Ф.М.А.Вольтер (1694-1778), в частности идеяо том, что человек - высшая социальная ценность общества и государства. Он обладает естественными, неот'емлемыми правами (право нажизнь, право на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты:ни правительством, ни обществом.
Нам представляется необходимым назвать и более ранние правовые источники прав человека: Великую Хартию Вольностей 1215 г. (Англия), Петицию о праве 1628 г. (Англия), Habeas Corpus Act 1679 г. (Англия) (Акт о лучшем обеспечении подданного и о предупреждении заточений за морями), и другие документы. Хотя исследователи относят эти документы к разряду памятников истории, невозможно отрицать их важную роль в развитии демократии.
Современному человеку в конце XX века трудно представить себе, что первые шаги демократии воспринимались когда-то как социальная утопия, порой и как бунт против существовавшего строя, что идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавшие огромное влияние на все последующие политические события,очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом.
От буржуазных революций во Франции, Англии, Америке, когда были предприняты первые попытки воплотить эти идеи в реальность, именно тогда на законодательном уровне были закреплены права и свободы, получившие дальнейшее развитие в XX веке. В частности, во Франции 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав и свобод человека, а в Америке 26 сентября того же года - Билль о правах (поправка к Конституции США) .
Вплоть до гигантских потрясений XX века - первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., второй мировой войны - даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи.
По нашему мнению, впервые наиболее четкое понимание прав человека было сформулировано в Американской Декларации 1776 г.:"... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью".
Однако признание обществом прав человека предполагало не только некий договор, который призывал людей уважать личность, но и создание правовой системы, защищающей ее от произвола. История человечества показала, что права человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию прав человека как важнейшей фундаментальной проблемы .
Такое изменение отношения к проблеме прав человека, как на международном уровне, так и внутри государств во многом стало возможным благодаря учрежденной в 1945 году Организации Об'единенных Наций и ее деятельности. Ее основной задачей является поддержание мира, безопасности, уважение прав человека и распространение идей
об этих правах .
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека . Трудно переоценить значение
этого документа.
Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод. Это положение нашло дальнейшее развитие в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1986 года: "Все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы; и развитие и защита одной категории прав не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав."
Сегодня Всеобщая Декларация прав человека - это основной международный кодекс поведения в области прав человека. И хотя Декларация не создает для государств правовых обязательств, тем не менее она оказывает серьезное влияние на регулирование отношений между государствами, так как на основе ее положений в настоящее время разрабатываются и заключаются все международные договоры.
Более двадцати лет потребовалось для создания и принятия Гене-ральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах . Они были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Ко второму пакту был принят Фа-культативный протокол , предусматривающий механизм разбора жалоб от отдельных лиц. Эти три документа вместе составляют Международный Билль прав человека.
Международные пакты о правах человека - это договоры, госу-
дарства - участники которых - то есть государства, которые офици-ально договорились и согласились придерживаться их положений, -
заключили их с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры
для полного осуществления широкого спектра прав.
Международное сотрудничество государств в области прав человека протекает в определенных формах: 1) в создании единых универсальных стандартов по поводу того, какие именно права и свободы человека должны уважаться и соблюдаться, 2) в принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей - обязательств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка,3) в создании специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств. Этот механизм включает в себя процедуру представления в различные органы и комитеты (например, в Экономический и Социальный Совет ООН, Комиссию по правам человека) докладов-отчетов государств-участников о проведении ими в жизнь положений соглашений. Представляется важным, что эти доклады рассматриваются на открытых заседаниях, доступных для общественности и прессы. Комиссия по правам человека рассматривает жалобы отдельных лиц о нарушении их прав государствами,в которых они проживают.
В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включают в себя около семидесяти основополагающих международных договоров и деклараций. К ним относятся названный выше Международный Билль прав человека, а также принятые на его основе международно-правовые документы о самоопределении народов, о предупреждении дискриминации, геноцида, апартеида, рабства, о праве на гражданство, о праве на убежище, о правах беженцев, о свободе информации, о свободе ассоциаций, о браке и семье, правах детей и молодежи, о социальном прогрессе, обеспечении и развитии и т.д.
К эти актам относится также ряд договоренностей, касающихся
правового статуса отдельных категорий граждан: женщин, детей, инва-лидов, умственно отсталых лиц, беженцев, апатридов (лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу зако-
на этого государства) и др. Все они дополняют и конкретизируют ме- ханизмы выполнения международных соглашений.


2. Особенности современной международной практики развития прав человека.


Международные нормы и стандарты в области прав человека устанавливаются путем соглашений между государствами, но не создают непосредственно прав и свобод человека. Эти нормы обязательны только для государств и между государствами. Осуществление, претворение в жизнь этих норм и стандартов является долгом и обязанностью государств-участников международных договоров прав человека, в случае ратификации которых, они (государства) обязуются привести свое национальное законодательство в соответствие с обязательными нормами. Международная защита прав человека, осуществляемая международно-правовыми средствами, основываясь на общепризнанном принципе уважения к правам человека, служит хотя и важной, но все же вспомогательной мерой. Реальное обеспечение прав человека остается в основном внутренним делом каждого государства. Непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека осуществляется в том порядке и теми органами государства, какие предусмотрены его внутренним законодательством.
Международные правовые документы имеют различную юридическую силу. Ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются лишь нормами, рекомендациями. Например, Всеобщая Декларация прав человека не создает обязательных норм поведения стран-участниц, в ней содержатся только 30 рекомендаций, но она оказывает большое влияние на отношения между государствами. И более того, многие ее статьи входят в современные Конституции различных государств,в том числе и в Конституцию Российской Федерации 1993 г.

Другие документы представляют собой международные договоры,
содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае
ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государст-
венной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства на международном форуме,его положения становятся обязательным для применения внутри страны.
Примерами таких договоров являются Международные Пакты об экономических, социальных, культурных, гражданских и политических правах: 1966 г., которые были ратифицированы СССР 18 сентября 1973 года, а вступили в силу в 1976 году. Претворение стандартов обоих Пактов является обязанностью всех государств, подписавших данные документы.
Следующим важнейшим шагом в истории развития международных отношений в области прав человека после создания ООН стал Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки,1975 г.) . Он выражает концепцию безопасности и прав человека, основанную на общепризнанных демократических началах и стандартах, и исходит из того, что от решения многих проблем в гуманитарной области прямо зависит налаживание цивилизованных и корректных международных отношений .
Важной вехой в деле укрепления и развития позитивных процессов в военно-политической, торгово-экономической, экологической, гуманитарной, правовой областях стал Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.) Документ принят согласием (консенсусом) 33 европейских государств, США и Канады, после двухлетней напряженной работы. Политические обязательства и договоренности по правам человека и основным свободам, содержащиеся в итоговом документе, дали новый импульс развитию процесса, начатого в Хельсинки.
Венская встреча ознаменовала собой принципиально новый этап в общеевропейском гуманитарном и правовом сотрудничестве, так как в настоящее время именно гуманитарное и правовое сотрудничество является одним из ключевых факторов укрепления безопасности в мире. Понятие безопасности в мире включает в себя не только военно-политическую, но и правовую, гражданскую, социальную, культурную защищенность личности . Проходящий в мире процесс сближения стран и интересов людей требует единства прав и ответственности, создания единого правового пространства.
Во время Венской встречи впервые официально вошел в лексикон термин "человеческое измерение". Это означало поворот хельсинского процесса в сторону человека, его интересов и забот, это сделало человека отправной точкой всех принимаемых договоренностей.
Под "человеческим измерением" понимается весь комплекс прав
человека: гражданских, политических, экономических, социальных и
др., а также контакты между людьми, сотрудничество в области инфор-
мации, культуры, образования .
Важнейшим достижением Венской встречи явилась договоренность государств-участников способствовать тому, чтобы все люди знали свои права и обязанности. С этой целью государства-участники обязались широко публиковать и делать доступными для населения все законы, административные правила и процедуры, поощрять обсуждения в школах и других учебных заведениях вопросы защиты прав человека и основных его свобод.

3.Определение и классификация конституционно-правового статуса человека и гражданина.

После 1989 года аналогичные встречи состоялись в Копенгагене
(1990г.) и в Москве (1991г.) .Эти встречи способствовали развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере.
Положения, зафиксированные в вышеуказанных документах, позво-ляют нам дать определение " прав человека" и назвать условную ее классификацию.
Концепция прав человека включает в себя два основных понятия.
Первое состоит в том, что неот'емлемые и неотчуждаемые права присущи человеку просто потому, что он человек. Это моральные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства. Ко второму понятию концепции прав человека относятся юридические права, устанавливаемые в соответствие с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровнях. Основой подобных прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие суб'ектов права, тогда как основу первой группы прав составляет естественный порядок .
Один из известных юристов в области международного права Назаров В.Л. подчеркивает, что многообразие характеристик отдельных сторон прав человека если и возможно включить в одно общее определение, то, естественно, не посредством перечисления и сложения, но органического обобщенного об'единения их важнейших сущностных признаков.
В таком наиболее общем определении права человека представляются как признаваемые и охраняемые обществом, государством и Международным сообществом определенные равные социальные возможности для отдельных лиц и их об'единений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях ].
Наиболее распространенное, по нашему мнению, определение прав человека было дано в опубликованном ООН сборнике "Права человека.Вопросы и ответы". "В общих чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.
Права человека и основные свободы дают нам возможность полного развития и использования наших человеческих качеств, нашего интеллекта, наших талантов и совести и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неот'емлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой".
Любая квалиссификация прав человека относительна и далеко не полна. Права человека затрагивают различные стороны личной и общественной жизни человека, все они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Тем не менее классификация прав человека необходима. Она помогает нам лучше понять их.
Наиболее часто встречающаяся в исследованиях, в юридических и социологических пособиях и популярной литературе является классификация ООН, в которой выделены следующие группы прав человека:

1. Гражданские права

2. Политические права

3. Экономические права

4. Социальные права

5. Культурные права.

Ряд зарубежных, а также и российских авторов, в том числе и В.А.Корнилов, Л.И.Глухарева, В.А.Северухин выделяют еще одну категорию прав - естественные права, которыми человек наделяется в силу факта своего рождения на свет. Они неот'емлемы и неотчуждаемы, так как их нельзя отделить от человека без явной угрозы потерять в нем
члена общества. Естественные или элементарные права человек получи-
ли еще наименование священных прав в силу их чрезвычайной важности.
Никакие внешние силы, будь то монарх или государство, не могут произвести отчуждение. Естественными правами называют право на жизнь,здоровье, свободу, неприкосновенность, честь и репутацию .
Гражданские и политические права, которыми обладает человек нашли свое отражение в статьях 2-19 Всеобщей Декларации прав человека:

- право на жизнь, свободу и безопасность личности,

- право на свободу от рабства и подневольного состояния,

- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или

унижающего его достоинство обращения и наказания,

- право на признание правосуб'ектности,

- право на равенство перед законом,

- право на эффективное восстановление в правах в случае

нарушения прав человека,

- право на свободу от произвольного ареста, задержания или

изгнания,

- право на гласное и с соблюдением всех требований справедли-

вости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом,

- право на презумпцию невиновности до тех пор, пока виновность

не будет установлена,

- право на запрещение осуждения за деяние, которое во время его

совершения не составляло преступления,

- право на свободу от произвольного вмешательства в личную и

семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосно-

венность жилища, или тайну корреспонденции,

- право на свободу передвижения и выбора места жительства, в

том числе право покидать любую страну и возвращаться в свою

страну,

- право на убежище в других странах,

- право на гражданство,

- право на вступление в брак и создание семьи,

- право на владение имуществом,

- право на свободу мысли, совести и религии,

- право на свободу убеждений и на свободное выражение их,

- право на свободу мирных собраний и ассоциаций,

- право на участие в управлении своей страной,

- право на равный доступ к государственной службе в своей

стране.

Следующие семь статей (с 22 по 28) затрагивают экономические, социальные и культурные права, в том числе:

- право на социальное обеспечение,

- право на труд и свободный выбор работы,

- право на равную оплату за равный труд,

- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение,

обеспечивающее достойное человека существование,

- право создавать профессиональные союзы,

- право на отдых и досуг,

- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания

здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище, ме-

дицинский уход),

- право на социальное обеспечение на случай безработицы, бо-

лезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или ино-

го случая утраты средств к существованию по не зависящим от

человека обстоятельствам,

- право на защиту материнства и детства,

- право на образование, причем родители имеют право приоритета

в выборе вида образования для своих детей,

- право на участие в культурной жизни общества,

- право на защиту моральных и материальных интересов, являю-

щихся результатом научных, литературных или художественных

трудов автора .

Со времени принятия Всеобщей Декларации прав человека ООН ве-
дет кропотливую работу по согласованию целого ряда конвенций, про-
токолов и деклараций по правам человека. Эти документы подробно определяют экономические, социальные, культурные, политические и
гражданские права и создают систему их защиты.
Сегодня немногие оспаривают успехи, достигнутые в области четкого определения прав, однако несмотря на прогресс в решении этой проблемы, совершенно очевидно, что права человека повсеместно нару-
шаются, зачастую в широких масштабах .
Это обстоятельство является одной из основных причин, обусло-
вивших решение Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в Вене 14-25 июня 1993 года Всемирной Конференции по правам человека.
Главная цель Конференции - сделать защиту прав человека неот'емлемой частью социально-экономического развития во всем мире. Конференция была посвящена изучению прогресса, достигнутого со времени проведения в 1968 г. в Тегеране (Иран) первой Всемирной конференции. Она также рассмотрела возможности дальнейшего уточнения пяти выше названных категорий прав человека и пути совершенствования и укрепления существующих систем с целью поощрения и защиты прав человека на международном, региональном и национальном уровнях.
При этом на национальном уровне особое значение имеет разгра-ничение прав и свобод на "права человека" и "права гражданина".
Употребление применительно к человеку двух терминов - "чело-
век" и "гражданин" имеет свой особый смысл. Каждый человек как часть природы вправе иметь достойное существование. Поэтому ему должны принадлежать естественные или неот'емлемые права и свободы,такие как право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность и др. Все эти права относятся к так называемым личным правам и свободам человека и принадлежат ему независимо от гражданства.
Гражданин же является политической личностью, поэтому ему принадлежат такие политические права и свободы, как право участвовать в управлении государством, право доступа к государственной жизни и др.
Отсюда положение человека рассматривается с двух позиций:
а) существование его в гражданском обществе, когда он выступает носителем естественных прав и свобод. При этом под "гражданским обществом" понимается "совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, национальных и т.п."
б) существование в обществе, рассматриваемом с политической стороны, т.е. положение гражданина в государстве . С последним тесно связано существование правового государства,под которым обычно понимается демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и судом. Правовое государство обеспечивает соблюдение и охрану прав и свобод человека.
Каждый человек пользуется только теми правами и свободами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими, - которые предусмотрены в Конституции и законах его страны.
Впервые конституционный принцип закрепления основных прав и свобод человека был применен в Билле о правах США 1789 г., а также в Польской Конституции от 3 мая 1791 г. В наше время практически все Конституции содержат основной перечень прав и свобод, предоставляемых гражданам своей страны, а в ряде случаев иностранцам и лицам без гражданства.

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>