<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Законодательство любого государства определяет правовое положение, об'ем прав и обязанностей всех без исключения лиц, находящихся на его территории: прежде всего граждан данного государства,а также иностранцев и апатридов. Как круг, так и характер их прав и свобод зависит от экономических, социальных и национальных особенностей развития каждой конкретной страны. Поэтому в государствах с различным социально-политическим строем по-разному определяются содержание прав человека, сущность и пределы основных свобод личности.

4. Решение проблем прав человека в России.

С учетом внутренних условий и возможностей решается проблема прав человека и в нашем государстве.
Новая Конституция Российской Федерации 1993 г. исходит из того, что соблюдение прав и свобод, чести и достоинства - главная обязанность государства. В первой статье Конституции Российская Фе-дерация провозглашается правовым государством . В основном законе закреплены не только идеи, но и принципы, присущие правовому государству, о которых говорилось выше.
В главе 2 Конституции РФ устанавливаются основные права человека. Здесь подтверждается, что Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (Ч.1 ст.17) .
Все права и свободы человека и гражданина об'являются непосредственно действующими (ст.18) [там же,с.9], т.е. все законы и вся деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать и защищать их.
Конечно, законодательного закрепления положений, составляющих основу правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. Необходимо, в том числе, преодолеть многие пробелы в правовом сознании и культуре российских граждан.
Как определяет С.С.Алексеев в книге "Государство и право": "Правосознание - это отношение людей к праву ... Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представления о действующем
позитивном праве (праве выраженном в законах - авт.), о том, на- сколько оно соответствует естественному праву, правовым ценностям и
идеалам.
Правовая культура - это общее состояние законодательства, ра- боты суда, других правоохранительных органов, правосознание всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосудия, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализа- цию на практике, осуществление требования верховенства права.
Одним из показателей правовой культуры является правовая вос-
питанность каждого человека, т.е. ... стремление в любом деле ут- вердить правовые начала как высшие ценности цивилизации".
Для любого гражданина страны со сложившимися демократическими традициями сам термин "права человека" понятен, поскольку выросли поколения людей, образ жизни которых впитал в себя принцип уважения прав других людей.
В нашем государстве население воспитано на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека. Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно.
В деле формирования правовой культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт взаимоотношений личности и государства.
Признание у нас приоритета общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию правовой культуры граждан. Очевидно, что прежние подходы, связанные с воспитанием законопослушных членов общества, явно недостаточны для создания демократического правового государства.
Закрепление прав человека и основных свобод как одной из основ современного государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов, жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом действий, разрушающих личные права других людей.
Уважение и защита прав человека - это фундамент, на котором строится демократизм государственной власти, политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего человечества .
Знание своих прав и обязанностей, умение их активно отстаивать
и защищать, четкое представление о месте человека в государственной структуре, понимание взаимной ответственности личности и государст- ва, способность использовать имеющиеся государственные механизмы
для защиты своих законных прав и интересов - вот что в настоящее время должно быть включено в характеристику правовой культуры каждого человека. Правовое воспитание и правовая информированность населения призваны повысить компетентность граждан и должностных лиц,сформировать новый тип правового мышления личности как необходимое условие ее жизнедеятельности.
Более детально в этой связи, по нашему мнению, следует остано-
виться на указанном в классификации прав человека праве на образование, а также рассмотреть принятую в 1989 году Конвенцию о правах ребенка , так как уважение прав человека начинается,несомненно, с отношения общества к своим детям.
Половину населения мира сегодня составляют дети. Им предстоит продолжать созидание справедливого и гуманного социального мирового порядка. Демократическое общество заботится об обеспечении свобод,равенства для подрастающего поколения, создает условия, при которых дети смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для полноценной и плодотворной жизни в последующие годы.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) одинаково актуальна для народов всех регионов мира. В документе установлены общие нормы, учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. И на основе этих общих для всех правовых норм каждое конкретное государство может выбирать свои собственные национальные средства для воплощения их в жизнь. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка.
Охватывая весь комплекс прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
Конвенция состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода , нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений .
Конвенция, ставшая результатом десяти лет переговоров, вступи-
ла в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации документа тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляется Комитетом
ООН по правам человека.
Конвенция о правах ребенка делает шаг вперед по сравнению с
многими другими действующими международными документами, в том числе и Декларацией прав ребенка 1959 г. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
В числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции (а есть и такие, которые впервые подняты в рамках международного документа), необходимо отметить обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (статья 22),защиту от сексуальной и других видов эксплуатации (статьи 34 и 36),наркоманию (статья 33), детскую преступность (статья 40), межгосударственную практику усыновления (статья 21),положение детей в вооруженных конфликтах (статья 38 и 39), потребности детей-инвалидов(ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов [8,с.99-112].
Особо следует остановиться, как нам представляется, на пробле- ме образования, также затронутой в Конвенции. Эта проблема стала предметом рассмотрения двух (27 и 28) важнейших статей документа, значимость которых вновь подчеркивалась на Всемирной конференции "Образование для всех" (5-9 марта 1990 г., Джомтьен, Тайланд) .
Начальное образование должно быть одинаково обязательным,бесплатным и доступным каждому и направленным на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей в условиях соответствующего уважения национальной самобытности, языка и традиционных ценностей. Подчеркивается необходимость создания равных образовательных возможностей для девочек и мальчиков.
Говоря о значении Конвенции о правах ребенка, необходимо подчеркнуть, что сила этого международного документа в его гибкости,способности сохранять свою действенность, несмотря на широкое разнообразие подходов государств к решению общих задач. Не оставляя в стороне наиболее деликатные сферы жизни, Конвенция ориентируется на различные культурные, религиозные и иные ценностные системы, предполагающие свои пути решения общих для всех детей проблем.
В одном из своих выступлений Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали говорит о том,что "полное уважение достоинства человека означает не только избавление от пыток, но и избавление от голодной смерти. Оно означает свободу участия в голосовании так же, как и право на образование. Оно означает свободу убеждений так же, как и право на здоровье. Оно означает право пользоваться всеми правами без дискриминации. И для этого подлинного развития необходимы прочная база демократии и участие населения" .
Реализации этих целей должна способствовать упорная и кропотливая работа ООН, направленная на развитие демократии, ориентированная на защиту интересов народов. Надо отметить в этой связи, что в последнее время значительно возросла роль неправительственных организаций (МНПО),так или иначе занимающихся проблемами прав человека. Деятельность МНПО в области прав человека различна. Они контролируют соблюдение международных соглашений, оказывают помощь (финансовую, медицинскую, продовольственную) жертвам репрессий и их семьям, мобилизуют мировое общественное мнение в пользу повсеместного уважения прав человека, проводят семинары и конференции по правам человека.
Несомненно, вызывает оптимизм тот факт, что во многих странах в том числе и в Российской Федерации, предприняты серьезные усилия для создания более представительных политических систем,что средства массовой информации все в большей степени приобретают глобальный характер, увеличивая тем самым повсеместную осведомленность населения в вопросах прав человека .Все это открывает широкие перспективы и возможности для распространения идеи прав человека и в сфере воспитания на всех уровнях образовательных учреждений.

5. Права человека в системе общечеловеческих ценностей.

Одной из отличительных черт послевоенной эпохи явилась противоположная позиция стран Восточной Европы социалистической ориентации и Западных капиталистических государств. В 1980 году советский юрист С.Зивс был в вправе написать,что проблема прав человека играет значительную роль в борьбе двух идеологий: коммунистической и буржуазной .
В то время как Запад рассматривал проблему прав человека как
основополагающую и ей отводилось первостепенная роль в политике,
восточно-европейские государства концентрировали внимание на общих проблемах мира, разоружения и стабильности .
К тому же в рамках дискуссий по проблеме прав человека бывшие социалистические государства были склонны рассматривать права человека как благо, гарантированное государством, а не как индивидуальные права, которые в случае необходимости можно пред'явить государству. Предполагалось, что интересы социалистического государства и отдельной личности находятся в определенной гармонии и основной акцент делался на обязанности отдельной личности по отношению к социалистическому государству.
Среди прочих категорий прав человека эти страны часто делали акцент на экономические, социальные и культурные права, в противовес политическим и гражданским, а также особо подчеркивались коллективные права и устремления, такие как право людей на самоопределение, развитие и мир.
Наиболее ясно между этими двумя политическими системами прослеживались три группы противоречий:

- противопоставление экономических и социальных прав полити-ческим и гражданским;

- взаимоотношения между правами человека и государством;

- международный мониторинг и контроль за соблюдением нацио-

нальных прав человека .

Изменения, происходящие в странах Восточной Европы и в нашей стране, несомненно связаны с началом перестройки, осуществлением политических и экономических реформ. Первым шагом которых стало утверждение, что общечеловеческие ценности не подчиняются непосредственно классовым интересам и что они будут лежать в основе прогресса .Постепенно основной акцент переместился на политический плюрализм, правовое государство, утверждение гражданских и политических прав.
Признание верховенства общечеловеческих ценностей и интересов над всеми иными потребовало от отечественного обществознания, в том числе, конечно, философии, правоведения и педагогики очень серьезного переосмысления, а в ряде случаев прямого пересмотра позиций, мотивировок и суждений в части, например, наших представлений о международном праве, его примате при установлении целого ряда внутригосударственных правовых норм, а также об информированности населения о них .
Права человека, как право в целом, несмотря на их принадлежность к определенной социальной системе, восходят к категории важнейших общечеловеческих ценностей.
В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие, а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводится лишь в 60-х годах XIX столетия, когда за ним закрепляется вполне определенный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования об'екта или его качественных характеристик. Так определил понятие ценностей немецкий философ Рудольф Герман Лотце (1817-1881).
История показывает, что во всякой культуре существует некое
согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать мо-
ральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации, данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда .
На протяжении всей своей истории человечество создавало целые своды законов для руководства социальным поведением людей, для наказания преступных действий и поощрения поступков, соответствующих правовым нормам.
Человеческие права обеспечивают каждому максимальную свободу его индивидуальности внутри собственного народа, защищают его жизнь и достоинство от всякого посягательства извне. По мнению известного мыслителя, протестантского теолога Альберта Швейцера (1875-1965), было бы неразумно пытаться отрицать связь, которая существует между правом и мировоззрением. Мировоззрение - зародыш всех идей и убеждений, которые определяют образ действий личности и общества.
Представляется важным, что права человека, в отличие от нравственности, не дает оценку интересам личности, а защищает, отстаивает и разграничивает эти интересы.
Нравственная обязанность может быть преподана только в качест-ве совета; юридические же обязанности предписываются человеку велением, "несоблюдение которого влечет за собой наказание".
Резкое разграничение права и нравственности приводит к тому,что право остается индифферентным к вопросам нравственности, разме-жевывая внешнюю свободу людей, совершенно не касаясь того, как они
воспользуются свободой: согласно нравственным требованиям или нет.
Нравственные воззрения и установки личности всегда более или
менее суб'ективны, но вместе с тем, они касаются самых интимных,
сокровенных сторон личной жизни человека. Именно поэтому это учение как реакция против чрезмерного стеснения личности, ее личной свободы государственным вмешательством, оказало важное значение в развитии права и нравственности.
Необходимо отыскать в праве такой элемент, который совсем не
связан с нравственностью, лишен этического значения. Это достигается через определение права как охранного или защищенного интереса.Таким образом, можно согласиться с В.Соловьевым в том, что право является нормой интересов, подлежащих охранению. Разграничение интересов не может не считаться с их нравственной оценкой, в то же время такое разграничение не может быть основано только на отрицании чужих интересов, воли, поступков, ибо естест- венное состояние людей - не находиться в обособленном состоянии.
В силу сказанного, право не ограничивает своих определений только одной внешней стороной человеческих действий, а всегда более или менее принимает во внимание и их внутренние стимулы .
Права человека представляет собой единый комплекс прав и обязанностей. А по своей сути права человека - это воплощение в специфической форме высоких идей справедливости, человеческой свободы и равенства, что предполагает, в свою очередь, демократию, милосердие, гуманность.

6.Заключение. Выводы.

Несмотря на то, что этап развития России сопряжен с глубоким
кризисом, охватившим, по сути, все сферы бытия: политическую, эко- номическую, духовно-нравственную, - тем не менее, даже в этих усло- виях необходимо изыскать способы и средства, чтобы защитить и обес- печить права каждого человека. Идея неотчуждаемости, неот'емлемости
прав человека выверена мировым опытом. Следовать ей - дело чести общества, строящего правовое государство.
Таким образом, анализ философской, социологической и исторической литературы позволяет сделать вывод о том, что если спроецировать аспект культуры на личность и на все социальные институты общества, то мы увидим, что культура права складывается из ценностей и норм как институционального, так и суб'ективного характера.
Между этими аспектами существует нераздельная взаимосвязь: культурные особенности общества (в том числе и образование) формируют нравственные, духовные, общечеловеческие ценности народа, которые,в свою очередь, адекватно влияют на институциональную культуру.

Список использованной литературы:

1.Журнал “Государство и право” 1994-1996гг.

2. Международная защита прав и свобод человека.Сборник документов.
М.1990г.

3. Юридический вестник. 1993г.№8.

4.Малько А.В. Право для человека:ограничение или стимул? Правоведение,1992,№5.

5. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права.Вып.1 Москва,1910г.

6. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.- Спб.

7. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.-М.1989г.

8. Конституция Российской Федерации.-М. 1993г.








<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ