ОГЛАВЛЕНИЕ

содержании кассационной жалобы, протеста или надзорного протеста. -1 Выход за пределы жалоб и протестов допускаются лишь в интересах | законности (разрядка моя - Ю.П.). Применительно к делам из публично-правовых отношений суд выполняет важную правовую и ';| социально-политическую функцию: осуществляет судебный контроль 1 за законностью решений, действий (бездействия) органов государст- ', венной власти и их должностных лиц.
В этой связи полагаю правомерным закрепить законодательно положение о том. что при пересмотре в кассационном или надзорном -: порядке решений по делам, возникающим из публично-правовых отношений, суд не связан доводами кассационных и надзорных жалоб и протестов и в интересах законности пересматривает дело в полном . объеме. Это будет отвечать сущности этих решений и отражать особенности их пересмотра.
В.В. Скитович предлагает в системе административных судов, если таковые будут созданы, предусмотреть апелляционный порядок пересмотра решений, не вступивших в законную силу. Причем апелляционные коллегии по его мысли должны быть в судах субъекта Федерации, а также при Высшем Административном Суде. Кроме апелляции, он полагает необходимым пересмотр всех вступивших в законную силу решений в кассационных коллегиях судов субъектов Федерации и Высшего Административного Суда. Сохраняется при этом и надзорный порядок1.
Полагаю излишним выстраивание такой «пирамиды» проверки судебных решений. Относительно дел из публично-правовых отношений тем более, т.к. сам характер спора обязывает судебную власть немедленно и компетентно разрешить правовой конфликт граждан с органами исполнительной власти и восстановить нарушенные права и свободы в полном объеме, нередко весьма многочисленного числа граждан (оспаривание нормативных актов, защита избирательных
прав и т.п.).
Эти категории дел рассматриваются судами первой инстанции, как правило, в сокращенные сроки. Следовательно, и их пересмотр также не должен затягиваться. Логично установить сокращенные сро-
1 Скитович В.В. Проблемы административной юстиции как формы реализации судебной власти: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М.. 1999. С. 38, 39.

ки пересмотра жалоб и протестов по этим делам в кассационной и надзорной инстанциях.
Проблематичным представляется также вопрос о пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Имеется в виду положение, когда суд выносит решение о признании нормативного правового акта незаконным, недействительным. Не исключено, что ранее выносились судебные решения на основании правового акта впоследствии признанного судом незаконным. Полагаю, что в лих и подобных случаях есть все основания для пересмотра решений по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333 ГПК РСФСР.
Таким же образом должен быть решен в законодательстве вопрос о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, если Конституционный Суд РФ признал неконституционными законы, которые суд применил при разрешении того или иного дела из публично-правовых отношений.
В научной литературе высказано мнение о том. что «(...признание закона, примененного судом в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ само по себе не влечет пересмотр вынесенного по данному делу судебного решения»1. Представляется, чю данная позиция не согласуется с правоположениями Конституционного Суда РФ по этому вопросу. Правильным все же будет пола-|а1ь. что отмена закона, либо признание его неконституционным, ко-пфый ранее был положен в основу судебного решения по конкретному делу, должно быть основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с п. 4 ст. 333 Г'ПК РСФСР «Отмена решения.... либо постановления иного органа, ло-слчжившего основанием к вынесению данного решения...». Применение этой нормы к рассматриваемой проблеме, надо полагать, будет иметь место по аналогии процессуального Закона (ч. 5 ст. 1 ГПК в рел. ФЗ от 7 августа 2000 г.).
Определенными особенностями характеризуются решения по исследуемым делам и по такому свойству решения, вступившего в иконную силу как исполнимость
Проблемы исполнения решений по делам, разрешаемым судами и порядке производства из публично-правовых отношений, специаль-
1 Ж> йков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М„ 1997. С. 271.
159
158



ОГЛАВЛЕНИЕ