ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования теоретических проблем судопро* водства по делам, возникающим из публично-правовых отношен» позволили выявить нерешенность многих вопросов научной тесри( касающиеся современного гражданского и административного суди производства; теории административного иска, судопроизводстве!! ных форм его разрешения; создания административной юстиции.
Выяснение отмеченных проблем и поиск путей их разрешен?
необходимо решать комплексно учеными общей теории права, ков
ституционного. административного, гражданского, гражданской
процессуального права и др\шх отраслей. --М
Такая задача продиктована сложившимся реальным положена
ем. Суть его в том. что всеобщая судебная подведомственность судя
споров в сфере властеог; тошен ни не обеспечивается адекватным при
цессуальным регулированием. *|
Изучение проблем административного судопроизводства, нов го материально-правового законодательства и законопроектных раб (проект ГПК РФ, проект ФКЗ «О федеральных административна! судах», проект АПК) обнаруживают их несогласованность, а пом противоречивость по вопросам судебной подведомственности дм возникающих из публично-правовых и иных административн правовых отношений, подсудности и другим.
В процессуальных законах (ГПК. АПК) остается беч должмс регулирования процессуальный порядок рассмотрения и разрешен
исследуемых дел.
Этому, конечно, есть обьяснения объективного характера.
Несмотря на давность постановки проблемы административ» го иска, в правовой и политической доктрине всего до пере строен не периода превалировало отраничение судебного рассмотрения пра| вых конфликтов между государством в лице его органов и должне ных лиц и рядовыми гражданами, которые были ограничены в пр на судебную защиту своих юридических интересов, прав и свобод^ неправомерных действий, решений органов власти. В этих у слови теория административного иска развиваться не могла.
В настоящее время, как представляется, тормозом, барьер для развития теории административного иска является устоявшееся совершенно оправдано) теоретическое обоснование постулата об ке. исковом производстве, которое возможно только по делам, в кс рых разрешается гражданско-правовой спор между равнолравш

субъектами спорных гражданско-правовых отношений. Вся процессуальная наука об иске построена на концепции иска как средства су-тебной защиты субъективных прав по гражданско-правовым спорам. Иначе па тот период и не могло быть. Дела из административно-правовых отношений имели ограниченный перечень и ГПК и вырабатывать на основе четырех катеюрий дел концепцию административного иска вряд ли было целесообразным.. Но и тогда были попытки заявить об административном иске, во всяком случае поставить проблем) (А.Ф.Клейнман. Н.Б.Зейдер. И.Жеруолис и др.).
Наиболее последовательную научно-теоретическую позицию об административном иске занимает профессор Г.Л.Осокина. Разделяя концепцию о сущности административного иска, как формы защиты нарушенных прав, свобод, правопорядка, полагаю, что административный иск вряд ли может развиваться должным образом в рамках гражданского судопроизводства, сориентированного как теоретически, так и нормативно на то. что исковое производство «главное», а неисковое - «подчиненное». Сегодняшнее состояние общественных отношений, их нормативное регулирование и. наконец, зашита в суде нарушенных прав не вмещается в прокрустово ложе гражданско-правового иска, а нередко «привязка» к исковому традиционному судопроизводству дел. возникающих из административно-правовых и иных публично-правовых отношений, просто искажает их сущность.
Так. авторы, исследовавшие отдельные категории дел из административно-правовых отношений без какого-либо обоснования, указывали, что эти дела искового производства механически переносили принципы, институты, свойственные только гражданско-правовым искам (диспозитивность. истец и ответчик, равная обязанность по доказыванию и т.п.) (С.Л.Симолян. С.М.Абрамян. Л.А.Киселева. В.Л.Тупиков и др.).
Перед правовой наукой поставлена непростая задача: вырабо-]эть добротную научную теорию административного иска и судопро-нзводсгвешюй формы его разрешения административного судопро-шводства. Тогда вопрос о создании административных судов будет своевременным и уместным.
Состояние теории отмеченных проблем определения административного иска и административного судопроизводства, по мнению автора, таково, что не позволяет безболезненно и без ущерба для правосудия изъять положения процессуального законодательства о производстве по делам, возникающим из административно-правовых

162

163



ОГЛАВЛЕНИЕ