ОГЛАВЛЕНИЕ

венных и муниципальных служащих. Действующая гл. 241 ГПК в 234" лишь перечисляет действия, которые могут быть обжалованы в|
Вопреки положению ч, 2 ст. 46 Конституции РФ об обжаловав!
нии в суд бездействия органов государственной власти и их должнс '
стпых лин. процессуальный икон не содержит такой правовой состац|Э
нарушения прав, свобод, охраняемых законом интересов как бездей-д
ствие. Между тем, в реальной действительности бездействием чино^
пиков наносится существенный вред (моральный и материальный^
правам и свободам граждан. 1
Бездействие - это не совершение определенных компетенцией! органа государе г иен ной власти или должностного лица по отноше˜| кию к заявителю, юридически значимых действий и тем самым нару-Д шающих или создающих помеху в реализации прав и охраняемых!
законом интересов заявителя.
Отмеченные и другие правовые факты и обстоятельства, не за крепленные ни в материальном, ни в процессуальном законодательств ве как юридически значимые, составляющие предмет доказывания гм$ делу, пагубно влияют на принцип законности при рассмотрении к разрешении дел. возникающих из публично-правовых отношений.
Сое таи лиц. имеющих в деле юридический интерес по иссле дуемым делам, весьма отличается от дел по разрешению 1 раж да не ко
правовых спорой.
Делается вывод о недоработке проекта ГПК РФ, не предусм< ревшего состав лиц. участвующих и деле, в производстве из публи
но-правовых отношений.
Основными субьекгами спора по этим делам должны быть заявитель (заявители) и заинтересованное лицо (заинтересованны лица). Это вытекает из сущности правовой природы этих дел: эт публично-правовые споры, здесь нет сторон (истца и ответчика), равных отстаивающих перед судом свои субъективные, частне
правовые интересы.
Особенность участия прокурора по этим делам также доли» определяться их публично-правовым характером. Нередко дела С оспаривании нормативных правовых актов, но защите избирательна прав, оспаривании решений высших должностных лиц государств^ субъектов РФ имеют значительный общественно-политический рез<( нанс в стране или регионе, и вопросы законности при разрешены таких деле нередко становятся мерилом политической стабильност Не учитывать гакие ситуации нельзя.

В этой связи представляется целесообразным предусмотрен, в подразделе 3 раздела 11 проекта ГПК участие прокурора по особо сложным и политически, социально значимым делам, возникающим и; публично-правовых отношений. Прокурор, как специалист в области права, окажет суду существенную помощь при разбирательстве них дел.
Весьма важным институтом реальной защиты нарушенных нрав является институт- судебного решения, свойства ею законной силы. По делам исследуемой категории сущность, содержание, законная сила решения имеют также существенные особенное! и. Как покапывает анализ проекта Гражданского процессуального кодекса, его положения относительно судебных решений по этим делам представлены весьма скромно.
Много неясного в определении пределов законной силы судеб-1кчо решения по контролю за законностью принимаемых нормативных актов, решений, действий (бездействия) органов государственной и.'асги (законодательной, исполнительной), органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. государ-с1 венных и муниципальных служащих.
Принцип разделения властей требует от судебной власти постановления таких решений, которые по своей правовой направленности не подрывали бы самостоятельность двух других ветвей: законодательной и исполнительной.
Для рассмотрения споров, возникающих из властеотношений. фебуется специализация судей. Для оценки законности действий, решений двух других ветвей государственной власти судьям необходима специальная, углубленная подготовка по теории права, конституционному, избирательному, административному, бюджетному, налоговому, финансовому и другим отраслям права.
Постановленное по делу решение только тогда становится актом судебной зашиты, когда оно исполнено. В противном случае оно остается лишь декларацией, процессуальным документом.
В процессуальном законодательстве, регулирующем институт
судебных решений по делам исследуемой категории, имеются нормы.
предусматривающие исполнение решений по некоторым делам (ст.ст.
235. 23° ГПК). Однако по своей практической направленности они
итлеки от совершенства.
Полагаю, этих декларативных норм, явно несовершенных, не-юстаточно для реализации закрепленных в них положений вд пол-
167
166



ОГЛАВЛЕНИЕ