<< Предыдущая

стр. 3
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Задолженность по выплате заработной платы не только не уменьшается, но даже возрастает. Принимаемые в текущем году меры по ее ликвидации должного эффекта не дали. По состоянию на 23 сентября задолженность из-за отсутствия прямого финансирования и собственных средств достигла 40,2 трлн. рублей и выросла по сравнению с 26 августа на 12 процентов, при этом 34,6 процента этой задолженности приходится на производственные отрасли. Из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов всех уровней задолженность составила 7 трлн. рублей и из-за отсутствия собственных средств 33,2 трлн. рублей. Если за этот период прирост задолженности по выплате заработной платы составил в образовании 13 процентов, то в здравоохранении - 20, в сельском хозяйстве - 22, науке и научном обслуживании - 18 процентов. При приросте задолженности, в промышленности, в целом, на 8 процентов ее рост в нефтедобыче составил 20, в газовой промышленности 28 процентов.
За указанный период наибольший прирост задолженности отмечен в Ненецком автономном округе, Санкт-Петербурге, Липецкой области и Республике Татарстан (по 20 процентов), Москве (24 процента), Республике Ингушетия (26 процентов). Ханты-Мансийском автономном округе (36 процентов) и в Республике Адыгея (51 процент). В социальной сфере наибольший прирост отмечен в этот период в Республике Мардовия (43 процента). Республике Карачаево-Черкессия (44 процента), в Тульской и Ярославской областях (по 46 процентов), в Таймырском автономном округе (51 процент), Смоленской и Ивановской областях (по 52 процента), Владимирской области (54 процента), Липецкой области (55 процентов), Чукотском автономном округе (57 процентов), Еврейской автономной области (61 процент), Тамбовской области (62 процента), Республике Марий-Эл (63 процента), Республике Ингушетия (68 процентов) и Республике Адыгея (80 процентов).
Из приведенных выше данных следует, что если в ближайшее время кардинальным образом изменить ситуацию с задержкой выплаты заработной платы не удастся, значительный рост забастовок, коллективных трудовых споров и других форм протеста представляется неизбежным.
Так, профсоюзными организациями ФНПР намечается провести однодневную предупредительную забастовку 5 ноября с требованиями ликвидации задолженности по выплате заработной платы и сохранение занятости работающих. До конца года наиболее вероятны массовые акции протеста шахтеров в Воркуте, Кузбассе и Приморье. Наиболее напряженная ситуация в социально-трудовых отношениях в III квартале 1996 г. сложилась в Приморском крае. Из-за задержки выплаты заработной платы в крае прекращали добычу и поставку угля шахтеры, объявляли голодовку электроэнергетики, напряженная ситуация имела место в автомобильной транспорте, на предприятиях оборонных отраслей и военно-морского флота, в жилищно-коммунальном хозяйстве и науке. Всего в Приморье за 9 месяцев 1996 г. состоялось более 3 тысяч коллективных трудовых конфликтов или около 29 процентов от общего числа конфликтов, состоявшихся за этот период в Российской Федерации.
По-прежнему напряженная обстановка остается в организациях на строительстве метрополитена в Москве и Екатеринбурге. Проводятся коллективные акции по пикетированию здания Правительства Российской Федерации и зданий администраций ряда субъектов Российской Федерации. В Москве пикетирование было проведено работниками атомных электростанций, научными работниками, женами офицеров Министерства обороны Российской Федерации. Обостряется обстановка в здравоохранении и культуре. Работники культуры помимо требований по ликвидации задолженности по выплате заработной платы выдвигают требования о выделении средств на содержание музеев и других учреждений культуры. В Приморье острое положение сложилось в домах для содержания престарелых, где кроме средств на заработную плату персонала и питание престарелых средств на их содержание (отопление, ремонт, покупку белья и инвентаря) не выделяется. Обострилась ситуация в судах в связи с задержкой заработной платы техническому персоналу.
При забастовках в большинстве случаев не соблюдаются требования Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" о проведении примирительных процедур, соблюдения установленного этим законом порядка принятия решений о забастовках, сроков извещения работодателей о их начале и продолжительности. Широкое распространение получила практика объявления так называемых "бессрочных забастовок". По этим причинам большинство забастовок может быть признано незаконными. Так, по сообщению Уральского регионального отделения все 55 забастовок в школах Свердловской области, состоявшиеся за 9 месяцев 1996 г., можно было бы признать незаконными.
Органы исполнительной власти, судебные органы и прокуратура в большинстве случаев не обращают внимание на незаконный характер забастовок, даже в том случае, если при их проведении допускаются и уголовно наказуемые действия, на создание не предусмотренных законодательством постоянно действующих органов по руководству забастовками задолго до начала забастовок, но все чаще звучащие в требованиях угрозы применения в случае их невыполнения иных форм и методов воздействия на органы исполнительной власти, не предусмотренных законом. Так, в связи с задержкой выплаты заработной платы движение автотранспорта в третьем квартала с. г. по мостам через Волгу в Ульяновске перекрывалось работниками авиационного центра, а в Костроме - пенсионерами в связи с задержкой выплаты пенсий. В Кемеровской области 4 октября работниками "Кузбассшахтостроя" перекрывалось движение на железной дороге, причем организатором этой акции был руководитель этого предприятия, что запрещено законодательством. В вооруженных силах жены офицеров и прапорщиков в связи с длительной задержкой выплаты заработной платы их мужьям блокируют взлетные полосы аэродромов и военные городки.
Среди причин, которые в ближайшей перспективе могут существенно повысить социальную напряженность в трудовых отношениях, могут быть причины, связанные с сохранением занятости. Ряд предприятий и организаций в интересах сохранения кадрового потенциала в условиях сокращения производства идут на увеличение масштабов скрытой безработицы. Трудовые конфликты все чаше охватывают предприятия и организации, где в связи с сокращением объемов работ, рабочих мест широко практикуется предоставление работникам вынужденных неоплачиваемых, либо частично оплачиваемых отпусков, а также вводится режим неполного рабочего дня или неполной рабочей недели.
В декабре 1995 г. вступил в силу Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", который установил правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора. Минтруд России в настоящее время ведет работу по реализации требований указанного закона и постановлений Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 468 и от 11 июня 1996 г. № 678. К этой работе привлекаются специалисты органов по труду исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые вместе с созданным в составе Минтруда России Департаментом по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства и территориальными органами по труду организуют работу по урегулированию коллективных трудовых споров, созданию в Российской Федерации системы органов службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Минтрудом России в соответствии с Федеральным Законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" дорабатываются после апробации в органах по труду субъектов Российской Федерации проекты необходимых нормативных актов, методических и инструктивных материалов, необходимых для урегулирования коллективных трудовых споров, которые в ближайшее время будут задействованы.
В течение 9 месяцев 1996 года работники региональных отделений Службы участвовали в организации и проведении предусмотренных Федеральным законом примирительных процедур в акционерных обществах, предприятиях и организациях, в числе которых "Северная верфь" и "Русский дизель", на заводах им. Лихачева" и ''Москвич", в "Мосметрострое" и "Свердметрострое", в Домодедовском производственном объединении гражданской авиации и Быковском аэропорту, на Тверском вагоностроительном заводе, в "Рязаньэнерго", на Костромской, Ярославской и Партизанской ГРЭС, Владивостокской ТЭЦ-2 и Артемовской ТЭЦ, Смоленской АЭС, на шахтах Ростовской области, Кузбасса и Приморья, в "Ураласбесте," в Арзамасском ядерном центре, Воронежском концерне "Энергия", на заводе "Звезда" в Большом Камне и ряде других организаций
В целях предупреждения коллективных трудовых споров и предотвращения возникновения незаконных забастовок проводилась работа по разъяснению нового действующего законодательства о разрешении коллективных трудовых споров, работники Службы консультируют представителей работодателя и профсоюзных организаций, публикуют в центральной и местной прессе статьи о порядке разрешения конкретных коллективных трудовых споров.
К сожалению, в текущем году из-за невыделения региональным отделениям средств на командировки объем работ по урегулированию коллективных трудовых споров они были вынуждены ограничить, в то же время в ряде регионов органы по труду пока не подключились к работе по урегулированию коллективных трудовых споров. Опыт Международной Организации Труда свидетельствует о том, что система социального партнерства способна разрешать возникающие в условиях, рынка противоречия.
Для ее дальнейшего совершенствования, с учетом вышеизложенного, необходимо активизировать работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по организационному и финансовому обеспечению работы по урегулированию трудовых отношений, проведении примирительных процедур, формированию списков посредников и трудовых арбитров.
Одновременно Минтруд России подготовит и внесет в Правительство Российской Федерации предложения о развитии региональных органов по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, превращения их в базовые центры министерства в экономических районах России, ориентировать их в первую очередь на передачу накопленного опыта в урегулировании коллективных и трудовых споров и оказание организационной и методической помощи органам по труду обслуживаемых ими субъектов Российской Федерации в работе по организации и проведению досудебных примирительных процедур, подготовку и повышение квалификации посредников и трудовых арбитров, а также работников органов по труду, занимающихся проблемами урегулирования коллективных трудовых споров; совместно с органами по труду субъектов Российской Федерации проанализировать практику применения Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения о внесении дополнений и изменений в этот закон.











Приложение № 1.
Число трудовых споров и забастовок, состоявшихся за 9 месяцев
1995-1996 годов (по Российской Федерации и субъектам)
Наименование субъектов и экономических районов Российской Федерации
Количество предприятий, где имелись трудовые споры
Количество предприятий, где проходили забастовки

9 месяцев
9 месяцев

1995 г.
1996 г.
1995 г.
1996 г.
1
2
3
4
5
Всего по Российской Федерации
10567
10754
5847
3767
в том числе
СЕВЕРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Республика Карелия
107
175
73
6
Республика Коми
9
72
19
139
Ненецкий АО
-
-
-
-
Архангельская обл.
246
39
2
16
Вологодская обл.
-
66
90
78
Мурманская обл.
90
18
92
14
Итого:
452
370
276
253
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
г. Санкт-Петербург
8
394
354
-
Ленинградская обл.
3
6
350
2
Новгородская обл.
-
2
-
4
Псковская обл.
-
1
158
14
Калининградская обл.
2
-
93
3
Итого:
13
403
955
23

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
г. Москва
6
4
-
-
Московская обл.
49
20
-
-
Брянская обл.
-
-
16
5
Владимирская обл.
-
-
1
2
Ивановская обл.
-
-
-
-
Калужская обл.
-
-
297
69
Костромская обл.
-
-
222
51
Орловская обл.
-
-
-
-
Рязанская обл.
-
-
15
25
Смоленская обл.
-
-
142
34
Тверская обл.
5
-
31
16
Тульская обл.
-
5
23
15
Ярославская обл.
-
-
2
28
Итого:
60
29
749
245
ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РАЙОН
Белгородская обл.
10
16
-
7
Воронежская обл.
-
45
36
37
Курская обл.
-
10
-
28
Липецкая обл.
-
4
-
1
Тамбовская обл.
-
17
-
13
Итого:
10
92
36
86
ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Республика Калмыкия
-
-
-
-
Республика Татарстан
-
-
-
-
Астраханская обл.
98
2
3
-
Волгоградская обл.
62
40
61
-
Пензенская обл.
-
13
20
15
Самарская обл.
144
28
161
-
Саратовская обл.
9
285
201
229
Ульяновская обл.
-
1
-
-
Итого:
313
369
446
244
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Республика Адыгея
-
20

<< Предыдущая

стр. 3
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>