<< Предыдущая

стр. 5
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

14
18
201
Свердловская обл.
8
579
57
507
Челябинская обл.
-
19
216
15
Итого:
318
1446
866
1740


ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Республика Алтай
40
2
-
444
Алтайский край
76
2
42
635
Ханты-Мансийский АО
-
-
-
-
Ямало-Ненецкий АО
-
-
-
-
Кемеровская обл.
958
1192
409
275
Новосибирская обл.
3
-
3
32
Омская обл.
-
-
3
1322
Томская обл.
166
-
39
62
Тюменская обл.
2
-
25
19
Итого:
1245
1196
521
2789
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН
Республика Бурятия
-
-
175
204
Республика Тува
-
-
-
-
Республика Хакасия
5
-
20
449
Долгано-Ненецкий АО
-
-
-
-
Эвенкийский АО
-
-
-
-
Усть-Ордынский Бурятский АО
-
-
-
-
Агинский АО
-
-
-
-
Красноярский край
5
-
217
905
Иркутская обл.
-
52
131
646
Читинская обл.
68
11
1
1177
Итого:
78
63
544
3381
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Республика Саха (Якутия)
18
71
4
-
Еврейская АО
2
23
-
6
Корякский АО
1
-
-
-
Приморский край
3710
45
51
453
Хабаровский край
10
503
1
42


Амурская обл.
58
158
32
300
Камчатская обл.
14
54
1
109
Сахалинская обл.
36
44
37
60
Чукотский АО
4
1
-
-
Магаданская обл.
78
5
21
18
Итого:
3931
904
147
988













Примите наши поздравления!

Рады сообщить нашим читателям, что авторы
Программы учебного курса для ВУЗов
“Социология конфликта”
д.ф.н., профессор А.К.Зайцев и А.Я.Клементьева
стали лауреатами фонда Сороса
(институт Открытого общества)
по конкурсу образовательных программ.

Данная программа опубликована в № 3-4 за 1995 год.


С РАБОЧЕГО СТОЛА КОНФЛИКТОЛОГА


КОНФЛИКТ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

И.А. Гулин

Интерес к данной теме в контексте проблем конфликтологии обусловлен тем, что конфликт весьма часто (если не всегда) сопровождает процесс социальной адаптации. Переезжают ли люди из одного города в другой, переходят ли с одного предприятия на другое, они практически всегда сталкиваются с ситуациями, которые можно назвать конфликтными. Наблюдение за этими процессами и их многолетнее изучение позволили прийти к выводу, что негативные последствия конфликтного взаимодействия при адаптивных процессах можно минимизировать. Одна из таких возможностей заключается в научно-обоснованном управлении этими процессами и, в частности, учете конфликтных проявлений в различных типах социальной адаптации.
Процесс социальной адаптации представляет собой сложное явление, хотя и весьма распространенное в жизни любого человека. Действительно, практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда, оказавшись в новых для себя условиях (новая страна, город, район и т.д.) приходилось к ним приспосабливаться. Оказывалось, что наши привычные, сложившиеся годами и неоднократно проверенные на практике способы действий в новых условиях не работают. Приходится менять эти способы или искать для них новые возможности для реализации. Например, человек по утрам делает зарядку. Он выходит на улицу, бежит на стадион, занимается на снарядах и т.д. Т.е. у него складывается вполне определенная модель спортивных занятий, которую (с теми или иными вариациями) он воспроизводит каждое утро. У него возникает устойчивая форма действий, стереотип его ежедневного поведения. Способ его занятий (встать, умыться, выбежать, прибежать на стадион, подтянуться на турнике и т.д.) совмещается с конкретными условиями его жизни. Он просыпается в конкретной кровати, выбегает на конкретный стадион, подтягивается на конкретном турнике. Т.е. абстрактный способ его занятий совмещается с конкретными предметами. Такое совмещение в философии называется совмещением формы и содержания. Результатом такого совмещения становится конкретная целостность или организованность. В нашем случае - это организованность занятий физкультурой конкретного человека. Есть абстрактная форма таких занятий (встать, выбежать, подтянуться и др.) и есть его конкретное содержание (конкретные стадион, турник и т.д.). Когда форма и содержание согласованы, тогда и возникает данное явление, в нашем случае - утренняя зарядка. Но бывают ситуации, когда такое согласование или тождество нарушается. Например, когда человек переезжает на новое место жительства.
Рассмотрим это положение на нашем же примере с утренней зарядкой. В другой город человек не может перевести ни конкретной улицы, ни конкретного стадиона, ни конкретного турника. Все это остается на прежнем месте. Сохраняется лишь способ утренней зарядки, который был у человека до отъезда и сохранился в его памяти. А все то, что было содержанием этого способа (конкретные улица, дом, стадион), остается на прежнем месте. И для того, чтобы делать зарядку уже на новом месте, человеку необходимо найти новые конкретные улицу, стадион, турник и т.д. Т.е., говоря языком философии, необходим процесс восстановления былой организованности бытия, необходимо вновь совместить рассогласованные вследствие переезда форму и содержание. В их совмещении на новом месте жительства и заключается суть адаптационного процесса.
При этом совмещение способа, сложившегося ранее, и содержания нового места жительства может протекать как за счет изменения самого способа, так и за счет изменения содержания.
Различие вариантов, по которым может осуществляться совмещение противоположных сторон адаптационного процесса, позволили выделить пять типов социальной адаптации. Их названия заимствованы в научной конфликтологической литературе. Они использовались К.Томасом (K.W.Thomas) для классификации типов управления конфликтом. Смысловая нагрузка терминов, примененных для обозначения типов адаптации во многом соотносима со смыслом этих терминов в применении к типам управления конфликтом. Но следует заметить, что основное внимание уделялось не столько подбору адекватного обозначения для того или иного типа адаптации, сколько попытке описания его наиболее существенных характеристик и так называемой конфликтной предрасположенности.
Первый тип адаптации условно может быть назван "уклонение". При данном типе адаптации человек стремится максимально сохранить прежний способ действий. Он старается не допускать никаких его коррекций. Т.е. на новом месте жительства он, по возможности, во всех деталях пытается воспроизводить привычные схемы действий. Пытается, не изменяя своего способа жизни, наполнить его новым содержанием. Он как бы “уклоняется” от собственного изменения, старается “подогнать под себя” окружающие его новые условия.
Этот тип адаптации наиболее сложный и нерезультативный. В реальной жизни практически невозможно обеспечить то, чтобы содержание нового места жительства четко подошло к старым, привычным для мигранта способам действий. Сохранить прежние стереотипы оказывается невозможным. И, если человек адаптируется по этому типу, то он практически всегда оказывается в конфликтных ситуациях, а его адаптация, как правило, безрезультатна.
Второй тип адаптации условно можно назвать "приспособлением". При данном типе адаптации человек практически полностью меняет схемы действий, поведения, которым он следовал на прежнем месте жительства. Он их заменяет теми схемами, моделями, которые доминируют в новом социальном окружении. Он как бы приспосабливается к новым условиям, примирившись с тем, что нужно отказаться от многих своих привычных стереотипов. Адаптация по этому типу внешне протекает весьма гладко и безболезненно. Сроки такой адаптации, как правило, непродолжительны. Но это лишь иллюзия успеха. Отказ от многих значимых для человека моделей действий, правил, которые он считал справедливыми и которым старался следовать, не проходит безболезненно. И, если внешне такая адаптация протекает успешно, то на глубинном уровне человек испытывает серьезнейший внутренний конфликт. Конечно, люди по-разному переживают необходимость отказа от привычных моделей поведения. Есть такие, которые, смирившись с этим, успокаиваются и чувствуют себя в новой обстановке достаточно комфортно. Но для большинства это обстоятельство самым серьезным образом затрудняет адаптационный процесс. В ходе адаптации по этому типу человек, как правило, не вступает в конфликт с новым социальным окружением, но, практически всегда, находится в состоянии внутреннего конфликта.
Третий тип адаптации можно назвать "компромиссом". Адаптация по этому типу характерна тем, что человек как бы идет на компромисс с новыми обстоятельствами. Он готов изменить свой привычный способ поведения, но при этом не затрагивая его глубинных основ. Т.е. ради удобства жизни в новых условиях он идет на изменение своих привычных моделей, стереотипов действий, но только до тех пор, пока не затрагиваются его сущностные основания. Меняя несущественные фрагменты того или иного способа бытия, человек стремится сохранить его ценностные, исходные основания.
С точки зрения конфликта, адаптация по этому типу может различаться. Если человеку на новом месте удается сохранить наиболее значимое для него от привычных форм поведения, то адаптация проходит весьма успешно. Но если ценностные основания нарушаются, то человек, как правило, вступает в серьезный конфликт с новым социальным окружением.
Четвертый тип адаптации условно можно назвать "состязание". Действительно, между тем, как поступает новое социальное окружение и тем, как привык действовать переселившийся человек, проходит как бы соревнование, борьба. Но, при внешней соревновательности или состязательности, доминируют модели нового места жительства. Этот способ адаптации является зеркальным отражением предыдущего. Если при компромиссе за основу брался способ прежнего места жительства, то при состязании такой основой становятся модели поведения нового социума. В таком соревновании формы бытия нового социума видоизменяются, включают в себя некоторые элементы привычных для мигрантов моделей действий, но только до того предела, пока не затрагиваются их сущностные основания. Такой тип адаптации также может сопровождаться конфликтными проявлениями. Но, если при компромиссе инициаторами конфликта чаще всего становятся мигранты, то здесь, как правило, инициатором выступает новое социальное окружение.
Пятый тип адаптации условно можно назвать "сотрудничество". При данном типе адаптации ни один из способов бытия не подавляет другой. Здесь нет доминирования ни прежних моделей жизни, с которыми приехали мигранты, ни тех стереотипов, которым следует новое социальное окружение. Эти две формы как бы сотрудничают между собой. Новый способ жизни возникает не за счет противопоставления, а за счет согласования этих двух способов. Принципиально важным здесь является то, что согласование происходит на ценностном уровне, когда извлекаются наиболее глубинные основания как одной, так и другой формы. При данном типе адаптации согласовываются принципиальные основы совместного существования, что придает им устойчивость и обеспечивает взаимоприемлемость для всех участников адаптационного процесса. Согласование двух форм происходит на таком уровне общности, на котором теряют свое значение сиюминутные и, в этом смысле, не значимые расхождения.
С точки зрения конфликта здесь следует сказать следующее. Если говорить о результате, то адаптация по этому типу наиболее эффективна. Но сам процесс адаптации по данному типу, как правило, вызывает глубокое конфликтное напряжение. Действительно, необходимость в согласовании ценностей не возникает случайно. Для того чтобы стороны осознали необходимость такого уровня согласования, необходима глубокая проблематизация, что, как правило, связано с возникновением конфликта. Этот тип адаптации можно считать наиболее эффективным с точки зрения результата, но наиболее сложным с точки зрения конфликтности отношений.
Таким образом, конфликтность по-разному проявляется в различных типах адаптации, но имеет место в каждом из них. И, в этом смысле, следует сказать, что внимания конфликтологов требует любой тип адаптации, но наиболее серьезным оно должно быть при адаптации людей по типу “сотрудничество”.



ОБУЧЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Программа для ВУЗов


Л.Н. Цой

Введение
Учебный курс конфликтологии предназначен для студентов юридического ВУЗа и включает в себя четыре раздела.
Первый нацелен на изучение природы конфликта, второй — на познание механизмов конфликта, третий — на виды юридических конфликтов, четвертый — на разрешение и предупреждение конфликтов.
Эти разделы тесным образом связаны между собой, понимание проблематики последующего невозможно без усвоения проблематики предыдущего. Овладение курсом предполагает:
Конспектирование учебных лекций студентами.
Самостоятельное изучение основной учебной литературы и ознакомление с дополнительными источниками (списки литературы прилагаются).
Активное участие в семинарах-тренингах, позволяющих глубже усвоить материал всех разделов.
Выполнение контрольных работ на основе любой реальной ситуации, в которую непосредственно включен студент.
Знания студентов будут оцениваться по четырехбалльной системе: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”. Для получения оценки “отлично” - 5 - студенту необходимо:
Знание основных идей и теоретических концепций ученых зарубежной и отечественной литературы.
Выполнение контрольного задания по диагностике реальной ситуации с анализом применяемых методов.
Реальное применение Законодательства.
Свободное владение понятийно-категориальным аппаратом юридической конфликтологии.
Студентам дневного отделения - посещение и активное участие на всех занятиях по конфликтологии.
Проведение переговоров между конфликтующими субъектами в учебном процессе.
Для получения оценки “хорошо” - 4 - студенту необходимо раскрыть знания четырех из пяти вышеперечисленных пунктов.
Для получения оценки “удовлетворительно” - 3 - студенту необходимо раскрыть знания по трем из вышеперечисленных пунктов.
Учитывая ограниченность академических часов, занятия по данному курсу будут вестись методами активного обучения, в которых большую часть предполагается проводить в режиме семинаров-тренингов. Поэтому наряду с теоретическими знаниями, студентам будут даваться непосредственно конкретно-прикладные, практические знания. Активные методы обучения будут способствовать достижению следующих задач:
Применение знаний юридической конфликтологии в реальной конфликтной ситуации.
Развитие у студентов стрессоустойчивых качеств в конфликтной ситуации.
Овладение методами диагностики и разрешения конфликтов.
Овладение навыками рефлексивного мышления.
Овладение позицией медиатора, принципами переговоров, техниками слушания и говорения.
Список основной литературы

<< Предыдущая

стр. 5
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>