стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Русский Гуманитарный Интернет Университет


БИБЛИОТЕКА

УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



WWW.I-U.RU



В.Д. АЛЬПЕРОВИЧ
СТАРОСТЬ. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ.
Ростов-на-Дону 1998 г.
ББК Ю6
Рецензент: доктор философских наук, профессор Ю. В. Верещагин
Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998 104с.
ISBN 5-87872-121-х
В монографии рассматривается проблема старости индивида и общества, взаимосвязь этих явлений, положение и место старого человека в стареющем обществе, психологические и социальные особенности взаимоотношений старого человека с предшествующими поколениями в обществе, коллективе и семье.
Издание рассчитано на специалистов в области социальной философии, геронтосоциологии, геронтологии и социальной работы.
D-01(03)-98 ББК Ю6
ISBN 5-87872-121-х
Альперович Валерий Дмитриевич, 1998.
СТАРОСТЬ. СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ. СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................4
Глава I. Демография старения..................................................................Л
[Основные понятия и виды старости. "Седое общество". Средняя продолжительность жизни. Демографические коллизии России в XVIII-XX веках. Видовая и максимальная продолжительности жизни.]
Глава II. Генезисгеронтологическогознания..........................................18
[Характеристика геронтологического знания. Этапы развития геронтологического знания.]
Глава Ш. Социология старения................................................................24
[Социогеронтологические теории: разъединения, активности субкультуры, возрастной стратификации. Теория символического интеракционизма. Геронтократия.]
Глава IV. Психология старения,...............................................................40
[Характерологические изменения в пожилом возрасте. Психологические кризисы и этапы жизни. Страх смерти. Досуг и занятость. Адаптация различных психологических типов к феномену старости. Одиночество. Стресс и фрустрация.]
Глава V. Здоровье и социальное поведение................................................70
[Гериатрия. Влияние традиционного мышления на ошибки в диагностике. "Синдром Плюшкина". Витаукт.]
Глава VI. Типология семейных отношений пожилого человека..............73
[Типология взаимоотношений пожилых супругов. Сексуальные отношения после шестидесяти. Типология отношений пожилых родителей и взрослых детей.]
Глава VII. Социальная помощь пожилым людям....................................83
[Социальная помощь в России. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми.]
Заключение..................................................................................................96
Литература................................................................................................97
ВВЕДЕНИЕ.
Генеральная Ассамблея ООН постановила провести в 1999 г. Международный год пожилых людей в знак "... признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии".
Цель года определена как содействие осуществлению принципов ООН в отношении пожилых людей. Принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
Люди всегда были склонны идеализировать свое время, непохожее, по их мнению, ни на какое другое. И все же можно утверждать, что самым необыкновенным из всех необыкновенных веков истории стал уходящий XX век. Ни один из его предшественников не вобрал в себя столько радикальных преобразований в жизни общества как нынешний, не испытал на себе такого разнообразия революций: политических и экономических, социальных и экологических, промышленных и научно-технических и даже сексуальных. Еще никогда на Земле не сосуществовало такого огромного числа потомков Адама и Евы и еще никогда в этом макросемействе не было столько скандалов, драк, войн, катастроф, уносящих людей сотнями тысяч и десятками миллионов. Удивительно, что при всем этом человечество сумело сохранить самое большое во всей своей истории число пожилых и старых людей. Общее число пожилых людей в мире равно численности всего населения Земли в XVII веке. Старость и старение вышли на уровень глобальных проблем человечества.
Основным направлением исследования автор считает определение влияния старения населения на социальную структуру населения, на взаимоотношения между старшей демографической когортой и всеми другими когортами, престарелыми родителями и их взрослыми детьми, гериатра и пожилого больного, социального работника и его клиента, то есть комплекса проблем, составляющих сущность социальной геронтологии и геронтосоциологии. Обе науки находятся в стадии становления и осмысления социальных факторов старения, отсюда необходимость вычленения связей и тенденции, совершенствование методологической основы и категориального аппарата. Решение этих задач становится, в свою оче-
редь, проблемой социальной философии.
В отечественной литературе последних лет нет исследований, в которых комплексно, с позиций различных аспектов социального знания рассматриваются проблемы старости и старения. И хотя для естествознания, философии и социологии эти проблемы являются традиционными, их разработка велась различными областями науки изолированно друг от друга. Наибольших теоретических успехов достигло естествознание, далее следуют демография и психология, философия и социология замыкают этот ряд. Массив научной литературы по данной проблеме отражает ту же ситуацию -85-90% принадлежат биологии и медицине.
В главе "Генезис геронтологического знания" подробно рассматривается становление общей и социальной геронтологии.
В 70-80-х годах отечественные ученые М.Д.Александрова, А.В.Дмитриев, Т.В.Карсаевская и А.Т.Шаталов, В.Д.Шапиро опубликовали значительные философско-социологические работы по проблемам пожилых людей.
В книге М.Д.Александровой "Проблемы социальной и психологической геронтология" фиксировался факт дифференциации геронтологии и становления социальной геронтологии как самостоятельной науки, которая вычленилась из социологии на основе комплексирования с демографией и гигиеной, с одной стороны, и с социальной психологией - с другой. Рассматривая различные аспекты геронтологии, автор в качестве основных выделила социальный и психологический, т. е. по сути дела, оставила социальную геронтологию в рамках общей геронтологии.
Работа двух авторов Т.В.Карсаевской и А.Т.Шаталова "Философские аспекты геронтологии", как следует из самого названия, в основном посвящена философскому анализу геронтологического знания и теорий старения. В геронтологии выделяются две части: теоретическая и прикладная, при этом к теоретической составляющей отнесена и социальная геронтология, которая существует на стыке геронтосоциологии, геронтопсихологии и гератогигиены. Авторы отстаивали продуктивность интеграции множественности подходов к пониманию старости в рамках системно-комплексных исследований, осуществляемых на стыке ряда наук.
Дмитриев А.В. в монографии "Социальные проблемы людей пожилого возраста" рассматривает вопросы, связанные с определением места пенсионеров в социальной структуре общества 70-80-х годов, их участия в трудовой деятельности, формы досуга и методы адаптации в новой жизненной ситуации. И хотя с тех пор в
обществе произошли принципиальные изменения, методологические подходы, разработанные автором монографии к изучению названных вопросов, сохранили свою актуальность.
В.Д.Шапиро в книге "Человек на пенсии /Социальные проблемы и образ жизни/" дал обобщенный социально-психологический портрет пенсионера, проанализировав структуру его социальных потребностей и ценностных ориентации, положения и функции пенсионеров в семье, в трудовой и общественной деятельности. По проблемам трудовой деятельности пенсионеров имеется ряд работ Н.Н.Савчук.
Значительный вклад в развитие социальной геронтологии внес выдающийся отечественный психолог Б.Г.Ананьев, доказав необходимость смены биологической парадигмы новой, совмещающей социальный и биологический подходы, обосновав необходимость комплексного подхода к процессу старения и высказав идею о человеческом онтогенезе как целостном процессе, включающем все возрастные фазы, в том числе и старость. Идеи Б.Г.Ананьёва успешно развиваются Л.И.Анцыферовой, М.Э.Елютиной и другими.
В русле разработки медикобиологических вопросов геронтологии следует указать таких авторов, как Ю.К.Дупленко, А.А.Дыскин, А.Н.Рубакин, З.Г.Френкель, В.В.Фролькис, Д.Ф.Чеботарев. В демографии М.С.Бедный, Д.И.Валентей, А.Г.Вишневский, Л.Е.Дарский, А.Я.Кваша, Б.Ц.Урланис. В психологии - Б.Г. Ананьев, Я.М.Неплох, Н.В.Хамитов. В семьеведении - И.С.Кон, Ю.Б.Рюриков, А.Г.Харчев.
Среди зарубежных авторов, чьи труды способствовали проведению данного исследования: А.Адлер, Э.Берн, И.Кемпер, А.Мас-лоу,.Д.Мид, Г.Селье, К.Хорни, Д.Фонтана З.Фрейд, Э.Фромм, Д.Чопра, Т.Шибутани.
Обращение к данной теме имеет для автора не только теоретический, но и экзистенциальный интерес: понять через исследование судьбы ровесников и людей более старших возрастных когорт собственное место в жизни, решить проблему достойной старости, поставив эксперимент на самом себе и доказав, что и в этом возрасте остается способность к творческой научной деятельности.
Глава I. ДЕМОГРАФИЯ СТАРЕНИЯ.
Основные понятия и виды старости. Относительная доля и абсолютное число престарелых граждан мирового сообщества стремительно растет, а проблемы старения и старости становятся глобальными. При этом старение понимается как процесс, а старость как его результат. Процесс старения характерен как для индивида в его переходе из средней в старшую возрастную когорту, так и для общества в целом (его демографической, социальной и политической структур). Старость есть заключительный период в развитии любого организма, для человека это генетически заданное обретение определенного личного социального статуса. Старение, как любой процесс, насчитывает несколько этапов. (О старении общества несколько позже подробные соображения.)
Всемирная организация здравоохранения выделяет три хронологических периода: возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей. Мы полагаем, что старение имеет конкретно-исторический характер и не может быть общемирового стандарта, периодизация должна коррелироваться со средней продолжительностью жизни в определенной стране. Соглашаясь с самим принципом тре-хэтапного деления, мы полагаем, что в нашей стране, учитывая пониженные показатели средней продолжительности, должны быть понижены и верхние значения каждого из этапов. По данным Отдела народонаселения и Статистического бюро ООН и национальных статистических органов среднея продолжительность жизни в Европе (1997 г.) для мужчин составляла - 71 год, для женщин - 79 лет, в мире соответственно 64 и 68, в России - 58 и 72. По нашим расчетам для России приемлема следующая градация: пожилые люди (60-69 лет), старые (70-84 года), долгожители (85 лет и старше). Причем, по нашему мнению, нет оснований для деления этих границ по половому признаку. Установившаяся в нашей стране традиция в статистических сборниках, отнесение женщин старше 55 лет к когорте пожилых, кроме юридических оснований (назначение пенсии), других аргументов не имеет. Нижняя возрастная граница старости (60 лет) постоянно отодвигается вверх под влиянием социально-экономических, научно-практических и культурологических факторов.
Мы предлагаем различать следующие виды старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная.
Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет. Физиологической -
7
состояние здоровья, совокупность соматических отклонении организма. Психологическая определяется самоощущением человека своего места в возрастной структуре.
Социальная старость как бы вбирает в себя признаки всех названных видов старости, однако, она нечто большее, чем простая совокупность разных видов старости: суммы прожитых лет, перенесенных заболеваний и эмоциональных переживаний. Все виды старости взаимообусловлены и оказывают определенное влияние друг на друга.
Хронологические периодизации жизни предлагались еще Пифагором, Авиценной и древними китайцами, в наше время они разрабатывались С.Г.Струмилиным, Б.Ц.Урланисом и Э.Россетом. В целом можно отметить, что у классификаторов, ни у нынешних, ни у прежних, нет и не было единого мнения о хронологическом моменте наступления старости. Чаще других назывался 60-летний возраст. Важнее другое, что демографы как и физиологи признают, что старость - это длительный период жизни, что для понимания тех изменений, которые претерпевает человек в этом возрасте, необходимо более дробное членение периода с выделением субпериодов.
Говоря о социальной старости, мы отмечаем, что она сообразуется с возрастом всего общества. Специфика сегодняшнего общества - весомое представительство социально-демографической группы пожилых людей в возрастной структуре. Социальный возраст коррелируется средней продолжительностью жизни в определенной стране. В Замбии или Мали, где средняя продолжительность жизни 43-44 года, старики значительно "моложе", чем в Японии или США, странах с высокой продолжительностью жизни. Есть здесь и этнический аспект, особенно заметный у народов с традиционно высокой продолжительностью жизни. Мы утверждаем, что старение, в большей степени социальный, чем биологический процесс, отличный для разных эпох и культур, для представителей различных социальных слоев, групп и этносов.
Чем выше уровень старения населения в целом, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости. Наступление социальной старости регулируется, однако, не только демографическим старением населения, но и длинным рядом других социальных определителей, в числе которых условия труда и отдыха, санитар-но-гигиенические условия, уровень здравоохранения и социального обеспечения, культуры и образования, экологической безопасности и развития общественного производства, удовлетворения
8
материальных и духовных потребностей, уровень комфорта и благоприятный климат. Сюда же относится ряд чисто субъективных моментов: наличие или отсутствие вредных привычек, хронических заболеваний, травм, положительной наследственности.
Социальная старость есть определенный период социальной жизни. Если физиологическая жизнь имеет две четкие даты: рождение и смерть, то для социальной жизни нет фиксируемых начала и окончания. Социальная жизнь начинается со времени становления человека личностью, то есть ответственным и сознательным субъектом (деятелем) социальной жизни, а её окончание связывается с утратой этих качеств. Окончание социальной жизни может совпадать, а может и не совпадать с физиологической смертью (закончиться раньше).
И сама социальная старость не совпадает с физиологической: одни индивиды, несмотря на физическую слабость или даже немощность, остаются личностями и ведут активную социальную жизнь, другие - еще до утраты физических сил утрачивают личностную характеристику и практически ведут физиобиологический образ жизни.
Между временем начала жизни и наступлением календарной старости существует прямая зависимость, что характерно и для высшего вида жизни - социальной жизни. Высокоразвитое производство предполагает постоянное повышение образовательного уровня населения и, следовательно, более позднее вступление в самостоятельную жизнь, отсроченное временем получения необходимого образования. Но и время наступления социальной старости вместе с этим отодвигается по сравнению с прошлым веком, тургеневским и гоголевским старикам обычно было по пятьдесят лет.
"Седое общество". Для XX века, особенно для его второй половины, характерен колоссальный демографический рост. Если за три предыдущих века население планеты увеличилось лишь втрое, то в нынешнем произошел его почти четырехкратный рост. Нарастание скорости роста численности населения характерно для всех возрастных групп, но наибольшие темпы характерны для старших возрастных групп. Нейл Смелзер прогнозирует, что к 2000 году численность людей старше 65 лет вырастет во всем мире, во всех его частях, в развитых и развивающихся странах, их доля составит 6,3%. Но прирост этот не равномерен, в европейских странах он идет раз в десять быстрее, чем в африканских /Социология М., 1994/. В XXI веке эта тенденция будет нарастать и Европа оправдает название -"старушка", во всех смыслах,
По данным ООН, в 1950 году в мире было 214 млн людей старше 60 лет; по прогнозам в 2000 году их будет уже 612 млн, а к 2025 году 1100 млн. Численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это же время увеличится лишь в три раза.
В нашей стране по тем же прогнозам к 2000 году 25% населения будет старше 50 лет, а тех кому за 60 - 20%. Уже сейчас в 35 регионах страны численность пожилых людей достигла 20 - 26%. Следовательно, в дальнейшем численность старшей группы будет постоянно нарастать. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный, причем половина из них престарелые люди. В Центральной России и на Северном Кавказе такая ситуация уже сложилась.
Различают три вида возрастных структур: "прогрессивную", где численность детей намного превосходит численность стариков, для нее характерен быстрый рост населения ; стационарную", с неизменным естественным приростом и примерным равновесием младших и старших групп; "регрессивную", отличающуюся большой долей пожилых людей и суженным или убывающим ростом населения.
Известный польский демограф Эдваррд Россет предсказывает: "Мир, в котором живем мы, очень мало похож на тот, в котором суждено было жить нашим отцам. Иным будет и мир наших детей и внуков. Он будет иным не только вследствие технических и экономических преобразований; он будет иным и в результате демографических изменений. Процесс старения населения ведет к радикальному изменению облика общества и действующих в нем правовых, моральных и, пожалуй, всех прочих норм" /"Процесс старения населения",М., 1968/.
Можно утверждать, что происходят кардинальные изменения в глобальной возрастной структуре. Аналогичные процессы характерны и для российской демографической структуры, наблюдается тенденция перехода от "стационарной" к "регрессивной" возрастной структуре, вместе с этим естественны и неминуемы пертурбации в социальной структуре; видоизменяются социальные институты (политические, экономические, науки, образования). Так, например, семья из многодетной, "с детьми всех возрастов считая", превратилась в малодетную.
Существуют различные шкалы для определения "возраста общества", они построены на определении удельного веса старшей возрастной группы в общей численности населения. Нижняя гра-
10
ница этой группы обозначается в одних шкалах 60 лет, в других -65, а демографическая старость общества варьируется от 4 до 12%. Мы полагаем наиболее объективной и реальной градацию, предложенную французской исследовательницей Ж.Боже-Гаранье и усовершенствованную Э.Россетом. В ней к пожилым людям от несены все, кому 60 лет и старше. В старости различаются: первое преддверие - от 8 до 10%, собственно преддверие от 10 до 12%, а все, что выше - старость. Однако, и эта ступень имеет несколько уровней, с ростом в 2 процента: начальный, средний, высокий и очень высокий. Общество, в котором доля пожилых людей превышает 18% называют - "очень старым".
За короткий срок, от начала века до настоящего времени, возрастная структура России претерпела радикальные изменения: от "молодой" (менее 7% пожилых людей), через первое преддверие старости - 9% в 1959 году, - стремительно к "старой". Если в 50-х годах население младших возрастных групп превышало долю пожилых более, чем в 2,5 раза, то сейчас лишь в 1,3 раза.
Расселение пожилых людей неравномерно по регионам России: от 26% в Тверской области до 5% на Камчатке. Весьма значителен процент пожилых в крупных городах Центральной России. Почти во всех регионах доля пожилых сельчан в общей численности превышает долю их сверстников-горожан. Так сложилось в основном в результате миграции "село-город", пишущей нерадостную картину: отъезд молодежи в города и доживающие свой век в деревне старики.
Всплески и падения рождаемости по прошествию 60-65 лет оказывают серьезное влияние на численность старшей возрастной группы. Последняя перепись населения /1989 год/ показала значительные различия в численности людей предвоенных, военных и послевоенных годов рождения. Наименьшим, понятно, было поколение военных годов рождения, а наибольшим - послевоенное. Когда придет время уходить на пенсию послевоенному поколению, произойдет значительное утяжеление удельного веса старших возрастных групп в демографической структуре. По нашим расчетам численность людей в возрасте 60-64 года (т.е. тех, кто родился до войны) к 2001 году составит в России 9 млн человек, через пять лет людей этого возраста будет на 5 млн меньше. Но в дальнейшем, через 10-15 лет, когда состарятся те, кто родился после войны, эта возрастная когорта будет насчитывать уже 10-12 млн человек.
Ситуация с пенсионным обеспечением в ближайшие 5-10 лет улучшится из-за того, что на пенсию будут выходить малочислен-
11
ные поколения военных лет рождения, тогда как молодые трудоспособные поколения будут достаточно представительными. Дробь, отражающая соотношение работающих (числитель) и пенсионеров (знаменатель) имеет в настоящее время значение больше единицы (14/10). Но со временем пенсионерами станут многочисленные послевоенные поколения и соотношение трудоспособных и пострудос-пособных, выраженное той же дробью, окажется намного меньше единицы. В следующей таблице представлены прогнозируемые величины этой дроби:
2000г.

2005г.

2010г.

16/10

18/10

6/10

Влияние этой ситуации на социально-экономическое положение в стране в ближайшие десятилетия нельзя не учитывать.
Средняя продолжительность жизни. Средства массовой информации систематически сообщают о постоянном уменьшении средней продолжительности жизни. Особенно низкую цифру называют для мужчин - 57-59 лет. Необходимо внести ясность. Приводимые величины относятся к демографическому показателю, полное и правильное название которого - "средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни". Ожидаемая, или предполагаемая, ни в коем случае не ограниченная указанным числом лет для каждого человека, но и не гарантированная. Статистика не предрекает и не обещает никому определенную продолжительность жизни. Расчет показателя основан на теории вероятности, построении таблиц смертности и исчисляется как соотношение между числом умерших в отдельных возрастах на определенный момент. Этим моментом является обычно год, предшествующий тому году, в котором ведется подсчет. Публикуемые показатели не относятся к продолжительности жизни людей, уже проживших какую-то часть жизни, а только к рожденным в данном году и то при условии, что показатели смертности в их будущей жизни останутся такими же, как в расчетном году. Данный показатель носит прогнозный характер и его величина во многом зависит от того какой методикой расчета пользуется демограф, его не следует отождествлять с медианным возрастом умерших, то есть возрастом, к которому случается максимальное число смертей в данном поколении.
Таким образом, этот показатель один из примеров того, что
12
не всякое научное понятие переводимо на обыденный язык, но умышленно или по незнанию неверно истолкованные научные понятия могут быть использованы как предмет политических спекуляций, что и происходит с толкованием данного показателя. Этот вывод не претендует на новизну, а лишь восстанавливает истинное представление.
В то же время было бы ошибкой считать этот показатель научным изыском, не имеющим практической ценности. На самом деле, он отражает, прежде всего, уровень смертности, причем больше других на него оказывает влияние детская смертность.
Сравнительный анализ средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (средней продолжительности жизни) в развитых и развивающихся странах привел экспертов ООН к созданию индекса развития человечества, или, как его назвали журналисты "индекса счастья". И расчет индекса и сам индекс вызвали немало споров. Индекс синтезировал три показателя: валовой национальный продукт на душу населения, уровень образования населения и вероятную продолжительность жизни при рождении. Проиндексировано 173 страны. Россия занимает 37 место.
Демографические коллизии России XVIII-XX вв. Рассмотрим конкретно-историческую обусловленность продолжительности жизни, ее зависимость от уровня социально-экономического развития России на протяжении трех последних столетий.
Первые документальные материалы о демографической ситуации в России относятся к XVIII веку. Это была регистрация умерших и свод этих данных воедино. Сведения о более ранних периодах получены аналитическим путем. Они говорят о том, что с IX до XVI века численность населения изменялась незначительно, то есть характерному для этого времени высокому уровню рождаемости противостоял столь же высокий уровень смертности, редкие люди доживали до старости.
По расчетам английских демографов в средневековой Англии продолжительность жизни колебалась от 17 до 33 лет и составляла в среднем 26-28 лет. Такие же показатели свойственны в это время и другим европейским странам. Эти низкие значения объясняются свирепствовавшими в это время эпидемиями, чаще других -чумы.
О продолжительности жизни на Руси нет документальных свидетельств. Но известно, что страшные эпидемии не обходили её стороной. Огромное число людей уносили войны. Не намного меньше гибло от извечной страсти российских правителей (к примеру
13
Иван Грозный, Петр I) к уничтожению собственного народа.
Если сопоставить рост населения России с ростом населения в европейских странах с 1500 до 1700 года, то они находятся примерно на одном уровне: население России увеличилось за этот период с 16 до 24 млн, или на 150%, тогда как в европейских странах, вместе взятых, с 70 до 100 млн или на 143%. Отсюда можно сделать вывод: продолжительность жизни в России была такой же как и в Европе - 26-28 лет. В начале XIX века, по расчетам Б.Ц.Ур-ланиса, до возраста 10 лет не доживало 50-52% мальчиков, к середине века эта цифра возросла до 60%; смертность в молодых и зрелых возрастах равнялась смертности в старших возрастах и это естественно сказывалось на показателе продолжительности жизни. Социологические исследование продолжительности жизни русской деревни А.И.Шингарева изложены в книге с весьма символическим названием: "Вымирающая деревня".
В начале XX века в России проживало 130 млн человек, в Африке 110, в Северной и Латинской Америке, вместе взятых, - 145 млн. Как видно это величины одного порядка, но к началу 90-х годов в СССР - 287 млн, в Африке - 610, в обеих частях Америки - 700 млн. Снижение рождаемости - недостаточный аргумент, для убедительного объяснения столь значительных различий в темпах роста.
П.А. Сорокин, анализируя русскую историю с 1914 по 1922 год, выделил ряд независимых переменных - война, голод, революция, которые определили весь строй новейшей отечественной истории, прежде всего демографические изменения или, по выражению классика социологии, "отрицательную селекцию". Особенно сильно пострадала мужская часть населения зрелого возраста, причем больше всего в европейской России. Аналогичные данные получил другой исследователь - демограф и социолог С.Г.Струмилин.
"Красное колесо", уничтожая кулачество "как класс", на самом деле уничтожало самый широкий слой населения - крестьянство. По данным историка А.В. Антонова-Овсеенко к 1940 году жертвами гражданской войны, террора, голода и коллективизации пала четверть взрослого населения страны - 57 млн человек. По расчетам американского демографа Рудольфа Руммеля коммунистический режим с 1917 по 1987 год истребил 62 млн человек. Дискуссионным остаётся суммарное число потерь в Великой Отечественной войне. С точки зрения современных исследователей, прямые потери в этот период составили примерно 26-27 млн человек (косвенные в полтора раза больше), при этом почти три четверти потерь - мужчины.
14
Питирим Сорокин в работе "Современное состояние России" утверждал, что войны и революции губят генофонд страны, убивая преимущественно его лучшие элементы: а/ наиболее биологически здоровые; б/ трудоспособные энергетически;
в/ более волевые, одаренные, морально, психологически и умственно развитые. Безусловно, что генофонд, претерпевший столько разрушительных воздействий, не может иметь высокий показатель средней продолжительности жизни.
В настоящее время рост средней продолжительности жизни в основном происходит за счет увеличения численности людей старших возрастов, что ведет к дальнейшему росту демографического старения общества и так называемой "демографической нагрузки", то есть соотношения численности работающих к численности социальных иждивенцев.
Видовая и максимальная продолжительность жизни. Возраст, к которому жизнеспособность ослабевает настолько, что смерть становится неизбежной, колеблется в некоторых пределах вокруг величины называемой видовой или биологической продолжительностью жизни, т.е. характерной для человека как одного из видов живых существ. Видовой продолжительности противостоит индивидуальная продолжительность жизни, которая может и превзойти видовую и "не дотянуть" до видовой. Дискуссионной остается длина в годах видов продолжительности жизни. В разные времена и по настоящее время, рассматривая видовую продолжительность жизни, ученые /французы Жорж Луи Бюффон и Пьер Жан Флуранс, англичанин Роджер Бэкон и его соотечественница Джустин Гласе/ обсуждали гипотетическую идею о влиянии периода роста на продолжительность жизни. Рассматривая продолжительность жизни и роста животных, они выводили коэффициенты зависимости между этими периодами и предлагали использовать полученные коэффициенты для вычисления видовой продолжительности жизни человека. В итоге утверждалось, что человек может жить 100, 180, 300 и больше лет. И.И.Мечников, не отрицая сам метод исчисления, лишь высказывал сомнение в качестве расчетов.
Принципиально неверно перенесение закономерностей животного мира на понимание проблем человеческого долголетия, детерминируемого, прежде всего, социальными факторами. Если использовать распространенную аллегорию с брошенным шаром или горящей свечой для выражения продолжительности человеческой жизни, то длина пути шара зависит от силы трения, а время горе-
15
ния свечи от силы ветра. Длину человеческой жизни в большей степени определяют социальные трения и ветры истории.
Более реалистичной величина видовой продолжительности жизни получена в расчетах, построенных на методике Б.Ц.Урлани-са, принявшего в качестве ориентира продолжительность жизни в наиболее передовых и благополучных странах. По этим статистически доказательным расчетам видовая продолжительность жизни человека должна составлять 85-90 лет.
Видовая продолжительность должна служить реальным ориентиром для увеличения средней продолжительности жизни. Разница между этими величинами представляет собой резерв, который вполне может быть освоен за счет улучшения условий и образа жизни. Академик Д.Ф. Чеботарев, выдающийся современный геронтолог, определяя задачи геронтологии, писал: "Тактические задачи -борьба с преждевременным старением и хотя бы частичное освоение тех резервов, которые безусловно есть у человека и которые определяются неиспользованным периодом между современной средней и видовой продолжительностью жизни..., сохранение практического здоровья во весь период так называемого третьего возраста. Стратегические задачи - продление активного долголетия сверх сроков видовой, биологической длительности жизни человека".
Что же касается максимальной продолжительности жизни /до 120 лет/, то это такое же уникальное явление, как и двухметровый рост. Указания на возраст старше 120 лет не имеют документальных подтверждений, весьма сомнительны и скорее всего плод, как говорят демографы, "старческого кокетства".
Демографическая особенность России - значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, причем такая диспропорциональность наиболее показательна для старшей когорты страны.
Из 148 млн населения женщин - 79 млн или 53% общей численности. Но среди самих женщин всё меньше молодых и всё больше пожилых и старых. Так, старше трудоспособного возраста - 28%, а младше - 21%. В этом соотношении мы усматриваем одну из причин сокращения рождаемости, а вместе с тем и численности населения и отсюда можно прогнозировать еще большее уменьшение этих величин в будущем времени.
Сообщество пенсионеров на три четверти состоит из пенсионерок. Ко времени выхода женщин на пенсию (55 лет) на 1000 мужчин того же возраста приходится 1252 женщины, а ко времени вы-
16
хода на пенсию мужчин (60 лет) это соотношение увеличивается до 1393. Но самая тягостная картина среди тех, кому 70 и более лет, где соотношение мужчин и женщин 1 к 3. Наличие вдов среди тех, кому за 70 объяснимо военными потерями, тогда как повышенная смертность пятидесяти- шестидесятилетних мужчин в основном связана с неправильным образом жизни. Вдов среди женщин старше 60 лет вдвое больше, чем замужних. А из десяти женщин 70 лет и старше - 7 вдов и одна вообще никогда не была замужем.
Среди семидесятилетних и старше женщин больше всего бездетных: 134 на 1000. У их сорокалетних "дочек" бездетных почти вдвое меньше, а вот, что касается высшего образования, то у старших женщин их только 60 на 1000, тогда как у "дочек" - 200 женщин из 1000 имеют высшее образование. На каждую тысячу семидесятилетних и старше женщин - 300 имеют начальное образование и столько же вообще не могут назвать, какое у них образование. У "дочек" такие ответы дали 14 человек из 1000. (Данные рассчитаны по Стат. сборнику "Россия в цифрах" М., 1996.) Невысокие уровни образования и квалификации обусловили небольшой размер пенсии пожилых женщин.
Итак, если попытаться дать обобщенный портрет российского пожилого человека, то чаще всего это женщина в возрасте за 60 лет, с небольшой пенсией, вдова.
17
Глава II. ГЕНЕЗИС ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Характеристика геронтологического знания. Проанализируем гипотезы и идеи, существовавшие в разное время, по поводу механизмов старения и усилий, направленных на отдаление времени старости, а также закономерности эволюции представлений и смены одних идей другими, продиктованные общим развитием науки. Вместе с тем проследим преемственность в развитии теории старения /геронтологии/.
Геронтология - одна из древнейших наук, родившаяся на стыке философии и медицины. Её возникновение связано с именами основателей медицины Гиппократа и Ибн-Сины /Авиценна/, философов Цицерона и Сенеки. В прочем, и Гиппократ, и Авиценна своими философскими трудами занимают достойное место в истории философии.
Человек со времени возникновения цивилизации, на протяжении всей её истории стремился продлить жизнь, отодвинуть смерть, вернуть молодость - "повернуть реку времени вспять" Он постоянно искал средства для осуществления этой мечты. Но только в XX веке /большей частью во второй его половине/ эти поиски приобрели характер конкретных экспериментальных воздействий и их результаты стали практически использоваться. По сути дела, геронтология - ровесница культуры, она одинаково самая древняя из молодых и самая молодая из древних наук.
Важнейшей характеристикой геронтологии является её комплексность, развивающаяся на основе междисциплинарных исследований. Во все времена наука о старении вбирала в себя новые знания, создаваемые учеными самых различных отраслей: медицины и физиологии, философии и биологии, психологии и социологии, демографии и этнографии, истории и правоведения. В XX веке геронтология обогатилась достижениями новых, более молодых и тонких наук: биохимии, биофизики, психоаналитики, психофизиологии.
Этапы развития геронтологического знания. Методы и технологии. С древних времен (Цицерон и Авиценна) развитие геронтологии шло под влиянием медицины и философии. Первыми значительными трактами, посвященными этой теме следует назвать: "Катон старший о старости" Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) и "Медицинский канон" или "Поэма о медицине" Абу Али Ибн Сина /Авиценна/ (980-1037 гг.). Названные произведения разделены веками, но их объединяет то, что это первые фундаменталь-
18
ные, специально посвященные проблемам старения труды. /Правда, еще до того был Аристотель с "крошечным сочинением" (выражение Ф.Бэкона) "О долгой и короткой жизни'/. И что еще важнее, оба мыслителя писали о старости как об определенном этапе жизни, способном быть таким же полноценным, творчески плодотворным, как и предыдущие. Медицинские рекомендации Авиценны в течение многих веков служили руководством для врачей и кое чем полезны и поныне.
Средневековая наука сделала крутой вираж в сторону мистики и алхимии, этим влияниям подверглись и геронтологические знания. Авиценна порицал веру в астрологические предсказания здоровья и болезней. Тогда как оригинальный философ, оксфордский выпускник и преподаватель, борец с невежеством и проповедник светского образования Роджер Бэкон уверял, что с помощью "сокровенных средств и магии можно человеческое тело освободить от всех неправильностей и продлить жизнь на многие столетия" ("Opus majus" /"Большой труд"/).
Действительный статус науки геронтология приобретает в XVIII веке. Её успехи вселяли уверенность в том, что "должно наступить время, когда смерть будет только следствием либо необыкновенных случайностей, либо все более и более медленного разрушения жизненных сил". Так заявлял в работе о прогрессе человеческого разума французский ученый Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794). Примечательно, что Кондорсе был не врачом, а социологом. Но еще задолго до Кондорсе Френсис Бэкон (1561-1626), которого называют отцом научной геронтологии, в фундаментальном труде, посвященном классификации наук ("Великое восстановление наук") писал о новой науке, которая еще только должна быть создана, её делом станет учение о продлении жизни. Там же Ф.Бэкон высказывает свои советы и рекомендации социально-гигиенического характера, способствующие, по его мнению, продлению жизни. Философ утверждал, что работы по продлению жизни должны идти тремя путями: замедление процесса изнашивания, надежное поддержание существования и обновление того, что уже начало стареть. То есть можно утверждать, что медицина никогда не обладала "монополией" на решение проблем долголетия, ими всегда в неменьшей мере интересовались философы.
Вклад российской науки в создание геронтологии обозначен выдающимися трудами научных школ С.П. Боткина, И.И. Мечникова, И.П. Павлова.
Ученый и клиницист С.П.Боткин (1832-1889) выдвинул идею
19
о разграничении старости на физиологическую и патологическую или преждевременную, когда человек не доживает до видового предела. Он утверждал, что патологические старость и смертность в России - результат условий жизни, что в России не принимается "соответствующих предупредительных мер, указанных наукой, и польза которых доказана опытом многочисленных городов и стран".
На рубеже веков более других проблемами геронтологии занимался И.И.Мечников /он же дал название этой науке/. Ученый посвятил этим проблемам две работы: "Этюды о природе человека" и "Этюды оптимизма", где первым предпринял научный анализ старости и смерти, и изложил созданную им собственную теорию об ортобиозе - оптимистическом понимании жизни и смерти. Сама логика исследования привела великого биолога к философским проблемам геронтологии, к пониманию социальной сущности человека вообще, и проблемы долголетия в частности. Он писал: "Недостаточно заниматься одним только выдумыванием способов лечения; нужно взяться за изучение общего вопроса о судьбе человеческой: почему человек неуклонно стареет и в конце концов умирает, когда в нем еще так велико желание жить" /"Этюды оптимизма"/.
Неоценимо значение работ школы И.П.Павлова (1849-1936) в развитии исследований возрастных изменений, создавшей современные представления о высшей нервной деятельности, об адаптационных возможностях организма. В трудах И.П.Павлова, как и в трудах его учителя И.М.Сеченова, одно из центральных положений заключается в том, что формирование сложнейших актов психической (по тогдашней терминологии - "душевной") деятельности ведущее место принадлежит, как писал Сеченов в работе "Элементы мысли", условиям существования.
И.П.Павлов, изучая высшую нервную деятельность животных, основной целью своей работы ставил вскрытие закономерностей психической деятельности человека, но он не считал возможным перенесение закономерностей высшей нервной деятельности, открытые при изучении собаки, на человека. Он указывал, что особенности высшей нервной деятельности человека "поражающе резко выделяют его из ряда животных". И условия существования человека и особенности его высшей нервной деятельности делают бессмысленными и некорректными расчеты видовой (предельной) продолжительности жизни по животному типу. /О характере таких расчетов мы писали в предыдущей главе./
Основатели отечественной геронтологии сформировались
20
как ученые в прошлом веке. Тогда же ими были выдвинуты идеи, которые стали фундаментальными в строящемся здании геронтологии, что особенно важно для данного исследования, вплотную приблизились к пониманию социальных проблем геронтологии. Кроме названных ученых в этом ряду: А.А.Богомолец, А.В.Нагорный, А.Н. и С.А. Северцевы, И.Р.Тарханов, И.И.Шмальгаузен. Дальнейшая разработка этих идей привела к образованию теории, созданию её экспериментальной базы, практическому использованию и возникновению новой отрасли науки - социальной геронтологии. Но это произошло уже в XX столетии.
Говоря о развитии геронтологии в XX веке, следует хотя бы назвать предпосылки, созданные учеными смежных дисциплин мирового сообщества и Наукой в целом, которые способствовали обретению геронтологией статуса науки. Этому способствовали предпосылки, созданные учеными смежных отраслей. Стремительное приобретение биологией приоритетных позиций в науке, использование ею достижений химии и физики и как результат: создание двух новых наук - биохимии и биофизики. Вместе с этим открытие пенициллина, витаминов, гормонов, применение методов антисептики Луи Пастера значительно продвинуло медицину. Большое влияние на сохранение здоровья и увеличение сроков жизни оказало рождение новой науки - диетологии. Значительным успехом было открытие того, что работу всех внутренних органов регулирует особый участок головного мозга - гипоталамус, который определяет такие процессы, как сон и бодрствование, эмоциональные проявления и артериальное давление, терморегуляцию и обмен веществ, ассимиляцию и диссимиляцию.
В советское время возникли новые научные школы геронтологии Д.Ф.Чеботарева, З.Г. Френкеля, В.В. Фролькиса, которые добились значительных успехов в развитии биологического и медицинского направлений, тогда как социальный аспект старения ограничивался разработкой форм организации медико-социальной помощи пожилым и старикам и составлением гериатрических программ обучения медицинских работников. Однако, именно эти ученые заложили основы социальной геронтологии.
Характерным, качественным моментом развития геронтологии в XX в. является действие двух равновеликих тенденций: дифференциация и интеграция научного знания. С одной стороны, геронтология включает в свой теоретический и практический инструментарий результаты и методы других наук, с другой - расщепляется на отдельные отрасли знания. С 30-х годов в геронтологии
21
выделились самостоятельные исследовательские проблемы: геронтология человека, геронтология животных, геронтология растений, обособились молекулярная, биологическая, экологическая и эволюционная геронтологии. Несколько позже произошла дифференциация исследований процессов старения на теоретические и прикладные, а самой науки - на теоретическую и прикладную.
С 50-х годов начинается резкий рост числа людей пожилого возраста в развитых странах, а вместе с тем и проблем, связанных с их обеспечением, что заставило общество обратить внимание на положение престарелых граждан, их нужды и социальную защищенность. Исследователи многих стран утверждают, что здоровье населения только на 8-10% зависит от здравоохранения и на 60-65% оно определяется образом жизни, питанием, условиями внешней среды. Можно сомневаться в точности процентных соотношений, но то, что самые весомые факторы - это образ жизни и среда обитания, то есть совокупность социальных факторов, - безусловно. Следовательно, развитие геронтологии лишь по пути решения медицинских проблем выглядит тупиковым вариантом.
Примечательно, что в России социально-геронтологические идеи и гипотезы намного опередили вхождение в научный обиход самого названия этой области знания. В работах А.А. Богомольца о продолжительности жизни медицинские проблемы рассматриваются наряду с социальными. Богомолец давал аргументированные рекомендации о правилах поведения и общения пожилых людей и с пожилыми людьми. Малоизвестно, что Д.И. Менделеев занимался проблемами старения, долголетия и смерти. В начале века была опубликована интереснейшая во всех отношениях работа ученого "Заветные мысли" (М., 1995), где говорилось о необходимости изучения проблем, связанных с продолжительностью жизни и рассматривался социальный аспект геронтологии. В частности, Менделеев писал, что "с увеличением процента бодрых стариков человечество должно будет улучшиться, потому что такие старики, умудренные опытом жизни, благотворно будут влиять на молодежь, каким бы самомнением она ни заразилась".
Если в США и других западных странах сторонниками самостоятельности социальной геронтологии были социологи и психологи, то в России этим занимались гигиенисты, что, в общем-то, и неудивительно. В России до последних десятилетий уровень развития и социологии, и психологии был таков, что немногочисленным специалистам этих отраслей едва хватало сил, чтобы сопротивляться полному вымиранию той и другой науки. Но и в это вре-
22
мя были опубликованы серьезные исследовательские работы: М.Д.Александровой "Проблемы социальной и психологической геронтологии"; Б.Г.Ананьева "Человек как предмет познания"; А.В. Дмитриева "Социальные проблемы людей пожилого возраста"; Ю.К.Дупленко "Старение: очерки развития проблемы"; Т.В. Кар-саевской и А.Т.Шаталова "Философские аспекты геронтологии"; В.Д. Шапиро "Человек на пенсии"; труды Д.Ф.Чеботарева, а также А.А.Дыскина, Н.Н.Сачук, М.Э.Елютиной, Е.В.Якимовой. Среди зарубежных авторов наиболее известны работы С. де Бовуар и Л .Би-не (Франция), А.Комфорт (Великобритания), Тиббитс (США).
Решение практических, а затем и теоретических вопросов положения стариков в обществе вызвало появление новой отрасли геронтологии - социальной геронтологии. При развитии этого научного направления на первый план вышли разработки социологических, социально-психологических, экономических, этических проблем старения. Социальная геронтология изучает человека как социобиологическое существо и потому интегрирует гуманитарный и медико-биологический подходы к решению собственных проблем.
Социальная геронтология к настоящему времени переросла рамки узко академических исследований, приобрела статус самостоятельной науки и учебной дисциплины. Её девиз: "Не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам".
23
Глава III. СОЦИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.
Социогеронтологические теории. Социальные проблемы людей пожилого возраста, их социальный статус, место в современном обществе, в социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с другими возрастными группами, изменение с возрастом личности - все это еще не стало предметом специальных социологических исследований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии - геронтосоциологией. К сожалению, эта область социологии остается одной из самых, а может быть самой забытой и заброшенной и в нашей, и в зарубежной социологической литературе. Практически отсутствуют синтетические исследования, учитывающие имеющиеся достижения в различных разделах геронтологии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Ясно, что при нынешней демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации большой части спектра социального знания.
Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном междутеоретическими и эмпирическими исследованиями. Асимметричной по отношению к геронтосологии выступает социология молодежи. В обоих случаях важнейшей проблемой является дуалистический подход, но с разными векторами, для группы преклонного возраста - переход от самостоятельности к зависимости.
Нейл Смелзер в книге "Социология", представляющей курс лекций по этой дисциплине, приводит коэффициенты зависимости пожилых (65 лет и выше) и молодых (до 18 лет). Причем первый коэффициент имеет явную тенденцию к повышению, а второй напротив - к снижению. Времена меняются, увеличивается уровень комфорта, но потребность стариков в посторонней помощи не только не исчезает, но и имеет тенденцию к росту.
И для стариков, и для молодежи важнейшими становятся возможности адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Ге-, ронтогруппа есть специфическая социально-демографиская группа, со своими психологическими особенностями, с тягой к ретро-культуре, с глубокой внутренней дифференциацией, с определенным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долгожители), территориальные (горожане, сельчане) по общественно-
24
му положению. Классификация социальных проблем каждой социальной группы (и геронтогруппы в том числе) детерминируется её характеристикой и специфическими особенностями.
Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: индивида, малой группы, и группы социальной структуры.
На первом уровне ведутся исследования эволюции личности с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личностную характеристику пожилого человека, рассматриваются его поведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликтных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), анализируются изменения потребностей, интересов и ценностных ориентации.
На втором уровне исследуется место, роль и функции пожилого человека в производственном коллективе, в сообществе соседей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье.
Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-знаковые события в жизни общества, проводит анализ государственной политики по отношению к пенсионерам.
Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформальный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершеннолетие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрастные нормы.
Неформальные возрастные нормы определены не так четко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку именовать "старой девой", у мужчин наступает возраст "старого холостяка", позже наступает возраст "старика" и "старухи". Существует как бы "социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Социальные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их принимать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы.
25
Как и другие социально-демографические группы (например: молодежь, женщины, горожане), группа "третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциацию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в обществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформированной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре.
Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат американским социологам.
Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют "теорией освобождения", потому что старение якобы "освобождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязательствами обществу.
Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: "эйджеизм" (от английского "age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одними возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мнению автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, "эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди молодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они проявляют личностное отвращение и неприязнь к старению, болезням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и "смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились мастерство, сила, молодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии.
Польский социолог Хелена Издебская собрала высказывания двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к дедушкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили неприязнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно заниматься государство, общество, а не близкие родственники. Многие заявили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо-
26
вания дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (из книги К.Висьневска-Рошковска "Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989) В России практически нет исследования такого рода. Распространенная среди студентов Ростовского университета анкета, показала иной подход в отношениях к пожилым людям и собственным дедушкам и бабушкам.
Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18-20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались следующим образом:
1. Есть ли у Вас кто-то из пожилых (родственник , знакомый), кого Вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство (80%) ответили отрицательно.
2. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство (60%) ответили, что находят, 20% считают, что "в принципе находят", еще 20% ответили - "не всегда".
3. При общении со старым человеком Вы, прежде всего, отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают черты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: "То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как заслуживающего уважения - не всегда". В части ответов (25%) были признания, что первым фиксируется смешное.
4. Считаете ли Вы, что старики это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой установкой.
5. Готовы ли Вы оказать помощь постороннему пожилому человеку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную - только 20%.
6. У Вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли Вы их со своими друзьями или стараетесь этого не делать? Почти 90% ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: "Да, знакомлю, бабушка член семьи и не познакомить ее с моими друзьями - значит нанести ей оскорбление"; "Конечно знакомлю. У меня достойные друзья и достойные дедушка и бабушка".
7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений? Старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос: "и те, и другие".
27
8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков?
а) прислушиваетесь;
б) "пропускаете мимо ушей";
в) просите оставить вас в покое.
Ответы на этот вопрос распределились примерно равно между всеми тремя вариантами.
Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характерной чертой массового сознания в России.
Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.
Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожилом возрасте приоритет остается за активностью, в старости возникает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.
Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер ("Социология") выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.
Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане А.Роуз предлагал создание поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.
Что касается субкультуры, то она не есть какая-то вновь создаваемая культура для пожилых и старых. Это та культура, которую они освоили прежде, распредметили её и считают своей собственной. Она действительно может объединять людей в определенную группу, с привычными нормами морали, поведения, традициями, духовными ценностями. Но так как в группах, предшествующих стареющей, нет единой культуры, то и перенос в старшую
28
группу какой-то единой культуры невозможен. С другой стороны, i развитие культуры есть прерывно-непрерывный процесс, и потому культура в большей степени объединяет различные поколения, чем разводит. Не оправдала себя такая теория и на практике, создание разного рода сепаратных поселений для людей преклонного возра-ста оказалось дорогим и неэффективным занятием. К такому выво-ду пришли геронтологи в самых разных странах, в том числе и в Соединенных Штатах.
Теория возрастной стратификации. Эта теория предпола-
гает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделе-
ние людей на группы по их образу жизни и материальному по-
ложению.
Приходится констатировать, что существующие социоло-
-гические теории старения в основном представляют собой узкие,
ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные
аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретичес
кой систематизации.
Ни одна из названных теорий не дает реального представления о феномене старения. Каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов.
По нашему мнению, наиболее продуктивными, объясняющими проблемы старения и старости могут быть положения тео-рии символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде все-го, привлекает построение концепции на фундаменте идей из различных областей науки. Для социальной геронтологии это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, теории и методики социальной работы. Межпредметность - специ-фическая черта социальной геронтологии.
Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимоприспособления индивидов, являющимся важнейшим условием существования и развития общества. Для пожилого человека это приспособление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к "обобщенным другим", которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старости, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, общество должно приспособиться к тому, что значительной его частью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид - "седого общества". Если приспосо-бительные способности стариков вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный характер), то общество с необходимостью приспособиться к собствен-
29
ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов.
В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязывают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает возможность взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем самым определяет свое место в общественной иерархии.
Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На первой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людьми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает правила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает принятые правила поведения стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обретает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевременность вступление во вторую и третью стадию, чреваты и преждевременность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек оказывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе. Преждевременное "натягивание" стариковского поведения равносильно раннему старению, запаздывание в осознании собственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: "Он остался прежним, но прежнее ему не шло".
Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть опосредованное отражение неготовности общества к своей новой демографической структуре, к связанным с её обретением трудностям и использованием её достоинств. Мид считал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно утверждать, что адаптация общества к новой демографической ситуации носит созидательный, стабилизирующий характер, столь необходимый сегодняшней России.
Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет человеческих сил совпадает с его со-
30
рокалетием. Греки считали, что к этому возрасту человек достигает вершины развития своих творческих способностей и называли этот возраст "акмэ". С тех пор утекло немало воды, написаны миллионы книг, но никто не опроверг утверждения древнегреческого мыслителя, тогда как вопрос о том, когда для человека приходит время спускаться с этой вершины, остается спорным. Разные авторы называют различные сроки окончания "акмэ", времени, когда следует сойти с беговой дорожки жизненной активности и уступить лидерство новым людям.
Но когда наступает это время? "В этом вопросе, как и во многих, современная наука подкачала. Мы отказались от грубых методов прошлого... Африканские племена уничтожали своих вождей по истечении должного срока или при первых признаках дряхлости" - так писал по этому поводу всемирно знаменитый публицист-сатирик Паркинсон.
Естественно, время, когда следует "помахать шляпой и откланяться", зависит от времени наступления старости. Но, как уже отмечалось, геронтологи различают несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Социальная старость синтезирует все виды старости, но это не простая сумма - социальная старость нечто большое. Все другие виды старости присутствуют в ней, как говорят философы "в снятом виде".
Как одна из разновидностей социальной жизни, как ее часть, существует "элитная жизнь". Элита в буквальном переводе с французского означает -"отборное", в социологии этот термин употребляется как "избранный круг людей". Здесь же речь идет только о политической элите. Итак, элитная (политическая) жизнь - это то время, когда человек держит в своих руках рычаги высшей политической власти. Являясь частью социальной жизни, элитная (политическая) жизнь короче социальной по продолжительности и уже по содержанию. Старость в элитной (политической) жизни наступает прежде, чем в социальной.
Элитная смерть, которую чаще называют "политической смертью", может настигнуть человека гораздо раньше физической. Император Наполеон умер намного лет раньше, чем гражданин Бонапарт скончался на острове Св. Елены. Тоже случилось с Президентом Никсоном, закончившим политическую карьеру в полном физическом здравии. Физическое состояние вообще редко влияет на продолжительность элитной жизни. Другой американский Президент - Франклин Рузвельт управлял страной, сидя в инвалидной
31
коляске, Политическая старость не тождественна старости демог-
рафической, можно назвать имена Аденауэра, де Голля, Черчилля,
ставших политическими долгожителями.
Может быть, политическая старость и календарный возраст существуют независимо друг от друга? А политическая старость не соотносится с физической старостью? Безусловно зависят и соотносятся. К сожалению, эту простую истину далеко не всегда, понимали в России.
Средняя продолжительность жизни характеризует продолжительность жизни всего населения в целом. В различных социальных группах она может быть и выше, и ниже среднего значения. Но общий рост этой величины, изменяет в сторону увеличения показатель продолжительности жизни каждой социальной группы. Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, при-нимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Первые цари из семейства Романовых прожили в XVII веке в среднем - 41 год, их наследники в следую- щим веке -46 лет; а в XIX веке средняя продолжительность царской жизни составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина П и Александр П праздновали собственное шестидесятилетие. Екате- рина умерла в 67 лет, Александр был убит в 63 года. Среди сорат- ников Сталина и Брежнева (тоже только те, кто умер естественной смертью) никто не ушел из жизни раньше 70 лет, некоторые (Моло- тов, Маленков, Каганович, Суслов) даже стали долгожителями.
В истории старости отношения "старики и власть", на пер-
вый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций
древности при невысокой общей продолжительности жизни герои-
тократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым уни-
версалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в
Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда,
же продолжительность жизни значительно выросла и многие стра-
ны стали называться "седым обществом", во властную элиту при-
шли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста
"акмэ".
В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронтами", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными нимбами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-властителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."
В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ-
32
стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природными задатками к управлению людьми и государством. Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в "Государстве", "Законах", "Политике", "Письмах". У него старость олицетворяет совершенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту умеренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Платона старик - хранитель законов, традиций, истории. К.Маркс доказывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымысел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником были наблюдения над общественным строем современного Платону Египта, сделанные им во время пребывания в этой стране.
Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного деятеля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельности, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой создать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих мечтаний. О самом Катоне существует такой исторический анекдот. Друг сказал ему однажды: "Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я займусь этим". "Не нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управлению страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государства.
Призывом почитания предков - живых и умерших - буквально пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в качестве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние страны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении занимает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, уважению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" самым эффективным методом управления страной, потому что страна
33
- это большая семья. У
В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство-
вались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль,
установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение
царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>