<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Проанализировав недельные, а лучше более длительные, записи, можно с достаточной долей вероятности определить, чем вызывается стресс. Его причиной окажутся: раннее или, напротив, позднее пробуждение, спешка или длительное ожидание /очередь/, общение с неприятным собеседником, телевизионная передача и даже отгадывание кроссворда. Одним из самых активных провокаторов стресса является ссора. Эту особенность должны учитывать и сами пожилые люди и их окружение.
От всех стимуляторов вредных стрессов можно так или иначе, в той или иной степени избавиться, изменив распорядок дня, вычеркнув неприятного человека из круга общения, выключив телевизор и т.п.
Рухнувшие или несбывшиеся надежды вызывают самый серьезный, самый длительный и самый разрушительный стресс. "Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок", "Зачем я жил?" Понять и принять эти положения должны не столько пожилые, сколько те молодые, которые со временем тоже состарятся.
Что ответить на эти вопросы, не кому-нибудь, а самому себе? Есть ответ или нет его, у каждого человека он - свой. Но, как минимум, два аргумента являются общими для многих.
1. Жизнь кончается не тогда, когда человек умирает, а значительно раньше, если он перестает радоваться дню сегодняшнему и верить в завтрашний.
В пятидесятилетнем возрасте великий писатель, состоятельный помещик, отец многодетного семейства Лев Толстой мучительно искал ответ на вопрос о своем назначении на земле. Эти поиски длились не день-два, а несколько лет, и с той же интенсивностью продолжались до конца жизни. Он писал в "Исповеди": "Вопросы не ждут, надо сейчас ответить; если не ответишь нельзя жить. А ответа нет". В.Жданов, биограф Л.Толстого, так описывает душевное состояние Льва Николаевича: "Наступили страшные годы. То, что и раньше временами посещало Толстого, приводило его в безнадежное уныние, но потом быстро рассеивалось, превратилось теперь в непрерывный мучительный крик". Сам Толстой пишет, в
65
это же время, в письме одному из друзей: "Сплю духовно и не могу проснуться. Нездоровится, уныние. Отчаяние в своих силах. Что мне суждено судьбой, не знаю, но доживать жизнь без уважения к ней - мучительно. Думать даже - и к тому нет энергии. Или совсем худо или сон перед хорошим периодом работы". Он угадал, это был "сон перед хорошей работой".
Если отвлечься от авторитета великой личности, то можно заключить, что это типичный фрустрационный стресс, вызвавший не только глубокую депрессию, но и расстроивший завидно крепкое здоровье. Преодоление этого состояния дало возможность прожить писателю еще три десятка лет, познать новые радости жизни, любить и быть любимым, трудиться и страдать. Все это во многом благодаря обретению новой цели, того, что было названо "толстовством". Создание своего собственного учения суждено только гениям, но каждый человек волен искать и находить новые цели жизни в любом возрасте и в пожилом, в том числе.
Возможно возражение: "Толстому было 50 лет, когда он писал "Исповедь" и мучился смыслом жизни. Но что делать, если вопрос о смысле жизни мучит семидесятилетнего? В 70 лет Лев Толстой изучил древнееврейский язык, чтобы читать Ветхий Завет в подлиннике. И опять же, не обязательно изучать древние или современные языки, можно заняться вышиванием, вырезанием, выжиганием, садоводством, цветоводством, фотографией, шитьем, кулинарией. Есть сотни других дел и ремесел.
Не все способны найти применение своим силам и способностям, свое место на новом этапе жизни. Тогда возникает настроение подавленности. Следующий этап - депрессия. Подавленное настроение, и депрессия могут быть вызваны различными причинами и иметь различную степень выражения. Они могут иметь различную степень выражения - от нежелания следить за своей внешностью до мысли о самоубийстве при затянувшейся депрессии. От нежелания бриться до желания чиркнуть себя бритвой по венам -огромная дистанция. И все же небритые щеки и нечищенные ботинки - это верный признак утраты интереса к жизни. Пожилые мужчины более, чем втрое склонны к самоубийству, по сравнению с молодыми мужчинами, и во столько же раз - по сравнению со своими сверстницами. Причем, такая статистика во всех республиках СНГ, но наибольшим числом самоубийств отличается Россия. Александр Солженицин в одном из интервью отмечал рост самоубийств в России, при этом значительное число семейных самоубийств прослеживается среди пожилых людей.
66
Для состояния депрессии характерно уныние, пессимизм, разочарование в себе и близких; легко возникающая раздражительность; плаксивость; нерешительность; быстрая утомляемость; снижение аппетита или, напротив, тяга к обжорству; мысли о суициде, попытки его осуществления и сам суицид.
2. Считать удачи и успехи и постараться не вспоминать обиды и промахи и удары судьбы.
Если человек дожил до солидного возраста - это уже удача. Именно люди преклонного возраста, задумывающиеся о своем предназначении, они не могут не вспомнить того, чем можно гордиться, о своих победах, хотя бы над самим собой. Как говорили древние римляне: "Высшая власть - это повелевать собой". Такие люди обязательно сделали в этой жизни немало доброго и хорошего для других. Известно, вялые, безвольные, злые и подлые люди долго не живут.
Следует воспользоваться опытом друга детства - Робинзона Крузо: "Порою на меня нападало отчаяние, я испытывал смертельную тоску. Чтобы побороть эти горькие чувства, я взял перо и попытался доказать себе самому, что в моем бедственном положении есть все же немало хорошего. Я разделил страницу пополам и написал слева "худо", а справа "хорошо".
Оказалось, что на каждое "худо" есть свое "хорошо", как говорится "нет худа без добра". Робинзон был уверен, что эти размышления оказали ему большую поддержку. "Я увидел, что мне не следует унывать и отчаиваться, так как в самых тяжелых горестях можно и должно найти утешение".
Психолог бы сказал, что таким приемом путешественник "выработал защитную тактику" и в дальнейшем, всякий раз, когда действительность повергала его в отчаянье, перед его мысленным взором при сознательных усилиях должна была вставать эта расчерченная на двое страница, имеющая защитный характер, покуда она не достигла значения фиксации и не выступила противовесом возможных фрустраций.
По Селье, продолжительность жизни зависит, с одной стороны, от того количества адаптационной энергии (нечто вроде "жизненной силы"), которое человек получил по наследству, с другой, - от того, как он расходовал ее в различных жизненных ситуациях, вызывающих стресс. Концепция имеет, как минимум, два довольно уязвимых места. Во-первых, связь между наследственностью и долгожительством не раз подвергалась весьма аргументиро-
67
ванной критике. Одним из первых критиков этой связки был И.И.Мечников. Во-вторых, если поверить в эту концепцию, то следует поверить и в бессмертие, при условии полного сохранения так называемой адаптационной энергии. Но сам автор убежден, что без стрессов жизнь невозможна.
Известный отечественный геронтолог В.В.Фролькис описывает эксперимент, поставленный на трех группах животных /крысах/. Одних поместили в условия, где ничто не нарушало их покоя -ни звуковые, ни световые раздражители, ни столкновения у кормушки. На крыс второй группы время от времени воздействовали всеми видами раздражителей. Для третьей группы стрессовые ситуации создавали постоянно: они следовали одна за другой, подопытных не оставляли в покое. Продолжительность жизни второй группы /с кратковременными стрессами/ оказалась больше, чем у первой и у второй групп животных. У постоянного покоя более сильное губительное воздействие, чем у постоянного раздражителя.
В.В.Фролькис полагает, что наша жизнь - не просто постоянная трата полученного при рождении наследства, "жизненного заряда", но пополнение его фондов в процессе жизнедеятельности. "Мягкий" стресс мобилизует наши жизненные силы, но часто повторяемые стрессы, регулярная перегрузка организма ускоряет процесс старения. Естественно, что молодые люди легче адаптируются к нестандартным ситуациям и вызываемыми ими стрессами в отличие от пожилых. Перегрузки, с которыми молодость справляется, не истощая силы организма, не по силам старикам.
Еще одна особенность проявления и влияния стресса: он чаще случается у женщин, чем у мужчин, но женщины легче справляются с ним и быстрее адаптируются к его воздействию. Некоторые специалисты полагают, что секрет такой выносливости "слабого пола" в том, что женщины умеют разряжать свои эмоции слезами, а то и истериками. В слезе, утверждают они, не только избыток ионов натрия, калия и других солей, но и избыток адреналина. Адреналин, как известно, вызывает сужение большинства сосудов, усиливает сокращения сердца, изменяет частоту сердцебиения, повышает артериальное давление. Следовательно, женщины, давая волю эмоциям, на инстинктивном уровне оберегают себя от серьезных неприятностей, провоцируемых стрессом.
Замечено, что женщины более разборчиво, чем мужчины, относятся к приему лекарств, которые, независимо от их прямого назначения, могут спровоцировать стресс; речь идет прежде всего и в основном о лекарствах, принимаемых без назначения врача.
68
Но, при всем при том, сами женщины зачастую выступают как бы "вирусоносителями" стресса. Стресс также заразен, как и грипп. Если у одного из членов семьи стресс, то он может передать его всей семье. Особенно опасны в этом отношении люди, постоянно работающие с большим числом людей: продавщицы, водители транспорта, учительницы и другие.
Повелители хорошего настроения и одно из самых сильных лекарств от стресса - шутка, юмор. Люди, лишенные чувства юмора, гораздо чаще и сильнее страдают от стрессов, чем те, кто всегда готов посмеяться над собой, своими неприятностями, недомоганиями, морщинами.
В своей книге "Смех - дело серьезное" философ Джон Мо-рилл дает такое объяснение этому явлению: "Человек, обладающий чувством юмора, в стрессовой ситуации отнюдь не чувствует себя спокойнее, просто он гибко подходит к ее разрешению".
Другой известный философ и писатель Артур Кестлер, не считавший смех серьезным делом, писал: "Единственной функцией смеха является просто снятие напряжения".
Датский ученый Карл Родаль утверждал: "Трехминутный смех заменяет пятнадцатиминутную гимнастику".
Пожилые люди должны тщательно избегать мрачных людей, мрачных кинофильмов, мрачных романов. Для сохранения здоровья и бодрости куда полезней кинокомедии, анекдоты, юмористы и веселые собеседники. Превосходство продолжительности женской жизни над мужской объясняют не только тем, что они чаще плачут, но и тем, что они чаще, чем мужчины, смеются. Великий французский писатель Стендаль оставил чудесное наставление: "смех убивает старость"
69
ГЛАВА V. ЗДОРОВЬЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Гериатрия. Практически в нашей стране нет ни гериатри-ческих поликлиник, ни врачей этой специальности. Так, в Ростовской области, согласно официальной статистики, - почти 16 тысяч врачей более двух десятков специальностей. Гериатров в этом перечне - нет. Ростовский медуниверситет не ведет подготовку гери-атров. Хотя не требует доказательства абсолютная истина - лечение пожилых людей, как и детей, имеет свою серьезную специфику. Гериатр и педиатр - сходные профессии, пациенты и того, и другого требуют учета их возрастных особенностей. К особенностям стареющего организма, требующего необходимой корректировки, относятся гетерохронность, гетеротопность и гетерокинетичность. Гетерохронность - означает различия во времени наступления времени старения различных органов и тканей. Гетеротопность - выраженность процесса - неодинаковая для разных органов и для разных структур одного и того же органа. Гетерокинетичность - различная скорость развития возрастных изменений организма.
Старость - не болезнь, физиологи утверждают, что смерть от истинной старости встречается не чаще, чем одна на 100 тысяч. Но болезни случающиеся в старости протекают на фоне названных особенностей. Геронтолог И.В. Давыдовский писал: "Старость не является болезнью в современном понимании этого слова. Старость, как правило болезненна... Эта болезненность естественна в том смысле, что она отражает естественные, сущностью старения обусловленные недуги старости". ("Геронтология"). Протекание заболеваний в этом возрасте имеет замедленный и замаскированный характер, с пониженным порогом чувствительности, уменьшением резервные возможностей организма и повышением вероятности инфекционной восприимчивости.
Влияние традиционного мышления на ошибки в диагностике. "Синдром Плюшкина". Физиологические особенности стареющего организма значительно усложняют диагностику. И отсюда две ошибки в подходе к лечению пожилых людей: с одной стороны, -стремление списать все заболевания на преклонный возраст, с другой - абсолютное игнорирование возрастной специфики.
Об ошибке первого типа. В начале века врач и этнограф Г.И.Попов создал интереснейшую книгу "Русская народно-бытовая медицина". Об этой книге нельзя сказать "написал": она вобрала в себя мудрость и поверия русской деревни "из первых рук". "Среди естественных причин болезней (признаваемых в народе - В.А.),-
70
замечает Попов,- есть еще одна - старость. Народ не мог не заметить, что с наступлением старости настает, так сказать, законное время болезней, Он (народ - В.А.) не в состоянии отделить чисто старческих заболеваний от других, которыми старики страдают в такой же мере, как и люди других возрастов: по мнению народа, все болезни стариков зависят от старости, почему во многих случаях и лечение их считается совершенно излишним. Этот термин "умереть от старости", как известно, перешел и в церковные метрики". Но дело в том, что медицинские учреждения, а вслед за ними ЗАГСы, и поныне делают такую же запись для умерших старше 80 лет. Таким образом, создается психологическая установка и для врачей, и для самих пожилых больных, что лечение людей такого возраста, как писал Попов, "считается совершенно излишним". Конечно, ряд патологий чаще встречается у пожилых людей, чем у людей среднего возраста (например, онкологические и кардиологические), но они не являются абсолютной принадлежностью старшего возраста, тогда как ряд психических заболеваний встречаются исключительно у стариков (болезни Альцгеймера, Паркинсона).
Значительное увеличение старшей демографической группы отмечен еще более значительным ростом психических заболеваний в этом возрастном контингенте. Отечественная и зарубежная статистика свидетельствуют, что от 10 до 25% всех лиц старше 60-65 лет страдают психическими нарушениями различной тяжести. Психические отклонения у пожилых различны по силе, происхождению, причинам и протеканию.
Здесь кроется вторая ошибка в отношении здоровья стариков. Психические расстройства, так же как и другие заболевания в этом возрасте, наступают незаметно, медленно. Создается обманчивое впечатление, что у человека с возрастом до предела портится характер, на поверхность выступают самые неприятные черты: сварливость, скандальность, скаредность, подозрительность и т.п. Классический пример - гоголевский Плюшкин. Из поколения в поколение Плюшкин воспринимается как эталон жадности. На самом же деле, если сопоставить текст поэмы "Мертвые души" и перечень синдромов сенильного и пресенильного (старческого и предстар-ческого) психозов, то станет ясно, что мы имеем описание тяжко больного несчастного старика. Казалось бы, какое отношение имеют социологи, социогеронтологи к познанию психических расстройств? Но, как пишет Т.Шибутани, известный теоретик инте-ракционизма, давно установлено А.Адлером, К.Хорни, Э.Фроммом и др., душевные расстройства есть результат нарушений в межлич-
71
ностных отношениях.
Именно поэтому профессиональные геронтологи-клиницисты стремятся прежде всего как можно более подробно исследовать старого человека как личность. Для этого в клинической практике используется многомерный диагноз. Врачи полагают, что важно не только выявить и идентифицировать заболевания, произвести измерение функциональных возможностей пожилого человека, но и выяснить перигноз, то есть оценить окружение и среду этого человека, составляющих условия его жизни. В практику внедряются специальные методы исследования, например, тестирование самостоятельности или степени зависимости, выявление объективных и субъективных потребностей индивида. При обследовании больного старого человека нельзя ориентироваться только на биологические параметры и потому необходимы психосоциальные методы исследования, оценку качества жизни и жизненной удовлетворенности. Следует учитывать, что старость есть последний этап онтогенеза, обусловленный всеми "отпечатками", оставленными предыдущими этапами развития.
Соотношение социального поведения и здоровья может явиться темой отдельного исследования. В Британии издается социологический журнал с аналогичным названием, мы же предлагаем лишь абрис этой темы.
Социальные характеристики человека оказывают решающее воздействие на его здоровье, хотя это и не отрицает того факта, что люди - биологические существа. Американские кардиологи М.Фридман и Р.Розенман предложили распределить всех людей по манере их поведения на два типа: А и В. По их мнению люди поведенческого типа А значительно больше предрасположены к атеросклерозу и ишемической болезни сердца, чем люди типа В. Различные фобии: канцерофобия, кардиофобия способны страх перед болезнью превратить в саму болезнь. Специальный медицинский термин "ят-рогения" обозначает болезненные состояния, вызванные неосторожными высказываниями медперсонала или кого-то из родственников больного. Пожилые люди чаще других страдают ятрогениями. Они же подвержены значительному риску, так называемым, болезням цивилизации (склероз кровеносных сосудов и коронарная болезнь, ожирение, сахарный диабет, гипертония и др.).
Витаукт. Но велики и приспособительные возможности человеческого организма. В соответствии с адаптационно-регулятор-ной теорией, выдвинутой известным ученым-геронтологом В.В.Фролькисом, в ходе эволюции наряду со старением возник и
72
процесс витаукта, стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его приспособительные возможности. Витаукт -не просто восстановление повреждений, возникающих в процессе старения, это механизм поддержания надежности организма, его способности к восстановлению, к компенсации возникших нарушений. Познание особенностей регуляторных связей процессов старения и витаукта определяют во многом стратегию и тактику продления жизни - замедления темпа старения, активизации процессов витаукта.
Исследователи многих стран утверждают, что здоровье населения только на 8-10 процентов зависит от здравоохранения, тогда как от социальных факторов (образа жизни, условий внешней среды и т.п.) на 65-70 процентов.
Современное движение медицинского знания от представления о человеке как совокупности больных и здоровых органов и систем к пониманию целостной личности со своей анатомофизио-логической структурой, характерологическими чертами и манерой поведения - важнейшее условие решения проблемы увеличения продолжительности жизни.
ГЛАВА VI. ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА.
Типология взаимоотношений пожилых супругов. Семья -культурный универсалий мира. Для разных стран, народов и времен характерен именно такой способ организации личной жизни, именно этот социальный институт. Когда распадается семья - распадается связь времен, потому что семья обеспечивает непрерывность развития человеческого. Все её функции направлены на сохранение непрерывности: репродуктивная - на продолжение человеческого рода; социализация ребенка, установление моральных императивов, сохраняет и развивает человеческую культуру; удовлетворение семейных материальных потребностей создает главный стимул для экономического воспроизводства.
Однако каждый народ имеет свою собственную историю и свою специфику организации семейной жизни. Современная семья -продукт длительной эволюции при сохранении национальных традиций. Понять сегодняшние коллизии в семье как социальном институте возможно только через познание её исторических особен-
73
ностей и того общества, в котором она развивалась. С другой стороны, постичь русский национальный характер вне понимания истории семейных нравов, укладов тоже невозможно. В истории семьи отыскиваются корни многих социальных институтов и ключи к объяснению неповторимого колорита России.
Рассмотрим историю российской семьи за последние 100-150 лет. За этот исторически короткий срок российская семья из традиционно крестьянской (по переписи 1897 года 106 млн из 125 млн населения России - крестьяне) преобразовалась в современную, преимущественно городскую, семью. Изменился уклад семейной жизни: от патриархального к биорхатному.
Сельский крестьянский быт XIX века с его обрядами и обычаями держал под своей культурной эгидой абсолютное большинство населения. В какой-то степени исключение составляла российская аристократия. Крестьянская семья по своей культуре и быту резко отличалась от аристократической, ориентированной на Западную Европу. Водораздел проходил через психологический склад личности: крестьянину была свойственна привязанность к общине, к семье, тогда как аристократам был присущ европейский индивидуализм. Но будучи соотечественниками, придерживавшимися одной религии, одних и тех же традиций, они имели много общего. Во главе семейства Ростовых, так же как и любой крестьянской семьи - отец, всем распоряжающийся и все определяющий в доме. Власть главы семьи переходила от отца к сыну или брату, то есть наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло по одной и той же схеме.
Историк и этнограф И.Забылин, собиратель описаний русских преданий, обычаев и обрядов писал: "... у славян всегда почитали старших себя. Главой семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно" ("Русский народ"). Возможно, потому тоталитаризм и его разновидность - казарменный социализм, с их непременным вмешательством в личную жизнь, с коллективными хозяйствами и коммунальными жилищами, имели благодатную почву и сравнительно легко (относительно стран Восточной Европы) привились на российских просторах.
Проведенный нами исторический экскурс должен объяснить, почему семьи людей старших возрастов чаще тяготеют к авторитарному типу и редко к эгалитарному. Безусловно, не только возрастная характеристика определяет тип семьи. Последний складывается под влиянием ряда признаков: территориального (город или
74
село), этнического, имущественного, зависим от образовательного и культурного уровня, наличия или отсутствия детей, психологических особенностей супругов, семейного стажа и других привходящих обстоятельств.
Важно подчеркнуть, никем прежде не отмеченный факт в диалектике развития семейных форм. Урбанизация значительно модернизировала семью: дети и родители живут в разных домах, а порой и разных городах, но между ними существуют устойчивые связи и взаимопомощь. Изменилось само понятие семьи, в связи с изменением её структуры. Ныне семья - это не только люди, проживающие под одной крышей. Современные транспортные, телефонные и другие средства связи, СМИ создали возможность нового вида семейных объединений. Живя на расстоянии друг от друга, люди осознают себя членами одной большой семьи, включающей в себя несколько нуклеарных семей. Семья стала мультинуклеарной, это новый этап в развитии старого социального института - семья.
Социологи семьи подробно разработали проблемы молодежной семьи, в меньшей степени - семьи среднего возраста, но почти не затронули проблем пожилой семьи. Демография свидетельствует, что частота разводов зависит от возраста супругов. Обычно она достигает максимума между 20 и 30 годами, а минимума в возрастах старше 50 лет. Влияние возраста супругов как фактора стабилизации брака тесно переплетается с продолжительностью брака: максимум разводов приходится на первые 5-10 лет, минимум, приближающийся к нулю - при длительности брака 30 и более лет. Теория социального распределения ролей утверждает, что среди доминирующих мужских качеств приоритетное место занимает запрет на выражение чувств и эмоциональное поведение, невнимание к проблемам здоровья. В целом же в представлении о мужественности всегда присутствует мотив "антиженственности". С возрастом мужские качества тускнеют, страх женственности теряет былую жесткость, вместе с этим отступает противоположность мужских и женских ролей. Супруги приобретают общий язык, становятся родными не по крови, а по долгим прожитым годам, по образу жизни и мысли, по взглядам, привычкам и вкусам. Даже в бывших конфликтных семьях стихают раздоры. Отношения пожилых супругов могут служить лучшим примером, иллюстрирующим теорию символического интеракционизма: каждое движение, жест, выражение лица несут в себе значение, понятное обоим сторонам общения. Каждый из супругов способен предугадать альтернативные поведенческие реакции другого и смоделировать собственное
75
поведение.
Но было бы заблуждением полагать, что для пожилых партнеров мели и рифы в супружеских отношениях позади. Ни возраст, ни семейный стаж не дают гарантий мира и согласия. Лев Толстой убежал от Софьи Андреевны в 82 года, прожив с ней 48 лет. Еще одно заблуждение, что в пожилом возрасте отсутствует необходимость приспособления, как утверждают некоторые авторы (Е.А.Якуба. Социология. Харьков, 1996). В пожилом возрасте под влиянием субъективных и объективных обстоятельств происходят частичные вполне естественные ухудшения зрения, слуха, вкусовых ощущений, замедление реакций, изменения внешности, походки и т.п. Все это отражается на характере и манере поведения. Самому себе человек может казаться малоизменившимся, тогда как партнер фиксирует все эти изменения и ему требуются усилия, чтобы приспособиться к новым ситуациям.
Мы предлагаем следующую типологию отношений между пожилыми супругами: сосуществователи, партнеры-конкуренты, влюбленные друзья.
К типу "сосушествователей" относятся пары, которые живут вместе как бы по привычке, за долгую жизнь у них накопилось столько обид друг на друга, что под их грузом забылось первоначальное чувство, которое объединило этих людей когда-то. Супруги уже "не выясняют отношений", потому что никаких отношений нет, они абсолютно безразличны друг к другу. Как возникают такие пары? Аристофан, создатель мифа о двух половинах, устами Платона объяснил: они соединились не своими половинами и не составили единства. Современные Платоны дают другое объяснение: они не смогли преодолеть барьеров отчуждения, их стремления, установки характеры оказались разнонаправленными.
Второй тип, "партнеры-конкуренты". Этих людей когда-то, в молодые и зрелые годы, объединяло какое-то общее занятие, возможно специальность. Вместе они составляли хороший тандем, движущийся вверх к высотам карьеры. Они постоянно следили за тем, чтобы любая работа, в том числе и домашняя, выполнялась на паритетных началах. На старости лет, когда карьерные мотивы отошли в прошлое, совместные успехи потеряли свою ценность и остались только скука от однообразия, взаимные упреки в выборе для себя более легкого задания, в нарушении основного договора о партнерстве.
Третий тип, "влюбленные друзья". Отношения, построенные на любви и дружбе, которые эти люди сумели пронести через
76
всю жизнь. О такой пожилой паре Андре Моруа писал: "Таким супругам скука не страшна... Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает. Прогулка вдвоем для них так же дорога, как в своё время им были дороги часы любовных свиданий... Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадывается. В одно и тоже время оба думают об одних и тех же вещах. Каждый просто физически страдает из-за нравственных переживаний другого" ("Письма незнакомке").
И.И.Мечников на основе собственных наблюдений отмечал, что "долговечность часто обнаруживается у супругов, не имеющих ничего общего, кроме образа жизни" ("Этюды оптимизма").
И еще одно интересное наблюдение, подтвержденное исследователями разных стран от Нидерландов до Японии. Продолжительность жизни женатых мужчин больше, чем холостых, а у холостых выше, чем у вдовцов. Смертность женатых мужчин от болезней сердца, онкозаболеваний в два раза ниже, чем у разведенных и что самое удивительное в четыре раза ниже от дорожных катастроф. Суицид более чем в четыре раза популярнее у разведенных, чем у женатых.
Сексуальные отношения после шестидесяти. Сексология интегрирует широкий спектр знаний: медицинских, психологических, социологических, философских, исторических, религиоведческих. Проблемы сексуального поведения, как и другие поведенческие проблемы, находятся в исследовательском поле философии и социологии. Достаточно напомнить, что сам термин сексология ввел в научный оборот русский философ Василий Розанов. В наше время самое яркое научное рассмотрение сексологических проблем можно найти в работах известного философа Игоря Кона. Однако, в недавнем прошлом такие проблемы были "выкорчеваны из философского поля". Ни в "Философской энциклопедии", ни в "Философском энциклопедическом словаре" нет статей, посвященных этой проблеме. Как, впрочем, нет соответствующей статьи в новом словаре: "Энциклопедический социологический словарь".
В сознании огромного числа людей, особенно старшего поколения, секс предстает как нечто непристойное, унизительное, с множеством табу и ложных представлений. Свой отпечаток на их сознание наложили христианская мораль и советские идеологические установки. И то и другое по своей сути антисексуально: все телесное для них - низменное, греховное, не соответствующее мораль-
77
ному кодексу. Секс необходим только для продолжения рода. В литературе и искусстве соцреализма устами женщин всегда проповедовался железный принцип: "Прежде думай о Плане, а потом обо мне". Причем основатели научного коммунизма, будучи далеко не аскетами, были гораздо честнее и, безусловно, умнее, чем их последующие толкователи. Ф.Энгельс писал о безнравственности всякого брака, не покоящегося на взаимной половой любви. Ханжески-пуританские установки христианской церкви и советских пропагандистов, находясь во взаимной неприязни, были едины в одном: половая жизнь несовместима с самореализацией личности в сфере труда.
Отличие человеческой сексуальности от репродуктивной функции в мире животных как раз и состоит в социализации этого чувства, его отделении от первоначальной биологической цели, в превращении в цивилизационную особенность человека - возможность любви между мужчиной и женщиной. Карл Юнг, разрабатывая понятие "единение", растолковывал его как "сбегание друг к другу" противоположностей. Продуктом телесного единства является чувственное наслаждение, порождающее единство чувств и мыслей, что и составляет принципиальное отличие биологической репродуктивности от человеческой сексуальности. Духовное общение способно перерасти в телесное общение, тогда как движение в обратном направлении маловероятно.
В культурах мира любовь и секс соединены в различные модели, но все их можно свести к двум группам.
1. Секс не противопоставляется любви и не отождествлен с нею, а образуют единство. Такая интегральная, психофизическая модель присуща большинству великих культур и некоторым направлениям христианства.
2. Секс противопоставлен любви. В таком варианте любовь всегда асексуальна, но из противопоставления секса и любви логически проистекает возможность существбвания не только любви без секса, но и секса без любви. Не случайно среди теоретических изысков постреволюционного времени появились "теории стакана воды".
История культуры секса и любви дает понимание того как и под каким влиянием формировались взгляды старшего поколения на проблемы пола. Конечно, любовь - высшее из чувств, и она не подвластна религии и идеологии, но и отрицать их влияние - нелогично. Над пожилыми людьми довлеет убеждение, что коль скоро они вышли из фертильного возраста, то секс и любовь необхо-
78
димо забыть. Им они "не по возрасту", литераторы и без того немало посмеялись над образами похотливых старикашек. На основании социологических опросов, проведенных в конце 40-х годов, американский профессор Альфред Кинзи пришел к выводу, что большинство пожилых людей, особенно те, кто не имеет высшего образования, имеют ложные представления по этим проблемам, страдают от комплексов и предрассудков, ведущих к трагическим ошибкам в интимной сфере (см. Джун М.Рейниш, Рут Бислей. "Грамматика любви").
У каждого человека под влиянием воспитания, образа жизни, культурных и семейных традиций его среды, генетических, гормональных и нервных качеств складываются свои, только ему присущие представления о характере и нормах сексуального поведения. Индивидуальны сроки начала и окончания половой жизни. Более того, физиологические потенции вторичны по отношению к эмоциональной окрашенности сексуальных переживаний, которое больше зависит от взаимоотношений партнеров, их способности к сопереживанию, коммуникабельности, привязанности друг к другу. Люди с нормальной половой жизнью, как отмечают сексологи, обладают эмоциональным благополучием, сильной иммунной системой, здоровым сердцем и в итоге - живут дольше. Автор, используя биографический подход, подтверждает этот вывод на примерах жизни знаменитых стариков, (основанием послужила книга, построенная на документальном материале, тридцати двух исследователей из США, Великобритании, Франции, Италии и Испании -"Интимная сексуальная жизнь знаменитых людей").
Игорь Кон в книге "Введение в сексологию" приводит данные, полученные американскими геронтологами: "...хотя более половины мужчин и женщин прекращают половую жизнь около 60 лет, приблизительно 15% продолжают её даже после 80 лет". Приводимые результаты опросов пожилых американцев позволяют сделать некоторые выводы об изменениях в характере половых отношений во второй половине XX в. Современный пожилой человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки в таком же возрасте. Кризис традиционных религиозных запретов отделил репродуктивную функцию от сексуально-эротических отношений.
Однако потеря интереса к сексу, интегрированному в любовь как целое, не означает потери интереса к жизни, к естественной, только человеку присущей потребности любить и быть любимым, а секс - это только одно из проявлений любви.
79
Типология отношений пожилых людей и их взрослых детей.
Эта вечная, существующая со времен возникновения человеческого общества тема всегда была обоюдоострой для обоих сторон конфликта. Сменялись поколения, дети становились отцами, а обсуждение этой проблемы не только не смолкало, но разгоралось с новой силой. И.С.Тургенев, написав знаменитую повесть, лишь отразил бытие этой темы для своего времени. Ведь еще Каин не понял Создателя. А притча о блудном сыне? Цари Иван Грозный, Великие Петр и Екатерина не могли похвастаться взаимопониманием со своими наследниками.
Известная история Ветхбго завета рассказывает об отношениях Ноя со своими сыновьями Симом, Хамом и Иафетом. За непочтительное отношение Ной проклял Хама, а его потомство обрек быть рабами у братьев своих. Хамство навсегда переплелось с рабством и холуйством. Холуй послушен и покорен до тех пор, покуда он находится в какой-либо зависимости, но стоит ему почувствовать свою независимость, как маска вежливости и лести срывается. Хам обретает силу, которую направляет прежде всего против ослабевшего хозяина.
К старикам сейчас все чаще применяют синонимы "обездоленные" и "бездомные". Но навряд ли их делает таковыми только размеры пенсии, скорее это делают собственные дети. Кто их выгнал из дому?. Или все старики бездетны? Только ли экономический кризис переживает сегодня наше общество? Если так, то можно надеяться на скорый и счастливый исход из такого состояния. Куда мрачнее перспективы выхода из кризиса нравственного, который всегда имеет длинные и давние корни.
Одна из вечных заповедей, прочитанных Моисеем на каменных скрижалях, и повторенная через полторы тысячи лет Иисусом Христом, гласит: "Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли". Возможно, что это первый рецепт долголетия, причем речь идет не о долголетии родителей, что надо понимать само по себе подразумевается, а о долголетии заботливых детей.
Можно выделить два типа отношения к старикам: геронто-фобия, или "линия Хама", и геронтофилия, или "линия Сима-Иафе-та". По тому, какая из линий является господствующей, можно судить, кто "правит бал" в обществе, гуманисты или гуманоиды - последние "радикально" решали проблемы стариков - они их просто съедали. Отношение общества к своим старикам отражает уровень цивилизованности этого общества, несущего ответственность за
80
социальное, материальное, психологическое, одним словом комфортное состояние людей преклонного возраста. Социальная обязанность молодых людей - сгладить, психологически амортизировать трудности последнего этапа жизни. Поддержка и уважение со стороны молодых явится превентивной мерой, продиктованной их стремлением гарантировать себе аналогичную, благополучную осень жизни.
Отношения между детьми и родителями (в нашем анализе: между взрослыми детьми и престарелыми родителями) можно классифицировать по простейшему, но вечному основанию - отношению родства. При этом мы выделяем четыре сочетания: мать-дочь, мать-сын, отец-сын, отец-дочь.
Рассмотрим лишь геронтофильные варианты отношений. Так ли уж они безоблачны и бесконфликтны? Существует генетическая память, которая подсказывает, что в прошлые времена семья была под властью старшего мужчины, а всем домашним бытом управляла старшая женщина. При рассмотрении отношений "отец-сын" и "мать-дочь" нельзя не упомянуть мнение психологов-фрейдистов о комплексах Эдипа и Электры. Это застарелое, подсознательное соперничество сына с отцом и дочери с матерью способно сохраняться всю жизнь. В мужчине до позднего возраста бунтует тот самый мальчик, который подавляет в себе всякое женское начало и стремится доказать, что он и его мать не единое целое. Экзистенциалист Ж.-П.Сартр, напротив, полагал, что свободными и талантливыми становятся лишь те мужчины, над которыми никогда не довлела тяжелая длань отца. "Хороших отцов не бывает - таков закон..." ( Слова. М., 1966).
Сама система отношений подвергается инволюционному изменению, происходит возврат к прошлому, но стороны при этом меняются местами - младшие начинают опекать старших. Старшие не всегда принимают новые условия игры и новые роли, потому что приняв их, они должны как бы признать свое поражение. "Рокировка" позиций старших и младших чревата разнообразными конфликтными ситуациями. В большинстве своем пожилые люди смиряются с новым поворотом судьбы, подчиняются и теряют всякую самостоятельность, появляется нерешительность, страх что-нибудь напутать. Возможно эта ситуация стара, как мир: ещё Платон иронизировал по поводу стариков, которые "привыкают уподобляться ребенку и стращать своих сыновей". Чтобы чувствовать себя уверенным и собранным, человеку любого возраста необходим самоконтроль, но если кто-то другой берет эту функцию на себя,
81
то проигрывают оба. В стране Лапута Гулливер встретил удивительных обитателей: головы у всех были скошены направо или налево, один глаз смотрел внутрь, другой - прямо вверх, к зениту. Каждого знатного лапутянина сопровождал слуга (по туземному - клай-меноле) с наполненным воздухом пузырем. Этими пузырями они напоминали господину, что надо поздороваться, не стукнуться головой об столб, не упасть в канаву. Порой взрослые дети обрекают себя на роль клайменоле и превращают любимых стариков в кривых лапутян. Бессмысленно стараться отгородить пожилого человека ото всех дел и хлопот, от волнений и стрессов. Такая забота оборачивается для него душевной трагедией. Участие в жизни семьи, посильный труд дает уверенность в собственной полезности. Руководствуясь философским афоризмом Э.Фромма о том, что для того, чтобы любить ближнего, как самого себя, нужно прежде уметь любить себя, следует понять, что пожилой человек, потерявший уважение к себе, теряет уважение к окружающим.
Самарские геронтологи установили интересный факт: состояние здоровья пожилых людей, проживающих отдельно и самостоятельно, но неподалеку (в том же населенном пункте) от родственников, лучше, чем у пенсионеров по возрасту, живущих в семьях своих детей. Следовательно, - считают геронтологи, - пожилые люди должны как можно дольше проявлять самостоятельную заботу о себе и жить отдельно ("Популярная энциклопедия пожилого человека"/ Под ред. Г.П.Котельникова и О.Г.Яковлева).
Геронтофильная гипотеза о связи долгожительства с высоким уважением к пожилому человеку в семье и обществе поддерживается буквально всеми геронтологами. Именно изощренным этикетом почитания людей, "продвинувшихся в годах", объясняют феномен массового долгожительства в ряде этносов в том числе и на Северном Кавказе.
82
Глава VII. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ
Во введении мы писали о том, что Генеральная Ассамблея ООН постановила объявить 1999 год Международным годом пожилых людей и разработала ряд принципов, которые в случае их осуществления должны помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь. Эти принципы объединены в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Рассмотрим их более подробно.
Принцип "независимость" подразумевает, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно.
Принцип "участие" отражает вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать общественные движения или ассоциации лиц пожилого возраста.
Принцип "уход" затрагивает проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального состояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни.
Принцип "реализация внутреннего потенциала" призывает к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Принцип "достоинство" затрагивает вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое об-
83
ращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада в развитие общества.
Осуществление принципов ориентировано на то, чтобы помочь людям старшего возраста вести полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить им условия, необходимые для поддержания или достижения удовлетворительного качества жизни.
Закрепляя особый статус пожилых людей, Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Это служит воплощению в жизнь фундаментальных положений Всеобщей декларации прав человека /1948 год/ о признании достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, о праве каждого на социальное обеспечение, о праве каждого на материальное обеспечение по случаю наступления старости.
Социальная помощь в России. Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации социальной работы с пожилыми людьми России, где доля граждан старших поколений в составе населения составляет 20,5% /в городах - 19,4%, сельской местности - 23,3%. На 100 человек трудоспособного возраста приходится почти 36 человек не трудоспособного возраста. Такой высокий процент пожилых в общей численности населения /примерно на уровне -20%/ сохранится еще долгие годы, по расчетам до 2006. Предполагается, что к 2015 году на одного работающего в России будет приходиться один нетрудоспособный. Причем, среди нетрудоспособных не менее половины составят престарелые.
Во исполнение Указа Президента РФ в России разработана и утверждена постановлением Правительства федеральная целевая программа "Старшее поколение", в которой представлен комплекс мероприятий по улучшению социального обслуживания пожилых людей.
Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 4 августа 1995 года, Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года, Постановления Правительства РФ "О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, государственными и муниципальными учреждени-
84
ями социального обслуживания" от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О ветеранах" от 30 апреля 1996 года.
В соответствие с федеральным законодательством определены следующие формы социального обслуживания пенсионеров:
- социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (срочного) пребывания учреждений социального обслуживания;
- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
- срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;
- социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям. (Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан", ст. 16.)
Порядок оплаты всех видов обслуживания регламентируется федеральным законом.
Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Социальные работники, занятые оказанием помощи на дому, прежде всего, насколько возможно, скрашивают жизнь самим обездоленным, в сложившихся условиях лишенных самого необходимого -человеческого общения. Служба помощи, ее работники только тем, что они систематически навещают одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере, избавляют их от вынужденного одиночества.
Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно Положения о центре социального обслуживания, к таким услугам относятся: доставка на дом продуктов питания из магазинов, с рынка; доставка горячих обедов из столовых, необходимых товаров и лекарств, гуманитарной помощи; оформление различных коммунальных и других платежей, сдача вещей в ремонт. По поручению подопечного социальный работник свяжется с нотариусом, вызовет врача, поможет
85
написать письмо родственникам, оформит необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат). Некоторые территориальные центры расширяют рамки и этого довольно широкого перечня услуг.
Как видно из перечня социальные работники оказывают преимущественно услуги по удовлетворению первичных, жизненных потребностей витального, физиологического характера. В центре внимания оказывается внешняя социальная ситуация, тогда как психологические переживания личности, проблемы общения, контактов, страхов, отчуждения, экзистенцианости остаются вне поля действий социального работника, что объясняется, прежде всего, некомпетентностью сегодняшних социономов в оказании психосоциальной помощи. Для такой помощи необходима индивидуализация отношений "соционом-клиент". "Осуществляя дифференцированный подход как ключевой подход к обеспечению социальной защищенности пожилых людей, можно не только создать условия для обеспечения физического существования пожилых, но и поддержать их потенциал как социально активной группы: определенную часть вовлечь в общественно-полезный труд, в воспроизводство национальных традиций культуры, обычаев, создать в социуме в отношении пожилых людей такой морально-психологический климат, при котором они не чувствовали бы себя людьми второго сорта, балластом" ("Теория социальной работы" /под ред. Е.И.Холосто-вой).
После создания служб социальной помощи на дому резко сократились очереди для поступления в дома-интернаты среди людей, лишенных возможности к самообслуживанию, нуждающихся в помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, с прежним стилем жизни. Центры социального обслуживания не ждут, когда к ним обратится за помощью пенсионер, они сами идут и определяют тех, кто нуждается в их поддержке.
Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в районных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические палаты. В таких палатах пенсионеры проводят по несколько месяцев, подлечившись - возвращаются домой.
Во многих центрах социального обслуживания созданы с-тационарные отделения. Формы работы стационара близки к деятельности домов-интернатов, но пребывание здесь временное (от
86
одной недели до трех месяцев),Такая форма обслуживания особенно притягательна для тех пожилых людей, которые временно утратили способность к самообслуживанию, но не хотят покинуть по-своему уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит психологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого человека в дом-интернат.
Другая форма работы - отделения дневного пребывания. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть невидимую беду - одиночество, освободить от замкнутости на грустных стариковских мыслях. В таких отделениях сотрудники стараются создать хотя бы подобие домашней обстановки, гостеприимной гостиной, в которой приятно общаться со знакомыми, заводить новые знакомства. Здесь же можно получить дов-рачебную помощь, оздоровительные процедуры, бесплатное или льготное питание. В таких отделениях организуются различные виды посильного труда, где можно и подзаработать шитьем, рукоделием, ремеслом. Можно снова ощутить свою полезность. Клиенты дневного отделения совместно отмечают праздники, дни рождения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь грустными, как прежде.
Социологические исследования пациентов дневного отделения, анкетирование с вопросом, что привлекает их в таком отделении. 74% ответили: желание общаться, совместно проводить время, участвовать в праздничных мероприятиях. Последнее особенно понятно - никогда одинокий человек так остро ни переживает свое одиночество, как в праздничные дни, если он в такой день находится в четырех стенах и ему некому сказать и не от кого услышать: "Поздравляю!". 26% признались, что для них главным мотивом является желание получить бесплатный обед, 29% порадовались возможности избавить себя от процесса приготовления пищи.
Центры организуют работу с пенсионерами по месту жительства, создавая различные клубы по интересам. Эти объединения носят как правило названия с претензией на поэтичность: "Серебряная ниточка", "Фронтовичка", "Поздняя радость" и т.п. Заседания клубов привлекают значительное число пенсионеров и не только тех, кто одиноки, в них с удовольствием участвуют и семейные пары. Нередко эти пары возникают здесь же.
Результаты социологического исследования, проведенного в 1995 г. в Москве, показали, что абсолютное большинство опрошенных пенсионеров (92%) отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дома-интернаты, даже те из них, кто живет
87
в коммунальных квартирах. Возможно образ 2-го дома социального обеспечения старгородского госстраха из "Двенадцати стульев" крепко сидит в сознании старых людей. Когда вышла в свет знаменитая книга они были еще задорными комсомольцами, но им запомнились одеяла, с пугающей надписью "Ноги"; призывы: "Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу", "Мясо -вредно".
Причины, заставляющие стариков переезжать в такие учреждения, можно расклассифицировать по трем группам: социальные /отсутствие жилья или угроза его утратить, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания/; медико-социальные /необходимость постоянного медицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции/; психологические /семейные конфликты, грубое отношение окружающих, одиночество/. Статистические данные показывают, что 88% людей, находящихся в домах интернатах страдают психическими отклонениями; у 68% ограниченная двигательная активность; от 62% до 70% не в состоянии себя обслужить. Ежегодно умирает 25% проживающих. Невеселая статистика...
По результатам социологического исследования, проведенного в домах-интернатах для престарелых, Резников С.Г. и Рожков А.Г. отмечали, что среди поступающих в этих учреждения растет число лиц в возрасте 70-79 лет, и особенно от 80 лет и старше, тогда как пенсионеры до 70 поступают все реже, стремясь жить самостоятельно. Эти же авторы отметили интересную социально-психологическую особенность в поведении пенсионеров, проживающих в домах-интернатах: длительность одинокого проживания мужчин до поступления в интернат значительно меньше, чем у женщин - 15 и 25 лет соответственно. То есть мужчины, по мнению авторов социологического исследования, труднее переносят одиночество и охотнее переселяются в эти дома. Исследование подтверждает мысль о том, что Понятия одинокие и одинокопроживающие люди не тождественны - среди проживающих в домах-интернатах - 37 % имели детей (Coц Ис N1/91).
В современных условиях становится все более очевидным, что необходимо каким-то образом заставить недвижимость (чаще всего - квартира), имеющуюся у одиноких стариков, "работать" на пользу владельцев, одновременно оградив их от посягательств недобросовестных и криминальных элементов не только на жилье, но и на саму жизнь стариков.
В Ростовской области есть опыт решения этой проблемы
путем рентного залога жилья и поддержки жизненного уровня одиноких пенсионеров. Суть его в том, что пенсионер заключает договор с предприятием о продаже тому своей квартиры с условием пожизненного проживания в ней. Предприятие ежемесячно выплачивает пенсионеру содержание в размере двух минимальных пенсий и такую же сумму - центру социального обслуживания, гарантирующему пенсионеру ряд социальных, бытовых и медицинских услуг. Предприятие берет на себя также обязанность поддерживать хорошее техническое состояние квартиры.
У москвичей более богатый опыт такой деятельности, но, к сожалению, в том числе и криминального характера, когда к доброму делу примазываются различные авантюристы, которых сейчас стало гораздо больше, чем одиноких старушек с квартирой.
Хватает мошенников и для каждого желающего приобрести таким образом квартиру. Опекуну часто грозит опасность остаться и без денег, и без квартиры. Разного рода маклеры и риэлторские фирмы, готовы быстро и без затей обмануть и старушку -владелицу квартиры, и претендента на роль ее терпеливого попечителя.
Социологические опросы показывают, что абсолютное большинство клиентов службы социальной помощи выражает признательность, благодарность и доверие своим опекунам - социальным работникам, однако, по данным тех же опросов, они хотели бы видеть в социальных работниках людей более великодушных, понимающих, способных к состраданию. В этом желании кроется затаенная потребность пожилых людей в большем внимании к себе, к личности, в добром, всепонимающем взгляде и заботливой умелой руке. В то же время клиенты недовольны слабой профессиональной подготовленностью социальных работников. Это и понятно, среди этих работников много случайных людей: новое дело всегда притягивает дилетантов.
Социально-демографическая группа "третьего возраста" чрезвычайно неоднородна по поло-возрастным, семейным, образовательным, культурным и другим характеристикам. В России на современном этапе социальная работа с пожилыми людьми ограничивается социальным обслуживанием, что объясняется проблемами финансирования этой работы и слабой, в среднем, профессиональной подготовкой практических социальных работников.
По-настоящему не существует серьезных социологических или психологических исследований характера отношений "социальный работник - клиент" и основанных на базе этих исследова-
89
ний практических рекомендаций. Однако, есть уникальная в своем роде повесть "Тяжелый день", опубликованная на русском языке в журнальном варианте в "Иностранной литературе" N 4/1991. Автор Дердь Конрад - венгерский писатель, много лет проработавший инспектором опекунского ведомства /венгерский вариант социальной службы/ в густонаселенном районе Будапешта и знающий социальную работу "изнутри". Повесть написана от первого лица. Психологические зарисовки, сделанные писателем, способны посрамить некоторые учебные пособия по социальной работе.
"Меня словно заставляют глотать какие-то, размером, с кулак комья грязи, которые я не в силах переварить, ни исторгнуть... За десять лет я , должно быть, не менее тридцати тысяч раз произнес: "Садитесь, пожалуйста"... Клиенты ко мне приходили по крайней необходимости, ища помощи. У большей части из них беда была тяжелой и плотной, как гранитный валун, всеохватной и неизлечимой - так, во всяком случае, казалось мне в этой комнате, где фразы вроде: "Поверьте, это такая боль", или "Не могу, не могу больше", или "Выхода нет. Погибаю",- так же естественны и повседневны, как пронзительный визг на аттракционе "американские горы". А расспросы мои напоминали скорее тот вариант хирургического вмешательства, когда врач спешит зашить только что вскрытый орган, не трогая опухоли.
...один-два профессиональных вопроса - и слова полились рекой. Вопросы должны быть подобно скальпелю в пальцах хирурга и одновременно руке матери на животике у больного ребенка".
Всякая услуга социального работника может обернуться интервенцией в личную жизнь клиента. Осуществлению услуги должен предшествовать ответ на вопрос: не принесет ли такая услуга вреда клиенту? Каким будет реальный эффект? Старики, страдающие от невыносимого гнета домочадцев, могут препятствовать вмешательству из чувства стыда или страха.
К.Дердь от имени своего героя описывает душевные переживания работника, ведет сквозь лабиринт событий, раздумий, уместившихся в один-единственный день. Горькие раздумья и все же он заканчивает и повесть, и раздумья длинным монологом, суть которого в последних фразах: "Однако тем временем я жду своих клиентов... пусть приходят те, кто не способен жить с другими людьми в согласии... пусть приходят кто хочет: один из нас будет говорить, другой - молчать; по крайней мере мы будем не одиноки".
Социальная работа требует отдачи душевных сил, житейского опыта, но еще и понимания психологических, этических, юри-
90
дических и других проблем, возникающих у пожилых людей и при общении с ними.
Социальная работа в России имеет свою многовековую предысторию. Благотворительность и милосердие являются генетически определенными чертами национального характера россиян и они же являются необхбдимыми компонентами социальной работы. Общественная благотворительность в России получила свое развитие еще в домонгольский период. Российская культура буквально пронизана идей милосердия. От Владимира "красное солнышко", от пушкинского призыва милости к падшим, от толстовства, до са-моотреченности страстной защиты прав человека Андреем Сахаровым.
Вековые традиции нашей страны создали благодатную почву для создания социального института милосердия. Не случайно, что при всех трудностях нашего времени социальная работа в России за короткое время приобрела четкие организационные формы, научное осмысление и учебную базу. Теория и методика российской социальной работы открыты для включения мирового опыта этой работы, ведь ее проблемы /в первую очередь проблемы помощи пожилым людям/ носят поистине интернациональный характер.
Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми людьми.
В любой стране люди стареют, уходят от дел, переживают от связанного с этим снижения доходов, сужения круга общения, старческих болезней и т.д. В разрекламированное представление о выходе на пенсию как о приятном погружении в "золотые годы" - бесконечный "уик-энд" свободы и радости, больше верят молодые люди, которые об этом пишут, чем те, кто переступает черту между работой и пенсией, от заработной платы к пенсионной системе. И дома - в "пустое гнездо" приходит "пустое время". Невозможно переделать трудовой ежедневный ритм на бесконечные прогулки, путешествия, начинать и заканчивать день чтением романов или просмотром боевиков. Можно выбросить за ненадобностью литературу по специальности, но как поступить с накопленным и нево-стребуемым запасом специальных знаний и опыта?
Пенсионерами американцы /и мужчины, и женщины/ становятся по достижению 65 лет. Понятно, что рост продолжительности жизни увеличивает число пенсионеров. По разным оценкам, к 2000 году их будет в США от 32 до 35 млн человек.
По инициативе президента Р.Рейгана в 1978 году был принят Закон, в соответствии с которым запрещается дискриминация
91
пожилых людей при приеме на работу по возрасту / до 70 лет/. В то же время поправками к Закону о социальном обеспечении, принятыми в 1983 году, предусмотрено постепенное увеличение возраста выхода на пенсию, сначала до 66 лет к 2000 году, а через пять лет -еще на один, год. В Норвегии, Дании, Исландии и некоторых других странах уже сейчас возраст выхода на пенсию - 67 лет.
Проект Программы пенсионной реформы в Российской Федерации не предусматривает законодательного повышения пенсионного возраста, хотя он самый низкий во всем мире, но предлагаются меры материального стимулирования более позднего выхода на пенсию мужчин и женщин.
Еще один контраргумент к мифу о "золотом времени" пенсионеров-американцев: по данным официальной американской статистики 15% пенсионеров живут за чертой бедности и вынуждены искать работу. В поисках работы пенсионерам оказывают помощь государственные и общественные организации, биржи труда. Для пенсионеров специально резервируются места с полной или частичной занятостью, но обычно это малопривлекательная и низкооплачиваемая работа, кроме того, требуется изрядная доля терпения и настойчивости, чтобы в пожилом возрасте освоить новую специальность, адаптироваться на новом месте работы.
По данным Госкомстата России ("Россия в цифрах" Официальное издание. 1996 г.) средний размер пенсии россиян ниже прожиточного уровня, однако тот же справочник сообщает, что в службы занятости страны обратилось 166 тысяч пенсионеров (мизерный процент от общего числа пенсионеров), но только 31 тысяча из них бьщи трудоустроены.
Предприниматели США организуют специальные семинары для своих работников, находящихся в предпенсионном возрасте. На таких семинарах рассказывается, как применять правила социального обеспечения и системы медицинской помощи, каково обеспечение дохода пенсионеров со стороны предприятия. Службы социальной помощи, работающие с пожилыми людьми берут на себя юридические, финансовые и психологические консультации. Геронтологи советуют, что необходимо заранее готовиться к выходу на пенсию. Но несмотря на закрепившуюся за американцами репутацию прагматичных людей, они неохотно участвуют в работе таких семинаров. В некоторых случаях администрация требует обязательного присутствия. Нежелание становиться "семинаристом", возможно объясняется тем, что принять участие в таких занятиях, значит подтвердить свое намерение о скором уходе на пенсию.
92
В домах для нетрудоспособных живут в основном престарелые люди, нуждающиеся в долговременном уходе, их средний возраст - 84 года. Большей частью это женщины, никогда не состоявшие в браке и не имеющие детей. Американцы не бросают своих стариков-родителей на произвол судьбы, хотя такой миф все еще имеет хождение. Они стараются ухаживать за ними сами.
Большинство домов для нетрудоспособных /80%/ в США приносят прибыль концернам, которые ими владеют, но финансируются государством. Государство выдает лицензии и контролирует соответствие нормативам условия содержания в них. Нормативы имеют федеральный характер, то есть обязательны для всех учреждений такого типа.
Часть домов имеют некоммерческий характер и принадлежит различным благотворительным и религиозным организациям или государству. Все конфессии США (наиболее значительные - протестантская, католическая и иудейская) имеют свои благотворительные организации, в том числе и дома для престарелых, но клиентами являются не только единоверцы, а люди принадлежащие другим религиозным общинам. В штатах этих организаций много добровольцев - мирян.
Частные пансионаты отличаются тем, что в них для пенсионеров предоставляются услуги различного класса, в зависимости от размера вносимой платы. Для состоятельных постояльцев - роскошные апартаменты с обилием обслуживающего персонала. Для малообеспеченных - дешевые заведения с несколькими жильцами в одной комнате и минимумом услуг. Персонал государственных учреждений: один врач, одна медсестра и технические работники. И все-таки, даже те, кто живет в суперкомфортабельных домах престарелых, называют их "мягкими, дорогими, но тюрьмами".
С начала 70-х годов рост числа людей 85 лет и старше, неспособных обходиться без посторонней помощи, стал настолько значительным, а расходы по их содержанию столь большими, что американцы решили перенять британский опыт организации центров дневного ухода за престарелыми.
Центры дневного ухода в США, хотя и опирались вначале на британскую модель, имели принципиальное отличие: здесь разделены медицинские и социальные услуги. Дневной уход предназначен для тех, кто не может быть оставлен без присмотра в дневное время, но не нуждается в стационаре. Центры помогают и одиноким старикам, выводя их из изоляции. Помощь оказывается и тем старым людям, которые живут в семье, с тем, чтобы эти семьи об-
93
рели нормальный режим жизни.
За весь XX век во время вооруженных конфликтов погиб один миллион американцев. Американцы проявляют особую заботу о ветеранах вооруженных сил и тех, кто служил в военное время. Еще в 1636 году отцы-пилигримы, основатели государства, приняли закон, по которому, если человек был послан на поле боя и вернулся калекой, то общество обязано обеспечить ему нормальное существование до конца его жизни. Президент США Авраам Линкольн призывал заботиться о тех, на кого легли тяготы сражения, об их вдовах и сиротах.
Медицинские исследовательские, образовательные и клинические центры занимаются поисками высокоэффективных способов лечения пожилых ветеранов.
Американские геронтологи основательно и подробно рассматривают проблему жилья для престарелых граждан. Альтернативой домов для нетрудоспособных выступает проектирование специальных зданий, приспособленных для проживания функционально неполноценных людей. В европейских странах уже существует сеть широкомасштабных программ строительства подобных домов. Есть они ив России. Этот путь представляется перспективным, поскольку позволяет экономить на услугах, и в то же время обеспечивает максимум самостоятельности для пациентов, предусматривает улучшение условий проживания, общения, отдыха, медицинского обслуживания.
В Дании вообще больше не строят интернаты для престарелых, вместо этого строятся отдельные жилища, приспособленные к потребностям пожилого человека. Они могут располагаться в обычных домах или строиться отдельно. Некоторые дома для престарелых уже переоборудованы в дома с отдельными квартирами и названы "центрами для пожилых граждан".
В политическом лексиконе Америки прочно удерживается выражение: "неразбериха в системе социальной помощи". Чиновники этой системы "страдают" всемирно известной, традиционно-профессиональной "болезнью" - бюрократизмом, с сопутствующим невнимательным отношением к клиентам.
В нескольких американских школах введено обучение детей сопереживанию /эмпатии/, дети учатся понимать страдания других людей, сочувствовать их бедам. Это называется - "походи в чужих ботинках". Отрадно отметить, что в осуществлении этой идеи возникло сотрудничество американских и российских педагогов. В США активно поощряется деятельность молодых добровольных
94
энтузиастов шефской работы.
С людьми старшего возраста систематически работают студенты, приобретая при этом профессиональный опыт социальной помощи пожилым. Они делают покупки, посещают их на дому, а если те ложатся в больницу, то проведывают их и там. Город платит студенту 4-5 доллара в час примерно за 12 часов в неделю. Итак, везде свои удачи и свои проблемы.
Таким образом, изучение зарубежного опыта социальной работы абсолютно необходимое дело, потому что сущность социальной работы - интернациональна, она основывается на общечеловеческом опыте. Но формы этой работы имеют национальные особенности, следовательно, трансферт должен осуществляться со строгим, дотошным учетом собственной специфики.
95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом можно полагать, что исследовательские задачи, поставленные автором, решены. Однако, автор отдает себе отчет в том, исследование столь многогранного процесса, как старость, несмотря на все усилия автора, не могут охватить всех сторон и дать законченное решение проблемы. Её значимость для массового сознания стремительно возрастает. Вне круга предпринятого исследования остался ряд других аспектов: экономические последствия демографического старения; проблема старения государства, поставленная еще Гегелем; учение Льва Гумилева о старении этносов как биосоциальном явлении; проблема старения научных кадров и самой Науки; взаимоотношений представителей первого и третьего поколений, то есть дедов и внуков; правовая защита старости; социальная работа с пожилыми людьми; социальное обеспечение в старости. Эти проблемы требуют своего дальнейшего изучения.
96
ЛИТЕРА ТУРА
Введение.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии.
Л., 1974
Антология социальной работы, в 3 т. М., 1995
Дмитриев А.В. Социальные проблемы пожилого возраста. М., 1980
Дупленко Ю.К. Старение: очерки развития проблемы. Л.,1985
Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. ,М., 1978
Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1987
Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1964
Популярная энциклопедия пожилого возраста. Самара, 1996
Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997
Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво. М., 1995
Социальная геронтология: современные исследования. М., 1994
Старость. Популярный справочник. М., 1996
Успехи геронтологии. Вып. 1., СПб., 1997
Чеботарев Д.Ф. Геронтология и гериатрия. М.,1984
Шапиро В.Д. Человек на пенсии/ Социальные проблемы и образ жизни. М., 1980
Энциклопедия социальной работы. В Зт. М.,1993-1994
Демография старения.
Бедрый М.С. Медико-демографическое изучение населения. М., 1979 Бедный М.С. Продолжительность жизни в городах и селах. М., 1976 Бобров Л. Поговорим о демографии. М., 1974
Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 986 Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. М., 1982 Волков А.Г. Семья - объект демографии. М., 1986 . Демография. М., 1997 Дональдсйн Н. Как они умерли. М., 1995 Гаврилов Л.А. Может ли человек жить дольше? М., 1985 Менделев Д.И. Заветные мысли. М., 1995. Население. Энцикл. словарь. М., 1994 Население мира. Демографический справочник. М., 1989 Население третьего возраста. М., 1986 Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993 Проблемы народонаселения. М., 1977 Россия в цифрах. Краткий стат. сб. М., 1966 Рязанцев С. Философия смерти. СПБ. 1994
Сорокин П. А. Современное состояние России.// "Новый мир" N4,1992 Урланис Б. Избранное. М., 1985 Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. 1978
97
Кваша А.Я. Что такое демография? М., 1985 Шингарев А.И. Вымирающая деревня. СПб., 1907 Штемпель Д. Население мира в 2000 году. М., 1988
Генезис геронтологического знания.
Аристотель. / Метафизика. В 4 т. т.1. М., 1975 Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977 Брэг Поль. Чудо голодания. Минск, 1994 Бэкон Ф. В 2т./ Великое Восстановление Наук, т.1 М., 1971 Верещагин В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток, 1988
Висьневска -Рошковска. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989 Геронтология и гериатрия /Ежегодн./. Киев, 1987 Геронтология и гериатрия /Ежегодн./. Киев, 1988
Гуфеланд X., Курцмен Д. Время жить /искусство продления жизни/, СПб, 1996 Гласе Дж. Жить до 180 лет. Минск, 1994 Давидович В.Е. В зеркале философии. Р-Д.,1997
Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л.,1980 ЗолотухинзтАболина Е.В. Страна философия. Р-Д., 1995 Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991 Канунго М. Биохимия старения. М., 1982 Кемпер Иоганнес Легко ли не стареть? М., 1996 Комфорт А. Биология старения. М. 1967 Кристоль Робер Секреты молодости. Минск, 1995
Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! /Победа над старением и продление человеческой жизни. М., 1982 Рубакин А. Похвала старости. М., 1979 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951
Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. Ульяновск, 1995 Пожилые люди в нашей стране. М., 1977 Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990 Соловьев B.C. Избранное. М., 1990
Султанов М.Н. Азербайджан - страна долгожителей. Баку. 1981 Тысяча советов "на здоровье". М., 1971 Феномен долгожительства. М., 1982
Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. М., 1975 Фолсом К. Происхождение жизни. М., 1982
Фролькис В.В. Долголетие: действительное и возможное. Киев. 1989 Фролькис В.В., Мурадян Х.К. Экспериментальные пути продления жизни. Л., 1988 Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988 Фромм Эрих. Человек для себя. Минск, 1992 Ханна Т. Искусство не стареть. СПб. 1996 Шенкман С. Мы - мужчины. М.,1977
98
Социология старения.
Антонов А.И., В.М.Медков. Социология семьи. М., 1996
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993
Гидденс Э. Социология. Челябинск, 1991
Лубченков Ю., Романов В. Любовь и власть, т.1, Вильнюс, 1991
Ноймайр А. Диктаторы в зеркале медицины. Р-Д., 1997
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М., 1995
Смелзер Н. Социология. М., 1994
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992
Социология молодежи. СПб., 1996
Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989
Чазов Е. Здоровье и власть. М., 1992
Психология старения.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1980 Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Минск. 1992 Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1994 Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994 Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М., 1987 Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992 Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., 1991 Годфруа Ж. Что такое психология, В 2т. М.,1992 Забродин Ю.М., А.Н. Психофизиология и психофизика. М.,1977 Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984 Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб., 1994
Качкин А.В. Особенности стиля жизни пожилого человека./ Пожилой человек. Ульяновск, 1995
Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей. М., 1995 Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. М., 1995 Кристи Н. По ту сторону одиночества. Калуга, 1993 Курбатов В.И. Женская логика. Р-Д., 1993 Лабиринты одиночества. М., 1989
Литвинцева Н.А. Психологический автопортрет. М., 1996 Меткалф С., Фелибл Р. Юмор - путь к успеху. СПб., 1997 Нейдхард Д., Вейнштейн М., Конри Р. Властелин эмоций. СПб.,1997 Неплох Я.М. Человек, познай себя. Записки психиатра. СПб., 1991 Рукерт Д. Четвероногие целители. СПб., 1997 Самуэлс Э. Юнг и постьюнгианцы. М., 1997 Сартр Ж-П. Слова. М., 1996
Стивене Д. Приручи своих драконов. Как обратить свои недостатки в достоинства. СПб., 1995 Стоун И. Страсти ума или жизнь Фрейда. М., 1994
99
ФантиС. Микропсихоанализ. М., 1995
Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991
Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Изб. соч. М., 1991
Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск, 1993
Хамитов Н. Философия одиночества. Одиночество женское и мужское. Киев, 1995
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993
Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб., 1997
Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995
Стресс и фрустрация.
Азон Б. Стресс излечим. М., 1994
Виткин Д. Женщина и стресс. СПб., 1996
Виткин Д. Мужчина и стресс. СПб., 1996
Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. М., 1995
Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979
Фонтана Д. Как справиться со стрессом; Перри Г. Как справиться с кризисом;

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>