<< Предыдущая

стр. 13
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Спрятать от супруга пульт дистанционного управления.
Забросить белье в стиральную машину.
Прогреть автомобиль.
Хотя у вас, вероятно, редко будет даже пять секунд свободного вре-
мени, а тем более пять минут, подумайте о том, на что их можно потра-
тить. Когда такой случай действительно представится, у вас будет на
выбор несколько продуктивных вариантов. Воспользуйтесь ими.


Доводите начатое дело до конца
В мире, где время всегда гонится за нами по пятам, легко привык-
нуть не доводить дела до конца. Мы заблуждаемся, полагая, что рабо-
таем больше и усерднее, если одновременно занимаемся несколькими
делами, но в действительности мы можем замедлить темп работы,
а также рискуем снизить ее качество.
Скажем, вы одновременно занима-
етесь тремя делами. Вы начинаете
с задачи 1, которая вам нравится мень-
ше всего, но, следуя нашему совету, вы
пытаетесь сначала заняться ею. Почти
сразу она надоедает вам, и вы думае-
те о сотне других дел, которыми мог-
ли бы заняться. Вы убеждаете себя
в том, что если вы смените занятие,
то вам станет легче. Таким образом,
вы начинаете заниматься задачей 2.
Она стоит на втором месте в вашем
списке, потому что она лишь немного
приятнее, чем задача 1. Само собой ра-
зумеется, что вы также довольно бы-
стро теряете интерес к задаче 2. Теперь в процессе принятия решения
участвует ваше «я». Конечно, имеет смысл закончить первые две зада-
чи и избавиться от них, но вы сообразительный и знающий свое дело
работник, так почему бы не начать какое-нибудь третье дело только
для того, чтобы нарушить монотонность первых двух? И вы приступа-
ете к решению задачи 3.
Вы наслаждаетесь задачей 3, но знаете, что другие две задачи все же
должны быть закончены, и это омрачает вашу радость от выполнения
задачи 3. В глубине души вы думаете о том, как можно завершить два
других дела. Так что вы постоянно бегаете туда-сюда. Каждый раз, когда
вы мечетесь от одной задачи к другой, вы теряете сосредоточенность
и должны начинать все сначала. Потеря сосредоточенности равнозначна
потере времени. Также вероятно, что, поскольку вы бегаете от одного
дела к другому, вы никогда не сосредоточитесь лишь на одном из про-
ектов. Это, в свою очередь, означает, что вы выполните работу гораздо
хуже, чем можете, даже когда занимаетесь решением тех задач, кото-
рые доставляют вам наслаждение.
Все это выглядит как настоящее
мученье, не так ли? Но именно эту
сцену мы разыгрываем ежедневно.
У нас всегда есть какое-нибудь дело
и никогда нет на него достаточно вре-
мени, так почему бы все не совместить
и по крайней мере придать этому ви-
димость сверхчеловеческих усилий?
Есть несколько причин/предлогов,
которые мы придумываем, чтобы оп-
равдать свое дальнейшее движение
вопреки незаконченным делам: «Мне
нужен перерыв», «Появилось что-то
более важное», «Я испорчу себе здо-
ровье, если буду слишком долго зани-
маться этим», «Завтра у меня будет
больше времени на это дело». Зна-
комо ли вам какое-либо из этих
объяснений? Сможете ли вы хоть
что-нибудь сделать, постоянно начи-
ная новые дела и не доводя их до
конца?
Полезно разбить большую зада-
чу на части, но определите, какими
будут эти части. Только не говорите себе, что вы будете работать, пока
у вас есть силы, — это удается редко. Поставьте себе конкретные цели,
которых нужно достичь. Настройтесь на достижение одной цели за раз.
Возможно, когда вы начнете работу над проектом, вам будет легче идти
к цели, пока она находится в вашем поле зрения. Если вам просто не
удается придерживаться ее, прервитесь ненадолго, так чтобы во время
этого перерыва вы не успели заняться чем-то другим. Встаньте и ра-
зомнитесь, выйдите ненадолго на
улицу или просто закройте на мину-
ту глаза. Перерыв должен освежить
вас, не отвлекая полностью от дела.
Как только вы закончите первый
проект, у вас появится такое прият-
ное ощущение успеха, что захочется
сразу взяться за следующее дело.
Хорошо, возможно, у вас не будет
столько энтузиазма, но вы будете
более уверены в себе и выполненной
вами работе.


Делайте
все как надо
с первого раза
Сколько раз вы слышали это от
матери? В этих словах скрыта глу-
бокая мудрость. Когда нам не хва-
тает времени, мы часто думаем, что
успеть что-то сделать — это дей-
ствительно хорошо. А если сделать
много дел, то это просто замеча-
тельно. Но учитываем ли мы, на-
сколько хорошо сделаны эти дела,
или мы так хотим побыстрее закон-
чить их, что нам уже не до качества?
В сегодняшнем быстро меняющем-
ся мире о человеке судят по тому,
насколько быстро он решает сто-
ящие перед ним задачи. Следова-
тельно, в центре внимания находит-
ся завершение работы, а не ее каче-
ство. Многие люди не понимают,
что эти оценки сиюминутны и мало
на что влияют в долгосрочной пер-
спективе.
В центре нашего внимания —
экономия времени, но, занимаясь
ею, вы не должны рисковать каче-
ством выполняемой работы. Вы мо-
жете считать, что у вас просто нет
времени, чтобы сделать работу хоро-
шо, но это заблуждение. На самом
деле у вас нет времени, чтобы не де-
лать работу хорошо.
Вспомните времена, когда вы
были молоды и вам так хотелось схо-
дить на бейсбольную игру между
местными командами. Одно лишь
стояло на пути: беспорядок в вашей
спальне. Мать решительно отказыва-
лась отпустить вас на игру, пока вы
не приберетесь в комнате. И что же
вы сделали? Вы решили, что бейс-
больная игра не может подождать,
пока вы наведете полный порядок в
комнате. Вы свалили всю одежду
кучей в чулан (чистую вместе
с грязной); запихнули туда жур-
налы, школьные тетради и кон-
фетные обертки из-под кровати; за-
крыли одеялом все, что лежало на
кровати, прикрыв бугры подушками.
Затем вы вышли из дому, не заду-
мываясь о беспорядке, оставленном
без внимания.
Однако мать догадалась (возможно, из-за запаха, который проникал
из-под двери спальни) о вашем обмане. Итак, вспомните, как вы про-
вели следующие выходные. Конечно, ваша комната была в еще худшем
состоянии, чем прежде, и поскольку вы не удосужились хорошо убрать
ее в первый раз, во второй раз это заняло по крайней мере вдвое боль-
ше времени, чем потребовалось бы раньше. Так что вместо того, чтобы
пропустить половину бейсбольного матча в прошлые выходные, вы про-
пустили всю игру в эти.
Мы все виновны в сценах, подобных этой, и такое случалось не толь-
ко в нашем детстве. Нам так не хватает времени, что мы легко убежда-
ем себя, будто довести дело до конца, независимо от качества, лучше,
чем оставить его незаконченным. Мы снижаем наши личные стандар-
ты, чтобы увеличить количество сделанных дел. Некоторые проекты
незаметно промелькнут мимо, но другие будут остановлены и оценены
по качеству их выполнения. Когда такое случится с работой, которую
делали вы, оценка ее другими людьми также снизится. Это значит, что
вам нужно будет потратить время и на более усердную работу, и на
восстанавление своей репутации. Иногда нужно изменить или полно-
стью переработать сами проекты. Вы потеряете время, необходимое вам
для того, чтобы сначала собрать недостающий материал, а также вре-
мя, которое потребуется на обновление проекта.
Чтобы сделать все как надо с первого раза и за разумное время, вам
нужно подготовиться заранее. Подготовка играет важнейшую роль
в безупречном выполнении большинства задач. Не думайте, что вы мо-
жете просто «ускориться» и закончить важный проект без надлежащей
работы, требующей беготни. Плохо выполненная работа в какой-то
момент обязательно будет замечена, и она не стоит того, чтобы риско-
вать своей репутацией.
Следуя совету своей матери и делая все как надо с одного раза, вы
сэкономите время и энергию, которые потребуются, чтобы переделать
работу. Кроме того, вы станете более уверенными в себе, ваше общее
отношение к работе улучшится, в результате вы сможете эффективно
работать в более спокойной обстановке.



Важность слушания
Если вы когда-либо посещали занятия по коммуникации, то знаете
о важности слушания. Но известно ли вам о том, что оно также эконо-
мит ваше время?
Вы должны понимать, что слушать — не то же самое, что слышать.
Слышать — это процесс восприятия и регистрации звука через ухо.
Слушание требует, чтобы вы активно участвовали в понимании того,
что услышали. Довольно часто люди не понимают различий между
этими процессами. Активное слушание — это навык, который вы мо-
жете использовать во всех областях жизни, а не только для управления
временем. Поскольку этим навыком владеют немногие, вы, овладев им,
выделитесь из общей массы.
Активное слушание поможет вам управлять временем. Например,
оно позволит вам понимать указания с первого раза, так что вам не
придется переспрашивать снова и снова. Оно способствует уменьше-
нию числа допускаемых вами ошибок. Оно сделает вас более осведом-
ленным и укрепит вашу уверенность в себе. Однако имейте в виду, что
это навык, а навыки надо отрабатывать; следовательно, это также по-
требует времени.
Вот некоторые рекомендации по активному слушанию.
Отбросьте все предубеждения, предвзятые мнения и оценки. Впо-
следствии у вас будет время, чтобы составить свое собственное мнение.
Сосредоточьтесь на говорящем человеке. Не позволяйте внешним
силам вторгаться в ваши мысли. Отключитесь от фонового шума. Не
отвлекайтесь на что-то другое.
Храните молчание. Не поддавайтесь искушению обсуждать или
отрицать. Говорящий имеет слово и заслуживает того, чтобы его вы-
слушали. Молчание означает не просто закрытый рот. Оно также под-
разумевает сопротивление желанию готовить про себя ответную речь.
Вы не сможете уделять все свое внимание говорящему, если будете
в это время формулировать мысли и вопросы.
Будьте терпеливым. Не расстраивайтесь, если говорящему трудно
выразить свои мысли. Не нужно постукивать ногой или барабанить
пальцами по столу, а тем более —
пытаться закончить высказывания
другого человека.
Постарайтесь понять то, что не
только говорит, но и чувствует гово-
рящий. Здесь очень полезно исполь-
зовать невербальную коммуникацию.
Не всегда легко выразить эмоции сло-
вами, но если вы замечаете, что чело-
век слегка хмурит брови или заламы-
вает руки, это может стать дополни-
тельной информацией к тому, о чем
уже было сказано. Прислушивайтесь
к тому, что не высказано.
Не поддавайтесь эмоциям. Иног-
да это довольно трудно, но вы должны сохранять способность делать
рациональные и объективные выводы.
Подавайте говорящему знаки о том, что вы его слушаете. Важней-
ший момент — поддержание зрительного контакта. Периодические
кивание головой или улыбка указывают на ваше внимание. Если вы не
поняли сказанное, но не желаете прерывать собеседника, вы можете
немного нахмуриться, чтобы показать свое замешательство. Если гово-
рящий знает, что он завладел вашим вниманием, то, излагая свои мыс-
ли, он будет чувствовать себя увереннее.
Когда говорящий закончил, задайте вопросы. Не смущайтесь
того, что вы не все поняли. У вас есть возможность получить разъяс-
нения по любым вопросам, которые сбивают с толку. Если вы пола-
гаете, что поняли сказанное, но все же хотите убедиться в этом,
повторите высказывания говорящего. Это показывает, что вы слу-
шали и поняли собеседника. Если вы что-нибудь упустили, говоря-
щий поможет вам.
Активное слушание укрепляет отношения между людьми, экономит
время и открывает дверь для новых возможностей. Если вы овладеете
активным слушанием, вам больше не придется прерывать работу, что-
бы снова свериться с инструкциями, тратить время на исправление
ошибок, допущенных в результате неправильного понимания, и вы не
упустите важную информацию. Пусть хорошие навыки слушания со-
здадут вам репутацию разумного и приятного человека.



Устраните/возьмите под контроль
отвлекающие факторы
Как часто в качестве оправдания вы говорили: «Я отвлекся»? Веро-
ятно, тысячи раз. Это одно из самых распространенных объяснений
сорванных сроков, забытых в детсаду детей, неприготовленного ужина
и вообще любого мыслимого промаха. Такое объяснение люди обычно
воспринимают нормально, потому что все мы на что-то отвлекаемся.
Иногда даже кажется, что отвлекающие факторы управляют нашей
жизнью.
Отвлечение — это все факторы, которые заставляют нас оторваться
от работы. Шум, отсутствие шума, непредвиденные случаи, телепере-
дачи, птица за окном — все это отвлекающие факторы. Они неизбежны
и могут разрушить наши тщательно составленные планы. Однако есть
простые действия, которые мы можем предпринять, чтобы минимизи-

<< Предыдущая

стр. 13
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>