<< Предыдущая

стр. 14
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ровать ущерб.


Рады ли вы отвлечься?
Сначала вы должны понять, что в большинстве случаев отвлекаю-
щие факторы становятся проблемой только потому, что мы позволяем
им быть таковыми. Другими словами, переключение телеканалов
в соседней комнате может вывести вас из себя; но никак не подейству-
ет на вашего товарища. Если вы не получаете удовольствия от того, что
делаете, вы можете подсознательно искать, на что бы вам отвлечься.
В таком случае вы рады всему, что отвлекает ваше внимание, хотя
и жалуетесь на это. На самом же деле вы находите способ возложить
вину на кого-либо за отсутствие у вас мотивации.
Если вы в душе рады отвлекающим факторам, возможно, что вы
просто недостаточно сосредоточились. Это не означает, что нужно
предельно концентрироваться на всем, что вы делаете. Возможно, вы
заметите, что постоянно отвлекаетесь лишь тогда, когда пишете статью
или делаете заметки на встрече. Это естественно, если именно эти за-
нятия вам не нравятся. Если вы обнаружили, что цвет травы на газоне
у соседей внезапно заинтересовал вас больше, чем всегда, обратите
внимание на то, над чем вам нужно работать. Очень трудно оставаться
сосредоточенным на деле, которое вызывает раздражение, но это впол-
не возможно.


Контролируйте отвлекающие факторы
Вы можете контролировать некоторые реальные отвлекающие фак-
торы. Например, если вам нужно написать статью, выключите телеви-
зор, чтобы ваши глаза не смотрели в том направлении. Если необходи-
мо, закройте дверь и опустите шторы. Разверните монитор так, чтобы
вас не отвлекали блики. Удалите все
внешние отвлекающие факторы, ка-
кие только возможно. Некоторым это
поможет, но если написание статьи
действительно вызывает у вас ужас,
возможно, что сама ваша психика во-
сстала против вас.
Мечты — любимая форма отвлече-
ния. Они не требуют внешних воздей-
ствий; они опираются на ваши фан-
тазии и недостаток сосредоточеннос-
ти. Так как вы не можете полностью
отключить свое сознание, вам нужно
будет найти альтернативный способ избежать мечтаний. В таком слу-
чае вы можете использовать наглядные пособия. Когда вы входите
в эту «зону», может показаться, что вы не видите перед собой предме-
тов, но ваши глаза все же будут регистрировать информацию. В преде-
лах поля зрения поместите записку с перечнем причин, по которым это
дело так важно для вас. Или, если положительное подкрепление не дей-
ствует, составьте список проблем, которые неизбежно возникнут, если
вы не доведете дело до конца.
Еще один совет. Дайте другому знать, что вам трудно сосредото-
читься. Попросите, чтобы этот человек периодически проверял, на-
сколько далеко вы продвинулись к достижению своей цели. Возмож-
но, вы почувствуете, что вам необходимо успеть сделать больше,
и будете более сосредоточенным. Но не допускайте, чтобы вас прове-
ряли слишком часто, потому что это послужит еще одним отвлекаю-
щим фактором.


Во что вам обходятся отвлечения?
Задумайтесь над тем, сколько времени у вас уходит на отвлечения.
Используете ли вы отвлекающие факторы в качестве оправдания сво-
их частых опозданий? Если вы сосредоточены на своем плане, он бы-
стро будет выполнен. Однако если вы позволяете отвлекающим факто-
рам постоянно вмешиваться в вашу жизнь, то какое-то дело может
растянуться на многие дни. Никто не хочет просыпаться утром, зная,
что нужно закончить неприятное дело, которое можно было сделать
накануне. От этого вы начинаете еще хуже относиться к задаче и по-
этому еще чаще отвлекаетесь. Попробуйте сосредоточиться на положи-
тельном аспекте данной работы, даже если он состоит лишь в том, чтобы
довести ее до конца и забыть о ней.
Конечно, есть отвлечения, которых вы не можете избежать. Такие
чрезвычайные обстоятельства, как, например, болезнь одного из чле-
нов семьи, невозможно предвидеть. Но если вы умеете управлять вре-
менем, то оставите некоторое время на непредвиденные случаи.
Имейте в виду, что отвлекающие факторы — не всегда ваши враги.
Если вы склонны отвлекаться слишком часто, это может быть преду-
преждающим знаком, на который следует обратить внимание. Мы жи-
вем в очень беспокойный век, и некоторые люди страдают от перегруз-
ки чаще, чем другие. Отвлечение само по себе может быть естествен-
ным способом дать немного отдохнуть нашей психике. Хотя может
показаться, что в этом есть какое-то противоречие, перерывы — важ-
ная часть достижения поставленных целей. Так что внимательнее от-
носитесь к своей невнимательности. Возможно, вам нужно просто за-
планировать еще несколько перерывов.


Помехи
Помехи тоже отвлекают. Помеха — это вмешательство в ваши пла-
ны, вызванное какой-либо внешней силой. Наиболее часто помехой
становятся люди, и иногда с этим справиться труднее, чем с отвлека-
ющими факторами. Кто-то может спокойно попросить других не бес-
покоить его, кому-то очень трудно сделать это из страха задеть чувства
людей или прервать социальные контакты. Невзирая ни на что, нужно
бороться с помехами, если вы хотите развить навыки управления вре-
менем.
Помехи бывают разными. Некоторыми вы просто вынуждены занять-
ся. Например, ураган сломал ветку и она выбила окно в вашем пре-
красном эркере. В таком случае вы должны предпринять какие-то дей-
ствия. Но от наиболее распространенных помех можно избавиться. Для
этого требуется лишь немного навыка и практики.


«Можно вас на минутку?»
Социализация необходима для нашего
комфорта и счастья, не так ли? Но всегда
ли? Трудно избежать помех со стороны
людей. Однако если вы не введете опре-
деленные временные ограничения, весь
ваш день может уйти на помехи, начина-
ющиеся со всем известных слов: «Можно
вас на минутку?» Поскольку вы сталки-
ваетесь с этой «проблемой»
лицом к лицу, легко поддать-
ся уговорам. Но есть спосо-
бы избежать длительных
заминок, не задевая чувств
других и не прослыв от-
шельником.
Прячьтесь. Да, этот со-
вет звучит глупо, но он ра-
ботает. Если у вас есть про-
ект, над которым вам нуж-
но поработать, попытайтесь найти место, находящееся вне зоны
передвижения людей. Люди более склонны остановиться поболтать,
если они видят вас. Если они не хотят сказать что-то важное, вероятно,
они будут проходить мимо, пока вы не встретитесь с ними взглядом.
Не привлекайте к себе внимание, можете даже создать себе плохую ре-
путацию, начиная ползать под столом, когда услышите приближение
чьих-то шагов. Вы можете ловко скрываться, разместив свою рабочую
зону за частично закрытой дверью. Таким способом вы все же остане-
тесь открыты для тех, кто действительно нуждается в вашей помощи,
но сможете избежать всяких сплетников, мающихся от безделья. Эта
идея также хорошо работает в случае, когда кто-то хочет зайти к вам
в гости. Используйте глазок. Его устанавливают не просто так. Хоро-
шо подумайте, прежде чем решить, действительно ли у вас есть время
и терпение для перерыва в делах.
Сообщите окружающим, что у вас много работы и вы были бы при-
знательны, если бы вас на некоторое время оставили в покое. Под-
черкните важность своей работы, если чувствуете, что это поможет
лучше передать вашу мысль. Стоит даже попросить, чтобы кто-то от-
вечал на телефонные звонки или принимал вашу почту. Скорее всего,
вы расчистите место вокруг себя, если
начнете раздавать поручения всем, кто
останавливается, чтобы побеспокоить
вас.
Вставайте, когда к вам кто-нибудь
подходит. Людям будет труднее при-
сесть к вашему столу, чтобы побол-
тать. Кроме того, сохраняйте рабочую
позу. Не расслабляйтесь, и никто не
станет мешать вам.
Всегда держите рядом с собой ка-
кую-нибудь работу. Даже если это
липовый факс, адресованный вашей
сестре, держите его иод рукой. Если
вы видите, что подходит чересчур
разговорчивый человек, хватайте этот
факс и предлагайте ему отойти в сто-
рону. Не позвольте ему чувствовать
себя комфортно.
Кажитесь занятым. Это не слиш-
ком трудно. Тогда чаще всего люди не будут втягивать вас в общую
беседу, видя, что вы явно заняты.
Устанавливайте временные ограничения. Человек, который вам ме-
шает, должен сразу знать, сколько времени, если оно вообще есть, вы
можете ему уделить. Если похоже, что предстоит сложный разговор,
спросите, можете ли вы назначить другое время, чтобы посидеть и по-
говорить. Это вежливый способ спланировать обсуждение и показать,
что вы понимаете важность интересов данного человека и готовы по-
тратить на него дополнительное время.
Не бойтесь закрывать дверь. Открытая дверь для многих людей
означает приглашение.
Если больше ничего не помогает, повесьте на дверь записку «Не
беспокоить!» или «Берегитесь!». Если и после этого люди не будут
понимать намек, можете с ними не церемониться.
Семь высказываний,
которые могут выручить вас
«У меня нет времени на разговоры. Сейчас я действительно занят».
«Мы можем поговорить обо всем этом в обеденный перерыв?»
«Если вам нечего делать, не могли бы вы выполнить для меня неко-
торые из этих поручений?»
«Сейчас действительно неподходящее время для этого».
«У меня на двери записка "Не беспокоить!"».
«Вы не обидитесь на меня? Мне нужно сделать важный звонок».
«Извините, вам следует назначить встречу у моего секретаря».
Вас не оттащить от телефона?
Спасибо новым технологиям, но разве вам никогда не хотелось взять
и выбросить телефон? Некоторые из нас просто не могут сопротив-
ляться этому звонку. А что, если это звонок на миллион долларов,
который навсегда изменит вашу жизнь? Вы же не знаете этого, поэто-
му должны ответить на него.
Телефонные звонки — это отвлекающие факторы, на которые мы
с легкостью реагируем, поскольку не наша вина в том, что кто-то зво-
нит. Телефонный разговор не отнимает много времени, а звонок мо-
жет быть связан с каким-нибудь чрезвычайным происшествием. Про-
следите за тем, как вы пользуетесь телефоном, в течение нескольких
дней. Отметьте, кто вам звонит, по какому поводу, как долго продол-
жается разговор, а затем оцените его важность (см. табл. на с. 106
в качестве примера). Делая это в течение нескольких недель, вы, воз-
можно, испытаете глубокое потрясение, но и пары дней достаточно,
чтобы у вас раскрылись глаза. Если вы обнаружили, что общая про-
должительность ваших телефонных разговоров больше времени, ко-
торое вы тратите на работу, то определенно пора ограничить себя.
Ниже даны некоторые советы, которые помогут вам начать лечение
от телефонной зависимости.
Отключите звонок и включите голосовую почту или автоответчик.
Если вы не знаете о том, что кто-то звонит, у вас не будете соблазна
ответить. Даже если вы будете делать так только во время работы над
каким-либо проектом, вы поразитесь сэкономленному времени. Вы
экономите не только время, требующееся на ведение беседы, но и вре-
мя, необходимое для того, чтобы снова сосредоточиться на проекте.
Пользуйтесь определителем номера. Если вы не можете решиться
отключить звонок (а возможно, что молчащий телефон сам по себе
становится главным отвлекающим фактором), установите определитель
номера, который позволит вам видеть, кто звонит, прежде чем вы ре-
шите ответить. Это не уменьшит число помех, но позволит сократить
общее время, потраченное на вынужденные паузы. Однако это помо-
жет лишь в том случае, если вы будете воздерживаться от ответа на
каждый звонок.
Выделите определенное время, чтобы делать звонки и отвечать на
них. Для оптимальной отдачи наметьте это время так, чтобы оно со-
впадало с вашим наименее продуктивным временем. Для того чтобы
делать телефонные звонки, не требуется много энергии или умствен-
ной работы, и это занятие может стать необходимым перерывом в ра-
боте, которой вы занимаетесь в настоящее время. Кроме того, сообщи-
те другим, что это лучшее время для того, чтобы дозвониться до вас.
Если они будут звонить в промежуток времени, который специально
отведен на телефонные разговоры, это уменьшит число неожиданных
пауз в течение дня.
Когда вы звоните или отвечаете на звонок, не теряйте зря време-
ни, сразу переходите к сути. Не обязательно узнавать, как дела у каж-
дого члена семьи или какая погода в Кливленде. С другой стороны,
ГЛАВА 4

будьте приятным в общении. Начните с вопроса о том, что вы можете
сделать для этого человека. Это поощрит звонящего сразу перейти
к сути, не начиная с обычной пустой болтовни. Если это возможно,
заранее запишите необходимую информацию, чтобы не тратить время,
пытаясь вспомнить все, что вы должны сказать.
Установите временные ограничения. Вы можете легко сделать это,
сразу сообщив звонящему, что у вас есть лишь несколько свободных
минут. Если вы сделаете это вежливо, звонящий не только будет знать
о временных ограничениях и соблюдать их, но и будет польщен тем,
что вы согласились потратить свое драгоценное время на разговор
с ним.
Ни в коем случае не давайте поблажек торговцам. Некоторые люди
полагают, что невежливо не признавать право торговца говорить. Но
подумайте об этом: повод для такого звонка — продать товар. Если он
вас не интересует, скажите об этом сразу же. В противном случае про-
давец будет тратить впустую ваше и свое время, и прежде чем вы от-
клоните предложение, произнесет свою речь от начала до конца. Кроме
того, не говорите, чтобы он просто послал
вам информацию по почте. Мало того что это
будет пустая трата времени на уточнение ва-
шего адреса для почтовых отправлений,
но это почти наверняка обеспе-
чит вам еще один телефонный
звонок в течение нескольких
недель и прибавит работы по
сортировке почты.


Планируйте
паузы заранее
Существуют разные поме-
хи, но только вы будете
знать, какие из них больше всего влияют на вас.
Если вы не знаете, то регистрируйте все помехи,

<< Предыдущая

стр. 14
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>