<< Предыдущая

стр. 28
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Старайтесь быть объективным. Если это вообще возможно, отделяй-
те свои эмоции от ситуации. Да, это очень трудно сделать, учитывая, что
критика заставляет вас чувствовать себя исключительно уязвимым.
Однако вы должны сохранять благоразумие. Измените свое отношение
и считайте, что вас критикуют из лучших побуждений, независимо от
того, действительно ли это так. Это поможет вам легче принять критику.
Делайте выводы сами. Исходите при этом из фактов и правильно-
сти критики. Заслуживаете ли вы ее? Можете ли вы определить при-
чину критики?
Извлекайте уроки из конструктивной критики. Возможно, что кри-
тикующий вас человек также может дать вам совет о том, как лучше
действовать. Не бойтесь просить о помощи. Очевидно, если человек
понимает, что что-то было сделано неправильно, у него есть мысли
относительно того, как действовать правильно. Признайте свою ошиб-
ку и воспринимайте ее как возможность улучшить свою жизнь.
Если вы не заслуживаете критики, выбросьте ее из головы. Не по-
зволяйте мыслям и чувствам других людей, особенно если они не-
обоснованны, влиять на ваше поведение. Вы можете спорить, но чаще
всего это ничего не дает, и другой человек, вероятно, будет критиковать
вас даже еще больше. Вы сделали свое дело, побыв активным слушате-
лем и позволив человеку высказаться. Кроме этого, вы не обязаны де-
лать ничего другого в этой ситуации. Его слова не должны заботить вас,
и при этом они не должны влиять на ваши действия в будущем.


Критика м о ж е т экономить время
Реагировать на критику непросто, и это потребует от вас некоторых
усилий и самообладания. Однако если вы превратите критику в своего
учителя, то можете сотворить чудеса в своей жизни. Просто есть вещи,
которых мы не замечаем, а другие их видят. Вы должны учиться ис-
пользовать наблюдения других на пользу себе. Если вы приветствуете
критику — заслуженную критику, — то обнаружите, что другие будут
более охотно подходить к вам и предлагать свою помощь. Это сэконо-
мит вам время, которое потребовалось бы для того, чтобы самому за-
метить проблему и найти ее решение. Если же вы плохо относитесь к
критике, то можете впустую тратить массу времени, вновь совершая
ошибки, на которые вам могли указать ранее.


Джейсон и Андреа
находят время на размышления
Ведя столь беспокойную жизнь, Джейсон и Андреа никогда не оста-
навливались, чтобы действительно задуматься над своей самооценкой.
Да, у них обоих были моменты, когда они чувствовали себя беспомощ-
ными, но обычно все довольно быстро проходило, и они двигались
дальше, не позволяя себе поразмышлять. Первоначально оба полагают,
что у них хорошая самооценка; в конце концов, они не страдают от
депрессии. Но, читая эту главу, они начинают задаваться вопросом, дей-
ствительно ли их самооценка так хороша, как они думали сначала.


Джейсон
Джейсон наслаждается своей зоной комфорта. Он считает себя при-
верженцем традиций и гордится этим. Его рабочая жизнь весьма струк-
турированная и довольно монотонная. Он точно знает, что ему делать;
если возникает что-нибудь новое, он перекладывает это на своих кол-
лег. В рамках своего подхода он знает, как действовать эффективно,
так зачем волноваться об изучении чего-то нового? В главе 5 мы виде-
ли, что Джейсон отважился погрузиться в киберпространство, но даже
тогда он был весьма нерешителен.
Джейсон придает большое значение своей самооценке, но есть осо-
бые области, где ее уровень понижается. Что ж, это вполне нормально
и случается с каждым. Но поскольку Джейсон настроен все игнориро-
вать, когда дело касается наиболее эффективного использования вре-
мени, он хочет немного поразмыслить о себе и проанализировать свое
поведение.
Он обнаружил, что у него низкая самооценка, когда он пытается
сделать что-то новое. У него глубоко укоренившийся страх всего не-
известного. Он боится потерпеть неудачу, если попробует сделать что-
то новое, и того, что у других людей сложится о нем плохое мнение. Он
всегда полагал, что нежелание оставлять зону комфорта на самом деле
полезно для его самооценки. Если не пытаться сделать ничего нового,
то неудачи не потерпишь, а самооценка останется высокой.
Однако его приверженность традициям проистекает из низкой са-
мооценки, а не из здравого смысла. Он скрывает тот факт, что у него
есть сомнения в себе и своих способностях, оправдывая свои действия
старой пословицей: «Если не сломалось, не чини». Его способ дей-
ствий — пусть даже в какой-то мере застрявший на уровне каменного
века, — по-видимому, достаточно эффективен, так почему же он дол-
жен беспокоиться об изучении чего-то нового?
Изучение, нового некоторым образом поможет ему лучше управлять
временем. Прежде всего, оно послужит тренировкой для ума. Если он
привык к определенной модели действий, вероятно, у него не было
возможности действительно проверить свои возможности. Это само по
себе создает низкую самооценку. Чем дольше вы не упражняете свой
ум, тем меньше вы уверены в своей способности делать что-то. Джей-
сон может обнаружить много различных методов и технологий, пред-
назначенных для экономии времени, если только он сделает этот шаг.
Но это сражение он должен выиграть самостоятельно. Никакие рас-
суждения или убеждения не заставят Джейсона покинуть его зону
комфорта, если он не готов поверить в то, что он может это сделать.
Джейсон решает, что для борьбы со своей низкой самооценкой он
должен вторгнуться в неизвестность. Он не собирается позволить сво-
ему страху взять верх над ним или стоять на пути его системы управ-
ления временем. Но поскольку Джейсон — разумный человек, он зна-
ет, что страх до некоторой степени будет сдерживать его, независимо
от его решимости в данный момент. Так что он хочет постепенно вы-
ходить за пределы своей зоны комфорта. Он начнет понемногу пробо-
вать что-то новое, чтобы постепенно формировать свою самооценку.


Андpea
Андреа нравится, когда ее любят. В течение многих лет это было
для нее мотивирующим фактором. Она просто не может допустить
мысли о том, чтобы не сделать кому-то приятное. Но действительно ли
здесь есть проблема с самооценкой? Кажется, что это нормальная склон-
ность, присущая каждому человеку. Все зависит от того, в какой степе-
ни она развита. Да, когда вы нравитесь многим, это вызывает приятное
ощущение, и вполне естественно хотеть испытывать такие ощущения.
Но если вы стремитесь добиться всеобщей любви и ради этого ставите
под угрозу свою систему убеждений и ценностей, то в игру вступает
ваша самооценка.
Андреа сама хорошо знает, что у нее есть склонность браться за ре-
шение слишком многих задач. У нее выработалась привычка автомати-
чески говорить «да» почти на любую просьбу, связанную с тратой ее
времени. Это не оставило ей никакого другого выбора, кроме как ис-
пользовать многозадачный режим и отодвинуть важные жизненные
цели на второе место. Андреа прошла длинный путь, обучаясь управ-
лению временем по ходу чтения этой книги, и она осознает, на что
должна обращать особое внимание. Даже понимая все это, она все же
откликается на просьбы, даже когда они не столь важны. Так почему
же она делает это?
Низкая самооценка Андреа связана с тем, что она хочет — а иногда
даже испытывает потребность — доставлять удовольствие другим. Она
полагает, что, отказавшись выполнить чью-то просьбу из-за отсутствия
времени, потеряет расположение этого человека. С этой проблемой
сталкиваются многие люди, но они редко осознают ее. Андреа сама себе
никогда не признавалась в этом. Она всегда считала, что ее помощь
другим на самом деле повышает уровень ее самооценки. Она не могла
себе представить, что такое поведение — результат низкой самооценки.
Теперь это происходит не каждый раз. Андреа — хороший человек,
и она получает удовольствие от добрых дел. Но в тех случаях, когда
она берется за решение задачи, которая вряд ли принесет ей какое-либо
удовлетворение или не совпадает с ее приоритетами, низкая самооцен-
ка мешать ей управлять временем.
Когда Андреа обнаружила это препятствие, она решила принять
меры для улучшения своей самооценки. Прежде всего она попытается
не определять свою собственную ценность на основе мнения других
людей. Это будет трудной задачей, но, как мы знаем, Андреа любит пре-
одолевать трудности. Она собирается использовать свой список при-
оритетов как решающий фактор для того, чтобы определить, согласиться
выполнить просьбу или отказать. Поскольку она — разумный человек,
то остановится и напомнит себе, что отказ не испортит ее отношений
с истинным другом. Если же отношения все-таки испортятся, значит,
этот человек не заботится о жизненных потребностях Андреа и поэто-
му все равно не достоин того, чтобы тратить на него время.


Итог
И Джейсон, и Андреа поняли, как уровень самооценки влияет на
использование времени. Осознание этого само по себе становится на-
чалом процесса формирования хорошей самооценки. Если бы они не
потратили время на размышления, все их усилия по эффективному
управлению временем, возможно, были бы напрасны из-за внутренней
борьбы.
В
ам приходится испытывать стресс. Точка. Его невозможно из-
бежать, так что следует примириться с неизбежным. Вы способ-
ны понять, что ваш уровень стресса в значительной мере зави-
сит от того, как вы используете время, но знаете ли вы, что ваш уро-
вень стресса сам оказывает огромное влияние на использование вре-
мени?
Из этой главы вы узнаете о причинах и последствиях стресса — не
только о том, как он влияет на управление временем, но и о том, как он
отражается на вашем физическом и психическом здоровье. Каждый ас-
пект вашей жизни оказывает влияние на другие, поэтому для того,
чтобы жить как можно лучше, все они должны сосуществовать в гар-
монии. Иначе ваша система управления временем будет невинным
очевидцем, которому нарастающий уровень стресса нанес глубокую
рану. Следовательно, чтобы защитить невинного, вы должны взять под
контроль свой уровень стресса, и цель этой главы — научить вас это
делать.


Отсутствие стресса —
реально ли это?
Как бы вы ни старались, стресса вам не избежать. Стресс — это ре-
акция вашего тела на предъявляемые к нему требования. Есть разные
типы стресса: вредный, полезный, раздражающий, губительный. Раз-
личие между полезным и вредным стрессом определяется тем, как вы
на него реагируете. Если вы испытываете затруднения с управлением
временем, у вас, несомненно, есть проблема со стрессом. Эти два явле-
ния, по-видимому, тесно связаны друг с другом. Так как задача этой
книги — помочь вам научиться управлять своим временем, она также
должна помочь вам регулировать уровень стресса.
Каждый из нас когда-то ис-
пытывал стресс, но мы долж-
ны понять, что он присутству-
ет в нашей жизни постоянно.
Он не проходит и не появляет-
ся от случая к случаю.
Именно тогда, когда
уровень стресса вы-
ходит из-под нашего
контроля, мы начи-
наем чувствовать его
воздействие и приходим к выводу, что находимся в состоянии стресса.
Как только вы поймете, что на самом деле все время испытываете стресс,
вы сможете проводить различие между типами и проявлениями
стресса.


Эффективное управление стрессом
Причины стресса зависят от вашего образа жизни. Ключи к эффек-
тивному управлению стрессом таковы:
1. Определение источников стресса. Что вызывает напряжение
в вашем теле? Как это влияет на вас — позитивно или негативно?
2. Учет различных факторов. Каких факторов больше — усиливаю-
щих стресс или ослабляющих его?
3. Достижение равновесия. Вы не бессильны перед воздействием
стресса. Установите равновесие
между факторами, усиливающи-
ми стресс и ослабляющими его.
4. Поддержание здорового обра-
за жизни. Поинтересуйтесь, как
ослабить негативный стресс и
вести здоровую и спокойную
жизнь.
Прежде чем с головой погрузить-
ся в этот процесс, остановитесь и по-
думайте о том, какое существенное
влияние оказывает стресс на вашу
жизнь. Вы можете думать, что это просто раздражение, когда время
от времени вы выходите из себя, но в действительности стресс имеет
серьезные последствия, о которых вы можете не знать. Если вы хоте-
ли пропустить эту главу, прочтите о последствиях стресса и подумай-
те еще раз.


Потенциальные физические
последствия стресса
Учащенный сердечный ритм.
Напряженные мышцы.
Повышение кровяного давления.
Изменения, связанные со сном.
Головокружение.
Тошнота.
Усталость.
Боли в спине.
Быстрое дыхание.
Головные боли.
Потливость.
Сыпь.


Потенциальные проблемы со здоровьем
Сердечные заболевания.
Повышенное кровяное давление.
Инсульт.
Проблемы с весом.
Диабет.
Сексуальная дисфункция.
Проблемы с пищеварением.
Язва.


Потенциальные психологические/
эмоциональные последствия стресса
Кошмары.
Низкая самооценка.
Рассеянность.
Повышенная нервозность.
Раздражительность.
Тревога.
Забывчивость.
Злоупотребление наркотиками
и алкоголем.
Депрессия.
Гнев.
Будем надеяться, что приведенные

<< Предыдущая

стр. 28
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>