<< Предыдущая

стр. 5
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

нем, вы, несомненно, вскоре почувствуете, что оказались за рулем.
Прежде всего вы должны понять,
почему вам не хватает времени. Если
бы вам предоставили больше времени,
как вы использовали бы его? Пред-
ставьте, что завтра у вас появятся до-
полнительные 8 часов, и составьте спи-
сок всех дел, которыми вы займетесь
в это время. Теперь возьмите этот спи-
сок и расположите дела в порядке убы-
вания важности. Посмотрите на пер-
вые несколько наиболее важных пун-
ктов. Были ли эти дела отложены на
некоторое время? Хоть они и важны
для вас, чувствуете ли вы, что они не-
достаточно важны, чтобы заняться ими
немедленно? Из-за них ли вы хотите иметь больше времени? Если это
так, вы, вероятно, застряли на аварийной полосе.



Что вам мешает?
Что вас сдерживает и что работает против вас? Сделайте шаг назад
и попытайтесь объективно посмотреть на свою жизнь. Присутствуют
ли в вашей жизни факторы, которые не позволяют вам двигаться впе-
ред? Если вы похожи на большинство людей, существует несколько
мелочей, которые все вместе могут создать большие проблемы. Вы
можете понимать или не понимать, что это за препятствия. Задайте себе
следующие вопросы:
Пытаетесь ли вы чаще, чем раз в неделю, успеть за один день
сделать вдвое больше?
Трудно ли вам сказать «нет», когда кто-то пытается отнять у вас
время?
Действительно ли ваши цели и стремления нереалистичны?
Склонны ли вы к промедлению?
Вы часто мечтаете?
У вас много органайзеров? Или вообще ни одного?
Ваша работа доставляет вам удовольствие?
Заполнен ли ваш день делами, которыми нужно заняться немед-
ленно?
Есть ли у вас симптомы перфекционизма?
Развешиваете ли вы вокруг себя массу записок с напоминаниями
о делах?
Носитесь ли вы со своими делами по дому, в то время как ваша
семья наслаждается досугом?
Часто ли вы делаете два дела одновременно?
Склонны ли вы терять вещи?
Нравится ли вам начинать новые дела — при том, что вам трудно
довести их до конца?


Найдите корень проблемы
Возможно, вы ответите «да» по крайней мере на один из приведен-
ных выше вопросов, а может быть, даже на несколько. Но здесь не
важны ответы; самое главное — степень достигнутого вами осознания.
Подумайте о причинах, побудивших вас ответить утвердительно. Это
ключевой момент. Потратьте одну минуту, чтобы проанализировать,
почему вы склонны мечтать или почему вы теряете вещи. Мы должны
разобраться именно в причинах наших действий. Не думайте, что для
этого вам нужно в совершенстве овладеть психоаналитической болтов-
ней. Сами причины могут быть очень простыми, и их не обязательно
искать в вашем детстве. Главное в том, что вы не можете устранить
проблему, не добравшись сначала до ее корня.
Если вы ответили «нет» на все вопросы, не стоит делать вывод, что
у вас все в порядке. Если вас интересуют навыки управления време-
нем, где-нибудь должна быть проблема. Может быть, нужно глубже по-
копаться в списке ваших повседневных дел и скрупулезно рассмотреть
все детали, прежде чем вы сможете обнаружить то, что вам мешает.
Возможно, вы приобрели привычки, о которых даже не знаете. Кроме
того, обратите внимание на те важные дела, за которые вы не можете
взяться без помощи джинна времени. Подумайте, почему вы отложили
их на будущее. Что вам мешает сделать эти важные дела? Попытайтесь
ответить на этот вопрос как можно более конкретно.


Знайте, где начать
Имейте в виду, что это упражнение предназначено не для того, что-
бы найти виноватых, скорее его цель — помочь вам осмыслить свою
бурную жизнь. Как только вы обнаружите области, требующие наиболь-
шего внимания, вы сможете эффективно вырабатывать у себя навыки
управления временем. Не расстраивайтесь, если вам покажется, что
нужно изменить всю свою жизнь, — это обычное чувство в такой ситу-
ации.
Дело здесь не во времени, а в том,
как мы его используем. Мы должны
взять себя в руки и изменить свою
жизнь так, чтобы рационально ис-
пользовать отпущенное нам время.
В зависимости от того, насколько от-
чаянно ваше положение, может потре-
боваться несколько часов или не-
сколько месяцев, чтобы решить все
проблемы с управлением временем.
Независимо от того, насколько дол-
гим будет этот процесс, выработка
хороших навыков управления временем позволит вам наконец почув-
ствовать себя хозяином своего времени.


Контроль использования времени
Мы установили, что время — постоянная величина; его нельзя изме-
нить, чтобы подогнать под ваши или чьи-либо потребности. Всем нам
выделено определенное время, но каждый из нас использует его по-
своему. Чтобы успешно управлять временем, сначала следует рассмот-
реть, как вы сейчас используете имеющееся у вас время.


Журнал учета времени
Ведите учет всех дел, которыми вы занимаетесь все 24 часа в сутки.
Да, это отнимет у вас часть драгоценного времени, и вы, возможно, даже
почувствуете необходимость записать, сколько времени вы потратили
на эти записи. Но все же это относительно легкий способ увидеть свои
привычки в использовании времени и оценить, какие из них заставля-
ют вас тратить время впустую.
Разделите лист бумаги на три колонки. Озаглавьте первую колонку
«Время начала». Вы будете записывать с точностью до минут, в какое
время вы начали заниматься тем или иным делом. Вторая колонка будет
называться просто «Деятельность». Будет полезно делать в этой ко-
лонке достаточно подробные записи. Например, вместо того чтобы
просто написать «Зарядка», вы можете уточнить, что занимались бе-
гом трусцой, и указать, какое расстояние пробежали. Третья колонка,
конечно, будет называться «Время завершения». Кроме того, вы долж-
ны отмечать время точно. Необязательная четвертая колонка называ-
ется «Доведено до конца». Она полезна для тех задач, которые входят
в список запланированных дел. Однако, так как это упражнение пред-
назначено только для того, чтобы отследить использование времени,
эта колонка может или быть, или не быть вам полезной.
Имейте в виду, что нужно отчитываться о каждой минуте. Поста-
райтесь быть как можно более точным. Чем вы будете точнее, тем луч-
ше сможете вычислить, на что потрачено ваше время. Например, будь-
те более конкретны, не пишите просто «Работа». Разбейте ее на отдель-
ные задания, даже если они не были выполнены. Также примите во
внимание все заминки, отвлечения и перерывы. В конце дня подсчи-
тайте, сколько времени было потрачено продуктивно, а сколько — впу-
стую. (Перерывы не считаются потерей времени.)


Регистрируйте полученные данные
Будет весьма полезно сгруппировать ваши результаты в такие кате-
гории, как «Продуктивная трата» и «Излишняя трата». Однако вы мо-
жете разбить их на еще более подробные подкатегории, такие как «За-
минки», «Перерывы», «Семейные дела», «Рабочее время», «Совершенно
пустая трата времени» и т. д. Вы получаете полную картину. Выделите
области, которые важны для вас. Вы
удивитесь, обнаружив, что успеваете
сделать больше, чем вам казалось.
С другой стороны, возможно, вы обна-
ружите, что больше времени тратите
впустую, чем с пользой для дела.
Теперь, когда вы имеете представ-
ление о том, на что уходит ваше вре-
мя, можно приступать к планирова-
нию стратегии. Будем надеяться, что
это упражнение покажет вам, на ка-
кие области требуется обратить вни-
мание и в каких областях у вас, по-видимому, все в порядке.
Не выбрасывайте свои записи. Сохраните их. Через несколько не-
дель вы, скорее всего, захотите повторить это упражнение и сравнить
новые записи со старыми. К тому времени вы должны добиться опре-
деленного прогресса. В противном случае вам потребуется переоценить
свою стратегию.


Анализ реальности
Надо признать, что наши мечты об управлении временем не всегда
заканчиваются в духе «с тех пор они жили долго и счастливо». Мы
живем в реальном мире и должны принимать это во внимание. Дей-
ствительность имеет обыкновение вносить изменения даже в наиболее
тщательно составленные планы. Лучший способ сократить вызванные
этим возможные потери состоит в том, чтобы как можно лучше подго-
товиться к таким изменениям.
Я предполагаю, что вы можете быть готовы к ним только в опреде-
ленной мере. Однако пока вы допускаете возможность неудач, вы на-
ходитесь в более выгодном положении, чем могли бы подумать. Когда
вы начнете анализировать, как вы используете время и как это делать
с максимальной пользой, запишите препятствия, мешающие выполне-
нию вашего плана. Учет этих препятствий, будь то чрезвычайная ситу-
ация или временное замешательство, позволит вам успешнее реализо-
вать свои планы.


Оценки времени
Действительность наносит вам наиболее сильный удар, когда вы
разыгрываете из себя сверхчеловека и надеетесь добиться своего ско-
рее, чем это возможно. Мало того что вы плохо выполните работу, но
поскольку вы ограничили себя во времени, остальные дела в вашем
списке застопорятся, и это может привести к еще большим задерж-
кам из-за недостатка уверенности. Подготовка реалистических вре-
менных рамок для выполнения задач существенна для эффективного
управления временем. Теперь, когда мы опустились на землю, почему
бы не зарезервировать немного дополнительного времени на тот слу-
чай, если у карандаша сломается стержень и у вас не окажется под
рукой точилки?
Некоторые люди даже рекомендуют отводить на решение задачи
вдвое больше времени, чем требуется. Тогда вы почти всегда будете
успевать. Если такой план вам нравится, обязательно приводите его в
действие. Однако учтите, что эта стратегия также может иметь непри-
ятные последствия. Что происходит, когда вы заканчиваете отчет мень-
ше чем за половину отведенного на него времени? Следующий пункт
в вашем списке — свидание за завтраком, которое невозможно в другое
время. Что вы теперь собираетесь делать? Конечно, всегда есть другие
дела, но что предпринять, если вы испытываете такой трепет перед по-
явившимся свободным временем, что просто ничего не делаете? Это
время можно было бы потратить с пользой, но вместо этого оно было
потеряно даром.


Жизненные неожиданности
Есть некоторые вещи, которые вы просто не можете предвидеть.
Жизнь полна небольших сюрпризов! Но не позволяйте ей выводить
вас из себя. Ваш план управления временем — это всего лишь план.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Это не строгий закон, которому вы должны всегда подчиняться, и не
определяющий фактор в вашей жизни. Это просто ориентир, который
поможет вам достичь того, чего вы хотите и должны достичь, не меняя
свою жизнь. Пока вы хотя бы одной ногой твердо стоите на земле, вы
будете свободно перемещаться в мире спокойно текущего времени.



Отношение ко времени
Джейсона и Андреа
Когда мы оставили Джейсона
и Андреа, они осознали, что на-
выки управления временем им
необходимы. Теперь мы просле-
дим, какие шаги они предпримут,
чтобы получить контроль над ис-
пользованием времени.
При ближайшем рас-
смотрении и в ходе раз-
мышлений о прошлом
Джейсон и Андреа ра-
зобрались в своих отно-
шениях со временем. Ни
одному из них никогда
не приходила мысль о
том, что они имеют оп-
ределенные отношения со
временем. Время было просто
неотъемлемой частью их жизни, име-
ющей с ними лично мало общего. Однако теперь они поняли, что их от-
ношение ко времени существенно влияет на то, как они его тратят.


Джейсон
Джейсон обнаружил, что его отношения со временем основаны на
страхе. Он рос в семье, где очень строго относились ко времени. Его
родители были не слиижом организованными и не использовали вре-
мя эффективно, но все вращалось вокруг часов. Обед всегда подавали
точно в 18:00, кнопки отключения звонка на будильниках не работали,
а опоздание считалось смертным грехом. Понятие о внутреннем време-
ГЛАВА 1 ВРЕМЯ КАК ОБЪЕКТ ЛЮБВИ И НЕНАВИСТИ


ни рассматривалось как сказка, никак не
связанная с реальностью. Часы были для
Джейсона строгим опекуном, который
никогда не покидал его.
Он понял, что этот фундамент —
прочная основа его сегодняшней жиз-
ни. Поскольку его работа вращается
вокруг часов, этот аспект собственной
жизни устраивает его больше, чем
кого-либо другого. Встречи, крайние
сроки и нормированное рабочее время не
создают для него никаких неудобств. Он
может работать успешно, когда время четко оп-

<< Предыдущая

стр. 5
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>