<< Предыдущая

стр. 7
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ете из виду важные дела, вы теряете способность принимать осоз-
нанные решения, достигать целей и вообще получать наслаждение
от жизни.
Изменить фокус внимания не так-то легко. Сначала вы должны
понять, на чем вы склонны сосредоточиваться. Что стоит на пути ва-
ших приоритетов? Проявляйте усердие и упорство при осуществле-
нии этого изменения. После того как вы измените фокус внимания,
вы не сможете решать так много задач, как до этого, но имейте в виду,
что главное — не количество, а качество. Не нужно использовать это
как оправдание, чтобы избавиться от всех тех случайных дел, кото-
рыми вы так не любите заниматься. Скорее, это должно просто умень-
шить значимость определенных дел, а также нагрузки, которым вы
подвергаетесь.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


Постановка целей
Понятие о важных целях вдолбили в вашу голову еще в начальной
школе, но кто заставит обращать на них внимание? Теперь, когда вы
старше и у вас выработались определенные привычки, пришло время
искоренять их и начинать все сначала. На самом деле, понимаете вы
это или нет, вы всю жизнь ставили перед собой цели. Даже когда вы
были маленьким, был, вероятно, по крайней мере один случай, когда
вы решили, что хотите запрещенную соску, и ничто не могло остано-
вить вас в стремлении заполучить ее. Уже тогда вы знали, что только
самостоятельные действия помогут удовлетворить свое желание. Вре-
мена почти не изменились.
Вы хотите контролировать свою жизнь, и цели — часть вашей на-
ступательной стратегии. Постановка целей — важный момент. Его не-
возможно обойти, если вы всерьез решили управлять своим вре-
менем.
Как только вы решите эту задачу, все остальное пойдет сравнитель-
но гладко. Вы должны расставить для себя жизненные приоритеты.
Приятно знать, что для вас важно, но недостаточно лишь видеть этот
список. Следует предпринять определенные действия, чтобы гаранти-
ровать, что эти приоритеты сохранят свой статус и что вы будете жить
в соответствии с ними. Как же вам это сделать?


Ближайшие цели
Сначала рассмотрите различные сферы своей жизни. Понятно, что
ваше представление о том, чего вы должны достичь на работе, будет
отличаться от представления о том,
чего вы должны достичь
дома. Выделите те области
жизни, которые, по вашему
мнению, заслуживают ва-
шего собственного набора
целей. Для каждой облас-
ти наметьте ближайшие
задачи, а также долго-
срочные планы или стрем-
ления. Потратьте на это некоторое
время — это будет основой для ваше-
го плана действий. Как только вы со-
ставите достаточно полный список, ис-
пользуйте свои вновь приобретенные навыки определения приоритетов.
На самом деле не существенно, будете ли вы расставлять приорите-
ты, но это всегда помогает ясно определить, что для вас наиболее
важно.
Затем озаглавьте четыре листа бумаги «Ежедневно», «Ежемесячно»
(или «Еженедельно»), «Ежегодно» и «Вся жизнь». Вы будете записы-
вать свои цели на соответствующие листы в соответствии с тем, когда,
на ваш взгляд, они должны быть достигнуты. Пока все идет нормаль-
но? Хорошо, теперь начинается приятная часть.


Определение своих целей
Для каждой цели вы должны придумать формулировку, которая ясно
определяет ваши намерения и не оставляет никакой возможности не-
верного истолкования. Если вы реши-
ли, что хотите купить дом, каково под-
робное описание этого дома? На-
сколько большим он должен быть?
Сколько в нем спален? Ванных? Где
будет находиться этот дом? Хотите ли
вы жить в городе? В сельской мест-
ности? Сколько вы хотите на него по-
тратить? Сколько вы можете потра-
тить? Какие вы хотите иметь удоб-
ства? Есть и другие вопросы, которые
вы можете задать самостоятельно.
Смысл в том, чтобы быть конкретным,
насколько это возможно. Не волнуй-
тесь, вы всегда можете сменить свои
цели.


Определение сроков
Установите предельные сроки. Они так же важны, как сама цель.
Без сроков у вас не будет возможности узнать, когда вы должны рабо-
тать над данным проектом или когда его нужно закончить. Для сроч-
ных дел попытайтесь устанавливать сроки с точностью до часа или даже
минуты, если это возможно. Сроки для достижения дальних целей вы,
возможно, установите немного более неопределенно. Но всегда старай-
тесь быть как можно точнее. Даже если вы стремитесь закончить про-
ект, легко отложить его (если нет крайнего срока), чтобы нашлось время
на что-то другое. Не допускайте этого. Будьте как можно более взыс-
кательны к себе, когда дело касается достижения ваших целей.


Определение шагов
Как только вы точно определите для себя цель, разбейте ее на части.
Есть отдельные шаги, которые вы должны предпринять, чтобы достичь
конечной цели. Каковы же они? И опять — будьте конкретны. Устано-
вите сроки этих шагов — и вы обнаружите, что путешествие к их до-
стижению станет более спокойным и быстрым. Данные мини-цели —
ступеньки на этом пути, которые действуют так же, как стимуляторы.
Если в вашем плане есть задачи, которые непосредственно касаются
вашей цели, решение каждой будет воодушевлять вас. С каждым пред-
принятым шагом свет в конце туннеля будет сиять все ярче. Чем более
мелкими будут части, на которые вы сможете разбить цель, тем легче
вам покажется ее достижение.


Оставайтесь реалистом
Все размышления и приготовления, связанные с постановкой целей,
окажутся бесполезными, если вы не реалист. Тот дом, который вы
хотите купить, может быть просто недоступен вам. Если вы все же по-
ставите перед собой цель купить его, вы не только разочаруетесь, но и,
весьма возможно, окажетесь в долгах.
Мини-цели должны помочь вам опре-
делить, насколько достижимы ваши
цели. Имейте в виду, что если ваши
цели нереалистичны, это никогда не
остается без последствий. Это не зна-
чит, что вы не должны мечтать. Уста-
навливайте для себя высокие стандар-
ты, но только такие, которых вы мо-
жете достичь.
Теперь, когда вы записали свои
цели и мини-цели, задумайтесь о том,
как их достичь. Списки приоритетов и целей всегда должны быть под
рукой. Они помогут вам быть сосредоточенным и не терять мотива-
цию. Однако недостаточно просто видеть их. Вы должны включить
мини-цели в свой план.
Всемогущий список дел
Да, даже этот вариант управления временем включает список дел.
Вы просто не сможете обойтись без него. Это очевидно, не так ли? Про-
сто запишите, что вы должны сделать. К сожалению, многие люди
составляют списки дел, ко-
торые на самом деле рабо-
тают против них. Ключ
к успешному списку дел
заключается в трех сло-
вах": «простой», «реаль-
ный» и «доступный».


Преимущества
списка дел
Составление списка того, что нужно сде-
лать, дает много преимуществ. Это позволя-
ет вам планировать дела заранее. Написав
с утра или вечером перед сном список дел на
один день, вы почувствуете, что в вашей жиз-
ни — порядок. Вы будете с нетерпением, а не
тревогой ожидать следующего дня и отдыхать
с легким сердцем. Имея под рукой список дел,
вы почувствуете безопасность и уверенность
в себе.
Список не позволит вам что-нибудь забыть.
Для многих это само по себе является основ-
ной причиной составления таких списков. Да-
вайте посмотрим правде в глаза: в суете и су-
матохе повседневной жизни легко забыть
о важном деле. Однако не заметить по-
следствия такой забывчивости будет
гораздо сложнее.
Принять решение гораздо легче,
если есть список дел. Кроме того, спи-
сок может мотивировать вас. Дополни-
тельное преимущество его состоит в том, что вы
можете вычеркивать все дела, которые доводите до кон-
ца. Это создает ощущение успеха, а кто же этого не захочет?
Последствия плохо составленного
списка дел
Теперь поговорим о неприятной стороне списка дел. Имейте в виду,
что возможные проблемы — лишь последствия того, что не был состав-
лен полный и качественный список дел. Отсутствие такого списка
снижает вашу самооценку. Если вы не способны закончить даже часть
дел из вашего списка, возможно, вы будете настолько недовольны со-
бой, что начнете считать себя неудачником. А это сделает вашу жизнь
еще более беспокойной, чем прежде. Вы постоянно будете пытаться
закончить все дела из вашего списка, испытывать стресс, пренебрегать
важными вещами в пользу маленьких срочных дел. Ваш список будет
мешать вам есть и спать. Вероятно, вы упустите благоприятные воз-
можности, сосредоточиваясь только на своем списке. А это отрицатель-
но повлияет на ваше настроение и образ мыслей. Короче говоря, спи-
сок вполне может сделать вас своим рабом.
Вот почему так важно внимательно относиться к составлению спис-
ка дел. Последствия плохо составленного списка могут быть ужасны.
Однако не бойтесь. Как только вы закончите чтение этой главы, вы ста-
нете мастером составления списков дел, будете контролировать ситу-
ацию и стремиться к победе.
Действительно ли вы готовы взять
ситуацию под контроль?
Прежде всего вам нужно расслабиться. Это упражнение не причи-
нит вам боли. Не допускайте, чтобы ваш мозг был перегружен мысля-
ми о том, что нужно сделать. Выбросьте из головы все будущие дела
кроме тех, которые нужно сде-
лать в предстоящий день. Со-
средоточьтесь только на том,
что нужно завершить сегодня.
Начните с записи неотлож-
ных дел. Вероятно, они все
равно у вас на уме. Затем —
важные дела. Учтите также
пункты «хочу сделать». День,
заполненный постоянными
«нужно сделать», довольно
быстро утомит вас. Не переборщите с ко-
личеством пунктов. Как только вы будете удовлетворены составлен-
ным списком, определите, сколько времени уйдет на каждое из дел. Не-
плохо отвести немного дополнительного времени на выполнение. Оно
послужит резервом.
Теперь вы должны опробовать свои навыки определения приори-
тетов. Оцените каждый пункт согласно его положению. Не напрягай-
тесь и не усложняйте. Нет никакой необходимости в дополнитель-
ных комментариях или объяснениях. В списке не должно быть много
дел, но их также не должно быть и слишком мало. «Простой» не значит
«небрежный». Простой — это ясный и точный. Если вы постоянно
будете подвергать список сомнению, ничего хорошего из этого не
получится. По помните, что этот список не высечен из камня. Он мо-
жет и должен изменяться. Это просто список целей и возможного хода
дел в течение дня. Трудно изменить сложный и полный запутанных
подробностей список. Простота принесет вам большую пользу.
Ваш список должен отражать действительность. Упомянутые вы-
ше последствия происходят главным образом из-за нежелания учесть
в списке реальные возможности. Не перегружайте себя массой действий,
которые должны быть завершены. Не пытайтесь поставить каждое дело
на первое место. Кроме того, не планируйте дела впритык друг к другу.
Вам будет нужен перерыв, и не все будет идти так, как запланирова-
но, — это уж точно.
Оценка времени — еще одна область, в которой людям трудно оста-
ваться реалистами. Нам нравится думать, что иногда в нас пробужда-
ются сверхчеловеческие способности.
То, что обычно занимает у кого-то час,
у вас займет только полчаса, потому
что вы знаете рациональный способ
достижения цели или рассчитываете,
что в тот момент у вас будет прилив
энергии. Будьте реалистичны в своих
ожиданиях.
Кроме всего прочего, список дол-
жен лежать в доступном месте. Даже
если вы внимательно составили его,
потратив время на то, чтобы тщатель-
но оценить каждый пункт с точки зрения важности и были предельно
реалистичны, ваш список не принесет никакой пользы, если вы оставите
его лежать на кухне. Вы думаете, что это совершенно очевидно, но до-
вольно часто списки составляют на клочке бумаги лишь для того, чтобы
спустя несколько минут их выбросил ничего не подозревающий чело-
век, который просто проходил мимо. Или, возможно, вы так поглощены
своим списком, что забываете записать: «Всегда носи этот список
с собой»?
Такое действительно случается. Именно поэтому важно держать свой
список в каком-нибудь легкодоступном месте. Например, в большин-
стве бумажных и электронных блокнотов отведено место именно для
списков дел. Взможно, у вас есть своя собственная система, более эф-
фективная. Неважно, где вы хотите держать список, главное — он все-
гда должен быть с вами.
Списки дел — основание для точного плана, а планирование — сле-
дующий шаг в наведении порядка в вашей жизни. Многие полагают,
что план — это предшественник управления временем, но пока вы не
составите список дел, вы будете оставаться пленником, а не команду-
ющим времени.


<< Предыдущая

стр. 7
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>