<< Предыдущая

стр. 9
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Так как время Джейсона уже заполнено связанными с работой де-
лами, он понимает, что следует серьезно пересмотреть план, чтобы
внести в него все дела. Тщательно рассмотрев важность каждого пун-
кта, он обнаруживает, что может (и хочет) удалить довольно многие
из них. Затем он вписывает в план неотложные дела, требующие вни-
мания. После этого он освобождает место для приоритетов и целей.
Он недовольно морщится при мысли о том, что некоторые пункты
в его плане необходимо удалить, но уже понимает значимость важ-
ных дел.
Джейсон значительно продвинулся вперед, создавая эффективный
план. Он знает свои ограничения и слабости. Ему нужно будет упорно
трудиться, чтобы поддержать новые ясные приоритеты, — в конце кон-
цов, трудно сломать старые привычки. Но если при нем всегда будет
список приоритетов и целей, у него будет стимул к их достижению.


Андpea
Андреа не испытывает никаких затруднений при составлении спис-
ка приоритетов. Ее приоритеты охватывают почти все, что она делает.
Ее список становится все длиннее и длин-
нее. Однако когда ее руку сводит судоро-
гой от письма, Андреа останавливает-
ся, чтобы посмотреть на все, что она
написала. Она возвращается к раз-
личию между важным и неотлож-
ным. И то и другое перемешано
в ее списке и одинаково зна-
чимо. Принять различия
между ними — трудная за-
дача для Андреа, но она
стискивает зубы и прини-
мается за работу.
Спустя довольно долгое время и пережив несколько
внутренних сражений, Андреа наконец получает список приоритетов,
которым она очень гордится. Составляя его, она должна была изме-
нить фокус внимания. То, как она использует время, всегда зависело от
количества работы, а не от ее качества. Список приоритетов помогает
ей увидеть подводные камни такого подхода. Она решает: надо помнить
о том, что не все одинаково важно, и сосредоточиться на главном.
Список дел и планирование — тоже проблемы для Андреа. Она спе-
циалист по «многозадачной» работе и никогда не составляет списков
дел — она просто делает их. Даже если она чем-то занята, а в это время
возникает неотложное дело, Андреа не бросает свое занятие и делает
сразу два дела. Она просто не останавливается. Одно дело всегда идет
за другим, и их наложение — это норма.
Таким образом, ее пугает мысль о необходимости записывать свои
дела. Но она полагает, что сможет это сделать если хочет успешно управ-
лять своим временем.
Планирование — трудная задача. Отвести каждому делу определен-
ное время — чуждое для Андреа понятие. Поэтому она начинает рабо-
тать очень медленно и детально. День разделен на 15-минутные интер-
валы. Сначала она вписывает повседневные дела — принятие душа, сон
и т. д. Заполнив эти интервалы, она вздыхает немного свободнее. По-
скольку она не может записать два дела сразу, ее почти инстинктивное
стремление делать сразу несколько дел постоянно сдерживается. По-
сле тщательного обдумывания Андреа наконец заканчивает составле-
ние списка. Она всю жизнь жила без него, так что это определяющий
момент.


Итог
Иногда Андреа все еще считает себя сверхчеловеком, а Джейсону
все еще трудно заниматься работой только на рабочем месте. Но у них
обоих теперь есть навыки, необходимые для преодоления этих склон-
ностей. Они также должны контролировать свои приоритеты и цели,
когда чувствуют, что снова берутся за старое. Супруги еще не довели
до совершенства эту стратегию, но готовы перейти к следующему
шагу — организации.
В
ы уже проделали много умственной работы: изучили свое вос-
приятие времени, составили список приоритетов и целей, изме-
нили фокус внимания и определили различие между важным
и неотложным. Это довольно серьезное упражнение для мозга. Теперь
пришло время для небольшой работы,
требующей беготни.
Организация — существенный эле-
мент в вашей системе управления вре-
менем. Хотя она потребует физических
действий, не думайте, что можно пе-
рестать использовать свои умственные
способности. Вам предстоит выяснять,
как заставить организационную систе-
му работать с максимальной эффек-
тивностью, удовлетворяя при этом
ваши потребности. Организация — это
в полном смысле слова искусство. Не
обязательно портить много крови, лить
пот и слезы, но вам придется упорно
и много трудиться, чтобы достичь этой
цели.


Вас спасет простота
Организация. Упрощение. Исключение. Расслабление. Все эти сло-
ва несколько оторваны от жизни, не так ли? Что ж, вам будет прият-
но узнать, что этого всего вы тоже можете достигнуть. Основная идея
организованности — жить проще. Более простая жизнь требует исклю-
чения излишних дел. Исключение излишних дел снижает уровень
стресса. Снижение уровня стресса создает спокойную и расслаблен-
ную атмосферу. Но прежде чем достичь нирваны, вы должны начать
действовать.


Организация
Некоторые могут подумать, что им не свойственна организация. Вам
не с чего начать и вы не знаете, куда идти, если начнете действовать.
Давайте уясним следующее: организация — это не определение и рас-
крашивание в какой-либо цвет каждого дела, она даже не требует, что-
бы у вас была своя картотека. Организация — это система, любая сис-
тема, которая работает на вас. Она позволяет вам систематизировать
дела и работать эффективно. Организация индивидуальна. То, что
эффективно для вас, может казаться полным хаосом кому-то еще. Не
пытайтесь сравнивать — наша основная цель состоит в том, чтобы упро-
стить вашу жизнь, а для этого вряд ли можно просто взять и скопиро-
вать кого-то. Некоторые приемы организации могут действовать оди-
наково в отношении двух разных людей, но должны быть настроены
сами системы. Хотя разработано несколько способов, чтобы можно было
достаточно легко организовать собственную жизнь (некоторые из наи-
более популярных мы обсудим позже в этой главе), это не значит, что
всем подойдет ваш образ жизни. На самом деле, если использовать их
неправильно, они могут лишь усугубить неразбериху, которую вы
пытаетесь устранить.
Посмотрите на все, что вас окружает, и определите, есть ли какие-
либо системы, которые в настоящее время работают на вас. Если так,
вам нужно рассмотреть их вниматель-
нее, так как они, вероятно, появились
естественно, без предварительных
размышлений. Даже нечто такое же
простое, как привычка каждый день
вешать мокрое полотенце в конкрет-
ном месте, — это тоже система. Не
упустите простые вещи; это именно
то, о чем мы говорим. Используйте
эту систему, постепенно расширяя ее.
Начинайте с предметов домашнего
обихода, а затем проверьте, может ли
эта система быть применена к другим областям жизни. Можно ли ее
использовать на работе? В вашей личной жизни? В любом случае не
расстраивайтесь: можно создать другие системы.


Размещение «бездомных»
У ваших ключей вырастают ноги, и они убегают от вас каждое утро?
Вы когда-нибудь обещали сыну выбросить его ботинки в окно, если
еще раз споткнетесь о них? Ваш секретарь или помощник когда-ни-
будь жаловался, что он не может ничего найти в вашем офисе? Если
вы можете ответить утвердительно на эти и подобные вопросы, у вас,
возможно, есть проблема с «бездомными».
Хороший способ начать организацию жизни — разместить «бездом-
ных». Подумайте обо всех тех вещах, которые вы постоянно теряете
и ищете. Предметы, которые вы используете каждый день, заслужива-
ют своего собственного места. Например, мы очень любим терять клю-
чи. Почему бы не выделить для них крючок рядом с дверью? Или спе-
циальное отделение в бумажнике? Возьмите себе в привычку класть
вещи на свои места. Вы будете довольны, что сделали это, потому что
тогда вам не придется ползать на четвереньках по дому и обыскивать
каждый темный угол.
Счета и квитанции также заслуживают определенного места. Вы
можете использовать простую систему регистрации документов —
органайзер, предназначенный специ-
ально для оплаты счетов, или полку
для хранения важных бумаг. Неза-
висимо от того, что вы выберете, удо-
стоверьтесь в том, что вы будете
пользоваться этим. Держите все сче-
та в одном месте; то же самое касает-
ся квитанций. Еще один совет — дер-
жать ручку, печати и наклейки с об-
ратным адресом недалеко от ваших
счетов. Тогда неприятная обязан-
ность оплачивать счета доставит вам
меньше хлопот.
Целому ряду домашних и офис-
ных предметов можно отвести их
собственное постоянное место. Руч-
ки, бумага, посуда, телефонные номе-
ра, адреса, книги, расчески, лекар-
ства, драгоценности — этот список можно продолжать до бесконечно-
сти. Важно помнить: каждый раз, когда вы будете что-нибудь искать,
вы впустую потратите время. Не обязательно быть педантичным для
того, чтобы быть организованным. Вполне достаточно знать, где най-
ти конкретный предмет. Если отвести определенное место для тех
предметов, которые как будто ускользают от вас, они больше не «сбе-
гут» от вас.


Упрощение
Упрощение — это уничтожение беспорядка, конец замешательствам
и снижение уровня стресса. Мы все говорим, что нам хотелось бы ве-
сти простую жизнь, но так ли это? Да, в определенном смысле наша
жизнь стала бы намного более гладкой, если бы удалось что-то упрос-
тить. Но разве мы иногда не наслаждаемся всем этим безумием?
В этом нет ничего плохого. Вы лишь должны решить, какие сферы
вашей жизни можно несколько упростить.
Будем надеяться, что вы уже начали реализовывать план действий
по организации. Приходилось ли вам во время всей этой «опера-
ции» замечать, сколько у вас вещей? Задумались ли вы об их цен-
ности или даже о том, действительно ли они принадлежат вам? Или,
возможно, вы просто перешагнули через них и не оглянулись? Если
вы действительно хотите упростить свою жизнь, рассортируйте
вещи.
Все эти вещи так или иначе отнимают у вас время. Чините ли вы
молнию на брюках, которые носите редко, или постоянно спотыкае-
тесь о куклу, с которой ваша дочь даже не играет, эти вещи встают на
вашем пути. Подумайте обо всех своих вещах и о том, сколько сил вы
тратите на то, чтобы поддерживать их в порядке, сколько денег вы
расходуете на необязательные покупки, и стоит ли все это делать. Мы
любим вещи. Вещи символизируют успех. Но, по правде говоря, сколь-
ко вещей вам нужно?
Посмотрите еще раз на ваш список приоритетов. Снова рассмотрите
любую из ваших вещей, которая не попала в него. Вы ни в коем случае
не должны жертвовать своим комфортом и жить на улице. Скорее,
просто критически оцените свои вещи и то, какой беспорядок они
вносят в вашу жизнь.
Вещи — не единственное, что стоит на пути упрощения. Ниже при-
ведены кое-какие идеи, которые могут помочь вам жить проще:

Не готовьте каждый вечер такую еду, на приготовление кото-
рой уходит много времени. Иногда неплохо съесть поджарен-
ный сыр и томатный суп. Не забывайте о великолепии бутер-
бродов!
Телефонные звонки и письма не должны продолжаться бесконеч-
но. Если вы будете кратко и ясно выражать свои мысли в беседе,
в общении по электронной почте или в письме, то более точно
передадите их. Важная мысль может потеряться среди массы под-
робностей, что потребует повторного разговора.
Постоянная тревога усложняет жизнь. Попробуйте не беспоко-
иться о том, что вы никак не контролируете. Если это сделать
трудно, поразмыслите над этим. Разберитесь в этом до конца и
убедите себя в том, что беспокойство ничем вам не поможет, оно
только повредит. Чем меньше у вас забот, тем проще будет ка-
заться жизнь.
Исключение
Теперь, когда вы знаете то, что стоит на пути упрощения, что вы
будете делать с этим? Именно здесь вступает в игру исключение. Тех
из вас, кто склонен тащить все к себе в дом или находится в особых
отношениях с любыми вещами, исключение может напугать. Но не
бойтесь, вы тоже можете без труда исключить из своей жизни некото-
рые вещи.
Напишите на большой коробке «Сомнительные вещи» и обойдите
дом комната за комнатой. Ставьте коробку в центре каждой комнаты и
тщательно осматривайте все свои вещи. Если неизвестная вам вещь
бросается в глаза, а вы даже не представляете, как ее можно использо-
вать, или же не думали о ней, а тем
более не брали ее в руки последние
шесть месяцев, положите ее в ко-
робку. Не волнуйтесь, она не попа-
дет в мусорный ящик — пока.
Когда коробка будет заполнена
(или после обхода), начинается ис-
ключение. Сначала отделите от ва-
шей кучи все бумаги. Вероятно, она
уменьшится наполовину. Если ли-
сты настолько выцвели, что их не-
возможно читать, вы автоматиче-
ски выбрасываете их — никаких
«если», «и» или «но». Газеты, жур-
налы, информационные бюллетени
и все, датированное предыдущим
месяцем, выбрасывается. Номера за
предыдущий или текущий месяц
можно пролистать, чтобы посмот-
реть, есть ли какие-нибудь статьи,
которые вы хотите прочитать. Если
такие есть, вырежьте эти статьи
и выбросьте все остальное. Вероят-
но, будут статьи, которые вам хоте-
лось бы сохранить: из-за имеющихся в них сведений о налогах, вашей
сентиментальности или просто в силу интуитивного чувства. Опирай-
тесь при этом на здравый смысл. Если вы не собираетесь использовать

<< Предыдущая

стр. 9
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>