стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Хэл Р. Вэриан

МИКРОЭКОНОМИКА
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД
Перевод с английского под редакцией
канд. экон. наук Н.Л. Фроловой



Рекомендовано Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по экономическим специальностям




Москва
Издательское объединение "ЮНИТИ"
1997
ББК65.012.1я73
В97



Данное издание выпущено в рамках программы
Центрально-Европейского Университета "Translation Project"
при поддержке Регионального издательского центра Института
"Открытое общество " (OSI — Budapest) и Института
"Открытое общество. Фонд содействия" (OS1AF — Moscow)


Рецензенты:
кафедра политической экономии экономического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова и канд. экон. наук доц. А.Н. Чеканскии


Главный редактор издательства Н.Д.Эриашвили


Издание осуществлено при содействии
Информационного Агентства США (USIA)



Вэриан Х.Р.
В97 Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход:
Учебник для вузов/Пер, с англ, под ред. НЛ. Фроловой. — М.:
ЮНИТИ, 1997. - 767 с.
ISBN 0-393-96842-1 (англ.)
ISBN 5-85173-072-2 (русск.)

Это первый в нашей стране перевод курса микроэкономической теории
промежуточного уровня ("микро-2"). Учебник Х.Р. Вэриана (4-е изд.) является базовым в
преподавании данного уровня микроэкономики во многих ведущих университетах мира,
lira популярность объясняется сочетанием теоретической глубины и доходчивости в
изложении материала, а также тем, что в отличие от других западных учебников такого
уровня используемый в нем математический аппарат выступает лишь удобным средством
представления экономических проблем.
Учебник охватывает всю стандартную проблематику классического курса "микро-2" —
теорию поведения потреби гелей и рыночного спроса с учетом фактора времени и фактора
неопределенности, теорию производства, издержек и прибыли, теорию рыночных
структур, теорию общего равновесия и экономическую теорию благосостояния, проблемы,
связанные с существованием внешних эффектов, общественных благ и асимметрии
информации.

ISBN 0-393-96842-1 (англ.)
ББК 65.012.1я73
ISBN 5-85173-072-2 (русск.)
1996, 1993, 1990, 1987 by Hal R. Varian
All rights reserved
ЮНИТИ, перевод, оформление, 1997
ПРЕДИСЛОВИЕ
НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Эта книга — первый перевод на русский язык курса микроэкономической тео-
рии промежуточного уровня (intermediate microeconomics). Учебники подобного
уровня в нашей стране не переводились и не создавались. Содержание всех до
сих пор переводившихся на русский язык учебников по микроэкономике не вы-
ходило за рамки вводного курса экономической теории с элементами промежу-
точного. Это можно сказать и о таких достаточно сложных учебниках, как
учебник Д.Н.Хаймана "Современная микроэкономика: анализ и применение", в
2-х т., (М., 1992), и учебник Р.Пиндайка и Д.Рубинфельда "Микроэкономика",
(М., "Экономика", "Дело", 1992). Единственный отечественный учебник, который
мог бы претендовать на изложение микроэкономических проблем на уровне,
близком к промежуточному, — это учебник ленинградских авторов В.М.Галь-
перина, С.М.Игнатьева и В.И.Моргунова (С.-Пб.: Экономическая школа, 1994,
1996). Однако пока издан только первый том этого учебника, охватывающий
лишь две темы стандартного курса микроэкономики.
Среди множества опубликованных в США и в Западной Европе учебников
по микроэкономической теории промежуточного уровня (занимающих по
сложности представления категорий, законов и моделей функционирования
экономики и степени его математизированности промежуточное положение
между учебниками вводного и продвинутого уровней) учебнику американского
автора Хэла Р. Вэриана принадлежит в некотором роде особое место. Не слу-
чайно с 1987 по 1996 гг. этот учебник успел выдержать четыре издания, причем
с третьего издания был принят как базовый в преподавании микроэкономики в
более чем 400 колледжах и университетах мира.
Популярность учебника X. Р. Вэриана объясняется сочетанием теоретической
глубины и доходчивости изложения материала.
С одной стороны, учебник Вэриана представляет собой классический курс
микроэкономики промежуточного уровня и по охвату теоретических тем, и по
уровню их подачи. Он включает всю стандартную проблематику классического
курса микроэкономики: теорию поведения потребителей и рыночного спроса с
учетом фактора времени и фактора неопределенности, теорию производства,
издержек и прибыли, теорию рыночных структур; теорию общего равновесия и
экономическую теорию благосостояния; проблемы, связанные с существовани-
ем внешних эффектов, общественных благ и асимметрии информации. При
этом Вэриан умело преподносит в рамках курса промежуточного уровня неко-
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

торые темы, в других западных учебниках обычно рассматриваемые в рамках
более продвинутых курсов микроэкономики. К этим темам в учебнике Вэриана
относятся наряду с прочими аксиомы выявленных предпочтений, рынки акти-
вов, теория игр, проблемы экономической теории информации и взаимодейст-
вие экономической теории и права.
С другой стороны, нацеливая студентов прежде всего на усвоение фунда-
ментальных понятий микроэкономической теории, автор делает это в форме,
позволяющей студентам почувствовать себя участниками творческого процесса
построения экономических моделей.
Этому помогает, во-первых, умение автора просто и наглядно продемонст-
рировать на конкретных моделях суть микроэкономического анализа, а также
приемы и методы его проведения.
Во-вторых, этому способствует собственно стиль учебника: кажущаяся про-
стота изложения сложного материала, характерный для данного учебника дух
непосредственного, живого, как бы аудиторного общения автора со студентами.
Автор не просто письменно излагает сухой научный материал — он как бы в
каждой главе "читает" лекцию (и размеры глав учебника сознательно
"подогнаны" автором под объем обычной аудиторной лекции).
В-третьих, указанный эффект достигается благодаря насыщению учебника
конкретными примерами из области реальной экономической политики, на
которых Вэриан демонстрирует аналитическую силу вводимых понятий, а
иногда и технику решения задач. Такие примеры, в основном из практики
США, но также и других стран, приводятся в учебнике почти по каждой про-
блеме. Особый интерес представляют, в частности, добавленные в четвертое
издание учебника свежие примеры из практики ценовой дискриминации, та-
рифных войн между авиакомпаниями, а также примеры стратегий ценообразо-
вания на конкретное программное обеспечение.
Немалым достоинством учебника Х.Р.Вэриана, также весьма способствую-
щим его популярности, является и то, что в отличие от подавляющего боль-
шинства учебников по микроэкономической теории промежуточного уровня
математический аппарат не имеет в нем самодовлеющего значения, а использу-
ется исключительно как средство удобного формализованного обобщенного
представления экономических проблем: Вэриан вводит базовые микроэконо-
мические понятия и взаимосвязи экономических явлений прежде всего на
уровне интуитивно-логическом, чему очень помогает, в смысле наглядности,
использование геометрических построений, и лишь потом, в качестве дополне-
ния, дает к каждой главе алгебраические приложения, не выходящие по слож-
ности за рамки основ дифференциального исчисления.
Думается, что и в нашей стране преподаватели по достоинству оценят мо-
дульную структуру учебника, схема которой, включающая возможные взаимо-
связи между темами, приведена в авторском предисловии к нему. По замыслу
автора, 18 из 35 глав учебника являются базовыми, их следовало бы изучать в
каждом курсе микроэкономики промежуточного уровня; наряду с ними в учеб-
нике содержатся 11 глав для изучения по выбору и 5 глав, которые могут быть
рассмотрены в рамках других, прикладных, экономических курсов (например,
курсов экономики труда, корпоративных финансов и пр.). Подобная структура
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

позволяет использовать учебник Вэриана как базовый для преподавания и од-
носеместрового (укороченного), и двухсеместрового (полного) курса микроэко-
номической теории промежуточного уровня. Кроме того, эта структура остав-
ляет преподавателям большую степень свободы в выборе последовательности
подачи материала и в плане подбора рекомендуемой студентам литературы.
Хочется отметить не только методические достоинства учебника
Х.Р.Вэриана, но и своеобразные и плодотворные теоретические подходы автора
в плане логики изложения традиционных разделов микроэкономической тео-
рии. Так, например, весьма интересна логика изложения в учебнике теории
потребительского выбора. Будучи поборником выдвинутой П.Самуэльсоном
идеи выявленных предпочтений, Вэриан справедливо полагает, что самые су-
щественные выводы теории потребительского выбора могут быть получены без
использования порядковой функции полезности и кривых безразличия, и стро-
ит изложение теории поведения потребителей в соответствии с этим принципом:
понятие "полезность" вводится им поэтому лишь после объяснения основ данной
теории с позиций предпочтений, характеризующих поведение рационального
потребителя. Более того, принцип выявленное™ весьма плодотворно использу-
ется Вэрианом и при объяснении равновесия фирмы.
Предлагаемое читателю в русском переводе четвертое, последнее пока, из-
дание учебника Вэриана существенно дополнено по сравнению с третьим — и
"осовремененными" примерами, и появлением как нового материала в старых
главах (например, в главе о монополии, включающей теперь рассмотрение це-
новой дискриминации первой, второй и третьей степеней и политики двойного
тарифа), так и новых глав, в частности, главы, посвященной микроэкономиче-
ским моделям, связанным с информационными технологиями.
Все упомянутые выше достоинства учебника Х.Р.Вэриана позволяют считать
его появление в русском переводе не просто целесообразным и актуальным — он
жизненно необходим для российских преподавателей и студентов экономических
специальностей, уже приступивших (в ведущих государственных и ряде негосудар-
ственных вузов) к освоению курса микроэкономической теории промежуточного
уровня, являющегося на Западе стандартным элементом подготовки квалифициро-
ванного экономиста (и теоретика, и практика) и, наконец, ставшего стандартным
элементом учебных программ и в ведущих экономических вузах России.
Изучение учебника Х.Р.Вэриана позволит овладеть микроэкономикой про-
межуточного уровня не только тем студентам бакалавриата, которые не собира-
ются в дальнейшем продолжать свое обучение в магистратуре, но и тем выпуск-
никам бакалавриата, которые имеют такое намерение, поскольку его освоение
даст необходимую базу для изучения продвинутого курса микроэкономики.
Всё сказанное по поводу как высоких достоинств собственно учебника
X. Р. Вэриана, так и актуальности его русского перевода для российского выс-
шего экономического образования позволяет надеяться на то, что он вызовет
заслуженный интерес у студентов и преподавателей.

Наталья Фролова
канд. экон. наук, доцент
ПРЕДИСЛОВИЕ
Успех первых трех изданий Intermediate Microeconomics очень меня воодуше-
вил. Он подтвердил мою веру в то, что аналитический подход к преподаванию
микроэкономической теории студентам старших курсов должен приветство-
ваться рынком.
При написании первого издания учебника моей целью было познакомить
студентов с тем, как обращаться с методами микроэкономического анализа,
чтобы они могли самостоятельно применять эти инструменты, а не просто пас-
сивно усваивать предварительно "разжеванные" ситуации, описываемые в учеб-
нике. Я обнаружил, что эта цель лучше всего достигается, если придавать осо-
бое значение фундаментальным понятийным основам микроэкономической
теории и конкретным примерам их практического применения, а не пытаться
снабдить студентов энциклопедией терминологии и анекдотов.
Трудности при таком подходе возникают в связи с тем, что во многих кол-
леджах и университетах у студентов отсутствует должная математическая подго-
товка, необходимая для усвоения курсов экономической теории. Отсутствие у
студентов навыков в области применения дифференциального исчисления и
решения задач, вообще говоря, затрудняет их ознакомление с некоторыми ана-
литическими методами экономической теории. Однако и при таких предпо-
сылках это не является невозможным. Можно достичь очень многого в этом
плане, пользуясь лишь несколькими простыми истинами в отношении линей-
ных функций спроса и функций предложения, а также элементарной алгеброй
в небольшом объеме. Вполне можно быть аналитиком, не углубляясь чрезмер-
но в математику.
Различие между двумя указанными подходами стоит подчеркнуть. Аналити-
ческий подход к экономической теории — это подход, при котором используют-
ся строгие логические рассуждения, и, при возможности, его применения, несо-
мненно, предпочтительны, однако, указанный подход может быть приемлем не
для всех студентов. Большинство старшекурсников, изучающих экономическую
теорию, должны были бы хорошо знать дифференциальное исчисление, но не
знают его, по крайней мере знают не слишком хорошо. По этой причине я ис-
ключил дифференциальное исчисление из основной части текста. Однако многие
главы учебника снабжены подробными приложениями, построенными на ис-
пользовании дифференциального исчисления. Смысл этого — в предоставлении
студентам, владеющим дифференциальным исчислением, возможности пользе-
ПРЕДИСЛОВИЕ

ваться методами, основанными на этом исчислении, не превращая эти методы
в препятствие для понимания материала остальными студентами.
Думается, что такой подход позволяет донести до читателей идею о том, что
дифференциальное исчисление является не просто подстрочным примечанием
к приведенным в тексте рассуждениям, а более, глубоким способом исследова-
ния тех же самых вопросов, которые можно исследовать также на уровне сло-
весных рассуждений и с помощью графического представления. Использование
небольшого объёма математики позволяет значительно упростить многие дово-
ды, и все студенты, изучающие экономическую теорию, должны это усвоить.
Во многих случаях я сталкивался с тем, что при наличии некоторой мотивации
и подборе ряда хороших экономических примеров студенты начинают отно-
ситься к аналитическому подходу (смотреть на вещи с аналитических позиций)
с большим энтузиазмом.
В настоящий текст внесен ряд изменений и дополнений. Во-первых, главы,
как правило, очень коротки. Я попытался сделать большую часть глав "размером
с лекцию", чтобы студент мог прочесть каждую из них "за один присест".
Материал рассматривается мною в стандартной последовательности — сна-
чала обсуждается теория поведения потребителей, а затем теория поведения
производителей, однако теории поведения потребителей я отвёл больше места,
чем обычно принято. Это связано не с тем, что я считаю теорию поведения
потребителей самым важным разделом микроэкономики; просто я обнаружил,
что этот материал представляется студентам наиболее загадочным, и поэтому
мне захотелось дать его более детальную проработку.
Во-вторых, я постарался вставить в текст побольше примеров, иллюстри-
рующих использование описываемой в нем теории. В большинстве учебников
студенты рассматривают массу графиков, показывающих смещение кривых, но

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>