<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

не сталкиваются при этом с большим количеством алгебраических или каких-
либо других расчётов. Однако на практике для решения задач используется
именно алгебра. Графики способствуют пониманию смысла проблемы, но ре-
альная сила экономического анализа заключается в том, что с его помощью
можно получить количественные ответы к экономическим задачам. Каждый
студент, изучающий экономическую теорию, должен быть способен предста-
вить экономический сюжет в виде уравнения или числового примера, однако
слишком часто, к сожалению, не уделяется внимания развитию этого навыка.
По этой причине я подготовил также сборник задач и упражнений, который,
по моему мнению, является необходимым сопровождением данной книги. Этот
сборник задач и упражнений был написан мною совместно с моим коллегой
Теодором Бергстромом, и мы приложили большие усилия для того, чтобы при-
думать интересные и способствующие усвоению курса задачи. Мы также пола-
гаем, что этот сборник задач и упражнения окажут студентам, изучающим мик-
роэкономику, значительную помощь.
В-третьих, думается, что рассматриваемые темы изложены в этой книге бо-
лее тщательно, чем обычно делается в учебниках по курсу микроэкономиче-
ской теории промежуточного уровня. Правда, иногда, когда рассмотрение об-
щего случая представляло чрезмерные трудности, я выбирал для исследования
особые, частные случаи, но, поступая подобным образом, честно об этом заяв-
_10________________________________________ПРЕДИСЛОВИЕ

лял. Вообще, я старался детально объяснять каждый шаг каждого рассуждения.
Полагаю, что представленные мною рассуждения не только полнее и точнее, чем
обычно, но, в силу отмеченного внимания к деталям, также доступнее для пони-
мания, чем любые нестрогие рассуждения, приводимые во многих других книгах.

Существует много путей
к экономическому просвещению
В этой книге материала содержится больше, чем можно успешно изучить в
течение одного семестра, поэтому имеет смысл тщательно выбирать тот мате-
риал, который вы хотите изучить. Если вы начнёте изучение с первой страни-
цы и будете последовательно переходить от главы к главе, то время, отведённое
на прохождение данного курса, закончится задолго до того, как вы доберётесь
до конца книги. Модульная структура книги оставляет преподавателю большую
степень свободы в отношении выбора последовательности подачи материала, и
я надеюсь, что многие этим воспользуются. Взаимозависимость между главами
иллюстрируется приведенной ниже диаграммой.
Главы (прямоугольники на рисунке), окрашенные в тёмный цвет, являются
"базовыми", их, видимо, следовало бы изучать в каждом курсе микроэкономики
промежуточного уровня. В светлый цвет окрашены главы "по выбору": каждый
семестр я успеваю охватить некоторые из них, но не все. В серый цвет окрашены
главы, которые я обычно не затрагиваю в своём курсе, но они вполне могут быть
рассмотрены в рамках других курсов. Жирная линия, идущая от главы А к главе
В, означает, что глава А должна быть прочитана до главы В. Пунктирная линия
означает, что изучение главы В требует знания какого-то материала, содержаще-
гося в главе А, но не зависит от знания указанной главы существенным образом.
Я обычно рассматриваю теорию поведения потребителей и рынков, а затем
перехожу прямо к теории поведения производителей. Популярна и другая по-
следовательность рассмотрения материала — изучение обмена сразу после тео-
рии поведения потребителей; многие преподаватели предпочитают идти этим
путём, и мне пришлось затратить определённые усилия, чтобы гарантировать
эту возможность.
Некоторые предпочитают давать студентам вначале теорию поведения про-
изводителей, а затем — теорию поведения потребителей. При использовании
данного учебника это возможно, однако, если вы пойдёте по этому пути, вам
придётся дополнить материал, изложенный в соответствующих главах учебни-
ка. Например, изучение материала по изоквантам подразумевает, что студенты
уже познакомились с кривыми безразличия.
Значительная часть материала по проблемам общественных благ, внешних
эффектов, права и информации может быть введена в курс ранее. Я располо-
жил материал таким образом, что его практически несложно вставить в читае-
мый вами курс в любом месте, где пожелаете. Например, материал по антитре-
стовскому законодательству естественно вписывается в обсуждение монополии,
закон об ответственности можно использовать для иллюстрации идей эффектив-
ности, уголовное право — для иллюстрации проблем потребительского выбора.
ПРЕДИСЛОВИЕ 11




Монополистическое
поведение

Право -*-- Теория игр
J2________________________________________ПРЕДИСЛОВИЕ

Аналогично материал по проблеме общественных благ может быть введён в
качестве иллюстрации анализа на базе диаграммы Эджуорта. Внешние эффек-
ты можно вводить в рассмотрение сразу после рассмотрения кривых издержек,
а темы из главы об информационных технологиях можно вводить почти в лю-
бом месте курса, после того, как студенты познакомятся с подходом, характер-
ным для экономического анализа.

Изменения, внесённые в четвертое издание
Главное дополнение к третьему изданию — глава об информационных тех-
нологиях. Газеты неустанно твердят о том, что теперь мы живём в
"информационном обществе". Хотя об информационной экономике говорят
все, мало кто попытался дать серьёзный анализ связанных с нею проблем. В
указанной главе я даю описание некоторых экономических моделей информа-
ционных сетей, поддержания прав интеллектуальной собственности и владения
и пользования информационными товарами на паях. Идея состоит в том, что-
бы показать, каким образом с помощью стандартной техники экономического
анализа, изложенной в этой книге, можно добиться существенного понимания
смысла этих проблем. Это издание учебника было дополнено более развёрну-
тым анализом ценовой дискриминации первой и второй степени. В предыду-
щих изданиях учебника была дана лишь очень беглая характеристика нелиней-
ного ценообразования, поскольку данный предмет обычно считается слишком
продвинутым для студентов старших курсов. Однако теперь я нашел способ
самого элементарного представления существенно важных аналитических мо-
ментов, используя лишь стандартные инструменты анализа излишка потреби-
телей. Глава "Монополистическое поведение" также содержит полезное обсуж-
дение такой техники маркетинга, как продажа товаров наборами, с использо-
ванием ряда примеров из практики отрасли по производству программного
обеспечения. Книга дополнена также рассмотрением эластичности спроса по
доходу, невозвратных издержек и нескольких других тем подобного рода.
Наконец, я добавил около дюжины новых примеров, иллюстрирующих
многообразие экономических явлений. Многие примеры взяты из практики
отраслей по производству компьютерного оборудования и программного обес-
печения, что подчеркивает такую особенность этого издания, как рассмотрение
в нём проблем, связанных с компьютерной технологией.

Банк тестов и сборник задач и упражнений
Сборник задач и упражнений Workouts in Intermediate Microeconomics явля-
ется составной частью курса. Он содержит сотни упражнений типа
"заполнить скобки", шаг за шагом обучающих студентов фактическому при-
менению инструментов, с которыми они познакомились в учебнике. В треть-
ем издании мы добавили к сборнику задач и упражнений новый раздел, со-
держащий вопросы для устной и письменной проверки без предварительной
ПРЕДИСЛОВИЕ

подготовки. Речь идёт о кратких вопросах множественного выбора, часто ос-
новывающихся на более длинных задачах типа "заполнить скобки". Эти во-
просы служат для студента быстрым способом повторения того материала,
который он усвоил при проработке содержащихся в сборнике задач. Есть,
однако, ещё кое-что ... преподаватели, взявшие на вооружение при чтении
своих курсов наш сборник задач и упражнений, могут получить бесплатно
копию компьютерной программы, именуемой "Нортон Тест-Мейкер", соз-
дающую новые варианты этих вопросов с различными численными значе-
ниями, но с той же самой внутренней логикой. Этой программой можно
пользоваться для составления дополнительных задач, позволяющих студентам
дополнительно попрактиковаться при составлении коротких вопросов для
устной или письменной проверки (без предварительной подготовки), исполь-
зуемых на семинарских занятиях.
С помощью этих вопросов и программы "Нортон Тест-Мейкер" можно при-
думать массу кратких вопросов, которыми студенты могут пользоваться для
проверки того, насколько они продвинулись в понимании микроэкономики.
Расстановка баллов производится быстро и надёжно, потому что речь идёт о
вопросах множественного выбора и ответы на них можно оценить с помощью
электроники. В рамках преподавания нашего курса мы предлагаем студентам
проработать все вопросы такого типа по каждой главе, либо самостоятельно,
либо в группах. Кроме того, в течение семестра примерно раз в неделю мы
проводим краткую устную или письменную проверку без предварительной
подготовки во время работы на семинаре. В рамках этих вопросов студентам
предлагаются новые варианты вопросов, ранее задававшихся в качестве домаш-
них заданий; по существу, это вопросы домашних заданий, но с другими чис-
лами. Следовательно, те студенты, которые выполнили домашние задания, без
труда успешно справятся с этими опросами. Мы твёрдо верим в невозможность
изучения экономической теории без проработки некоторых задач. Вопросы для
опросов без предварительной подготовки, предлагаемые сборником задач и уп-
ражнений и программой "Нортон Тест-Мейкер", существенно облегчают про-
цесс обучения и для студента, и для преподавателя.


Издание книги
Текст книги был полностью набран автором с использованием ТЕХ — за-
мечательной системы набора текстов, разработанной Дональдом Кнутом. ТЕХ
позволяет автору полностью контролировать структуру и внешний вид доку-
мента; эта система особенно удобна для текста, содержащего математику.
Мною были использованы стандартные инструменты Unix-emacs для редакти-
рования текста и res для контроля версии. Я использовал также систему ТЕХ
Тома Рокики, включающую его просмотровое устройство, TEXView, и драйвер
для принтера, dvips. Для составления индекса мною была использована про-
грамма makeindex, а для вставки в текст графиков — программное обеспечение
Тревора Даррелла psfig.
J4_______________________________________ПРЕДИСЛОВИЕ

Макет книги был разработан Нэнси Дейл Малдун; Рой Тедофф и автор
внесли в него некоторые изменения. Рукопись редактировалась Мари-Жозе
А. Шорп, а ответственным редактором книги был Дрейк МакФили.

Выражения признательности
В осуществление данного проекта внесли вклад многие. Во-первых, я дол-
жен поблагодарить моих помощников по редактированию первого издания
учебника Джона Миллера и Дебру Холт. Джон представил много замечаний,
предложений и упражнений, основанных на первых черновиках этого текста, и
внес значительный вклад в придание целостности и связности конечному про-
дукту. Дебра тщательно проверила доказательность и согласованность текста на
конечных стадиях подготовки учебника и оказала помощь в подготовке индекса.
Многими полезными предложениями и замечаниями при подготовке пер-
вого издания помогли мне: Кен Бинмор (Мичиганский университет), Марк
Банели (Университет Индианы), Ларри Шено (Университет Майами), Джона-
тан Хоаг (Университет штата Баулинг Грин), Аллен Джейкобе (МТИ), Джон
МакМиллан (Университет Калифорнии в Сан-Диего) и Гэри Йоух
(Университет Уэсли). В особенности мне хотелось бы поблагодарить доктора
Рейнера Бучеччера, подготовившего немецкий перевод учебника, за внима-
тельное прочтение им первого издания учебника и представления мне подроб-
ного списка исправлений. За предложения в связи с подготовкой первого изда-
ния я хотел бы также поблагодарить Теодора Бергстрома, Яна Герсона, Оливе-
ра Лэндманна, Аласдара Смита, Барри Смита и Дэвида Уинча.
Моими помощниками при редактировании второго издания были Шэрон
Пэрротт и Анжела Биллз. Они оказали мне большую помощь в написании и
редактировании текста. Роберт М. Кострелл (Университет Массачусетса в Ам-
херсте), Эшли Лайман (Университет Айдахо), Дэниэл Швалли (Кейс-Уэстэрн
Резерв), АД.Сливински (Западный Онтарио) и Чарльз Плурд (Университет
Йорка) представили мне детальные замечания и предложения по улучшению
второго издания.
При подготовке третьего издания я получил полезные замечания от: Дорие
Ченг (Сан Жозе), Имре Цеко (Будапешт), Грегори Хильдебрандта (Калифор-
нийский университет, Лос-Анджелес), Джэми Брауна Крузе (Колорадо), Ри-
чарда Мэннинга (Брайхэм Янг), Джэнэт Митчелл (Корнелл), Чарльза Плурда
(Уни-верситет Йорка), Йенг-Нан Ши (Сан Жозе), Джона Уиндера (Торонто).
Особенно я благодарен Роджеру Ф.Миллеру (Университет Висонсина) и Дэвиду
Уайлдазину (Индиана) за детальные замечания, предложения и исправления.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ