ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ко второму изданию
тттттз*Аъшттттттт(ШШ?Ш4Шял1тттятятси


Прошло несколько лет со дня выхода первого издания учебного пособия
«Курс экономической теории» (Издательство «Дело и Сервис». М., 1997). В жизни
России, других государств за это время произошли значительные изменения. Мир
вступил в новое тысячелетие, все явственнее проявляют себя достижения и про-
тиворечия глобализации, происходит интенсивный процесс формирования
национальных экономических систем новых независимых государств. Жизнь ста-
вит перед экономической наукой все более сложные задачи.
Роль экономической теории велика. Она, являясь основой экономической
политики и хозяйственной деятельности, призвана выработать научные, система-
тизированные знания об обществе, его экономической структуре и функциони-
ровании.
Все большее значение для переходных экономик приобретает та сторона эко-
номической теории, которая помогает выработать национальные модели эконо-
мики, позволяет определить наиболее эффективные пути формирования новых
экономических систем.
С развитием общества развивалась экономика. Теоретические представления
об экономике развивались от первых описаний и обобщений экономических яв-
лений до целостного систематизированного взгляда на экономический строй об-
щества. В современной экономической теории сформировался ряд научных на-
правлений и школ, которые создают всестороннюю картину экономической жиз-
ни общества. Сегодня стало очевидным, что экономика — это сложная система
отношений людей, в которой переплетаются функциональные и структурные свя-
зи и где исключительно велика роль институтов.
Преподавание экономической теории в высших учебных заведениях России
переживает сложный период. Экономическая мысль развивается в условиях сво-
боды мнений и концепций. Все более очевидной становится необходимость об-
новленного и беспристрастного анализа экономики, глубокого изучения основ
экономической жизни общества. Разработаны единые требования к содержанию
обучения экономической теории, государственные стандарты по экономическим
специальностям и направлениям подготовки. Вместе с тем преподавание эконо-
мической теории и экономики в настоящее время исключено из перечня обяза-
тельных дисциплин для изучения в высших учебных заведениях в рамках цикла
социально-гуманитарных дисциплин. Это противоречит общим тенденциям раз-
вития социально-гуманитарного образования и особенно недопустимо в условиях
переходных экономик, когда ощущается острая потребность в изучении основ
рыночной экономики и в воспитании нового экономического миропонимания.
В свете мирового, опыта и опыта нашей страны исследования в области эко-
номической теории и ее преподавания должны стать средством объективного, бес-
пристрастного анализа и изучения действительности. Сути нашей науки противо-
речит простое толковайие политических решений, односторонность подхода, сле-
дование пусть даже привлекательной, но одной теоретической схеме и
конструкции. На таких принципах невозможно экономическое воспитание совре-
менных предпринимательских кадров, которые должны принимать решения в ус-
ловиях меняющейся и все более глобализирующейся экономики.
Исходя из развиваемого нами подхода к содержанию экономической теории,
к особенностям ее преподавания в современных условиях, в «Курсе экономичес-
кой теории» мы стремились реализовать следующие принципы.
Предисловие
18

Первый. Так как экономика представляет собой сложную систему экономи-
ческих отношений людей, в учебном пособии она анализируется в единстве струк-
турных и функциональных связей. В этой связи в структуре «Курса экономичес-
кой теории» выделяются общие основы экономической теории, ее функциональ-
ные связи по поводу рационального использования ограниченных ресурсов.
Особое внимание уделяется основам экономического строя национальной эконо-
мики. Все основные экономические процессы рассматриваются при этом в тес-
ном единстве с институтами общества.
Второй. В силу того, что экономическое развитие осуществляется в конкрет-
ных странах, неизбежно формируются национальные Экономические системы.
Экономическая теория должна включать изучение теоретических основ данных
систем. Поэтому одной из особенностей «Курса экономической теории» является
то, что в нем впервые дается систематическое и развернутое изложение основ на-
циональной экономики как составной части экономической теории. Это крайне
важно для переходных экономик, где трансформация и формирование нацио-
нальных моделей экономики неразрывно связаны.
Третий. Мы исходим из того, что каждый интересующийся экономической
теорией и изучающий ее должен иметь возможность получить в учебном пособии
развернутую информацию о содержании науки и ее основных проблемах. В «Кур-
се экономической теории» раскрывается содержание дидактических единиц, пре-
дусмотренных Требованиями к содержанию дисциплины «Экономика» (об этом
свидетельствует «Предметный указатель к образовательному стандарту», помещен-
ный в приложении), дается очерк истории развития экономической мысли, ана-
лизируется опыт экономического развития России, других государств.
И преподаватель, и студент найдут в пособии ответы на многие сложные и
дискуссионные вопросы современной экономики. При этом авторы оставляют
многие из актуальных проблем экономики читателю для самостоятельного осмыс-
ления. Наш «Курс экономической теории» — это открытая книга для любозна-
тельного читателя.
Учебное пособие выпускается издательством «Дело и Сервис» в серии «Учеб-
ники МГУ», которая включает учебно-методические комплексы по микроэконо-
мике, макроэкономике, международной экономике, математическим методам ис-
следования экономики. Эта серия учебных пособий позволяет осуществлять пре-
подавание и изучение современной экономики и экономической теории.
В учебном пособии использован широкий круг источников. Статистическая
составляющая книги базируется на данных официальных изданий Государствен-
ного комитета Российской Федерации по статистике, опубликованных на момент
подготовки рукописи к печати.
Подготовка «Курса экономической теории» — результат длительной и систе-
матической работы коллектива авторов по исследованию проблемы методологии
экономической теории, обобщению практического опыта развития России и дру-
гих государств, а также преподавания в Московском государственном универси-
тете им. М.В. Ломоносова, на международных программах различного уровня.
Авторами учебного пособия являются:
Сидорович А.В. (гл. 1, 2 (соавт.), 38 (соавт.), 39, 41, 46—48 (соавт.), 54);
Агапова Т.А. (предисловие к разд. II, гл. 22, 24, 25, 28, 31, 33—36, 53); Васильева Н.И.
(гл. 58 (соавт.)); Емцов Р.Г. (гл. 14—16); Железова В.Ф. (гл. 49); Иванов Ю.М. (гл. 55
(соавт.)); Куликов В.В. (гл. 46 (соавт.)); Кульков В.М. (гл. 2 (соавт.), 3, 38 (соавт.));
Лебедев В.М. (гл. 56); Левита Р.Я. (приложение I); Логвина A.M. (гл. 51); Лукин М.Ю.
(гл. 4 - 9 , 19, 20); Любимцев Ю.И. (гл. 50); Миклашевская Н.И. (гл. 59, 60);
Предисловие 19

Мисихина С.Г. (гл. 47—48 (соавт.)); Пономаренко Е.Г. (гл. 52); Разумова Т.О. (гл. 47
(соавт.)); Рябушкин Б.Т. (гл. 55 (соавт.)); Серегина С.Ф. (гл. 21, 23, 26, 27, 29, 30, 32,
37, 42); Тарануха Ю.В. (гл. 10-13, 17, 18, 43-45); Хубиев НА. (гл. 40); Черковец О.В.
(гл. 58 (соавт.), 61); Шмелёв Г.И. (гл. 57).
В написании отдельных параграфов участвовали Арзуманян Г., Бабаев А.,
Иванова НИ., Каун В.Т., Купцов В.И., Рощин С.Ю., Хлопцов Д.М.
Мы благодарны нашим коллегам в МГУ, в других высших учебных заведени-
ях, слушателям Института переподготовки и повышения квалификации препода-
вателей гуманитарных и социальных наук МГУ, всем читателям за высказанные
замечания и пожелания после выхода в свет первого издания.
Особая благодарность тем, кто принимал участие в научно-вспомогательной и
организационной работе по изданию учебного пособия. Большую работу выполни-
ли: по информационному обеспечению издания — Купцов В.И., по подготовке ра-
боты к выпуску — Маланичева Н.В., Черковец О.В., а также Евстигнеева Т.Б. и
Герасимова С. С.
Авторы будут благодарны читателям за отзыва об учебнике. Отзывы просим
направлять по адресу: 119899, Москва, Воробьевы горы, МГУ, 2-й корпус гумани-
тарных факультетов, ИППК, кафедра экономической теории.

А.В. Сидорович



ОГЛАВЛЕНИЕ