стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ГЛАВА 1




РЫНОК

Традиционно первая глава учебника по микроэкономике посвящается обсуж-
дению "целей и методов" преподавания курса экономической теории. Хотя
этот материал и может быть очень интересен, едва ли уместно начинать с
него изучение экономической теории. Трудно должным образом оценить об-
суждение указанных проблем, не рассмотрев сначала каких-то реальных при-
меров экономического анализа.
Поэтому мы и начнем нашу книгу с примера экономического анализа. В
данной главе мы рассмотрим модель конкретного рынка — рынка квартир. В
ходе изучение указанной модели будут введены некоторые новые понятия и
инструменты экономической теории. Пусть вас не волнует то, что это будет
сделано довольно бегло. Задача данной главы состоит лишь в том, чтобы дать
беглый обзор возможного применения этих понятий. Позднее мы изучим их
гораздо более детально.

1.1. Построение модели
Экономическая теория занимается разработкой моделей социальных явлений.
Под моделью мы понимаем упрощенное отображение реальности. Акцент
здесь — на слове "упрощенное". Представьте себе, сколь бесполезной была
бы карта, построенная в масштабе один к одному. То же самое справедливо и
в отношении экономической модели, в рамках которой делается попытка
описать все стороны действительности. Сила модели — в устранении не от-
носящихся к делу деталей, позволяющем экономисту сосредоточить внима-
J6_________________________________________Глава 1

ние на существенно важных чертах экономической реальности, которые он
пытается понять.
В рассматриваемой модели нас интересуют факторы, определяющие цены
на квартиры, поэтому мы хотим получить упрощенное описание рынка квар-
тир. Выбор нужных упрощений при построении модели — это своего рода
искусство. Вообще говоря, мы стремимся выбрать простейшую модель, спо-
собную описать исследуемую нами экономическую ситуацию. Затем можно
постепенно добавлять в эту модель усложняющие факторы, тем самым ус-
ложняя ее и, как мы надеемся, приближая к реальности.
Конкретный пример, который мы будем рассматривать, — рынок квартир
в университетском городке среднего размера на Среднем Западе. В этом го-
родке имеются два типа квартир: квартиры, находящиеся недалеко от универ-
ситета, и квартиры, более удаленные от него. Считается, что квартиры, со-
седствующие с университетом, обычно больше привлекают студентов, по-
скольку позволяют довольно легко добираться до него. Чтобы добраться до
университета из более удаленных квартир, приходится пользоваться автобу-
сом или совершать длительную поездку на велосипеде в холодную погоду,
поэтому большинство студентов предпочли бы занимать квартиру по соседст-
ву с университетом...если бы могли себе это позволить.
Мы будем считать, что квартиры располагаются вокруг университета дву-
мя большими кольцами. Соседствующие с университетом квартиры находятся
во внутреннем кольце, а остальные — во внешнем. Объектом нашего внима-
ния будет исключительно рынок квартир внутреннего кольца. Внешнее коль-
цо следует рассматривать как место, куда могут отправиться те, кому не уда-
стся подыскать себе квартиру, располагающуюся поближе к университету.
Предположим, что во внешнем кольце имеется много свободных квартир и
цена их установлена на каком-то известном уровне. Нас интересует только
то, как определяются цены на квартиры внутреннего кольца, и, кто именно
становится их жильцами.
Описывая различие между ценами на квартиры двух указанных типов в
данной модели, экономист назвал бы цену квартир внешнего кольца экзоген-
ной переменной, а цену квартир внутреннего кольца — эндогенной переменной.
Это означает, что мы считаем цену квартир внешнего кольца определяемой
факторами, не подлежащими обсуждению в рамках данной конкретной моде-
ли, в то время как цена квартир внутреннего кольца определяется силами,
описываемыми данной моделью.
В качестве первого упрощения, допущенного в нашей модели, будем счи-
тать все квартиры совершенно одинаковыми во всех отношениях, кроме ме-
стоположения. Таким образом, можно будет говорить о "цене" квартир, не
заботясь о том, сколько в них спален — одна, две, и т.д.
Но что именно определяет указанную цену? Чем определяется то, кто бу-
дет жить в квартирах внутреннего кольца, а кто — в более удаленных? Что
можно сказать о желательности различных экономических механизмов рас-
пределения квартир? Какие понятия мы можем использовать для оценки дос-
РЫНОК_____________________________________________Г7

тоинств различных способов распределения квартир между индивидами? Все
это вопросы, ответов на которые мы ждем от нашей модели.

1.2. Оптимизация и равновесие
При любых попытках объяснения поведения людей необходимо опираться на
некую структуру, выступающую в качестве основы проводимого анализа. В
большей части экономических исследований эта основа строится на следую-
щих двух простых принципах.
Принцип оптимизации: люди стремятся выбирать наилучшие структуры по-
требления из числа тех, которые могут себе позволить.
Принцип равновесия: цены изменяются до тех пор, пока величина спроса
людей на что-либо не сравняется с величиной предложения.
Рассмотрим эти два принципа. Первый из них почти тавтологичен. Если
люди вольны в своих действиях, то разумно предположить, что они пытаются
выбирать те вещи, которые хотят иметь, а не те, которых иметь не хотят. Ра-
зумеется, исключения, нарушающие этот общий принцип, существуют, но
обычно они лежат за рамками области экономического поведения.
Вторая идея несколько более проблематична. Понятно по крайней мере,
что в каждый данный момент времени величины спроса и предложения не
совпадают, и что, следовательно, что-то должно меняться. Для осуществления
этих изменений может понадобиться много времени и, хуже того, они могут
породить другие изменения, способные "дестабилизировать" систему в целом.
Такого рода вещи могут происходить, ...но обычно не происходят. В слу-
чае с квартирами из месяца в месяц наблюдается обычно достаточно стабиль-
ная арендная плата. Нас интересует именно эта равновесная цена, а не то, ка-
ким образом рынок приходит к этому равновесию, или то, каким образом
оно может изменяться в течение длительных периодов времени.
Стоит заметить, что в разных моделях равновесие может определяться по-
разному. В случае простой модели рынка, рассматриваемой в настоящей гла-
ве, идея о равновесии спроса и предложения вполне подойдет для целей на-
шего анализа. Но в более общих моделях нам потребуются и более общие оп-
ределения равновесия. Обычно для достижения равновесия требуется согла-
сованность действий экономических субъектов.
Как же использовать два указанных принципа, чтобы с их помощью най-
ти ответы на поставленные нами выше вопросы? Наступило время ввести не-
которые экономические понятия.

1.3. Кривая спроса
Предположим, что мы рассматриваем кандидатуры всех возможных арендато-
ров квартир и спрашиваем у каждого из них, какую максимальную сумму он
готов заплатить за аренду квартиры.
J8_________________________________________Глава 1

Начнем сверху. Всегда должен быть кто-то, кто готов заплатить самую вы-
сокую цену. Быть может, у этого человека куча денег, а может быть, он очень
ленив и не хочет ходить пешком на большие расстояния ... или имеется еще
какая-нибудь причина. Допустим, что такой человек готов платить за кварти-
ру 500$ в месяц.
Если всего один человек готов платить 500$ в месяц за аренду квартиры,
то ровно одна квартира и будет сдана — тому человеку, который готов запла-
тить указанную цену.
Предположим, следующая высокая цена, которую готов заплатить кто-
либо, составляет 490$. Тогда, если бы рыночная цена равнялась 499$, сдава-
лась бы по-прежнему всего одна квартира: человек, который готов заплатить
500$, снял бы квартиру, а человек, который готов заплатить 490$, — нет. И
так далее. Всего одна квартира сдавалась бы по-прежнему, если бы рыночная
цена была равна 498$, 497$, 496$ и т.д... до тех пор, пока мы не дошли бы до
цены в 490$. При этой цене сдавались бы ровно две квартиры: одна — чело-
веку, готовому платить 500$, и одна — человеку, готовому платить 490$.
Аналогично две квартиры сдавались бы до тех пор, пока мы не дошли бы
до максимальной цены, которую готов был бы заплатить человек с третьей
по счету наивысшей ценой и т.д.
Экономисты называют максимальную готовность данного индивида пла-
тить за что-либо резервной ценой для этого индивида. Резервная цена — это
наивысшая цена, по которой данный индивид все еще согласен купить товар.
Другими словами, резервная цена для данного индивида — это цена, при ко-
торой ему совершенно безразлично, покупать товар или нет. В нашем приме-
ре, если резервная цена для некоего индивида равна р, это означает, что ему
все равно, жить ли во внутреннем кольце и платить за это цену р или же
жить во внешнем кольце.
Таким образом, число квартир, арендуемых при данной цене р*, равно
просто числу людей, для которых резервная цена больше или равна р*. Ведь
если рыночная цена равна р*, то каждый, кто готов платить за квартиру по
крайней мере р*, захочет иметь квартиру во внутреннем кольце, а каждый,
кто не согласен платить/?* предпочтет жить во внешнем кольце.
Мы можем нанести .эти резервные цены на график (рис. 1.1). Здесь цена
отложена по вертикальной оси, а число людей, готовых уплатить эту цену
или большую, отложено по горизонтальной оси.
Можно трактовать рис. 1.1 и по-другому, считая, что он показывает,
сколько людей хотят снять квартиру по какой-то определенной цене. Такая
кривая есть пример кривой спроса — кривой, связывающей величину спроса с
ценой. При рыночной цене выше 500$ не будет снято ни одной квартиры.
При цене от 500 до 490$ будет снята одна квартира. При цене от 490$ до
уровня третьей по высоте резервной цены сняты будут две квартиры, и т.д.
Кривая спроса описывает количество спроса при каждой из возможных цен.
Кривая спроса на квартиры нисходящая: по мере снижения цены квартир все
больше людей хотят их снять. Если таких людей много и резервные цены для
РЫНОК 19

них мало отличаются, то разумно считать кривую спроса плавно убывающей,
как на рис. 1.2. Кривая на рис. 1.2 показывает, как выглядела бы кривая спро-
са, изображенная на рис. 1.1, если бы людей, желающих снять квартиры, бьшо
много. "Скачки", наблюдаемые на рис. 1.1, в данном случае будут столь малы
по сравнению с размерами рынка, что при построении кривой спроса их
можно спокойно проигнорировать.


РЕЗЕРВНАЯ
ЦЕНА
....
500
^ •• • •ъ
490 —



480
1
( Кривая спроса

я т т тл



Щ>штят




1 1 1 1
ЧИСЛО КВАРТИР
1 2 3

Кривая спроса на квартиры. По вертикальной оси отложены рыночные це- Рис,
ны, по горизонтальной — число квартир, снятых по каждой цене. 1.1



1.4. Кривая предложения
Теперь, когда у нас есть удобное графическое представление поведения спро-
са, рассмотрим, как ведет себя предложение. В этой связи придется задумать-
ся о природе изучаемого нами рынка. Будем рассматривать такую ситуацию,
при которой существует много независимых домовладельцев, готовых сдать
находящиеся в их собственности квартиры по самой высокой цене, приемле-
мой для данного, рынка. Будем называть такой рынок конкурентным. Разуме-
ется, могут существовать и другие разновидности рынка, некоторые из них
мы рассмотрим позднее.
Пока же рассмотрим случай, когда имеется много домовладельцев, каж-
дый из которых действует совершенно независимо от других. Ясно, что если
все домовладельцы стремятся сделать все от них зависящее, чтобы установить
максимальную цену на квартиры, и если арендаторы квартир полностью ос-
ведомлены о ценах, запрашиваемых домовладельцами, то равновесная цена
Глава 1
20

всех квартир внутреннего кольца должна быть одной и той же. Это нетрудно
обосновать. Допустим, что вместо этого существуют некая высокая цена Р/, и
некая низкая цена Р/, запрашиваемые за указанные квартиры. Тогда люди,
которые платят высокую арендную плату за квартиру, могут отправиться к
домовладельцу, сдающему квартиры за низкую цену, и предложить ему
арендную плату в размере где-то между Pf, и Р/. Сделка по такой цене повы-
сила бы благосостояние и арендатора, и домовладельца. Поскольку все участ-
ники рассматриваемых сделок преследуют свои собственные интересы и ос-
ведомлены о запрашиваемых альтернативных ценах, ситуация, при которой
за один и тот же товар запрашиваются разные цены, не может характеризо-
вать положения равновесия.

РЕЗЕРВНАЯ
ЦЕНА


Кривая спроса




ЧИСЛО КВАРТИР

Рис. Кривая спроса на квартиры при наличии большого числа лиц, предъявляющих
спрос. Поскольку число людей, предъявляющих спрос на квартиры, велико,
1.2
скачки цен незначительны, и кривая спроса имеет обычный для нее вид
плавно убывающей кривой.


Но какова будет эта единая равновесная цена? Попробуем прибегнуть к
методу, который мы применили при построении кривой спроса: выберем ка-
кую-то цену и спросим себя, сколько квартир будет предложено к сдаче вна-
ем по этой цене.
Ответ отчасти зависит от временного периода, в рамках которого мы изу-
чаем данный рынок. Если рассматривать период продолжительностью в не-
сколько лет, в течение которого может иметь место новое жилищное строи-
тельство, то число квартир, безусловно, будет соответствовать запрашиваемой
цене. Но в "коротком периоде", скажем, в течение данного года, число квар-
РЫНОК 21

тир более или менее постоянно. Если мы рассматриваем только случай для
короткого периода, то предложение квартир будет постоянным и установится
на некотором предопределенном уровне.
Кривая предложения на таком рынке изображена на рис. 1.3 в виде вертикаль-
ной линии. При любой запрашиваемой цене будет снято одно и то же число

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>