<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

квартир, а именно, все квартиры, предлагаемые к сдаче в данный момент.

РЕЗЕРВНАЯ
ЦЕНА Предложение




число КВАРТИР
s
Кривая краткосрочного предложения. В коротком периоде предложение квар- Рис.
тир фиксировано. 1.3



1.5. Рыночное равновесие
Теперь мы знаем, как представить спрос и предложение на рынке квартир.
Рассмотрим взаимодействие этих сторон рынка и выясним, каким образом
устанавливается рыночное равновесие. Сделаем это, нарисовав и кривую
спроса, и кривую предложения на одном и том же графике (рис. 1.4).
На этом графике р* обозначает цену, при которой количество квартир, на
которое предъявляется спрос, равно количеству квартир, предлагаемых к сда-
че. Это равновесная цена квартир. При этой цене каждый потребитель, кото-
рый готов уплатить по меньшей мере р*, может подыскать себе сдающуюся
внаем квартиру, а каждый домовладелец может сдать квартиры по текущей
рыночной цене. Ни у потребителей, ни у домовладельцев нет каких-либо
причин менять свое поведение. Вот почему мы называем такую ситуацию
равновесием', в ней не будет наблюдаться никаких изменений в поведении
субъектов рынка.
Глава 1
22

Чтобы лучше понять этот момент, посмотрим, что произошло бы при це-
не, отличной от р*. Рассмотрим, например, какую-нибудь цену р < р*, при
которой спрос больше предложения. Может ли эта цена быть устойчивой?
При этой цене по крайней мере у некоторых домовладельцев окажется боль-
ше арендаторов, чем им нужно. Появятся очереди из претендентов на полу-
чение квартиры по данной цене; ведь людей, готовых заплатить цену р,
больше, чем квартир. Разумеется, некоторые из домовладельцев сочтут вы-
годным для себя поднять цену на предлагаемые ими квартиры.

РЕЗЕРВНАЯ
ЦЕНА Предложение




Спрос




ЧИСЛО КВАРТИР
5

Рис. Равновесие на рынке квартир. Равновесная цена р* определяется пересече-
нием кривых спроса и предложения.
1.4


Аналогично, предположим, что цена квартир равна некой р, превышаю-
щей р*. Тогда ряд квартир будет пустовать: людей, готовых заплатить цену р,
меньше, чем квартир. Теперь некоторым домовладельцам уфожает опасность
не получить никакой арендной платы за свои квартиры. Следовательно, у них
возникнет стимул к снижению запрашиваемой ими цены с целью привлече-
ния большего числа арендаторов.
При цене, превышающей р*, арендаторов слишком мало; при цене ниже
р* их чересчур много. Только при р* число людей, готовых снять квартиру по
этой цене, равно числу квартир, сдающихся внаем. Только при этой цене
спрос действительно равен предложению.
При цене р* поведение домовладельцев и арендаторов совместимо в том
смысле, что число квартир, на которое при цене р* предъявляется спрос со
стороны арендаторов, равно числу квартир, предлагаемых к сдаче внаем до-
мовладельцами. Это и есть равновесная цена для рынка квартир.
РЫНОК_____________________________________________23

Определив рыночную цену на квартиры внутреннего кольца, мы можем
задать вопрос, кто же в конце концов получает эти квартиры, а кого отсыла-
ют в квартиры более удаленные. В нашей модели ответ на этот вопрос очень
прост: в ситуации рыночного равновесия каждый, кто готов заплатить р* или
более высокую цену, получает квартиру во внутреннем кольце, а каждый, кто
хочет платить цену меньшую, чем р*, получает квартиру во внешнем кольце.
Человеку, для которого резервная цена составляет р *, совершенно безразлич-
но, занять ли квартиру во внутреннем кольце или во внешнем. Остальные
арендаторы квартир внутреннего кольца получают свои квартиры по цене
ниже той максимальной цены, которую они были бы готовы за них платить.
Таким образом, распределение квартир между арендаторами определяется
тем, сколько они готовы за них платить.

1.6. Сравнительная статика
Теперь, когда у нас имеется экономическая модель рынка квартир, можно
использовать ее для того, чтобы проанализировать поведение равновесной
цены. Например, можно поставить вопрос о том, как меняется цена на квар-
тиры при изменении различных характеристик рынка. Такого рода упражне-
ние известно как сравнительная статика, поскольку оно подразумевает срав-
нение двух "статических" состояний равновесия без рассмотрения того, каким
образом рынок переходит от одного состояния равновесия к другому.
Переход от одного состояния равновесия к другому может занять продол-
жительное время, и вопросы, касающиеся того, как именно осуществляется
этот переход, могут быть весьма важными и интересными. Но прежде чем
бегать, нужно научиться ходить, поэтому вопросы, связанные с экономиче-
ской динамикой, мы пока оставляем в стороне. Предметом сравнительно-
статического анализа является только сравнение состояний равновесия, и по-
ка что нам хватит тех вопросов, которые возникают в этой связи.
Начнем с рассмотрения простого случая. Предположим, что предложение
квартир возросло, как показано на рис. 1.5.
Как нетрудно увидеть на этом графике, равновесная цена квартир упадет.
Аналогично, если бы предложение квартир сократилось, то равновесная цена
повысилась бы.
Попробуем рассмотреть более сложный и более интересный пример.
Предположим, что решено превратить несколько квартир в кондоминиумы
(объекты совладения — прим. науч. ред.). Что произойдет с ценой оставшихся
квартир?
Первое, что приходит в голову, — это то, что цена квартир повысится,
поскольку их предложение сократилось. Однако эта догадка не обязательно
верна. Справедливо, конечно, что предложение квартир к сдаче внаем
уменьшилось. Но спрос на квартиры тоже уменьшился, так как некоторые
люди, ранее снимавшие квартиры, теперь могут решить купить новые кондо-
миниумы.
Глава 1
24


РЕЗЕРВНАЯ
Старое |
ЦЕНА Новое
предло- I
предложение
жение ;




Старая р*
Новая р*
Спрос



ЧИСЛО КВАРТИР
S S'

Рис. Увеличение предложения квартир. По мере увеличения предложения квартир
равновесная цена снижается.
1.5



Естественно было бы предположить, что покупатели кондоминиумов
принадлежат к числу тех, кто уже живет в квартирах внутреннего кольца, т.е.
к числу людей, которые готовы платить за квартиру больше р*. Допустим,
например, что люди, предъявляющие спрос на квартиры с 10 наивысшими
резервными ценами, решают не снимать квартиры, а купить вместо этого
кондоминиумы. Тогда новая кривая спроса будет отличаться от старой лишь
тем, что при каждом уровне цены число лиц, предъявляющих спрос на квар-
тиры, будет на 10 меньше прежнего. Поскольку число квартир, сдающихся
внаем, тоже уменьшилось на 10, новая равновесная цена будет в точности
такая же, как и раньше, и в конце концов окажется, что в квартирах внут-
реннего кольца проживают те же самые люди. Эта ситуация изображена на
рис. 1.6. Как кривая спроса, так и кривая предложения сдвигаются влево на 10
квартир, и равновесная цена остается прежней.
Большинству людей этот результат кажется удивительным. Они склонны
видеть лишь сокращение предложения квартир, не думая при этом о сокра-
щении спроса на них. Рассмотренный нами случай есть крайность: все поку-
патели кондоминиумов — бывшие арендаторы квартир. Однако другой слу-
чай, когда ни один из покупателей кондоминиумов не принадлежит к числу
бывших арендаторов квартир, — еще большая крайность.
Данная модель, сколь бы простой она ни была, привела нас к пониманию
важного момента. Если мы хотим установить, каким образом превращение
части квартир в кондоминиумы повлияет на рынок квартир, мы должны рас-
РЫНОК 25

смотреть влияние этого факта не только на предложение квартир, но и на
спрос, предъявляемый на них.

Новое Старое
РЕЗЕРВНАЯ
предложение предложение
ЦЕНА




ЧИСЛО КВАРТИР

Эффект создания кондоминиумов. Если обе кривые — спроса и предложения — Рис
сдвигаются влево на одну и ту же величину, то равновесная цена остается 1.6
без изменений.


Рассмотрим еще один пример сравнительно-статического анализа, даю-
щего удивительный результат: воздействие квартирного налога. Предполо-
жим, что городской совет решает ввести налог на квартиры в размере 50$ в
год. Таким образом, каждому владельцу квартир придется ежегодно платить
городу 50$ за каждую принадлежащую ему квартиру. Как это повлияет на це-
ну квартир?
Большинство людей склонны полагать, что по крайней мере некоторая
часть налога будет переложена на арендаторов квартир. Однако, как ни странно,
это не так. На самом делб равновесная цена квартир останется без изменений!
Чтобы удостовериться в этом, надо задать вопрос, что произойдет с кри-
выми спроса и предложения. Кривая предложения не меняется — после вве-
дения налога квартир остается ровно столько же, сколько их было до того.
Но и кривая спроса тоже не меняется, так как число квартир, которые люди
готовы снять при каждом уровне цены, также останется прежним. Если не
происходит ни сдвига кривой спроса, ни сдвига кривой предложения, цена в
результате введения налога измениться не может.
Воздействие указанного налога можно представить себе следующим обра-
зом. До введения налога каждый домовладелец запрашивает наивысшую це-
ну, которую он может получить за сдачу своих квартир внаем. Равновесная
26_________________________________________Глава 1

цена р * есть наивысшая запрашиваемая цена, при которой все квартиры мо-
гут быть сданы. Могут ли домовладельцы поднять цену после введения на-
лога, чтобы компенсировать связанные с этим потери? Нет, если бы они мог-
ли поднять цену и при этом по-прежнему сдавать все предназначенные для
этого квартиры, они бы уже сделали это. Если же они уже запрашивают мак-
симальную из приемлемых для рынка цен, они не могут поднять цену еще
выше: никакой налог невозможно переложить на арендаторов квартир. Домо-
владельцам придется платить всю сумму налога.
Этот анализ базируется на предпосылке о неизменности предложения
квартир. Если же число квартир может изменяться по мере изменения нало-
га, то цена, которую платят арендаторы, обычно меняется. Мы изучим этот
тип поведения позднее, после того как сконструируем ряд более мощных ин-
струментов для исследования таких проблем.

1.7. Другие способы распределения квартир
В предыдущем параграфе нами описан процесс установления равновесия на
конкурентном рынке квартир. Но это всего лишь один из многих способов
размещения ресурсов; в настоящем параграфе расскажем и о других способах.
Некоторые из них могут показаться довольно странными, но каждый послу-
жит иллюстрацией важного экономического момента.

Монополист, осуществляющий
ценовую дискриминацию
Во-первых, рассмотрим ситуацию, в которой один господствующий на
рынке домовладелец является собственником всех квартир, или же ситуацию,
когда ряд отдельных домовладельцев, объединившись между собой и скоор-
динировав свои действия, выступают как один домовладелец. Ситуация, при
которой на рынке господствует единственный продавец продукта, известна
как монополия.
Домовладелец мог бы предпочесть сдавать квартиры на условиях аукциона
одну за другой тем претендентам, которые предлагают последовательно наи-
высшие цены. Поскольку это означает, что разные люди в конечном счете
заплатят за квартиры разную цену, мы назовем это случаем монополиста,
осуществляющего ценовую дискриминацию. Для простоты предположим, что
монополист, проводящий дискриминацию, знает, какова резервная цена
квартиры для каждого лица. (Данное допущение не слишком реалистично, но
поможет нам проиллюстрировать один важный момент.)
Это означает, что монополист сдаст первую квартиру тому человеку, ко-
торый заплатит за нее больше всего, в данном случае 500$. Следующая квар-
тира будет сдана за 490$ и так далее, по мере движения вниз вдоль кривой
спроса. Каждая квартира будет сдана тому человеку, который готов заплатить
за нее больше других.
РЫНОК_____________________________________________27_

Обратим внимание на интересную особенность случая монополиста, про-
водящего ценовую дискриминацию: квартиры получат в точности те же лю-
ди, что и в случае конкурентного рынка, — все те, кто оценил квартиру дороже
р*. Последний арендатор заплатит за квартиру цену р* — ту же, что и равно-
весная цена на конкурентном рынке. Попытка монополиста, осуществляю-
щего ценовую дискриминацию, максимизировать свою собственную при-
быль, приводит к тому же распределению квартир, что и механизм спроса и
предложения конкурентного рынка. Платя иную сумму, квартиры получают
те же самые люди. Оказывается, это не случайно, но объяснить причину
этого мы сможем лишь несколько позднее.

Обычный монополист
Мы предположили, что монополист, проводящий ценовую дискриминацию,
имеет возможность сдать каждую квартиру по другой цене. А если его выну-
дили сдавать все квартиры по одной и той же цене? В этом случае монопо-

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>