стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Содержание:
Конфликты в системах образования
Варфоломеев С.А. Учитель как Ученик на пути Духовности..
3
Щербак Н.П. Валеология – конфликт понимания…………….
12
Ткаченко А.С. Психологическое консультирование детей как средство разрешения критических ситуаций………………….

39
Зюзя А.А, Ткаченко А.А. Развитие индивидуальных познавательных стилей школьников…………………………………….

53
Снытникова Н.А. Душа в познании…………………………...
68
Зарубежные публикации
Бекман А. Источники познания………………………………
76

Summary………………………………………………………….
95

КОНФЛИКТЫ В СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель как Ученик на пути Духовности
Варфоломеев С.А.
"Учитель приходит тогда,
когда ученик готов к этому".

"Что мы думаем, то и получаем".
«Жизнь приобретает значение лишь тогда,
когда мы сталкиваемся лицом к лицу с конфликтом
между желаниями и действительностью»
Однажды один молодой англичанин приехал в Индию, чтобы изучить мудрость веков - Йогу. Ему сказали, что на окраине деревни живет Гуру. Учитель сидел на берегу реки и задумчиво смотрел на течение. Вопрос, заданный англичанином, потревожил уединение старика. Спросив у англичанина, истово ли он желает учиться Йоге? - старик получил утвердительный ответ. Тогда был проведен экзамен по задержке дыхания под водой. Три раза нырял англичанин в реку и когда в третий раз он хотел вынырнуть, йог придавил его ко дну реки. Собравшись с силами, молодой человек вырвался из объятий старика на поверхность. Вдох для него был неописуемым блаженством. Он увидел все сразу солнце, небо, реку, траву, лес, во всех сочных цветах. Через мгновение он услышал голос: “Глоток воздуха стоил тебе жизни. Приходи учиться, когда почувствуешь такое же желание, как сейчас - дышать”.
Сейчас мне думается, настало время, когда человек, который называет себя учителем, должен обратиться к себе и пробудить в себе ученика. Только будучи учеником и учителем одновременно, по отношении к самому себе можно стать Учителем.
При этом не нужно забывать, что Учитель не БОГ. Учитель вместе с БОГОМ, отдавая свою Любовь детям, может исцелить Душу человека.
Современная система образования превратила человека в инструмент, ценность которого определяется насколько он знает и умеет. Человек потерял ценность сам по себе.
Императив деятельности Учителя основывается на том понимании, что Человек сам по себе – величайшая ценность. Задача Учителя узнать человека, понять его специфику, очистить его ДУШУ от дурных наслоений и воспитать Человека, через выявление красоты ДУШИ человека, представление ее красоты самому человеку.
В России за последние 15 лет реформирования системы образования сложилась парадоксальная ситуация, когда учитель был вынужден (впервые) задуматься чему и как учить подрастающее поколение. Учитель должен был сделать личный выбор в отношении предлагаемых содержания и методик обучения. Парадоксальность ситуации определялась тем, что в условиях рыночных отношений, свободы выбора нынешнее поколение родителей никогда не жило. Им не чего сказать детям.
С другой стороны глобализация экономики привела к созданию единых информационных потоков. Осведомленность стала синонимом образованности. Сохранение средневековой монастырской системы образования в наше время стало возможным лишь в контексте межличностного общения, клуба по интересам и т.д.
Особенность новой исторической ситуации состоит в том, что на современном этапе происходит не просто возрастание Сознания (как осознание происходящих процессов), а изменяется соотношение и характер связи Сознания и Бытия. Сознание и воля творит мир. Можно сказать, что до тех пор, пока не будет задействован духовный фактор мотивации труда Учителя, особых сдвигов в развитии общества не произойдет. Учитель в школе больше чем предметник, он, прежде всего, интересен как личность.
То, что и как изучается в школе безнадежно устарело. Молодых людей готовят жить в системе, которая перестанет существовать раньше, чем они войдут в нее. Для того, чтобы избежать футуршока (по А. Тоффлеру) мы должны искать цели и методы в будущем, а не в прошлом.
Задача Учителя заключается в том, как он может построить систему образования для опережающего трудового, интеллектуального и духовного развития новой личности, без которого не возможно ни успешное создание новейших технологий, ни переход к цивилизованному рынку, ни создание Нового общества. И это, прежде всего, задача Учителя по отношению к себе.
В данном случае целью образования становится формирование тех человеческих качеств и элементов новой культуры личности, которых пока еще нет, но которые будут необходимы в ближайшем будущем.
Цель работы Учителя - духовное пробуждение ученика (прежде всего в себе) и помощь в поиске правильного пути в жизни.
Качества Учителя.
Само присутствие Учителя пробуждает духовную энергию, дремлющую в ученике. Духовное присутствие Учителя предполагает наполненность энергией, оптимизмом, чувством безопасности.
Учитель - в состоянии ответить на любой вопрос ученика.
Учитель умеет направить пытливый разум ученика независимо от сути заданного вопроса.
Учитель живет той жизнью, за которую он ратует. У Учителя слово и дело совпадают. Учитель – конкретный пример для своих учеников.
Учитель - здоров и полон жизненной силы. Истинная духовность всегда проявляет себя физически.
Учитель вызывает к себе доверие. Возникает ощущение, что рядом с Учителем, вы находитесь в безопасности. Учитель защищает вас физически, умственно, духовно.
Учитель - общителен, обладает педагогическими способностями.
Что Учитель никогда не должен делать.
Эксплуатация учеников. Сексуальные домогательства. Ханжество. Злоупотребление духовной властью. Жестокое обращение. Стремление привязать к себе. Невнимательность. Нечестность. Неудачи (если Учителю не удается выполнить свою задачу духовного совершенствования – это его вина).
На что Учитель обращает особое внимание в отношении учеников.
Неверие (нередко ученики обвиняют Учителя в своих собственных недостатках). Незрелость (противоположность неверию, глупость. Всю свою веру в духовное совершенствование и ответственность за это перекладывают на плечи Учителя). Лень (лень бывает обоснованная и необоснованная). Привязанность к материальному (постоянно думать о богатстве или жить в нищете). Желание властвовать. Навязчивое стремление обладать необычайной личной силой. Фантазии (человек становиться учеником наслушавшись сказок о духовности). Плохая память. Аморальность.
Задачи Учителя как Ученика.
Трансформация эгоистических побуждений. Необходимо избавлять ученика от проявлений неприятия, лени, самовлюбленности и пристрастности к себе, не разрушая чувство собственного достоинства и не допуская насилия над личностью ученика. При этом Учитель не имеет право ни коим образом проявлять собственный эгоизм. Необходимо убрать из души ученика всю жесткость и привить ему мягкость, не разрушая его внутреннюю природу. Скромность и простота - дорога к лучшей жизни.
Разрешение конфликтов в процессе обучения. Причины конфликтов:
Постоянное обучение.
Исследуйте себя неустанно, прислушивайтесь к критике со стороны Учителя, соучеников, уважаемых вами людей.
Необходимость выдержать конкурентную борьбу.
Будьте скромными, контролируйте свой эгоизм.
Обнаружение отрицательного качества, о котором нам ничего не известно или с которым мы ничего не можем сделать.
Исследуйте свои уязвимые места, «наступайте на больную мозоль» на физическом и личностном плане. Особое внимание обратите на самоуверенность и одержимость своей силой.
Поддержание дисциплины, как внутренняя мотивация обучения. Дисциплина основа проявления ума, настойчивости, смелости.
Отказ от любых видов насилия.
Избегание изоляции. Не хотите жить в соответствии со стандартами других - не живите; но продолжайте общаться с остальными.
Личные взаимоотношения с каждым учеником. Обогащайте взаимоотношения природой простоты.
Развитие умственных способностей:
через понимание;
здравый смысл;
развитие памяти.
Методологические основания взаимоотношений Учитель – Ученик.
1. В настоящее время нельзя отрицать факт взаимодействия сознания человека через некий «биологический компьютер» с информационным полем Земли, полем Смысла. Сегодня проблемы «физики сознания» актуальны как никогда. Информация берется не только из личного опыта, но из коллективного бессознательного, единого Разума всего Человечества.
2. На все воля БОГА. Встроенный в нас механизм успеха должен иметь цель, которая создана воображением в виде реальности или потенциальной реальности. Воля не должна участвовать в контакте с творческим Механизмом. Факт врачевания болезней и создание литературных произведений людьми, которые не имели какой- либо подготовки в этих областях знаний, следствие такого взаимодействия. Связь этих таинственных способностей с информационным полем Земли происходит в измененных или трансовых состояниях, которые со времен глубокой древности были известны нашей цивилизации. Инструментами достижения этих состояний сначала были молитвы и медитация, а гораздо позднее гипноз. В состоянии транса «приемник особой конструкции» соединяет нас с сокровишницей мыслеформ всех времен и народов.
Нейрохирург У.Пенфилд показал во время операций на мозге, что нейроны могут вступать во взаимодействие с какими - то неведомыми полями и воспроизводить яркие события прошлого путем перемещения сознания во времени и пространстве. Нейронный узор, составленный из клеток коры мозга отражает в одинаковой степени реальные и воображаемые мыслеформы. Это означает, что мы сами можем избрать для себя модели поведения и программировать реальные события повседневной жизни. Условием этого процесса является трансовое состояние, сила воображения, релаксация мышц, безупречное состояние биополя, процессов биоэнергетики.
При этом стресс препятствует появлению позитивных мыслеформ.
3. Происходят огромные изменения в сознании людей (по экспоненте). Многое в нашей жизни определяется «образом собственного Я». Для изменения собственного Я рекомендуется 21 день вживания в новый образ с активным использованием техники визуализации, медитативной практики. Интересно отметить, что после пластической операции человек осваивается с новым лицом через 21 день. Все трудности и неудачи личности исходят только из образа собственного «Я» и главная задача состоит в перепрограммировании его в новые возможности действия. Нужно найти образ собственного «Я».
4. Смена парадигм в науке и образовании. За ньютоновским Универсумом стоит квантовый многомерный Мультиверсум. 90 процентов всех научных знаний приходятся на жизнь поколения, рожденного в начале этого столетия.
5. Экологический вызов (будет ли будущее вообще). Перейти от трактовки Природы как машины, действующей по законам, наложенным на нее извне к осознанию Природы как цельного организма. Социальные проблемы общества разрешаться с началом индивидуальных изменений каждого члена этого общества. Если мы хотим изменить мир, мы должны вначале изменить самих себя.
Трансформация личности ученика.
Учитель вместе с БОГОМ проводит своего ученика через трансформацию личности к полному расцвету духовного потенциала.
Учитель учит ученика видеть. Видеть – это видеть реальность в целом, а не во множестве отдельных ее частей. Видеть за деревьями лес. Задача Учителя научить ученика проводить время в размышлениях не о том, что ты видишь, а о том, почему ты это видишь. Дать понимание ученику, что смотреть непредубежденным взглядом – это дать жизнь. Критерием видения становится понимание, осознание, что мир приходит и уходит, но душа обитает в царстве света. Видеть красоту ДУШИ человека.
Учитель показывает ученику его истинную природу. В основе этого лежит убеждение, что на самом деле ВЫ - это не то, что вы думаете. Не существует ни начала, ни конца. Все это мысленные конструкции. Для того, чтобы быть живым полностью, вы должны быть мертвым в прошлом. Заверши свой гештальт.
Учитель трансформирует ЭГО ученика. Сила ЭГО стремится контролировать и властвовать, учитель заменяет ее на силу ЛЮБВИ. БОГ есть любовь. Место, где находится сила ЛЮБВИ – внутреннее Я.
Первый шаг на пути трансформации ЭГО ученика – ОСОЗНАНИЕ. Осознать и избавиться от токсических элементов своей жизни – токсических эмоций, мыслей, взаимоотношений.
Второй шаг – научится тому, как осуществлять свое НАМЕРЕНИЕ:
оставить эго;
контролировать результат своего намерения;
быть уверенным, что БОГ с тобой и помогает тебе в твоих намерениях;
отнестись к этому процессу легко и естественно.
ОСОЗНАНИЕ и НАМЕРЕНИЕ – это силы позволяющие открыть доступ к полю.
Третий шаг – естественное поведение, вытекающий из природы жизни. Реальность, которую вы переживаете – это зеркальное отражение ваших ожиданий.
Четвертый шаг – непривязанность. Она позволяет находиться ученику в чистом потоке ЛЮБВИ.
Пятый шаг – поиск. Кто ищет, тот никогда не терпит поражений, потому что им руководит ДУХ.
Шестой шаг – Здесь и сейчас. Живите настоящим, и будь, что будет.
Помните три вещи:
Результат – знать то чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате в любой ситуации.
Чувствительность – быть внимательным и держать свои чувства открытыми, для того чтобы заметить, что вы движетесь к результату.
Гибкость – иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то чего хотите. Если вы всегда делаете то, что делали всегда, то вы и будете получать всегда то, что всегда получали. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что – нибудь другое.
Техника обучения ученика (ТОУ).
1. Данная техника полная противоположность традиционной методике обучения, которое сначала раскладывает все по кусочкам, прежде чем их собрать вместе.
ТОУ – это обучение делать что- то и лишь потом обучение тому, как вы это делаете. Вы не исследуете навык до тех пор, пока он не становится устойчивым и постоянным, и произвольно доступным вам.
Начинать с интуитивного понимания задачи и заканчивать анализом – вот основа ТОУ. Моделирование – основной способ ТОУ.
Дети естественным образом используют моделирование как основной способ научения. Они копируют поведение, способы мышления и убеждения своих родителей и друзей без всякого сознательного анализа. Научение языку вот превосходная модель того, каким может быть обучение. Структура опыта слишком сложна для сознательного разума ребенка. Поэтому следует начинать с интуиции.
И так,
ИНТУИЦИЯ --- АНАЛИЗ --- ИНТУИЦИЯ (на более высоком уровне).
Моделирование – это процесс, который делает умение осознанным.
2. Три фазы моделирования:
Наблюдение за моделируемым человеком в то время, когда он осуществляет интересующее вас поведение. Воображайте себя на месте этого человека и делайте тоже самое что и он, до тех пор пока не получите приблизительно такой же результат (фокусируйтесь на том, что он делает – поведение и физиология), как он это делает (внутренние стратегии мышления) и зачем он это делает (подкрепляющие убеждения и предположения). Систематические паттерны – опора поведения.
Вы систематично исключаете элементы смоделированного поведения, чтобы обнаружить то, что приводит к различию. Существенная и несущественная часть данной модели. Очищаете модель и начинаете понимать ее сознательно, т.е. сначала получаете все элементы сразу, а затем вычитаете, чтобы найти те, которые являются существенными.
Разработка способа, как обучить этому умению других.
Учитель способен так изменять контекст, чтобы его ученики сами учились тому, как достигать результат.
Вместо заключения.
Учитель России раскрывает свой потенциал, если учитывает УМОПОСТРОЕНИЕ и УМОНАСТРОЕНИЕ Ученика. Рассмотрим позицию российского (православного) УЧИТЕЛЯ в сравнении с западным (католическим) УЧИТЕЛЕМ.
Таблица. Картина Мира Учителя Востока (православие)
и Учителя Запада (католицизм)

Учитель Востока
Учитель Запада
Православие
Католицизм
Выживание в Жизни
Проживание Жизни
Акцент воспитания на «МЫ»
Акцент воспитания на «Я»
Коллектив (община) – это БОГ
Личность- это БОГ
Смирение
Свобода, воля
Пространство - ценность
Время - ценность
Нравственность - как норма жизни
Право – как норма жизни
Развитие Сердца (интуиция)
Развитие Ума (технология)
Поощрение соучастия
Поощрение конкуренции
Движение - с внутреннего уровня на внешний
Движение - с внешнего уровня на внутренний
Власть определяет закон и деньги
Закон и Деньги определяют власть
Валеология – конфликт понимания
Щербак Н.П.
Одной из главных тенденций развития современного образования является проведение интеграции целей школы и общества, преодоление отстраненности школы от реально существующей действительности.
Понимание задачи школы только как «подготовки к жизни» ошибочно, потому что изолирует годы учебы от последующих периодов становления человека, отрывает школу от других факторов развития ребенка - семьи, средового окружения. Исходя из того, что детство – это этап жизни, а не подготовка к будущему, можно так перефразировать известную пословицу: «Береги платье с нову, а здоровье - с молоду». А умеют ли школьники беречь своё здоровье? Сколько болезней человека «родом из детства»? Как часто их причиной становится невежество? Ответы на эти вопросы дают безрадостную картину. Очень часто болезнь становится расплатой за безграмотное, невнимательно отношение человека к себе, к окружающему миру, к законам природы.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужны энергичные действия по адаптации выпускников школ к жестким, экстремальным ситуациям современности, реформирование развивающегося у подростков пассивно-критического отношения к жизни в активно-созидательное. Молодежи нужно помочь выработать готовность не только оценивать ситуацию, но и противостоять воздействию различных сбивающих факторов: ошибочных групповых мнений, неверных действии других людей.
Только совместными усилиями педагогов можно привить ученикам ценностное отношение к собственной жизни и здоровью, воспитать семьянина, подготовить детей к роли родителей.
Совсем недавно при возникновении сложных проблем мы уповали на науку и технику, теперь пришла пора подключить к интеллектуальной мощи психическое и физическое здоровье.
В настоящее время необходима активизация социально значимых компонентов образования, его внутрипредметная корректировка и межпредметная взаимосвязь.
Основой гуманистического подхода к формированию личности является развитие интереса к оздоровительной деятельности как условию выживания природы, общества, семьи, отдельного человека.
Самопознание - совершенно необходимая область гуманизации образования.
В связи с этим валеология в школе, в развивающем учебно-воспитательном процессе играет особую роль. Предмет ее изучения - сам ученик, получивший возможность познавать не только природу и труд, общество и культуру, но и самого себя, приобретать навыки самодиагностики здоровья и саморегуляции поведения.
Валеология позволяет расширить представления молодежи о физической культуре, изучая ее проявления не в спортивных рекордах, а в повседневной жизни через умение рационально организовывать работу и отдых, способность защитить себя и близких от физических и душевных травм и болезней создать психологический комфорт и вызвать эмоциональный подъем.
Какой смысл заложен в ее названии? Сравним с похожими именами из древнегреческого языка: Валентин - означает "здоровый", Валерий - "здоровый, бодрый". Это подтверждает что наука "Валеология" призвана дать средства, для решения практически всех проблем, связанных с самопознанием, саморегуляцией, психологическим комфортом, бодростью и энергией. Сегодня, как никогда, важно научить школьников в сложившихся экономических и экологических условиях сохранить здоровье и достичь долголетия, поддержать свой организм на высоком уровне самочувствия и трудоспособности, помочь практическими советами и рекомендациями, рассказывать о людях, создавших себя пришедших к радостной и гармонической жизни.
Известная поговорка о том, что "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным" связывает физическое и психическое состояние человек с его благополучием в деловом мире.
Желая друг другу в праздничных поздравлениях здоровья и счастья, успехов в учебе и работе, мы выстраиваем своеобразную иерархию жизненных ценностей человека, а это, в свою очередь, косвенно указывает на важные ориентиры современного образования основанные на антропофилософии согласно которой развитие человека признается приоритетной ценностью для общества.
В создании условий для положительной динамики личностного роста школьников в процессе обучения главная роль принадлежит учителю, результат творческих усилий которого сосредоточен в "зоне ближайшего развития ребенка. Быть рядом с учеником, направлять его познавательную активность способствовать непрерывному приращению знаний, умений и навыков - сложная увлекательная роль для педагога, который должен уметь организовать и "телефон доверия" для каждого подростка, и открытые обсуждения для всего класса.
При этом валеологическая подготовка школьников и студентов должна состоять не из отдельных мероприятий, а представлять собой систему творческой жизнедеятельности, насыщенной реальными проблемами ребенка, приобретающего опыт принятия решений и проживания эмоциональных состояний, выбора поступков. При этом осваиваются тренинги оптимистического настроения, изучаются банки ситуаций успеха. Осваивая алгоритмы допустимых, с точки зрения физического и нравственного здоровья, поведенческих и эмоциональных реакций, человек приобретает необходимую гибкость и устойчивость, позволяющую ему не "упасть" и не "сломаться" в экстремальных ситуациях. Подобно тому, как породистая собака отличается от дворняжки гарантированной повторяемостью своих характерных черт "внешности" и "характера" (т.е. соответствует стандартам на экстерьер и рабочие качества), так и "натренированный" на здоровый образ жизни человек становится "породистым, благородным, надежным, действующим и в обычных, и в неожиданных ситуация рационально и целесообразно благодаря развитой культуре мышления и поведения, чувств и эмоций. Как драгоценные (благородные) металлы, он не "корродирует" даже в агрессивной, разрушительной среде, уверенно противостоит сложным обстоятельствам, умеет достойно вести себя и в радости, и в горе.
Актуальность проблемы психического здоровья населения радиационных загрязненных территорий, в частности, Калужской области обусловлена значительным ростом пограничных психических расстройств в данных регионах, выявленных в многочисленных исследованиях последних лет. Однако патогенетические механизмы возникновения обнаруживаемых невротических расстройств, значение радиационных, психогенных и иных факторов в их генезе до настоящего времени являются спорными. Большая часть авторов продолжает трактовать множество невротических симптомов, выявляемых среди населения радиационно-загрязненных территории, как следствие психогенного воздействия (радиационной психогенной травмы). По мнению других возникающие пограничные психические нарушения являются результатом сложного комплексного взаимодействия биогенных и психогенных эффектов. Катастрофа на Чернобыльской АЭС безусловно явилась мощным патогенным фактором в развитии пограничных психических расстройств у большой массы населения, подвергшейся радиационному воздействию. В то же время остается малоизученным значением для генеза и динамики невротических нарушений таких обычных для нашего времени стрессовых факторов, как безработица, продолжающий снижаться уровень жизни, хронические финансовые проблемы.
Будущее Российское государство - это государство, которое после великих испытаний ХХ столетия выбрало устойчивый путь развития. Это государство способное обеспечить достойное качество жизни, экономическую, экологическую, информационную, военную и личную безопасность каждого человека. Оно должно найти формы прямой поддержки развития культуры, образования, фундаментальной науки и высоких технологий.
В этом государстве каждый гражданин России обретет уверенность в будущем, своём и своих детей, в справедливости и позитивности происходящих социальных, политических и экономических процессов, гордость за свою страну, осознает личную причастность к общественной жизни, свои права и ответственность перед обществом, будет стремится воспитывать детей подлинными гражданами, физически и нравственно здоровыми людьми.
В идеале каждый человек в процессе его формирования должен получить воспитание; базовое, общее и профессиональное образование, по содержанию и качеству дающее ему возможность полноценно функционировать во всех слоях пространства жизнедеятельности. В результате он должен стать:
-личностью, т.е. формировать и иметь мировоззрение, ценности, идеалы и принципы;
-гражданином, т.е. иметь возможность воплощать в жизнь свои идеалы и ценности и участвовать в политической жизни общества;
-социальным индивидом, т.е. выполнять функции родителей, участвовать в общественном производстве продуктов и услуг и управлять ими;
-потребителем самостоятельно выбираемых и заказываемых продуктов и услуг в соответствии со своей долей в совокупном общественном продукте.
В сфере "человеческого капитала", значение которого как выгоды от "вложений" в людей отчетливо осознано только в последние десятилетия, основной стратегической целью должно стать социально-экономическое развитие. Прежде всего, необходимо постоянно улучшать качество жизни людей. Решение этой задачи включает широкий круг проблем, обеспечение рабочим местами, доступ к образованию и профессиональной подготовке, обеспечение жильем, пенсионное обеспечение, сокращение разрыва между 20°/о наиболее и 20% наименее обеспеченных, личная безопасность и т.д.
Другое важное направление - обеспечение здоровья людей. Решение это проблемы должно включать вопросы профилактики заболеваний, доступной врачебной помощи, снижения заболеваемости и смертности, особенно детской, увеличения продолжительности жизни, снижения всех видов травматизма, профилактики и борьбы с курением, алкоголизмом и наркоманией и т.д.
Не менее важно улучшение экологического состояния мест проживания работы и отдыха людей. Важно также обеспечить население экологически чистыми продуктами и экологически безопасными предметами обихода.
Другой стратегической целью в этой сфере является стабилизация населения. В России, где, в отличие от многих развивающихся и развитых государств, отсутствует перенаселение, нет проблемы сокращения населения, но с экономических и экологических позиций важно иметь стабильное население. Для решения этой проблемы необходимо многое: предоставление жен шинам большого доступа к образованию и облегчение их домашнего труда, консультации по вопросам здоровья планируемых детей, сокращение нежелательных беременностей и беременности несовершеннолетних, планирование семьи, сокращение числа разводов. любовь и уважение к детям, материальное поощрение двухдетных семей, сокращение детской смертности, поддержка малых народов, иммиграционный контроль.
Специфика перехода России к новой модели цивилизационного развития обусловлена и тем, что, как и в развитых странах Запада, этот переход не определяется демографическими приоритетами. Демографический фактор, играющий в целом для биосферы планеты решающую роль, не оказывается достаточно существенным для России в силу условий, о которых речь пойдет дальше. В отличие от развитых индустриальных стран, в России не было создано общество потребления, и поэтому задача снижения потребления ресурсов (приоритетная для индустриальных стран) также не определяет ее стратегию перехода к устойчивому развитию.
Если говорить об экологической ситуации, то темпы и масштабы деградации окружающей среды в России в большинстве случаев находятся на среднем уровне между развитыми и развивающимися странами. Так, по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по вопросам загрязнения в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым. Несмотря на 70-пропентный спад производства, загрязнение атмосферы снизилось лишь на 12%, за 1992-2000 гг. удельные выбросы в атмосферу загрязняющих веществ на единицу ВВП возросли в 1,3 раза.
К особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести наиболее высокую в мире радиационную загрязненность и высокий уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями. 3начительное негативное влияние на переход к устойчивому развитию оказывает экстенсивная экономика, для которой характерны одноцелевое использование природных ресурсов, огромные объемы добычи и продажи сырья, концентрация производств в ряде регионов без учета их экологической емкости, отсутствие системы переработки бытовых и производственных отходов, освоение новых и списание нарушенных сельскохозяйственных угодий и т.п. Этот перечень можно пополнить и деформированной структурой народного хозяйства с превалированием природоэксплуатирующих производств (особенно военный комплекс), создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экосистемы, устаревшими неэкологическими технологическими процессами, ненадежностью технических систем, чреватых авариями и антропогенными катастрофами, и т.д.
Почти во всех городах России с населением более 100 тыс. человек среднее за год содержание тех или иных вредных примесей в атмосферном воздухе превышает допустимые нормы. Около 40 млн. жителей страны проживает в районах, где уровень концентрации вредных примесей в разовых или суточных пробах воздуха регулярно в 10 раз и более превышает ПДК.
Несмотря на ежегодный спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, качественного улучшения экологической ситуации в России не произошло, а в ряде отдельных регионов страны наблюдается ее ухудшение. Необходимо оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России, которые составляют не менее 16% территории страны и где живет более половины населения.
Вопросы экологии детства, включающие проблемы здоровья, социума, валеологического образования, являются одним из главных и неотложных дел в России. Кризис в решении этих вопросов наступил не сегодня, а формировался в течение последних десятилетий. Основными причинами проблем в ухудшении здоровья ребенка в нашей стране являются глобальные и региональные экологические проблемы загрязнения окружающей среды и социально-экономические изменения, которые испытывает большая часть населения в последние годы.
Говоря о проблемах индивидуального здоровья, необходимо подчеркнуть, что основное негативное влияние связано с разрушением национального уклада жизни, с отсутствием последовательной работы по созданию культуры гигиенических навыков, необходимых для жизни в современном обществе. В настоящее время это можно определить как задачу валеологического образования, необходимую для всех слоев населения.
При разработке профилактических программ по укреплению здоровья и организации валеологического образования необходимо иметь подробный анализ заболеваемости различных возрастных групп населения. В частности, по данным официальной статистики, в 2000 году в структуре соматической заболеваемости детей до 14 лет с установленным впервые в жизни диагнозом преобладают болезни органов дыхания, болезни нервной системы и органов чувств, травмы и отравления, болезни органов пищеварения, болезни костно-мышечной системы, болезни мочеполовой системы.
В возрасте 15-17 лет структура соматической заболеваемости несколько изменяется (болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни нервной системы и органов чувств, болезни органов пищеварения, болезни мочеполовой системы, болезни костно-мышечной системы).
Угрожающий характер в России принимает рост социально-обусловленных инфекций. В частности, за период с 1991 по 2000 гг. заболеваемость детей сифилисом увеличилась в 53,2 раза и составила в 2000году 10,7 на 100 тысяч детского населения, заболеваемость туберкулезом увеличилась в 2 раза и составила 13,8 на 100 тысяч детского населения.
Определяя важнейшей национальной задачей в нашей стране сохранение и укрепление здоровья ребенка, необходимо совершенствовать законодательную базу, организационные и экономические меры, как на государственном, так и на местном уровне, по выполнению Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Россией, и Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, зашиты и развития детей, принятой ООН в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г.
Среди дисциплин, обязательных для профессиональной подготовки высококвалифицированного педагога в педагогическом вузе, важное место занимает валеология. Актуальность освоения студентами этого предмета продиктована неотложной необходимостью решения задач по укреплению здоровья народов России, находящегося в настоящее время в критическом состоянии, уто угрожает генофонду нации, будущему страны и благополучию народов, ее населяющих. Формирование и укрепление здоровья человека - это не только и не столько задача медицины, сколько задача системы обучения и воспитания населения, задача всей системы образования и задействованных в этой системе кадров.
Педагог по своему социальному предназначению обязан решать задачу формирования здорового человека здоровой личности, воспитывая при этом положительные, конструктивные смысложизненные ориентиры и закладывая установки на ценность здоровья, на особую ценность человеческой жизни, а также - на разумность и целесообразность здорового образа жизни, независимо от условий, определяющих уровень жизни. Валеологически подготовленный педагог должен быть заинтересован во внедрении и распространении здоровье-укрепляющих технологий в практике обучения и воспитания. Отсюда становится очевидным то большое значение, которое валеология, как учебная дисииплина, имеет в программе образования будущего педагог учителя, воспитателя и организатора учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
Валеология как учение о здоровье человека является, наряду с другими медико-биологическими дисциплинами, важной составной частью программы базового гуманитарного образования будущего педагога. Не случайно данная учебная дисциплина предусматривает в качестве обязательного элемента программы подготовки высококвалифицированного специалиста, не зависимо от направления его педагогической специальности уже на 1-2 уровнях высшего профессионального образования.
Воспитание ребенка во многом определяется мировоззрением воспитателя, зависит от его взглядов на современный мир и место человека в не от его убеждений, ценностей, знаний, веры. Воспитание и здоровье – категории, имеющие национальные и исторические корни. На протяжении столетий шел процесс формирования особенностей поддержания и укрепления здоровья каждой нации, формировалась их генетическая программа, определяющая тип и характер обмена веществ, параметры реакций на различные факторы внешней среды, личностные характеристики, выявляемые в определенной этнической группе. Поэтому закономерным является особое внимание, с которым относятся современные россияне к традиционному воспитанию и духовным корням своего народа, связывая это с состоянием здоровья.
В условиях существующего духовного кризиса в нашей стране появилось много ранее неизвестных (нетрадиционных) религиозных организаций, сект и группировок, которые с помощью утонченных пропагандистских компаний и, главным образом, специальных психотехник("духовные опыты", "зомбирование", магия и пр.)пытаются воздействовать на поведение детей, нередко применяя и наркотические препараты. При этом возникают определенные осложнения в виде плохо поддающихся в дальнейшем лечению неврозов, психосоматических и психических заболеваний, а также суицидов, наркомании и токсикоманий. Опасность, которую представляет для здоровья детей деятельность этих сект и группировок должна повернуть педагогов к вопросам традиционного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, как своеобразного иммунитета и гаранта безопасности государства в целом.
3 сентября 2001 года Русская Православная Церковь, а вместе с ней и народы России торжественно отметили 40-летие Архиепископской хиротонии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Именно при его поддержке на новый этап сотрудничества вышли Русская Православная Церковь и государственная система здравоохранения. На протяжении тысячелетий врач и священник шли рядом, ведь Христианство связывает болезни с духовностью и главную их причину видит в грехе. Патриарх в своем выступлении подчеркнул: «всем нам следует осознавать необходимость духовного и телесного обновления, ибо духовное и физическое здоровье неразделимы.»
В наши дни есть целый ряд негативных факторов, устранение которых потребует значительного времени и труда. Среди них:
1.В Российской Федерации не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
2.На различных этапах возрастного и образовательного развития человека у него не формируются мотивация здоровья и установка на ЗОЖ.
3.Приводимая в настоящее время Минздравом РФ санитарно-просветительская работа ориентирует население преимущественно на лечение, а не предупреждение заболеваний.
В стране не существует приоритета здоровья ни на бытовом, ни на производственном, ни на государственном уровнях. В результате, как ни парадоксально, выгоднее для человека и в материальном и в социальном плане быть больным, чем здоровым.
Отсутствие моды на здоровье обусловливает засилье в СМИ информации носящей здоровьевредяший характер: нет запрета на рекламу табака и алкоголя, не существует последовательной системы пропаганды ЗОЖ и средств и путей достижения здоровья.
Вопрос о взаимосвязи психологических и психофизиологических параметров - одна из самых актуальных проблем, находящихся на стыке психологии, физиологии и валеологии. Психофизиологические параметры, как более объективные и наиболее технологичные из физиологических проб, представляются весьма перспективными в экспресс-диагностике таких сфер личности, как эмоциональная сфера, темперамент и др.
Обеспечение полноценного психического, физического, нравственного воспитания детей с задержкой психического развития является одной из наиболее сложных задач в педагогике, особенно в период обучения в школе. Для учащихся с ментальными расстройствами характерна функциональная недостаточность нервной системы в виде нарушений работоспособности, внимания, повышенной психической истощаемости на фоне сниженных показателей физической подготовленности. В процессе учебных занятий у таких детей наблюдается преждевременное развитие утомления, что приводит к ухудшению здоровья. Хотя природа ментальных нарушений разнообразна и характеризуется выраженной вариабельностью клинических проявлений, особенности адаптации к учебной деятельности можно рассматривать с позиций общего адаптационного синдрома. Учебные нагрузки активизируют неспецифический компонент стрессорной реакции.
В ряде европейских стран валеологитя один из чсамых важных предметов. Например, содержание курса валеологической психологии (ВП) в университетах Чехии постоянно совершенствуется на основе теоретических разработок и практики преподавания. Исходным в построении курса является целостно-гуманистический глобальный подход к личности и ее образу жизни, к внешнему и внутреннему миру человека, способам его существования, к экзистенциальным характеристикам, в т.ч. к здоровью.
Валеологическое сознание личности, ее духовность и психическая зрелость определяют особенности осознания человеком своей жизни, выбора образа жизни, решения о принятии на себя ответственности за избранный жизненный стиль, его осуществление и результаты. Духовный и психический компоненты валеологического сознания являются ведущими в структуре жизненного стиля личности. Преобладающая доныне ориентация на информированность, прежде всего, о физическом компоненте здоровья человека при формировании его валеологического сознания существенно снижает эффективность валеологического воспитания. Именно отношение личности к жизни в целом и к своей жизни в частности (ее смыслу, ценностям, целям) является ведущим при принятии решения о выборе (здорового) образа жизни.
Курс валеологической психологии для будущих педагогов состоит из ряда блоков. Вводный блок -включает в себя темы: "Валеология - фундаментальный интеграционный курс в современной системе образования" и "ВП в системе наук о человеке". В следующем блоке "Основные понятия ВП" анализируются понятия: жизнь человека (ее ценности и цели, этапы, динамика, течение, смысл жизни, смерть и др. качественные и количественные характеристики человеческой жизни), личность и ее структура в ВП; жизненный стиль (структура, способы существования), валеологическое сознание личности (его содержание, мифы, ошибки представления и реальность, национальные традиции, ментальность национальных групп, ответственность личности и группы за избранный жизненный стиль формирование и изменение валеологического сознания личности).
Третий блок курса ВП содержит темы, отражающие жизнь человека во внешнем мире - во Вселенной, в Природе, в искусственном мире, созданном самим человеком, а также социуме, между людьми. Раздел включает проблемы восприятия человеком (построения психического образа) внешнего мира, сохранения Природы и создания здорового искусственного мира (от одежды, жилья до глобальных технологических сооружений). Проблемы человека в социуме отражены в темах о психическом образе общества, социальных групп, отдельной личности в валеологическом сознании человека, об интернациональной, межгрупповой и межличностной коммуникации, об управлении общением и совместной деятельностью, о социализации и индивидуализации личности, о взаимоотношениях внутреннего мира человека и окружающего его внешнего мира, о выборе здорового образа жизни и о проблеме свободы личности в современном обществе.
В четвертом блоке ВП включены разделы о жизни человека во внутреннем мире - духовном, психическом и физическом. В теме "Образ жизни и духовный мир личности" анализируются проблемы духовности и самосознания, как составляющих валеологического сознания личности, структуры духовного мира, его внутренней гармонии, духовного здоровья, свободы и ответственности современного человека, формирования духовной культуры личности. Тема "Жизненный стиль и психика личности" посвящена проблемам психического мира человека, его внутренней гармонии, воспитания и самовоспитания адаптационных механизмов, проблеме подсознательного и управления им человеком, контроля и регуляции психики, психической свободы, зрелости и культуры личности. В теме "Жизненный стиль и физический мир человека" рассматриваются проблемы физической культуры личности, психические способы существования человека во внутреннем, физическом мире, удовлетворения биологических потребностей, сохранения, поддержания, восстановления физического здоровья и передачи его будущим поколениям.
Заключительный блок курса ВП посвящен психологическому анализу проблем валеологического воспитания и самовоспитания, программам "Здоровая семья (школа)", "3доровый город", составлению индивидуальных моде образа жизни, анализу проблем подготовки педагогов к валеологическому воспитанию молодежи.
Опыт подтверждает эффективность избранного содержания курса ВП. Вот именно поэтому требуется:
-выработка социально-педагогических и психофизиологических критериев отбора дошкольников в классы традиционной и развивающих форм обучения должна не только улучшать качество учебного процесса, но и снизить уровень функционального и психо-эмоционального напряжения, связанного с адаптацией к учебной деятельности;
-контроль за психофизиологической адаптацией первоклассников к процессу обучения при проведении необходимой коррекционной работы позволяет снизить влияние стрессоров учебно-воспитательного процесса;
-выявление индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей старшеклассников с целью выбора профильности обучения и дальнейшее динамическое наблюдение за адаптацией и успешностью обучения обеспечивают более эффективное профессиональное самоопределение выпускников школы;
-пролонгированное наблюдение за физиологическим и психологическим состоянием учащихся обеспечивает раннюю профилактику функциональных нарушений и осуществление необходимых реабилитационных мероприятий.
Таким образом, можно говорить о схеме адаптационно-реабилитационного пространства на уровне отдельного образовательного учреждения, реализация которой возможна не только в случае использования комплекса социально-педагогических, психологических и медико-биологических подходов, создания организационно-педагогических и административно-управленческих условий для функционирования валеологической службы школы.
Валеологический анализ факторов здоровья требует переноса фокуса нашего внимания от медицинских, физиологических, биологических акцентов в направлении социологии, культурологии, духовной сферы, конкретных режимов и технологий обучения, воспитания, физической тренировки. Поэтому проблема обшей валеологии есть проблема предназначения человека, где духовно-этическая, трудовая сторона должны сочетаться о его способностями, убеждениями, с его физическими, биологическими резервами.
В общей валеологии социально-культурная, профессиональная, гуманитарно-политическая ориентация определяет резервы здоровья, продолжительность жизни, семейный статус.3десь много новых психологических аспектов, главный из которых - культурный потенциал России, ее духовные традиции.
Мировоззренческий аспект на первое место выдвигает роль воспитания становления генеральной цели человека, личности. Развитие начинается с семьи, с периода беременности, рождения ребенка, его развития в первые три года жизни. В это время ребенок обладает широким воспринимающим рецепторным полем. Он слышит и видит то окружение, ту "ауру", которые не видит взрослый человек, потерявший с возрастом эту способность.
Становится все очевиднее, что сохранение здоровья этноса. нации, народности, населения - задача, выходящая далеко за компетенцию института здравоохранения, гигиены, профилактицеской медицины, что для ее решения требуется привлечение фундаментальных знаний и практического опыта в области обществоведения, культуры, этнологии, социальной психологии, истории, геополитики. Меняется в этой связи и само понятие "учитель". Одной из важнейших функций наставника, педагога становится раскрытие, мобилизация интеллектуального потенциала нации, повышение "коэффициента полезного действия " врожденных и приобретенных способностей.
Стратегическую, фундаментальную роль обретают ценностные, культурно-эстетические ориентации человека и общества, чувство красоты, гармонии художественной целесообразности, способность к сопереживанию. Исключительную опасность представляет собой гедоническая, самоудовлетворяющая направленность, вегетативное существование, доминирование алкоголя, наркотиков, секса, гурманство в пище, стремление к комфорту, к власти. Именно эти "ценности" заполняют теневой экран глубинного подсознательного мира и могут впоследствии стать "грунтовкой" психологического полотна. 3десь опасность националистически эгоизированного поведения масс. Шовинизм в своей основе также есть проявление гедонического стремления к комфорту, когда удовлетворение сиюминутных потребностей становится единственным двигателем человеческого поведения.
Перед современной школой стоит нелегкая задача: обеспечить высокий уровень знаний выпускников и при этом не нанести вред состоянию их здоровья. Но школа должна смотреть далеко вперед, ибо недостаточно только создать условия для сохранения здоровья, необходимо сформировать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ребенок не должен быт сторонним наблюдателем, он должен стать активным действующим лицом.
Актуальность прихода валеологии в школу очевидна: уровень здоровья первоклассников гораздо ниже, чем даже 10 лет назад, значит и адаптационные возможности нынешних школьников ниже, необходимо учитывать это при составлении школьных программ, при выборе методов и педагогических технологий.
Одним из основных концептуальных подходов к решению проблемы формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) является активность самого человека в утверждении образа жизни, соответствующего требованиям здоровья. В то же время свобода выбора образа жизни часто ограничена социальными условиями, региональной экологической ситуацией, культурной средой, финансовыми возможностями, стрессовыми воздействиями. Поэтому, на наш взгляд понятие ЗОЖ следует трактовать как оптимальное качество жизни, определяемое мотивированными поступками и поведением человека, направленным на формирование, сохранение и укрепление здоровья в реальных условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды.
По современным представлениям валеология является комплексной интегрированной научной дисциплиной ,формирующейся на стыке биологии, генетики, физиологии, гигиены, экологии, психологии, ,педагогики, социологии и др. дисциплин. На наш взгляд, одним из основных базовых компонентов валеологического обучения являются общеизвестные фундаментальные гигиенические постулаты профилактической медицины. Обращает на себя внимание тенденция многих валеологов искусственно отделить валеологию от профилактической медицины, иногда даже противопоставить их друг другу. В то же время, когда речь заходит о конкретном содержании и программах валеологического образования, используются многолетние научные и практические гигиенические разработки, но уже в контексте «новых» валеологических подходов.
Имеются в виду давно разработанные гигиенические аспекты здоровья в связи с окружающей средой (воздух, вода, почва, пища) ,вопросы личной гигиены, рационального питания, физического воспитания и закаливания, психогигиены, основы гигиенического режима и условий обитания в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности человека.
Динамизм окружающей среды, интенсификация всего учебного процесса на всех образовательных уровнях предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям детей и требуют углубленного изучения механизмов их роста и развития, биологической и социальной адаптации. Имеющиеся несистематизированные данные по этим вопросам не решают проблему социальной адаптации детей в целом, так как отсутствие единого методологического подхода лишает полученные результате сопоставимости у детей разного возраста.
На сегодняшний день весь учебный процесс имеет четко и даже приблизительно сформулированных целей не только в биологическом и психофизиологическом плане, но и в относительно социально-профессиональной, трудовой ориентации. Одной из объективных причин такого положения является отрыв медико-биологических знаний от педагогики. В свою очередь медико-биологические науки, не ориентированные на изучение биологических, физиологических и психологических основ процесса обучения в период интенсивного роста и развития человека, не в состоянии рекомендовать рациональные и строго регламентированные режимы здорового образа жизни.
Отсюда и наблюдаемое отсутствие представлений о необходимом объеме знаний, умений, навыков и общей информированности у детей разного возраста, приводящее к необоснованному и неразумному увеличению учебной нагрузки.
Возникновение подобного рода проблем в образовательных учреждения ведет к тому, что для их разрешения администрация школ и ДДУ начинает активно привлекать специалистов Центров (медико-психологических, валеологических, здоровья и развития) для оказания квалифицированной помощи.
Однако, как показывает опыт, в большинстве случаев заказчик (в лице образовательного учреждения) не может сформулировать ни саму проблему, ни даже конкретные психолого-педагогические, валеологические цели подобной работы. Исполнитель, привлекаемый для решения проблем, владея определенным арсеналом конкретных прикладных методик и технологий, готов выполнять поставленную задачу. Однако и он имеет весьма смутное представление о научной методологии решения проблем, действует вслепую. Как результат-возникновение непонимания между заказчиком и исполнителем, неудовлетворенность сторон, фрагментарность решения проблем. Все это приводит не только к снижению эффективности работы центров, нарушению взаимодействия с учреждениями образования, но и может свести на нет саму идею валеологизации образования. Для того чтобы избежать этой печальной участи, необходимо разрабатывать методологию решения проблем, стоящих перед валеологией системы образования.
Таким образом, настоящее положение в системе образования делает необходимой комплексную исследовательскую и организационную работу не только врачей, биологов, психологов с одной стороны и педагогов, и организаторов системы образования-с другой, но и с обязательным привлечением аналитиков, социологов, представителей администрации.
В настоящее время валеология в системе образования представляется отраслью медицинской и педагогической науки, осуществляющей санитарно-просветительную функцию в школе ,что само по себе является сложной задачей. Традиционные методы санитарной пропаганды неконкурентноспособны, архаичны, составлены без знания законов психологии и эксплуатируют в основном чувство страха перед болезнью. Так называемые современные методы валеологического просвещения по сути мало отличаются от традиционных. В настоящее время многие авторские программы, внедряемые в качестве образовательных, зачастую не имея серьезного научно-методического обоснования, представляют удивительную смесь дилетанства и отдельных популярных знаний из различных областей знаний (психологии, физиологии, антропологии гигиены и проч.).
В последнее десятилетие стала явной и острой тенденция к ухудшению психического и соматического статуса детей.
Анализ причин, приводящих к ухудшению здоровья детей в школе, выявил следующие негативные тенденции:
-большинство педагогов озабочены только интенсификацией и информационным насыщением своих занятий;
-напряженные учебные нагрузки в школе и объемные домашние задания не дают ребенку в полном объеме реализовать свою потребность в двигательной активности;
-часто возникающие в процессе учебы психотравмирующие ситуации в сочетании с гипокинезией, формируют у ребенка невротические состояния и психосоматические заболевания;
-функционально неудобное рабочее место ребенка и отсутствие специальных физминуток способствует формированию и быстрому прогрессированию нарушений осанки;
-несоблюдение гигиенических правил и норм по охране зрения ребенка приводит к быстрому развитию миопии;
-отсутствие целенаправленной оздоровительно-профилактической работы по подготовке девочек к будущему материнству;
-отсутствие единой системы формирования у детей, родителей, педагогов культуры здорового образа жизни.
Структурно образование состоит, как известно из двух компонентов: обучения и воспитания. Каждый из них занимает определенное место и выполняет специфическую функцию в валеологической технологии. Обучение первым включается в технологический процесс валеологического воздействия на человека. Функция обучения состоит в создании идеальной формы здорового образа жизни конкретного человека, поскольку идеальная форма в буквальном смысле вытаскивает его, благодаря принципу совмещения, из нынешнего состояния на качественно новый уровень. Такое совмещение возможно только путем самоизменения личности. Корни этой способности - в столкновении фактов бытия и смысла, заложенного в идеальном образе или состоянии здоровья человека. Из их столкновения возникают области самоотвержения и самоотрицания. К сожалению, под давлением неудачных рыночных преобразований современная молодежь перестала мечтать, т. е. прекратила формировать программы своего будущего успешного поведения, опустив парус социальности, надолго затормозив свое развитие.
Воспитание как элемент образовательных технологий призвано развивать навыки человека в практическом культивировании здорового образа жизни. Эффективно организованное воспитание позволяет человеку стать центром кристаллизации новых ценностей. Этот шаг ведет к тому, что, в синергетическом аспекте, человек становится аттрактором, вокруг которого создается зона, характеризующаяся снижением уровня социальной этропии. Она обобщает юношей и девушек технологией социального общения, помогает преодолеть одну из прогрессирующих болезней переходного периода - социофобию. В этом состоит основная функция воспитания.
В наших учебных программах почему-то отсутствуют целые разделы. Наиболее важный из них - это "Знание о себе как о физическом, социальном, эмоциональном и интеллектуальном индивидууме", т.е. как о существе, поведение которого можно прогнозировать или контролировать. Начало уже положено, особенно физической, эмоциональной и социальной сферах жизни человека, но необходимо сделать еще больше. Областью интеллектуального знания, т.е. обучением мышлению и учению в прошлом заметно пренебрегали при составлении учебных программ. Теперь диалектическое мышление, логические науки и познание привнесли в педагогику "науку о мышлении', но еще слишком мало сделано, чтобы включать ее в учебные программы.
Учебные программы, которые дают учащемуся знание о себе как о физическом индивидууме, должны подчеркивать общее в строении и функциях всех человеческих организмов, а также указывать их отличительные черты и особенности. Учащиеся должны знать, например, основные принципы питания, нормы ежедневного приема пищи, что могло бы повлиять на выбор диеты, определить количество блюд, подходящих тому или иному человеку. Для ученика эти знания должны не только быть полезны, но и доставлять ему радость. Сегодня учащиеся должны знать анатомическое строение человече кого тела, физиологию, достоинства и недостатки своего собственного организма, оптимальное количество сна, необходимое организму, внутренние регуляторы сигнальных систем, виды источников энергии и их характеристики. Именно эти сведения отличают образование сегодняшнего дня от тех данных об анатомии и физиологии какого-то абстрактного человека, человека вообше, которые были присущи школьным программам недавнего прошло
Не так давно, до усовершенствования школьных программ, в них ничего не говорилось о человеке как эмоциональном существе. Сейчас крайне важно посвятить часть учебных программ интерпретации субъективного человеческого опыта,т.е.способности человека проводить различия между теми условиями, когда эмоции носят естественный, оздоравливающий, лечебный характер, и теми, когда они могут быть потенциально разрушительными.
Учебные программы, включающие такие знания, несомненно, помогут молодым людям действовать разумно и зрело, помогут им добиться определенной степени уверенности в себе. Эти знания помогут им успешно справляться с ситуациями, связанными с неизбежными угасанием и, наоборот, приливом чувств, учащиеся получат представление об острых критических моментах, которые могут обернуться непредсказуемой реакцией, узнают о развитии компенсаторной и регуляторной деятельности нервной системы и осознают философскую и эмпирическую базу собственного поведения. Эти знания имеют свойство превращать человека из подавленного, угнетенного, агрессивного существа, которое только реагирует на окружающую действительность, в активного, эмоционально богатого человека, который взаимодействует с окружающим миром.
Один из немногих мыслителей, патологов, экологов, физиологов, социологов В.П. Казначеев увидел общий механизм, который приводит в массовом масштабе к дезадаптации. До середины ХХ века человечество адаптировалось к среде на основе биологических механизмов, как животное, растения. Эта эволюция происходила медленно, требовала сотен тысяч лет. А в новую экологическую "ванну", как он выразился, мы окунулись совсем недавно, встретились с этой чуждой, созданной самим человеком средой. Он в своих работах основное значение придает именно социальной дезадаптации.
Еще в середине 50-х годов наиболее дальновидные ученые предсказали, что, несмотря на все достижения в медицине, человечество ждет деградация, если мы не оставим бурный натиск технической цивилизации. Научный прогресс повернуть вспять невозможно, он принес нам такие достижения, в том числе в области медицины, которые были ранее немыслимы. Они позволили продлить жизнь, и в целом в экономически развитых странах сфера охраны здоровья развивается позитивно. Это у нас, в России, произошел дикий обвал после того, как в начале 90-х резко изменилась социально-политическая структура. И мы лишний раз убедились, что человек находится во власти окружающей среды, образа и условий жизни.
Вспоминаются печальные воспоминания о недобрых временах табуированных идей, учений и направлений по идеологическим мотивам, в том числе и путем приложения впечатляющих определений: псевдонаука, антинаука, лженаука, буржуазная наука, как это было с генетикой, кибернетикой и т.д. Конечно, в современном мире появляется немало новообразований якобы научного толка от эндоэкологии и эзотерических знаний до анекдотических карманотомии и папамамалогии.
Отсюда не только в результате открытия фундаментальных закономерностей возникают новые научные направления, но и в силу вызревания потребностей общества, имеющих жизненно важное значение.
Создание и развитие "науки о здоровье" связано с именем академика Ю.С. Лисицина, назвавшего ее санатологией и писавшего о ней еще в 1973, 1982 и 1987 годах, и с именем доктора медицинских наук И. Брехмана, издавшего в 1988 году книгу "Валеология - наука о здоровье".
Правомерно взглянуть на новое учение – валеологию - не только с позиции медицины, но и других областей знаний - психологии, педагогики, социологии, генетики и других, поскольку в медицинской науке еще не создана теория индивидуального здоровья и не определены факторы, его детерминирующие. Учение о здоровье возникло и развивалось на стыке нескольких наук и не в пределах полной компетенции медицины, поскольку в нем есть социальный компонент и даже содержатся способы выживания в экстремальных условиях. Валеология - динамичное учение и являет собой успешный опыт интеграции знаний, добытых из разных наук, способствующих выработке экологического и профилактического мышления.
Академик РАМН Ю. Лисицын определяет валеологию как науку о формировании здоровья и душевного комфорта, а санологию как науку об общественном здоровье, совокупном здоровье здоровых и как методологическую, синтетическую сферу медицины. Он рассматривает оба термина как равнозначные, как синонимы, хотя имеющие семантическое различие. Человек имеет неотчуждаемые права на жизнь и здоровье в окружающем его мире и социуме, и назначение валеологии - сохранение и укрепление здоровья индивидуума посредством расширения его возможностей приспособиться к изменяющимся факторам сре-ды, совершенствования механизмов здоровья.
Тем не менее, до сих пор имеют место попытки оспорить право валеологии на самостоятельность, несмотря на ощутимую, реальную пользу, ею приносимую, как для индивидуума, так и общества в целом. 3а многие годы у нас отвыкли видеть деревья за лесом.
Явным упрощением звучит сентенция о "старой как мир истине" - необходимости соблюдать гигиенические нормы и уметь оказывать первую медицинскую помощь. Некоторые авторы считают, что это старые истины (физкультура, режим питания, гигиена)давно известны, но они далеко не валеология. А своеобразной "благой вестью" для людей всех возрастов становятся новые системы и методики оздоровления, составляющие понятие "здоровый образ жизни", включающие рекомендации гигиенического, физиологического, психологического, фармакологического характера, интегрируемые валеологией.
В содержании науки о здоровье вкладывается учение об охране, воспроизводстве и умножении здоровья здоровых, а основа его есть представление о непосредственном обусловливании здоровья образом жизни и формирование здорового образа жизни как магистрального пути решения задач саналогии.
Можно вспомнить высказывание Ф. Бэкона, что особенно много труда было потрачено на лечение болезней, тогда как первейшая обязанность медицины - сохранять здоровье, вторая - лечить болезни.
И. Брехман в 1990 году писал о том, что идеи, методология и средства валеологии могут создать научную базу первичной профилактики и мобилизовать разрозненные силы борьбы за сохранение здоровья в целенаправленную систему практической деятельности.
Негигиеническое и антигигиеническое поведение - условия и причины многих недугов. Еще древние римляне знали: устраните причину, пройдет и болезнь. Валеология и призвана способствовать устранению таких причин, в том числе и вредных пристрастий, ибо это учение - один из механизмов гуманной педагогики и гуманистической психологии, ничуть не подменяющий при этом гигиену.
Латинское слово "валетудо" означает не только здоровье, но и душевный покой. Наш опыт преподавания курса валеологии на протяжении ряда лет в вузе и школах позволяет свидетельствовать о том, что обучение здоровью дает не только теоретическое знание о факторах здоровья и нездоровья, но и улучшение реальных показателей психофизического здоровья, в том числе повышается уровень душевного комфорта, формируется оптимистическое отношение к трудностям, укрепляется установка на успешное преодоление препятствий ("я справляюсь").
Образно говоря, многократное повторение слов "халва" или "лимон" вызывает соответствующий эффект и, следовательно, психологический аутотренинг также становится элементом повышения жизнеустойчивости. Изучение валеологии в сущности "окультивирует" инстинкт самосохранения, стимулируя эффективную жизнедеятельность, ибо укрепление здоровья представляется не целью, а средством, инструментом для самосуществования и самовыражения.
В наше сложное время нужны знания не только о законах развития и функциях человеческого организма, но и о нормах взаимодействия его с социальными факторами и вообще с окружающим миром. Курс валеологии способен сформировать мышление, сориентированное на здоровый образ жизни на создание личности с самобытным характером, несущей определенную функцию в "теле" современного ему общества.
Изучение курса валеологии способствует не только умению жить в гармонии с самим собой и средой обитания, но и помогает более продуктивно усваивать другие дисциплины. Статистика свидетельствует, что среди выпускников школ здоровы лишь 6,3°/°, а средний возраст приобщения к алкоголю у мальчиков-11,3 года, у девочек - 13,5,к наркотикам соответственно - 14,2 и 14,5 года. Отсюда вывод: здоровье в "большей степени является функцией воспитания, а не лечения, способствуя гармоничному, природоспособному и предельному развитию всех позитивных задатков человека, то есть рассматривает здоровье как акмеологический процесс.
Это имеет стратегическое значение, так как большая часть населения России находится в "третьем состоянии", то есть предболезни, усугубляемом социальным стрессом. Валеологическая информированность необходима каждому человеку независимо от пола, возраста и профессии, хотя сохранению и наращиванию здоровья препятствует зачастую отсутствие мотивации. А ведь в условиях рыночной экономики здоровье является не только личной, но и коммерческой ценностью.
В отличие от определения В03 более верным представляется тезис том, что здоровье не состояние, а процесс акмеологического развития всех био-культурно-социальных составляющих человека в молодом возрасте; совершенствования и стабилизации достигнутого уровня в зрелом возрасте; замедления увядания и созидания активного долголетия в пожилом возрасте для достижения возможно более полного физического, духовного и социальнсго благополучия в целях максимальной самореализации и самовыражения.
Никак нельзя согласиться с тем, что валеология учит давно известным правилам гигиены. Далеко не все знают о факторах, укрепляющих здоровье и подрывающих его. Первые, в частности, включают такие:
-благоприятные экологические условия;
-психофизическая активность с учетом собственных биоритмов;
-комплексы закаливания природными целебными средствами;
-управление временем и "эффект мелочей";
-обустройство комфортного жилища;
-рациональное питание;
-гармоничные семейные отношения;

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>