<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
1
Школа №1
Брянска
39
100
19
49
20
51
2
Школа №54
Брянска
35
100
16
45
19
55
3
Ковалевская сельская школа
13
100
6
46
7
54

Всего учителей
87
100
41
47
46
53

Из таблиц видно, что значительное количество учителей (от 50% и более) практически не осознают и не используют в своей педагогической деятельности особенности индивидуальных познавательных стилей школьников. В значительной мере они не осознают и собственные стили педагогической деятельности, мало применяют стратегии преподавания, соответствующие познавательным стилям учащихся.
Учитывая эти обстоятельства и в соответствии с планом эксперимента мы разработали комплексную целевую программу повышения квалификации учителей, обеспечивающую повышение эффективности их педагогической деятельности на основе учета индивидуальных познавательных стилей школьников и осознания своих собственных стратегий преподавания. Строя свою программу, мы исходили из теоретических исследований Н.В. Кузьминой (102, 103), Л.М. Митиной (13), А.Э. Штейнмеца (209) и других ученых, которые предпринимали попытку разработать модель конструктивного изменения поведения учителя.
Анализ литературы позволяет выделить несколько экспериментально апробированных путей повышения эффективности труда учителей:
- усовершенствование учебного процесса в педагогических институтах и университетах (Е.П. Белозерцев, 1989; Н.В. Кузьмина, 1985; З.А. Решетова, 1985; В.А. Сластенин, 1990; А.И. Щербаков, 1981; А.С. Игнатенко, 1993; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1996 и др.);
- совершенствование психолого-педагогической подготовки учителя (Кан-Калик, 1990; Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, 1990; А.К. Маркова, 1986; А.Б. Орлов, 1988; ПА. Просецкий, 1984; В.А. Солонин, 1997; А.Э. Штейнмец, 1998идр.);
- организация возможных психотренингов, совершенствующих профессиональную компетентность учителя (Ю.Н. Емельянов, 1985; А.Г. Ковалев, 1987;
Л,А. Петровская, 1989; У.А. Хараш, 1986; А.Н. Брылева, 1995; В.С. Веретенина, 1993; Г.Ю. Иванова, 1996 и др.).
Выделяются такие факторы повышения эффективности педагогического процесса, как структура базового начального и среднего образования, содержание программ, экзаменационные требования, оптимальное количество учеников в классе, характер или степень ответственности учителей. Все это несомненно влияет на результаты обучения, к которым школа стремится или реально достигает. Но внедрение новых стратегий обучения в национальном масштабе требует большего, чем простое изменение формы урока или использование новых средств или учебников.
Л.М. Митина отмечает, что образовательный эксперимент должен включать в себя не только процесс обучения для учеников, но также и для учителей. Следовательно, образовательное исследование должно фокусироваться на обеспечении поддержки в обучении учителей, которые будут реализовывать конкретную инновацию на практике. Внешнее руководство и, особенно, социальная поддержка будут необходимы для выполнения новых функций, которые еще не полностью интегрированы в профессиональное самосознание учителей.
Заключение. Теоретический анализ проблемы индивидуальных познавательных стилей школьников, а также практика обучения показывают, что она имеет очень большое значение в условиях перехода к парадигме развивающего обучения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Подтверждена гипотеза о том, что познавательная деятельность учащихся может быть представлена в виде различных индивидуальных познавательных стилей.
В целях индивидуализации обучения школьников эффективна работа в следующих направлениях:
- для детей с интегративным когнитивным стилем целесообразно изложение учебного материала предпочтительно в более обобщенном и формализованном виде;
- для школьников с дифференциально-деятельностным стилем процесс обучения должен быть связан с постоянной актуализацией собственной активности ребенка. Процесс обучения эффективно строить путем движения от элементов к системе через многократную отработку конкретных примеров и образцов к самостоятельному выведению общего;
- для учащихся с дифференциально-эмоциональным когнитивным стилем обучение целесообразно строить от частного к общему, от конкретного к абстрактному, от фрагментов к целому, посредством придания заданиям сюжетной формы с устойчивой эмоциональной насыщенностью.
2. Наиболее важными педагогическими условиями формирования индивидуальных познавательных стилей и повышения эффективности обучения являются:
- выбор технологий обучения с учетом индивидуальных осо6енностей детей и прежде всего с учетом доминирующего у них вида мышления и когнитивного стиля;
- организация процесса обучения в соответствии с предпочитаемыми ребенком способами переработки учебного материала, что предполагает дифференциацию заданий на уроках ил л дома, работу с альтернативными учебными пособиями;
- отход от доминирования вербализма во фронтальной работе на уроке в обучении. Значительно большее внимание невербальны формам предъявления учебной информации;
- учет в обучении эмпирического, социокультурного опыта ребенка;
- интенсивное художественно-эстетическое развитие детей, обеспечивающее активизацию работы правого полушария и соответственно развитие их творческих способностей;
- постоянное решение интегративных, комплексных проблем, формирующих у ребенка интегративное мышление, предполагающее гармоничное развитие вербальной и образной составляющих.
Задействованность индивидуальных познавательных стилей, а так же эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка при организации учебного процесса связывается прежде всего с личностью учителя и его педагогической деятельности.
Анализируя полученные данные, мы выяснили, что эмоционально-импровизационный стиль сформирован у 20% учителей, эмоционально-методичный стиль у 40%, рассуждающе-импровизационный стиль составил 30%, рассуждающе-методичный стиль - 10%.
Результаты исследования индивидуального стиля педгогической деятельности свидетельству ют о том, что у учителей, работающих в 5-7-х классах, преобладает эмоционально-методичный стиль.
Нами замечено, что стили деятельности учителей определенным образом влияют на когнитивные стили учащихся, т.е. они не остается неизменными, на них в той или иной мере можно воздействовать.
Личностно ориентированный подход, на наш взгляд, должен состоять не только в создании новых форм работы, а в оптимизации уже имеющихся средств в пользу ученика, нуждающегося в совершенствовании его учебной деятельности с целью создания ему благоприятных условий для полноценной реализации индивидуальных познавательных стилей, других свойств, задатков, возможностей в конкретных учебных ситуациях.
Ведущими принципами в такой работе являются:
- выявление и экспериментальная оценка индивидуального стиля познавательной деятельности каждого ученика;
- учет в работе учителя сильных и слабых сторон познавательной деятельности учащегося;
- выделение приоритетного направления в организации познавательной деятельности ученика;
- дифференцированный подход к организации учебной деятельности учащихся;
- последовательность педагогического воздействия;
- преемственность методов обучения на разных этапах обучения.
4. В ходе экспертной оценки личностных качеств, которые формируются у школьников 5-7 классов экспериментальных групп, было выявлено, что у учащихся экспериментальных групп более выраженно проявляется познавательная активность. Она обнаруживается:
- в более быстрой включаемости детей в решение тех учебных задач, которые ставит учитель на уроке;
- в активном поиске ответов на поставленные вопросы;
- в творческом подходе к решению тех или иных задач, к поискам неординарных решений;
- в более высоком уровне обучаемости.
5. Учет индивидуальных познавательных стилей школьников в учебной работе положительно сказывается на личностном развитии школьников:
- у учащихся экспериментальных групп заметно растет положительная мотивация и успешность учебной деятельности;
- уменьшаются показатели школьной тревожности;
- растет интернальность в сфере достижений, т.е. большая часть школьников связывают свои достижения с собственными усилиями;
- более активно формируется и проявляется обучаемость.
6. Для формирования положительных личностных качеств у учащихся важно, чтобы главным в оценке ученика был ее качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков и путей их исправления. Этот качественный анализ призван способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки своей личности (и тем самым формировать адекватную самооценку и в учебной деятельности). Необходимо развивать у учащихся умения самооценки и самоконтроля работы, для чего следует использовать разные способы взаимопроверки и взаимооценки, задания на рефлексию (анализ) своей деятельности.
Для профилактики и преодоления школьной тревожности, создания эмоционального благополучия у школьников также необходимо обратить внимание на формирование адекватной самооценки школьников, на развитие правильного отношения к результатам своей деятельности, ориентации не на «ошибку», а на получение новых знаний.
7. Использованные в исследовании экспериментальные методики позволили с достаточной надежностью выявить особенности развития индивидуальных познавательных стилей школьников в учебном процессе, уточнить некоторые показатели личностного развития школьников.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. - 367 с.
2. Атутов П.Р. 0 технологическом мышлении // Роль и место образовательной области "Технология" в содержании общего среднего образования. Брянск: БГПУ, 1997. - С. 36.
3. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. - Бийск, 1993. - 218 с.
4. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск: Изд-во НГПИ,1990.-312с.
5. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. - 1994. - №5. - С. 21-24.
6. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.
7. Зинченко В.П. Живое знание (Психологическая педагогика). - Самара: Самарский Дом печати, 1998. - 295 с.
8. Кузьмина Н.В. Очерки психологии учителя труда. М.: Просвещение, 1967. - 327с.
9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта. - 204с.
10.Сериков В.В. Личностно-оринтированное образование // Педагогика, 1994, №5. С. 16-20.
11. Шадриков В.Д. Деятельность и способности М.: Логос, 1994. - 316 с.
12.Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. Калуга: КГПУ, 1998.-306 с.


Душа в познании
Снытникова Н. А.
Введение
«Вы видите то, что есть и спрашиваете «Почему?» А я представляю себе то, чего не было, и говорю
«ПОЧЕМУ БЫ
И НЕТ?»
Бернард Шоу.
Если говорить о познании, как об открытии нового, выходе за рамки своего сознания, то, в этом смысле, сознание должно суметь представить себе то, чего для него ранее не существовало, понять смысл и законы существования представленного, ответив на вопрос «Почему?».
В познании души можно выделить цель ее познания и способы. На мой взгляд, в рассмотрении смысла познания и способов, как выход за пределы существующих границ, одним из первых стал рассматривать немецкий философ Фридрих Ницше, труды которого и сегодня имеют свою ценность.
«Моя задача подвигнуть человечество к решениям, которые определят все будущее.... я хочу научить вас устремляться вслед за мной в далекое будущее».
По сравнению с предшествующей философской традицией, позиция Ницше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко: каждый из них претендовал на создание новой этики как философии морали, но не самой морали. До Ф. Ницше моральные ценности оставались незыблемыми, для каждого человека они задавались из вне (обществом). Ф. Ницше понял, что можно создать свои моральные ценности, став на путь превращения из практического человека в Сверх Человека, хозяина своей жизни:
"мы, те, кто мыслит и чувствует, единственные, кто действительно и постоянно делает нечто, чего еще нет: весь постоянно растущий мир ценностей, красок, веса, перспективы, лестницы утверждений и отрицаний. найденные нами поэтические вымыслы становятся руководством для так называемых практических людей (наших актеров), призванных превращать их в плоть и действительность, даже в повседневность".
Став хозяином жизни, человек, как субъект своего существования, обретает свободу мыслей и познания. Многими исследователями, в качестве иллюстрации, отмечается обратный эффект этого феномена во времена социализма и, как следствие, негативная оценка учения Ф. Ницше с позиции гуманности (В. Вересаев).
Смысл и способ познания.
«...каждую минуту нашей жизни; мгновение непреходяще, если оно вечно возвращается; малейший миг является вечным памятником бесконечной ценности и каждый из них божественен».
Сказка о сверхчеловеке.
В Германии, в горах был холм, на котором жил человек. На холме было тепло от солнца и светло от его лучей. Около холма был большой овраг. В нем жили головоногие; так называли в то время людей, т.к. у них были слабо развиты органы чувств, а руки не подчинялись их воле и делали только то, что было «должно», у них не было собственных желаний. Живя в овраге, люди не замечали удивительного света холма, расположенного над их оврагом, им была видна только тень покрывавшая их город. Холм вызывал у людей только недовольство, они старались жить от него как можно дальше, от той сырости и холода, которые вызывала эта тень. Головоногие пытались уйти от тени, но не могли сделать этого; они лишь приходили в места, где затемнение было чуть меньше.
Живя в постоянном мраке, они не могли увидеть не только себя, но даже своей тени. Они не могли узнать какие они, и только могли бороться за менее мрачное место в овраге и выполнять свои обязанности, не зная также, кто на них их возложил и для чего.
«Ваши души во тьме безмятежной
Спят в цепях. Лишь удары судьбы
Вас разбудят»
«Вы - позорно и нагло жестоки
К проявленью свободы…Мечты
Умертвите вы рабским дыханьем»
В течение десяти лет человеку на холме было хорошо одному: он купался в лучах солнца, отражаясь в них, смотрел на себя и сравнивал с неприглядным миром теней, «наслаждаясь своим духом и одиночеством». Но однажды он понял, что у Солнца, в лучах которого он купается, не было бы счастья, если бы у него не было того, кому оно светит. Человек понял, что мудрость его бесценна и бессмысленна без другого человека, который может ее познавать. Поэтому он решил открыть для существ из мира теней путь на холм. Однако, люди, стремящиеся выйти из тени, не желали выйти на свет, т.к. для этого нужно было суметь его увидеть, почувствовать тепло Солнца, обрести свободу.
После попытки указать головоногим путь, они всячески старались изгнать человека с холма, не видя и не смея взойти на него.
«Пожалею снова не свой грустный век,
Не свои, коварством сломленные силы,
А о том: зачем ты, враг - мой человек
Человек с холма смотрел на окружающий мир, на головоногих, и пытался понять, почему они не стремятся к Солнцу, как он. Может быть, они боятся увидеть себя, другого, стать собой?
«Ваша душа так далека от понимания великого, что Сверхчеловек с его добротой будет для вас ужасен».
Смысл познания.
«Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человечества».
Смысл познания, с точки зрения Ф. Ницше - создание сверхчеловека. Стремиться познавать нужно для развития себя и других, как сверхлюдей. «Я люблю того, кто живет ради познания и стремится познавать во имя того, чтобы жил некогда сверхчеловек».
Сверхчеловек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Это была идея абсолютной ценности человеческой жизни и свободы. «Падающего - толкни». Ницше прежде всего имел в виду критику христианства, которое считал религией слабых, униженных рабов. Христианская религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Вывод Ницше: не свержение строя, порождающего несвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности - идеала античности и возрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяние, жертвы и самопожертвование, навязанного религией лицемерия.
«Человек погибнет и придет на его место сверхчеловек»
Способ познания.
Идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда жизнью будут править люди, представляющие собой совершенство. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны. Развитие сверхчеловека установлено законами Вселенной, частью которой он является. Подобно всему, развивающемуся во Вселенной, человек должен стать сверхчеловеком, дорожа ее законами и «опираясь» на них («всегда побеждать само себя»).
«Братья мои, оставайтесь верными земле всей силой своей любви... подобно мне возвращайте земле заблудившуюся добродетель, да к телу и к жизни, и пусть она дает земле свои силы, человеческие силы».
Для возвышения человека над самим собой, необходимо преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. В первую очередь это ценности «навязанные» человеку из вне. Ницше порицал все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хотел уничтожить прежнюю мораль и установить другую. Поскольку господствующая мораль не учитывает законов природы, природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь, но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь.
Следовательно, необходима переоценка всех ценностей, нужно было все поставить на свои места - на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. В этом смысле Ницше называл себя имморалистом, предлагающим сдвинуть, поставить на непривычное место рамки морали, приняв иной критерий добра и зла.
Создание своих собственных взглядов и ценностей возможно, с точки зрения Ф. Ницше, через преодоление сформированного зависимого, несамостоятельного сознания, смирения, несвободу человека и переходу от «несчастного» сознания к высшему сознанию, свободному, «честному духу», способному постигать высшую реальность, творить самого себя и окружающий мир.
«... вокруг творцов новых ценностей вертится мир; он вращается неслышно».
В результате, для становления сверхчеловеком нужно познать себя и измениться. Необходимо, чтобы «в делах духа честность и неподкупность, и необходимо закалиться в них, - иначе не выдержишь суровый накал моей страсти, нужно свыкнуться с жизнью на вершинах гор, - чтобы глубоко под тобой разносилась жалкая болтовня о политике, об эгоизме народов, нужно сделаться равнодушным и не задаваться вопросом о том, есть ли польза от истины, не окажется ли она роковой для тебя ... нужно, как то свойственно сильному, отдавать предпочтение вопросам, которые в наши дни никто не осмеливается ставить; необходимо мужество, чтобы ступить в область запретного; необходима предопределенность - к тому, чтобы существовать в лабиринте, и семикратный опыт одиночества, и новые уши для новой музыки, и новые глаза - способные разглядеть наиотдаленнейшее. новая совесть, чтобы расслышать истины, прежде молчавшие, и готовность вести свое дело в монументальном стиле - держать в узде энергию вдохновения ... почитать себя самого; любить себя самого; быть безусловно свободным в отношении себя самого.»
Заключение
Обыкновенные люди, с точки зрения Ф. Ницше, думают в первую очередь о своем сохранении, безопасности, и потому не могут преодолеть страх перед изменением привычного образа жизни, они готовы жить в мире мрака и теней, лишь бы не перешагивать через собственный страх, «стоящий» в начале пути развития. Люди, ставшие на путь становления сверхчеловека, думают о развитии, победе над собой настоящим для создания себя будущего, забыв о страхе.
В моем понимании, познание означает, процесс обретения своих истин, истин для себя, направленность мысли на их поиск. Истиной в этом случае выступает в первую очередь, по-моему, не всеобщие, а личные, субъективные истины, которые отличаются и могут быть похожи в чем-то на всеобщие, объективные. Невозможно познать нечто вдруг, случайно. (06 этом же пишет Ф. Ницше). Тем самым познание не может быть механическим процессом. Я думаю, что, когда человек механически обретает истину, он обретает не собственно свою истину (не сам нечто познает), а чью-то, как результат чьего-то познания, уже существующую до него. Собственно познание — целенаправленный процесс, т.е. если я познаю нечто, то я это познаю, а, если - не познаю, то и не познаю.
Тем самым, видимо, получается, что, усваивая чье-то знание, человек не свободен в познании, не способен использовать его для организации своей жизни, его знание не дает ничего лично ему, не способствует его развитию. В отличие от сверхчеловека Ф. Ницше, который, познавая себя, развивается, и, наоборот, развитие человека возможно через познание. Познавая свои возможности, человек получает знание их развития, и, наоборот, развивая свои способности, организуя свои мысли, человек повышает свои возможности в познании Себя самого, Вселенной и Социума. Получается циклический процесс, постоянно изменяющийся по спирали.
«Пусть все беспрерывно возвращается - это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром; в этом вечном возврате заключается высшая точка мышления».
Но возникновение и развитие этого процесса возможно при условии проявления воли самим человеком. «Мой парус - мысль моя, а кормчий - дух свободный» (пишет Ф. Ницше в стихотворении «Воля»).
В свою очередь, получается, что познание у каждого человека индивидуально, знания у людей различны, невозможно обладать одним и тем же знанием, как результатом познаний двух людей, невозможно познавать, не желая этого. (То, что для меня удобно, красиво, приятно, интересно, является не тем у другого, если это результаты отдельных, независимых познаний.) Общее знание, видимо, возможно как результат совместного познания. В общем знании «стираются границы» между своим знанием и знанием другого человека, тем самым оно у нас и в коллективном сознании.
«Заратустра ищет, кто созидал бы вместе с ним.... Ищет тех, кто бы вместе с ним собирал жатву и праздновал...»
Получается, что познавать можно отдельно и совместно с другими людьми. У меня есть предположение, что в совместном познании исчезает или уменьшается ощущение сомнения в истинности познаваемого. В совместном познании расширяются возможности познания.
Хочу закончить своим стихотворением:
Человеку...
Чтобы судьбою вершить,
Жизнью своей дорожить,
Счастье вокруг создавать,
Нужно мир и себя познавать.
Литература:
1.Ф. Ницше По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали. - М.:«Сирин»,1991.
2. Ф. Ницше Так говорил Заратустра. - М.: «Сирин», 1991.
3. В.Вересаев. Живая жизнь: о Достоевском, о Толстом, Аполлон и Дионис (о Ницше). - М: Политиздат, 1991.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ
Бекман А.
В центре исследования человеческого духа стоит поиск источников по знания, которые имеют значение для формирования нашей жизни, как в отношении социального вопроса, так и в отношении личной биографии. Следующие размышления задуманы как путеводные указатели в поиске собственных источников познания и более глубоких знаний.
История человеческого познания с учетом социального вопроса
Человеческая жизнь происходит в определенных социальных условиях. Каким образом можно исследовать собственные жизненные вопросы, и как проявляется в этом человеческий дух?
Много веков человечество занимается этим вопросом, он, вероятно, так же стар, как само человеческое воспоминание, и как человеческое существование на Земле вообще.
Линия исторического развития человеческого духа проходит параллельно с развитием человеческого познания в отношении жизненных вопросов. Мы хотим исследовать источники познания сравнительно неортодоксальным способом. При этом обнаруживается следующая классификация:
• познание при помощи мифов
• познание посредством жизненного опыта
• познание посредством духоведения
• познание посредством философии
• познание посредством естествознания
В течение последних трёхсот лет в (западном) мышлении преобладало естествознание. Это, однако, не означает, что другие исторические источники познания не существовали. Внутри определенных общественных контекстов им то и дело придавали тот или иной облик, ими занимались, их развивали определенные духовные течения. Дух веет там, где хочет.
Развитие естествознания протекает в виде определенных скачков познания, которые были вызваны мыслителями Декартом, Беконом, Коперником, Эйнштейном и Бором. Наряду с этими влиятельными мыслителями, которые, между прочим, все указывали на относительность своих собственных познаний, такие мыслители, как Шиллер, Гете и Штайнер разрабатывали скорее органические воззрения на природу, индивидуум и общество. Они и их познания не получили, однако, еще надлежащего признания в истории науки, потому что эмпиризм, исходящий из того, что факты и действительность могут быть «окончательно» установлены при помощи измерения и взвешивания, стал господствующим направлением теоретического познания. После того как естествознание и его методика приобрели единоличное право называться наукой, остальные «научные» направления были обречены на то, чтобы искать свое поле работы в общественной сфере.
Социальная наука, которая еще могла сильнее других поддерживать связь с другими формами науки, в своих методах последовала за естествознанием. Социальная действительность анализируется естественнонаучными методами и в результате этого возникают новые импульсы. Особенно большим уважением пользуется в социальной науке эмпирический метод, он поставляет доказательства для гипотез социальной науки.
Естествознание в чистой форме в состоянии охватить закономерности, действующие в мире материи, используя эмпирические, иногда эмпирико-экспериментальные методы, и тем самым создать основу для материальных манипуляций (например, биогенетика) и для дальнейших шагов развития, однако естественнонаучная методика в социальном исследовании не в состоянии дать ученым сопоставимую поддержку, когда речь идет о том, чтобы исследовать душу и дух человека.
При размышлении о социальной действительности с позиций современного постмодернистского мышления становится очевидным, что естественнонаучная методика сама превратилась в часть проблемы и не в состоянии предложить надежные нормы, стандарты и исходные позиции, с помощью которых мы можем придать жизни форму и содержание (смотри У. Бекк). Естествознанию удается в определенных социальных контекстах получить специфические знания о соответствующих социальных проблемах, но ему не удается увидеть большие взаимосвязи между различными реальностями. Эту ра6оту оно не может выполнить также потому, что взаимодействие между реальностями разного рода представляет собой динамический процесс, который подвержен постоянным превращениям.
Кроме того, в постмодернистском мышлении все больше завоевывает позиции осознание того, что действительность многократно расчленена, все больше понимают, что она представляет собой конструкцию взаимодействующих друг с другом персон, которую можно понять только при помощи рефлексии. Это можно было бы расценить как попытку снова включить человеческую душу в научное мышление.
При исследовании тематики человеческого духа и человеческой души нужно использовать пять приведенных выше проявлений познания. Таким образом, наши рассуждения могут стать «самостоятельным исследованием», это значит, что эту исследовательскую работу мы не отдадим на откуп ученым-исследователям, что каждый человек сам в состоянии обучить себя таким образом, что он может заниматься собственными исследованиями. Это создает основу само-менеджмента. Результаты и выводы нашей работы могут впоследствии быть собраны учеными и обработаны для получения не зависящего от личностей результата, который может соединить участвующих людей друг с другом. Таким образом, социальная наука превратится в науку, которая развивается преимущественно на основе сотрудничества людей и которая бросает свет на то, что происходит в социальной, то есть в межчеловеческой сфере.
Далее я хотел бы кратко охарактеризовать пять проявлений знания о жизненных вопросах, классифицированных в соответствии с моим собственным пониманием. Кроме того, необходимо показать, как эти источники познания могут помогать при собственных исследованиях человеческой души и духа.
Познание в мифах
Мифические истории существуют столь же давно, сколько существует и может оглядываться назад человеческая память. Во все времена они были пищей для души и духа. Они описывают возникновение Земли и человека из божественных миров, развитие человека и отношения людей между собой. Поскольку они каждый раз создавались рассказчиками заново, мифические истории образуют взаимосвязанный божественно-человеческий мир. Рассказы, которые записаны в восточной и западной мифологии, отражают действительность, которая скрыта за непосредственно воспринимаемой. Благодаря тому, что люди постоянно рассказывали друг другу эти истории, происходила передача человеческой мудрости от поколения к поколению.
В то время как прежние поколения руководствовались величественным содержанием мифов, для новых поколений это содержание все 6ольше утрачивает силу. Для них это всего лишь старые истории давно прошедших времен, хотя их неосознанное влияние на людей совершенно недооценивается. Сегодня человеку приходится все больше обходиться своими личными историями. Индивидуальности создают свои собственные истории и делятся ими с другими.
Я вижу продолжение существования духа мифологии в описаниях происшествий, смешных и анекдотических историях, которые мы рассказываем друг другу.
Описания инцидентов сообщают о событиях, вызывающих у нас удивление. Мы рассказываем о них людям, потому что видим в этом новый аспект опыта. Благодаря этому возникает возможность вместе приобрести более глубокий взгляд на повседневную реальность, которую мы переживаем как последовательность повторяющихся процессов. Каждый инцидент бросает новый свет на мир во всем его многообразии и дает повод для дальнейших исследований. После более пристального рассмотрения замечают, что определенный инцидент можно соотнести с другими случаями подобного рода, благодаря чему внимание привлекается к новым измерениям и аспектам социальных реалий.
В анекдотах рассказывается о случаях, которые при вспоминании переживаются как убедительные (достоверные) и преобразуются в живой образ. Они составляют важную часть совместного социального бытия. В коммуникации эти короткие истории переживаются как некие особенные моменты в процессе рефлексии. Они обладают убедительностью в отношении актуальной постановки вопроса. Когда кто-то рассказывает анекдот, а другие слушают, между рассказчиком и слушателями начинается процесс, в котором кристаллизуется ясный образ более глубокого содержания анекдота. Поразительно, как сильно может воздействовать анекдот по сравнению с абстрактным описанием. Он помогает слушателю понять смысл и значение человеческого бытия.
Примеры придают абстрактным описаниям красочную образность. Когда рассказывают об обстоятельствах дела, нужно попросить, что6ы они были для наглядности подкреплены примерами. Только благодаря этому становится по-настоящему ясно, о чем говорит другой и на что он обращает свое внимание. Так собеседники лучше понимают друг друга, чем это было бы при абстрактном объяснении, потому что при этом каждый на основании личного восприятия и опыта составляет собственные представления.
Инциденты, анекдоты и примеры дают индивидуализированную «мифическую историю». Такие короткие истории отражают дифференцированную, индивидуальную рефлексию на познаваемые реальности. Можно ощутить воздействие человеческого духа. В каждом индивидуализированном рассказе, который представляет драму жизни, в малом примере выражается «история человечества», в которой проявляется дух времени.
Познание посредством жизненного опыта
Во все времена посвященные передавали своим ученикам жизненную мудрость. Китайские, персидские, египетские и греческие посвященные жили в соответствии с правилами, которые становились для них путеводной нитью в жизни. Раньше целые общности культивировали такое духовное содержание жизни и определяли соответствующую культуру. Они особенно занимались тем, каким образом дух может руководить телом и душой и содействовать их развитию. С давних пор они помогали человеку не отчаиваться от сознания бренности земной жизни, а учили его находить опору в познании вечного духа.
Современный человек сейчас не зависит исключительно от содержания учения посвященных и наставников, сегодня центральное место занимает скорее обучение, основанное на собственном переживании.
При этом человек может достичь свой цели двумя путями. Один путь состоит в том, чтобы перенимать взгляды других людей, делать их своими собственными и применять их. Это путь инструкции.
Если человек выбирает второй путь развития, он приобретает собственный опыт и перерабатывает его. Благодаря этому он приобретает новые представления и знания. Этот путь есть путь открытий.
Характерным для обоих процессов о6учения является то, что исследуется собственная реальность. Человек перерабатывает свой опыт, сравнивает его с опытом и воззрениями других и превращает его в предмет своих рефлексий. Возможно, он достигнет при этом той точки, в которой он так представит свои личные воззрения во всей их ясности, что сможет передать их другим посредством бумаги или устно. Таким образом, человеческий дух становится собственным наставником.
Познание посредством духоведения
Духоведение видит свою задачу в том, чтобы распознавать реальность, которая находится за непосредственно воспринимаемым. Чтобы уметь делать это, исследователь духа должен путем обучения и упражнений приобрести определенные спосо6ности.
В первую очередь духоведение хочет развить новые способности восприятия, которые превосходят имеющиеся чувственные. Рекомендуемый путь обучения может привести к тому, что обучающийся собственными силами проникнет в эти области познания и, следовательно, станет менее зависимым от мыслей других. Речь идет о том, чтобы не брать все на веру, а вести собственные основательные исследования.
Так, например, можно было бы так натренировать силу вспоминания, чтобы она 6ыла не только обострена, но чтобы человек, кроме того, оказался способен вызывать в памяти архетипические, подсознательные факты.
Современное духоведение основано на естественнонаучном фундаменте, это значит, что оно работает теми же методами, что и естествознание. В своей работе исследователь духа должен пройти путь ученичества, который сделает его способным ответственно заниматься своими исследованиями. В первую очередь речь идет о том, чтобы обострить органы восприятия, сделать более чувствительной душу и обучить дух.
Результаты духовнонаучных исследований можно контролировать, ра6отая и исследуя с использованием таких же способностей, как это делал и сам исследователь. Повторение процесса исследования, который другой уже проделал, составляет существенную часть конфронтации с вопросами жизни.
Таким образом, создается возможность для 6олее высокого развития духа.
Познание посредством философии
Греки подготовили почву для философии. Философы-мыслители Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и сегодня еще вдохновляют многих людей. Как считает Фуко, в греческой философии речь идет о двух вопросах исследования, а именно «Познай самого себя» и «Позаботься о самом себе». В ходе веков последний призыв под влиянием христианского учения, которое ориентируется не на развитие индивидуума, а больше на благо общины, исчез из поля зрения.
С Иммануилом Кантом наступил перелом в философии. Цель состояла теперь не в разработке проекта взаимосвязанной картины мира, а в исследовании мышления и его границ. По мнению Канта, реальность сама по себе, собственно, не может быть познана.
Сегодня философия выражается в самых различных воззрениях, которые постоянно воздействуют друг на друга. Ультимативной истины не существует. Скорее существуют социальные конструкции теоретического познания, которые создаются людьми и которые определяют действия и мышление. G. Hottois, показывает нам, как технологические науки уклоняются от символизирующего процесса философии. По мнению G. Hottois, Мартин Хайдеггер и французский социолог Жак Эллул, ведущие мыслители в области роли технологии в обществе, прячутся в нигилизм или соответственно идею христианства. В этом смысле имеются автономные процессы умозрительного исследования и связанные с этим последовательные процессы действия, которые определяются исключительно личным, осознанным, человеческим импульсом.
Технологическое развитие нельзя обратить вспять или остановить, его можно только сопровождать собственными проектами развития, которые будут являться для него противовесом. G. Hottois полагает, что философия должна взять на себя роль сопровождающего.
В будущем специальные науки будут идти по своему автономному пути исследования. Задача философии могла бы состоять тогда в том, чтобы наблюдать за новым развитием, ставить вопросы относительно возможных результатов и наблюдать, как науки относятся друг к другу в том, что касается методов и результатов.
В наше время господствуют разнообразные противоречивые воззрения среди философов и естествоиспытателей. Наука тоже больше не является надежным источником, из которого можно черпать при формировании своей жизни. Нужно искать новые, еще никогда не применявшиеся решения.
У. Бекк убедительно представляет это в своей книге «Общество риска». А. Гидденс указывает на то, что людьми управляют абстрактные системы, охватывающие мир, от которых невозможно скрыться. В конечном итоге речь идет о личной ответственности, которую мы должны брать на себя, ввиду того, что происходит с миром и с нами самими.
Это означает «реа6илитацию» человеческой индивидуальности, Я, индивидуального духа, также как понимание того, что индивидуум должен играть роль в возросших социальных и о6щественных взаимосвязях.
Познание посредством естествознания
Естествознание основывается на принципе, который Декарт представлял в о6разе часов, в которых каждая отдельная часть функционирует во взаимосвязи с другими частями. Как часы, действительность можно разложить на составляющие; знания о ней можно прио6реcти на эмпирически-экспериментальном пути. Цикл протекает следующим образом: постановка проблемы, гипотеза, исследование и контроль, вывод и новая, углубленная постановка вопроса. Это эмпирический путь исследования, которым может идти каждый, кто придерживается этих правил игры. Этот метод прекрасно подходит для исследования материальной действительности. Ее можно разложить на отдельные части и снова соединить в согласованное целое. Этот процесс осуществляется при помощи логики (причинно-следственное мышление).
В социальной действительности, однако, мы имеем дело с процессами, которые постоянно находятся во взаимодействии и подвержены постоянным изменениям; исследователь сам является частью объекта исследования и при помощи своей исследовательской работы он снова воздействует на действительность. Человеческая душа и человеческий дух играют центральную роль в формировании социальной жизни.
В последнее время появились новые точки зрения на социальную действительность. Например, теория хаоса исследует структуры, которые упорядочивают явления. При помощи моделирования исследуется, как небольшое вмешательство может оказывать большое воздействие на процесс развития. В этих исследованиях участвует также человеческий дух, как инстанция, которая регистрирует явления и распознает лежащие в их основе модели.
На уровне атомарной реальности естествознание на основании квантовой теории делает шаг к нематериальной реальности. При этом должна более интенсивно использоваться теоретико-рефлексивная методика естествознания, чтобы впоследствии поставлять объясняемые умозрительные конструкции.
Если мы углубимся в историю человеческого знания о социальных вопросах, мы получим возможность освободиться от мышления в категориях причина-следствие, при помощи которого социальная реальность не охватывается в своей совокупности. Мы можем расти в процессе познания, участвуя в исследованиях и дискуссиях, касающихся социальных вопросов. Таким образом, мы создаем возможность жить в более просторном мире идей, чем мир наших собственных идей и аргументов. Правда, они воспламеняются в конкретных ситуациях и человеческих отношениях, однако недостаточны в качестве инструментов для исследования социального вопроса, который занимает нас как представителей человечества. Если же мы интегрируем свою жизненную проблематику в 6олее крупное целое, то мы сможем развить свой интерес к тому, что происходит в человеческом обществе, развивать себя, углублять и делиться с другими людьми.
Эта работа имеет большое значение для само-менеджмента. Человеку не нужно больше в одиночку, при помощи своих ограниченных способностей, изучать комплексную реальность и справляться с ней, он понимает себя как часть развития человечества, которое можно разделить на стадии в его исторической перспективе. Таким образом, он приобретает веру в собственный дух, собственное Я. Его Я осуществляет руководство и выражается в интуиции и инспирации. Они находят свое выражение с давних пор в представлениях и творениях искусства, религии и науки, которые постоянно обновляются и преобразуются.
Все это приводит нас, в конце концов, к индивидуальной биографии, в которой соединяются все нити, которые прядутся здесь на Земле.
Личная биография
Артур Кёстлер начинает свои «Автобиографические заметки» следующим образом: «С начала развития культуры человек верил в то, что на его судьбу влияет положение небесных тел в момент его рождения. Исходя из этого, я пришел к мысли, что обстоятельства земных событий в определенный момент также могут иметь значение, и однажды, в 1946 году, решил определить свой земной гороскоп. Мысль была не такой уж неосуществимой, как могло бы показаться. Астрология основывается на вере в то, что человека формирует космическое окружение; Маркс утверждал, что он есть продукт своей социальной среды. Я считаю, что оба тезиса верны, поэтому появилась идея земного гороскопа.
Причина, по которой эта мысль никому не пришла в голову раньше, вероятно, в том, что до относительно позднего изобретения ежедневной газеты не существовало надежных средств, чтобы узнать, что происходило на этой Земле в момент собственного рождения, в то время как средства определять небесные события со значительной точностью существовали. Это, очевидно, можно приписать тому факту, что небесные тела надежнее, чем человеческие. Можно с точностью до угловой секунды вычислить, где будет находиться Сириус через миллион лет, но местонахождение своей кухарки нельзя предугадать даже на пять минут вперед».
Кёстлер обращается к архивам Times и просит принести ему газеты, которые вышли в свет в день его рождения. Просматривая одну за другой эти газеты, он открывает в них первые признаки упадка культуры, которые он в дальнейшем течении своей жизни так явственно будет переживать на самом себе и описывать их. После этого открытия он говорит:
«Когда я закрыл объемистый черный том и покинул бюро на Принтинг Хаус Сквер, мне казалось, что мой земной гороскоп больше сказал мне о том силовом поле, в котором я родился, и о тех влияниях, которые должны были сформировать мой характер и мою судьбу, чем это могли бы сделать созвездия».
Кёстлер описывает свою Одиссею по Европе двадцатых, тридцатых и сороковых годов. Читатель живо ощущает возрастающий хаос, а также бесчеловечное развитие на Востоке и Западе, в условиях коммунизма и национал-социализма. В его биографии угадывается судьба многих людей, которые не хотели вписываться в удушающие рамки того времени. Кёстлер первым разоблачил ужасные дела Сталина. Его публикации, сделавшие его знаменитым, подводят нас к тайне человеческой биографии. Как он прекрасно показал в начале своей биографии, биография человека являет собой чудесное сплетение космического и земного силовых полей, в которых человеческая судьба определяется взаимодействием между космическими закономерностями и собственными шагами развития. В произведении Кестлера становится ощутим драматизм человеческой биографии, и мы снова становимся бодрствующими для восприятия уникальности биографии, которая разворачивается в общественном контексте сил, которые сильнейшим образом влияют на человека и определяют его.
Лейтмотивом в работе Бернарда Ливехуда является изучение человеческой биографии. В возрасте семидесяти лет он представил свой опыт и взгляды:
Человеческая биография не является чем-то, что можно описать как запрограммированную последовательность химических реакций, или чем-то, что можно было бы сравнить с судьбой шариковой ручки, с момента, когда она покидает фабрику, до того момента, когда она оказывается в корзине для мусора, после того как ею пользовались разные владельцы.
Человеческая биография имеет, во-первых, биологический аспект, который чисто внешне можно описать как развитие и упадок; эта биография имеет, во-вторых, аспект психического переживания, которое происходит в мыслях, чувствах и волевых импульсах, и, в третьих, наконец, духовный аспект, индивидуализации, осознания собственного Я. Это духовное измерение касается нас прежде всего, потому что в нем мы осуществляем себя как человека, как субъект нашей жизни — в противоположность животному, которое всегда является объектом.
Для исследования этого духовного аспекта должна служить в качестве научного метода интроспекция, самонаблюдение.
Ливехуд в своей увлекательной книге «Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью» описывает, как человек в течение своей биографии превращается в собственно личность, и как он благодаря кризисам, «пороговым переживаниям» и индивидуальным шагам развития уникальным образом придает следующим друг за другом фазам жизни цвета и формы.
На пути становления человека сплетаются нити судьбы, и осуществляется собственная судьбы. Она содержит в себе как начало, так и конечный пункт земной жизни. В биографии каждого человека соединяются дух времени, общество и собственная судьба. Как говорит Ливехуд, человеческая биография развивается в соответствии с тремя различными линиями развития: это, во-первых, наследственно-биологическая, в которой мы находим наши возможности, что касается характера и наклонностей, во-вторых, общественный контекст, который запечатлевается в нас и формирует мышление, чувства и действия, и, наконец, собственная личность или индивидуальность, которая выковывает, из всего этого уникальное целое. Этот процесс происходит на протяжении жизненных фаз, следующих друг за другом. В момент своего рождения человек встречается как с космической, так и земной констелляцией, как описано Кёстлером. Он рождается как дитя своего времени и, так сказать, ныряет в оболочку своего происхождения, которая таинственным образом возникла из материального, духовного и культурного своеобразия. В первые годы жизни ребенок развивается на основании языка и жестов своего непосредственного окружения.
Родители, братья и сестры, дяди и тети, близкие и соседи также накладывают отпечаток на сущность подрастающего ребенка. Первый опыт, который приобретает ребенок, вызывает важное узнавание себя: ребенок называет самого себя как «Я».
Теперь начинается интенсивное взаимодействие с другими людьми, непрерывное исследование всего, что находится здесь, и того, что было сделано другими; человек освобождается из своего мечтательного состояния. Ребенок учится выражать себя под систематическим руководством знаний и умений своих предков. Школа преподносит ребенку учебный материал, при помощи которого он переживает плоды человеческой деятельности и культуры. Ребенок усваивает множество взглядов и душевных движений. Многое опробуется, что-то снова за6ывается и оставляется.
Вплоть до пубертета дети живут в довольно замкнутом мире, в котором приобретается радостный, но иногда и страшный опыт. В возрасте половой зрелости подросток резко дистанцируется по отношению к данному миру и, прежде всего, к тем, кто представляет этот мир. Время 6езоговорочного принятия окончательно прошло. Все нужно исследовать и обдумывать самому, хотя окружение делает это чрезвычайно трудным. Внутри молодой человек создает свой собственный мир, который иногда значительно отличается от того, что признается окружением. Именно в сфере половой зрелости происходит поиск путей, чтобы суметь справляться с этим несоответствием. При этом, прежде всего, важно найти собственный круг друзей и товарищей по судьбе. Развивается несколько миров, в которых участвует молодой человек, каждый из них имеет свой собственный смысл и то и дело вынуждает его принимать решения. Это выражается в выборе образования или работы, в выборе друга, подруги или возлюбленной, в решении покинуть дом и вместе с этим не продолжать праздновать все дни рождения, которые всегда праздновались, или также в том, чтобы не ходить больше в церковь.
С 21-го года жизни происходит процесс обретения самостоятельности. Молодой взрослый создает свой собственный дом, ищет свое место в жизни. Теперь он полностью принадлежит своему времени и совершает первые компромиссы в конфликте между со6ственными стремлениями и тем, что другие позволяют ему делать. Собственная судьба проявляется во все большей мере в удачах и неуспехах, в нахождении и не нахождении, в открытиях и в том, что кое-что пропускается. Молодой взрослый укореняется в общественной жизни: начинается конфронтация между им самим и его окружением, которая продолжается всю жизнь. В профессиональной жизни человек ставит перед собой большие цели, совершает работу и переживает неудачи. За одним шагом идет следующий, и всегда следующий этап кажется более важным, чем предыдущий. Также становится ясно, что определенные планы и перспективы не могут 6ыть осуществлены.
Человек ищет и находит возможности для переживаний самого себя, своих границ и возможностей в конфронтации с другими людьми. Проявляются таланты, они во всех распознаются и используются другими. Человек находит себе наставников и образцы для подражания, в которых можно увидеть свое отражение. Он открывает, насколько различными могут быть люди и взгляды, и удивляется тому, какие странные вещи иногда происходят в мире. Во всех сферах жизни происходит экспансия слова и дела. Растут благосостояние, амбиции, сети и интересы. В процессе этого роста человек наталкивается на границы своего умения и своих возможностей. Это, в свою очередь, действует на волю как призыв к продолжению образования и развития, чему, однако, часто мешают вездесущие соблазны мещанства и медлительности.
Произвести на свет детей означает интенсивную конфронтацию с совершенно новой ролью. Другие люди становятся теперь зависимыми от нас и ожидают ответственного отношения к себе. Рождение ребенка устанавливает нам другие границы, и от ребенка исходит призыв к родителям и воспитателям. Удивительным образом в осуществлении этой новой задачи обнаруживается, насколько было создано равновесие в нашей жизни, и как обстоит дело с переработанным и неперера-6отанным опытом, очищенными и неочищенными качествами, чертами характера и дарованиями.
Человек попадает в хитросплетения жизни, встречаясь с другими людьми, устанавливая с ними связи, которые основываются на общем интересе или стремлении. В работе и при формировании разнообразнейших комплексных жизненных процессов он все глубже связывается с постоянным местом, задачей и определенными отношениями. Все более ясно становится, действительно ли человек нашел ту задачу, место деятельности и ту сеть отношений, которые подходят к тому, что он внутренне хотел бы и мог представлять, или он все сильнее ощущает, что связан с неверной задачей, местами и людьми.
Это растущее сознание с полной силой выходит на поверхность в «Middle Crisis» около 40-го года жизни. Внутренне подводится итог. Сумел ли человек переработать внешние достижения в жизни и создать свободное отношение к ним, или он ощущает, что жизненная ситуация стесняет его? Несломленная витальность и многообразнейшие связи с различными общественными процессами то и дело приводят человека среднего возраста к искушению оставить все позади и последовать за новым, привлекательным. Однако одновременно внутри, так, что этого невозможно не услышать, звучит понимание того, что жизнь имеет циклический характер, при котором человек все снова встречается с другим, но в принципе все же похожим. На новом месте работы скоро начнется то же самое невезение, что и на прежнем, в новых отношениях снова возникнут известные проблемы.
Все яснее становится, что необходимо интенсифицировать внутреннюю активность, что нужно проверить все привычное и при необходимости изменить его. Возможно, что твердые взгляды должны стать более относительными. В человеке созревает понимание того, что сквозь его биографию проходит ясно различимая красная нить.
Если до 40-го года жизни речь шла еще о восходящей линии жизни, которая иногда прерывалась неудачами и потерями, то после 40-го года жизни наступает перемена. Ощущение жизни характеризуется теперь перманентным кризисом, который временами сменяется фазами гармонии и внутренней уверенности. Это звучит драматично и каждый в действительности ощущает это, хотя бы едва заметно. Прежний бурный восторг перед всем новым постепенно уменьшается. Спортивными достижениями можно померяться только со сверстниками, а для молодежи он становится «стариком».
Ощущение того, что находишься в кризисной ситуации, выражается в осознании ограниченности желаний и целей. Становится также все труднее сохранять в течение всей жизни идеал и создавать качество жизни. С другой стороны, плодом этого ощущения кризиса в жизни является укрепление сознания и стремление внутренне продвинуться на шаг вперед. В это период особенную радость вызывает у человека интерес к нему окружения, и просьба позволить учиться у него, узнавать его взгляды и опыт. Начинается новая фаза жизни, в которой человек все больше концентрируется на определенных темах и областях, в этот период также нужно все больше учиться прощаться. 50-й год жизни маркирует особенно решающий момент становления осознания, человек понимает, что перед ним лежит меньше лет, чем уже осталось позади. Возможно, что через несколько лет мы уже выйдем на пенсию, и кто знает, что еще нас ждет?
Образуются свободные пространства: дети покинули дом, и внезапно люди оказываются перед задачей осмысленно заполнить свободное пространство. Состояние, которое, возможно, скопили в течение жизни, можно теперь использовать, причем не всегда каждый стареющий человек воспринимает шанс пережить при этом удивительное и неизвестное. Собственно, эта новая фаза жизни хорошо подходит для того, чтобы опробовать неизвестные пути. Возможно, именно сейчас нам удастся что-то, что раньше казалось невозможным, или мы снова вернемся на тропинку, от которой когда-то отвернулись, и обнаружим, что область прежних интересов снова доставляет нам радость.
С возрастом человек вступает в мир стареющих людей, отношения исчезают, связи прерываются, жизненные потребности регулируются законодательными мероприятиями. Возможно, вы попадете в дом престарелых или в больницу по уходу за пожилыми людьми и окажетесь лицом к лицу с проблемами тела и души.
Старый человек встречает кризис с большим спокойствием, количество мест деятельности сокращается, они становятся проще. Он снова больше живет в семье. Он также чаще уходит в свой собственный мир мыслей, в котором он измеряет объем своего внутреннего богатства богатством собранного жизненного опыта. Он реже участвует в переломных изменениях в обществе. Индивидуальные осо6енности очень сильно обусловливают возможность осуществлять глубокие интересы в инициативах и интервенциях, которые носят такой переломный или инновативный характер, что на них обращает внимание общество.
В биографии индивидуального человека совершается не только личная драма, одновременно в ней прядется также нить развития человечества. В становлении человека участвует дух времени и то, что развилось в человеке, начиная с древних времен. Кроме того, в нем проявляются плоды личной деятельности, которые он благодаря собственным усилиям присоединяет к жизни последующих поколений. Практическая жизнь посвящает его в историю человеческого бытия. В течение своей жизни он открывает, что его судьба связана с судьбой другого человека. Он втянут в кармическую драму и при этом постепенно освобождается от старого, чтобы иметь возможность внести свой собственный вклад, который позволит будущим поколениям сделать следующий шаг в развитии.
Будучи отцом, я вижу, что мои дети могут начать с той точки, которую мне самому пришлось завоевывать с трудом. Каждое молодое поколение вступает в мир, который обустроен и преобразован предшествующими поколениями. Оно стартует с данностями, которые еще доставляли их родителям много проблем. Я всегда поражаюсь, когда вижу, что хочет завоевать следующее поколение, и какие вопросы оно решает. В мире материального благосостояния и само собой разумеющейся социальной защиты, в котором, однако, молодым людям слишком рано приходится рассчитывать на себя, потому что их воспитатели сами имеют дело с таким большим количеством о6язательств и проблем, они хотят найти более глубокий смысл мира и ту жизненную область, в которой они еще действительно смогут что-то сделать. Молодые люди заинтересованы в таких взрослых, которые сопровождают их, оказывая помощь, так что у них вырастает собственное осмысление, и им не навязывается определенное направление мышления или мировоззрение.
Ливехуд говорит в завершение своей книги: «И, наконец, уже подростковый возраст задает себе вопрос: «Кто Я?». Этот вопрос становится постепенно центральным вопросом развития личности. Не потому, что человек охотно считает себя таким важным, но потому, что он хочет знать, «что, собственно, нужно делать» (...).
Как внутренне, так и внешне, человек сегодня, если он честен, стоит перед пропастью, которой он не больше может преодолеть. Вера и мечты поблекли. В этой последней покинутости он может только в своем собственном Я найти силу, которая поможет ему найти путь через обе пропасти. То, что когда-то человеку было дано, он должен теперь развивать сам. Он не может более пассивно ждать, он должен сам отправиться в путь».
В человеческой биографии выражаются во всей своей полноте бесконечно многообразные формы проявления видимого и невидимого, даже безграничности вселенной и неопределенность вечности. В человеке одновременно живут близкое и далекое, понятное и загадочное. Рождение и смерть отмечают границы земной жизни. По ту сторону этих границ скрывается мистерия творческого и неизвестного.

summary

Varfolomeev S.A. Teacher as pupil on the spiritual way. The author states a teacher must be a pupil. Then he gives analyses of an educational situation in modern Russia and new historical condition when consciousness and will create the world. The writer considers the goal of education is forming human features and elements of person’s new culture haven’t existed but that will be needed in the near future. Then the author describes goal of teacher’s work, his features, what a teacher should never do, subjects a teacher should pay attention, his tasks as a pupil, methodological foundations of interrelationships a teacher and a pupil, transformation of pupil’s personality, technique of pupil’s learning. In conclusion the author compares world outlooks of Eastern teachers based on the Greek Church and Western ones based on Catholicism.
Stcherbak N.P. Valeology is a conflict of understanding. The author states the necessity of including of valeology into a school educational curriculum and describes its part in it. There’s a description of the most important ecological, medical, social, psychological problems in the paper. The writer comes to a conclusion that preparing of teachers who have knowledge of valeology is an urgent matter. He describes the content of the course. The author writes about several steps we have to take to increase efficiency of valeological work.
Tckachenko A.S. Psychological consulting of children as a way critical situation’s solving. The article is based on a client-centered approach to person’s problems considering any assistance to be effective only in the case if it develops client’s personality. Conditions of personal development, psychological structure of a complaint: its locus, self-diagnosis, problem, inquiry is described in it. The author gives several examples of consultant’s reactions to client complaints, its types. The last part of the article is devoted to phone consulting.
Zuzya A. A., Tckachenko A. A. Development of individual cognitive styles of pupils. The authors write about necessity of personal-oriented direction of modern education. The general goal of the pedagogic is answering the question – What is a mystery of being for a child on every stage of his life? To answer the question is to solve a problem of motives of education. The writers describe 4 models of children development in education: 1) speeding up intelligence; 2) development of emotional and sensitive spheres; 3) priority in practical intelligence; 4) model based upon spiritual growing up of personality. In the article they told about importance of taking into consideration children cognitive styles in education. In conclusion the authors describe complex goal program of increasing teachers’ qualification and steps to improve person-oriented education.
Snytnykova N.A. A soul is in cognition. This article is a brief exposition of Nietzsche’s views upon cognition. He considered cognition is always going beyond existing limits. You must have free and will to do so. Its origin is inside a man and its goal is making an overman. The overman’s emergence will lead to arise of a new moral that determined by the person. There are a lot of citations of German philosopher’s works in the paper.
Beckman A. Sources of knowledge. This article is a part of book by Beckman «Self-management». In its first part Beckman considers general ways of cognition: myths, life experience, spiritual experience, philosophy, science. The writer analyses their features, the history of development and their perspectives. In the second part of the article the author writes about importance of a personal biography, lines of its development and particularities of peoples lives on different age stages.
Уважаемый читатель!

Редакция объявляет подписку на 2003 год на журнал «Социология трансформирующегося общества», который мы начинаем издавать вместо уже привычного вам «Социального конфликта».

<< Предыдущая

стр. 3
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>