<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ременные так, чтобы получить в точности то же самое бюджетное множество.
Таким образом, бюджетная линия
Р\х\ + Рг*1 = т
есть в точности та же бюджетная линия, что и


Рг Р2
или
^+^-1,
m m
так как первая бюджетная линия получена делением всех членов уравнения
на Р2, а вторая — делением всех членов уравнения на т. В первом случае мы
приравняли Р2 к 1, а во втором — приравняли т к 1. Приравнивание цены
одного из товаров или дохода к 1 и соответствующее изменение второй цены
и дохода совершенно не изменяют бюджетного множества.
Когда мы приравниваем к 1 одну из цен, как это сделано выше, мы назы-
ваем эту цену ценой-измерителем. Цена-измеритель — это цена, относительно
которой мы измеряем: цену другого товара и доход. Иногда бывает удобно
42_________________________________________Глава 2

считать один из товаров товаром-измерителем, поскольку тем самым измене-
ние одной из цен исключается из рассмотрения.

2.6. Налоги, субсидии и рационирование
В экономической политике часто используются инструменты, оказывающие
воздействие на бюджетное ограничение потребителя, скажем, налоги. На-
пример, если правительство вводит налог на объем покупок, это означает, что
потребитель должен платить правительству определенную сумму с каждой
покупаемой им единицы товара. В США, например, потребители платят в
виде федерального налога на бензин около 15 центов за галлон.
Как влияет налог на объем покупок на бюджетную линию потребителя? С
точки зрения потребителя, налог — это то же самое, что и повышение цены.
Следовательно, налог в t долларов на единицу товара 1 просто изменяет цену
товара 1 с р\ на р\ + t. Как мы видели выше, это означает, что бюджетная ли-
ния должна стать круче.
Другой вид налога — налог на стоимость. Названием подразумевается, что
им облагается стоимость — цена товара, а не купленное количество товара.
Налог на стоимость обычно выражается в процентах. В большинстве штатов
США действуют налоги с" оборота. Если налог с оборота составляет 6%, то
товар, оцениваемый в 1$, фактически продается за 1,06$. ( Налоги на стои-
мость называют также налогами ad valorem).
Если товар 1 имеет цену р\, но облагается налогом с оборота по ставке т,
то фактически для потребителя цена равна (1 + -i)p\. Потребитель должен за-
платить р\ поставщику и т,р\ правительству за каждую единицу товара, так что
общая стоимость товара для потребителя составит (1 + i)p\.
Субсидия — противоположность налога. В случае субсидии на объем поку-
пок правительство дает потребителю сумму, размер которой зависит от куп-
ленного количества товара. Если бы, например, потребление молока субси-
дировалось, правительство выплачивало бы каждому потребителю молока не-
которую сумму, зависящую от количества молока, покупаемого этим потре-
бителем. Если бы субсидия составляла s долларов на единицу потребления
товара 1, то, с точки зрения потребителя, цена товара 1 равнялась бы р\ — s.
Это привело бы к тому, что бюджетная линия стала бы более пологой.
Аналогично, субсидия на стоимость (или долевая субсидия — прим. науч.
ред.) есть субсидия, основанная на цене субсидируемого товара. Если прави-
тельство возвращает вам 1$ из каждых 2$, которые вы жертвуете на цели
благотворительности, то ваши пожертвования на цели благотворительности
субсидируются по ставке в 50%. Вообще, если цена товара 1 равна р\ и товар
1 субсидируется в форме долевой субсидии по ставке а, то фактическая цена
товара 1 для потребителя равна (1 — а)р\.
Как видим, воздействие налогов и субсидий на цены совершенно одина-
ково, за исключением алгебраического знака: налог повышает цену для по-
требителя, а субсидия понижает ее.
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ 43

Другой вид налога или субсидии, который может использоваться прави-
тельством, — аккордный налог или аккордная (недолевая) субсидия. В случае
налога это означает, что правительство отбирает некую сумму денег, не зави-
сящую от поведения индивида. Следовательно, введение аккордного налога
означает, что бюджетная линия потребителя сдвинется внутрь, поскольку его
денежный доход был сокращен. Аналогично, аккордная субсидия означает
сдвиг бюджетной линии наружу. Налоги на объем покупок и налоги на стои-
мость в разной степени увеличивают крутизну бюджетной линии в зависимо-
сти от того, какой товар ими облагается, аккордный же налог всегда сдвигает
бюджетную линию внутрь.
Иногда правительства вводят также нормирующие (рационирующие) огра-
ничения. Это означает, что устанавливается некий уровень потребления ка-
кого-то товара, превышение которого запрещено. Например, во время Вто-
рой мировой войны правительство США нормировало потребление некото-
рых видов продуктов питания, таких, как масло и мясо.
Допустим, например, что вследствие нормирования товара 1 данный по-
требитель не может потреблять его в количестве большем, чем х \. Тогда
бюджетное множество для данного потребителя примет вид, изображенный
на рис.2.4: оно будет представлять собой прежнее бюджетное множество, но с
"отсеченным" куском. Этот "отсеченный" кусок состоит из всех наборов, ко-
торые ДОСТУПНЫ, НО у КОТОРЫХ X] > X \.




Бюджетная линия




Бюджетное множество при нормировании потребления. Если потребление то- Рис.
вара 1 нормируется, то часть бюджетного множества, выходящая за рамки ко- 2.4
личества, установленного нормированием, отсекается.
Глава 2
44

Иногда налоги, субсидии и нормирование потребления применяются со-
вместно. Например, можно рассмотреть ситуацию, в которой потребитель мог
бы потреблять товар 1 по цене pl до какого-то уровня Зс,, а затем должен был
бы платить налог t на весь объем потребления, превышающий Зс,. Бюджетное
ограничение для такого потребителя изображено на рис.2.5. Здесь наклон бюд-
жетной линии составляет —p\/pi слева от Зс, и — (р\ + t)/p2 справа от Зс,.

ПРИМЕР: Программа продовольственных талонов
С момента принятия Закона 1964 г. о введении продовольственных талонов
федеральное правительство предоставляло субсидию на питание для бедных
слоев населения. Детали этой программы несколько раз корректировались.
Здесь мы опишем экономические последствия одной из этих корректировок.



Бюджетная линия




Щюджетное
Наклон = — (pl+t)/p1
множество




Обложение налогом потребления, превышающего 3с,. В рамках данного бюд-
жетного множества потребитель должен платить налог лишь на потребление
товара 1, превышающее величину Зс,, так что бюджетная линия справа от Зс,
становится круче.


До 1979 г. домохозяйствам, соответствовавшим определенным установ-
ленным требованиям, разрешалось покупать продовольственные талоны, ко-
торые затем можно было использовать для покупки продовольствия в опреде-
ленных магазинах. В январе 1975 г., например, семья из четырех человек
благодаря участию в программе могла получить в форме продовольственных
талонов максимальное ежемесячное пособие из бюджета в размере 153$.
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ 45

Цена этих талонов для домохозяйства зависела от его дохода. Семья из че-
тырех человек со скорректированным ежемесячным доходом в размере 300$
платила за полное месячное пособие в форме продовольственных талонов
83$. Если бы месячный доход семьи из четырех человек составлял 100$, пол-
ное месячное пособие из бюджета в форме продовольственных талонов
обошлось бы ей в 25$ *.
До 1979г. Программа продовольственных талонов представляла собой до-
левую субсидию на продовольствие. Ставка, по которой субсидировалось
продовольствие, зависела от дохода домохозяйства. Семья из четырех чело-
век, которой пособие обходилось в 83$, платила 1$, получая при этом продо-
вольствия на 1,84$ (1,84 равняется 153, деленным на 83). Аналогично, домо-
хозяйство, выплачивавшее 25$, платило 1$, получая при этом продовольствия
на 6,12$ (6,12 равняется 153, деленным на 25).
Воздействие Программы продовольственных талонов на бюджетное мно-
жество домохозяйства изображено на рис.2.бА. Здесь сумма денег, затрачен-
ная на продовольствие, отложена по горизонтальной оси, а расходы на все
другие товары — по вертикальной. Поскольку каждый товар измеряется в
деньгах, затраченных на него, "цена" каждого товара автоматически оказыва-
ется равной 1, и бюджетная линия поэтому имеет наклон, равный — 1.

ДРУГИЕ ДРУГИЕ
Бюджетная линия
ТОВАРЫ ТОВАРЫ
Бюджетная линия с введением
с введением продовольственных
продовольственных
талонов Бюджетная линия без
талонов
продовольственных
Бюджетная линия без .талонов
продовольственных
.талонов




ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ $200
$153
В
А
Продовольственные талоны. Воздействие Программы продовольственных Рис.
талонов на бюджетную линию: А — воздействие Программы до 1979г., В — 2.6
после Т 979 г.


1
Эти данные взяты из: Kenneth Clarkson Food Stamps and Nutrition, American Enterprise Institute,
1975.
46________________________________________Глава 2

Если домохозяйству разрешается купить продовольственных талонов на
сумму в 153$ за 25$, это составляет субсидию на покупку продовольствия в
размере примерно 84% (1 — 25/153), так что наклон бюджетной линии бу-
дет равен примерно —0,16 (25/153) до тех пор, пока домохозяйство не ист-
ратит на продовольствие 153$. Каждый доллар, затрачиваемый домохозяй-
ством на продовольствие вплоть до суммы в 153$, сокращает потребление
других товаров примерно на 16 центов. После того как домохозяйство ист-
ратит на продовольствие 153$, его бюджетная линия снова будет иметь на-
клон, равный —1.
Это воздействие ведет к появлению "излома", изображенного на рис.2.6.
Домохозяйство с более высоким доходом должно было платить больше за
свое пособие в форме продовольственных талонов. Следовательно, бюджет-
ная линия становилась бы круче по мере роста дохода домохозяйства.
В 1979 г. в Программу продовольственных талонов были внесены измене-
ния. Отныне вместо того, чтобы требовать от домохозяйств покупки продо-
вольственных талонов, их просто раздают соответствующим домохозяйствам.
На рис.2.6 В показано, как это влияет на бюджетное множество.
Предположим, что домохозяйство получает субсидию продовольственны-
ми талонами на 200$ в месяц. Это означает, что теперь домохозяйство может
потребить в месяц продовольствия больше на сумму в 200$ независимо от
того, сколько денег оно расходует на другие товары, что подразумевает сдвиг
бюджетной линии вправо на 200$. Наклон бюджетной линии не изменится:
если истратить на продовольствие на 1$ меньше, можно истратить на 1$
больше на все другие товары. Но поскольку домохозяйство не может на за-
конных основаниях продавать продовольственные талоны, максимальная
сумма, которую оно может истратить на другие товары, не меняется. Про-
грамма продовольственных талонов фактически является аккордной субсиди-
ей, за исключением того обстоятельства, что продовольственные талоны не
могут быть проданы.

2.7. Изменения бюджетной линии
В следующей главе мы исследуем, каким образом потребитель выбирает оп-
тимальный потребительский набор из своего бюджетного множества. Однако
уже сейчас можно сделать некоторые замечания, вытекающие из того, что мы
узнали об изменениях бюджетной линии.
Во-первых, можно отметить, что поскольку при умножении всех цен и
дохода на положительное число бюджетный набор не изменяется, оптималь-
ный набор, выбираемый потребителем из бюджетного множества, также не
может измениться. Еще не приступив к исследованию собственно процесса
выбора, мы пришли к важному заключению: совершенно сбалансированная
инфляция — та, при которой все цены и доход растут одинаковым темпом —
не изменяет ничьего бюджетного множества и, следовательно, не может из-
менить чей-либо оптимальный выбор.
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ____________________________47

Во-вторых, можно сделать некоторые утверждения в отношении уровня
благосостояния потребителя при различных ценах и доходах. Допустим, что
доход потребителя растет, а все цены остаются неизменными. Нам известно,
что это означает параллельный сдвиг бюджетной линии наружу. Следова-
тельно, любой набор, потреблявшийся потребителем при более низком уров-
не дохода, может также быть выбран при более высоком доходе. Но тогда при
более высоком доходе благосостояние потребителя должно быть по крайней
мере не ниже, чем при более низком доходе, поскольку доступными объекта-
ми выбора потребителя теперь являются те же самые наборы, что и раньше,
плюс какие-то еще. Аналогично если цена на один из товаров снижается, а
все другие цены остаются прежними, благосостояние потребителя должно
остаться по крайней мере на прежнем уровне. Это простое замечание очень
пригодится нам далее.

Краткие выводы
1. Бюджетное множество состоит из всех товарных наборов, которые
доступны потребителю при заданных ценах и доходе. Как правило, мы
будем предполагать, что имеются только два товара, но данное предполо-
жение носит более общий характер, чем кажется.
2. Уравнение бюджетной линии имеет вид р\х\ + р&ъ = т. Наклон
бюджетной линии равен ˜Р\/Р2, точка ее пересечения с вертикальной
осью задана координатой m/pz, а точка пересечения с горизонтальной
осью — координатой т/р\.
3. Увеличение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии наружу. Увеличение
цены товара 1 делает бюджетную линию более крутой. Увеличение цены
товара 2 -делает бюджетную линию более пологой.
4. Налоги, субсидии и нормирование потребления вызывают изменение на-
клона и положения бюджетной линии вследствие изменения цен, которые
платит потребитель.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Первоначально бюджетная линия потребителя имеет вид р\х\ + р^х^ = т.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>