<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ческой деятельности человека, преодоление чрезмерной рациональности и эко-
номизма его мотиваций и стимулов, отход от конфронтационного понимания
социально-экономических отношений и процессов, ориентацию на формирова-
ние смешанной экономики, на социальное согласие в обществе.
Г
ИНТРТИЧР?1Г"А fInJ1Yff.fl.H nrwjyqTfTTH ^ПИРТЦûРp ^ c n p r " " r p a " ' i ' H H e В ЧУОНПМИЧРС-
койтеории, чтхивызывадбсь вполне объяснимым стремлениел?лреодолеть имев-
ициасЗ-В рамках_одь1О?^предмета (науки) одн5сторонности. В меньшей степени
это относится к методологии (общим методам экономической теории), поскольку
здесь существует опасность потери целостности исследования.
В последний период стала набирать силу позиция, исходящая из другого, не-
жели синтез, понимания взаимосвязи различных методологий. Это — так называ-
емая «новая эклектика», признающая методологический плюрализм (Б. Колдуэлл,
Т. Кун, Э. Остром, Д. Хаусман и др.). Характерной чертой (методом) указанного
направления стал конвенционализм, положивший в основу взаимодействия
Часть I. Общие основы экономической теории
48

различных научных теорий соглашения (конвенции) между исследователями или
научными школами исходя из принципов удобства, простоты и т.п., а также вза-
имной терпимости. Распространено и использование различных специфических
методов анализа при исследовании тех или иных частей («ниш») экономики.
Указанное методологическое направление расширяет возможности экономи-
ческих исследований, однако чревато опасностью фрагментаризации научных си-
стем, потери их целостного характера.
Поиск методологических подходов, адекватно отражающих все более ус-
ложняющуюся социально-экономическую реальность, безусловно, будет продол-
жаться. ^

Один из наиболее плодотворных методов экономи-
Методы
ческой науки — математическое моделирование ис-
моделирования
следуемых явлений. Моделирование как инструмент
научного мышления способствует проникновению в сущность объектов познания,
выявлению присущих им закономерностей.
Под моделированием какого-либо явления, объекта понимается создание его
упрощенного аналога — текстового, графического, математического и компью-
терного.
Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:
1. Формулировка предмета и цели исследования.
2. Выделение экономических объектов, представляющих интерес в рассмат-
риваемой экономической системе. Изучение объекта. Понимание того, как устро-
ен объект, как он функционирует, какие факторы влияют на его функционирова-
ние, каковы критерии его оценки или оптимизации, при каких ограничениях в
случае оптимизации достигается заданная цель.
3. Выявление наиболее важных и существенных характеристик каждого эко-
номического объекта, отвечающих поставленной задаче. Описательное модели-
рование. Фиксация и словесное, качественное описание взаимосвязей между
ними.
4. Математическое моделирование. Введение символических обозначений
для учитываемых характеристик экономического объекта. Формализация (на-
сколько это возможно) основных характеристик объекта и взаимосвязей между
ними, формулирующая математическая модель экономического объекта. Перевод
описательной модели на формальный математический язык с помощью таких ма-
тематических инструментов, как переменные, функции, уравнения и неравенства
и другие.
5. Выбор метода решения и его получение.
6. Анализ решения. Проверка на соответствие реальному объекту.
Согласно тому или иному критерию экономико-математические модели де-
лятся на микроэкономические и макроэкономические, теоретические и приклад-
ные, статические и динамические, равновесные и неравновесные, оптимизацион-
ные и неоптимизационные, детерминированные и статистические.
Экономические модели позволяют выявить особенности функционирования
экономического объекта и на основе этого предсказать будущее поведение объек-
та при изменении каких-либо параметров. Предсказание будущих изменений, на-
пример повышение обменного курса, ухудшение экономической конъюнктуры,
падение прибыли, может опираться лишь на одну интуицию. Однако при этом
могут быть упущены, неправильно определены или неверно оценены важные вза-
имосвязи экономических показателей, оказывающие влияние на рассматриваемую
ситуацию. В явной же модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены
Глава 2. Предмет и методы экономической теории 49

количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.
Для любого экономического агента возможность прогнозирования ситуации оз-
начает, прежде всего, получение больших выгод или избежание потерь, в том чис-
ле и в государственной политике.
Моделируя экономические явления, мы в первую очередь интересуемся, с
помощью каких основных показателей можно описать данное явление, от каких
факторов наиболее существенно зависят эти показатели, как зависят (положитель-
но, отрицательно), насколько чувствительны исследуемые показатели к измене-
нию определяющих их факторов и, наконец, какова конкретная количественная
взаимосвязь между показателями и факторами. Последний вопрос уже не решает-
ся методами экономической теории, для его решения используются методы мате-
матической статистики и эконометрики.
Особое место в экономической науке занимают методы эмпирической вери-
фикации (проверки, обоснования, оценивания) количественных экономико-ма-
тематичесих моделей и качественных утверждений или гипотез на основе доступ-
ных экономических данных с помощью методов теории вероятности и математи-
ческой статистики, адаптированных к обработке экономических данных.
Любое экономическое исследование всегда предполагает использование ста-
тистических данных. Статистические данные в экономике являются основой для
выявления и обоснования эмпирических закономерностей. Без конкретных ко-
личественных данных, характеризующих функционирование исследуемого эконо-
мического объекта, невозможно определить практическую значимость экономи-
ческой модели.
Экономические данные обычно делят на два вида: перекрестные данные и
временные ряды. Перекрестные данные — это данные по какому-либо экономи-
ческому показателю, полученные для аналогичных объектов или для различных
регионов. Временные ряды — это данные, характеризующие один и тот же объект,
но в различные моменты времени. Анализ временных данных (наблюдаемых объе-
мов продаж фирмы, краткосрочных процентных ставок, инфляции, безработицы,
ВНП и других экономических показателей) позволяет выявить тенденции в изме-
нении этих величин и экстраполировать их для целей прогнозирования, не анали-
зируя внутренние причины временной зависимости исследуемых величин. Иног-
да в экономике встречается комбинация временных и перекрестных данных —
панельные данные.
Целью сбора экономических данных является получение информационной
базы для принятия решений. Естественно, что анализ данных и принятие реше-
ний проводится на основе какой-либо интуитивной (неявной) или количествен-
ной (явной) экономической модели. Поэтому собирают именно те данные, кото-
рые необходимы для соответствующей модели.
Любые экономические данные представляют собой количественные харак-
теристики каких-либо экономических объектов или их свойств, являющиеся ос-
новой для выявления и анализа эмпирических закономерностей поведения объекта
исследования. Они формируются под действием множества факторов, не все из
которых доступны внешнему контролю. Неконтролируемые факторы могут при-
нимать случайные значения из некоторого множества значений и тем самым обус-
лавливать случайность данных, которые они определяют. Статистическая приро-
да экономических данных обуславливает необходимость применения специаль-
ных адекватных им статистических методов для их анализа и обработки.
Собранные данные могут быть представлены в различной форме: в виде таб-
лиц, диаграмм, графиков. Одной из главных целей обработки данных является об-
наружение и анализ взаимосвязи между экономическими показателями. На первом
Часть I. Общие основы экономической теории
50

этапе исследования для этого может применяться графический метод. Построения
графика для временного ряда, где переменная времени отложена на оси абсцисс, а
значение показателя — на оси ординат, позволяет на самом общем уровне судить о
характере динамики изучаемой переменной: о наличии или отсутствии тренда, ре-
гулярных колебаний (циклов), о стабильности динамики и т.д. О связи между двумя
показателями можно судить с помощью графика рассеивания, на котором значение
одного показателя отложено по оси абсцисс, другого — по оси ординат, а в качестве
данных используются перекрестные данные или наблюдения временных рядов.
Визуальный анализ графика позволяет выдвинуть гипотезу о наличии поло-
жительной или отрицательной связи между выбранными экономическими пока-
зателями, т.е. предположение о том, что рост одного показателя сопровождается,
как правило, ростом (снижением) другого.
Располагая экономическими данными, можно не только оценить параметры
в уже имеющейся модели, но и выявить эмпирически неизвестные ранее законо-
мерности, а затем уже на основе выявленных закономерностей построить соот-
ветствующую теоретическую модель.
Особое место в моделировании принадлежит моделированию на ЭВМ, кото-
рое сочетает в себе наглядность, строгость, возможность анализа последствий раз-
нообразных воздействий на моделируемый объект. Компьютерное моделирование
может быть использовано как при обучении и популяризации экономической на-
уки, так и для ее развития, решения теоретических и практических задач. Кроме
того, применение компьютеров позволяет упростить контроль и самоконтроль в
ходе учебного процесса посредством специально разработанных интерактивных
программ тестирования.
Используемые при обучении экономической науке компьютерные програм-
мы могут основываться либо на теоретических моделях, либо на реальных статис-
тических данных, либо объединять и то и другое.
Компьютерные модели экономики позволяют не только лучше понять ос-
новные концепции экономической науки, но и промоделировать различные ва-
рианты экономической политики, способствующие достижению желаемого состо-
яния в экономике.
Например, компьютерные модели открытой экономики позволяют лучше
понять последствия различного сочетания бюджетно-налоговой политики, кре-
дитно-денежной политики и политики обменного курса в условиях открытой эко-
номики с разной степенью мобильности капитала. А компьютерные модели об-
щего развития позволяют учесть многочисленные взаимосвязи и взаимовлияние
макро- и микроэкономических переменных, соединить распределение дохода и
богатства на макроуровне с оптимизационным микроэкономическим поведени-
ем. При этом удается получить количественное выражение влияния программ эко-
номического реформирования на стабилизацию, структурную перестройку и рас-
пределение дохода и богатства в странах с переходной экономикой.
Особое преимущество компьютерный метод моделирования в экономике
имеет в случае, когда моделируемый объект описывается сложной системой нели-
нейных уравнений, как алгебраических, так и интегрально-дифференциальных,
что часто имеет место при моделировании различных процессов в переходной эко-
номике. При этом численно-графические методы являются единственно возмож-
ным подходом к построению и анализу функционирования экономических моде-
лей.
В последнее время круг применения компьютеров для изучения экономичес-
кой науки и ее преподавания расширился — от персональных компьютеров до рас-
пределенных сетей, таких как Интернет — сети, объединяющей пользователей во
Глава 2. Предмет и методы экономической теории 51

всем мире. Использование таких сетей позволяет не только использовать самые
свежие данные в электронных учебных пособиях, которые обновляются по мере
поступления информации на сервер, ответственный за хранение этих данных, но
и использовать электронную среду для дистанционного обучения экономике. При
этом можно выделить два основных подхода: разработка материалов для самосто-
ятельного изучения экономики с применением современных информационных
технологий, таких как гипертекст и интерактивные компьютерные программы,
написанные на языке Java, мультимедийные приложения и живое общение с по-
мощью видеоконференций. Открывающиеся новые возможности влекут за собой
возникновение адекватных им новых методов преподавания и развития экономи-
ческой теории.
Основные термины
Экономические отношения
Экономический строй
Социально-экономические отношения
Технико-экономические отношения
Организационно-экономические отношения
Предмет экономической теории
Этапы истории экономической теории
Структура современной экономической теории
Теория рационального использования ограниченных ресурсов
Социально-экономическая теория
Институциональная экономика
Структура методов экономической теории
Диалектический метод
Восхождение от абстрактного к конкретному
Логическое и историческое
Инструментализм
Общие и локальные методы
Позитивистский метод
Структуралистский метод
Экономическая методология
Математические методы в экономике
Экономическое моделирование
Статистические методы
Графические методы

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ