<< Предыдущая

стр. 28
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

каждого. Подчас эти тенденции соседствуют бок о бок. Например, в
Конституции Украины причудливо уживаются два контрастных понятия –
«порядок» и свобода.
Значительное место в мировой науке занимают работы Э. Фромма,
посвященные философии религии. Есть на свете люди, чей духовный опыт
подсказывает: существуют запредельные, трансцендентные силы. Они
верят в Бога, который принял страдания за человечество, потому что любит
нас. Такие люди убеждены в том, что тайна человеческой жизни сопряжена
с особым, божественным предназначением.
Другие отвергают идею Бога. Они полагают, что мир возник сам по
себе, без вмешательства надличностного абсолюта. Эти люди ищут иные
духовные опоры, не связанные с Богом, прежде всего в самом человеке, в
раскрепощении сознания, в грандиозном творчестве человеческого рода.
Кто же прав? Кто заслуживает уважения, а кто изобличения? Наше
миропонимание целиком зависит от тех верований, которые имеются у
каждого из нас, от представлений о Вселенной, человеке, истории, жизни и
смерти людей. Каждый вправе искать собственный путь к истине.
Окончательный выбор – на совести каждого из нас. Диалог между
верующими и атеистами создает особую встревоженность духа, помогает
углублять человеческое общение, придает ему многомерность.
Классики психоанализа не боготворили религию. Но при этом они не
были агрессивными атеистами или тем более богохульниками. И Фрейд, и
Юнг, и Фромм пытались отыскать земные корни религиозного сознания. Они
усматривали их в психологических структурах человека и коллективного
целого.
Огромна заслуга Фромма в его трактовке социальных конфликтов.
Сложный замес комплексов вражды, зависти, возмездия, мести, бессильной
злобы, к сожалению, присущ человеку, который ощущает неприязнь к
стоящему выше его на социальной и духовной лестнице. Все знатное,
аристократическое, состоятельное рождает среди массы ненависть, которая
в конечном счете обнаруживается в отвержении самого себя.
156
Согласно Фромму, эти же самые комплексы вызывают революционное
настроение масс. Они находят свое выражение в двух направлениях: в
политических попытках протеста и эмансипации, направленных против
своей собственной аристократии, а также во всех видах религиозно-
мессианских движений. Социальное воздействие раннего христианского
учения Фромм рассматривает через воспринятую им Марксову теорию
классовой борьбы.
Как психоаналитик Фромм многократно возвращался в своих книгах к
феномену нравственности. Он пытался также истолковать этику как особую
часть великой философской и религиозной традиции. Какова на самом деле
человеческая природа? Что такое добро и зло? Возможно ли избавление от
зла? Способен ли человек жить по заповедям, которые он сам
провозглашает? Откуда взялись нравственные предписания? Вот неполный
круг вопросов, которые осмысливаются в этике, осмысливаемой Фроммом
так же своеобразно, как и другие вопросы философии и классического
психоанализа. Фромм учил оценивать всякую ситуацию так, чтобы сделать
возможными этически (нравственно) правильные поступки. Он стремился
воспитать в человеке призвание завершать мироздание путем
надстраивания к миру существующего области того, что должно быть.
Фромм представляет этику не только в виде совокупности норм поведения в
определенных обстоятельствах. Он размышляет об индивидуальной
ориентации человека, который берет на себя личную ответственность за
собственные мысли и поступки.
Знакомство с идеями Фромма – это всегда встреча с
одухотворяющими идеями, поразительными наблюдениями, тончайшей
интуицией.




157
ФІЛОСОФІЯ РЕЛІГІЇ


УДК 22.08+213
Ю.М. Теплицкий

БИБЛИЯ КАК ГЕНОКОД РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ)

В Библии в образно-аллегорической форме изложены основополагающие
закономерности бытия Homo Sapiens – законы эволюционно-
поступательного развития всех времен и народов. Таким образом, пред
человечеством стоит дилемма: соблюдать данные основополагающие
закономерности бытия, сформулированные в текстах библейского
священного писания, что ведет к процветанию народов, государств,
цивилизаций, либо, в случае их игнорирования, обречь себя на потрясения,
стагнацию, возможно же, и на гибель. Анализу этих вопросов посвящена
данная статья. Ист. 11.
Все мы плывем по водам великой реки, имя которой – Время. Наш
корабль – это прошлое, настоящее, будущее. Главные же вопросы бытия,
на которые отвечает каждый из нас в период своего путешествия по
безбрежной реке Времени, несомненно:
Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим? В чем нашей жизни
смысл? Ответы на эти вопросы содержатся в великой, загадочной, до конца
не постигнутой Книге книг – Библии.
Особую актуальность эти основополагающие вопросы историко-
философского плана обрели на рубеже третьего тысячелетия, когда вектор
направления развития общества, страны, этноса, т.е. «Куда свой путь
вершим?» и его совпадение с вектором общецивилизационного развития
человечества приобретает важнейшее значение. Современная наука уже
сравнительно давно работает с теорией, суть которой сводится к тому, что
время обладает собственной энергией развития. В социальной жизни это
проявляется в виде тенденций, определяющих направление движения,
вектор роста цивилизации, развитие индивидов. Если народ, его лидеры
понимают эти тенденции и ведут себя адекватно им, то энергия времени
становится союзником. И в этом случае страна, человек обречены на успех
и процветание. Если нет – то энергия времени оказывается противником,
что чревато кризисами, а то и катастрофами [1, c.3].
Именно в Библии в образно-аллегорической форме была раскрыта,
отражена эта непреходящая, основополагающая константа бытия
человеческого сообщества, что нашло отражение в божественно-емком
библейском откровении Экклезиаста: «Что было, то и будет; и что
делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает
нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое, но это было уже в веках,
бывших прежде нас». Каждое поколение заново переписывает своё
прошлое. В счастливые времена история кажется нам более или менее
орнаментальным искусством, но в пору нависшей угрозы мы спешим

158
перечитать хроники былого, в силу насущной потребности найти ответы на
загадки сегодняшнего дня. Нам надо знать, в какого рода твердых
принципах другие люди, принадлежавшие к предшествовавшим
поколениям, находили нравственную опору. Несмотря на меняющиеся
условия существования, они не столь уж отличны от нас, в их мыслях –
исток наших идей, им приходилось сталкиваться с ситуациями, столь же
сложными, как те, что стоят перед нами, причем делать это с легким
сердцем, добиваясь в значительной мере воплощения своих надежд. Нам
надо знать, как им это удавалось [2, c.40].
Именно в прошлом лежат истоки многих проблем сегодняшнего и
завтрашнего дня. Особенно трагичным был XX век для славянской
цивилизации, платившей за триумфальные взлёты и трагические падения
морями своей крови. На рубеже II и III тысячелетий кризис славянской
цивилизации не только не ушел в прошлое, но даже и обострился, достиг
апогея.
Известный российский этнограф Л. Сапожников, анализируя итоги
потрясений, испытанных, выпавших на долю славянской цивилизации за
период ХІХ-ХХ столетий в ходе грандиозных социальных экспериментов и
последовавшей за этим социальной гекатомбой славянского мира, отмечал: «В
ХХ веке на нас наряду с другими несчастьями обрушились две огромные беды:
массовый геноцид и катастрофическое ослабление генофонда. Геноцид привел
к резкому уменьшению численности населения, а одним из следствий подрыва
генофонда стало ускоренное развитие дебилизации» [3, с.30].
Существует гениальная работа Д. Менделеева «К познанию России»,
увидевшая свет в 1905 году. Собственно, это отклик на результаты первой
переписи населения в России в 1897 году. В книге подняты проблемы, остро
вставшие в конце столетия ХХ, начале ХХІ.
По расчетам Д. Менделеева, к 2000 году в России должно было
проживать около 594 миллионов человек. СССР же подошел к концу своего
существования с населением менее 300 миллионов человек. В результате
«экспериментов» прошедшего столетия страна потеряла каждого второго
жителя, что связано с нарушением основополагающих законов бытия,
отраженных в Книге книг – Библии.
Прямые формы геноцида унесли от 80 до 100 миллионов жизней. Так,
к июню 1941 года в СССР было около 198 миллионов жителей, а в сентябре
1945 года около 165 миллионов. Следовательно, к концу второй мировой
войны население страны сократилось на 33 миллиона человек. Но вообще-
то более корректно было бы сравнивать 1945 год, реальный, послевоенный,
с 1945-м мирным, если бы не было войны. Тогда добавляются не
рожденные за годы войны младенцы, и общие потери вырастают до 47-50
миллионов.
Подводя итоги развития Советского Союза, Сапожников отмечал:
«Перейдём к сопряженным формам потерь. Алкогольно-экологический геноцид –
это более 100 миллионов человек. А косвенные формы, то есть нерожденные
младенцы, – 70-80. Итого – около четверти миллиарда» [3, c.30-31].



159
Самые значительные потери приходятся на славянские народы –
русских, украинцев и белорусов, поскольку они составляли наибольшую и
наиболее активную в социально-политическом отношении часть населения.
«Когда мы задаёмся вопросом, почему Отечество наше зашло в тупик,
инстинкт самосохранения требует предельной точности и откровенности
суждений, – необходимо выяснить: является ли этот тупик следствием
уникального стечения внешних экономических и политических условий,
событий или соответствующих решений, принятых теми или иными
правителями» – отмечал российский ученый В. Криворотов.
Необходимо принимать во внимание и весьма существенные
замечания протоиерея Александра Меня, что на историю слишком часто
смотрят как на естественно-природное явление и поэтому думают, что в ней
определенные причины неизбежно должны производить соответствующие
следствия. Однако если в мире физических явлений мы действительно как
будто имеем дело с такими незыблемыми закономерностями, то в истории
иногда может произойти нечто совершенно непредвиденное, противоречащее
всему имевшему место до сих пор. Ни один самый смелый человеческий
вымысел не может соперничать с тем, что совершается в действительной
жизни. Когда мы стоим у поворота исторической дороги, какими
беспомощными кажутся попытки людей предсказать, что ожидает нас за
углом! Незыблемы константы космического универсума, отраженные в
священных книгах [4, c.201].
Более двух тысяч лет значительное большинство населения Земли
существует в координатах христианства.
Христианство преобразило лик стран, народов и, в конечном счете,
именно благодаря его Заветам человечество выжило, не опустилось до
первобытного состояния в череде бесконечно кровавых войн, потрясений,
революций и контрреволюций.
Как елей на кровоточащие раны народов мира нисходит христианская
благодать утешения, озарения, просветления, смирения, преодоления,
проистекающая из этого непреходящего учения и религии.
Рубеж двухтысячелетия позволяет на основе гармоничного симбиоза
Веры и Знания обрести в христианстве своеобразный «обериг» от бед и
потрясений настоящего и грядущего. Возможно ли это, и каким образом?
«Ключ» к этому необходимо искать в Книге книг всех времен и
народов – в Библии, в которой, по мнению ряда ученых, содержится
«генокод» развития человеческой цивилизации (т.е. основные направления,
параметры, временные рамки и т.д.).
Порой в «лежащем» на виду, привычном и знакомом, труднее всего
найти сокровенный смысл, отыскать высшее откровение, пророчество,
предостережение.
Мир бытия человеческого всегда был миром виртуального бытия
страстей, заблуждений, иллюзорных устремлений, и посему величайшие
откровения остались до конца не воспринятыми и до сей поры.
При этом наиболее значимые и зримые параметры бытия, координаты
прошлого, настоящего и будущего «заложены» в Библии, и они позволяют
не только осмыслить прошлое, но и скорректировать настоящее,
160
предвосхитить будущее. Эти параметры характеризуют основные
закономерности бытия стран, народов, людей, содержат указания как
наиболее оптимальных, так и запретных действий.
Особо Библия акцентирует внимание на запретах, табу, ведущих к
гибели цивилизации, рода человеческого. Не об этих ли «переломных»
периодах бытия общества предупреждал Екклесиаст или проповедник:
«Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную
сеть, и как птицы запутываются в силках, так и сыны человеческие
уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них»
[Кн. Ек., г.9, с.12].
Таким образом, Библия, как и другие священные книги мировых
религий, дает ответ на наиболее актуальные, кардинальные проблемы всех
времен и народов, в том числе: что предпочтительнее, что оптимальнее –
эволюция или революция? Потрясение или медленное, поступательное
развитие общества? Это кардинальные проблемы не только уходящего
столетия, но и грядущего, и Библия дает вполне определенные ответы,
именуемые константами, табу, комплексами. Константы, комплексы, табу в
аллегорической форме отражены в священных книгах мировых религий,
связаны с личностью пророков, основоположников религий.
Константы лежат и в основе цикличности появления мировых религий,
в деятельности их основоположников:
1. Моисей (основатель иудаизма) – 13 в. до н.э.
2. Шакья-Муни (основатель буддизма) – 7 в. до н.э.
3. Иисус (основатель христианства) – 1 в. н.э.
4. Мухаммед (основатель ислама) – 7 в. н.э.
Исторические события, отраженные в легендах о Моисее, имели место
во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры. Известно, что в 1230
году египетское свидетельство, явившееся одним из последних, удостоверяет
присутствие племенного союза Израиль в Ханаане, следовательно,
описываемый в Библии выход евреев из Египта произошел в это время, то
есть в XIII веке до н.э. [5, с.15].
Именно в Библии выдвинута «Константа Моисея», нашедшая
подтверждение в открытом в наше время учеными «Законе трех
поколений». Он гласит, что генетический тип нации можно скорректировать
в три поколения, в течение жизни которых страна, народ, цивилизация
доходят до полной деградации и вырождения, либо до процветания,
расцвета.
Мудрецы всех цивилизаций интуитивно принимали этот закон.
Вспомним Библию, Моисея. Он не сразу повел свой народ на землю
обетованную. Этот пример любят приводить, подчеркивая, что Моисей
стремился «выдавить рабскую психологию» из своего народа, водя его
сорок лет по пустыне. Нам необходимо с научных позиций взглянуть на это
библейское происшествие. Моисей стремился изменить психофизические
качества своего народа. Но почему именно 40 лет? На Ближнем Востоке в
условиях жаркого климата совершаются ранние браки. Биопоколение – от
ребенка до ребенка – там 12-15 лет. Три поколения – это 40-45 лет. (У нас в
условиях более холодного климата, во многом влияющего на
161
демографические традиции народа, биопоколение – это 20-25 лет.) Так вот,
Моисей понимал, что за три поколения можно обновить генофонд народа [3,
c.31].
Подобный экскурс в библейско-исторические истоки цивилизаций
актуален для уяснения того, что при переходе от одного общественного
строя к другому, от формаций к формациям необходим значительный
исторический этап эволюционно-поступательных изменений
протяженностью в три поколения, и революционно-скоропалителный
одномоментный «прыжок» в «райские кущи» той или иной утопии всегда
оборачивалось кровью апокаллипсиса революций, контрреволюций,
грожданских войн.
Таким образом, «Константа Моисея» ясно указывает на то, что для
значимых изменений в обществе, меняющем координаты своего бытия,

<< Предыдущая

стр. 28
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>