<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

вые безразличия для данного потребителя представляют собой параллельные
прямые линии с наклоном —1, как показано на рис. 3.3. Наборы с большим
совокупным числом карандашей предпочитаются наборам с меньшим сово-
купным числом карандашей, поэтому предпочтения возрастают в направле-
нии вправо вверх, что иллюстрирует рис. 3.3.
Как все это выглядит с точки зрения общей процедуры вычерчивания
кривых безразличия? Если мы находимся в точке (10, 10) и увеличиваем ко-
личество первого товара на одну единицу до 11, то на сколько нам понадо-
бится изменить количество второго товара, чтобы вернуться на исходную
кривую безразличия? Ответ, очевидно, следующий: количество второго товара
придется уменьшить на одну единицу. Таким образом, кривая безразличия,
проходящая через точку (10, 10), имеет наклон —1. Ту же самую процедуру
можно проделать применительно к любому другому товарному набору, полу-
чив при этом те же самые результаты, — в данном случае все кривые безраз-
личия будут иметь постоянный наклон, равный — 1.
Говоря о совершенных субститутах, важно подчеркнуть, что кривые без-
различия имеют постоянный наклон. Предположим, например, что мы взяли
случай предпочтений потребителя в отношении синих карандашей и пары
красных карандашей. Наклон кривых безразличия для этих двух товаров ра-
вен —2, так как потребитель готов уступить два карандаша, чтобы получить
еще одну пару красных карандашей.
Глава 3
56


СИНИЕ
КАРАНДАШИ

Кривые безразличия;
наклон = — 1




КРАСНЫЕ КАРАНДАШИ

Совершенные субституты. Потребителя интересует лишь общее число каран-
дашей, но не их цвет. Следовательно, кривые безразличия представляют со-
-Л.


В учебнике мы рассмотрим в основном случай, когда два товара выступа-
ют совершенными субститутами в соотношении один к одному.

Совершенные комплементы
Совершенные комплементы — это товары, всегда потребляемые вместе в по-
стоянной пропорции. В определенном смысле эти товары друг друга
"дополняют". Хорошим примером совершенных комплементов могут служить
правый и левый ботинки. Потребитель "любит" ботинки, но при этом всегда
носит правый и левый ботинки вместе. Наличие у потребителя всего лишь
одного ботинка из пары не способствует его благосостоянию.
Нарисуем кривые безразличия для совершенных комплементов. Предпо-
ложим, мы выберем потребительский набор (10, 10). Добавив к нему еще 1
правый ботинок, получаем набор (11, 10). Согласно сделанному нами пред-
положению, это не меняет благосостояния потребителя по сравнению с ис-
ходной позицией: лишний ботинок не увеличивает его. То же самое произой-
дет, если добавить к исходному набору еще один левый ботинок: потребите-
лю будет также безразлично, иметь ли набор (10, 11) или (10, 10).
Таким образом, кривые безразличия имеют форму буквы L с вершиной в
точке, где количество левых ботинок равно количеству правых ботинок, как
на рис.3.4.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ 57



ЛЕВЫЕ
БОТИНКИ




Кривые
безразличия




ПРАВЫЕ БОТИНКИ
Рис.
Совершенные комплементы. Потребитель всегда стремится потреблять товары в
постоянной пропорции. Поэтому кривые безразличия имеют форму буквы L. 3.4


Если одновременно увеличить количество левых и правых ботинок, по-
требитель передвинется в более предпочитаемую точку, так что усиление
предпочтений и в этом случае, как показано на графике, происходит в на-
правлении вправо вверх.
Говоря о совершенных комплементах, важно подчеркнуть, что потреби-
тель предпочитает потреблять товары в постоянной пропорции, но при этом
не обязательно в пропорции один к одному. Для потребителя, который всегда
кладет в чашку чая две чайные ложки сахара, не употребляя сахар больше ни
на что, кривые безразличия будут по-прежнему иметь форму буквы L. В этом
случае вершины L-образных кривых безразличия будут приходиться уже на
точки (2 чайные ложки сахара, 1 чашка чая), (4 чайные ложки сахара, 2 чаш-
ки чая) и т.д., а не на точки (1 правый ботинок, 1 левый ботинок), (2 правых
ботинка, 2 левых ботинка) и т.д.
В учебнике мы рассмотрим в основном случай, когда товары потребляют-
ся в пропорции один к одному.

Антиблага
Антиблаго — это товар, который потребителю не нравится. Пусть, например,
речь идет о таких товарах, как стручковый перец и анчоусы, и потребитель
любит стручковый перец, но терпеть не может анчоусы. Предположим, одна-
ко, что существует некая возможность выбора между стручковым перцем и
анчоусами. Иными словами, добавлением в пиццу какого-то количества
Глава 3
58

стручкового перца можно было бы компенсировать потребителю вынужден-
ное потребление заданного количества анчоусов. Как можно представить эти
предпочтения, пользуясь кривыми безразличия?
Выберите набор (хь *2)> состоящий из некоторого количества стручкового
перца и некоторого количества анчоусов. Если дать потребителю больше ан-
чоусов, то что придется сделать со стручковым перцем, чтобы удержать дан-
ного потребителя на той же самой кривой безразличия? Разумеется, придется
дать потребителю еще сколько-то перца, чтобы компенсировать необходи-
мость мириться с анчоусами. Поэтому кривые безразличия для такого потре-
бителя должны восходить вправо вверх, как показано на рис.3.5.

АНЧОУСЫ
Кривые
безразличия




СТРУЧКОВЫЙ ПЕРЕЦ

Антиблага. Для этого потребителя анчоусы являются "антиблагом", а стручко-
вый перец — "благом". Поэтому кривые безразличия имеют положительный
наклон.


Предпочтения в данном случае возрастают вправо вниз, т. е. в направле-
нии уменьшившегося потребления анчоусов и увеличившегося потребления
стручкового перца, как показывают стрелки на графике.

Безразличные блага
Товар есть безразличное благо, если потребитель к нему совершенно равно-
душен. Что, если потребитель просто равнодушен к анчоусам?1
В этом случае кривые безразличия для данного потребителя будут вер-
тикальными линиями, подобными изображенным на рис.3.6. Потребителя
1
Разве может кто-нибудь быть равнодушен к анчоусам?
ПРЕДПОЧТЕНИЯ 59

волнует лишь количество имеющегося у него стручкового перца и совер-
шенно не волнует, сколько у него имеется анчоусов. Чем больше стручко-
вого перца, тем лучше, добавление же анчоусов никак не влияет на его
благосостояние.


АНЧОУСЫ




Кривые
безразличия




СТРУЧКОВЫЙ ПЕРЕЦ

Рис.
Безразличное благо. Потребитель любит стручковый перец, но равнодушен к
анчоусам, поэтому кривые безразличия представляют собой вертикальные 3.6
линии.



Насыщение
Иногда возникает необходимость рассмотреть ситуацию, предполагающую
насыщение, в которой для потребителя существует некий самый наилучший
набор, и чем "ближе" потребитель находится к этому наилучшему набору, тем
выше его благосостояние с позиций его предпочтений. Например, предполо-
жим, что у потребителя имеется какой-то самый предпочитаемый товарный
набор (Зс,,3с 2 ) и что чем дальше он находится от этого набора, тем ниже его
благосостояние. В этом случае мы говорим, что точка (jcj,5c 2 ) — это точка
насыщения, или точка блаженства. Кривые безразличия для данного потреби-
теля выглядят как изображенные на рис.3.7. Самая лучшая точка — точка
(Зс,,х 2 ), а точки, удаляющиеся от этой точки блаженства, лежат на более
"низких" кривых безразличия.
В данном случае наклон кривых безразличия отрицателен, когда у потре-
бителя имеется "слишком мало" или "слишком много" обоих товаров, и по-
ложителен, когда у него "слишком много" одного из товаров. В последнем
Глава 3
60

случае этот товар становится антиблагом — сокращение потребления такого
товара перемещает потребителя ближе к "точке блаженства". Если у него
слишком много обоих товаров, они оба являются антиблагами, и поэтому со-
кращение потребления каждого из них перемещает потребителя ближе к точ-
ке блаженства.



Кривые
безразличия




Точка
насыщения




Предпочтения в случае насыщения. Набор (Зс,, Jc 2 ) есть точка насыщения,
или точка блаженства, кривые безразличия "окружают" данную точку.


Допустим, что в роли двух таких товаров выступают шоколадный торт и
мороженое. Вполне вероятно, что существует некое оптимальное количество
шоколадного торта и мороженого, которое вам хотелось бы съедать ежене-
дельно. Потребление любого количества этих товаров в размерах менее ука-
занного означало бы ухудшение вашего благосостояния, однако и потребле-
ние любого их количества сверх указанного также приводило бы к его ухуд-
шению.
Если поразмыслить, то окажется, что в этом отношении большинство то-
варов подобны шоколадному торту и мороженому — пресытиться можно поч-
ти всем. Но обычно люди не стремятся потреблять чрезмерно много одних и
тех же товаров. С какой стати вы предпочтете иметь чего-то больше, чем вам
хочется? Поэтому, с точки зрения экономического выбора, интерес представ-
ляет та область, в которой вы потребляете большинство товаров в количест-
вах меньше желаемых. В действительности людей интересует выбор именно
такого рода, и как раз его мы и будем рассматривать.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ 61

Дискретные товары
Обычно мы измеряем количество товаров в единицах, для которых дробные
части тоже имеют смысл — можно в среднем потреблять 12,43 галлона моло-
ка в месяц, несмотря на то, что каждый раз вы покупаете по кварте молока.
Иногда, однако, возникает необходимость исследовать предпочтения в отно-
шении товаров, потребление которых в силу их природы ограничено отдель-
ными целыми единицами.
Например, рассмотрим спрос потребителя на автомобили. Мы могли бы
выразить спрос на автомобили во времени, затраченном на пользование ав-
томобилем, получив таким образом непрерывную переменную, однако для
многих целей интерес представляет именно спрос, предъявляемый на факти-
ческое число автомобилей.
Использование предпочтений для описания поведения в отношении вы-
бора, касающегося такого рода дискретного товара, трудностей не представ-
ляет. Пусть АЗ — деньги, расходуемые на все другие товары, а х\ — дискрет-
ный товар, который можно приобретать только в неделимых количествах.
Внешний вид "кривых" безразличия и слабо предпочитаемое множество для
товара такого рода показаны на рис.3.8. В этом случае наборы, безразличные
данному, будут множеством отдельных точек. Множество же наборов, по
крайней мере не худших, чем данный конкретный набор, будет представлено
множеством отрезком прямых.

ТОВАР ˜————_
ТОВАР
Наборы, слабо
———-
2 2 =
=7"предпочитаемые
^^____^—
(1 / набору (1, Xj)
'
ч ч
ч
ч
ч
ч
ч
ч
1\ N

<< Предыдущая

стр. 2
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>