<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

дартны, т. е. монотонны и выпуклы, и что в настоящий момент он потребляет
некий набор (х\, х^. Предложим ему сделку: он может обменять товар 1 на то-
вар 2 или товар 2 на товар 1 в любых количествах по "норме обмена", равной Е.
ПРЕДПОЧТЕНИЯ 67

Иными словами, если потребитель откажется от Axi единиц товара 1, он
может получить взамен ЕАх\ единиц товара 2. Или наоборот, если он отка-
жется от Д*2 единиц товара 2, то может получить kxi/E единиц товара 1. На
языке геометрии это означает, что мы предоставляем потребителю возмож-
ность, как показано на рис.3.12, двигаться в любую точку вдоль линии с на-
клоном —Е, проходящей через (х\, д/з). Движение влево вверх от точки (х\, #2)
предполагает обмен товара 1 на товар 2, а движение вправо вниз — обмен
товара 2 на товар 1. При движении и в том, и в другом направлениях норма
обмена составляет Е. Поскольку обмен всегда предполагает отказ от одного
товара в обмен на другой, норма обмена Е соответствует наклону —Е.


Кривые
безразличия




Наклон = — Е




х, х,

Рис.
Обмен товарами по норме обмена. В рассматриваемом случае мы позволяем
потребителю обменивать товары по норме обмена Е, что подразумевает 3.12
возможность перемещения потребителя вдоль линии с наклоном -Е.


Теперь зададим вопрос: какой должна быть норма обмена, чтобы потреби-
тель захотел остаться в точке (х\, л^)? Для ответа на этот вопрос мы просто
отметим, что при пересечении линией обмена кривой безразличия на этой ли-
нии всегда будут иметься какие-то точки, предпочитаемые точке (х\, xfi, а
именно те, которые лежат над кривой безразличия. Следовательно, если мы
не хотим двигаться из точки (xj, X2), то линия обмена должна являться каса-
тельной к кривой безразличия. Иными словами, наклон линии обмена —Е,
должен быть наклоном кривой безразличия в точке (х\, х-^). При любой дру-
гой норме обмена линия обмена пересекала бы кривую безразличия и тем
самым позволяла бы потребителю двигаться в более предпочитаемую, точку.
J38_________________________________________Глава 3

Таким образом, наклон кривой безразличия — предельная норма замеще-
ния — показывает норму обмена, при которой потребитель колеблется, про-
изводить обмен или нет. При любой норме обмена, отличной от MRS, у по-
требителя возникло бы желание обменять один товар на другой. Если же
норма обмена равна MRS, потребитель хочет остаться в данной точке.

3.7. Другие трактовки MRS
Мы заявили, что MRS количественно характеризует норму обмена, при кото-
рой потребитель колеблется, заместить ему товар 2 товаром 1 или нет. Можно
также сказать, что потребитель колеблется, стоит ли ему "заплатить" некото-
рое количество товара 2, чтобы купить еще немного товара 1. Поэтому иногда
говорят, что наклон. кривой безразличия показывает предельную готовность
платить.
Если товар 2 представляет потребление "всех других товаров" и измеряется
в долларах, которые вы можете истратить на их покупку, то трактовка MRS
как предельной готовности платить совершенно естественна. Предельная
норма замещения товара 2 товаром 1 — это то расходуемое на другие товары
количество долларов, от которого вы готовы отказаться, чтобы потребить чуть
больше товара 1. Но отказаться от расходования этих долларов — то же са-
мое, что заплатить доллары за то, чтобы потребить чуть больше товара 1.
Пользуясь трактовкой MRS как предельной готовности платить, следует
соблюдать осторожность при подчеркивании и аспекта "предельности", и ас-
пекта "готовности". MRS измеряет количество товара 2, которое потребитель
готов заплатить за предельную величину дополнительного потребления товара
1. То, сколько вам действительно придется заплатить за некоторую данную
величину дополнительного потребления, может отличаться от количества,
которое вы готовы заплатить. Сколько вам придется заплатить, будет зависеть
от цены товара, о котором идет речь. То, сколько вы готовы заплатить, не
зависит от цены, это определяется вашими предпочтениями.
Аналогично, то, сколько вы готовы заплатить за большое изменение по-
требления, может отличаться от того, сколько -вы готовы заплатить за пре-
дельное изменение. То, сколько товара вы в конце концов купите, будет
зависеть от ваших предпочтений в отношении этого товара и от цен, с ко-
торыми вы столкнетесь. То, сколько вы готовы заплатить за малое добавоч-
ное количество данного товара, характеризует исключительно ваши пред-
почтения.

3.8. Поведение MRS
Иногда полезно описывать форму кривых безразличия посредством описания
поведения предельной нормы замещения. Например, кривые безразличия для
"совершенных субститутов" характеризуются тем фактом, что MRS постоянна
и равна — 1; случай "безразличных благ" — тем, что MRS везде бесконечна;
ПРЕДПОЧТЕНИЯ

предпочтения для случая "совершенных комплементов" — тем, что MRS рав-
на либо нулю, либо бесконечности, но не принимает никаких промежуточ-
ных значений.
Как выше уже указывалось, предпосылка о монотонности предпочтений
подразумевает отрицательный наклон кривых безразличия, поэтому в случае
монотонных предпочтений поведение MRS всегда предполагает сокращение
потребления одного товара ради получения большего количества другого.
Случай выпуклых кривых безразличия указывает еще на один аспект по-
ведения MRS. Для строго выпуклых кривых безразличия MRS — наклон кри-
вой безразличия — по мере увеличения jci убывает (по абсолютной величине).
Таким образом, кривые безразличия демонстрируют убывание предельной
нормы замещения. Это означает, что норма, по которой индивид готов замес-
тить *2 на х\, понижается по мере увеличения количества х^. Будучи пред-
ставлена таким образом, выпуклость кривых безразличия выглядит очень ес-
тественной: она говорит о том, что чем больше у вас имеется одного товара,
тем в большей мере вы готовы отказаться от какого-то его количества в об-
мен на другой товар. (Но помните пример с мороженым и оливками — для
некоторых пар товаров эта предпосылка может не соблюдаться!)


Краткие выводы
1. Экономисты полагают, что потребитель способен ранжировать различные
возможности потребления. Способ, которым потребитель ранжирует
потребительские наборы, описывает его предпочтения.
2. Для графического представления предпочтений разного вида можно
использовать кривые безразличия.
3. Стандартные предпочтения монотонны (в смысле, что "больше означает
лучше") и выпуклы (в смысле, что средние наборы предпочитаются
крайним).
4. Предельная норма замещения (MRS) измеряет наклон кривой без-
различия. Этот наклон можно трактовать как то количество товара 2, от
которого потребитель готов отказаться, чтобы получить больше товара 1.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Если мы видим, что потребитель выбирает набор (jq, xj), ПРИ том' что
одновременно ему доступен набор (у\, У2), можем ли мы заключить, что
(*ь *г) >• (Уъ Уг)1
2. Рассмотрите для группы людей А,В,С отношение "по меньшей мере такой
же высокий, как", например, как в утверждении "А по меньшей мере
70_______________________________________Глава 3

такой же высокий, как и В". Является ли это отношение транзитивным?
Характеризуется ли оно полной упорядоченностью (сравнимостью)?
3. Рассмотрите отношение "строго выше, чем" для той же группы людей.
Транзитивно ли это отношение? Рефлексивно ли оно? Характеризуется ли
оно полной упорядоченностью?
4. Тренер колледжа по футболу заявляет, что из двух судей на линии — А и
В — он всегда предпочитает того, который крупнее по комплекции и
быстрее бегает. Является ли данное отношение предпочтения транзи-
тивным? Характеризуется ли оно полной упорядоченностью?
5. Может ли кривая безразличия пересекать сама себя? Например, мог бы
рис.3.2 изображать единственную кривую безразличия?
6. Мог бы рис.3.2 изображать единственную кривую безразличия, если бы
предпочтения были монотонными?
7. Если и стручковый перец, и анчоусы — антиблага, то каким будет наклон
кривой безразличия — положительным или отрицательным?
8. Объясните, почему выпуклые предпочтения означают, что "средние
наборы предпочитаются крайним".
9. Какова ваша предельная норма замещения 1-долларовых купюр 5-долларо-
выми?
10. Если товар 1 — "безразличное благо", то какова предельная норма его
замещения товаром 2?
11. Приведите примеры еще каких-нибудь товаров, в отношении которых ва-
ши предпочтения могли бы быть вогнутыми.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ