<< Предыдущая

стр. 30
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ски-духовного "смотрения" на мир, и как существо со своими уникальными
физическими и духовными потребностями и предназначениями.
5. Духовной основой личности человека является его мировоззрение.
Каково мировоззрение, такова и личность человека.
6. Высшими, органически составными, проблемами мировоззрения
каждого человека является проблема смысла его жизни.
Леммы о сущности человека в связи со смыслом его существования
1. Человек по своей природе является одновременно существом при­
родно-биологическим, существом общественным и существом духовно-
нравственным (личностным).
Выйдя из природы биологическим кандидатом на человека, став в об­
ществе человеком, он только при этих условиях (то есть: родившись биоло­
гическим существом и получив в обществе все необходимое для своего
биологического существования и уже став человеком) созревает в обще­
стве неповторимой самосознающей личностью со всеми своими уникаль­


168
ными от природы задатками и со своими конкретно усвоенными от обще­
ства элементами духовной жизни.
2. Генетически (по зарождению и рождению; по происхождению)
иерархия тройственной структуры человека такова: сначала – биологиче­
ская природа, потом – природа социальная и только в конечном итоге и на­
конец – природа личностная (духовно-нравственная):
а) без обеспечения биологического выживания нет человека и нет ни­
какого смысла говорить о смысле его жизни.
б) без совокупности общественных отношений человек остается толь­
ко биологическим индивидом, кандидатом на человека. Другими словами, в
таком случае человек остается только стадным животным и способен осу­
ществить только свое биологическое предназначение.
в) без усвоенных элементов общественной жизни и на этой основе
выработанных в себе и для себя духовных элементов, сердцевиной кото­
рых является мировоззрение, вообще нет личности человека, а поэтому и
нет кому ставить вопрос о смысле жизни.
Приступим к выяснению того, в чем смысл жизни человека.
Теорема о смысле жизни человека
Итак, дано:
Смысл жизни человека диктуется естественно-биологической природой че­
ловека, навязывается обществом, реализуется на личностном уровне
Отсюда следует:
а) как биологическое существо человек приходит в мир для того,
чтобы воспроизвести свой род, воспроизвести себе подобного: родить де­
тей, воспитать, пустить их в жизнь и... уйти, освободив место для своего
потомства. А для всего для этого он должен иметь и использовать все
необходимые материальные блага для осуществления предназначенного
ему природой полного биологического цикла.
В конечном итоге смысл жизни каждого биологического существа, и
человека тоже, – в их детях;
б) как существо социальное человеку предстоит сначала, во-пер­
вых, влиться в общество и взять опосредствованно через него от природы
все необходимое для индивидуально своей биологической жизнедеятель­
ности; потом, во-вторых, усвоить накопленные в обществе навыки произ­
водства, распределения и потребления материальных и духовных благ; и,
наконец, в-третьих – отдать индивидуально самого себя защите, воспроиз­
водству и улучшению жизнедеятельности общества.
Общество, превратив человека из биологического существа в суще­
ство социальное, навязывает ему, человеку, понимание смысла своего су­
ществования в беззаветном и жертвенном служении обществу. И реально,
и по требованию самого общества: интересы общества должны осозна­
ваться и ставиться превыше всего; интересы общества – выше интересов
человеческого индивида; сохранение, укрепление и обогащение общества
– это предназначение и высший долг личности, это подлинный смысл жиз­
ни человека.

169
В конечном итоге смысл жизни каждого социального существа, то
есть человека, – в служении обществу;
в) как существо личностное (духовно-нравственное) смысл жизни
человека, в конечном итоге – в осуществлении избранных или установлен­
ных им для самого себя смысложизненных идеалов.
2. Удельный вес, значение, место и способ сочетания биологических,
социальных и личностных (духовно-нравственных) смыслов жизни, склады­
вающихся в силу наличных объективных и субъективных причин, в жизни
каждого конкретного человека различно. Но именно их неповторимое соче­
тание создает неповторимость жизнедеятельности, в процессе которой
осуществляется (измеряется) смысл и бессмыслие жизни человека.
3. В идеале смысл жизни человека заключается в том, чтобы полно­
стью реализовать свое биологическое предназначение, социальные уста­
новки и личностные устремления.
4. Биологические потребности, социальные требования и духовно-
нравственные идеалы в жизнедеятельности личности находятся в сложном
иерархическом взаимодействии.
Доказательство:
а) человек, как биологический вид со своей биологической природой
и с потребностями этой природы вступает в общество и живет в нем для
того, чтобы лучшим образом обеспечить себе необходимые для полного
биологического цикла своей жизни материально-биологические потребно­
сти. Без обеспечения воспроизводства рода человеческого существование
общества лишено всякого смысла.
В этом плане смысл существования общества полностью подчинен
более фундаментальной естественно-биологической задаче рода челове­
ческого – его сохранению и воспроизводству. Общество и его характер
имеют смысл настолько, насколько они гарантируют более эффективное
сохранение и воспроизводство биологического рода Homo Sapiens – рода
Человека Разумного. Общество, которое всего этого не гарантирует и не
обеспечивает, является противоестественным и должно быть непременно
ликвидировано во имя выживания биологического вида Гомо Сапиенс.
Личностные интересы, разрушающие общественную жизнь, которая в
данных условиях в наилучшей мере обеспечивает сохранение и воспроиз­
водство рода человеческого и того общественного устройства, которое
обеспечивает эффективное воспроизводство человека, должны непремен­
но подавляться.
Итак, в генетическом плане происхождения, существования и воспроиз­
водства рода человеческого Homo Sapiens, смысл социальной природы че­
ловека – в служении естественно-биологическим потребностям человека, а
смысл личностной природы – в служении обществу, его воспроизводству и
улучшению. И это все потому, что без удовлетворения, во-первых, биологиче­
ских потребностей человека он не состоится и как социальное существо, а
без удовлетворения одновременно и биологических, и социальных потребно­
стей человека ни при каких условиях не наступит человек в качестве личного
существа.
170
б) по своему содержательному качеству иерархия биологической, со­
циальной и личностной природы человека обратная ее генетической иерар­
хии.
Социальная природа человека сформировалась на почве его био­
логической природы, во имя этой природы, но в тоже время превзошла по
содержанию и качеству биологическую природу человека. В социальной
стихии природа человека трансформировалась так, что он, человек, в пол­
ностью естественной, позасоциальной, природе уже не выживет даже в ка­
честве представителя биологического вида Homo Sapiens. Вне общества
сейчас Homo Sapiens не существует и существовать больше не может.
Таким образом, социальная природа человека из генетически вторич­
ной и производной от биологической природы человека становится приро­
дой первичной и производящей по отношению породившей ее природе био­
логической.
А поэтому, осознавая превосходство общественных интересов пред
биологическими интересами отдельного человека, общество может и должно
во имя своего сохранения как единственного гаранта выживания Рода чело­
веческого и образа его жизни, жертвовать интересами отдельного человека,
физически всем человеком или даже значительной частью людей общества.
Отсюда смысл жизни человека в самопожертвовании в пользу общества.
Сказанное о социальной природе человека является почти аксиомой
и больше изложенного в отдельном доказательстве (демонстрации) не ну­
ждается.
Личностная, духовно-нравственная, природа человека произрастает
в биологической природе человеческого индивидуума, это, во-первых, и од­
новременно с этим, во -вторых, – только в сфере социальной. Генетически
личностная природа человека вторичная по времени во отношению к при­
роде социальной и третичная по отношению к биологической природе че­
ловека. Но поскольку эта природа произрастает у человека на основе био­
логических врожденных признаков человека, усвоения и творческого разви­
тия на индивидуальном уровне элементов духовной жизни общества, то
личностная природа человека качественно превосходит его общественную
природу и еще в большей мере качественно превосходит его природу био­
логическую.
Доказательство:
духовная жизнь зарождается и развивается во всех своих элементах
только на индивидуальном уровне человека в виде его сознания, самосо­
знания и духовного воспроизводства естественного и социального мира,
что в обобщенном виде проявляется в мировоззрении. Пробудившееся со­
знание помогает человеку сначала осознать свои инстинкты, а затем свою
принадлежность к сообществу подобных себе человеков, а затем вносить в
свою индивидуальную и коллективную жизнь духовные элементы касатель­
но в меру осознанных и в меру понятых элементов своей естественной и
коллективной жизни. Под влиянием проверяемых практикой результатов
внедрения в личную и общественную жизнь духовных элементов происхо­
дит контроль поведения человека в индивидуальной и коллективной жизни.
171
Возникает общество, поведение в котором регулируется не биологическими
инстинктами, а принятыми всеми членами сообщества элементами духов­
ной жизни – общественным мнением. Подчеркнем: поведение человека в
обществе, вся его жизнь в обществе управляется не инстинктами, а обще­
ственным мнением. А общественное мнение – это своеобразная совокуп­
ность и синтез духовных элементов всех членов общества. А поскольку лю­
бые духовные элементы существуют и развиваются исключительно на ин­
дивидуальном, личностном уровне человека, то опосредствованно сам об­
раз жизни общества есть реализацией совокупного духовного продукта
отдельных личностей. Вне отдельной личности никакие новые элементы
духовной жизни не производятся; без преломление сквозь призму личной
жизни индивида никакие элементы духовной жизни вообще существовать
не могут. Таким образом, будучи порожденными особенностями биологиче­
ской природы и стихией социальной жизни, личностная природа человека
приобретает первенство по отношению к общественной природе человека,
а отсюда и к его природе социальной. А в условиях более или менее снос­
ного удовлетворения биологических и социальных потребностей отдельно­
го человека, его личностная природа может вполне отрываться от запросов
его природы биологической и природы социальной, искать и находить цель
в самой себе, искать и находить смысл своего существования вне зависи­
мости от биологических и социальных потребностей жизнедеятельности.
Иногда этот отрыв от биологических и социальных элементов человеческой
жизни может принимать превратные формы и полагать себе свой соб­
ственный смысл в пренебрежении биологическими потребностями челове­
ка и в презрении ими, в отрыва от социальной жизни и презрении к ней. И
не только в этом. Обладая свободой выбора и имея возможность сделать
его, личность может комбинировать разумной иерархией сочетания биоло­
гических и социальных потребностей, прав и свобод, может приносить в
жертву одной избранной страсти всю свою жизнь, произвольно направить
ее в одно узкое русло и в этом видеть смысл своей жизни...
И как общество манипулирует биологическим индивидом для дости­
жения, собственно говоря, своих собственных, общественных, интересов
самовыживания, так личность во имя осуществления своих высших духов­
ных идеалов может игнорировать общество, что ярко выражается в одном
из общепринятых лозунгов современной демократии: "Интересы отдельной
личности выше интересов всего общества".
В отрыве от биологической, социальной и личностной природы невоз­
можно каждому конкретно человеку сказать, в чем смысл его жизни. А по­
тому, сколько людей, столько может быть и конкретных смыслов жизни. В
конечном итоге, это всегда зависит и от биологической природы индивида,
и от его социальной природы, и от духовного содержания личности. При
этом надо также учитывать, что человек уникален своей биологической
природой, своим социальным содержанием и своим духовным личностным
богатством. А при всем при том у человека всегда есть свобода выбора
между различными биологическими, социальными и личностными идеала­
ми смысла жизни и возможности комбинации и перекомбинации сочетаний

172
этих смысложизненных идеалов... Таким образом мы можем сказать,
сколько было, есть и будет людей, столько было, есть и будет смыслов их
жизни.
Мы не будем сейчас описывать варианты, или хотя бы основные типы
реализации смысла жизни человека или давать им оценку. Ведь мы
рассматриваем вопрос о смысле жизни человека по-философски, с беспри­
страстной точки зрения вечности (Sub specie aeternitatis). В этом плане нам
достаточно будет указать, что свободная личность имеет возможность для
выбора своего собственного решения вопроса о смысле жизни и в меру
своих возможностей жить в соответствии с идеалом своего смысла жизни.
Но в любом случае, на личностном, высшем духовном уровне решения
проблемы, смысл жизни человека заключается в достижении своих соб­
ственных смысложизненных идеалов. Организация образа жизни в соответ­
ствии со своим личностным идеалом смысла жизни переживается челове­
ком как счастье.
Итак, сделаем заключение:
Человек приходит в мир, чтобы сделать свою жизнь осмысленной.
Жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в нее вкладыва­
ет.

Аттестация нашей жизни:
насколько человек в состоянии самостоятельно вкладывать смысл в
содержание своей жизни, настолько он вправе судить об осмысленно про­
живаемой/прожитой им жизни. Но о смысле жизни человека могут судить и
другие люди, и все общество в целом. В результате оценок прожитой каж­
дым из нас осмысленной/бессмысленной жизни другие и общество аттесту­
ют ее так:
a) смеются над нами, живущими по избранному нами (доставшемуся
нашей судьбе) смыслу жизни;
б) ставят понятый ими и осуществленный нами смысл жизни другим в
пример;
в) объявляют злодеем и при удобном случае садят в тюрьму;
г) не замечают наш смысл жизни и нас лично с ним;
д) видят в осуществленном нами смысле жизни оправдание своей
осмысленной жизни или своему бессмысленному существованию;
е) превозносят до небес, объявляют гением, сооружают памятники и
объявляют величайшими благодетелями человечества или нации;
ж) в силу своих возможностей слепо или сознательно подражают на­
шему образу жизни.
Мысли о смысле и бессмыслии
Смысл жизни – в счастье. Каждый человек приходит в мир, чтобы по­
лучить свою мерку счастья. Мерка счастья и по форме, и по содержанию, и
по размерам – у каждого своя. Прожил счастливо – значит, твоя жизнь
имела смысл. Прожил без счастья – прожил бессмысленно. Был несчаст­
лив – жизнь для тебя была наказанием.

173
Счастье никому не дается даром. Мы приходим в мир, чтобы за все
платить и за все расплачиваться. Платить за смысл насилием над собой,
ограничением самого себя; расплачиваться за удовольствия, невоздержан­
ность – болезнями и презрением других.
Бессмысленность своей жизни на земле человек может с избытком
компенсировать верой в воображаемое избыточное счастье в потусто­
роннем мире после своей смерти.
Человек! Тебе очень и очень повезло, что ты появился в мир. Поду­
май хорошенько, и ты убедишься в полной, неожиданной случайности тво­
его появления. Тебе представился шанс превратить свою случайно достав­
шуюся тебе жизнь в нечто осмысленное: наполнить свою случайно свалив­
шуюся на тебя жизнь смыслом. Спеши наполнить свою пустую и еще бес­
смысленную жизнь осмысленным содержанием. Твоя жизнь – единствен­
ная и неповторимая. У тебя никогда больше не будет возможности еще раз
появиться в этом мире и испробовать еще один шанс сделать свою жизнь
осмысленной. Ни еще другой возможности, ни еще одного шанса для этого

<< Предыдущая

стр. 30
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>