<< Предыдущая

стр. 31
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

у тебя не будет. Не опустошай бессмыслием свою единственную и непо­
вторимую жизнь.
Если мы все и я лично делаю добро для других, если мы все стара­
емся во имя счастья других, то за мое личное одно добро для других и
одно старание для счастья других я получаю в обществе огромное количе­
ство добра и счастья для себя.
(Из теории разумного эгоизма)
Делать другим пакости, зло не только для себя не выгодно, но и про­
тивно.
Если я – только для себя, то зачем я? А если я – только для других,
то для чего другие?
Если это должен делать не я, то кто же? А если это будет делать дру­
гой, то почему не я?
Если Бог дает смысл моей жизни, то кто самому Богу даст смысл Его
жизни?
Человек обречен на то, чтобы самому делать свою жизнь осмыслен­
ной, а существование или отсутствие Бога при этом не имеет абсолютно
никакого значения.
***
Неизбежно необходимое для живых людей знание было и есть одно:
знание своего назначения в том положении, в котором находит себя чело­
век в этом мире, в той деятельности или воздержании от деятельности, ко­
торое следует из понимания этого назначения.
(Л.Н. Толстой)
Каким бы ни был социальный строй, несовершенная природа гра­
ждан будет проявляться в дурных поступках. Такой политической алхимии,


174
при помощи которой можно было бы превращать олово инстинктов в золо­
то поступков, не существует.
(Герберт Спенсер (1820-1903), английский социолог и психолог)
Тот ничего не достигнет, кто не умеет себя ограничивать.
(Гегель)
Счастье – чувство полноты своих физических и духовных сил в их об­
щественном применении.
(А.Н. Толстой)
Надо жить во имя жизни, за живущих жизнь отдать.
(Шота Руставели)
Пусть ты – умер Но в сердце смелых всегда ты будешь живым приме­
ром, призывом гордым к свободе, к свету.
(А.М. Горький. "Песнь о Соколе")
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь! Зачем ты мне дана?
Иль какой судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
(А.С. Пушкин)
А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка.
(М.Ю. Лермонтов)
Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только один
раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцель­
но прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое
и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому
прекрасному в мире – борьбе за освобождение человека. И надо спешить
жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность
могут прервать её.
(Николай Островский, "Как закалялась сталь")

Приложение: религия о смысле жизни
Проблемы смысла жизни занимают доминирующее по значению ме­
сто в каждом мировоззрении: индивидуальном и общественном, философ­
ском и религиозном... И если это мировоззрение более или менее системно
завершено, то в нем всегда есть место для доброжелательных уступок тре­
бованиям всех трех сторон структуры природы человека – уступок природе
биологической, уступок природе социальной и уступок природе личност­
ной. Проиллюстрируем это на примере библейского учения о смысле жизни
человека. Библейское учение текстуально положено в основу мировоззре­
ния верующих христиан (Ветхий Завет и Новый Завет) и частично – верую­
щих иудеев (Ветхий завет или Танах).
Библия о физико-биологическом смысле жизни человека
В Библии, особенно в части Ветхого Завета, имеется много указаний
о том, что смысл жизни человека – в удовлетворении своих физико-биоло­

175
гических потребностях и воспроизводстве себе подобных. Именно этот
смысл заложен Богом в человека еще в момент его создания.
Так, создав человека, "мужчину и женщину сотворил их. И благосло­
вил их Бог, и сказал им Бог: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею" (Бытие, 1:27-28). Для того, чтобы люди выполняли
свое предназначение "оплодотворятся и размножаться" Бог дает им "вся­
кую траву, сеющую семья... вам сие будет в пищу" (1:29); Потом Бог наса­
дил для первых людей сад в раю. "И заповедал Господь Бог человеку, го­
воря: "От всякого дерева ты будешь есть" (2:16). Правда, Бог от людей тре­
бует исполнения некоторых его собственных предписаний: не есть плодов
из древа познания добра и зла (2:17), а потом приносить ему жертвоприно­
шения, отдыхать в субботний день и тому подобное. Но Библия не говорит
о том, что смыл жизни человека в исполнении божьих предписаний. Испол­
нение предписаний угодно Богу, нравится Ему самому, Богу. Если стать на
точку зрения самого Бога, то, выходит, Бог создал людей не столько для
того, чтобы сами люди наслаждались радостями своей жизни, но и своим
поведением чтобы приносили радость самому Богу, то есть своим поведе­
нием люди должны делать жизнь самого Бога осмысленной. Бог сделал
людей для своих собственных целей, как мы заводим домашнюю живность,
возлагаем на себя заботы об этой живности вовсе не для того, чтобы эта
самая живность приобрела смысл своего существования, а для того, чтобы
служила нашему смыслу жизни: снабжала нас яйцами, молоком, мясом,
возила нас на своем горбу, перетаскивала тяжести или еще каким-либо об­
разом ублажала нас. Люди от Бога, а домашняя живность от человека вза­
мен своему служению/использованию получает от Бога/человека опреде­
ленные блага: еду, кров, защиту от хищников, лечение и так далее.
Библия полна наставлений о том, что за послушание Богу люди полу­
чают обилие материальных благ, здоровье, долголетие, а за нарушение
божьих предписаний – караются материально-биологическими недостатка­
ми, болезнями, смертью, лишением потомства. Съели люди запрещенный
плод из древа познания добра и зла – их изгоняют из рая и осуждают на
неприятный труд: "Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни
твоей"; "В поте лица будешь есть хлеб свой"; а в ответ на твой труд земля
тебе будет выращивать не зерно, а "терние и волчцы произрастать она
тебе" (Бытие, 3:17-19). Забыли Бога и начали молиться изготовленному
своими руками истукану – Бог приказывает умертвить 30 тысяч израильтян
(Исход, глава 32)...
В Новом завете тоже не забыта материально-биологическая природа
человека. Христос, например, делает чудеса для того, чтобы насытить го­
лодную толпу людей хлебом и рыбой, исцеляет больных, воскрешает умер­
ших. Апостол Павел говорит: "Никто никогда не имел ненависти к своей
плоти, но питает и греет ее" (Ефесянам, 5:29). Исходя из библейских тек­
стов, кальвинисты, пуритане и ряд других протестантских вероисповеданий
учили, что материальное благополучие и богатство является видимым сви­
детельством благоговения Бога к данному человеку. А свидетели Иеговы
учат, что в час своего Второго пришествия Иисус Христос уничтожит всех

176
людей и устроит царство божье на земле. В этом царстве свидетели Иего­
вы будут жить в условиях изобилия материальных благ, без болезней, без
смерти в радость себе трудиться, жениться, оплодотворяться, рожать де­
тей.
Наряду с этим Библия, особенно в ее новозаветной части, резко вы­
ступает против того, чтобы человек видел смысл своей жизни в материаль­
ных благах. Апостол Павел пишет: "Но скажу вам, братия, что плоть и кров
не могут наследовать Царства Божия" (1-ое коринфянам, 15:50). Новый за­
вет резко и недвусмысленно осуждает тех, кто смысл своей жизни видит в
удовлетворении своих материально-биологических потребностей: "Они, –
пишет апостол Петр, – как бессловесные животные, водимые природою,
рождены на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в
растлении своем истребляться. Они получат возмездие за беззаконие, ибо
они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и оскверни­
тели, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них
исполнены любострастия и непрестанного греха. Они прельщают неутвер­
жденные души; сердце их приучено к любостяжанию. Это – сыны прокля­
тия... Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приго­
товлен мрак вечной тьмы." (1-ое Петра, 2:12-17) А поэтому апостол Иоанн
призывает: "Не любите мира, ни того, что мире. Кто любит мир, в том нет
любви Отчей. Ибо все, что в мире, – это похоть плоти, похоть очей и гор­
дость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и по­
хоть его, а исполняющий волю Бога пребывает во век." (1-ое Иоанна, 2:15-
17). Новый завет призывает людей "обуздывать свою плоть", пренебрегать
материально-биологическими потребностями: недоедать, недосыпать, ис­
тратить жизнь на вымалывание себе Царства небесного, во имя которого
нужно стать нищим, плачущим, преследуемым( Матфея, 5:3-12; Луки 6:20-
29); продать свое имущество, раздать его бедным, а самому стать
странствующим бомжем (Матфея, 19:21); не жениться и оскопить (кастри­
ровать) себя во имя Царства небесного (19;10-12) и так далее.
Религия о жизни во имя общества, во имя других людей
Религиозное мировоззрение присуще отдельному человеку, но вме­
сте с тем оно приобретает общественное значение и общественное со­
держание, становясь, таким образом, религией. В качестве общественно­
го феномена религия порождается общественным сознанием и отражает
последнее, общественное сознание, в своем концептуальном содержа­
нии. В принципе, религия не может быть враждебной обществу и обще­
ственной природе человека, ибо в противном случае она разрушала бы
общественную жизнь и таким образом вела к уничтожению человека.
Подчеркнем, что это присуще религии только в самом общем принципе,
что вовсе не исключает наличие в той или иной конкретной религии, в тех
или иных частностях любой религии антиобщественных идеологических
элементов.
В силу сказанного во всех без исключения исторически давних рели­
гий именем Бога освящаются основные элементы так называемой общече­
177
ловеческой морали, необходимость подчинения личных интересов интере­
сам общественным, интересам других людей; осуждается эгоизм, шкурни­
чество и все то, что разрушает общество и общественную жизнь. Опять
проиллюстрируем это на примере библейского учения иудейской и христи­
анской религий.
Ветхий Завет считает еврейский народ народом богоизбранным.
Ему Бог дал заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит,
19:18); "Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего" (Ис­
ход, 20:16; Второзаконие, 5:20); "Не обманывай ближнего" (Левит, 6:2);
"Не ложись с женою ближнего своего" (Левит, 18:20),"Не обижай ближне­
го", "По правде суди ближнего", "Не восставай на жизнь ближнего", "Не
нарушай межи ближнего", "Клевещущего на ближнего изгони вон". Но
действие всех этих заповедей ветхозаветный Бог ограничивает рамками
своего богоизбранного народа. Именно для этого народа библейский Бог
дает заповеди: "Не убий", но убивать со всевозможными жестокостями
людей других народов этот же Бог называет добродетелью (Числа, 31:1-
18; Судей, 6:16;7:2-22; 1-ая царств, 5:8; 2-ая царств, 12:26-31); "Не укра­
ди", но советует перед входом из Египта обворовать египтян (Исход, 3:21-
22; 11:3; 12:35). Кроме благоденствия, библейский Бог постоянно уничто­
жает свой избранный народ по всякому поводу и без повода: за пляски
вокруг золотого тельца приказывает единомышленникам Моисея убить
3.000 единоплеменников (Исход, 32:27-29); за любовь израильтянина к
иноплеменнице- мадиамитянке Бог уничтожает 24.000 евреев (Числа, 2:9-
9); за неосмотрительность царя Давида – 70.000 (2-фя царств, 24:15). Бог
неоднократно приказывает "забивать до смерти стариков, жен и детей",
если у них не видно грусти на лицах (Иезекииль, 9:5-6); "Каждому убивать
брата, сестру и родственников своих" (Исход, 32:27); заставляет народ
"есть плоть сыновей своих и плоть дочерей своих" (Левит, 26:29; Второза­
коние, 28:53).
В Новом завете устами Иисуса Христа заповеди общественного пове­
дения ветхозаветного Бога распространяются на поведение людей всех на­
родов (Матфея, 7:12; Луки, 6:31). В основе общественного поведения чело­
века по учению Нового завета должна быть любовь до всех членов коллекти­
ва, в том числе и до личных врагов своих. "Ударят тебя по левой щеке,
подставь для удара и левую щеку!"; "Любите врагов своих!", "Не противьтесь
общественному злу". Высшим показателем любви к обществу и к ближним
своим Христос усматривает в готовности умереть за них. " Нет большей лю­
бви, чем положить душу за други своя (Иоанн, 15:13). Сам Сын Божий умер
из-за безграничной любви к людям. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал
Сына своего единородного, чтобы всякий верующий в него не погиб, но имел
жизнь вечную" (Иоанна, 3:16). Причем Иисус Христос принимает смертные
муки не по принуждению, а добровольно (Иоанна, 10:18; 1-ое Иоанна, 3:16).
Он резко осуждает тех пастырей (общественных руководителей), которые по
найму, за деньги, к своей выгоде берутся пасти овец, то есть служить наро­
ду. В назидание Христос рассказал своим слушателям такую притчу: "Па­
стырь добрый жизнь свою полагает за овец своих. А наемник – он не па­

178
стырь, потому что ему овцы не свои. И когда он видит приходящего волка, то
оставляет овец и убегает. А волк терзает овец и разгоняет их. А наемник убе­
гает, потому что он и есть наемник, которые не заботится об овцах" (Иоанна,
10:11-13).
По рассказам Евангелия от Матфея Иисус Христос на страшном суде
будет навечно награждать и навечно наказывать людей по их отношению к
ближним своим, то есть к обществу в целом.
Вот что говорит сам Иисус Христос о своем Втором Пришествии и
Страшном суде над всеми людьми:
Когда же придет Сын Человеческий14 во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,
тогда сядет на престоле славы Своей.
И соберутся перед Ним все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь
отделяет овец от козлов.
И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословен­
ные Отца Моего15, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
Ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и
вы приняли Меня;
Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы
пришли ко Мне".
Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим,
и накормили? Или жаждущим и напоили? Или нагим, и одели?
Когда мы видели Тебя больным, или в темнице. И пришли к тебе?"
И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из
сих братьев моих меньших, то сделали Мне".
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в
огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелам его.
Ибо я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня.
Был странником, не приняли Меня; был наго, и не одели Меня; боыл и в темнице,
и не посетили Меня".
Тогда и они скажут Ему в ответ: "Го-о-о-спо-о-ди! Когда мы видели Тебя алчущим,
или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужи­
ли Тебе?"
Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному
из сих меньших, то не сделали Мне".
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
(Евангелие от Матфея, 25:31-46.)
В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что первые христи­
анские общины под руководством непосредственных учеников Иисуса Хри­
ста, апостолов, были организованы, как мы сказали бы сейчас, на основах
потребительского коммунизма. Принявшие христианство верующие, "душ
около триста", "все были вместе и имели все общее" (Деяния, 2:41, 47). А
когда принявшие крещение Ананий и Сапфира продали свою землю, но не
все деньги "положили к ногам апостолов", то "за утайку " Анания и его

14
Здесь Иисус Христос говорит о себе. Выражение "Сын человеческий" на прпотя­
жении всего Нового Завета употребляется как синоним Иисуса Христа, Сына Божьего.
15
"Отця Мого" - Небесного отця Ісуса Христа, Бога Отця; Бога.

179
жена Сапфира "пали бездыханными... И великий страх объял всю церковь"

<< Предыдущая

стр. 31
(из 41 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>