стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Часть II **ВД?»*ШИШ
5




ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

Изучение взаимодействия людей, их экономических отношений по поводу
рационального использования ограниченных ресурсов — особая составная часть
экономической теории. Её принципиальные отличия заключаются в особом под-
ходе к анализу экономических процессов, в особенности изучаемого предмета и
используемых методов.
Теория рационального использования ресурсов, как уже отмечалось, исходит
из их ограниченности, что предполагает принятие решений субъектами хозяйство-
вания в условиях выбора альтернативных вариантов. Этот базовый принцип пред-
полагает рациональное экономическое поведение субъектов экономики, т.е. прини-
маемые ими решения должны быть рациональными и, следовательно, способствовать
максимизации результатов экономической деятельности. Отсюда — специфика ме-
тодов данной части экономической теории, в числе которых следующие:
1. Предельный анализ. Он предполагает рассмотрение экономических явле-
ний не только в законченном, но и в постоянно изменяющемся виде, исследова-
ние не только общих или средних (удельных) экономических величин, но и их
изменений (приростов). Рациональный экономический субъект должен продолжать
поиск решений до тех пор, пока предельная выгода не перестанет превышать пре-
дельные затраты — то есть до того момента, когда они станут равны друг другу.
Только в результате таких действий общая величина дохода будет максимальна, а
значит, цель рационально действующего субъекта в данном случае будет достиг-
нута.
2. Функциональный анализ. В ходе его осуществления в исследуемом явлении
выделяется определенная существенная, характерная черта, а затем определяются
влияющие на нее силы — факторы. После того как подобные факторы установле-
ны, определяется способ их взаимосвязи с ранее выделенной характеристикой —
функция.
3. Равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений и
процессов. Рассматривая постоянно изменяющуюся экономическую действитель-
ность, теория стремится выявить и изучить такие состояния в ней в целом и в ее от-
дельных частях, которые характеризуются относительной стабильностью. Это озна-
чает, что при взаимодействии характеризующих данное состояние сил и факторов
отсутствуют внутренние тенденции к изменению такого состояния. Если при не-
большом изменении внешних условий ситуация изменяется существенным образом,
удаляясь от прежнего состояния, такое равновесие называется неустойчивым. Если
же при подобных внешних изменениях в самой системе возникают силы, возвраща-
ющие ее в прежнее состояние, Vo такое равновесие будет устойчивым. Именно эти
случаи представляют особый интерес для всех уровней экономического анализа.
Конечно, изменения внешних условий могут оказаться значительными. Тогда дан-
ная экономическая система может перейти из одного состояния устойчивого рав-
новесия в другое аналогичное состояние.
4. Широкое и активное использование математических методов, моделей и гра-
фиков. Теория рационального использования экономических ресурсов исходит из
того, что принятие решений, выбор наилучших вариантов осуществляется на раз-
ных уровнях экономической системы. Соответственно, выделяются два уровня
анализа экономики — микроуровень и макроуровень и два раздела теории — микро-
экономика и макроэкономика.
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
64

Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйственных единиц-
субъектов экономики — домохозяйств и фирм, анализируя которое она стремит-
ся объяснить причины и факторы, обусловливающие принятие тех или иных ре-
шений, а также указать последствия этих решений для рынка.
Макроэкономика как особый раздел экономической теории рационального
использования ресурсов своим непосредственным предметом имеет экономику в
целом. Она изучает, как функционирует экономика страны в целом, исследует по-
ведение всей совокупности экономических субъектов, выявляет факторы и тен-
денции развития экономики. ^
Указанные разделы экономической теории различаются не только предме-
том, но и предпосылками анализа. Опираясь^ на общие базовые принципы и мето-
ды, макроэкономика отвлекается от особенностей действия и условий функцио-
нирования отдельных субъектов экономики. Однако между данными разделами
теории существует и тесная взаимосвязь. Микроэкономика, обращаясь к форми-
рованию рынков, базовым принципам функционирования рыночной экономики
в целом, определяет содержательную сторону развития экономической совокуп-
ности всех хозяйств страны. В этом смысле микроэкономические выводы служат
основой развития макроэкономики. Вместе с тем изменение макроэкономичес-
ких факторов (ставки процента, уровня инфляции, безработицы и др.) предопре-
деляет условия и возможности развития отдельных экономических единиц, ока-
зывает влияние на принятие ими решений.
В связи с тем, что базовые принципы хозяйственного поведения реализуют-
ся прежде всего через деятельность отдельных субъектов экономики, а возникно-
вение макроэкономических проблем во многом является следствием отношений
и действий на микроуровне экономики, изучение экономической теории рацио-
нального использования ресурсов следует начинать с микроэкономики.
Раздел I. МИКРОЭКОНОМИКА

Сфера микроэкономического анализа — исследование закономерностей фун-
кционирования рынков, а основной вопрос — как действует рынок. В аспекте ре-
шения проблемы рационального использования ресурсов это означает определить,
в какой степени рынки обеспечивают эффективное распределение и использова-
ние ресурсов, и выявить условия, при которых такое требование достигается.
Рынок представляет собой механизм взаимодействия двух групп участни-
ков — потребителей и производителей. В этой связи данный раздел теории раци-
онального использования ресурсов имеет двойственную задачу. С одной стороны,
она состоит в изучении поведения самостоятельных хозяйственных единиц — ин-
дивидов, домашних хозяйств, фирм, владельцев ресурсов, а с другой — в выявле-
нии характера взаимодействия этих единиц.
Исследуя поведение участников рынков, микроэкономическая теория стре-
мится выявить их предпочтения, факторы, оказывающие на них влияние, и объяс-
нить, как и почему субъектами рынка принимаются те или иные решения. Она
исследует, в том числе, как формируется спрос на разные виды благ; чем руковод-
ствуются фирмы, принимая решения об объемах и способах производства; как
субъекты рынка приспосабливаются к меняющимся рыночным условиям.
Поведение действующих в единой хозяйственной системе субъектов эконо-
мики взаимообусловлено. И хотя взаимообусловленность их поведения носит мно-
гофакторный характер, определяющее место среди них занимает цена. От цен на
блага зависит спрос на них, а цены на ресурсы определяют факторные доходы.
Определяя уровень доходов и затрат участников рынка, цены выступают побуди-
тельными сигналами изменения поведения и становятся регулятором рыночной
системы в целом. Поэтому выяснение вопроса, как формируются и почему изме-
няются рыночные цены — исходная проблема микроэкономического анализа.
Анализируя экономические факты и взаимосвязи, микроэкономическая тео-
рия стремится вычленить те из них, которые наиболее характерны и достаточно
устойчивы. Это обусловливает использование в микроэкономическом анализе
определенных допущений, позволяющих упростить анализ и высветить сущност-
ные черты исследуемого явления. Мотивация принятия субъектами решений, сле-
довательно, анализируется не во всей совокупности обусловливающих ее факто-
ров, а лишь определяющих, при этом остальные полагаются несущественными.
Иначе говоря, изучение влияния отдельных факторов в микроэкономике ведется
по принципу «при прочих равных условиях».
Глава 4
Спрос и предложение


Спрос — один из фундаментальных критериев ры-
Спрос.
ночной экономики. Он характеризует потребности
Функция спроса
людей. Однако далеко не всякая потребность может
быть и действительно бывает учтена рынком.^Для этого она должна стать плате-
жеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя каче-
ственно характеризуется не столько тем, что оц хотел бы приобрести, сколько тем,
что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос
определяехся-максимадьными возможностями покупателя или его максимальной
^готовностью[заплатить за данный товар.
• -Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. И именно
в отношении количественных характеристик спроса в нашем сознании бытует
множество превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда осознаются
те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смысл говорить о величи-
не спроса.^А^еличинаХиди- объем) спроса определяется-шлеш19.тем_максимдльньт
количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель-4шшу-
патели) за данный период времени при данных условиях.
"*˜˜˜"'˜ В этом определении важны оба уточнения. Во-первых, объем спроса — это
поток, протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к ка-
кому периоду времени относится данная величина спроса. Во-вторых, условия,
при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как
именно они характеризуют ту среду, в которой находится наш принимающий
решение о покупке потребитель.
Попробуем выделить в этой среде главные факторы (детерминанта спроса),
воздействующие на выбор покупателя:
— цена данного товара (Р);
—цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов

— цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплементар-
ных благ
— доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (У);
— вкусы и предпочтения потребителя (Z);
— объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);
— ожидания потребителей (Е).
От словесной модели, описывающей совокупность факторов, воздействую-
щих на объем спроса, мы, используя данные им обозначения, можем теперь пе-
рейти к аналитической.
Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствую-
щих указанным факторам величин:


Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зави-
симость между указанными переменными даже в том случае, когда точное коли-
чественное соотношение между ними неизвестно. Например, зная, что при повы-
шении цены на хлеб с 2500 до 3000 объем спроса на него уменьшается, мы можем
не знать, на сколько именно он уменьшится, но мы можем выразить зависимость
между ними в общей функциональной форме: при РТ QDi.
Глава 4. Спрос и предложение 67


Конечно, мы могли бы и расширить данный список факторов, воздействую-
щих на спрос (детерминант спроса). Однако и приведенной совокупности вполне
хватит, чтобы обречь практика на долгие наблюдения и вычисления. Поэтому чаще
всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание
факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие фак-
торы считаются неизменными (действует правило ceteris paribus). В крайнем слу-
чае получается зависимость объема спроса от цены данного товара:


Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие
1

измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в
виде таблиц (шкал) либо графиков.
Таблица (шкала) спроса может иметь следующий вид:
Таблица 4.1
1000 2000 3000 4000 5000 6000
Цена товара 7000
40 30
Покупаемое количество 90 80 70 60 50

При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций
спроса их объединяет одно общее свойство: сростом цены (при прочих равных усло-
виях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количе-
ство товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не рас-
тет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спро-
са. Поэтому выражающая ее на графике кривая спроса (рис. 4.1) имеет
отрицательный наклон.
Вместе с тем взаимосвязь цены и покупаемого количества можно рассматри-
вать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса на том
же самом графике будет показывать, какую именно максимальную цену готов запла-
тить данный потребитель за каждое данное количество товара (рис. 4.2).




В представляющей рассматриваемую взаимосвязь таблице спроса (табл. 4.1)
для выражения обратной зависимости цены от количества приобретаемого товара
ладо просто поменять местами строки цен и покупаемых количеств (табл. 4.2):
Таблица 4.2
40 30
Покупаемое количество 90 80 70 60 50
4000 5000 6000 7000
Цена товара 1000 2000 3000

А в аналитической форме такая обратная зависимость максимальной цены,
которую в состоянии заплатить данный покупатель, от количества покупаемого
товара соответственно может быть выражена в виде обратной функции спроса:
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
68

Такая обратная зависимость также является убывающей: максимальная цена
при покупке большего количества того же самого товара всегда снижается. Связь
прямой и обратной функций спроса может быть наглядно продемонстрирована на
примере линейной зависимости:


а также при нелинейной (например, гиперболической) функции спроса:


Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса
выражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление любого
данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы, а с другой
стороны, что далеко не все товары покупаются нами даже в очень небольших ко-
личествах (или, по обратной функции спроса, чаще всего существует максималь-
ная цена, при превышении которой данный потребитель вообще не будет приоб-
ретать данный товар).
Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спро-
са. Когда изменяется по крайней мере одно из «прочих равных» условий — цены
на другие товары, доход, вкусы, предпочтения и т.д. — происходит сдвиг самой
кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой
кривой, отражающие соответственно изменение величины (объема) спроса и измене-
ние спроса.

Анализ предложения также начнем с его качествен-
Предложение.
ной стороны. Как и в случае со спросом, одного же-
Функция
лания или даже возможности произвести данный
предложения
товар и доставить его на рынок нам будет недоста-
точно. Предложение возникнет только тогда, когда данный экономический субъект
будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара.
Соответственно величина (объем) предложения будет определяться максимальным
количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при
данных условиях.
Объем предложения — это поток, также протекающий во времени. Поэтому
всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная вели-
чина предложения. Далее, условия, при которых определяется данный объем пред-
ложения, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в кото-
рой находится принимающий решение о продаже производитель.
Условия, влияющие на выбор продавца, можно сгруппировать в следующие
основные факторы (детерминанты предложения):
— цена данного товара (Р);

стр. 1
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>