<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

— цены товаров-субститутов
— цены комплементарных благ
— издержки производства ( Q , охватывающие как технологии производства,
определяющие необходимые количества используемых ресурсов, так и цены этих
ресурсов; ˜—
н
— налоги и субсидии (7); ' ˜"
— объективные, внешние (прежде всего природные) условия производства (Л*);
— ожидания производителей (Е).
Построенная с учетом этих воздействий функция предложения будет характе-
ризовать зависимость объема предложения от данных факторов:
Глава 4. Спрос и предложение 69

Как и в случае с функцией спроса, используя предположение о том, что все
факторы, за исключением первого {детерминанты предложения), остаются неиз-
менными (ceteris paribus), мы можем получить упрощенную формулу функции
предложения:


Опять-таки аналогично функции спроса полученную зависимость объема
предложения от цены данного товара можно представить в табличном, графичес-
ком и аналитическом виде.
Таблица (шкала) предложения может иметь следующий вид:
Таблица 4.3
Цена товара 10000 30000
20000 40000 50000
450
350 600 800
Предлагаемое количество 1050


Обобщая множество эмпирических наблюдений, мы можем утверждать, что
{при прочих равных условиях, т.е. когда все факторы, перечисленные выше, не изменя-
ются) чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения за данный
период. Эта зависимость и является законом предложения.
На графике (рис. 4.3) определенная таким образом кривая предложения име-
ет положительный наклон.
Выбор исследователем конкретной формы зависимости объема предложения
от цены товара для последующей статистической проверки диктуется непосред-
ственными целями и задачами данного исследования. Самой простой и вследствие
этого нередко используемой формой функции предложения является линейная:


где а и b — параметры связи цены и величины предложения, определяемые на
основе конкретных наблюдений и статистических вычислений (в частности, ме-
тодом наименьших квадратов). Среди нелинейных форм чаще всего находит при-
менение степенная зависимость, например:

Приведенную на графике (см. рис. 4.3) кривую предложения мы также мо-
жем рассматривать и в качестве выражения обратной зависимости минимальной
цены, по которой данный продавец согласен уступить свой товар, от его количества
(рис. 4.4).




В представляющей рассматриваемую взаимосвязь таблице предложения
(табл. 4.3) для выражения обратной зависимости цены от количества реализуемо-
го товара надо просто поменять местами строки цен и продаваемого количества
(табл. 4.4).
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
70

Таблица 4.4
Предлагаемое количество 350 450 600 800 1050
Цена товара 10000 40000
20000 30000 50000


А в аналитической форме такая обратная зависимость минимальной цены,
по которой продавец в состоянии продать данный товар, от количества покупае-
мого товара соответственно может быть выражена в виде обратной функции пред-
ложения:
\

Такая обратная зависимость также является возрастающей: минимальная цена
при производстве и продаже большего количества того же самого товара всегда
повышается прежде всего из-за возрастания альтернативных издержек. Связь пря-
мой и обратной функций предложения также может быть наглядно продемонст-
рирована на примере линейной зависимости:
Qs = a+bP;bPs = Q-a;Ps = (\/b) • Q - a/b.

Изменения При изменении цены данного товара значение функ-
в спросе ции спроса, конечно, тоже изменится: величина спро-
са станет другой, и соответствующая точка рыноч-
и предложении
ной конъюнктуры на нашем графике переместится
вдоль кривой спроса. В таблице спроса мы при этом должны будем перейти от од-
ной пары соответствующих величин цены и объема спроса к другой.
Если же перемены произойдут в каком-нибудь ином воздействующем на
спрос факторе, то это изменит саму функцию спроса. На графике это будет выра-
жено сдвигом всей кривой спроса влево—вниз или вправо—вверх. Соответственно
всю таблицу спроса придется переписывать заново. Такие изменения, с одной сто-
роны, величины спроса и, с другой стороны, самого спроса как совокупности всех
соответствующих величин (например, всех их пар при однофакторной функции
спроса) всегда надо четко разграничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схе-
матически, то у нас получатся следующие цепочки:
Глава 4. Спрос и предложение 71

С предложением дело обстоит точно так же: когда цена данного товара будет
меняться, то и значение данной функции предложения тоже соответственно изме-
нится. Например, при росте цены величина предложения также увеличится и, отра-
жая это изменение, точка рыночной конъюнктуры поднимется вдоль кривой пред-
ложения. В таблице предложения мы при этом должны будем перейти от одной
пары соответствующих величин цены и объема предложения к другой.
Если же перемены затронут какой-нибудь другой из влияющих на предложе-
ние факторов, то это повлечет за собой изменение всей функции предложения, что,
в свою очередь, будет означать сдвиг всей кривой предложения. При этом надо от-
метить, что рост предложения вызовет смещение кривой предложения вправо-
вниз, а сокращение предложения сдвинет кривую влево—вверх, что несколько не-
привычно для нашего восприятия. Это первоначальное затруднение будет легче
преодолеть, если исходить из обратной функции предложения: рост предложения
будет ассоциироваться со снижением цены предложения, то есть сдвигом кривой
вниз, а соответствующее снижение — с повышением цены предложения, а значит,
сдвигом кривой вверх.
Соответственно и всю таблицу предложения придется переписывать заново.
Такие изменения, с одной стороны, величины предложения и, с другой стороны,
самого предложения как совокупности всех соответствующих величин (например,
всех их пар при однофакторной функции предложения) также надо четко разгра-
ничивать. Если изобразить эти взаимосвязи схематически, то у нас получатся сле-
дующие последовательности:




По общему правилу, если перемены происходят в одной из учитываемых дан-
ной функцией характеристик, то просто одно из ряда значений этой функции за-
меняется другим. А когда изменяется фактор, в явном виде не учитываемый и пред-
полагавшийся ранее неизменным (как бы «стоящий за спиной» данной функции),
то приходится всю зависимость охватываемых данной функцией величин опреде-
лять заново.

Основные термины
Спрос
Величина (объем) спроса
Часть II. Теория рационального использования ресурсов
72

Факторы, воздействующие на спрос (детерминанты спроса)
Взаимозаменяемые блага (субституты)
Взаимодополняющие (комплементарные) блага
Функция спроса
Шкала (таблица) спроса
Закон спроса
>
Обратная функция спроса
Предложение
Величина (объем) предложения ч

Факторы, воздействующие на предложение (детерминанты предложения)
,..:-.\\м•••> ц
Функция предложения
Шкала (таблица) предложения
Закон предложения
Обратная функция предложения
Изменение величины спроса
Изменение спроса
Изменение величины предложения
Изменение предложения

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ