стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ПРАВОВАЯ РЕФОРМА В КАЗАХСТАНЕ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
№ 1 1999 Г.

Содержание
К пятидесятилетию Всеобщей декларации прав человека
Всеобщая декларация прав человека..........................................................3

С. Злотников
Правовое обеспечение институтов гражданского общества
в Казахстане.................................................................................................6

А. Чеботарев
Правовые аспекты участия партий Казахстана
в управлении государством........................................................................10

М. Сарсембаев
Перспективы законодательной базы внешнеэкономической
деятельности Казахстана до 2015 года......................................................14

С. Курмангалиев
Монополисты в законе ..............................................................................25

Г. Тленчиева
Коррупция в Казахстане: законодательные и организационно-
правовые меры по ее предупреждению и международный опыт.............27

Г. Дуйсекеев
Вступившее в законную силу решение суда не должно остаться
неисполненным...........................................................................................36

Л. Берсугурова
Основания пересмотра судебных решений по уголовным делам
и эффективность судопроизводства...........................................................37

Е. Темирханов, М. Иванов, Н. Васильева, М. Ишаев
Концепция сбалансированного управления экономикой Казахстана. ....42

В. Черняков
Банковская тайна и взаимоотношения банков второго уровня с
государственными органами .....................................................................54

Founder and publisher
"Interlegal/Kazakhstan" Civil Foundation for Political and Legal Research

Issued with the financial support and assistance of the Constitutional & Legal
Policy Institute (COLPI) and the «Soros - Kazakhstan» Foundation

Editor-in-Chief S. Zlotnikov

Executive Secretary N. Georgiadi

Editorial Board:
M. Baimahanov
L. Bersugurova
A. Chernyakov
G. Hasanov
T. Каleeva
V. Маlinovski
V. Mаmоnov
G. Маulenov
R. Podoprigora
M. Sarsembaev
K. Shakirov
G. Тlenchieva
A. Vasenin
V. Voronov
E. Zhovtis

Proof-reading T. Gerasimenko

Computer type-setting and lay-out:
A. Lintsova,
I. Маnuylenko

Abai Ave., 52 - 317 480008, Almaty,
Republic of Kazakhstan,

Tel/fax :(3722) 425541
E-mail: legal@lic.almaty.kz

Contents

Towards the Fiftieth Anniversary of the Universal Declaration of Human
Rights Universal Declaration of Human Rights..............................................3

Sergei Zlotnikov
Legal Framework of Institutes of a Civil Society in Kazakhstan.......................6

Andrei Chebotarev
Legal Aspects of Participation of Kazakhstan Parties in Government.............10

Marat Sarsembaev
Perspectives the Legislative Framework for Foreign Economic Activities
of Kazakhstan before 2015...........................................................................14

Serik Kurmangaliev
Monopolists and the Law..............................................................................25

Gulsara Тlenchieva
Corruption in Kazakhstan: Legislative and Organizational Legal Measures
to Control it and International Experience.....................................................27

Galуmbek Duisekeev
Valid Court Judgement Should not Remain Unexecuted................................36

Lyaziza Bersugurova
Causes for Review of Judgements in Criminal Actions
and the Efficiency of Court Proceedings........................................................37

Erkanat Temirhanov, Marat Ivanov, Nadezhda Vasiljeva, Muradbek Ishaev
The Concept of the Balanced Management of the Economy of
Kazakhstan......................................................................42

Vyacheslav Chernyakov
Banking Secrets and Mutual Relations of Second Tier Banks
with Governmental Authorities.........................................................................54

ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Принята и провозглашена резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;
¶ принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей;
¶ принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения;
¶ принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами;
¶ принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большой свободе;
¶ принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод;
¶ принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея
провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства, с тем чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

СТАТЬЯ 1
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

СТАТЬЯ 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или какой-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

СТАТЬЯ 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

СТАТЬЯ 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

СТАТЬЯ 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

СТАТЬЯ 6
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

СТАТЬЯ 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

СТАТЬЯ 8
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

СТАТЬЯ 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

СТАТЬЯ 10
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

СТАТЬЯ 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

СТАТЬЯ 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

СТАТЬЯ 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

СТАТЬЯ 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

СТАТЬЯ 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

СТАТЬЯ 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

СТАТЬЯ 17
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

СТАТЬЯ 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

СТАТЬЯ 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

СТАТЬЯ 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

СТАТЬЯ 21
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
СТАТЬЯ 22
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

СТАТЬЯ 23
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

СТАТЬЯ 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

СТАТЬЯ 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

СТАТЬЯ 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

СТАТЬЯ 27
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

СТАТЬЯ 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

СТАТЬЯ 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

СТАТЬЯ 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.


Сергей ЗЛОТНИКОВ, президент Общественного фонда политико-правовых исследований “Интерлигал” в Казахстане

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ
В ходе развития цивилизации, при переходе от одной формации общества к другой, получали все большее развитие правовые отношения и нормы права. Это, в первую очередь, произошло в развитых демократических государствах, с верховенством права, которые получили название “правовые государства".
Право формируется и развивается прямым участием государства, придающего юридическим нормам общеобязательную силу и обеспеченность. Характер государства, его политический режим оправдывают особенности права. Право в процессе социального развития может становиться определяющим фактором по отношению к государству, реализуясь в правовом государстве. Если право призвано выражать нормативные начала общественной жизни, то государство во всех случаях неизменно остается институтом организованной политической власти, инструментом ее реализации.
Как справедливо заметил Нагашбай Шайкенов в своей работе “Правовое обеспечение личности”, написанной в 1990 году: “Право призвано быть суверенным социальным явлением даже в области политических отношений”.
Государство на определенных этапах развития должно в соответствии с общей линией социального прогресса быть носителем демократии, с которой напрямую связан прогресс и в сфере права. В этом случае государство выступает в качестве формирующего (гарантирующего) фактора. Главное в миссии государства по отношению к праву состоит в том, чтобы сообщить определенным нормам, принципам, положениям особое юридическое качество, затем они начинают действовать самостоятельно, и это действие может быть обращено и против государства.
Характер, черты и развитие права во многом зависят от политического режима государства. В условиях авторитарного режима право, вообще, имеет довольно узкие, свернутые функции. В данном случае право реализует в основном динамическую функцию, в значительной мере заключающуюся в предписаниях, исходящих от государства, и в основном выступает в качестве его орудия, инструмента, т. е. имеет тоталитарный характер. Можно привести пример сталинского Советского Союза, гитлеровской Германии и других тоталитарных режимов. Сегодня эти процессы очень хорошо прослеживаются во многих постсоветских республиках.
Другая картина характерна для общества, когда в нем утверждается режим демократии, действительного народовластия. Этот режим не просто предполагает право, а требует раскрытия в нем собственных ресурсов, собственного правового развития.
Необходимо выделить три момента.
Во-первых, демократия, в отличие от авторитарных порядков, основана на ограничении политической власти, которая в результате этого не может превратиться в самодовлеющую политическую силу. Режим демократии - это саморегулирующийся механизм, прежде всего в экономике - надежной частной собственности. Демократия предполагает такое построение правовой системы, в которой ведущее и доминирующее значение приобретает частное право.
Во-вторых, демократия, как политический режим, нуждается в таких адекватных юридических формах, которые не позволят вылиться ни в режим вседозволенности, власти толпы, ни в авторитарный, тоталитарный режим.
В-третьих, режим демократии выдвигает на первое место человека, его права и свободы, и это необходимо закрепить в правовой системе. Именно поэтому эти соображения являются принципами правового развития общества.
Отмечая роль государства в этом развитии, определенном экономикой, другими факторами, выраженными в естественных, непосредственно-социальных правах, необходимо отметить и другую сторону права: оно развивается в противоборстве с государством. Особенно отчетливо это проявляется в демократическом режиме. Право выступает в качестве главного института цивилизации, способного “обуздать” государство, и выполняет функцию социального регулирования. Правовое развитие начинается в сферах права тогда, когда деятельность государственных органов ограничивается, строго упорядочивается при помощи строго разрешительного порядка. Правовое государство же является образным венцом позитивного потенциала, заложенного в праве.
Таким образом, правовое государство - это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существуют развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть вместе с реальным разделением властей и эффективным взаимодействием и взаимным контролем политики и власти.
Признаком правового государства является публичность власти, которая представляет собой общество в целом, весь народ. Публичная власть призвана создавать гражданскому обществу благоприятные условия для его существования и развития. Она должна быть:
- подкреплена силой закона и через законы и иные юридические механизмы проводить государственную политику в обществе;
- суверенной, то есть отделенной от иных видов власти, свободной и независимой от власти партийной, церковной и корпоративной;
- единой и неделимой.
Кроме того, государственная власть должна быть легитимной, то есть юридически обоснованной и признанной. Это основание выражается главным образом в конституции, законах, международно-правовых актах. Например, в преамбуле Конституции РК говорится, что Конституция принимается народом Казахстана. Легитимность нельзя путать с законностью. “Легитимность власти” - более основательное понятие; оно дает ответ на вопрос: обоснована ли власть с социальной стороны и с точки зрения права, прав и свобод человека.
В развитом демократическом обществе на первое место выдвигаются институты народного представительства. В Казахстане к таким институтам относятся: институт парламентаризма (Мажилис и Сенат); институт президентства, так как президент избирается всеобщим голосованием; муниципальное самоуправление, осуществляемое посредством местных представительных органов власти - маслихатов. Наглядным примером того, что в Казахстане демократия не получила должного развития, является то, что роль органов местного самоуправления сведена до минимума. Недавно принятая поправка о выборности акимов только предполагает их выборность, тогда как, на мой взгляд, здесь требуется подробная регламентация такого избрания и принятия специального закона. Маслихаты же могут лишь поставить вопрос о снятии акима перед президентом. Они, по сути, не имеют исполнительных органов, лишены властных полномочий и могут быть досрочно распущены Сенатом. Необходимо также отметить, что депутаты Парламента могут только вносить предложения президенту об изменениях в Конституции и не могут это делать самостоятельно.

Правовое развитие начинается в сферах права тогда, когда деятельность государственных органов ограничивается, строго упорядочивается при помощи строго разрешительного порядка.

стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>