<< Предыдущая

стр. 2
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Когда-то давно был придуман миф о страхе Божьем. Другим способом тогда невозможно было остановить людей в их агрессии. Но сейчас-то мы уже понимаем, что выполнять волю Божию по экспансии жизни во Вселенной на основе агрессии или страха абсурдно, невозможно в принципе. И если мы не поймем этого сейчас, придется все равно понять позже.
Любая форма страха готова в нас исчезнуть, чтобы освободить свое место Любви.
К сожалению, мало кто ставит вопрос нашей жизни и нашей смерти в зависимость от страха и агрессии в нашей душе. Они – близнецы. А ведь к старости мы становимся более агрессивны и более суеверны из-за своих страхов. Пока мы будем сдерживать эволюцию Жизни в Природе своею безнравственностью, бездуховностью, жизнь стариков будет мучительной и общая продолжительность ее низкой.
Пустые надежды на протез разума?
Нравственность, духовность и сама сознательность человека, не обладающего еще достаточным уровнем своего сознания, растет только на основе его страданий.
Может ли сам по себе искусственный интеллект поднять нашу нравственность так, как об этом неоднократно заявляли сторонники его быстрейшего синтеза? Ставить вопрос подъема нашей человеческой нравственности в зависимости от мощи чужого разума, по крайней мере, наивно, если не безнравственно вообще.
Лишь при достижении определенной границы сознание становится способным повышать уровень своей духовности за счет самого себя. Но для этого сознание, разум, логика человека должны прорасти в его душу и в его духовную сферу настолько, чтобы отделить духовное от логического было бы невозможно. Пока что об этом приходится только мечтать.
С другой стороны, понятие искусственности ассоциируется с протезом. Можно понять, зачем нужен протез руки - чтобы заменить недостающую руку. Можно понять, зачем нужен протез ноги - чтобы заменить недостающую ногу. Конечно, чисто функционально, а не физиологически. Можно с большой натяжкой понять, зачем нужен протез головы - чтобы им есть, смотреть, слушать, нюхать, произносить речи. И только в связи с этим становится более понятным, зачем нужен искусственный интеллект.
Заменить функционально наш интеллект в то время, когда он используется нами всего-то на доли процента!?.
Означает ли это, что приспособленный вместо старого новый интеллект будет использоваться нами более эффективно? Конечно, нет! Степень эффективности зависит от степени осмысления истин, а это - процесс научения и распознавания, который является реализацией процесса принятия решения в пространстве многих случайных переменных, стохастичности и спонтанности. Причем, принятие решения - это синтез и выбор таких вариантов, которые отвечают вполне определенным критериям жизни человека и Жизни вообще.
3.3. Последняя капля
Убийственный довод против?
Система синтеза искусственного интеллекта должна быть хотя бы на порядок выше самого нового интеллекта. И где же, подскажите, ее взять нашим ученым?
И еще одно, может быть, последнее, а, может быть, и первое. Чтобы создать новый, искусственный интеллект, естественно, необходимо знание Высших критериев Жизни и критериев отбора программ этого интеллекта. Это означает лишь, что мы находимся в совершенно тупиковой ситуации, в которую нас привела логика рассуждений типа апории – нерешаемой задачи древности.
Когда я слышу восторженные речи о необходимости значительных вложений в разработки искусственного интеллекта, я понимаю, что перед нами, в лучшем случае, непрофессионал, или другими словами, искренне заблуждающийся дилетант, а в худшем, - мошенник, сознательно искажающий истину.
Рассмотренное означает одно - сама постановка задачи искусственного интеллекта, по качеству и производительности превышающего возможности нашего, человеческого, мягко выражаясь, просто напросто некорректна даже с точки зрения примитивной, житейской, то есть непрофессиональной, логики.
Пустой смысл
Одним словом, задача создания искусственного интеллекта – это необходимость придумать Нечто для обработки Ничего, чтобы получить Кое-что, превосходящее человеческое.
Итак, искусственность - искусство - искус - искушение - это звенья одной и той же цепи логики. Критерием нормы в них слишком часто служит крайность, а не Духовность, сутью - абсурд вместо смысла. А красота внутренняя, нравственная, Божественная, подменяется красотой внешней, формальной, частичной, оправданной лишь разумом.
Искусственный интеллект, как нам говорят его сторонники, должен обрабатывать потоки информации с тем, чтобы из них уже получать готовые решения. Мысль замечательная, но полностью абсурдная хотя бы потому, что под понятием информации пока что мы понимаем ничто. Смысл нами как бы подразумевается в информации, но каков он на самом деле, неизвестно. Понятие обработки информации применительно к уровню, который выше нашего понимания, тоже пусто, неясно, в чем же заключается эта самая обработка кроме классификации, анализа и синтеза, проводимого по известным человеку алгоритмам. Комментировать подобное просто невозможно. Мы видим, что простейший смысловой анализ просто бессилен перед тупиком человеческой мысли.
Резюме.
Что же остается нам? Всего лишь один голый опыт и ошибки на пути восхождения снизу? Но ведь одни из них когда-нибудь может кончиться и катастрофой. Удастся ли человеку и человечеству осветить Сверху себя и свои деяния Вечным Светом Духовных Истин?
В заключение этой главы мне хотелось еще раз призвать моих читателей следовать другому пути - восходить по Смыслам Жизни к глубочайшему пониманию Высших Критериев Духовной Этики, знание которых и позволит нам самим приспособиться к невостребованному пока богатству нашего собственного природного интеллекта и бесконечного интеллекта Вселенной. И это мы сможем сделать с помощью изобретенных нами искусственных систем, помогающих нам извлекать из такого, казалось бы, пустого пространства информации новые смыслы и оперировать ими.
Глава 4
СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ. МЕТАСОЗНАНИЕ И МЕТАЯЗЫК
4.1. Эволюция, сознание, языки
Эволюция
“Будьте совершенны…”
Странное отношение у людей к их болезням: болезни мешают жить. И никак не поймет человек, что болезни – это средство его совершенствования. Они кричат болями, потерями времени и желаний, они грозят разочарованиями и несбывшимися мечтами.
Эволюцию выдумали люди, чтобы снять с себя ответственность за собственное творчество и заниматься им вслепую и вглухую, часто даже не представляя результата. Отчего не так уж и редко рождаются ублюдки и монстры в мастерских и в умах, убивающие не виртуальную модель, а живых сородичей.
“Человек разумный есть человек понимающий, а человек творческий есть человек созидаюший. В отношении себя самого он видит путь своего совершенствования в творческом преодолении временных и структурных препятствий. Человек больной или даже инвалид – это не препятствие, а возможность для эволюции сознания. Иначе эволюции человека в лучшую сторону не произойдет.
Мы живем в настолько выдуманном нами мире, что иногда, очнувшись от очередной порции абсурда, ужасаешься нашей дикости. Благодаря именно дикости мы надеемся на случайность эволюции, не желая увидеть бьющую по глазам рациональность жизни.
Но уже сегодня нам известны случаи управления компьютером по проводам, концы которых внедрены в мозг человека непосредственно.
Поэтому я ставлю вопрос эволюции человека по-другому, – от эволюции сознания.
Эволюция человека отличается от эволюции нетворческой природы тем, что человек, не только сознательно, но и конструктивно перестраивая сам себя, со временем становится другим, отличным от того, который вошел в сознательную эволюцию.
Главное свойство
Метасознание – первоструктура Природы, совокупность критериев и законов.
Моя концепция начинается с Абсолюта и заканчивается на нем, на том, о котором поет Восток. Его я и называю Метасознанием. Потому что выше его знать не дано, или же выше ничего нет.
Притяжение к себе – фундаментальное свойство Метасознания, которое проявляется по отношению ко всем сторонам Природы.
Метасознание обладает одним самым главным свойством – притяжением к себе. Именно благодаря этому свойству идет в Природе совершенствование.
Метасознание совершенно в том смысле, что его не с чем сравнивать. Любой совершенный образ сливается с ним.
Будущее
Метасознание – это Бог, Которого мы обязаны учитывать как причину из будущего.
Наше будущее – это эталонная модель, под которую человечество и человек все ближе и ближе подстраиваются от поколения к поколению.
Если говорить о будущем человека, то оно содержится в изначальной структуре Метасознания. Наш будущий образ рожден с каждым из нас в виде наших способностей.
Вход в Метасознание в Природе возможен через промежуточную структуру – через человека. Потому что человек обладает собственным сознанием, открытым навстречу Метасознанию, расширению и слиянию с ним.
Духовность – это внутреннее, автоматическое стремление человека к отождествлению с Метасознанием.
Духовность, Любовь и Высшая Этика
Человек всегда ощущает свою тягу к соединению с Метасознанием как стремление к Духовности. При этом можно говорить о пространстве Духовности или Любви.
Высшая Этика Метасознания диктует человеку стремление к полному совпадению их структур. От этого у человека появляется чувство любви, которое чувством является лишь по определению, а на самом деле есть форма проявления в человеке Бога – Метасознания.
Любовь – форма проявления в человеке бесконечности – Бога – как притяжения к Нему.
Отношение человека к любви неоднозначно. Она ему часто мешает. Человек преодолевает любовь, не понимая, зачем она ему. Поскольку человеку необходимо постоянно поддерживать свою материальную форму самому, а вся остальная наполняемость его критериями и настройками осуществляется автоматически, то по большей части материальная форма в обществе и личности превалирует до тех пор, пока дальнейший рост станет невозможен без привлечения духовной компоненты жизни.
Сверхстрастность и извращения
Сексуальность и агрессия связаны между собой всего лишь тем, что стремление в пространство Любви сверхстрастно, а средство для движения по направлению к нему выбраны крайними.
Устремленность, страстность, сверхстрастность, пассионарность по Л. Гумилеву – это движущая сила эволюции человечества, этноса. Но это же и отражение качественной ступени в притяжении человека к Метасознанию.
Нередко тяга в пространство Любви приобретает у человека извращенные формы. Поэтому слишком часто сексуальность и агрессивность соединяют знаком тождества. К сожалению, непонимание принципиальной внутренней устремленности человека к Духу искажает до неузнаваемости даже многие научные результаты исследований. Именно отсюда так часты обратные результаты в исследованиях значения сексуальности в психических проявлениях человека.
Психика, сознание и язык
Язык отделить от сознания нельзя.
Когда говорят о психике человека, то далеко не всегда подразумевают колоссальную скрытую работу подсознания, которая проявляется и в поведении, и в реакциях организма. Более того, как правило, сознание представляется многим психологам как сущностная характеристика психики.
Психика, как и сознание, пронизывает все пространство организма. Каждая клетка организма подвешена и подключена своим сознанием к глобальному сознанию – Метасознанию.
Язык есть все: “В начале было Слово…” Логос и сознание – синонимы. Как психика, так и язык являются формами проявления сознания в материальном мире.
4.2. Человек есть машина?
Автомат
Что такое машина и что такое человек? Ответ на этот вопрос философы искали с тех пор, как первая машина появилась на белом свете.
На вопрос о том, может ли быть машина умнее человека, Норберт Винер, отец кибернетики, однажды ответил: “Смотря какого человека. А то ведь умнее некоторых и мясорубка может быть.”
По отношению к человеку, мне кажется, корректнее говорить о том, насколько он похож на автомат. Автомат - это понятие кибернетики, а машина - физики. Но, тем не менее, мы будем следовать уже устоявшейся практике и не отделять понятие машины от понятия автомата.
Сознание – это автомат.
С позиций кибернетики сегодня можно говорить о человеке как о машине в следующем. Во многом, но далеко не во всем, человек, как любой живой организм, является самоорганизующейся и самовосстанавливающейся системой. Мы все помним принцип исцеления древних: врач не лечит, он лишь помогает организму самому перебороть болезнь. Человеческие возможности по самоорганизации и самовосстановлению включают в себя множество автоматически и согласованно работающих систем, органов, клеток. Но не только они отличают жизнь. В человеке автоматически работает сознание.
Животный мир тоже можно назвать самоорганизующимся в определенном широком смысле. Но сознание его не настолько творческое.
Самоорганизацию и самовосстановление, равно как и самонастройку, и другие само- изучает кибернетика.
Всеобщность связей в мире. Целостность человека.
Думаю, что сегодня не нужно доказывать ни того, ни другого. Слишком хорошо мы знаем, как меняется наше самочувствие хотя бы в зависимости от расположения Солнца или планет.
Целостность же человеческого организма становится главным объектом поиска и исследований во многих науках о мире. Она есть явление чисто кибернетическое, то есть явно не выделяемое материально. Целостность своего организма человек, как правило, не ощущает, но он хорошо чувствует ее нарушения через целую гамму состояний.
Целостность - это характеристика или некоторое общее состояние организма, к которому он всегда стремится сам, то есть автоматически, при выздоровлении.
Парадоксальность состоит в том, что целостность является одновременно и информационной целостностью, но наполненной не просто бессмысленной информацией, а ориентированной и погруженной в глубоко смысловом пространстве, с его протяженностью большей, чем сама целостность.
Когда я говорю о невозможности явного информационного выделения целостности, то имею в виду бессмысленность оперирования только информационным описанием, безотносительным к смыслам, наполняющим саму информацию.
Физический смысл
Так называемый физический смысл целостности вытекает из принципа всеобщности: всеобщность связей и целостность невозможны друг без друга. Иначе нарушается принцип концентрации в природе. Говорить о более глубоком физическом смысле абсурдно, поскольку физика изучает довольно узкую смысловую область природы, а выразить целое через часть нельзя. Часть лишь отображает целое.
Стремление к целостности – это автоматическое стремление к Богу. Оно нам дано состоянием любви к Нему.
Характеристика целостности организма, однако, выходит далеко за пределы представлений физики, перед нами может быть структурное образование, более весомо включающее невидимую для физики субстанцию материи и времени, которая проявляет себя другими, нефизическими, способами.
Болезни души
Примерами из области психологии могут быть любые душевные болезни, при которых целостность организма, безусловно, является нарушенной, а физическими методами обнаружить это не удается. Помогают, да и то далеко не всегда, методы биохимического анализа, рентгеновские или томографические исследования, если задета органика, или, например оценка энергетического потенциала.
Можно, конечно, говорить о гене шизофрении, но корректность такой позиции подозрительна, так как гены, хоть и трудно. но можно изменить своим поведением.
В чем же проявляется связь кибернетики и психологии?
Знаки Природы, ставшие именами, личностны.
Прежде всего, примем за аксиому следующее: психика отражает и во многом проявляет работу не столько души человека, сколько работу сознания всех его уровней. Психология поэтому изучает не столько психические явления, сколько сознание.
При кибернетическом подходе наблюдается некая видимая парадоксальность, имеющая причиной естественную в кибернетике обезличенность структур и придание личностного смыслового характера знакам любого рода в психологии.
Смысловое детерминированное проявление мира в его естественном языковом поле сознания человека – это и есть психокибернетика.
Последнее является существенным. Собственно, это я и называю психокибернетикой: психокибернетика – это структурирование мира, которое изучается кибернетикой, и структурирование модели мира в нашем сознании и в нашей душе тоже, что изучается психологией в совокупности.
Влияние человека на Природу
Отражение насыщения мира новыми моделями мира, рождающимися в сознании и в душе людей, и результатами их рационального функционирования – это и есть влияние человека.
Поля сознания человека накладываются на поля Метасознания Природы. Отсюда и возникает их взаимовлияние.
Программы Природы и нашего сознания работают в смысловых иррациональных полях мира и моделей мира сознания. Поля задаются в сознании концептами: ядрами и пространством притяжения к ним. Ядрами служат знаки, имена, мифы, архетипы и подпрограммы суждений, умозаключений и логических переходов. Пространства притяжения - это отношения разного рода.
4.3. Ядра – концентрат понимания смысла
Имя, смысл, сущность.
Любое заболевание можно рассматривать как нарушение естественного языка тела.
На принципе притяжения организована работа комплексов психики и любых органических образований в теле человека. Кибернетика изучает языковые структуры, их особенности не только в лингвистическом смысле, но и в смысле связи любых элементов природы, например, в отношении взаимодействия частей человеческого организма.
Относительная обезличенность информации присуща каждому уровню сознания, и она поддерживается только на своем уровне.
Если шире взглянуть на механизм рефлексов, действующий и при научении человека, то необходимо признать, что любой прием, которому человек обучается, имеет свое отражение на более высоком уровне представления смысловой информации.
Имя есть маска сущности. Имя формируется за счет отражения маски и сущности друг в друге.
Имя есть отражение высокого уровня в более низком.
Действие и его имя всегда разнесены по уровням иерархии человеческого или другого какого сознания.
Имена определенным действиям или определенным объектам одного уровня всегда задаются в нашем сознании на нескольких или на одном более высоком уровне сигналом или комплексом сигналов этого другого уровня. Имя и сигнал образуют взаимное соответствие, или, говорят, что они адекватны друг другу. Соответствие может быть однозначным и многозначным, то есть адекватность может быть как однополярной, так и многополярной.
Множество или совокупность разноуровневых сигналов сущности дают общее поле понятия или концепта языка, если оно языково проявлено в сознании, или общее поле ощущения, если в сознании оно языково непроявлено.
Смысл действий или смысл некоторого слова, знака, понятия или объекта есть ничто иное как его сущность, а имя, в таком случае, есть маска и сущности, и смысла.
Сущность понимается как объект некоего поля или некоей структуры, включающей в себя несколько, а иногда бесконечное количество, уровней иерархии, на каждом из которых присутствует свое отражение этого объекта в виде определенного, только ему характерного, сигнала-имени.
Все, что проявляется любым способом, в действительности проявляется через свой особый язык.
Как понять другого
Понятие языкового проявления есть неоднозначное и существенно относительное, присущее только одной стороне проявлений Природы.
Другое дело, насколько понятия языка какого-нибудь одного природного атрибута могут быть переведены на наш, более широкий и глубокий и более красочный язык человеческого общения.
Как же понимать друг друга в сложных случаях или тогда, когда мы говорим на разных языках? Конечно же, можно стать в позу и заявить, что все люди говорят на разных языках, если под языком понимать язык, присущий каждому, и что до конца никто никого не поймет.
И все же даже для иностранцев, не понимающих язык аборигенов, известно состояние сознание, когда человек человека понять может. Оно связано исключительно с высоким духовным состоянием импатии. На Востоке говорят, что в таком случае, чтобы понять человека, его надо полюбить.
Глава 5
ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ДУХОВНОСТЬ КИБЕРНЕТИКЕ
5.1. Критериальность
Мифы
Иногда задают вопрос о противоречии духовности и кибернетики, заранее предполагая, что в нем скрыта откровенная абракадабра, нонсенс, абсурд, некорректность. Но это не так.
Критерии в человеческом обществе формируются и передаются, как правило, некими мифами, несущими в себе мощнейшее зеркало необходимого поведения и мышления.
Такой вопрос во многом уместен хотя бы потому, что под Духовным в этой книге понимается самый высокий жизненный критериальный уровень, то есть то, без чего сама Жизнь немыслима. Кибернетика же в принципе без критериев не существует. Дерево добра и зла Жизни представляется автору в виде дерева критериев так, как это принято к кибернетике: Метакритерий, от которого, как от ствола, отходит глобальный критерий каждого уровня и локальные критерии для отдельных систем этих уровней.
Мифологичность и архетипичность буквально пронизывают нашу жизнь насквозь. Мы, то есть каждый из нас, какие-то мифы принимаем, от каких-то открещиваемся, против каких-то выступаем. В человеческом мире существует и высший миф - миф Духовности.
Миф как зеркало критериев жизни.
Вопрос мифологичности общественного сознания, или архетипичности коллективного сознания по К. Г. Юнгу , не является вопросом лишь психологии. К сожалению, сама психология упустила такую интересную сторону поведения человека или животного, как смысловое поведение, включающее в себя конкретную работу сознания по выделению, отбору и экспертированию смыслов. В полной мере этим занимается кибернетика, привлекая себе в помощь и другие науки. Поэтому и практика психологов оказалась по тем же причинам обедненной, недоработанной.
Ближе всего мне несколько определений мифа, данные нашими классиками. Вот они.
“Миф есть конкретный рассказ, запечатленный в народной памяти, в народном творчестве, в языке, о событиях и первофеноменах духовной жизни, символизированных, отображенных в мире природном. Сама первореальность заложена в мире духовном и уходит в таинственную глубь. Но символы, знаки, изображения и отображения даны в природном мире. Миф изображает сверхприродное в природном, сверхчувственное в чувственном, духовную жизнь в жизни плоти, символически связывает два мира”. (Бердяев Н. А., 1994, с 60.)
“?Мифу присуща вся та объективность или кафоличность, какая свойственна вообще “откровению”: в нем, собственно, и выражается содержание откровения, или, другими словами, откровение трансцендентного, высшего мира совершается непосредственно в мифе, он есть те письмена, которыми этот мир начертывается в имманентном сознании, его проекция в образах”. (Булгаков С. Н., 1994, с 57.)
Миф оказался тем блоком человеческого знания, который несет нам весть об истинности бытия и одновременно о его предопределенности с какого-то очень высокого уровня.
“Миф всегда и обязательно есть реальность, конкретность, жизненность и для мысли - полная и абсолютная необходимость, нефантастичность, нефиктивность. ?Он не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определеннейшую структуру и есть логически, то есть прежде всего, диалектически, необходимая категория сознания и бытия вообще”. (Лосев А. Ф., 1991, с. 24.)
Выделяя свойства мифа, можно остановиться на самом, пожалуй, главном для нас - на отражении в нем сверхъестественности и сакральности (скрытой таинственности) наряду с выражением абсолютной истины. (Черепанова И. Ю., 1996, с. 56.)

О здоровье
Высший уровень для каждого человека свой, и очень важно знать каждому, чего он достиг в своем духовном восхождении, чтобы трезво оценивать свои возможности и время.
Духовность определяет степень здоровья человека и его отношение к собственному нездоровью. Известны случаи долгой и разумной жизни тех, кто много болел по жизни, но вел высокодуховную жизнь. Его отношение к болезни отличалось терпимостью. Болезнь представлялась таким людям испытанием, которое нужно пройти. Известны случаи и долгой жизни тех, кто вел недуховную жизнь, но их старость отличалась устойчивым маразмом, иногда растягивающимся на несколько десятилетий. Для таких болезнь - это наказание, и их отношение к ней - ненависть. К сожалению, основное состояние таких людей - это страх.
5.2. Противоречие творчества
О какой адекватности мы говорим?
Адекватность в применении теории измененных состояний сознания и в кибернетике понимается не иначе как соответствие одного другому, степень соотнесения, но не отождествления их.
В рассуждениях о состояниях сознания не избежать употребления понятия адекватности. Часто не только психологи, но и многие другие несколько безответственно называют адекватным то, что само по себе не определено. Или, еще хуже, адекватностью называют тождественность.
Когда я говорю об измененности нашего сознания в степенях, значительно больших, чем принято считать, то, как правило, мне задают один и тот же вопрос: считаю ли я, что в таких состояниях человек способен быть адекватным?
Во-первых, чему адекватен? В применении к человеку, проживающему в окружении других людей и предметов, многие из которых несут собой опасность, адекватность может быть понята, как соответствие поведения человека некоторым правилам безопасности и осознанности действий.
Потеря адекватности равносильна потере сознания или потере обратных связей, без которых не может быть ориентирования в среде проживания.
Во-вторых, меня в теории психокибернетики и измененных состояний сознания интересует предел адекватности, понимаемый так, как определено выше. Такой предел естественным образом показывают такие особенности человека, как целеполагание и достижение целей, потому что если цель достигается, или к ней хотя бы имеется стремление, то сознание человека, находящегося в измененном состоянии сознания, может быть сумеречным, но тем не менее, аутоконтролируемым.
Многие методы, о которых идет речь в этой книге, включают в себя вполне определенные процедуры контроля и сохранения именно такой адекватности в погружениях в собственное подсознание, проводимых с целью вывода больного организма на режим самой максимальной самонастройки и самовосстанавливаемости без употребления каких бы то ни было веществ.
Теория систем
Кибернетика, как известно, реализуется в виде неких систем и пространств. Системы представляются нам в виде сосредоточенных или распределенных материальных образований, объединенных общим критерием самостоятельного и проявленного функционирования, а пространства или поля представляются в виде материализованных или нематериализованных образований проявленного или непроявленного характера.
Главными же в кибернетике являются идеи всеобщности и познаваемости мира.
Кибернетика - наука математическая, но это не означает, что только математика определяет в ней основное развитие. Математика является, в основном, прогнозирующим количественным инструментом при исследовании и синтезе структур.
Причинное структурирование неизбежно приводит любую науку в лоно кибернетики.
Любые теории, формулируемые людьми, могут быть представлены исключительно в определенном, четком, детерминированном виде. Такой вид есть структура. Все теории систем изучают структуры. Психология, поскольку она не хочет остаться на задворках, тоже устремилась в структурирование, но пока в такое, которое показывает не причины, а только следствия.
Так, причинная диагностика заболеваний, проводимая некоторыми представителями человечества с помощью ясновидения, выводит на ситуации, действия, помыслы, установки, мотивы больного, которые, собственно, и послужили главными причинами его заболевания.
Что может отличать человека от машины?
Нарушения человеком границ дозволенного Природой естественно вызывает у него кризисное состояние в случае, если это нарушение не прошло для него безнаказанным.
Колоссальная автоматичность действий человека, конечно же, делает его похожим на машину. Но есть ли в нем хоть что-то, что еще не под силу машине, автомату? Думается, что это так называемая психичность реакции, переживание, рефлексия - та самая рефлексия, которая постоянно приводит его к срыву, к болезненным привязанностям, к неизлечимым и тяжелым заболеваниям.
Это как раз то, что относится к области психологии. Обсуждать психичность человека, на мой взгляд, можно лишь в рамках предоставления человеку природой определенной свободы действий.
Балансирование на грани дозволенного и за ним и добывание запретного плода и есть основное противоречие в жизни человека.
Однако, творческое начало человека требует постоянного нахождения сознания человека у барьера непознанного и несозданного, а требование новизны со стороны его души и сознания, в свою очередь, вынуждает человека переходить все границы.
Творчество – это любой процесс, где необходимо выделять из общего потока информации смыслы и их использовать.
Без реализации своего хоть в чем-нибудь творческого потенциала человек жить не может.
Это означает, что как бы его жизнь не менялась в сторону улучшения и комфортности, причину и почву для своих кризисов человек найдет всегда.
В виде чего же дано человеку это свойство творить - свойство, отличающее его от автомата и заставляющее его нарушать не только рамки материального, но и духовного?
5.3. Ограничения творчества
Права
Право – это возможность влиять.
Появляясь на свет, человек, кроме своих обязанностей и способностей, наделялся Богом и некоторыми правами, или, по-другому, возможностями природы, которые он мог использовать, а мог и не использовать в своей жизни. Что это за права, и как они реализуются в жизни человека?
К таким правам можно отнести, наверное, сотни возможных действий или помыслов, или установок, или мотивов, которые человек в принципе может произвести, организовать, осмыслить и так далее. Например: моделирование, обучаемость, централизованность и распространенность, разомкнутость, бесконечность, целеполагание и целеустремленность, воля как программируемость на результат, критериальность, ценностность, выделение смыслов - распознавание, поиск экстремума, кодирование, автоматизм, восстанавливаемость, прогностичность, рацио? Этот список можно продолжать и продолжать. В дальнейшем на страницах книги многое из перечисленного обсуждается.
Ограничение свобод
Если возможности жизни - это права, то, спрашивается, обладает ли человек правом нарушать свои права? Другими словами, относятся ли права человека к одному уровню иерархии или же они представляют собой возможности более широкого спектра и распределены по уровням пространственной структуры его организма в целом, а также за пределами организма?
Положительный ответ на этот вопрос выводит человека из числа объектов, самоопределение которых ограничено всего лишь своим собственным замкнутым множеством объектов согласно теореме Геделя в теории множеств или в кибернетике. Это так называемый принцип ограничения познания смысла другого, более высокого уровня, о котором мы уже говорили, когда упоминали теорию смысла - эпистемологию.
Человек - бесконечно открытая система, открытая не только на вход, на потребление, или на переваривание смысловой информации, но и открытая, с одной стороны, на выход, на отдачу, а, с другой стороны, на совершенствование, преобразование себя и окружения.
К счастью, реальность нашей жизни буквально на каждом шагу говорит нам, что дело с ограниченностью человека, которое многие ученые уже успели завести в своем архиве, является сфабрикованным - человек, слава Богу, не подчиняется пресловутой теореме ограниченности закрытых множеств.
Права – и миф, и реальность. В зависимости от того, с чьей позиции смотреть: то ли с позиции Жизненного Потока, то ли – самого человека, то ли – Бога.
Означает ли это, что права человека - это еще один миф, созданный самим человеком, и они у него безграничны? Думаю, что в данном случае и права человека так же противоречивы, как все, что мы можем разглядеть в мире из того, особенно, что построено самим человеком.
По крайней мере, для многих людей приведенные тут рассуждения рассеивают обман и самообман, заключающийся в серьезной ограниченности человека в своем познании мира и в своем влиянии на мир. И то, и другое человек способен производить неограниченно. Но… не нарушая принципов Высшей Духовной Этики.
5.4. Теория агрессии
Автомат преодоления
Бороться с агрессией – своей или чужой – сложно, хотя и можно. Она отчетливо проявляется в материальном добывании куска мяса, места и власти.
Но в своем рвении, творческом или ином, человек постоянно переходит черту. Что его толкает на это?
Когда мы говорим об агрессии, необходимо помнить, что она возникает как реакция низменной природы, когда какая-нибудь способность человеческого организма, внезапно вызванная обстоятельствами к своей реализации, вдруг блокируется другими обстоятельствами. В этом случае начинает работать закон или автомат преодоления, в котором реализованы некоторые удивительные принципы на уровне инстинктов. Какие?
Один из ответов на этот вопрос приводит нас к идее о начале теории агрессии.
Принципы поведения или инстинкты?
Поиск лучшего качества во все увеличивающейся тесноте проживания – принцип Природы, игнорировать который невозможно.
Противоположность его – высокой степени дискомфорт, когда лучшего уже не видно, а рядом никого нет, кто мог бы помочь преодолеть страдание. Подобное состояние равносильно самоубийству для большинства людей.
Тяга полов и любовь смешиваются в сознании, но душа быстро дает понять, что же является истиной.
Сексуальность – это отражение природного принципа размножения. Часто она приносит беды, особенно если человек слабо самоуправляем. И не только потому, что такой человек идет на преступление и насилует свою жертву.
Стремление к свободе в материальном мире вырастает из принципа Природы, или, можно сказать, из инстинкта Жизненного Потока – экспансии живого. Этот принцип обманывает людей, наверное, чаще других.
Удовольствие
Удовольствие, как и жизнь, всегда выше боли, страха, стыда и смерти. Оно отражает нашу естественную внутреннюю тягу в сторону наслаждения от единения с Богом.
Развить в себе ощущение единения с Богом – задача непростая, но и необходимая.
Естественное стремление в Духовное пространство может оказаться ложным и путь к нему извращенным. Искушение получить удовольствие иногда давит в человеке все разумные голоса. В принципе человеку нет необходимости подогревать себя в удовольствии веществом, деятельностью, целью или привязанностью к человеку. Потому что он всегда погружен в Океан Жизни и, значит, в Бога.
5.5. Критериальная честность
Требования Жизненного Потока в человеке по каким-либо причинам или обстоятельствам могут быть блокированы и длительное время не выполняться. Их невыполнение грозит человеку безумием – агрессией на эти обстоятельства.
Язык душ
На каком языке разговаривают наши души?
В человеческих критериях слишком часто и тонко мы ощущаем качество отношения “честно-нечестно”. Нечестность – обман, который переживается всегда. Но ощущение потенциальной нечестности – это внутреннее презирание того, кто рядом.
Если человек не наделен способностью поддерживать каким-либо образом контакт с Богом, то чувство одиночества для него быстро оборачивается всеобщей нечестностью по отношению к нему и стремлением к суициду.
Если такое ощущение ловит ребенок, он формирует в своем подсознании чувство собственной ненужности. Отсюда страдания, которые можно сравнить с тем, что человек переживает в одиночестве.
Честность – отражение духовности
Мы слишком чувствительны к честности, чтобы говорить только о порядочности.
Стремление к честности заложено Природой как одна из сторон нашего естественного движения к притягивающему Метасознанию. Нарушение вызывает обратную реакцию движения. Этим можно объяснить и стремление к самоубийству, и уход в другой мир, где честность существует независимо от людей – в мир наркотика, которому доверие человека максимально и не зависит от степени адекватности его окружающей материи.
Снижение веса материального в жизни человека может привести его к тому, что им завладевают иллюзии. Душа человека в таком случае может измениться радикально, и тогда человека настигает борьба с иллюзиями нечестности. И хотя отношения людей в действительности могут быть вообще никакими, в организме, в сознании развивается сверхвысокая чувствительность к иллюзиям.
Выход
Агрессия – состояние сложное, неоднозначное. Агрессия характеризует одну из психических и сознательных форм живого, или его способность к выживанию, в ситуациях, связанных с риском для жизни.
Экспансия человечества проявляется через отдельных его представителей – разведчиков, наделенных Y-хромосомой, то есть через мужчин.
Природа исследует новые возможности Жизни через нас, толкая нас в крайние ситуации и крайние состояния, как существ напрочь лишенных разума. Сможем ли мы доказать, что разум в нас все же присутствует?
Мы, мужчины более беспечны, менее осторожны. Мы рискованней, чем женщины, потому что мы – разведчики будущего. И с этим тоже надо считаться.
Странное это создание – человек. Оно не может ничего сделать, чтобы не умереть, а рассуждает о смысле Жизни, о Боге, о нравственности – о бесконечности, бездоказательно полагая, что второй половиной своего существования он все-таки абсолютно бессмертен.
Есть ли для подрастающего поколения выход из положения, когда его сверхчувствительность к параметру-отношению “честно-нечестно” приводит в мир агрессии, становясь для него болезнью? Вместо того, чтобы преодолеть обстоятельства, исходя из разумного смысла, человек направляет силы своего преодоления в противоположную сторону. Почему? Потому что смыслом для него становится разрушение? Потому что природный метаболизм тоже имеет право на жизнь, на существование нередко даже на первых ролях?
Глава 6
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНОЙ ПСИХОКИБЕРНЕТИКИ
6.1. Чему мы подчиняемся
Движущие силы
Основополагающим знанием для восхождения человека по смыслам Жизни является знание им движущих сил Природы. Как я, автор настоящего труда, понимаю, что такое движущая сила?
Это силы, посредством которых происходит эволюция и человека, и общества, и вообще всего живого.
Восточные традиции говорят, что таких основных сил – гун – три: тамас, раджас и саттва, что приблизительно соответствует силе инерции, силе страстности и силе знания.
Исходя из этих сил, Восток формулирует и три несчастья – три врага человека: гнев, жадность и невежество как противоположности соответственно раджаса, тамаса и саттвы.
Я добавляю к этим трем силам еще одну, Высшую: притяжение к Богу или стремление к единению с Метасознанием, то, что я называю Духовностью, Высшей критериальностью. На Востоке говорят о притяжении к Абсолюту.
Носители движущих сил
Но душа человека может быть подключена и к тем критериям, которые несут в себе человеконенавистничество. Тогда она становится черной.
Однозначно ответить на вопрос, где находятся или какой области конкретно принадлежат движущие силы, нельзя. И все-таки, оказывается, можно с большой долей вероятности говорить об основных их проводниках.
Так, проводником критериев Жизни, идей и принципов Бога, Высшей Духовности является душа, которая в некоторых источниках называется обобщенным понятием Сердце. Мировая Душа – это кладезь Высших Критериев.
Разум сам по себе не содержит критерии. Он может оправдать все – самую последнюю подлость, зло, убийство.
Разум является проводником Сознания Природы, смыслов Жизни, света знаний. Но он еще и изобретатель ситуаций, идей, проводник сущностей промежуточных, которые проявляют себя навязыванием сознанию человека своих извращенных мыслей, своего языка. Это – лукавый.
Черные критерии души – это изобретение неуемных желаний.
Желания, страсти, огонь деятельности, любопытство характеризуют притяжение души внешними атрибутами жизни. В положительном смысле – это основной двигатель человека. В отрицательном – искушение, заводящее его в дебри психических отклонений.
Жизненный Поток – это каток, уравнивающий всех.
Инерционной массой считается тело человека. Я же отождествляю тамас еще и с Жизненным Потоком, который соотносится с телом каждого отдельного человека пока не совсем понятным образом.
Что такое прошлые жизни
Прошлая жизнь – это всего лишь кусочки души прошлого воплощения многих людей.
Я исхожу из парадоксального взгляда на прошлые жизни человека: любая прошлая жизнь человека в целом таковой не является. В нас, по-моему, вселяется множество осколочков прошлых жизней множества людей. Именно поэтому каждый из нас может настроиться своей душой не на одного человека, а на многих.
Концепция Жизненного Потока
Тамас – это Жизненный Поток, наделенный сознанием экспансии. Оно подавляет человека, подчиняет, но и увлекает за собой.
Продолжая традиции В. И. Вернадского в его учении о ноосфере и применяя понятие тамаса, мною предполагается наличие специфического сознания Жизненного Потока, во многом диктующего определенные требования к человеческому обществу и человеку как к своеобразной капле Потока. Объяснение некоторым Духовным истинам нужно искать именно в межуровневом контакте Потока и человека.
Возведение абсурда в смысл существования слишком часто даже в науке не позволяет адекватно отразить подчиняющее влияние на человека со стороны Жизненного Потока.
При этом многие структуры человеческого общества располагаются в пространстве промежуточного смысла этих двух уровней, а контакт человека с Жизненным Потоком является слишком явным, чтобы можно было его отрицать.
По сути Жизненный Поток – это биомасса, критериально объединенная в некую принципиальную общность и наделенная уровнем сознания, выше человеческого, индивидуального.
Основным свойством Жизненного Потока является его дивергентная выживаемость, выражающаяся в бесконечной экспансии.
Принцип дивергенции или цепной реакция, заложенный в основе жизни, лишний раз подтверждает физическую общность одной из сторон Жизни веществу, в котором в виде постоянного процесса зафиксирован динамизм фазового перехода между агрегатными состояниями.
Принцип отрицания воплощения
С негативом человеку приходится бороться. Для такой борьбы есть несколько путей. Один из них – воплощение негатива и по результату принятие решения противоположного толка.
На этом принципе построена масса приемов психологии. Вся разрядка накопленной внутренней энергии подчинена ему. Часто человек не может поверить в предстоящий негативный результат своих усилий, потому что глубинный смысл, лежащий в результате его творения, до него не доходит. И не потому, что он такой тупой, а принципиально, потому что человек еще не вышел в своем открытии знаний на этот смысл.
Поэтому воплощение как путь решения проблем хорош тогда, когда уровень знаний человека в своем разрушительном потенциале невелик. Тогда для него основным мерилом является плод – результат действия, что само по себе хотя и правильно, но опасно.
Воплощение в реалии постепенно уступает свое определяющее место прогнозу.
Владение громадными силами разрушения по мере накопления знаний и роста их потенциала требует от человека и адекватного метода жизни – прогноза в своих действиях.
Встречное движение
Человек – творение не только земное, но и небесное – критериальное.
Человечество уже неоднократно убедилось, что вряд ли можно уверенно вывести положительное будущее, если идти только снизу, от элементов. Сегодняшняя наука сформулировала запрет на познание высших уровней, если в познающем не заложены принципы организации знания на высших уровнях.
Узнавая критерии Жизни, мы познаем Бога.
Движение критериев Жизни сверху – от Божественного начала и в сознание человека – это проявляемый в самом сознании процесс. Благодаря одному ему человек и прозревает, ибо только в человеке пока что встретились оба эти процесса и осознали себя.
Жизнь и сознание
Жизнь является пятым агрегатным состоянием вещества, реализованным Природой в виде динамического процесса типа управляемой цепной реакции накопления, но не распада.
Одним из краеугольных понятий, по мнению автора, является понятие Жизни. Оно, как и большинство понятий науки, не является однозначным. Структура его размыта и иерархична, во многом скрыта, однако, если говорить о физических отношениях Жизни в ряду материальных структур, то следует признать, что для нас она достаточно сильно проявлена.
Конечно, явная проявленность феномена сознания в человеке как его способности анализировать, творить, синтезировать, отбирать, идентифицировать и проявлять другие, высшие, свойства не является обязательным атрибутом жизни. Существование других форм жизни с их суженным по отношению к возможностям человека миром преобразований с точки зрения Жизненного Потока не дает оснований полагать, что основное требование Жизненного Потока по его экспансии может быть выполнено любой другой формой жизни, кроме человеческой.
Исключительной человеческой способностью является именно выполнение этого требования, если учесть, что Земля не является единственным космическим объектом Вселенной. Поэтому, говоря о том, что жизнь – это пятое агрегатное состояние вещества, никоим образом нельзя всего лишь этим объяснить и обосновать существование до такой высокой степени проявления сознания Природы в человеке, какое наблюдается нами сегодня.
Пространство сознания не восходит вместе с восхождением типа агрегатных состояний материи, а, наоборот, спускается к нам навстречу из другого мира – мира манипуляции критериями.
Это лишний раз доказывает, что существование творческого человеческого сознания с его более высокой способностью к нахождению и выделению критериальности в своих поступках и мыслях, есть важнейший атрибут Природы, принадлежащий другому, нежели физическое существование вообще, пространству системных состояний.
6.2. Концепция Духовного Бардо погружения
Природные иерархические зеркальные системы
Некоторые уровни Природы у отдельных людей могут проявляться в виде конкретики отражений определенных суггестивных контактов.
Такая система, как человек, содержит в себе бесконечное количество уровней. Человек, в основном, сконцентрировал в своем сознании лишь несколько явно проявленных из них, а именно: элементарный, концептуальный, семантический, смысловой и критериальный. Это, в частности, относится и к состоянию ощущения целостности, передаваемого в сознании человека через его тягу к гармоническим воздействиям, гармоническим состояниям и к гармоническим колебаниям.
Основное внутреннее свойство подобных систем – это способность их вести диалог, который во внешних пространствах воспринимается как гармонические резонансные колебания.
Измененные состояния сознания
Неактуализированный наяву виртуальный мир сознания не подчиняется принципу адекватности.
Автором данной книги принято, что приближением к норме состояния сознания можно считать ту или иную степень адекватности сознания материальному миру. Нарушение адекватности ведет к большей или меньшей погруженности человеческого сознания в мир иллюзий наяву.
Однако, само понятие “измененное состояние сознания” в настоящее время перестало отражать существо процессов, происходящих в организме человека и в окружающей его среде в результате некоторых манипуляций жизненных объектов. Поэтому автор считает более точным употребление понятия “погружение сознания в подсознание” или просто “погружение”.
В связи с этим открывается один из путей к сознательному использованию человеком по своему желанию собственных природных особенностей энергоинформационного типа для достижения разных целей, недостижимых иначе, чем налаживанием и развитием контактов через коммуникационные каналы, связывающие скрытые уровни человека с непроявленными уровнями природного сознания – Метасознания.
Двойственность человека
Автором предложена расширенная концепция погружения человеческого сознания в Метасознание Природы на основе существования природной возможности по концентрации управляющего сознания и энергии жизни человека вблизи его материальной оболочки.
Возможности манипуляции и управления живыми объектами значительно расширяются, если принять за основную модель состояния сознания человека состояние, определяемое его положением между двух состояний сознания – “заземления” или материальной адекватности и “поднебесности” или духовной наполненности, то есть состояние Бардо.
Человек всегда существует в двух основополагающих состояниях – “здесь и сейчас” и “везде и всегда”. Граница этих Метасостояний – Бардо – представляет собой аналог фазовой границы в физическом мире при переходе вещества из одного агрегатное состояние в другое.
Сознательное использование человеком такой особенности собственного сознания, как возможности наладить творческую обратную языковую связь между элементами Природы, может служить косвенным доказательством существования границы Бардо.
Человек есть двойственная сущность, наделенная метаболизмом и физиологией, с одной стороны, и бесконечностью влияния, с другой.
Можно назвать шестым агрегатным состоянием вещества условно тот самый сознательный языковый контакт, когда человек оказывается способным находиться как в материальном концентрированном качестве – в своем теле, – так и в распределенном духовном, слитым с Богом, одновременно.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>