<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1
2
2
3
0
P1 =
0,9
0,52
0,18
0,57
0,68
2. Риск внутри вуза
An
Yn1
Yn2
Yn3
Yn4
Yn5
0,1
0
3
4
1
1
0,08
1
2
5
1
2
0,02
1
3
4
0
2
P2=
0,92
0,48
0,12
0,82
0,70
3. Риск партнера
An
Zn1
Zn2
Zn3
Zn4
Zn5
0,03
0
2
3
1
2
0,06
1
2
2
1
0
0,06
1
3
2
1
1
0,05
0
1
1
1
1
P3=
0,880
0,590
0,620
0,800
0,830
4. Макроэкономический риск
An
Wn1
Wn2
Wn3
Wn4
Wn5
0,1
0
3
2
5
2
0,05
1
2
2
4
2
0,03
1
1
1
5
1
0,02
0
2
0
5
1
P4=
0,92
0,53
0,67
0,05
0,65
Вероятность выполнения данного проекта
P=
0,670
0,078
0,009
0,019
0,26
Вероятность выполнения работ без учета риска партнера
P1* P2* P4
0.76
0,13
0,01
0,02
0.3
Вероятность выполнения работ без учета риска страны
P1* P2* P3
0,73
0,15
0,01
0,37
0,4
Вероятность выполнения работ без учета риска вуза
P1* P3* P4
0,73
0,16
0,07
0,02
0,37
Вероятность выполнения работ в вузе
P1* P2
0,83
0,16
0,07
0,02
0,37

Выбор инновационных проектов для финансирования целесообразно проводить с учетом описанной выше процедуры вероятностно-статистической (с учетом мнений экспертов) оценки их рисков реализации. Структура этой процедуры и численные значения коэффициентов при факторах, приведенные выше, получены в результате пробного (пилотного) экспертного опроса при выполнении Институтом высоких статистических технологий и эконометрики научно-исследовательской работы «Разработка методологии оценки рисков реализации инновационных проектов высшей школы». Работа проводилась по заданию Отделения инновационных проектов и программ РИНКЦЭ Миннауки (1996 г.). Основные результаты представлены научной общественности в статье [11]. Они могут быть модифицированы в соответствии со спецификой конкретного вуза.
Таким образом, можно констатировать, что предприятия, в том числе малые, не обязательно должны самостоятельно вести научные исследования и разработки. Они могут заниматься непосредственно внедрением в производство уже выполненных проектов, а предварительную разработку инновационных проектов с соответствующим финансированием предоставить высококвалифицированным творческим коллективам – малым предприятиям на базе вузов. Итак, малые предприятия являются не только важным источником инноваций, но и необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций, основная роль которого - обеспечение доведение уже готовых разработок до «товарного» вида и непосредственно до внедрения их в производство и доведения до потребителей.
В данном подразделе рассмотрены основы методологии оценки риска реализации инновационных проектов в высших учебных заведениях. Эта работа опирается на результаты отечественной научной школы в области анализа риска, экспертных оценок и статистики нечисловых данных.
Мировой опыт показывает - академическая и вузовская наука окружена бизнес-сферой, которая, стремясь к прибыли, перекачивает законченные разработки из лабораторий в производство. Формирование инновационной сферы означает погружение академической и вузовской науки в «пояс взаимодействия». Он защитит науку от коммерциализации и одновременно будет стимулировать ее развитие [12].

Литература

1. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М.: Наука, 1985. - 240 с.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития.- М.:Прогресс,1982.
3. Соколов Д.В., Титов А.Б., Шабанова Н.М. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. – СПб.: ГУЭФ, 1997.
4. Хучек М. Инновации на предприятиях и внедрение. - М.: Луч, 1992.
5. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). – М.: Политиздат, 1989.
6. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.
7. Инновационный менеджмент. Справочное пособие / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука, 1997.
8. Менеджмент. Учебное пособие / Под ред. Ж.В.Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. – 288 с.
9. Орлов А.И. Внедрение современных статистических методов с помощью персональных компьютеров. – В сб.: Качество и надежность изделий. No.5(21). - М.: Знание, 1992, с.51-78.
10. Орлов А.И. Эконометрика. Учебник для вузов. – М.: Экзамен, 2003. -576 с.
11. Вологжанина С.А., Орлов А.И. Об одном подходе к оценке рисков для малых предприятий (на примере выполнения инновационных проектов в ВУЗах). - Подготовка специалистов в области малого бизнеса в высшей школе. Сборник научных статей. - М.: Изд-во ООО "ЭЛИКС +", 2001. С.40-53.
12. Аблажей А.М. Бизнес и наука: опыт взаимодействия // ЭКО. - 1999. №6.


Контрольные вопросы

1. Приведите примеры инноваций, в которых Вы участвовали за последние полгода. Каков был уровень изменения?
2. Какие пять типичных изменений выделил И. Шумпетер?
3. Как соотносятся польза и вред инноваций?
4. Каковы четыре основные причины сопротивления изменениям?
5. Какие методы преодоления сопротивления изменению применяют менеджеры?
6. Опишите необходимые действия при проведении инновации.
7. От каких групп факторов зависит риск выполнения научно-исследовательской работы в срок?

Темы докладов, рефератов, исследовательских работ

1. Для инновации, в которой Вы участвовали, проведите анализ поля сил, рассмотрите методы преодоления сопротивления инновации и оцените результат осуществления нововведения.
2. Спланируйте проведение инновации, связанной с Вашей деятельностью, используя рассмотренные в главе инструменты инновационного менеджмента.
3. Сочетание аддитивных и мультипликативных моделей при оценке риска инновации.
4. Мобильный телефон как пример инновации.
5. Использование экспертных оценок при оценке риска инновации.
6. Венчурные малые предприятия и технопарки.
7. Методы анализа поля сил при проведении инновации.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ