<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1995
1,24
1,84
1,34
1999
1,07
1,48
1,17

Из табл.3 очевидно, что из пограничного состояния 1990 г. страна перешла в область депопуляции, причем ситуация резко ухудшилась в годы «реформ». Обратим внимание на различие между городом и селом. В 1970-1990 гг. сельское (по месту рождения) население увеличивалось, в то время как город в течение всего рассматриваемого периода не обеспечивал воспроизводство населения. Это различие указывает на принципиальную возможность управления демографическими процессами.
В Центре демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН разработана система сценариев демографических прогнозов на период до 2050 г. Четыре сценария рассчитаны в предположении нулевой чистой миграции (эндогенными переменными, т.е. переменными управления, являются показатели рождаемости и смертности, а именно, число рождений на одну женщину, средняя продолжительность жизни мужчин и женщин):
Сценарий 1: низкая рождаемость (1,3 рождения на одну женщину; реально в 1999 г. в России – 1,17 рождений на одну женщину), высокая смертность (средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОППЖ) для мужчин – 59,9 лет, для женщин – 72,5 лет, как в 1999 г.).
Сценарий 2: низкая рождаемость (как в сценарии 1), снижающаяся смертность (СОППЖ растет и к 2050 г. достигает 77,0 лет для мужчин и 83,0 лет для женщин).
Сценарий 3: растущая рождаемость (к 2050 г. поднимается до 2,0 рождений на одну женщину), высокая смертность (как в 1999 г.).
Сценарий 4: растущая рождаемость (как в сценарии 3) и снижающая смертность (как в сценарии 2).
Прогноз численности населения приведен в табл.4. Только сценарий 4 соответствует выходу России из демографического тупика – достижению к 2050 г. воспроизводимости населения и повышению средней продолжительности жизни до уровня передовых в этом отношении стран. Однако и в этом случае из-за накопившихся к настоящему моменту проблем коренному населению России предстоит сократиться в ближайшие 50 лет на 33,5 млн. человек, т.е. на 23%.

Таблица 4
Прогноз численности населения России (млн. человек)
Год
Сценарий 1
Сценарий 2
Сценарий 3
Сценарий 4
2000
145,2
145,2
145,2
145,2
2025
121,4
128,0
122,2
128,8
2050
86,5
103,3
94,5
111,7

Таким образом, помимо очевидных социально-экономических проблем, перед Россией стоят еще две глобальные проблемы – выход из строя основных фондов (сопровождающийся экологическими катастрофами) и падение численности коренного населения.
Решение экологических проблем опирается на экологическое право. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость контроля в области охраны окружающей среды;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан (Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995));
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Рассмотрение возможных вариантов развития России должно исходить из приведенных выше фактов. Уже в течение ближайших десятилетий возможны лишь два основных сценария разрешения социально-экологических противоречий. Во-первых, приближение к канадской модели, с уходом остатков населения из северной и центральной России и Сибири на юг (Кубань, Ставрополье). Во-вторых, переход к сильной государственной политике (в частности, национализация топливно-энергетического комплекса, введение монополии внешней торговли и т.п.) с целью резкого подъема ВВП (за 10 лет – в 2 раза) и решения на этой экономической базе социально-экологических проблем страны.

Литература

1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра М., 1997. – 400 с.
2. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книги 1,2. – М.; Алгоритм, 2001. – 528 с.+688 с.
3. Менеджмент / Под ред. Ж.В.Прокофьевой. – М.: Знание, 2000. – 288 с.
4. Орлов А.И. Эконометрика. – М.: «Экзамен», 2003. – 576 с.
5. Орлов А.И. Экологическое страхование. - Журнал "Российское предпринимательство". 2000. No.11. С.104-108. No.12. С.52-55.
6. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью. - Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». 2000. No.6. С.78-86.
7. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. – М.: Издательский Центр «Академия», 2003. – 384 с.
8. Oaainaaa A.I., I?eia A.E. Ca ?oi ian iieoia?o (ninoiyiea ?uii?iie iioeaaoee o?oaa a ?innee). – ?o?iae «?inneeneia i?aai?eieiaoaeunoai». 2000. No.6. N.10-19.
9. Федосеев В.Н., Орлов А.И., Ларионов В.Г., Козьяков А.Ф. Управление промышленной и экологической безопасностью: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2002. – 220 с.
10. Экология. / Под ред. С.А.Боголюбова. – М,: Знание, 1999. – 288 с.

Контрольные вопросы

1. Почему экономику называют служанкой общества?
2. Как экономическое поведение населения связано с национальной психологией и религией?
3. Как менялась в течение ХХ в. роль государства в экономике европейских стран, США, Японии и Австралии?
4. Какова динамика основных макроэкономических показателей России за 90-е годы ХХ в.?
5. Как будет меняться численность населения России в ближайшие десятилетия?
6. Каковы основные положения Закона РФ «Об охране окружающей среды»?

Темы докладов и рефератов

1. Взгляды М. Вебера на связь между религией и экономическим развитием.
2. История организации «Индустриальные рабочие мира (Industrial World Workers)».
3. Объективная необходимость возрастания роли государства в управлении экономической жизнью в ХХ и XXI веках.
4. Влияние на менеджмент национальных особенностей.
5. Методы управления рождаемостью.
6. Сценарии возможного социально-экономического развития России в XXI веке.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ