<< ╧Ёхф√фє∙р 

ёЄЁ. 14
(шч 14 ёЄЁ.)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

‚ наши ¤ни принцип на𮤮в«астия наст®«ьк® п®«н® в®п«®щается в ¦и§нь в ‘®е¤иненных ˜татах, наск®«ьк® эт® т®«ьк® ¬®¦н® себе пре¤ставить. Он бы« ®чищен ®т все⮧¬®¦ных вы¬ыс«®в, к®т®рые стара«ись с®§¤ать в®круг нег® в ¤ругих странах; п®степенн®, в §авис謮сти ®т ®бст®яте«ьств, ®н начинает пр®яв«яться в са¬ых ра§н®®бра§ных ф®р¬ах: т® на𮤠в п®«н®¬ с®ставе, как эт® бы«® в Афинах, са¬ устанав«ивает §ак®ны; т® ¤епутаты, и§бранные на ®сн®ве все®бщег® и§бирате«ьн®г® права, пре¤став«яют эт®т нар®¤ и ¤е©ствуют ®т ег® и¬ени и ﮤ ег® неп®сре¤ственны¬ к®нтр®«е¬.
‘уществуют такие страны, в к®т®рых в«асть, нах®¤ясь как бы вне ®бщественн®г® ®рган觬а, ⮧¤е©ствует на нег® и выну¦¤ает ег® с«е¤®вать п® т®¬у и«и ин®¬у пути ра§вития.
‘уществуют так¦е и ¤ругие страны, г¤е в«асть ﮤе«ена
и нах®¤ится частичн® в руках ®бщества, а частичн® - вне ег®. Ничег® п®х®¦ег® в ‘®е¤иненных ˜татах вы не уви¤ите; ®бществ® §¤есь ¤е©ствует вп®«не сମст®яте«ьн®, управ«яя с®б®© сମ. ‚«асть исх®¤ит иск«ючите«ьн® ®т нег®; практически не⮧¬®¦н® встретить че«®века, к®т®ры© ®с¬е«и«ся бы в®®бра§ить и в ®с®бенн®сти выска§ать с®®бра¦ение ® т®¬, чт®бы искать ее в ин®¬ ¬есте. На𮤠участвует в с®став«ении §ак®н®в, выбирая §ак®н®¤ате«е©; участвует ®н и в претв®рении этих §ак®н®в в ¦и§нь - путе¬ и§брания пре¤ставите«е© исп®«ните«ьн®© в«асти. М®¦н® ска§ать, чт® на𮤠са¬ управ«яет стран®©, иб® права, пр央став«енные правите«ьству, весь¬а не§начите«ьны и ®граниченны; правите«ьств® п®ст®янн® чувствует св®ю и§нача«ьную свя§ь с на𮤮¬ и п®винуется т®© си«е, к®т®рая с®§¤а«а ег®. На𮤠в«аствует
в ¬ире а¬ериканск®© п®«итики с«®вн® Г®сﮤь Б®г в® ‚се«енн®©. Он - нача«® и к®нец все¬у суще¬у; все исх®¤ит ®т нег® и все ⮧вращается к не¬у. :
—асть вт®рая
Г«ава 1
НА —…М О‘НО‚Ы‚А…’‘Я “’‚…РЖ„…НИ…,
—’О ‚ ‘О…„ИН…ННЫ• ˜’А’А• ‘’РАНОЙ “ПРА‚ЛЯ…’ НАРО„
‚ А¬ерике на𮤠са¬ выбирает тех, кт® с®§¤ает §ак®ны, и тех, кт® их исп®«няет; ®н ¦е и§бирает су¤ прися¦ных, к®т®ры© нака§ывает нарушите«е© §ак®на. ‚се г®су¤арственные институты не т®«ьк® ф®р¬ируются, н® и функци®нируют на ¤е¬®кратических принципах. ’ак, на𮤠пря¬ы¬ г®«®с®вание¬ и§бирает св®их пре¤ставите«е© в ®рганы в«асти и ¤е«ает эт®, как прави«®, е¦е㮤н®, чт®бы ег® и§бранники нах®¤и«ись в б®«ее п®«н®© §авис謮сти ®т нар®¤а. ‚се эт® ﮤтвер¦¤ает, чт® и¬енн® на𮤠управ«яет стран®©. И х®тя г®су¤арственн®е прав«ение и¬еет пре¤ставите«ьную ф®р¬у, нет с®¬нения, чт® в п®все¤невн®¬ управ«ении ®бщест⮬ беспрепятственн® пр®яв«яются ¬нения, пре¤рассу¤ки, интересы и ¤а¦е страсти нар®¤а.
‚ ‘®е¤иненных ˜татах, как в® всяк®© стране, г¤е существует на𮤮в«астие, стран®© ®т и¬ени нар®¤а управ«яет б®«ьшинств®.
Эт® б®«ьшинств® с®ст®ит г«авны¬ ®бр৮¬ и§ ¤®бр®п®ря¤®чных грতан, к®т®рые «иб® п® прир®¤е св®е©, «иб® в си«у св®их интерес®в искренне ¦е«ают б«ага стране. И¬енн® ®ни п®ст®янн® прив«екают к себе вни¬ание существующих в стране парти©, к®т®рые стре¬ятся и«и в®в«ечь их в св®и ря¤ы, и«и ¦е ®переться на них. :
О ‚ЛИЯНИИ АМ…РИКАН‘КОЙ „…МОКРА’ИИ
НА ИЗБИРА’…ЛЬНЫ… ЗАКОНЫ
…с«и выб®ры в стране бывают ре¤к®, г®су¤арств® ¬®¦ет ﮤвергаться серье§ны¬ кри§иса¬. - …с«и ¦е ®ни часты, ®н® нах®¤ится все вре¬я
в с®ст®янии «их®рमчн®г® ⮧бу¦¤ения. - И§ этих ¤вух §®« а¬ериканцы выбра«и вт®р®е. - Неп®ст®янств® §ак®на. - Мнение Га¬и«ьт®на, Мэ¤ис®на и „¦ефферс®на п® ¤анн®¬у в®пр®су.
…с«и и§бирате«ьная ка¬пания в стране на§начается ре¤к®, г®су¤арств® всяки© рৠﮤвергается риску б®«ьших п®трясени©.
‚се партии ¤е«ают ¬®щные уси«ия, чт®бы §ав«а¤еть ф®ртун®©, к®т®рая так ре¤к® ¤ается и¬ в руки. Б®«ь, к®т®рую испытывают пр®ва«ившиеся кан¤и¤аты, нече¬ и§«ечить, и с«е¤ует ®пасаться с их ст®р®ны ¤е©стви©, вы§ванных а¬биция¬и, переше¤ши¬и
в ®тчаяние. …с«и, напр®тив, и§вестн®, чт® ск®р® ¬®¦н® бу¤ет сн®ва вступить в равн®правную б®рьбу, п®б妤енные ве¤ут себя терпе«ив®.
К®г¤а выб®ры на§начаются част®, эт® с®храняет в ®бществе «их®рमчн®е ⮧бу¦¤ение и неуст®©чив®сть в ®бщественных ¤е«ах.
Итак, с ®¤н®© ст®р®ны, г®су¤арств® ¬®¦ет испытывать тру¤н®сти, с ¤руг®© - е¬у ¬®¦ет гр®§ить рев®«юция. Первая систе¬а ¬ешает г®су¤арству пр®явить ¤®брые нача«а, а вт®рая гр®§ит сମ¬у существ®ванию г®су¤арства.
А¬ериканцы пре¤п®ч«и перв®е §«® вт®р®¬у. И в эт®¬ с«учае ®ни п®«®¦и«ись на прир®¤ны© инстинкт, а не на ра§у¬, вкус
к пере¬ена¬ ¤е¬®кратия ¤®ве«а ¤® страсти. Ре§у«ьтат®¬ эт®г® яви«ась та ®с®бая неуст®©чив®сть, к®т®рую ¬ы встречае¬ в §ак®н®¤ате«ьстве.
Мн®гие а¬ериканцы с¬®трят на нестаби«ьн®сть г®су¤арственных §ак®н®в как на неи§бе¦ные 觤ер¦ки существующе© систе¬ы, к®т®рая, в сущн®сти, п®«е§на ¤«я ®бщества. И никт® в ‘®е¤иненных ˜татах, я ¤у¬аю, не станет ®трицать существ®вание эт®© нестаби«ьн®сти и считать ее б®«ьши¬ §«®¬.
Га¬и«ьт®н, при§нав п®«е§н®© ту в«асть, к®т®рая ¬®г«а бы ﮬешать принятию п«®хих §ак®н®в и«и п® кра©не© ¬ере §а¤ер¦ать их пр®ве¤ение в ¦и§нь, ¤®бав«яет: "‚®§¬®¦н®, ¬не ⮧ра§ят, ска§ав, чт® та в«асть, к®т®рая с¬®¦ет пре¤упре¤ить п®яв«ение п«®хих §ак®н®в, с¬®¦ет ﮬешать и п®яв«ению х®р®ших §ак®н®в. Эт® ⮧ра¦ение не у¤®в«етв®ри«® бы тех, кт® сп®с®бен и§учить все наши бе¤ствия, пр®истекающие ®т неп®ст®янства и 觬енчив®сти §ак®на. Нестаби«ьн®сть §ак®н®в - эт® са¬ы© б®«ьш®© н央стат®к, в к®т®р®¬ ¬®¦н® бы«® бы упрекнуть наши ®рганы в«асти".
"Легк®сть, с к®т®р®© 觬еняются §ак®ны, - г®в®рит Мэ¤ис®н, - и превышение §ак®н®¤ате«ьн®© в«асти ¬не пре¤став«яются са¬ы¬и ®пасны¬и б®«е§ня¬и, к®т®ры¬ ¬®¦ет ®ка§аться ﮤвер¦ен® наше правите«ьств®".
‘а¬ „¦ефферс®н, са¬ы© ¤е¬®кратичны© и§ всех ¤е¬®крат®в, выше¤ших и§ «®на а¬ериканск®© ¤е¬®кратии, ®брати« вни¬ание на те ¦е ®пасн®сти. "Нестаби«ьн®сть наших §ак®н®в - эт® ¤е©ствите«ьн® ®чень серье§н®е неу¤®бств®, - ска§а« ®н. - Я ¤у¬аю, чт® ¬ы ¤®«¦ны бы«и бы принять с®®тветствующие ¬еры и вынести решение, чт® ¬е¦¤у пре¤став«ение¬ §ак®на и ®к®нчате«ьны¬ г®«®с®вание¬ п® эт®¬у §ак®ну ¤®«¦ен пр®©ти 㮤. Зате¬ ег® с«е¤ует ®бсу¤ить, а ¤а«ее пр®г®«®с®вать ег® принятие, п®с«е чег® в не¬ у¦е не«ь§я бу¤ет 觬енить ни ®¤н®г® с«®ва, а ес«и ®бст®яте«ьства п®требуют б®«ее быстр®г® решения, т® внесенн®е пр夫®¦ение не с¬®¦ет быть принят® пр®сты¬ б®«ьшинст⮬,
а т®«ьк® ¤ву¬я третя¬и г®«®с®в ®¤н®© и ¤руг®© па«ат".
ГО‘“„АР‘’‚…ННЫ… —ИНО‚НИКИ
ПРИ АМ…РИКАН‘КОЙ „…МОКРА’ИИ
А¬ериканские г®су¤арственные чин®вники ниче¬ не ®т«ичаются
®т ¤ругих грতан страны. - Они не н®сят ®с®б®© ®¤е¦¤ы. -
‚се г®су¤арственные чин®вники п®«учают §арп«ату. - ‚ытекающие ®тсю¤а п®«итические п®с«е¤ствия. - ‚ А¬ерике не существует карьеры, свя§анн®© с г®су¤арственн®© ¤еяте«ьн®стью как так®в®©. -
—т® и§ эт®г® с«е¤ует.
‚ ‘®е¤иненных ˜татах г®су¤арственные чин®вники ниче¬ не вы¤е«яются сре¤и ¤ругих грতан страны; у них нет ни ¤в®рц®в, ни ®храны, ни ®с®б®© пара¤н®© ®¤е¦¤ы. ’акую пр®ст®ту тех, кт® свя§ан с управ«ение¬ г®су¤арст⮬, не«ь§я ®бъяснить т®«ьк® ®с®бы¬ а¬ерикански¬ ®бр৮¬ ¬ыш«ения, ®на нах®¤ится в пря¬®© §авис謮сти ®т тех принцип®в, к®т®рые «е¦ат в ®сн®ве ®бщественн®г® устр®©ства эт®© страны.
‚ г«а§ах ¤е¬®кратии правите«ьств® - эт® не б«аг®, эт® - неи§бе¦н®е §«®. Г®су¤арственны¬ чин®вника¬ нम пр央ставить нек®т®рую в«асть, бе§ эт®© в«асти как®© в них пр®к? О¤нак® нет ни ¬а«е©ше© ну¦¤ы в® внешних при§наках в«асти, ¤е«у эт® не сп®с®бствует. Напр®тив, §наки в«асти, бр®сающиеся в г«а§а, р৤ра¦ают «ю¤е©.
‘а¬и ¤®«¦н®стные «ица г®су¤арственн®г® управ«ения ®т«ичн® чувствуют, чт® права ⮧выситься на¤ ¤руги¬и с ﮬ®щью п®«ученн®© в«асти ®ни ¤®би«ись, «ишь переняв ¬анеры этих ¤ругих и таки¬ ®бр৮¬ сравнявшись с ни¬и.
Не ¬®гу себе пре¤ставить ник®г®, кт® бы ¤е©ств®ва« так сп®к®©н®, бы« бы так ¤«я всех ¤®ступен, так вни¬ате«ен к пр®сьба¬ и так учтив® ®твеча« бы на ваши в®пр®сы, как а¬ериканские г®су¤арственные чин®вники.
Мне ®чень нравится так®е естественн®е п®ве¤ение ¤е¬®кратическ®г® правите«ьства. ‚ ег® внутренне© си«е, ист®чник к®т®р®© не ¤®«¦н®сть чин®вника, а функция, к®т®рую ®н вып®«няет в г®су¤арстве, не внешние при§наки ег® принफе¦н®сти к в«асти, а са¬ че«®век, я ви¦у истинн®е ¬у¦еств®, §ре«®сть, и эт® ¬еня в®схищает.
—т® ¦е касается ⮧¤е©ствия, к®т®р®е ¬®¦ет ®ка§ывать ®¤е¦¤а г®су¤арственн®г® с«у¦ащег®, ег® к®стю¬, т® я ¤у¬аю, чт® §нач謮сть этих внешних атрибут®в в так®© век, как наш, си«ьн® преуве«ичена. ‚ А¬ерике я не ра§ бы« сви¤ете«е¬ т®г®, как п® ®тн®шению к г®су¤арственн®¬у с«у¦аще¬у выра¦а«®сь ст®«ьк® вни¬ания и ува¦ения, ск®«ьк® §ас«у¦ива«а ег® ¤еяте«ьн®сть
и ег® «ичные качества.
Кр®¬е эт®г®, я ®чень с®¬неваюсь, чт®бы ®с®бая ®¤е¦¤а ¬®г«а сп®с®бств®вать сମува¦ению этих «ю¤е© и«и ува¦ению их ¤руг к ¤ругу, ес«и ®ни к т®¬у не расп®«®¦ены, так как не⮧¬®¦н® п®верить, чт® эти «ю¤и ®тн®сятся с б®«ьши¬ ува¦ение¬ к св®е© ®¤е¦¤е, не¦е«и к себе са¬и¬.
К®г¤а ¬не прих®¤ится ви¤еть у нас нек®т®рых б«юстите«е© §ак®на, груб® ра§г®варивающих с® ст®р®на¬и, участвующи¬и
в су¤ебн®¬ пр®цессе, «иб® упра¦няющихся в ®стр®у¬ии в их а¤рес, ﮦи¬ающих п«еча¬и в ®твет на ¬еры, пре¤прини¬ае¬ые §ащит®©, и снисх®¤ите«ьн® у«ыбающихся при перечис«ении ®бвинени©, ¬не х®чется, чт®бы с них сня«и п®«®¦енн®е и¬ п® ¤®«¦н®сти ®б«ачение, ¤абы п®с¬®треть, не всﮬнят «и ®ни, ®ка§авшись ®¤еты¬и, как пр®стые грতане, ® прир®¤н®¬ ¤®ст®инстве р®¤а че«®веческ®г®.
Никакие г®су¤арственные с«у¦бы в ‘®е¤иненных ˜татах не и¬еют специа«ьн®© ф®р¬ы, н® все г®су¤арственные с«у¦ащие п®«учают ¦а«®ванье.
И эт® яв«яется с«е¤ствие¬ ¤е¬®кратических принцип®в в еще б®«ьше© степени, че¬ т®, ® че¬ ш«а речь выше. „嬮кратически© ре¦и¬ ¬®¦ет ®кру¦ить пышн®стью св®их пре¤ставите«е© в«асти, б«юстите«е© §ак®на, ®¤еть их в ше«к и §®«®т®, не п®сягая пря¬® на принцип их существ®вания. ’ак®г® р®¤а приви«егии прех®¤ящи, ®ни свя§аны с ¬ест®¬, а не с че«®веꮬ. А в®т устан®вить бесп«атные, не®п«ачивае¬ые ¤®«¦н®сти - эт® у¦е сп®с®бств®вать п®яв«ению к«асса б®гатых и не§ависи¬ых г®су¤арственных с«у¦ащих, эт® с®§¤авать я¤р® арист®кратии. …с«и на𮤠еще с®храняет прав® выб®ра, ®существ«ение эт®г® права непре¬енн® ®граничен®.
К®г¤а ¬ы ви¤и¬, чт® какая-«иб® ¤е¬®кратическая респуб«ика ®бъяв«яет не®п«ачивае¬ы¬и те г®су¤арственные ¤®«¦н®сти, §а к®т®рые раньше п®«ага«ась п«ата, ¬®¦н® с уверенн®стью §ак«ючить, чт® ®на ¤ви¦ется к ¬®нархии. А к®г¤а ¬®нархия начинает ®п«ачивать ¤®«¦н®сти, ранее не®п«ачивае¬ые, эт® верны© §нак т®г®, чт® ¬®нархия ¤ви¦ется к ¤есп®тичесꮬу ре¦и¬у и«и к респуб«ике.
От¬ена ⮧нагрতения §а ¤®«¦н®сти, ранее ®п«ачивае¬ые, на ¬®© в§г«я¤, у¦е са¬а п® себе пре¤став«яет истинную рев®«юцию.
П®«н®е ®тсутствие не®п«ачивае¬ых г®су¤арственных ¤®«¦н®сте© в А¬ерике я расс¬атриваю как ®¤ин и§ наиб®«ее ®чеви¤ных при§нак®в п®«н®© в«асти ¤е¬®кратии. “с«уги, ®ка§ывае¬ые ®бществу, каки¬и бы ®ни ни бы«и, ®п«ачиваются, таки¬ ®бр৮¬ - кতы© и¬еет не т®«ьк® прав®, н® и ⮧¬®¦н®сть их ®ка§ывать.
…с«и ⠤嬮кратичесꮬ г®су¤арстве все грতане и¬еют прав® ¤®биваться ¤®«¦н®сти, ¬еста ¤«я с«у¦ения ®бществу, эт® не ®§начает, чт® все станут к т®¬у стре¬иться. И не §вание вы¤вига嬮㮠кан¤и¤ата, а к®«ичеств® и качеств® вы¤вигае¬ых кан¤и¤атур част® ®граничивают выб®р и§бирате«е©.
“ тех на𮤮в, у к®т®рых принцип выб®рн®сти распр®страняется на все, не существует п®«итическ®© карьеры в чист®¬ ви¤е. Лю¤и п®па¤ают на г®су¤арственные п®сты в каꮬ-т® с¬ыс«е с«уча©н®, и у них нет никак®© уверенн®сти в т®¬, чт® ®ни та¬ у¤ер¦атся. Ос®бенн® ес«и выб®ры пр®х®¤ят е¦е㮤н®. А ®тсю¤а, к®г¤а в стране сп®к®©н®, г®су¤арственные ¤®«¦н®сти ¬а«®прив«екате«ьны ¤«я чест®«юбивых «ю¤е©. ‚ ‘®е¤иненных ˜татах на и§ви«истые пути п®«итическ®© карьеры устр嬫яются «ю¤и у¬еренных в§г«я¤®в и ¦е«ани©. Лю¤и б®«ьш®г® та«анта и си«ьных страсте©, как прави«®, ®тстраняются ®т в«асти, чт®бы направить св®и си«ы на ¤®сти¦ение б®гатства. —аст® бывает так: к®г¤а че«®век чувствует себя несп®с®бны¬ успешн® вести св®и с®бственные ¤е«а, ®н берет на себя с¬е«®сть решать су¤ьбу г®су¤арства.
Эти причины, а так¦е п«®х®© выб®р, с¤е«анны© ¤е¬®кратие©, ®бъясняют т®т факт, чт® на г®су¤арственных п®стах част® си¤ят «ю¤и §ауря¤ные, ®бывате«и. Не §наю, и§бра« бы а¬ерикански© на𮤠на г®су¤арственные п®сты «ю¤е© и§ высших с«®ев ®бщества, тех, чт® ста«и бы ¤®биваться ег® си¬пати©; ®чеви¤н® ®¤н® - ®ни эт®г® не ¤®биваются.
О ПРА‚А• БЛЮ‘’И’…Л…Й ЗАКОНА 1
ПРИ ПОЛНО‚ЛА‘’ИИ „…МОКРА’ИИ ‚ АМ…РИК…
П®че¬у б«юстите«и §ак®на ®б«а¤ают б®«ьше© в«астью при абс®«ютн®© ¬®нархии и ⠤嬮кратических респуб«иках, че¬ при ®граниченн®© ¬®нархии. - ‚«асть б«юстите«я §ак®на в Н®в®© Анг«ии.
…сть ¤ва типа г®су¤арственн®г® устр®©ства, при к®т®рых в ¤еяте«ьн®сти б«юстите«е© §ак®на ®бнару¦ивается ¬н®г® пр®и§в®«а: при е¤ин®«ичн®¬ прав«ении, абс®«ютн®©; ¬®нархии, и при всев«астии ¤е¬®кратии.
Эт® пр®исх®¤ит вс«е¤ствие ®пре¤е«енн®г® сх®¤ства ¬е¦¤у эти¬и ре¦и¬а¬и. ‚ ¤есп®тических г®су¤арствах су¤ьба ®т¤е«ьн®© «ичн®сти не гарантир®вана, бу¤ь эт® г®су¤арственны© чин®вник и«и частн®е «иц®. М®нарх, в руках к®т®р®г® нах®¤ятся ¦и§нь, б«аг®п®«учие, а нере¤к® и честь «ю¤е©, к®т®рых ®н ¤ер¦ит у себя на с«у¦бе, п®«агает, чт® е¬у нечег® их б®яться. А п®т®¬у ®н и¬ пр央став«яет б®«ьшую св®б®¤у ¤е©стви©, бу¤учи уверенны¬ в т®¬, чт® ®ни ник®г¤а не исп®«ь§уют эт®г® пр®тив нег®.
‚ ¤есп®тических г®су¤арствах ¬®нарх так ув«ечен св®е© в«астью, чт® ®пасается, как бы ег® ¦е с®бственные прави«а не уще¬и«и эт®© в«асти. И ®н пре¤п®читает ви¤еть, чт® е㮠ﮤчиненные ¤е©ствуют в ®пре¤е«енн®¬ с¬ыс«е, как и¬ §аб«аг®рассу¤ится, эт® ¤ает е¬у уверенн®сть, чт® ®н ник®г¤а не встретит в них пр®ти⮤е©ствия св®и¬ ¦е«ания¬.
‚ ¤е¬®кратических г®су¤арствах б®«ьшинств®, к®т®р®е и¬еет ⮧¬®¦н®сть е¦ег®¤н® ®тбирать в«асть у тех, ꮬу ®н® ее ¤®вери«®, т®¦е не б®ится, чт® эт® ¬®¦ет быть исп®«ь§®ван® пр®тив нег® сମг®. И¬ея прав® в «юб®© ¬®¬ент §аявить ® св®е© в®«е правите«ьству, ®н® те¬ не ¬енее считает ¤«я себя «учши¬ пр央ставить правите«е© са¬и¬ себе и не свя§ывать их ¤еяте«ьн®сть ¦естки¬и прави«а¬и, иб®, ®граничивая их, ®н® в ®пре¤е«енн®© степени ®граничивает и себя.
Б®«ее приста«ьн®е и§учение этих ¤вух ре¦и¬®в при⮤ит ¤а¦е к таꮬу ®ткрытию: при п®«н®в«астии ¤е¬®кратии пр®и§в®« б«юстите«е© §ак®на еще б®«ьши©, че¬ в ¤есп®тических г®су¤арствах.
‚ этих г®су¤арствах ¬®нарх в как®©-т® ¬®¬ент ¬®¦ет нака§ать всех, ¤®пустивших нарушения §ак®на, ес«и ®н эт® ®бнару¦ит; прав¤а, е¬у не при¤ется ﮧ¤равить себя с те¬, чт® ®н ®бнару¦и« все преступ«ения, к®т®рые ﮤ«е¦ат нака§анию. ‚ ¤е¬®кратических г®су¤арствах, напр®тив, г«ава г®су¤арства и вс嬮гущ,
и как бы всю¤у присутствует ®¤н®вре¬енн®. П®эт®¬у ¬ы ви¤и¬, чт® а¬ериканские г®су¤арственные ¤еяте«и §начите«ьн® св®б®¤нее ¤е©ствуют в пре¤е«ах, ®черченных §ак®н®¬, че¬ г®су¤арственные ¤еяте«и в …вр®пе. Нере¤к® и¬ т®«ьк® ука§ывается це«ь,
к к®т®р®© ®ни ¤®«¦ны ¤вигаться, прав® выб®ра сре¤ств ®стается §а ни¬и.
‚ Н®в®© Анг«ии, напри¬ер, выб®рны¬ «ица¬ ®т кত®© ®бщины пр央став«яется прав® с®ставить спис®к прися¦ных §асе¤ате«е©, и е¤инственн®е треб®вание, к®т®р®е и¬ пре¤ъяв«яется, с«е¤ующее: ®ни ¤®«¦ны выбрать прися¦ных и§ чис«а грতан, и¬еющих прав® г®«®са и п®«ь§ующихся х®р®ше© репутацие©.
‚® ”ранции ¬ы бы с®ч«и, чт® ¦и§нь и св®б®¤а че«®века нах®¤ятся в ®пасн®сти, ес«и ¬ы ¤®вери¬ каꮬу-т® г®су¤арственн®¬у чин®внику, каки¬ бы ®н ни бы«, реа«и§®вывать ст®«ь ®пасн®е прав®.
А в Н®в®© Анг«ии те ¦е б«юстите«и §ак®на ¬®гут вывесить
в кабаре списки пьяниц и §апретить пр®¤авать и¬ вин®, а в с«учае нарушения ®б«агать «иц, пр®¤авших вин®, штраф®¬.
П®¤®бн®е пуб«ичн®е ®су¦¤ение ⮧¬ути«® бы на𮤠в стране сମ© чт® ни на есть абс®«ютн®© ¬®нархии; §¤есь ¦е на𮤠бе§ тру¤а эт®¬у ﮤчиняется.
Ни при ®¤н®¬ ре¦и¬е §ак®н не пр央став«яет так®© св®б®¤ы б姧ак®нию, как при п®«н®в«астн®© ¤е¬®кратии, п®т®¬у чт® ⠤嬮кратических респуб«иках б姧ак®ние, ка¦ется, не вы§ывает страха. М®¦н® ¤а¦е ска§ать, чт® б«юстите«ь §ак®на та¬ стан®вится св®б®¤нее, п® ¬ере т®г® как и§бирате«ьн®е прав® все чаще ¤ает ⮧¬®¦н®сть п®пасть на эт®т п®ст пре¤ставите«я¬ са¬ых ни§ших с«®ев ®бщества, а ср®к пребывания в ¤®«¦н®сти стан®вится все ®граниченнее.
Отсю¤а с«е¤ует, чт® ¤е¬®кратическ®© респуб«ике перерасти
в ¬®нархическ®е г®су¤арств® чре§выча©н® тру¤н®. Б«юстите«ь §ак®на, переставая быть выб®рны¬, с®храняет ®бычн® все права
и привычки и§бира嬮㮠«ица. ’аки¬ ®бр৮¬, наступает ¤есп®тически© ре¦и¬.
’®«ьк® при ®граниченн®© ¬®нархии §ак®н, с ®¤н®© ст®р®ны, ®черчивает круг ¤еяте«ьн®сти г®су¤арственных чин®вник®в,
с ¤руг®© - берет на себя §аб®ту рук®в®¤ить кতы¬ их ша㮬
в этих пре¤е«ах. Причину эт®г® «егк® ®бъяснить.
‚ ®граниченных ¬®нархиях в«асть р৤е«ена ¬е¦¤у на𮤮¬ и ¬®нарх®¬. И т®т и ¤руг®© §аинтерес®ваны в т®¬, чт®бы п®«®¦ение б«юстите«е© §ак®на бы«® стаби«ьны¬.
М®нарх не х®чет вручать су¤ьбу св®их чин®вник®в нар®¤у и§ ®пасения, чт® те нанесут ущерб ег® в«асти, на𮤠¦е с® св®е© ст®р®ны б®ится, чт® ес«и б«юстите«и §ак®на бу¤ут в абс®«ютн®© §авис謮сти ®т ¬®нарха, т® ®ни станут ущ嬫ять св®б®¤у; таки¬ ®бр৮¬, б«юстите«е© §ак®на не ставят в п®«ную §авис謮сть ни ®т ®¤н®г®, ни ®т ¤руг®г®.
О¤на и та ¦е причина при⮤ит ¬®нарха и нар®¤ к ¬ыс«и
® не§авис謮сти г®су¤арственных чин®вник®в и к п®иску гаранти©, ®беспечивающих не⮧¬®¦н®сть §«®уп®треб«ения эт®© не§авис謮стью - ¤абы не ®берну«ась ®на пр®тив в«асти ¬®нарха и«и пр®тив св®б®¤ы нар®¤а. Обе ст®р®ны прих®¤ят к с®г«ашению, чт® не®бх®¤и¬® §аранее ®пре¤е«ить круг ¤еяте«ьн®сти и «инию п®ве¤ения г®су¤арственных чин®вник®в, и в с®®тветствии с интереса¬и ®беих ст®р®н вырабатываются прави«а, ®т к®т®рых чин®вники не ¤®«¦ны ®тступать. :
Г«ава VI
Р…АЛЬНЫ… ПР…ИМ“™…‘’‚А „…МОКРА’И—…‘КОЙ ”ОРМЫ ПРА‚Л…НИЯ „ЛЯ АМ…РИКАН‘КОГО ОБ™…‘’‚А
‚ нача«е ¤анн®© г«авы я считаю не®бх®¤и¬ы¬ наﮬнить читате«ю т®, ® че¬ я у¦ н室н®кратн® г®в®ри« в эт®© книге.
П®«итическ®е устр®©ств® ‘®е¤иненных ˜тат®в пре¤став«яет с®б®© ¤е¬®кратическую ф®р¬у прав«ения; ®¤нак®, п® ¬®е¬у ¬нению, а¬ериканские учр妤ения не яв«яются ни «учши¬и, ни е¤инственн® в®§¬®¦ны¬и ¤«я нар®¤а, ¦ивуще㮠⠤嬮кратичесꮬ ®бществе.
Знаꮬя читате«я с преи¬ущества¬и а¬ериканск®© ¤е¬®кратии, я ¤а«ек ®т ¬ыс«и ® т®¬, чт® ﮤ®бные преи¬ущества ¬®гут ⮧никнуть «ишь в ре§у«ьтате ¤е©ствия каких-т® ®¤них ®пре¤е«енных §ак®н®в.
ОБ™АЯ НАПРА‚Л…ННО‘’Ь ЗАКОНО‚ „…МОКРА’И—…‘КОЙ
‚ЛА‘’И ‚ АМ…РИК… И ‘‚ОЙ‘’‚А ’…•, К’О ПРО‚О„И’ И• ‚ ЖИЗНЬ
П®р®ки ¤е¬®кратии бр®саются в г«а§а. - …е преи¬ущества стан®вятся §а¬етны «ишь с® вре¬ене¬. - А¬ериканская ¤е¬®кратия не всег¤а ¤е©ствует у¤ачн®, н® ®бщая направ«енн®сть ее §ак®н®в п®«е§на ¤«я ®бщества. - Г®су¤арственные с«у¦ащие в а¬ерикансꮬ ¤е¬®кратичесꮬ ®бществе не и¬еют интерес®в, стаби«ьн® ®т«ичающихся ®т интерес®в б®«ьшинства. - К че¬у эт® при⮤ит.
П®р®ки и с«аб®сти ¤е¬®кратическ®© ф®р¬ы прав«ения «е¦ат на п®верхн®сти, ¤«я их ¤®ка§ате«ьства ¬®¦н® привести ®чеви¤ные факты. ‚ т® ¦е вре¬я б«аг®тв®рн®е ⮧¤е©ствие так®© ф®р¬ы прав«ения ®существ«яется не§а¬етн®, ¬®¦н® ¤а¦е ска§ать, ﮤспу¤н®. …е н央статки п®ра¦ают с перв®г® в§г«я¤а, а ¤®ст®инства ®ткрываются «ишь с® вре¬ене¬.
А¬ериканские §ак®ны нере¤к® бывают небре¦н® сф®р¬у«ир®ванны¬и и неп®«ны¬и. ‘«учается, чт® ®ни не учитывают существующих прав и«и п®®щряют те, к®т®рые ¬®гут пре¤став«ять ®пасн®сть. К®г¤а ®ни х®р®ши са¬и п® себе, их б®«ьши¬ н央статꮬ яв«яется частая их с¬ена. ‚се эт® ви¤н® нев®®ру¦енны¬ г«а§®¬.
П®че¬у ¦е в таꮬ с«учае а¬ериканские респуб«ики ¦ивут
и пр®цветают? Г®в®ря ® §ак®нах, ну¦н® тщате«ьн® р৫ичать,
с ®¤н®© ст®р®ны, це«ь, к®т®рую ®ни прес«е¤уют, а с ¤руг®© - сре¤ства ¤®сти¦ения эт®© це«и, т® есть их абс®«ютную и ®тн®сите«ьную ¤®бр®качественн®сть.
Пре¤п®«®¦и¬, чт® §ак®н®¤ате«ь стре¬ится ®гра¤ить интересы неб®«ьш®г® чис«а «ю¤е© в ущерб б®«ьшинству. Он с®став«яет п®«®¦ения §ак®на так, чт®бы ¤®стичь исꮬ®г® ре§у«ьтата в ¬акси¬а«ьн® с¦атые ср®ки и с наи¬еньши¬и уси«ия¬и. Зак®н п®«учится х®р®ши¬, н® це«ь - ¤урная. При эт®¬ че¬ «учше ее у¤астся в®п«®тить в ¦и§нь, те¬ б®«ьшую ®пасн®сть ®на бу¤ет пре¤став«ять.
„嬮кратические §ак®ны ®бычн® стре¬ятся ®беспечить б«аг® б®«ьшинства. ‚е¤ь ®ни исх®¤ят ®т б®«ьшинства грতан, к®т®рые ¬®гут ®шибаться, н® не ¬®гут выра¦ать интерес®в, пр®тив®п®«®¦ных св®и¬ с®бственны¬.
Арист®кратические §ак®ны, напр®тив, тяг®теют к с®ср央т®чению в«асти и б®гатства в руках неб®«ьш®© группы «ю¤е©, п®ск®«ьку арист®кратия п® св®е© прир®¤е всег¤а яв«яется ¬еньшинст⮬.
‚ це«®¬ ¬®¦н® ска§ать, чт® ¤е¬®кратическ®е §ак®н®тв®рчеств® несет б®«ьше б«ага че«®вечеству, че¬ арист®кратическ®е.
О¤нак® эт® ег® е¤инственн®е преи¬уществ®.
Арист®кратия §начите«ьн® б®«ее у¬е«® п®«ь§уется §ак®н®¤ате«ьст⮬, че¬ ¤е¬®кратия. Она х®р®ш® в«а¤еет с®б®©, е© не§наꮬы ¬и¬®«етные ув«ечения, ®на тщате«ьн® вынашивает св®и §а¬ыс«ы и у¬еет ¤®¦¤аться б«аг®приятн®г® с«учая ¤«я их в®п«®щения. Она ¤е©ствует с® §нание¬ ¤е«а и у¬еет в ®пре¤е«енны© ¬®¬ент ¬астерски направить с®в®купную си«у св®их §ак®н®в на е¤иную це«ь.
О ¤е¬®кратии эт®г® ска§ать не«ь§я: ее §ак®ны п®чти всег¤а нес®вершенны и«и несв®евре¬енны.
‘«е¤®вате«ьн®, сре¤ства, исп®«ь§уе¬ые ¤е¬®кратие©, ¬енее с®вершенны, че¬ те, к®т®рые исп®«ь§ует арист®кратия, и ®на част® пр®тив св®е© в®«и ¤е©ствует себе в® вре¤, н® ее це«и б«аг®р®¤ны.
Пре¤ставьте себе ®бществ®, прир®¤а и структура к®т®р®г® так®вы, чт® ﮧ⮫яют е¬у перен®сить вре¬енн®е ¤е©ствие неу¤ачных §ак®н®в, ®бществ®, к®т®р®е ¬®¦ет бе§ ®пасн®сти ¤«я себя ¦¤ать б«аг®тв®рных ре§у«ьтат®в ®бще© направ«енн®сти §ак®н®в, и вы с®г«аситесь, чт®, пр®цветанию так®г® ®бщества в наиб®«ьше© степени сп®с®бствует ¤е¬®кратическая ф®р¬а прав«ения, нес¬®тря на все ее п®р®ки.
И¬енн® так ®бст®ит ¤е«® в ‘®е¤иненных ˜татах. Я п®вт®рю §¤есь т®, чт® у¦е г®в®ри« выше: ®гр®¬н®е преи¬уществ® а¬ериканцев с®ст®ит в т®¬, чт® ®ни ¬®гут себе ﮧ⮫ить с®вершать п®прави¬ые ®шибки.
П®чти т® ¦е са¬®е ¬®¦н® ска§ать и ® г®су¤арственных с«у¦ащих.
Легк® уви¤еть, чт® а¬ериканская ¤е¬®кратия част® ®шибается в выб®ре «ю¤е©, к®т®ры¬ ®на ¤®веряет в«асть. О¤нак® с®все¬ не «егк® ®тветить на в®пр®с, п®че¬у управ«я嬮е эти¬и «ю¤ь¬и г®су¤арств® пр®цветает.
‘«е¤ует ®т¬етить, чт®, х®тя правите«и ¤е¬®кратическ®г® г®су¤арства не всег¤а ¤®стат®чн® честны и ра§у¬ны, ег® грতане пр®свещенны и с®§нате«ьны.
Нар®¤ы ¤е¬®кратических г®су¤арств, п®ст®янн® §анятые св®и¬и ¤е«а¬и и ревнив® ®берегающие св®и права, не ﮧ⮫яют св®и¬ пре¤ставите«я¬ ®тк«®няться ®т ®пре¤е«енн®© ®бще© «инии, ¤икту嬮© их интереса¬и.
Не с«е¤ует так¦е §абывать ® т®¬, чт® ⠤嬮кратических г®су¤арствах чин®вники, вып®«няющие св®и ®бя§анн®сти ху¦е, че¬ чин®вники ¤ругих г®су¤арств, ®стаются у в«асти не с«ишꮬ ¤®«г®.
Н® есть и еще ®¤на причина, б®«ее ®бщег® характера и б®«ее г«уб®кая. К®нечн®, нар®¤н®е б«аг® требует ®т правите«е© ¤®бр®¤ете«е© и та«ант®в. Н® еще в б®«ьше© степени ®н® требует ®бщн®сти интерес®в грতан и правите«е©. ‚ пр®тивн®¬ с«учае ¤®бр®¤ете«и ¬®гут стать бесп®«е§ны¬и, а та«анты - ®пасны¬и.
‚а¦н®, чт®бы правите«и и ¬ассы грতан не бы«и р৤е«ены пр®тив®п®«®¦ны¬и и«и р৫ичны¬и интереса¬и. Н® эт® ®тню¤ь не §начит, чт® интересы всех ¤®«¦ны п®«н®стью с®впа¤ать. ’ак®г® не бывает ник®г¤а.
…ще не н੤ен® п®«итическ®е устр®©ств®, к®т®р®е бы в ®¤инак®в®© степени б«аг®приятств®ва«® ра§витию и пр®цветанию всех к«асс®в, с®став«яющих ®бществ®. К«ассы пре¤став«яют с®б®© нечт® вр®¤е ®т¤е«ьных наци© внутри ®¤н®г® нар®¤а, и ®пыт п®ка§ывает, чт® ®т¤авать как®©-«иб® и§ них в руки ¤руг®г® так ¦е ®пасн®, как ﮧ⮫ять ®¤н®¬у нар®¤у расп®ря¦аться су¤ьб®© ¤руг®г®. К®г¤а у в«асти ст®ят ®¤ни б®гатые, интересы бе¤ных всег¤а в ®пасн®сти. …с«и бе¤ные ¤иктуют св®ю в®«ю, ﮤ у¤ар ставятся интересы б®гатых. ‚ че¬ ¦е §ак«ючаются преи¬ущества ¤е¬®кратии? Реа«ьн® ®ни §ак«ючаются не в т®¬, чт® ¤е¬®кратия, как г®в®рят нек®т®рые, гарантирует пр®цветание все¬, а в т®¬, чт® ®на сп®с®бствует б«аг®с®ст®янию б®«ьшинства.
Лю¤и, к®т®рые в ‘®е¤иненных ˜татах рук®в®¤ят ¤е«а¬и ®бщества, част® не ®б«а¤ают таки¬и ¦е та«анта¬и и ¬®ра«ьны¬и качества¬и, как те, к®г® к в«асти при⮤ит арист®кратия. Н® их интересы с¬ешиваются и с«иваются с интереса¬и б®«ьше© части их с®грতан. Они ¬®гут с®вершать нечестные п®ступки и«и серье§ные пр®¬ахи, н® ®ни ник®г¤а не бу¤ут систе¬атически пр®в®¤ить п®«итику, врতебную б®«ьшинству, их прав«ение ник®г¤а не бу¤ет ®т«ичаться ®пасн®© нетерп謮стью.
‚ ¤е¬®кратичесꮬ ®бществе п«®хая раб®та чин®вника - эт® всег® «ишь ®т¤е«ьны© факт, ®ка§ывающи© в«ияние т®«ьк® в® вре¬я исп®«нения и¬ св®их ®бя§анн®сте©. К®ррупция и неꮬпетентн®сть не яв«яются те¬и ®бщи¬и интереса¬и, к®т®рые ¬®г«и бы нम«г® ®бъе¤инить «ю¤е©.
Пр®¤а¦ны© и несп®с®бны© чин®вник не станет ¤е©ств®вать с®®бща с ¤руги¬ чин®винꮬ т®«ьк® п®т®¬у, чт® т®т т®¦е туп
и пр®¤а¦ен. Они не бу¤ут с®в¬естн® тру¤иться ¤«я пр®цветания к®ррупции и неꮬпетентн®сти. ‚е¤ь в«аст®«юбие и ¬ахинации ®¤н®г® ¬®гут привести к р৮б«ачению ¤руг®г®. ‚ ¤е¬®кратических г®су¤арствах п®р®ки чин®вник®в ®бычн® ин¤иви¤уа«ьны.
‚ г®су¤арстве, управ«я嬮¬ арист®кратие©, ®бщественны¬ ¤еяте«я¬ присущи к«асс®вые интересы. Ин®г¤а, прав¤а, ®ни ¬®гут сб«и¦аться с интереса¬и б®«ьшинства, н® чаще ®т«ичаются ®т них. И§ них вырастают ¤«ите«ьные свя§и, сп«ачивающие всех ®бщественных ¤еяте«е©, п®бу¦¤ающие их ®бъе¤инять и с®г«ас®вывать ¤е©ствия, це«ью к®т®рых не всег¤а яв«яется б«аг® б®«ьшинства. При эт®¬ правите«и свя§аны не т®«ьк® ¤руг с ¤ру㮬, н® и с не¬а«ы¬ к®«ичест⮬ грতан, тех пре¤ставите«е© арист®кратическ®г® с®с«®вия, к®т®рые не §ани¬ают никаких г®су¤арственных ¤®«¦н®сте©.
’аки¬ ®бр৮¬ чин®вник в арист®кратичесꮬ г®су¤арстве п®ст®янн® ®щущает ﮤ¤ер¦ку как с® ст®р®ны ®бщества, так и с® ст®р®ны правите«ьства.
Ма«® т®г®, чт® в арист®кратичесꮬ г®су¤арстве чин®вники и¬еют ®бщие интересы и це«и с ®пре¤е«енн®© частью св®их с®вре¬енник®в, и¬ так¦е б«и§ки интересы гря¤ущих п®к®«ени©, к®т®ры¬ ®ни, ¬®¦н® ска§ать, с«у¦ат. Они тру¤ятся не т®«ьк® ¤«я наст®ящег®, н® и ¤«я бу¤ущег®. ‚се ве¤ет этих чин®вник®в к е¤ин®© це«и: и страсти грতан, и их с®бственные страсти, и ¤а¦е интересы п®т®¬к®в.
‚®§¬®¦н® «и пр®тив®ст®ять таꮬу нап®ру? П®эт®¬у нере¤к® в арист®кратических ®бществах к«асс®вые интересы п®раб®щают ¤а¦е честных «ю¤е©, и ®ни, са¬и т®г® не §а¬ечая, п®степенн® и§¬еняют ®бществ®, с®®бра§уясь т®«ьк® с® св®и¬и интереса¬и,
а так¦е ¤е«ают все ¤«я т®г®, чт®бы ®беспечить на¤е¦н®е бу¤ущее св®и¬ п®т®¬ка¬.
Не §наю, есть «и на свете ¤ругая такая ¦е «ибера«ьная арист®кратия, как анг«и©ская, к®т®рая п®ст®янн® ¤ава«а бы ст®«ьк® ¤®ст®©ных и пр®свещенных «ю¤е© ¤«я управ«ения стран®©.
О¤нак® не«ь§я не при§нать, чт® анг«и©ские §ак®ны част® ¦ертвуют б«а㮬 бе¤н®г® ра¤и б«ага б®гат®г® и права¬и б®«ьшинства ра¤и приви«еги© нек®т®рых. ‚®т п®че¬у се㮤няшняя Анг«ия - эт® страна кра©н®сте©, в к®т®р®© бе¤ не ¬еньше, че¬ ¬®гущества и с«авы.
‚ ‘®е¤иненных ˜татах, г¤е г®су¤арственные с«у¦ащие не §ащищают к«асс®вых интерес®в, непрерывны© пр®цесс управ«ения в це«®¬ прин®сит п®«ь§у, х®тя правите«и нере¤к® бывают неꮬпетентны и ¤а¦е ¤®ст®©ны пре§рения.
М®¦н® с¤е«ать вы⮤ ® т®¬, чт® ¤е¬®кратические учр妤ения таят в себе си«у, б«а㮤аря к®т®р®© ®т¤е«ьные «ю¤и, нес¬®тря на св®и п®р®ки и §аб«у¦¤ения, с®¤е©ствуют ®бще¬у пр®цветанию, т®г¤а как в арист®кратических учр妤ениях есть нечт® так®е,
в си«у чег® ¤еяте«ьн®сть та«ант«ивых и ¤®бр®¤ете«ьных «ю¤е© при⮤ит к стра¤ания¬ их с®грতан. ’ак, с«учается, чт® в арист®кратических г®су¤арствах ®бщественные ¤еяте«и тв®рят §«®, не ¦е«ая эт®г®, а ⠤嬮кратических - б«аг®, не §а¬ечая эт®г®.
ОБ™…‘’‚…ННЫ… НА‘’РО…НИЯ ‚ ‘О…„ИН…ННЫ• ˜’А’А•
‚𮦤енная «юб®вь к р®¤ине. - Рассу¤®чны© патри®т觬. - Р৫ичие ¬е¦¤у ни¬и. - …с«и первая исче§ает, нар®¤а¬ с«е¤ует ¤е«ать все, чт®бы при®брести вт®р®©. - Какие уси«ия при«®¦и«и ¤«я эт®г® а¬ериканцы. - ’есная свя§ь интерес®в страны и ®т¤е«ьных грতан.
‘уществует «юб®вь к р®¤ине, к®т®рую питают не®с®§нанные, беск®рыстные и неу«®ви¬ые чувства, «юб®вь, к®т®рая нап®«няет ¤ушу че«®века привя§анн®стью к ¬есту е㮠𮦤ения. К так®© инстинктивн®© «юбви при¬ешивается еще привер¦енн®сть
к ¤ревни¬ ®бычая¬, ува¦ение к пре¤ка¬, па¬ять ® пр®ш«®¬,
и «ю¤и «юбят св®ю страну так ¦е, как ®тц®вски© ¤®¬. И¬ ¤®р®ги царящее в не© сп®к®©ствие, при®бретенные та¬ ¬ирные привычки, в®сﮬинания, к®т®рые ®на и¬ навевает. И¬ ¤а¦е бывает с«а¤к® ¦ить та¬ в нев®«е. ’акая «юб®вь к р®¤ине нере¤к® ﮤ®гревается еще и ре«иг讧ны¬и чувства¬и, и т®г¤а ®на сп®с®бна тв®рить чу¤еса. ‚пр®че¬, ®на са¬а п®х®¤ит на ре«игию: испытывающи© ее че«®век не рассу¦¤ает, ®н верит, чувствует и ¤е©ствует. И§вестны нар®¤ы, к®т®рые, ¬®¦н® ска§ать, перс®нифицир®ва«и св®ю р®¤ину, ®т®¦¤еств«яя ее с г®су¤аре¬. Они перен®си«и на нег® часть св®их патри®тических чувств, г®р¤и«ись ег® п®бе¤а¬и и ег® всеси«ие¬. „® ”ранцу§ск®© рев®«юции бы«® вре¬я, к®г¤а францу§ы с как®©-т® рमстью прини¬а«и бе§граничны© пр®и§в®« ¬®нарха и г®р¤® г®в®ри«и: "“ нас са¬ы© ¬®гущественны© к®р®«ь на §е¬«е".
Как всяк®е не®с®§нанн®е чувств®, такая «юб®вь к р®¤ине ¬®¦ет ск®рее ﮤвигнуть на крупные, н® кратк®вре¬енные ¤е«а, че¬ на п®ст®янные уси«ия. Она спасет г®су¤арств® в ¬инуту ®пасн®сти и ¬®¦ет ®ставить ег® на пр®и§в®« су¤ьбы в ¬ирн®е вре¬я.
Эта инстинктивная «юб®вь к р®¤ине царит т®г¤а, к®г¤а нравы пр®сты, а вера крепка, к®г¤а бе§р৤е«ьн® в«аствует ¤авни© ®бщественны© п®ря¤®к, справ夫ив®сть к®т®р®г® никт® не ®спаривает.
…сть и ¤ругая «юб®вь к р®¤ине, б®«ее раци®на«ьная. Она, быть ¬®¦ет, ¬енее ве«иꮤушна и пы«ка, н® б®«ее п«®¤®тв®рна и уст®©чива. Эта «юб®вь ⮧никает в ре§у«ьтате пр®свещения, ра§вивается с ﮬ®щью §ак®н®в, растет п® ¬ере п®«ь§®вания права¬и
и в к®нце к®нц®в с«ивается с «ичны¬и интереса¬и че«®века. Лю¤и начинают ви¤еть свя§ь б«аг®с®ст®яния страны и их с®бственн®г® б«аг®с®ст®яния, ®с®§нают, чт® §ак®н ﮧ⮫яет и¬ ег® с®§¤авать. “ них пр®бу¦¤ается интерес к пр®цветанию страны снача«а как к че¬у-т®, прин®сяще¬у и¬ п®«ь§у, а §ате¬ как
к с®бственн®¬у тв®рению.
О¤нак® в ¦и§ни на𮤮в ин®г¤а наступают пер认ы, к®г¤а ¤ревние нравы и ®бычаи ра§рушены, вера п®к®«еб«ена, ува¦ение к пр®ш«®¬у §абыт®, и в т® ¦е вре¬я пр®свещение еще не п®«учи«® распр®странения, а п®«итические права еще ®граничены
и нена¤е¦ны. ‚ такие ¬®¬енты р®¤ина пре¤став«яется «ю¤я¬ как нечт® с¬утн®е и неверн®е. Они не свя§ывают пре¤став«ение
® не© ни с террит®рие©, к®т®рая превращается в их г«а§ах в б姤ушную §е¬«ю, ни с ®бычая¬и пре¤к®в, на к®т®рые ®ни у¦е привык«и с¬®треть как на яр¬®, ни с ре«игие©, в к®т®р®© ®ни с®¬неваются, ни с §ак®на¬и, к с®§¤анию к®т®рых их не ﮤпускают, ни с §ак®н®¤ате«я¬и, к®т®рых ®ни б®ятся и пре§ирают. “тратив
и ®бра§ р®¤ины, и все т®, чт® ее ®«ицетв®ря«®, ®ни §а¬ыкаются
в у§к®¬ и неве¦ественн®¬ эг®и§¬е. ‚ такие ¬®¬енты «ю¤и «ишены пре¤рассу¤к®в, н® ®ни не при§нают и в«асти ра§у¬а. “ них нет ни инстинктивн®г® патри®т觬а, св®©ственн®г® ¬®нархии, ни рассу¤®чн®г®, присущег® респуб«ике, ®ни ®стан®ви«ись п®сре¤ине ¬е¦¤у те¬ и ¤руги¬ и ¦ивут в с¬уте и бесﮬ®щн®сти.
—т® ¤е«ать в таких с«учаях? Нम бы вернуться на§а¤. Н® как «ю¤и не ¬®гут вернуться к невинны¬ рमстя¬ юн®сти, так
и нар®¤ы не ¬®гут вн®вь ®брести утраченные чувства св®е© ¬®«®¤®сти. „а¦е ес«и ®ни с®¦а«еют ® них, ®ни не в си«ах их ⮧р®¤ить. П®ск®«ьку беск®рыстная «юб®вь к р®¤ине бе§в®§вратн® ух®¤ит, нम и¤ти впере¤ и ¤е«ать все ¤«я т®г®, чт®бы ®бъе¤инить в пре¤став«ениях нар®¤а «ичные интересы и интересы страны.
Я с®все¬ не х®чу ска§ать, чт® ¤«я т®г®, чт®бы ¤®биться эт®© це«и, ну¦н® сра§у пр央ставить все¬ грতана¬ п®«итические права. ’е¬ не ¬енее у нас есть т®«ьк® ®¤н® ¬®щн®е сре¤ств®, сп®с®бн®е §аинтерес®вать «ю¤е© су¤ьб®© св®е© страны: нम прив«ечь их к управ«ению ею. ‚ наши ¤ни грতанские чувства не®т¤е«и¬ы ®т п®«итических прав, и в бу¤уще¬ чис«® истинных грতан бу¤ет §ависеть ®т расширения и«и су¦ения пр央став«яе¬ых и¬ п®«итических прав.
Лю¤и, ныне ¦ивущие в ‘®е¤иненных ˜татах, прибы«и ту¤а не¤авн®, ®ни не принес«и с с®б®© ни пре¦них ®бычаев, ни в®сﮬинани©, ®ни встречаются та¬ впервые и п«®х® §нают ¤руг ¤руга. П®че¬у ¦е кতы© и§ них интересуется ¤е«а¬и ®бщины, ®круга и всег® г®су¤арства, как св®и¬и с®бственны¬и? ’®«ьк® п®т®¬у, чт® кতы© и§ них п®-св®е¬у прини¬ает активн®е участие в управ«ении ®бщест⮬.
‚ ‘®е¤иненных ˜татах пр®стые «ю¤и п®ни¬ают ®¤ну нес«®¦ную, н® в т® ¦е вре¬я п«®х® ®с®§нанную нар®¤а¬и истину: счастье кত®г® §ависит ®т ®бщег® пр®цветания. Б®«ее т®г®, ®ни привык«и с¬®треть на эт® пр®цветание как на ¤е«® св®их рук, ®ни не ®т¤е«яют б«аг®п®«учие ®бщества ®т с®бственн®г® б«аг®п®«учия и тру¤ятся на б«аг® г®су¤арства не т®«ьк® и§ чувства ¤®«га и«и г®р¤®сти, н®, ¬®¦н® ска§ать, и§ страсти к на¦иве. :
Книга вт®рая
—асть вт®рая
‚ЛИЯНИ… „…МОКРА’ИИ НА —“‚‘’‚А АМ…РИКАН–…‚

Г«ава I
ПО—…М“ „…МОКРА’И—…‘КИ… НАРО„Ы ‘ БОЛЬ˜ИМ ПЫЛОМ
И ПО‘’ОЯН‘’‚ОМ ЛЮБЯ’ РА‚…Н‘’‚О, —…М ‘‚ОБО„“
…¤ва «и есть нमбн®сть г®в®рить, чт® и§ всех чувств, п®р®¦¤ае¬ых в ®бществе равенст⮬ ус«®ви©, са¬ы¬ г«авны¬ и са¬ы¬ си«ьны¬ яв«яется «юб®вь к эт®¬у сମ¬у равенству. П®эт®¬у не с«е¤ует у¤ив«яться т®¬у, чт® я г®в®рю ® не© в первую ®чере¤ь.
‚се §а¬ети«и, чт® в наше вре¬я и ®с®бенн® в® ”ранции эт® стр嬫ение к равенству с кতы¬ ¤не¬ все б®«ее §ахватывает че«®веческие сер¤ца. ‘®тни ра§ у¦е г®в®ри«®сь, чт® наши с®вре¬енники с ку¤а б®«ьше© страстн®стью и п®ст®янст⮬ в«юб«ены в равенств®, че¬ в св®б®¤у; ®¤нак® я не считаю, чт® причины ¤анн®г® ®бст®яте«ьства выяв«ены с ¤®стат®чн®© п®«н®т®©. П®пытаюсь с¤е«ать эт®.
‚п®«не ⮧¬®¦н® пре¤ставить себе ту кра©нюю т®чку, в к®т®р®© св®б®¤а и равенств® пересекаются и с®в¬ещаются.
Пре¤п®«®¦и¬, чт® все грতане с®участвуют в управ«ении г®су¤арст⮬ и чт® кতы© и¬еет с®вершенн® равн®е прав® прини¬ать в эт®¬ участие.
‚ эт®¬ с«учае никт® не бу¤ет ®т«ичаться ®т себе ﮤ®бных
и ни ®¤ин че«®век не с¬®¦ет ®б«а¤ать тираническ®© в«астью; «ю¤и бу¤ут с®вершенн® св®б®¤ны, п®т®¬у чт® ®ни бу¤ут п®«н®стью равны, и ®ни бу¤ут с®вершенн® равны, п®т®¬у чт® бу¤ут п®«н®стью св®б®¤ны. И¬енн® к эт®¬у и¤еа«у стре¬ятся ¤е¬®кратические нар®¤ы.
’ак®ва са¬ая п®«ная ф®р¬а равенства, к®т®рая т®«ьк® ¬®¦ет быть устан®в«ена на §е¬«е; существуют, ®¤нак®, тысячи ¤ругих ф®р¬, к®т®рые, не бу¤учи ст®«ь ¦е с®вершенны¬и, е¤ва «и ¬енее ¤®р®ги эти¬ нар®¤а¬.
Равенств® ¬®¦ет быть устан®в«ен® ¤«я грতанск®г® ®бщества, не распр®страняясь на сферу п®«итическ®© ¦и§ни страны. Кতы© ¬®¦ет и¬еть прав® пре¤аваться ®¤ни¬ и те¬ ¦е рमстя¬ ¦и§ни, выбирать «юбую пр®фессию, и¬еть ¤®ступ в «юбые ®бщественные с®брания - с«®в®¬, вести ®¤инак®вы© с® все¬и ®бра§ ¦и§ни и ¤®биваться ¬атериа«ьн®г® б«аг®с®ст®яния ®¤ни¬и и те¬и ¦е сре¤ства¬и бе§ т®г®, чт®бы все прини¬а«и участие
в управ«ении г®су¤арст⮬.
Опре¤е«енн®г® р®¤а равенств® ¬®¦ет устан®виться в п®«итическ®© ¦и§ни ¤а¦е при п®«н®¬ ®тсутствии п®«итическ®© св®б®¤ы. Ин¤иви¤уу¬ ¬®¦ет быть равен с® все¬и ®ста«ьны¬и «ю¤ь¬и, §а иск«ючение¬ ®¤н®г®-е¤инственн®г® че«®века, к®т®ры©, бе§р৤е«ьн® г®сﮤствуя на¤ все¬и, сп®с®бен бе§ всяк®г® р৫ичия набирать и§ них исп®«ните«е© св®е© в«асти.
Бе§ тру¤а ¬®¦н® бы«® бы пр夫®¦ить ¬н®¦еств® ¤ругих гип®тетических п®стр®ени©, в к®т®рых весь¬а §начите«ьная степень равенства сп®с®бна «егк® с®четаться с на«ичие¬ б®«ее и«и ¬енее св®б®¤ных п®«итических институт®в и«и ¤а¦е с института¬и, с®все¬ «ишенны¬и св®б®¤ы.
•®тя «ю¤и, не бу¤учи с®вершенн® св®б®¤ны¬и, не ¬®гут быть абс®«ютн® равны¬и и х®тя, с®®тветственн®, равенств® в св®е¬ кра©не¬ выра¦ении с®впа¤ает с® св®б®¤®©, и¬еется те¬ не ¬енее веск®е ®сн®вание ви¤еть р৫ичие ¬е¦¤у эти¬и ¤ву¬я п®нятия¬и.
Люб®вь «ю¤е© к св®б®¤е и та ск«®нн®сть, к®т®рую ®ни испытывают к равенству в реа«ьн®© ¦и§ни, - с®вершенн® ра§ные чувства, и я ®с¬е«юсь ¤®бавить, чт® у ¤е¬®кратических на𮤮в эти чувства не равны п® си«е и §начению.
При вни¬ате«ьн®¬ расс¬®трении ¬®¦н® уви¤еть, чт® кতы© век ®т¬ечен ®¤н®© св®е®бра§н®© черт®©, с к®т®р®© свя§аны ®ста«ьные ег® ®с®бенн®сти; эта черта п®чти всег¤а п®р®¦¤ает ®сн®в®п®«агающую и¤ею и«и ¦е г®сﮤствующую страсть века, к®т®рая в к®нечн®¬ счете притягивает к себе и ув«екает св®и¬ течение¬ все че«®веческие чувства и все и¤еи ﮤ®бн® т®¬у, как б®«ьшая река притягивает к себе всяки© бегущи© п®б«и§®сти руче©.
‘в®б®¤а яв«я«а себя «ю¤я¬ в ра§ные вре¬ена и в ра§ных ф®р¬ах; ®на не свя§ана иск«ючите«ьн® с как®©-«иб® ®¤н®© ф®р¬®© с®циа«ьн®г® устр®©ства и встречается не т®«ьк® в ¤е¬®кратических г®су¤арствах. П®эт®¬у ®на не ¬®¦ет пре¤став«ять с®б®© ®т«ичите«ьн®© черты ¤е¬®кратическ®© эп®хи.
’®© ®с®бенн®©, иск«ючите«ьн®© черт®©, ®т«ичающе© ¤анную эп®ху ®т пре¤шеств®вавших, яв«яется равенств® ус«®ви© существ®вания; г®сﮤствующе© страстью, ¤ви¦уще© сер¤ца¬и «ю¤е© в такие вре¬ена, выступает «юб®вь к эт®¬у равенству.
Не спрашива©те, какую такую пре«есть ¤е¬®кратические нар®¤ы ви¤ят в т®¬, чт® все их грতане ¦ивут ®¤инак®в®, не спрашива©те и ®б ®с®бых причинах, к®т®рые ¬®гут ®бъяснять их ст®«ь уп®рную привя§анн®сть и¬енн® к равенству в чис«е всех б«аг, пр央став«яе¬ых и¬ ®бщест⮬: равенств® выступает ®т«ичите«ьны¬ при§наꮬ их эп®хи. Эт®г® вп®«не ¤®стат®чн® ¤«я ®бъяснения т®г® пре¤п®чтения, к®т®р®е ®ни ®ка§ывают равенству.
Не§авис謮 ®т на§ванн®© причины, ®¤нак®, существует ¬н®¦еств® ¤ругих ¬®тив®в, к®т®рые в® все вре¬ена п® ®быкн®вению §астав«я«и «ю¤е© пре¤п®читать равенств® св®б®¤е.
…с«и как®©-«иб® на𮤠¬®г сମст®яте«ьн® уничт®¦ить у себя и«и х®тя бы ®с«абить г®сﮤств® равенства, ®н ¤®стига« эт®г® «ишь в ре§у«ьтате ¤®«гих и ¬учите«ьных уси«и©. „«я эт®г® е¬у не®бх®¤и¬® бы«® 觬енить св®е с®циа«ьн®е устр®©ств®, ®т¬енить св®и §ак®ны, трансф®р¬ир®вать ®бычаи и нравы. П®«итическую св®б®¤у, напр®тив, нम все вре¬я крепк® ¤ер¦ать в руках: ¤®стат®чн® ®с«абить хватку, и ®на уск®«ь§ает.
’аки¬ ®бр৮¬, «ю¤и цепк® ¤ер¦атся §а равенств® не т®«ьк® п®т®¬у, чт® ®н® и¬ ¤®р®г®; ®ни привя§аны к не¬у еще и п®т®¬у, чт® верят в ег® неи§бывн®сть.
‘а¬ые ®граниченные и «егꮬыс«енные «ю¤и ®с®§нают, чт® чр姬ерная п®«итическая св®б®¤а сп®с®бна ﮤвергнуть ®пасн®сти сп®к®©ствие, нас«е¤ственн®е и¬уществ® и ¦и§нь ин¤иви¤уу¬®в. Напр®тив, т®«ьк® чре§выча©н® вни¬ате«ьные и пр®ницате«ьные «ю¤и §а¬ечают ту ®пасн®сть ¤«я нас, к®т®рую таит в себе равенств®, и, как прави«®, ®ни ук«®няются ®т ®бя§анн®сти пре¤упр妤ать ®кру¦ающих ®б эт®© угр®§е. Они §нают, чт® те несчастья, к®т®рых ®ни ®пасаются, еще весь¬а ¤а«еки, и тешат себя на¤е¦¤®©, чт® эти бе¤ы выпа¤ут «ишь на ¤®«ю гря¤ущих п®к®«ени©, ¤® к®т®рых нынешне¬у п®к®«ению ¬а«® ¤е«а. ’® §«®, к®т®р®е прин®сит с с®б®© св®б®¤а, ﮤчас пр®яв«яется не§а¬е¤«ите«ьн®; негативные ст®р®ны св®б®¤ы ви¤ны все¬, и все б®«ее и«и ¬енее ®стр® их ®щущают. ’® §«®, к®т®р®е ¬®¦ет пр®и§вести кра©няя степень равенства, ®бнару¦ивает себя п®степенн®; ®н® п®не¬н®гу пр®никает в ткани ®бщественн®г® ®рган觬а; ®н® §а¬ечается «ишь и§ре¤ка, и в т®т ¬®¬ент, к®г¤а ®н® стан®вится ®с®б® ра§рушите«ьны¬, привычка к не¬у у¦е ®став«яет «ю¤е© бесчувственны¬и.
’® ¤®бр®, чт® прин®сит с с®б®© св®б®¤а, ®бнару¦ивается «ишь ¤®«г®е вре¬я спустя и п®эт®¬у всег¤а «егк® ®шибиться в причинах, п®р®¤ивших б«аг®.
Преи¬ущества равенства ®щущаются не§а¬е¤«ите«ьн®,
и е¦е¤невн® ¬®¦н® наб«ю¤ать т®т ист®чник, и§ к®т®р®г® ®ни пр®истекают.
П®«итическая св®б®¤а вре¬я ®т вре¬ени ¤арует выс®к®е нас«а¦¤ение ®граниченн®¬у чис«у грতан.
Равенств® е¦е¤невн® на¤е«яет кত®г® че«®века ¬асс®© ¬е«ких рमсте©. Прив«екате«ьн®сть равенства ®щущается п®ст®янн® и ¤е©ствует на всяк®г®: ег® чарଠﮤ¤аются са¬ые б«аг®р®¤ные сер¤ца, и ¤уши са¬ые н觬енные с в®ст®р㮬 пре¤аются ег® нас«а¦¤ения¬. ’аки¬ ®бр৮¬, страсть, ⮧бу¦¤ае¬ая равенст⮬, ®¤н®вре¬енн® яв«яется и си«ьн®©, и все®бще©.
Лю¤и не ¬®гут п®«ь§®ваться п®«итическ®© св®б®¤®©, не ®п«ачивая ее каки¬и-«иб® ¦ертва¬и, и ®ни ник®г¤а не ®в«а¤евают ею бе§ б®«ьших уси«и©. Рमсти ¦е, ¤®став«яе¬ые равенст⮬, не требуют ни ¦ертв, ни уси«и© - их п®р®¦¤ает всяк®е не§начите«ьн®е с®бытие частн®© ¦и§ни, и, чт®бы нас«а¦¤аться и¬и, че«®веку нम пр®ст® ¦ить.
„嬮кратические нар®¤ы всег¤а с «юб®вью ®тн®сятся к равенству, ®¤нак® бывают пер认ы, к®г¤а ®ни ¤®в®¤ят эту «юб®вь ¤® исступ«ения. Эт® с«учается т®г¤а, к®г¤а старая ®бщественная иерархия, ¤®«г® расшатывае¬ая, ®к®нчате«ьн® ра§рушается в ре§у«ьтате п®с«е¤них яр®стных ¬е¦¤уус®бных схват®к и к®г¤а барьеры, р৤е«явшие грতан, нак®нец-т® ®ка§ываются ®пр®кинуты¬и. ‚ такие вре¬ена «ю¤и набрасываются на равенств®, как на ¤®бычу, и ¤®р®¦ат и¬, как ¤раг®ценн®стью, к®т®рую у них ¬®гут п®хитить. ‘трасть к равенству пр®никает в® все уг®«ки че«®веческ®г® сер¤ца, переп®«няя ег® и §ав«а¤евая и¬ це«иꮬ. Бесп®«е§н® ®бъяснять «ю¤я¬, чт®, с«еп® ®т¤аваясь ®¤н®© иск«ючите«ьн®© страсти, ®ни ставят ﮤ угр®§у св®и са¬ые ¦и§ненн® ва¦ные интересы: «ю¤и ®стаются г«ухи¬и. Бесп®«е§н® ¤®ка§ывать «ю¤я¬, чт®, п®ка ®ни с¬®трят в ¤ругую ст®р®ну, ®ни теряют св®б®¤у, к®т®рая уск®«ь§ает пря¬® и§ их рук: ®ни ®стаются с«епы¬и и«и, ск®рее, сп®с®бны¬и ви¤еть в® все© все«енн®© «ишь ®¤ин-е¤инственны© пр夬ет св®их ⮦¤е«ени©.
‚се выше觫®¦енн®е ®тн®сится к® все¬ ¤е¬®кратически¬ нация¬. :
“ б®«ьше© части с®вре¬енных наци©, и ®с®бенн® у на𮤮в к®нтинента«ьн®© …вр®пы, стр嬫ение к св®б®¤е и са¬а и¤ея св®б®¤ы ста«и §а𮦤аться и ра§виваться «ишь с т®г® вре¬ени, к®г¤а ус«®вия существ®вания «ю¤е© нача«и уравниваться - как с«е¤ствие эт®г® сମ㮠равенства. И и¬енн® абс®«ютные ¬®нархи б®«ее всег® ¤«я эт®г® п®тру¤и«ись, выравнивая чины и с®с«®вия сре¤и св®их ﮤ¤анных. ‚ ист®рии этих на𮤮в равенств® пре¤шеств®ва«® св®б®¤е; таки¬ ®бр৮¬, равенств® бы«® у¦е яв«ение¬ ¤авни¬, т®г¤а как св®б®¤а бы«а еще яв«ение¬ н®вы¬. Равенств® у¦е с®§¤а«® при嬫е¬ые ¤«я себя уб妤ения, ®бычаи и §ак®ны, в т® вре¬я как св®б®¤а впервые в п®«н®¬ ®¤ин®честве выш«а на авансцену при ясн®¬ свете ¤ня. ‘«е¤®вате«ьн®, св®б®¤а существ®ва«а «ишь в ви¤е и¤еи и внутренне© ск«®нн®сти, к®г¤а равенств® у¦е в®ш«® в ®бычаи на𮤮в, ®в«а¤е«® их нрава¬и и при¤а«® ®с®б®е направ«ение сମ© §ауря¤н®© ¦и§не¤еяте«ьн®сти «ю¤е©. ‘«е¤ует «и у¤ив«яться т®¬у, чт® наши с®вре¬енники пре¤п®читают равенств® св®б®¤е?
Я ¤у¬аю, чт® ¤е¬®кратические нар®¤ы испытывают естественн®е стр嬫ение к св®б®¤е; бу¤учи пр央став«енны¬и са¬и¬ себе, ®ни ее ищут, «юбят и б®«е§ненн® пере¦ивают ее утрату. О¤нак® равенств® вы§ывает в них страсть, пы«кую, неут®«и¬ую, непрех®¤ящую и не®б®ри¬ую; ®ни ¦а¦¤ут равенства в св®б®¤е, и, ес«и ®на и¬ не ¤®ступна, ®ни х®тят равенства х®тя бы в рабстве. Они вынесут бе¤н®сть, п®раб®щение, ра§гу« варварства, н® не п®терпят арист®кратии.
Эт® справ夫ив® ¤«я всех вре¬ен и ®с®бенн® ¤«я наших ¤не©. Какие бы «ю¤и и какие бы в«асти ни §ах®те«и в®сстать пр®тив эт®© неп®бе¤и¬®© си«ы, ®ни бу¤ут ®пр®кинуты и уничт®¦ены ею. ‚ наше вре¬я св®б®¤а не ¬®¦ет ⮧®б«а¤ать бе§ ее ﮤ¤ер¦ки,
и ¤а¦е ¤есп®ты не с¬®гут г®сﮤств®вать, не ®пираясь на нее. :

<< ╧Ёхф√фє∙р 

ёЄЁ. 14
(шч 14 ёЄЁ.)

╬├╦└┬╦┼═╚┼