<< ╧Ёхф√фє∙р 

ёЄЁ. 12
(шч 12 ёЄЁ.)

╬├╦└┬╦┼═╚┼

Эт® ®§начает, чт® в«асть п® р®¤®в®© сущн®сти св®е© есть си«а, и прит®¬ в®«евая си«а, а п® в褮⮬у ®т«ичию св®е¬у ®на яв«яется прав®в®ю си«®ю.
‚«асть есть пр妤е всег® си«а. Эт® выра¦ается в т®¬, чт® ®на есть сп®с®бн®сть к ⮧¤е©ствию и в«иянию. Бесси«ьная в«асть есть в «®гичесꮬ ®тн®шении бесс¬ыс«ица, а в г®су¤арственн®¬ ®тн®шении пагубны© при§рак, фант®¬ и«и си¬у«яция; такая в«асть ниꮬу не ну¦на, иб® ®на «ишена ﮤ«инн®©, ¦и§ненн®© реа«ьн®сти; ®на ®пасна и гибе«ьна, п®т®¬у чт® ве¤ет весь г®су¤арственны© с®ю§ к р৫®¦ению. :Г®су¤арств® с® с«аб®ю в«астью не¦и§несп®с®бн®. Ос«аб«ение и расшатание в«асти есть у¬ерщв«ение г®су¤арства. П®эт®¬у все т®, чт® с«агает си«у в«асти, - ав-т®ритет, е¤инств®, прав®та це«и, ®рган觮ванн®сть и исп®«ните«ьн®сть прину¤ите«ьн®г® аппарата, - все эт® ®бра§ует са¬ую ®сн®ву г®су¤арственн®г® бытия.
‚ ®т«ичие ®т всяк®© фи§ическ®© си«ы г®су¤арственная в«асть есть в®«евая си«а. Эт® ®§начает, чт® сп®с®б ее ¤е©ствия есть п® сମ© прир®¤е св®е© внутренни©, психически©, и прит®¬ ¤ух®вны©. ”и§ическая си«а, т.е. сп®с®бн®сть к вещественн®-те«есн®¬у ⮧¤е©ствию че«®века на че«®века, - не®бх®¤и¬а г®су¤арственн®© в«асти, н® ®на ®тню¤ь не с®став«яет ®сн®вн®г® сп®с®ба ¤е©ств®вать, присущег® г®су¤арству. Ма«® т®г®, г®су¤арственны© стр®© те¬ с®вершеннее, че¬ ¬енее ®н ®бращается к фи§ическ®© си«е, и и¬енн® т®т стр®©, к®т®ры© тяг®теет к иск«ючите«ьн®¬у г®сﮤству фи§ическ®© си«ы, - ﮤрывает себя и г®т®вит себе р৫®¦ение. <Меч> ®тню¤ь не выра¦ает сущн®сть г®су¤арственн®© в«асти; ®н есть «ишь кра©нее и б®«е§ненн®е ее сре¤ств®; ®н с®став«яет ее п®с«е¤нее с«®в® и с«абе©шую и§ ее ®п®р. Бывают п®«®¦ения и пер认ы, к®г¤а в«асть бе§ ¬еча есть не㮤ная и гибе«ьная в«асть, н® эт® пер认ы иск«ючите«ьные и нен®р¬а«ьные. Н®р¬а«ьн® си«а в«асти не в ¬ече, а в авт®ритетн®¬ в«иянии ее в®«ев®г® и¬ператива.
‚«асть есть си«а в®«и. Эта си«а 觬еряется не т®«ьк® интенсивн®стью и активн®стью внутреннег® в®«ев®г® напря¦ения, ®существ«я嬮㮠в«астите«е¬, н® и авт®ритетн®ю непрек«®нн®стью ег® внешних пр®яв«ени©. П®эт®¬у че«®век с нерешите«ьн®ю, к®«еб«ющеюся, р৤в®енн®ю в®«ею, ﮤ¤ающи©ся непр夬етны¬ в«ияния¬, ¬ягки© и уступчивы© - несп®с®бен к в«асти. На§начение в«асти в т®¬, чт®бы с®§¤авать в ¤ушах «ю¤е© настр®ение ®пре¤е«енн®сти, §авершенн®сти, и¬пу«ьсивн®сти и исп®«ните«ьн®сти. ‚«аствующи© ¤®«¦ен не т®«ьк® х®теть и решать, н® и ¤ругих систе¬атически при⮤ить к с®г«асн®¬у х®тению и решению. ‚«аств®вать §начит как бы на«агать св®ю в®«ю на в®«ю ¤ругих; ®¤нак® с те¬ чт®бы эт® на«®¦ение ¤®бр®в®«ьн® прини¬а«®сь те¬и, кт® ﮤчиняется. :
К эт®¬у прис®е¤иняется прав®в®© характер г®су¤арственн®© в«асти. Он ®б®§начает, чт® в®«я г®су¤арства как ра§н®ви¤н®сть че«®веческ®© в®«и не беспр夬етна и не ра§вя§ана, н® пр夬етн® свя§ана этически¬ с®¤ер¦ание¬.
Эти¬ ®пре¤е«яется ¤ух®вн®е, а не пр®ст® с®циа«ьн®-психическ®е бытие г®су¤арства. ‚ы¤е«енная в пр®цессе с®циа«ьн®© ¤ифференциации и п®«итически ®рган觮ванная в®«я нар®¤а с®храняет св®ю ¤ух®вную прир®¤у, св®ю ®бъективную це«ь, св®и принципы и св®и ¬ери«а. Г®су¤арственная в«асть с®б«ю¤ает св®ю истинную ¤ух®вную прир®¤у т®«ьк® т®г¤а, ес«и ®на ®стается верна св®е© це«и, св®и¬ путя¬ и сре¤ства¬; ®на п®«учает св®е священн®е §начение т®«ьк® и§ эт®© п®с«е¤не©, ¤ух®вн®©, нравственн®© и ре«иги®§н®© г«убины.
‚ этих ®сн®в®п®«агающих с®®бра¦ениях с®¤ер¦атся у¦е,
в сущн®сти г®в®ря, все акс讬ы в«асти. ‚§ятые в¬есте, ®ни утвер¦¤ают, чт® ®сн®вная прир®¤а права и г®су¤арства ¬ирится не с® всяки¬ в®сх®¦¤ение¬ к в«асти, чт® есть пути к в«асти, вступать на к®т®рые §начит ра§рушать и са¬ую в«асть, и г®су¤арств®. Б®рьба §а г®су¤арственную в«асть ¤®«¦на при всяких ус«®виях с®хранять св®ю п®«итическую прир®¤у; в пр®тивн®¬ с«учае путь п®губит са¬®е ¤®сти¦ение и сре¤ств® убьет св®ю це«ь. П®«итика и¬еет св®и не®бх®¤и¬ые пути и ф®р¬ы, и «ю¤я¬ ник®г¤а еще не у¤ава«®сь нарушать и п®пирать их бе§нака§анн®.
Первая акс讬а в«асти г«асит, чт® г®су¤арственная в«асть не ¬®¦ет принफе¦ать ниꮬу ﮬ謮 прав®в®г® п®«н®¬®чия.
Эт® явствует и§ т®г®, чт® §ак®н®¤ате«ь естественн®© прав®ты ¤®«¦ен ®б«а¤ать ®с®б®ю - пр夬етн®ю и ¤ух®вн®ю ꮬпетентн®стью: т®«ьк® ¤ух®вн® §рячи© че«®век ¬®¦ет и¬еть ®сн®вание
и прав® принять на себя в«астн®е рук®в®¤ств® ®бщественн®© ¦и§нью. ‚ п®ря¤ке п®«итическ®© це«ес®®бра§н®сти эт®г® требует принцип ®ргани§ации, п®к®яще©ся на р৤е«ении функци©, на их распре¤е«ении, на ®бщественн®¬ с®г«ашении и при§нании. Ма«® т®г®, прав®с®§нание требует, чт®бы са¬ая в«асть в®сприни¬а«ась не как си«а, п®р®¦¤ающая прав®, н® как п®«н®¬®чие, и¬еющее ¦и§ненн®е в«ияние (си«у) т®«ьк® в ¬еру св®е© прав®ты. Прав® р®¤ится не ®т си«ы, н® иск«ючите«ьн® ®т права и в к®нечн®¬ счете всег¤а ®т естественн®г® права. Эт® §начит, чт® грубая си«а, §ахватившая в«асть, бу¤ет с®§¤авать п®«®¦ите«ьн®е прав® «ишь в ту ¬еру, в какую прав®с®§нание «ю¤е© с®г«асится (ﮤ ¤ав«ение¬ каких бы т® ни бы«® с®®бра¦ени©) при§нать ее уп®«н®¬®ченн®© си«®©.
‚«асть, с®все¬ «ишенная прав®в®© санкции, есть юри¤ически ин¤ифферентн®е яв«ение: ®на не и¬еет прав®в®г® 觬ерения. П®«учить прав®вую санкцию ®на ¤®«¦на и ®т к®нституци®нн®г® §ак®на, и ®т при§нающег® прав®с®§нания. :
П®нятн®, чт® в«асть, не уп®«н®¬®ченная ни к®нституци®нн®ю ф®р¬®ю, ни при嬫ющи¬ прав®с®§нание¬, - ¬®¦ет т®«ьк® си¬у«ир®вать §ак®н®¤ате«ьств®, управ«ение и су¤, иб® ®на ®станется претен¤ующею и п®сягающею си«®ю; и ¤а¦е естественн®е прав®, с«уча©н® ею пр®в®§г«ашенн®е и утвер¦¤енн®е, ®станется и«и ®тв«еченн®ю ф®р¬у«®ю, и«и навя§анны¬ и ¬ертвы¬ ¦и§ненны¬ трафарет®¬. П®-ви¤и¬®¬у, эта первая акс讬а в«асти, требующая прав®в®г® п®«н®¬®чия, ﮤ¤ер¦ивается сମю ¦и§ненн®ю ¬еханик®ю г®су¤арства.
‚т®рая акс讬а в«асти утвер¦¤ает, чт® г®су¤арственная в«асть в пре¤е«ах кত®г® п®«итическ®г® с®ю§а ¤®«¦на быть е¤ина.
Эт® явствует и§ т®г®, чт® естественн®е прав® выра¦ает не®бх®¤и¬ую ф®р¬у сମ㮠¤уха и чт® п®эт®¬у ®н® сମ е¤ин®, как е¤ин „ух и е¤ина …г® прав®та. ‚ п®ря¤ке п®«итическ®© це«ес®®бра§н®сти эт®г® требует принцип г®су¤арственн®г® е¤инения, свя§ующег® ¬н®¦еств® «ю¤е© и¬енн® их ®тн®шение¬ к ®бще¬у и е¤ин®¬у ист®чнику п®«®¦ите«ьн®г® права.
…¤инств® г®су¤арственн®© в«асти с«е¤ует п®ни¬ать, к®нечн®, не в с¬ыс«е е¤инства <®ргана> и«и нераспре¤е«и¬®сти функци© и ꮬпетенци©, н® в с¬ыс«е е¤ин®г® ®рган觮ванн®г® в®«енаправ«ения, выра¦ающег®ся в е¤инстве ®бретае¬®г® и ®существ«я嬮㮠права. ‚ пре¤е«ах ®¤н®г® с®ю§а в ®¤ин и т®т ¦е ¬®¬ент ®¤н®
и т® ¦е - не ¬®¦ет быть сра§у <пра⮬> и <непра⮬>. П®«®¦ите«ьн®е прав® п® сମ¬у с¬ыс«у св®е¬у ®пре¤е«ите«ьн®, не¤вус¬ыс«енн® и е¤ин®; эт® е¤инств® ег® есть пр®яв«ение присутствующе© в не¬ ®свящающе© ег® естественн®© прав®ты.
И г®су¤арственная в«асть, и¬еющая выс®к®е на§начение ф®р¬у«ир®вать естественную прав®ту в ви¤е п®«®¦ите«ьных н®р¬, п®«учает ®тсю¤а §начение е¤ин®г® и е¤инственн®г® ꮬпетентн®г® ист®чника права; так чт® т®«ьк® п®«н®¬®чн®е при®бщение к не© ¬®¦ет с®®бщить че«®веку и«и ®ргану прав®устанав«ивающую ꮬпетенцию. :
’ретья акс讬а в«асти утвер¦¤ает, чт® г®су¤арственная в«асть всег¤а ¤®«¦на ®существ«яться «учши¬и «ю¤ь¬и, у¤®в«етв®ряющи¬и этичесꮬу и п®«итичесꮬу цен§у.
Эт® ®пре¤е«яется выс®т®ю, с«®¦н®стью и ®тветственн®стью сମ㮠§а¤ания, ра§решение к®т®р®г® пре¤п®«агает в че«®веке х󤮦ника естественн®© прав®ты. ‚ п®ря¤ке п®«итическ®© це«ес®®бра§н®сти эт®г® требует принцип авт®ритета в«асти и принцип ¤®бр®в®«ьн®г® при§нания ее с® ст®р®ны прав®с®§нания ﮤчиненных. ‚«асть, «ишенная авт®ритета, ху¦е, че¬ явн®е бе§в«астие; нар®¤, принципиа«ьн® ®твергающи© прав«ение «учших и«и не у¬еющи© ег® ®рган觮вать и ﮤ¤ер¦ивать, яв«яется чернью,
и ¤е¬аг®ги суть ег® ¤®ст®©ные ⮦¤и.
Лю¤и стан®вятся чернью т®г¤а, к®г¤а ®ни берутся §а г®су¤арственн®е ¤е«®, ¤ви¦и¬ые не п®«итически¬ прав®с®§нание¬, н® частн®ю к®рыстью; н® и¬енн® п®эт®¬у ®ни не ищут «учших «ю¤е© и не х®тят пере¤авать и¬ в«асть. К черни ¬®¦ет принफе¦ать всяки©: и б®гаты©, и бе¤ны©, и те¬ны© че«®век, и <инте««игент>. —ернь ®т«ичается к®рыстн®ю в®«ею и уб®ги¬ прав®с®§нание¬, а в рев®«юци®нные эп®хи сверх т®г® и п®«итическ®ю притя§ате«ьн®стью. Г®су¤арственная в«асть есть ¤«я нее «ишь у¤®бн®е сре¤ств®, с«у¦ащее ¤«я ¤®сти¦ения «ичных и«и к«асс®вых це«е©. :
’ак нарушение третье© акс讬ы в«асти с®§¤ает п®степенн® ре¦и¬ п®«итическ®© п®р®чн®сти и и§вращает в сମ¬ к®рне арист®кратическую прир®¤у г®су¤арственн®сти.
—етвертая акс讬а в«асти утвер¦¤ает, чт® п®«итическая пр®гра¬¬а ¬®¦ет вк«ючать в себя т®«ьк® такие ¬еры, к®т®рые прес«е¤уют ®бщи© интерес.
Эт® явствует и§ т®г®, чт® г®су¤арственная в«асть и¬еет при§вание утвер¦¤ать естественн®е прав®, а естественн®е прав®
с®впа¤ает и¬енн® с ®бщи¬, ¤ух®вны¬ интерес®¬ нар®¤а и грতанина. ‚ п®ря¤ке п®«итическ®© це«ес®®бра§н®сти эт® ®пре¤е«яется те¬, чт® т®«ьк® с«у¦ение ®бще¬у интересу превращает г®су¤арственную в«асть в ¤е©ствите«ьны©, авт®ритетны© центр п®«итическ®г® е¤инения.
Эту акси®¬у ¬®¦н® выра§ить так, чт® пр®грବа в«асти ¤®«¦на быть при嬫е¬а ¤«я §ре«®г® г®су¤арственн®г® прав®с®§нания; не пр®ст® ¤«я <на«ичн®г® в нар®¤е прав®с®§нания>, н® ¤«я ег® ¤ух®вн®верн®©, пр夬етн®© г«убины. П®став«ение себя «иц®¬ к «ицу с эт®© г«убин®ю прав®с®§нания и с ®бщи¬ г®су¤арственны¬ интерес®¬ - с®став«яет ®сн®вную §а¤ачу всяк®© честн®© п®«итическ®© партии.
Партия есть не ша©ка, не бан¤а, не к«ика и не к®терия1 и¬енн® п®ст®«ьку, п®ск®«ьку ®на стре¬ится с®§¤ать г®су¤арственную в«асть, а не пр®ст® §ахватить в«асть в г®су¤арстве. Н® в®«я к г®су¤арственн®© в«асти есть те¬ са¬ы¬ в®«я к г®су¤арственн®© це«и, к®т®рая не вк«ючает в себя никак®г® частн®г® - «ичн®г® и«и к«асс®в®г® - интереса как так®в®г®. П®эт®¬у п®«итическая партия не ¬®¦ет быть к«асс®в®ю п® св®е© пр®грବе: ®на ¤®«¦на быть непре¬енн® внек«асс®в®ю, и прит®¬ сверхк«асс®в®ю. Иб® г®су¤арственная в«асть есть нечт® е¤ин®е ¤«я всех и ®бщее все¬, и п®эт®¬у пр®грବа, на¬ечающая ее ¦е«анную и гря¤ущую «инию п®ве¤ения, ¬®¦ет с®¤ер¦ать ука§ания т®«ьк® на ®бщие интересы. Партия, «ишенная г®су¤арственн®© пр®грବы, ﮤ¤ер¦ивающая ®¤ин к«асс®вы© интерес, есть пр®тив®г®су¤арственная партия; ®на п®«итически не¤еесп®с®бна; ес«и ®на §ахватит в«асть, т® ®на п®ве¤ет не«епую и гибе«ьную п®«итику и п®губит г®су¤арств® раньше, че¬ си«а веще© §аставит ее наск®р® при¤у¬ать п®«итические ¤®бав«ения к ее пр®тив®п®«итическ®© пр®грବе.
Зре«®е прав®с®§нание есть е¤инственная си«а, к®т®рая ¬®¦ет ®беспечить г®су¤арственн®сть парти©ных пр®грବ. При на«ичн®сти так®г® прав®с®§нания партия ®т партии ®т«ичается не п® т®¬у, че© интерес ®тстаивает кতая и§ них: иб® все ®тстаивают ®¤ин и т®т ¦е интерес - г®су¤арственны©, н® п® т®¬у, как ®ни п®ни¬ают эт®т е¤ины© и ®бщи© все¬ интерес. ’®г¤а б®рьба пар-ти© яв«яется у¦е не к®нкурс®¬ к«асс®вых претен§и©, н® сп®р®¬ п®«итических п®ни¬ани©. ’®г¤а все партии х®тят ®¤н®г®
и т®г® ¦е: г®су¤арственн®г®, т.е. внек«асс®в®г® и сверхк«асс®в®г®, всегрতанск®г® б«ага; все партии выпрашивают е¤ин®е в®«енаправ«ение; все партии стараются пр妤е всег® ®т«ичить г®су¤арственны© интерес ®т «ичн®г® и к«асс®в®г®; и все с®§нают неﮧ⮫ите«ьн®сть п®стр®ения пр®грବы п® принципу к®рысти. :
О¤нак® н®р¬а«ьн®е в®сх®¦¤ение к в«асти пре¤п®«агает не т®«ьк® г®су¤арственн®сть пр®грବы, н® и ее ®существ謮сть. П®эт®¬у пятая акс讬а в«асти утвер¦¤ает, чт® пр®грବа в«асти ¬®¦ет вк«ючать в себя т®«ьк® ®существи¬ые ¬еры и«и реф®р¬ы.
Эт® явствует и§ т®г®, чт® §а¤ача г®су¤арственн®© в«асти есть ¦и§ненная и ¤е©ственная; при§вание ее не в т®¬, чт®бы гре§ить
® с®вершенн®¬ стр®е, н® в т®¬, чт®бы тв®рчески в«ить в ¦и§нь нар®¤а ⮧¬®¦ны© ¬акси¬у¬ естественн®-прав®в®© ф®р¬ы.
‚ п®ря¤ке п®«итическ®© це«ес®®бра§н®сти эт® ®пре¤е«яется те¬, чт® хи¬ерические и ут®пические §атеи не т®«ьк® п®¤рывают
в нар®¤е ¤®верие к в«асти, веру в п®«итическую ®ргани§ацию в®®бще и в®«ю к г®су¤арственн®¬у стр®ите«ьству, н® пр®ст® р৫агают и губят г®су¤арств®.
Как®вы бы ни бы«и п®с«е¤ние причины не®существ謮сти реф®р¬ы - бу¤ь т® естественные причины, технические и«и х®§я©ственные, - в г«а§ах г®су¤арственн®г® ¤еяте«я ®ни п®«учают п®«итически© характер: иб® ¤«я нег® <⮧¬®¦н®> «ишь т®, чт® ¬®¦ет быть ®существ«ен® при ¤анн®¬ ур®вне нар®¤н®г® прав®с®§нания п®сре¤ст⮬ и¬перативн®© прав®в®© ®ргани§ации. Эт® §начит, чт®
в кতы© ¤анны© ист®рически© ¬®¬ент ®н ¬®¦ет ®существить «ишь и§вестную часть т®г®, чт®, в®®бще г®в®ря, не®бх®¤и¬® ¤«я ®бщег® б«ага, и т®«ьк® эту часть ®н ¤®«¦ен вк«ючить в <пр®грବу ¤ня>. Нарушение эт®© акс讬ы п®р®¦¤ает б®«е§ненн®е яв«ение <п®«итическ®г® ¬акси¬а«и§¬а> и ве¤ет г®су¤арств® к р৫®¦ению. :
‚ ®бщественн®¬ и п®«итичесꮬ ра§витии есть св®я не®бх®¤и¬ая п®с«е¤®вате«ьн®сть, к®т®р®ю не«ь§я пренебрегать бе§нака§анн®, и ес«и партии начинают пренебрегать ею, т® ®ни вступают на путь §«®счастных не«еп®сте© и губят г®су¤арств®. Партия, стирающая р৫ичие ¬е¦¤у ¤а«ек®ю це«ью, не®существ謮ю при наст®яще¬ п®«®¦ении веще©, и ®чере¤н®ю, не®бх®¤и¬®ю реф®р¬®ю, - яв«яется п®«итически не¤еесп®с®бн®ю. Иб®, вк«ючая ¬акси¬а«ьные пункты в пр®грବу ¤ня, ®на ¤ает и§бирате«я¬ §ав央¬® неисп®«ни¬ые ®бещания и при§ывает их к §ав央¬® бе§на¤е¦н®© б®рьбе; ®на п®бу¦¤ает <треб®вать> т®г®, чег® не т®«ьк® никт® не ¬®¦ет <¤ать>, н® чег® и са¬ <требующи©> не ¬®г бы ни <в§ять>, ни с¤е«ать, ни ®существить, ес«и бы все с®г«аси«ись е¬у не ¬ешать; ®на п®бу¦¤ает верить в ⮧¬®¦н®сть т®г®, чт® на сମ¬ ¤е«е не⮧¬®¦н®, и - ®б¬ан®¬ и«и сମ®б¬ан®¬ - р০игая страсти, ®на бу¤ит в ¤ушах неут®«и¬ые притя§ания и г®т®вит п®веривши¬ тя¦е«®е р৮чар®вание. “б妤ая в ⮧¬®¦н®сти не⮧¬®¦н®г®, ¬акси¬а«ист начинает, с ®¤н®© ст®р®ны, у¬а«ять, иска¦ать и и§вращать ¤а«екую и¤еа«ьную це«ь, с ¤руг®© ст®р®ны, иска¦ать и и§вращать ®кру¦ающую ¤е©ствите«ьн®сть, т® у¬а«чивая ® неб«аг®приятных яв«ениях, т® вы¤у¬ывая несуществующие и т.¤. ’аки¬ ®бр৮¬ ®н вступает на путь бесс®§нате«ьн®© и«и с®§нате«ьн®© п®«итическ®© «¦и и те¬ п®¤рывает г®су¤ар- ственн®е е¤инение, иб® ®н нарушает не®бх®¤и¬®е ¤®верие «ю¤е© ¤руг к ¤ругу - и партии к ⮦¤я¬, и партии к ¤руги¬ партия¬, и, г«авн®е, не®рган觮ванн®© ¬ассы нар®¤а к партия¬ и к® все© п®«итике в®®бще. П®«итически© ин¤ифферент觬 и упमк прав®с®§нания яв«яются §ре«ы¬ п«®¤®¬ эт®© тактики. :
Нак®нец, шестая акс讬а в«асти утвер¦¤ает, чт® г®су¤арственная в«асть принципиа«ьн® свя§ана распре¤е«яюще© справ夫ив®стью, н® чт® ®на и¬еет прав® и ®бя§анн®сть ®тступать ®т нее т®г¤а и т®«ьк® т®г¤а, к®г¤а эт®г® требует ﮤ¤ер¦ание наци®на«ьн®-¤ух®вн®г® и г®су¤арственн®г® бытия нар®¤а.
:Г®су¤арств® как ¤ух®вны© с®ю§ §аинтерес®ван® не в т®¬, чт®бы устранить ¤ух®вные р৫ичия ¬е¦¤у «ю¤ь¬и, н® в т®¬, чт®бы ®беспечить эти¬ р৫ичия¬ св®б®¤ны© тв®рчески© исх®¤, п®«н®ту бытия и ¦и§ненн®е при¬ирение. Пере¤ «иц®¬ эт®© §а¤ачи ф®р¬а«ьн®е уравнение бу¤ет всег¤а ¤ух®вн® пр®тив®естественны¬; арист®кратическая ¦е сущн®сть г®су¤арства иск«ючит ег® и в с¬ыс«е п®«итическ®© при嬫嬮сти.
О¤нак® на сମ¬ ¤е«е с®циа«ьная справ夫ив®сть с® все¬ не с⮤ится к ф®р¬а«ьн®¬у уравнению грতан. Она с®ст®ит в беспристрастн®¬, пр夬етн®¬ учете, при§нании и ®грতении кত®г® ин¤иви¤уа«ьн®г® ¤ух®вн®г® субъекта в® всех ег® существенных св®©ствах и ®сн®вате«ьных притя§аниях. Эт® §начит, чт® сущн®сть ее не в с«еп®те к че«®вечески¬ р৫ичия¬, н® в при§нании их и в присп®с®б«ении к ни¬. ‘®циа«ьная справ夫ив®сть с®все¬ не уравнивает «ю¤е©, т.е. не <утвер¦¤ает> их ®¤инак®в®сти, к®т®р®© на сମ¬ ¤е«е нет, и не <¤е«ает> их ®¤инак®вы¬и, чт® на сମ¬ ¤е«е и не⮧¬®¦н®. Она требует, в®-первых, ®¤инак®в®г® пр夬етн®г® беспристрастия в расс¬®трении че«®веческих сх®¤ств и р৫ичи©, в®-вт®рых, уст®©чив®г® с®¤ер¦ания ¤«я тех ¬ери«
и ¬асштаб®в, п® к®т®ры¬ с®вершается эт® расс¬®трение, и, в-третьих, ¤е©ствите«ьн®г® с®®тветствия ¬е¦¤у ¤анны¬ р৫ичие¬
и свя§уе¬ы¬и с ни¬ прав®вы¬и и ¦и§ненны¬и п®с«е¤ствия¬и. П®нятн®, чт® справ夫ив®сть в таꮬ <распре¤е«яюще¬> §начении требует прав®в®г® неравенства и с®§¤ает ег®, свя§уя, напри¬ер, пуб«ичную ¤еесп®с®бн®сть (г®«®с®вание, с«у¦ба) с и§вестны¬ ¤ух®вны¬ цен§®¬ и«и в⮤я ﮤ®х®¤н®е пр®грессивн®е ®б«®¦ение.
И в®т, принципиа«ьн® г®в®ря, в«асть свя§ана распре¤е«яюще© справ夫ив®стью, и к®рыстн®е п®пирание ее ник®г¤а не
пр®х®¤ит е© бе§нака§анн®. Ре¦и¬, ﮤ¤ер¦ивающи© бе§ ¤®стат®чных ®сн®вани© несправ夫ивые приви«егии есть ре¦и¬ пр®тив®п®«итически©: ®н ꮬпр®¬етирует ¤®ст®инств® г®су¤арственн®© в«асти и ﮤрывает в®«ю к г®су¤арственн®¬у е¤инению. ’ак®© ре¦и¬ не ¬®¦ет быть пр®чен, иб® ®н са¬ в®спитывает те центр®бе¦ные си«ы, к®т®рые ран® и«и ﮧ¤н® р৫®¦ат ег® и п®ставят в®пр®с ® сମ¬ существ®вании г®су¤арства. И т®г¤а - и«и п®«итически© с®ю§ п®гибнет, и«и ¦е в®сстан®вится ег® сверхк«асс®вая прир®¤а. Эт® ¬®¦н® выра§ить так, чт® всяк®е ®тступ«ение в«асти ®т справ夫ив®сти, всяк®е неу¤®в«етв®рение ¤ух®вн®-верн®г® интереса грতан - ¤®«¦н® быть ®ткрыт® ®прав¤ан® пр夬етны¬ ука§ание¬ на п®«итическую не®существ謮сть ®братн®г®: справ夫ивы© интерес ¬®¦ет быть и ¤®«¦ен быть ®став«ен бе§ у¤®в«етв®рения, и«и <уре§ан>, и«и <®т«®¦ен>, ес«и ег® у¤®в«етв®рение угр®¦ает сମ¬у существ®ванию г®су¤арства и«и нан®сит ущерб наци®на«ьн®-¤ух®вн®¬у ра§витию. Не«ь§я в⮤ить в® и¬я справ夫ив®сти так®© г®су¤арственны© стр®©, к®т®ры© п®губит сମе г®су¤арств® и«и р৫®¦ит и п®гасит ¤ух®вную ¦и§нь нар®¤а: иб® справ夫ив®сть с«у¦ит ¤уху, а не ¤ух - справ夫ив®сти. Не«еп® ®существ«ять п®«итическ®е <внутреннее пр®тив®речие>, §ная §аранее ® ег® ¦и§ненн®© ®бреченн®сти: не ст®ит б®р®ться §а справ夫ивую ¦и§нь с те¬, чт®бы п®губить и справ夫ив®сть, и ¦и§нь. И¬ущественн®е уравнение ®с®бенн® в ус«®виях капита«истическ®г® пр®и§в®¤ства и при ни§к®¬ ур®вне прав®с®§нания ¬®¦ет п®с«у¦ить при¬е𮬠так®© п®«итическ®© не-®существ謮сти.
’ак®вы ®сн®вные акс讬ы в«асти. И ¬®¦н® ска§ать с уверенн®стью, чт® гря¤ущая су¤ьба г®су¤арственн®сти свя§ана с их усв®ение¬ и ®существ«ение¬. :

<< ╧Ёхф√фє∙р 

ёЄЁ. 12
(шч 12 ёЄЁ.)

╬├╦└┬╦┼═╚┼