стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>






Геннадий Мир




КРИТЕРИОЛОГИЯ. ПОТОКИ СОЗНАНИЯ




Открытие критериальности Природы
Универсальное научное знание
Медицинская модель общества
Причина смысла и доминанты
Что такое психика и ум
Современная психология
Единая теория поля физики
Причина и будущее парапсихологических феноменов
Бесконечные Источники Любви, Разума и Жизни
Врачи живут меньше пациентов на 15 лет
Геном Человека - это замочек без ключика
Снова к полигамии






ББК 53.57
М63






Мир Г. Критериология. Потоки Сознания.– Тула: ИАМ, 2001, 72 с.

Настоящее издание является кратким изложением практики, теорий, методов и приёмов автора и составлено по его неизданным книгам в области практических основ духовной психологии и философии жизнеутверждения, целительства и самоисцеления, парапсихологии и смысла Жизни, альтернативной медицины и критериологии. Основано на анализе оценок, синтезе их в критериально-оценочном пространстве и обучении применения их в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. Целью настоящего издания является знакомство непрофессионалов и профессионалов в области философии, психологии, парапсихологии, социологии, целительства, врачевания и просто любознательных людей с основами критериальных, то есть высших оценочных, знаний человечества и Сознания Природы. Эти знания имеют своей опорой Высшие Критерии Духовной Этики человечества. Именно поэтому они создают объединительную платформу для науки всех направлений, культуры, практики жизни, философии, психологии, медицины и религии.







Автор просит направлять свои отзывы, заявки и письма по адресу: 300031, Тула-31, а/я 2083, Мирошниченко Геннадию Георгиевичу, или звонить по тел. (0872) 44-33-67.





Формат 60х84 1/16. Гарнитура ”Таймс”. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,5.
“Институт альтернативной медицины”
Лицензия ЛР № 065402 от 16.09.97 г.




ISBN 5-89675-006-4





© Мирошниченко Г.Г., 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ
Неверные критерии приводят к безумию, то есть распаду разума.

Эта книга является весьма кратким изложением некоторых идей, гипотез, теорий и практики автора, изложенных в новых и пока неизданных книгах, написанных им после выхода в свет нескольких книг, в частности «Духовная психокибернетика» и «Наука о Душе и Жизни. Критериальное поведение», в которых даны авторская парадигма Мироздания и некоторые теории и гипотезы.
К большому сожалению, за пределами этой небольшой книжки остались многие идеи и гипотезы автора: о механизме сна как о режиме настройки организма на оптимум согласно природным критериям, минуя проявленное сознание, о механизме самоконтролируемого аутотранса как о самом большом ближайшем методе оздоровления, о геноме как системы, которая имеет видимую организменную, клеточную часть, и невидимую неорганическую внеклеточную часть, совпадение которых и заставляет нечто становиться организмом, о философии жизнеутверждения, о пространствах смысла, о принципах и свойствах сознания и многое, многое другое.
Неоднажды мне думалось: «То, о чём я пишу в своих книгах, будет востребовано наукой лет через двадцать». Но я ошибся. Что же придаёт мне смелость в моих исследованиях?
Во-первых, это успешная практика жизни, как личная, так и в занятиях с больными людьми, единственно из которой и произросли мои идеи и теории. Ибо лучшее лекарство - это совершенствование.
Во-вторых, природная любознательность и способность к обобщению «упрямых» фактов.
В-третьих, совершено неожиданно для меня результаты, теории и гипотезы, мною сформулированные, стали основой информационно-смысловой концепции в новой теории медицины и биологии, развиваемой профессором А.А. Алексеевым и его сподвижниками в Москве, книги которых издаются и в России, и в США,,.
В-четвёртых, жуткий факт жизни врачей всех цивилизованных стран, согласно которому они живут на 15 - 20 лет меньше своих пациентов.
Самый великий парадокс науки состоит в том, что она до сих пор не имела своего направления в исследовании Сознания Природы и сознания Человека. Психология попыталась это сделать, но телега была поставлена впереди лошади. Буду надеяться, что эта моя книга послужит первой ласточкой для построения теории критериально-оценочных знаний, позволяющих познать не только само наличие разума в нас, но и те основы, на которых он строится.
Речь в этой книге идёт о тех парадоксах, «упрямых фактах», которые в силу их неясности многими науками попросту игнорируются, а некоторыми с виртуозной находчивостью объясняются лженаукой, как будто сама настоящая наука произрастает не из хаоса и абсурда, а открывать уже нечего, кроме как продолжать схоластически делать анализ давно открытого. Сколько раз Жизнь смеялась уже над подобными «открытиями»!
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ПРИРОДЫ
Человечество взрослеет настолько, насколько оно может прогнозировать результаты принятия своих решений на основании познанных критериев. Прогноз «по плодам» человечество начинает перерастать.

Любая конкретная отрасль науки, хочет она того или нет через своих служителей, хотят того или нет учёные, всё равно рассматривает мир всего лишь через свою ограничительную и начальную модель - парадигму своей отрасли.
Любая научная парадигма, требующая по определению науки экспериментального или теоретического непротиворечивого подтверждения, ограничена в своём развитии именно этим главным для науки требованием логики. К сожалению, логика сама является точно таким же средством построения, вывода и доказательств новых фактов из старых, как и любая отрасль науки. Поэтому логика имеет тот же недостаток, что и любая наука: они не могут описать собой основания, на котором стоят. Ибо это основание несёт в себе смыслы более высокого уровня, ни для логики, ни для наук невидимые.
Согласно теореме Гёделя из теории множеств, определить любую науку или логику можно, лишь расширительно выйдя за пределы замкнутости их парадигм. В этом смысле они являются, по сути, таким же конкретным опытом людей, как и любой материальный или бытовой опыт. Только в быту мы более сговорчивые, чем в науке.
В любой науке или практике человек в своём восхождении в знании или умении рано или поздно приходит к некоему пределу, за которым лежит тайна, которую наука и пытается проявить для конкретного использования в рамках материального мира. «Почему?», «Зачем?», «А что дальше?» - вот вопросы, которые готовы взорвать устоявшееся, утверждённое, схематизированное, ибо всякий человек имеет возможность открыть иерархию Природы, отражаемую в любом её языке - в научном, практическом, человеческом, смысловом, Языке Сознания Природы.
Давайте ещё раз скажем, что вот эта научная модель правильна вообще, на все случаи жизни, и тут же найдутся апологеты этого научного знания, которые станут вопить о том, что любое расширительное усилие есть лженаука, которую надо всеми возможными методами выкорчёвывать, а её проповедников вешать и сжигать.
Когда психология останавливается в своём развитии на теории функциональных систем, теории личности, теории трансперсональности или любой другой, то ещё можно понять амбиции авторов теории, претендующих на своё частное (!) открытие, но нельзя понять их последователей, которые будут идти за ними и нанизывать одно открытие на другое. Нет и не будет в нашей науке открытия, которое бы закрывало все остальные и последующие. Это смешно, по-детски, но, к сожалению, это кроваво, ибо включает в действие диктаторское проявление свободы как вседозволенности стоящего у власти человека.
Физики сами уже признают, что физика перестала быть физикой. Подобным признанием грешат и медики, и психологи, и философы, ибо наука и практика всё больше интегрируются в новое знание целостного, вселенского масштаба, стирая границы разных наук.
Автор однажды увидел критериальную основу Природы как объединяющую платформу знаний для науки, практики жизни, медицины, психологии, философии, религии.
К сожалению, наука переживает сейчас пока ещё период варварства и каннибализма, диктуя до сего времени авторитаризм и запрещая развивающие исследования. Она напоминает старость, исковерканную современной медицинской моделью общества, целью которой является внушение нам культа бездуховности, болезни и смерти.
Я удивляюсь, когда читаю в книге по какой-нибудь науке о системообразующих факторах. Уровень кибернетической образованности даже авторов-академиков таков, что они до сих пор не поняли, что система только тогда становится таковой, когда в ней активно действует критерий как функционал, или целевая функция. Именно функционал оптимизации, или самоорганизации, является, прежде всего, системообразующим фактором или главным ресурсом нематериального происхождения. Что говорить о гуманитариях, если даже в открытии Нобелевского лауреата физика И. Пригожина этого нет!
К сожалению, понимание того, что самоорганизация и жизнь связаны системно через существование и действие природных критериев, пока ещё среди учёных и практиков не достигнуто. Я говорю об открытии Критериальности Природы, которая в понятии системности переводит акцент с объекта рассмотрения в его замкнутости существования в виде элементов и связей между ними на внешний по отношению к объекту признак, подчиняющий поведение объекта в среде его существования некоему высшему закону.
Некорректность многих научных положений и теорий в этом плане бьёт по глазам.
Поэтому, например, психологические теории являются не просто неполными, они могут давать противоположные реальности результаты и дают их, когда ограничения в них касаются таких существенно центральных положений, как системность и критериальность. И никакое целепологание и сведение к разуму не спасает от катастрофических ошибок, ибо целостная картина ускользает от взгляда исследователя.
Такой ошибкой при психологическом подходе к исследованию сознания является первичность психики над сознанием. Глобальный критерий проявленной части сознания человека зависит от критериального пространства именно этой проявленной части, то есть от процесса осознания. Глобальный критерий развития всего целостного организма человека, конечно же, никак не совпадёт с ним, как бы мы ни напрягались, ибо первый из них выбирается субъективно, как для части относительно целого, и часто в открытом противоречии с природными проявлениями.
Но никто не будет отрицать факта, что иерархия самоорганизации Природы отражает и иерархию частных критериев самоорганизации на критериальном дереве с вершиной в виде некоего Глобального Критерия Природы. Чем является этот Глобальный Критерий Природы для субъективной части сознания человека пока понять нельзя, ибо именно он как целостность высшего порядка объективно определяет всё в Природе, а быть определённым не может. Но он существует и проявляется в феноменологии бытия через самоорганизацию Вселенной. И выводить его за скобки рассмотрения в любой науке лишь по причине того, что это, якобы, Бог, а науки, видите ли, не исследуют Бога, – и некорректно с позиций науки, и просто глупо по-человечески. Наука не должна быть глупой до такой степени.
Поэтому автору видится новый ресурс развития человечества, прежде всего, в прямом использовании критериальности Природы и в практике, и в науке гуманитарного направления: в психологии, философии, медицине. И не надо чураться того, что новые знания открывают единственный путь восхождения к признанию за духовным началом человечества его вершины. Наоборот, именно этот аспект позволяет однозначно заявить об общем научном и практическом основании для всего человеческого знания и избежать в его развитии тупиковых и немирных путей.
Прогностическая отрасль человеческого знания с учётом естественной критериальности получает не только могучий метод позитивного прогноза в соответствии с требованиями самой Природы, но и метод выявления многих негативных последствий при их нарушении.
ОТКРЫТИЕ КРИТЕРИАЛЬНОСТИ ПРИРОДЫ
Луч, который вышел из волшебной палочки, достиг зеркальной сферической вершины горы и осветил вокруг так далеко, как до того не смогла осветить ни одна свеча.

Эта книга, как и все другие книги автора, обобщила представления в области исследования Сознания Природы. Автор принадлежит к тем людям, кто считает, что пока что человечество искало подходы для познания Сознания.
Теория Критериальности Природы, сформулированная мною в моих книгах, даёт прекрасную возможность использовать её для прогнозирования и развития сложных иерархических природных и искусственных систем, неважно в какой области эти системы рассматриваются: в физико-технической, медицинской, в лингвистической, социологической, кибернетической, психологической, философской или в области изучения сознания в целом.
Укажу некоторые выводы, обосновывающие открытие критериальности Природы.
Если мы говорим о структурах и системах, то нужно объяснить разницу между ними. Структурой можно выразить практически всё в виде элементов и связей между ними.
Системой структура станет только тогда, когда вся она окажется погружённой в поле ресурсов и пронизанной деревом критериев, которым в соответствии с ними и согласованно им будет подчиняться работа, функционирование каждого элемента и всей структуры в целом.
Без такого согласованного взаимодействия системы быть не может.
Только так система становится способной выполнять задания, осуществлять свою функцию и существовать в динамике, то есть во времени.
Любая функция времени, любая система или любой процесс, если они характеризуются хоть в какой-то степени устойчивостью, взаимно однозначно отражаются в своём критерии, функционально задаваемым своим конечным значением и видом.
Критериальность Природы проявляется при проведении системного анализа. Она не является явной; психология, физиология, биология, физика и другие науки ею не оперируют. Лишь теория оптимальных систем и некоторые разделы математики используют понятие критерия как функционала.
Самым объективным является то, что Бесконечные Источники Любви, Разума и Жизни постоянно подпитывают всё материальное, даже неживое, накачивая их всеми необходимыми видами энергии-смысла.
Начало процессу самоорганизации будет положено, когда структура, ресурсов, «поля плодородия» – пространства существования, – будет «знать», что для этого делать.
А это произойдёт, когда она станет пронизываться всем полем критериев.
Только при таком процессе включения в «поле плодородия» критериев возникают условия для протекания автоматических процессов природного синтеза.
Критерий преобразуется в видимую, хорошо осязаемую по своему напору доминанту, обладающую не обычным магнетизмом, а скрытым, не обычным притяжением ресурсов, а высшим.
Так критерий становится обладателем и повелителем всех функциональных принадлежностей в организме для решения задачи оптимизации – минимизации или максимизации – выделения, концентрации, «материализации» того, что мы называем смыслом.
Такая материализация критерия в смысл происходит в тонкоматериальном поле сознания в таком виде, что смысл становится доступен сознанию.
Доминанта всегда содержит ядро будущего смысла и поле притяжения.
Доминанта – это устойчивая система самоорганизации, обладающая смыслом своего уровня, более высокого, чем уровень её проявления.
Доминанта обладает разной степени силой, или потенциалом, своего поля притяжения.
Природа через работу физических полей, видимо, избрала Человека, чтобы на нём закончить первый этап создания своего Зеркала. Этот этап завершился, когда Человек стал разговаривать, думать и творить.
Говорят, что с помощью Человека Природа познаёт самоё себя. Думаю, что не только в познании состоит миссия человечества на Земле. Ибо Человек и человечество являются частью громадной самоорганизующейся системы, преобразующей мир.
Физика не изучает сознание в его полноте. Она в принципе этого делать не будет, потому что она изучает лишь материю без мысли.
Когда материя наделяется мыслью, физики сводят её к немыслящей, случайно способной на неожиданности, неопределённости.
Вся квантовая механика, квантовая термодинамика, вообще всё направление квантовых исследований замечательно иллюстрируют обессмысленный подход науки прошлого к исследованию мыслящей материи.
Я предлагаю новое определение Жизни: Жизнью называется всё то, что обладает любой устойчивой формой сознания.
Сознание есть способность материальной структуры к самоконтролю, к самоорганизации, к самоопределению и к саморазвитию.
Проявленность сознания заключается в двух основных моментах: в замыкании обратных связей на любом природном уровне через себя и в сознательном оперировании критериями при выделении и наращивании новых смыслов, получаемых как из неопределённой, так и из определённой информации.
Объективное существование сознания, адекватного, то есть несвободного от ограничений материи, и виртуального, то есть свободного от ограничений материи, бесспорно, доказывает факт существования второго после Материи атрибута Мироздания – Критериального.
Сегодня можно достаточно чётко формулировать: в каждой точке Вселенной всегда действует одна и та же Критериальность Природы безотносительно к пространству и времени, которая и обуславливает самоорганизацию Природы на всех её уровнях.
Критериальность Природы организует смыслы в самостоятельно существующие объекты Жизни, как в виртуальные, так и в материальные, как в положительные, так и в отрицательные с точки зрения развития.
Критериальность Природы, как и время, является одной из форм Бесконечного Источника Жизни, форм, проявленных в адекватном сознании, то есть выделенных в материальном мире.
Я каждого Человека является такой же, но только виртуальной, формой Критериальности Природы в проявленном сознании Человека.
Именно Критериальность Природы позволяет нам сохранять память и прогнозировать, самоопределяться и самосовершенствоваться в силу однозначности своей устойчивости.
СВОЙСТВА СМЫСЛОВЫХ СИСТЕМ
Чтобы понимать друг друга, надо верить в то, что в Природе существует Посредник, и мы ему доверяем.

Иерархические природные системы смысла являются квазиортогональными и квазиоднонаправленными относительно своих уровней. Они имеют несколько генеральных свойств.
Первое свойство: корреляция уровней между собой в них мала и определяется смыслом понятия или элемента более нижнего уровня.
Второе свойство: при движении дивергентного потока смыслов снизу вверх по иерархии смыслов влияние смысла нижнего уровня на смыслы верхнего уровня несравнимо мало с влиянием смысла высокого уровня на смыслы нижнего.
Отсюда существование нарушения законов нижнего уровня со стороны смыслов верхнего уровня без согласования со смыслами нижнего уровня.
Третье свойство: в кавазиортогональных иерархических системах смысла, коими являются все природные системы, на каждом уровне в процессе выделения смысла происходит естественная неуравновешенная поляризация смыслового поля – выделение из него, как минимум двух противоположных смыслов, слабо уравновешивающих друг друга.
Степень их неуравновешенности вызывает изменения на более высоком уровне смысла во всех обобщённых понятиях, куда входят эти смыслы нижнего уровня, причём, знак этого изменения зависит от преобладания одной противоположности над другой.
Вспоминая, что смыслом пронизаны и физические поля, утверждаем, что именно поэтому возникают необъяснимые явления в пространстве, известные как торсионный эффект.
Четвертое свойство: Один уровень смысла от другого отделён своего рода фазовым переходом, характеризующимся своеобразным барьером энергии-смысла.
Выход на более высокий уровень смысла обеспечивается природной энергетической флуктуацией смысла (эффект квантования потока), благодаря которой определённые смыслы преодолевают энергетический барьер. При этом происходит снижение природной энтропии, самоорганизация.
Классическая и квантовая физика, вторгаясь в микромир, на самом деле вторглась в Сознание Природы.
Каждое твёрдое, газообразное, жидкое, плазменное тело, физическая или виртуальная частица есть концентрация природного смысла, который имеет свою форму представления.
Всё в мире питается за счёт Бесконечных Источников Энергии-Смысла. Иначе бы в условиях открытости природных систем нас уже давно бы догнала физическая смерть.
Мы видим непрерывное бесконечное движение природных форм, выражающееся для неравновесных физических систем, в том числе и живых, в процессах флуктуации, в самоорганизации, в самофокусировке, в волновых явлениях, в фазовых переходах и в другом.
Создавая законы, Природа, чтобы движение было бесконечным, идёт на нарушение законов низкого уровня, что уже давно фиксируется в целом направлении объяснений физики микромира виртуальными представлениями.
Самый большой парадокс современной физики состоит именно в этом: учёные-физики уже давно вводят в свои теории влияние Метасознания, или природную критериальность, как виртуальность их микромира. Ибо виртуальность в принципе означает не столько отход от законов сохранения, сколько допущение других, пока неизвестных законов.
Виртуальность в физике обоснована только опытными данными. Она не может быть обоснована восхождением по физическим смыслам снизу. Так проявляется ограниченность физики и опыта – в своём описании они однонаправлены и некритериальны.
Пятое свойство: Непознанный смысл для сознания – это непрозрачный для понимания объект, который не встраивается ни в одну систему, не притягивается ни к одному другому смыслу, но резко снижает качество контактирующих с ним смыслов.
Постепенно в процессе познания этот объект, имеющий лишь скрытый смысл, начинает приоткрывать себя. Появляется его смысловая прозрачность, выражающаяся в степени прозрачности, которая со временем только растёт. В этом проявляется аналог термодинамической энтропии – смысловой энтропии. Понятие вообще информации пусто и вредно. Информация может быть только смысловой.
Проявляющийся со временем смысл объекта приводит к потере этим объектом замкнутости, закрытости и появляется открытость, притяжение-отталкивание, валентность и другие отношения с объектами из мира окружения.
В какой-то мере можно сказать, что объект, проявляя или выделяя смысл как энергию замкнутости, в какой-то степени теряет свою целостность, ибо он встраивается в систему смысловых понятий и становится зависимым.
С другой стороны, объект, пока он не проявлен своим смыслом, является практически несуществующим для смысловых систем. В лучшем случае он для них существует в виде ненаблюдаемого объекта, неидентифицируемого возмущения, шума, флуктуации или чего-нибудь подобного, нарушающего известную структуру.
Шестое свойство: Флуктуации как процессы, переводящие системы на другой уровень смысла (при фазовых переходах) имеют не случайную природу, как то принято в физике, а природу самодвижения, имеющую начало в Бесконечных Источниках.
Флуктуации представляют собой особую форму проявления Бесконечных Источников Энергии-Смысла в материальном и тонкоматериальном мире. Они имеют главную направленность только на одно: на проявление действия Критериев Природы в самоорганизующихся системах разного уровня. Они проявляют поисковые движения при настройке любой природной системы на экстремум, задаваемый соответствующим Критерием Природы.
Медицина, во многом освоив грубоматериальное, всё более впитывает в себя методы лечения, основанные на полевых воздействиях: электромагнитных, тепловых, лазерных, радио, СВЧ, КВЧ и др. Более того, полевое рассмотрение организма она распространяет на свои методы в диагностике и лечении, в которых не применяется пока критериальный подход.
Над медициной как над основной человеческой практикой стоит множество наук. Но среди них нет пока ни одной науки, которая бы соединила в себе знания о душе, сознании и жизни вместе. Такое соединение возможно лишь через признание независимости действия Критериев Природы.
Создав Человека, Природа возвысила и, одновременно, унизила его, давая ему свободу выбора и тут же её ограничивая рамками своих Критериев.
Завершая этот раздел, хочу повторить ещё раз: признание самоорганизующего начала в Природе автоматически влечёт за собой признание первичности действия в ней её Критериев, вызывающих оптимизацию при самоорганизации. Ибо самоорганизация и есть оптимизация.
КРИТЕРИОЛОГИЯ
Не надо жаловаться на то, что Бог не помогает нам. Это сущая неправда. Бог задает Истину, Законы Законов – критерии Духовности – и ждет, как мы сами, живя в соответствии с этими Критериями, будем следовать им своею душою и своею жизнью.

Благодаря широкой практике автора возникла новая обобщающая наука – критериология, изучающая критериальные, то есть оценочные, поля Природы и предлагающая пересмотреть наши приоритеты в сторону общечеловеческих духовных. Частные науки всего лишь познают Критерии Природы как законы, законы законов, принципы и прочее. И хотя многие исследователи и философы мечтали об общей организующей науке, имеющей максимальное утилитарное значение, подходили они к ней с частных позиций отдельных наук, которые больше ограничивали, чем давали толчок к развитию. И лишь философское обобщение кибернетики дало искомую основу.
Критерий – это мерило, дающее возможность оценивать то, о чём идёт речь или оценивать смыслы вообще в любой системе. Критерий – это такое математическое или физическое, качественное или любое другое языковое представление (в математике – функционал), которое при функционировании любой системы самоудовлетворяется путём его минимизации или максимизации. Поэтому справедливо представление критерия живого организма в виде отражения его самоудовлетворяющегося показателя.
Поэтому критерием можно назвать главную или обобщённую потребность организма или системы. Кроме главного, глобального, критерия существуют и локальные критерии подсистем, которые образуют критериальное дерево, вершиной которого является глобальный критерий.
Я выделяю, таким образом, критериальный уровень в иерархии уровней как высший природный уровень, формализованный уровень удовольствия или чувственности объектов Жизни. Этот уровень обладает свойством быть описанным математически через множество критериев, функциональных форм – функционалов.
Таким образом, чувство удовольствия в живых системах является отражением процесса удовлетворения, который можно поставить во главу устойчивого функционирования любой системы, не обязательно самоорганизующейся. Самоорганизация как генерализованный процесс крупной системы, состоящей из более мелких систем и подсистем, чаще всего отражает процессы поддержания динамического равновесия в соответствии с глобальным критерием в системах любого происхождения и в условиях с существенно меняющейся динамикой среды существования и ресурсов.
Критерий является тем математическим представлением в цепи Природы, с которого начинается чувство, ощущение, страсть, желание, стимул, мотив, детерминанта, смысл и другие переменные состояния живого объекта, простые и обобщённые.
Фактически живое отличается от неживого тем, что в живом критериальность систем выражена более выпукло, более представимо, более динамично, более разнообразно, вплоть до крайних, пороговых значений и состояний, квалифицируемых как страдания. Удовлетворение потребности – это удовлетворение критериев.
Поскольку критерии оперируют смыслами, то и сами они выступают как высшие в относительном или абсолютном представлении смыслы.
Критерием может быть всё – любая идея, любая способность, любой принцип, любой закон, любая вера, любое соотношение, любое совпадение или несовпадение, любой элемент, – главное, чтобы этот элемент выступал бы мерой информации: количественной (больше-меньше), качественной (хорошо-плохо), моральной (добро-зло), чувственной (тепло-холодно), рациональной (порядок-хаос), ценностной (важно-неважно) или душевной (люблю-ненавижу) и других видов смысловой информации.
К сугубо критериальным понятиям следует отнести понятия веры, счастья, любви, хотя можно представить их в виде высших состояний. Это значит, что через состояния передаются нам голоса критериев.
Работа критерия всегда предшествует образованию смысла в системе самоорганизации. Смысл - это явное и концентрированное проявление доминирующего критерия по истечении времени самоорганизации в системе. Действие критерия и смысла выражается через доминанту в состояниях организма, отражающихся в понятиях языка, главной характеристикой которых является их смысловая иерархическая многомерность.
Чтобы оценивать науки, знания, деяния, мысли, идеи, необходимо выделить Высшие Критерии Природы и привлечь к ним внимание учёных и неучёных. Ими на данном этапе являются, учитывая существование Духовного Максимума Вселенной, Критерии Духовной Этики, передаваемые человечеству через Великие Духовные Учения.
Необходимо в связи с этим сформулировать высший принцип природной адекватности, отражающийся в природном метаболизме: когда мы встраиваем свои личностные критерии, принятые человеком для повседневного руководства, в поле созидательных Критериев Природы непротиворечивым образом, то мы – созидатели положительного нового. Если же наши критерии противоречат созидательным природным, то мы – разрушители.
Известно, что глубина научности любой теории может быть проанализирована с точки зрения методологических критериев научности: универсальности, согласованности (непротиворечивости), простоты, объяснительного потенциала и наличия предсказательной силы.
Универсальность критериологии обеспечивается применением универсального математического языка описания явлений и процессов в виде математических моделей систем (теория систем, теория оптимизации, теория управления, теории идентификации и другие) и представления их с включёнными в их состав и принятыми для их функционирования критериями. Любой критерий можно описать в виде математического функционала с разной глубиной детализации системы при выделении глобального её критерия.
Согласованность (непротиворечивость) критериологии достигается обязательным выполнением требования единства представления как природных систем, так и систем, создаваемых людьми, на основе принципов природной целостности, подразумевающей наличие согласованной работы подсистем под управлением природного критериального дерева. Особенно это важно для пограничных областей, когда согласованность зависит от степени развития общего оценочного поля.
Простота и наглядность критериологии проистекают из кибернетических представлений систем и их критериального дерева. Единая система Природы имеет свой Глобальный Критерий развития и глобальный критерий развития Человека как системы, включающей в себя все возможности самой Природы, для надстройки существующей иерархии живых систем новым уровнем интеллектуальных систем, естественным и непротиворечивым образом вписанных в Природу.
Объяснительный потенциал критериологии определяется качественной и количественной стороной её математической и кибернетической основы, а также объяснительным потенциалом любой другой отрасли знаний человечества, представляемой количественно и качественно как естественной части одной глобальной системы знаний, при выделении её оценочных полей в общем оценочном поле Природы.
Наличие предсказательной силы критериологии определяется непосредственно как целостностью и завершённостью формальных представлений, так и согласованностью применяемых критериев во всех подсистемах, природных и неприродных, а также простотой и наглядностью интерпретации таких важнейших для Человека понятий, как добро и зло на каждом уровне иерархии критериального дерева. То есть предсказания начинают наполняться нравственной сутью.
Знание глобального критерия, действующего в системе, позволяет определить уровень, к которому принадлежит система: духовный критерий выводит систему на духовный уровень, животный, материальный критерий – на материальный, критерий разума - на уровень логики языка.
Материализм никогда не поднимался выше критериев Жизненного Потока. Диалектика никогда не поднималась выше критериев разума. Ни то, ни другое не могли дать истинной цели развития Человека и человечества. Но мы можем не намечать цель нашего движения вообще, если мы в своём движении понимаем и видим, как и какой природный критерий удовлетворяется при этом, и осознаём его положительность для человечества.
Этот вывод является весьма важным, ибо явно выделить общую цель в сложном будущем природном развитии для Человека Сегодняшнего пока не представляется возможным. Ориентация же Человека на удовлетворение главных положительных природных критериев даёт основание иметь гарантию хотя бы неразрушающего воздействия Человека на Природу.
ПРИНЦИПЫ КРИТЕРИОЛОГИИ И ЗАКОНЫ ПРИМИРЕНИЯ
Насилие человека над человеком отражает действие критериев разрушительной части метаболизма Природы. Одной из задач Человека является не принимать эти критерии за главные.

1. Принцип определённости. Критериология - это наука о критериях и их влиянии на живые и неживые системы. Она впитала в себя несколько дисциплин: теорию функционалов, теорию оптимизации, теорию самоорганизующихся систем, философию, кибернетику, психологию и многое другое. Критериология может быть представлена своей математической частью и частью гуманитарной. Это единственная наука, которая подводит реальное детерминированное математическое основание под понятия психологии, философии, медицины и другие гуманитарные знания.
2. Принцип необходимости самоорганизации и устойчивости Природы. Природа иерархична, то есть она ранжируется по уровням, каждый из которых образует систему матрёшек, вложенных друг в друга, либо дерево уровней, в структуре которого подчинение осуществляется снизу вверх. Ранги уровней определяются действующими на них критериями, образующими дерево критериев. Иерархичность Природы полностью определяется критериями этого дерева.
3. Принцип достаточности самоорганизации в устойчивости Природы. Главный принцип: в Природе существует её глобальный критерий, обеспечивающий её самоорганизацию и устойчивость как главной суперсистемы, и критериальное дерево подчинённости и соподчинённости критериев систем, входящих в главную суперсистему, то есть её подсистем.
4. Принцип функционала. Критерий - это оценка, соотношение, количественное или качественное сравнение, мера тождественности некоторому эталону или расхождения от него, причём эта мера в общем случае является изменяемой во времени. В частном случае оценка или мера может быть неизменяемой во времени. Математически критерий в устойчивых природных системах выражается через форму оптимизирующегося функционала.
5. Принцип вторичности доминанты. Выбранный критерий определяет доминанту сознания, которая, в свою очередь, придаёт смысл протекающему процессу самоорганизации.
6. Принцип перераспределения ресурсов. Фактически критерий перераспределяет процессы ресурсного обеспечения системы. В сознании работа критерия меняет напряжённость поля сознания. В виду того, что последнее анизотропию, при этом меняется кристаллическая динамическая структура поля сознания. Значения критерия во времени меняется в широких пределах. Максимальное его значение отражает наибольшую скорость процессов ресурсообеспечения.
7. Принцип двуполярности ресурсов. За ресурсы принимаются не только материальные потоки и запасы, но и информационно-смысловые поля. Ресурсами в общем случае могут быть любые воздействия других систем, в том числе также увеличивающие созидательный потенциал критерия, или его снижающий.
8. Принцип смены критериев. В живых системах смена критериев происходит как в зависимости от изменений более высоких по рангу критериев, так и в зависимости от степени самостоятельности системы. Нулевые значения критерия означают выключение его действия на систему.
9. Принцип необходимости как справедливость. Справедливость есть отражение подчинения уровней иерархии критериального дерева. Критериология необходима там, где нужно обосновать принципы свободы или, по-другому, права и обязанности субъекта в отношении с объектом. Причём, соотношение прав и обязанностей может варьироваться в широких пределах, что естественно вызывает разные правила игры партнёров - от полного порабощения до полной разнузданности. И то, и другое является крайностями проявления свобод.
10. Принцип примирения. Говоря о законах примирения в самоорганизующейся Вселенной, хотелось бы выявить именно ту часть критериального знания, которая до сих пор сильно умалялась учёными и практиками применительно к сознанию человека. Законы примирения всегда касаются двух и более сторон, неважно как они выглядят в материальном мире. Это могут быть люди, семьи, общества в разных формах, человек и общество, даже разные субличности одного и того же человека. Но это всегда части Сознания Природы. Не только над Природой победа опасна, человек всегда остаётся в личном одиночестве, если становится победителем. Победа всегда разжигает негативные инстинкты: ненависть побеждённых и презрение победителя.
Из рассмотрения критериальных взаимоотношений разных живых и неживых природных систем можно выявить закон адекватного действия. Этот закон равносилен третьему закону Ньютона в физике: действие равно противодействию. Однако, речь идёт о действиях, наделённых смыслом, доминантой и критериями одного уровня сознания. Для человека действие этого закона проявляется в выделении смысла из любых информационных полей, и переводе их в поля информационно-смысловые.
Развитие двух и более взаимодействующих систем адекватно или справедливо, если выполняются принципы:
11. Принцип смысла. В отношении общего смысла действие обеих сторон обязано иметь одинаковое по уровню оправдание на более высоком уровне, чем уровень, на котором оно развивается.
12. Принцип доминанты. В отношении общей доминанты действие обеих сторон должно доминировать над другими действиями настолько, что обе стороны оперируют ресурсами одного порядка.
13. Принцип уровня. В отношении критериев, применяемых обеими сторонами при оценке и оптимизации своих действий и действий партнёра, уровень критериев должен быть одного порядка сложности и высоты организации и самоорганизации.
Если ограничения, о которых идёт речь сейчас, нарушаются, то необходимо говорить о законе неадекватного действия: неадекватно друг другу то, что не имеет между собой критериального соответствия.
Может показаться, что наука критериология формулируется в виде некоей сверхфилософии, в которой объясняется, зачем существует сам мир и, естественно, сама критериология. Однако автору видится, что она, скорее всего, будет развиваться не сама по себе как наука академическая, а лишь в прикладном значении подобно кибернетике.
СОЗНАНИЕ С ПОЗИЦИЙ КРИТЕРИОЛОГИИ
И Бог и дьявол чаще и сильнее всего проявляется в самом близком и в самом любимом человеке. Через любимых людей им действовать легче всего. Через самое любимое дело – тоже.

Если мы попробуем вникнуть в суть научных определений понятия сознания, то ужаснёмся: совершенно неясно, что же это такое есть на самом деле. Какое-то эфемерное «облако в штанах». Прежде всего, поражает сугубо материалистическое понимание и сознания, и психики: то и другое представляется учёным как продукт производства какого-то абсолютно «чёрного ящика». Другой, похожий, взгляд на сознание рассматривает его как качество происходящих где-то количественных изменений.
Я же убеждён в том, что о сознании нужно говорить, как о системе или подсистеме самоорганизации, проявление деятельности которой, отражение, происходит во всех пластах, уровнях материи и нематерии. Конечно, можно заявлять, что сознание является лишь качеством материального мира, однако, ведь говорим же мы о виртуальном сознании безотносительно к ограничениям физического мира.
Трудно разобраться в том, насколько противоречиво понятие сознания, принятое в науке, ибо оно характеризует собой самый высший уровень человеческого знания. Категорию сознания определяют путём отождествления её с другими высшими категориями, находя таким образом общее при их пересечении с позиций выбранного критерия.
Гипотезы находят своё подтверждение или неподтверждение на практике. Учитывая, что практика не может дать один критерий для широкого диапазона условий, любая принятая для употребления в языке категория оказывается истинной лишь в определённом пространстве условий и критериев.
Сознание Человека всегда больше отождествлялось с психикой, чем с логикой, хотя иногда под сознанием понимают как раз язык, то есть его сугубо детерминированную часть природной логики, отбрасывая фактически его стохастическую наполняемость и богатство. На самом деле Природа стохастична, случайна в той мере, насколько Человек невежественен. Под покровом случайности лежат природные пласты и уровни, на соответствие законам и критериям которых Природа проверяет деяния Человека.
Религиозный взгляд на Человека известен: через Человека Бог проводит свою творческую волю.
Если же подходить к пониманию сознания с сугубо кибернетических позиций, то необходимо признаться, что религиозный подход намного ближе к разгадке этой тайны, чем классический психологический.
На самом деле, как кажется автору этих строк, к сознанию ближе скорее не столько логика, сколько как раз критериальная часть Природы, благодаря которой собственно и происходит оценивание, измерение, сравнение, отождествление, разделение и так далее любых одних проявлений от других. Ибо простое сравнение и выделение преобладающего параметра по какому-либо признаку характерно для любой системы и для любого языка.
Как в логике универсальной операцией является импликация «если… то…», так и в управлении, организации и самоорганизации основой управления является сравнение. Ведь измерение основано на сравнении. Детерминированность работы системы, а, значит, и выделение смысла, проявляется с появлением контроля, который полностью основан на сравнении.
Сравнение, существующее в Природе, предполагает наличие естественных эталонов сравнения, проявляющих себя через критерии. Критерии образуют пространство критериев, из которого работают в определённой системе и при определённых обстоятельствах не все его элементы, а лишь некоторые. Управление природным процессом отбора необходимых критериев осуществляется за счёт соответствующих весов, или коэффициентов. Веса отражают природную работу качественных критериев, приоритет которых выше количественных.
Чтобы проявить в поведении Человека его отношение к происходящему, то есть его критериальный уровень, Человеку даны эмоции как реакция его организма во внешнее пространство Жизни.
Зачатки сознания в системе управления – это её логические операции по восстановлению ею своего равновесия, устойчивости. Когда система начинает усложнять свою структуру, начиная от примитивной, то можно проследить некоторые тенденции по синтезу её регулятора, если на её движение наложены определённые глобальные ограничения. Такими глобальными ограничениями по отношению к Человеку является, например, требование не отрываться от поверхности Земли, то есть не летать.
Можно попытаться выделить сознание как качество регулятора. Ибо для чего ещё оно необходимо, кроме как для регулирования и выполнения возложенного на него долга? Следовательно, наличие сознания является главным требованием, предъявляемым к Человеку со стороны Природы.
Какие же требования ещё могут быть предъявлены к Человеку, кроме глобальных? Конечно, индивидуальное и коллективное творчество как создание того, что до него естественным образом не создаётся. Воспроизводство. Живучесть, иммунитет. Совершенствование.
Вторым глобальным требованием для Человека является его принадлежность Жизненному Потоку. Третье глобальное требование – это прогноз как главное состояние его сознания. Ибо только среда прогноза способна подпитывать дух человека или, наоборот, его снижать, в соответствии со своей полярностью.
Когда Сознание Природы проходит сквозь Человека, оно выливается в проявленные для человеческого сознания процессы душевные (любовь-нелюбовь), психические (поведение безотносительно к содержанию), соматические (здоровье-болезни) и разумные (творческие устремления или полное подчинение), действие либидо.
Под умом можно подразумевать лишь ту его часть сознания человека, которая связывает его с критериальным природным пространством. Знание критерия даёт возможность во многом прогнозировать развитие там, где известны условия и структура системы, ибо критерий, в соответствии с математической теорией идентификации, определяет структуру регулятора и качество процессов.
Поэтому основной тенденцией в развитии наук будет накопление в них критериальных основ Жизни, что придаст дополнительный импульс росту синтетических систем самоорганизации. В этом смысле стремление людей науки преодолеть преграды в технологии клонирования можно рассматривать как процесс совершенствования человеческого начала, когда люди перестанут быть привязанными к животному состоянию в размножении.
Именно поэтому совершенно неясна причина возражений против клонирования и генных технологий как со стороны науки, так и религии. Не этикой можно объяснить этот факт, а влияние невежества масс, с одной стороны, и корыстными интересами, с другой. Ибо как раз этика диктует нам изменить природу Человека настолько, чтобы «первородный грех», грех прелюбодеяния полностью отпал.
ГИПОТЕЗА СОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ
Кто сказал, что мы одиноки во Вселенной? Физики? И когда только они прозреют!

Автор, ставя проблему Сознания Природы, прекрасно понимает, что говорить о нём - это всё равно, если говорить о вездесущности Бога. И тем не менее, выход проявленного сознания Человека в критериальные пространства Природы требует от нас признания за нею, за Природой, ведущей роли по самоорганизации любой формы бытия. Более того, даже предлагаемые нами искусственно созданные самоорганизующиеся системы должны быть полностью совместимы с природными системами, прежде всего, по применяемым в них критериям и оценкам как в глобальном плане, так и во всех стыковочных, пограничных областях с другими системами и окружающей средой.
Пока что применяя психологические методики профориентации молодёжи и выдавая молодому человеку на руки наши рекомендации о том, что ему не рекомендуется развивать, мы совершаем преступление, ибо таким путём закрываем молодому человеку развитие в других направлениях, но, самое главное, мы создаём для него программу убийства его других способностей. Именно так плодятся ряды зомбированных роботов. И именно так не прорастают наши контакты в природное сознание.
Новое знание даёт возможность доказательно утвердить в психологии философию жизнеутверждения взамен философии жизнеугнетения.
Как альтернативный медик, трансперсональный психолог, философ, кибернетик, я изучаю на практике, подчёркиваю – на практике – Сознание Природы в её частях и в целом: сознание клетки и клеток тела, сознание общеклеточное, которое руководит экстрасенсами и абсолютно бездуховное, сознание Человека, группы и общества, сознание Жизненного Потока, который имеет главным принцип экспансии, то есть распространения своего влияния и захвата пространства, Сознание Природы в целом.
Многие процессы, происходящие в нашем сознании классическая психология и классическая философия совершенно неоправданно отнесли к функционированию скрытого от нас подсознания и этим закрыли вопрос об их исследовании. Так получилось и с пространством критериев, которыми мы вынуждены руководствоваться в своей жизни: каждый своим личностным пространством оценок.
Самый великий парадокс науки состоит в том, что она не имеет своего направления в исследовании Сознания Природы и сознания Человека. Психология попыталась это сделать, но телега была поставлена впереди лошади: на самом деле не психика формирует сознание, а наоборот: природное сознание формирует психику. Не было базы для создания такой науки. Теперь она есть - это наше оценочное, критериальное пространство. Неумение оперировать им приводит людей на грань катастрофы и к разного рода бедствиям: к неверным шагам в выборе ситуаций. Поэтому мы постоянно воюем, убиваем, разрушаем вместо того, чтобы познавать мир в счастье.
Парадоксально ещё одно - с точки зрения обывателя и науки нормальный человек - это статуя без нервов, рационалист без морали, но с чёткой целью, по-современному карьерист. Не означат ли это, что психика в Человеке является лишней или ошибкой Создателей?
Но с точки зрения Духовных Учений нормальным человек может считаться лишь тогда, когда в нём явно просматривается процесс совершенствования. А совершенствование - это не только борьба с болезнями, это, прежде всего, движение к высшему, духовному в Природе.
Как защитить высокочувствительного человека от разрушения, подсказывает критериология, прокладывая прочный мостик от понятия нормального человека к Духовной Этике. Все виды защит, иммунитет, берут начало на этой вершине.
Гипотеза Сознания Природы, которую я выдвигаю, проста:
Сознание Природы распределено в мировом пространстве с низкой плотностью.
Сознание Природы включает в себя все материальные, тонкоматериальные и нематериальные атрибуты Природы, организованные ею в соответствии с её законами и критериями.
Человек способен концентрировать Сознание Природы. Мозг есть концентратор Сознания Природы.
Человек способен организовывать в пространстве Сознания Природы управляемые с помощью своей мысли непересекающиеся между собой Потоки Сознания высокой плотности.
Плотность Потока Сознания зависит от индивидуальных особенностей человека.
Образ другого человека или какого-нибудь другого объекта является стимулом к организации Потока Сознания между ними.
Множество Потоков Сознания создают распределённую в мировом пространстве сеть Потоков, которая отражает организацию высшего уровня тонкоматериального мира Природы.
Через эти Потоки Сознания происходит суггестия, работает интуиция, передаются внутренние подсказки как информационно-смысловые сообщения.
Через эти же Потоки производится воздействие человека на человека, на событие, на время и так далее.
Человек есть не только регулятор, но и усилитель этих Потоков Сознания Природы. Физика полупроводников с её эффектами (туннельный и прочее) уже давно отражает закономерности тонкоматериальной среды как движения Потоков Сознания Природы.
Концентрированное Сознания Природы в Человеке и вокруг него образует несколько полей разной плотности: внутреннее – телесное, внешнее – аурное и связи – адаптированные к общему полю Сознания Природы потоки, связывающие сознание человека через общее поле с полями других объектов.
Информационно-смысловые посылки Сознания Природы могут производить в человеке и в его сознании эффекты разной полярности, быть нейтральными, нести смыслы прошлого, настоящего и будущего.
Смыслы Сознания Природы есть его энергия.
Смыслы Сознания Природы и смыслы, передаваемые по Потокам Сознания взаимодействуют в поле сознания человека, отражаются на структурах его организма и, как правило, производят в человеке соответствующие их модальности изменения, начиная с самых чувствительных зон, органов и систем.
Критерии, которые человек выбирает для себя в своей деятельности, являются тем самым главным и необычным звеном в его поле объектов манипуляции, которые способны полностью перераспределить все ресурсы Природы, предоставленные человеку, и изменить его организм и среду проживания.
Необходимо говорить о распаде разума – безумии, к которому ведут человека неверно выбранные им критерии.
ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ КРИТЕРИОЛОГИИ
«Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку» (Православный Катехизис. Издание Московской Патриархии, 1990).

стр. 1
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>